Главная
Почаевская лавра как отвлекающая технология и политический успех
В украинских политикуме, религии и культурной жизни на днях снова ожила тема Почаевской лавры. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №9105, который внесли два депутаты — регионал Дмитрий Шенцев и Юрий Бут, бывший нашеукраинец, выходец из коалиции БЮТ— НУНС 2008 года, а с марта 2011-го — член фракции Партии регионов. Если же народные избранники проголосуют за новацию, то сооружения Почаевской лавры будут исключены из перечня памятников культурного наследия, которые не подлежат приватизации. А Кабмину поручено принять меры для передачи их в собственность (!) религиозной общины УПЦ.
Нынешняя власть уже научилась манипулировать Почаевом и, в зависимости от политического момента, приобретать или по крайней мере не терять поддержку среди верующих крупнейшей конфессии в Украине — УПЦ. Ведь еще в июле 2003 года тогдашний премьер Виктор Янукович распоряжением № 438-рвывел комплекс сооружений лавры из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. Следующим приказом Госстроя их передали в безвозмездное пользование Украинской православной церкви сроком на 49 лет — до 1 января 2052 года.
Однако получить культовые сооружения в собственность — для определенной конфессии дар намного более дорогой, чем долгосрочное пользование. И более надежным и юридически сильным он станет, когда появится на свет в одежке не правительственного документа, а закона!
Такие жесты хорошо показывают религиозные интересы властной верхушки. Но в последнее время действует она не непосредственно, а через провластных парламентариев. В объяснительной записке авторы упомянутого законопроекта свою позицию мотивируют так: «Возвращение культовых сооружений Почаевской лавры религиозной общине (УПЦ. — Р.Я.) обеспечит надлежащее содержание и использование этого культурного наследия и недопущение злоупотреблений относительно нее. Указанная передача отвечает принципам верховенства закона, историческим требованиям и государственным интересам».
Бесспорно, восстановление исторической справедливости — дело благородное. Но весьма настораживает, что «незаконно отобранное во времена СССР имущество» пытаются вернуть религиозной общине лишь одной Свято-Успенской Почаевской лавры. Власть пока не ставит вопрос о справедливости относительно сооружений двух других крупных православных святынь Украины — Киево-Печерской лавры и Святогорской. Вне сомнения, общины УПЦ тоже хотели бы получить их в собственность. Поэтому можно согласиться с настоятелем Cвято-Троицкого духовного центра имени Данила Галицкого в Тернополе, руководителем общественной инициативы «Украинские святыни — украинскому народу» отцом Анатолием Зинкевичем, который убеждает: «Это же надо на западе Украины, а не, например, в Донецкой области, где тоже есть лавра — Святогорская, бросить законопроектом кость, чтобы жители ссорились и забывали о насущных проблемах. Такие действия можно сравнить с садизмом, но примененным в отношении народа»...
Не смолчал и Тернопольский облсовет.
«Поданный законопроект является продолжением тотального наступления действующей власти на украинское православие, русификации украинского народа с помощью московской церкви и, как следствие, — уничтожением украинских святынь, — считает глава облсовета Алексей Кайда. — Это попытка провластной партии нивелировать не только украинскую историю, но и украинскую веру. Украинские христианские центры — Зарваница, Почаевская, Святогорская и Киево-Печерская лавры, София Киевская — это духовное богатство украинцев. Туда с молитвами идут паломники со всего мира. Украинские святыни должны принадлежать только украинскому народу. УПЦ МП, а если называть вещи своими именами — РПЦ, которая имеет впечатляющую поддержку провластной партии и парламента, пытается полностью завладеть Почаевской лаврой, — это уже очевидный факт. Украинцы должны дать отпор таким посягательствам и непомерному аппетиту Московского патриархата». А глава фракции ВО «Свобода» Олег Сиротюк подготовил текст обращения к президенту, председателю законодательного органа, премьер-министру о недопустимости рассмотрения в Верховной Раде законопроекта №9105. Однако на недавней сессии облсовета 50 из 120 голосов оказалось мало, чтобы утвердить документ. Не поддержали его депутаты от Партии регионов и «Единого центра».
Почаевская лавра стала отвлекающей технологией, реанимированной нынешней властью именно теперь, когда жизненный уровень большинства украинских граждан не улучшается, реформы не имеют системного характера, а уровень коррупции в государстве не снижается. С другой стороны, приближаются парламентские выборы. И для Банковой одна из основных задач — не допускать роста рейтинга оппозиционных партий, прежде всего «Батьківщини». Поэтому не исключено, что, нагнетая тему Почаева, сине