Нейровоздействие считается одной из самых закрытых в современной науке тем. Разработками её методик занимаются в секретных лабораториях при спецслужбах более чем 20 стран мира, а отчёты о результатах опытов, как правило, никогда не становятся достоянием гласности.
Артист эстрадного жанра Вячеслав Витало демонстрирует в одном из московских клубов простенький, с точки зрения профессионального гипнотизёра, номер. Выбрав из общей массы зрителей одного желающего (проверено лично, этот желающий «подсадной уткой» не является. – прим. Д.Б.), он вводит его в состояние гипноза и приказывает найти зажигалку в кармане своего ассистента, сидящего в зале. Дальше происходит что-то фантастическое. Словно зомби, загипнотизированный направляется в зал, подходит к молодому человеку, расстёгивает верхнюю пуговицу его пиджака и вынимает портсигар. Публика посмеивается: портсигар – это не зажигалка. Дескать, трюк удался всего процентов на восемьдесят, и маэстро ещё предстоит учиться и учиться. Но в момент, когда определённое разочарование переходит в смешок, Витало просит подопытного раскрыть портсигар. На левой стороне оного действительно закреплена крохотная зажигался. Аплодисменты.
Артист считает этот номер лишь частью «общей программы», где присутствуют фокусы, розыгрыши и даже буффонада. Но, не раскрывая его секрет, Витало отмечает, что в данном случае речь идёт о воздействии на психику человека. «Нужно просто найти того, кто поддаётся внушению. Всё остальное – дело техники, - отмечает он. – Если я, заурядный шоумен из провинции, могу проделывать такие «опыты» на столичных сценах, то что уж говорить о тех, кто действительно развивает свои способности и ставит их на службу конкретно взятой структуре?».
«Конкретно взятой структурой» и впрямь может быть любая организация. Так, например, в 1955-м году ЦРУ США распорядилось создать специальный научный центр, где должна была реализовываться программа изучения паранормальных способностей человека. К работе над попыткой понять природу сверхъестественного были подключены лучшие американские психологи, психиатры, биофизики, генетики и даже уфологи. В течение более сорока лет они день за днём составляли детальнейшие отчёты о наблюдениях над теми, кого сегодня принято называть экстрасенсами. Естественно, в этот период любое упоминание о существовании такой программы на страницах газет, радиоэфире и в телевизионных программах было категорически запрещено.
У известного писателя-фантаста Клиффорда Саймака возникли серьёзные неприятности после того, как в своей культовой повести «Все живое» («All flesh is grass») он описал работу одного из подобных секретных объектов. По сюжету, приятель рассказывает главному герою, что устроился на хорошую работу. Дескать, там платят баснословные деньги за то, чтобы просто приходить в кабинет и около часа думать. «Они прикрепляют к твоей голове всякие провода на присосках и всё. Ничего себе не делай, просто шевели мозгами и включай фантазию. Не знаю, зачем им это нужно, ведь они выбрасывают деньги на ветер. Но меня это не касается», - вещает персонаж.
И действительно, акция под кодовым названием «Мысль», суть которой заключалась в создании психотропного оружия, управляя мыслями человека на расстоянии, спонсировалась, если так можно выразиться «по-барски». Американское правительство не жалело денег, дабы доказать идею существования «государства без армии».
«Можно послать сигнал в мозг противнику, и он уничтожит сам себя, - отмечал один из авторов проекта, успешный психолог Дон Борст. – Нейровоздействие – вот что нужно для того, чтобы уничтожить тех, кто стоит на пути прогресса и демократии». Следует особенно отметить, что центры по изучению человеческих возможностей также были открыты в СССР, Китае, Иране, Ираке, Турции, Аргентине, Венесуэле, Чили и ещё примерно пятнадцати государствах по всему земному шару.
Впрочем, тема разработки «психотропного оружия» оставалась бы тайной и по сей день, если бы не угроза «глобального терроризма», уверен социопсихолог, профессор Никита Авакумов: «Уничтожение фанатиками и мракобесами зданий ВТЦ в Нью-Йорке, поражающие по своей жестокости взрывы в мадридских электричках, лондонских и парижских подземках, и, наконец, трагедия в московском метро заставляет каждого нормального гражданина задуматься. Задуматься над тем, а не используются ли знания и умения людей с экстрасенсорными способностями, в преступных целях? Если да, то грош цена всем исследованиям идеалистов. Армия «защитников» по требованию «повелителя» вполне может превратиться в армию шахидов».
В этом заявлении есть доля истины. По некоторым данным, уже распространяемым в Интернете, террористки-смертницы, совершившие подрывы вагонов московского метро 29 марта, до «времени «Ч» вели себя, словно опоённые зельем или, говоря образно, как «зомби». «Здесь нет ничего удивительного, - сказала «Часкору» эксперт-криминалист Антонина Крицкая, видевшая записи камеры наружного наблюдения со станции метро «Лубянка». – В действиях подозреваемой шахидки нет никаких проявлений наличия в её организме наркотиков и тем более алкоголя. Складывается вполне обоснованное впечатление, что девушка находилась либо под влиянием психотропных препаратов, либо под сильнейшим гипнозом. Лично я склоняюсь ко второй версии. И, как специалист, могу отметить, что «промывал мозги» этой смертнице очень профессиональный психолог, кем бы он ни был в быту».
Следует особенно отметить, что такие заявления в прямом смысле этого слова возмущают российских интернет-пользователей. «Им мозги промывают с самого рождения, - пишет один из блоггеров. – Нам от этого не легче. Какой может быть гипноз, когда 17-летняя девочка, которой жить да жить, лишает жизни себя и окружающих? Может, таким было воспитание или зла она была на весь окружающий мир!». Вот ведь в чём парадокс: блоггер, пост которого впоследствии был удалён из Сети по причине последовавшей за этим ненормативной лексики, возможно, был прав.
«Определённому гипнозу и внушению поддаётся каждый человек, - частично раскрывает секрет своего трюка в московском зале Вячеслав Витало. – Главное заключается в том, чтобы просто найти того, кто в некоторой степени подвержен доминированию. А далее – считайте его «пластилином». Вы можете лепить из него, что хотите. Но чтобы не стать зомби и не поддаваться на призывы чужаков вам понадобится разрабатывать обычную силу воли. Волевого человека нельзя убить на расстоянии».