Если банк не отдает ваши деньги — это проблемы. Когда не отдает семизначную сумму, то проблемы уже большие и явно не только у вас. Сразу возникает вопрос — а что, собственно, происходит с банком или его собственниками? Благо, за последние год-полтора Украина накопила очень богатый опыт банковских историй.
Два месяца назад, 16 февраля, руководство Национальной акционерной страховой компании (НАСК) «Оранта» письменно обратилось к главе совета директоров АО «Дельта Банк» Елене Поповой, сообщая о намерении прекратить действие трех договоров вкладов с 9 марта 2010 года. В общей сложности речь шла о 76,5 млн. грн. и 7 млн. долл. Причиной такого решения стало желание НАСК «Оранта» более эффективно разместить свои денежные активы.
Согласно условиям договоров, страховщики имели право в одностороннем порядке расторгнуть договора сотрудничества, письменно предупредив об этом банк за 20 календарных дней. Вместе с суммами вкладов попросили вернуть насчитанные на них проценты на текущие счета страховой компании.
Ответом стала оглушительная официальная тишина…
Через две недели, 2 марта, руководство НАСК «Оранта» уже повторно обратилось к г-же Поповой, сообщая, что инициирует прекращение действия депозитных договоров с 9 марта 2010 года.
Только после этого 4 марта был получен официальный ответ от первого зампреда совета директоров банка. Он без каких-либо аргументов сообщил, что «…АО «Дельта Банк» против досрочного прекращения действия вышеупомянутых договоров».
Исчерпав возможности переписки, но все еще не желая доводить дело до суда, руководство «Оранты» 24 марта провело брифинг с освещением возникшей проблемы. Через прессу оно обратилось к президенту Украины, премьер-министру страны, а также руководству Национального банка с просьбой посодействовать защите справедливых требований и законных прав вкладчика, каковым является НАСК «Оранта».
Кстати говоря, на брифинге страховщики с явным недоумением отмечали, что давно не сталкивались с подобным. Забота о собственной деловой репутации — вообще-то важнейший банковский приоритет, и зависание более 130 млн. грн. клиентских денег ее точно не укрепляют.
На следующий день банк таки ответил. И как! Оказалось, что, с его точки зрения, спора просто нет. Напротив, «Дельта Банк» на протяжении всей истории деятельности полностью и своевременно выполнял свои обязательства перед клиентами и кредиторами, как украинскими, так и зарубежными». Но вот деньги, конкретно «Оранте», отдавать он не будет. А почему — не скажет: «В связи с нормами действующего законодательства о раскрытии банками информации, которая составляет банковскую тайну, мы не имеем возможности давать детальные комментарии относительно операций наших клиентов».
Правда, «Дельта Банк» заявил, что «в ближайшее время планирует выяснить с руководством «Оранты» суть и причины сделанного заявления и приложит максимум усилий для устранения недоразумения».
Наверное, по этой версии, вернуть деньги вкладчику и является недоразумением.
Кстати говоря, с той поры прошел уже почти месяц, но деньги так и не поступили в НАСК. Очень похоже, что «недоразумение» будет решаться именно в судах.
В общем, банку лучше перечитать собственный лозунг — «построение цивилизованного бизнеса невозможно без уважения к потребителю, партнеру…»
Тем более что осенью прошлого года после дополнительной эмиссии в состав акционеров НАСК вошли структуры владельца «Дельта Банка» Николая Лагуна, получив очень приличный пакет. Вот только права «топить» страховую компанию это, увы, не дает. Даже наоборот.
Впрочем, появилась информация, что Николай Иванович почти три четверти своих акций НАСК (33 из 45%) выставил на продажу. Этот факт его представители и подтвердили газете «КоммерсантЪ». Причем торгуются акции за не слишком большие суммы — ниже номинала.
Внешне это выглядит довольно странно. Акции «Оранты», по общему мнению, имеют значительный потенциал роста. И еще несколько месяцев назад покупку пакета НАСК объясняли именно этим.
Ничего ужасного со страховщиком не произошло. Напротив, принята программа оптимизации и выхода на рентабельную работу. Поэтому часть экспертов считает, что проблемы с долгами как раз у г-на Лагуна. Его стремительный вход в бизнес несколько лет назад явно стоил немалых денег.
Версию, что средства на высокозатратный старт «Дельта Банка» (он начался в 2006-м) были получены от продажи миноритарного пакета Укрсоцбанка, полученного «в качестве бонуса за хорошую работу», разделяют далеко не все.
Зампредам у нас, конечно, неплохо платят, но редко кому хватает двух лет работы на этой должности на открытие нового банка. Похоже, были и другие кредиторы, как и обязательства перед ними.
Пока бизнес группы «Дельта» развивался, перспективы погашения особых вопросов не вызывали. Однако в прошлом году основная «дойная корова» группы — потребительское кредитование — стало высокорисковым. А кредитование юридических лиц заметно менее доходно, чем потребкредиты. Не говоря уже о том, что там много жестче конкуренция.
Проекты развития девелоперского бизнеса, в связи с общей обстановкой в строительстве, тоже не пошли.
Причем Лагун избрал модный, но оказавшийся наиболее уязвимым к кризису вариант строительного проекта. Понадеявшись на бесконечность желания киевлян жить на природе, предприниматель решил, что жителям столицы для полного счастья, кроме около сотни имеющихся, не хватает еще одного коттеджного городка на 290 гектаров! Чем и занялся аккурат в преддверии кризиса, начавшегося летом 2008 года.
Впрочем, как началось, так и закончилось: желающих приобрести подобную недвижимость стало очень мало. А тех, кто может себе это позволить, и того меньше. И уж совсем пропали те потенциальные покупатели, которые были готовы немедленно уплатить деньги за первый подвернувшийся вариант.
Дело в том, что сейчас на одного реального покупателя приходится минимум десяток предложений пригородных коттеджей. Между тем стройка шла в кредит. Сейчас суммы, вырученной от продажи прав на девелоперский проект, по слухам, не хватило даже для погашения процентов по долгу.
Проект ипотечного супермаркета «Т.О.Ч.К.А» тоже успехом не увенчался. Так что появляющейся информации, что переговоры о реструктуризации долгов г-на Лагуна идут тяжело, на рынке почему-то верят. Во всяком случае, уже начался отток кадров.
Между тем продавать-то особо уже и нечего: в период кризиса цены активов, включая тот же банк, минимальны. В общем, с ускоренным строительством бизнес-империи, похоже, вышло «как всегда».
Тем временем банк вел и ведет агрессивную кампанию по привлечению средств физических лиц, предлагая проценты выше среднерыночных. Вкладчики пошли, но вопрос — насколько при этом просчитаны риски.
В декабре прошлого года банкиры с удивлением наблюдали резкий скачок активов банка. За несколько недель они выросли примерно на 2,4 млрд. грн. — до 8,46 млрд. грн. Оказалось, банк начал играть на рынке «форекс», т.е. пытаться заработать на разнице колебаний курсов. Как скромно заметил банк, это было обусловлено «укладеними угодами на ринку Форекс щодо купівлі-продажу валютної пари «долар США /євро».
В принципе, этим занимаются многие, но мало кто в размерах более 20% от активов. Очень похоже, деньги нужно было раздобыть любым способом.
Официальной реакции НБУ так и не последовало. И когда к началу апреля массовый «заплыв» на этом рынке завершился, это сразу привело к падению размеров активов банка на 23%.
Откровенно говоря, столь масштабные игры крайне рискованны. А в банке, напомним, почти 3 млрд. грн. вкладов частных лиц. И НБУ в прошлом году уже и так выдал ему кредитов на сумму более полумиллиарда гривен.
Основатель «Дельта Банка» как-то сказал, что «считает основной причиной своего успеха склонность к здоровому авантюризму». Судя по всему, шкала оценки «здоровости» несколько зашкалила. Тут есть вопросы к контролирующим органам — как к Нацбанку и Госфинуслуг, так и к другим структурам. Может, и Валерий Хорошковский, как бывший коллега, даст оценку? Во избежание очередного «недоразумения». В массовых масштабах.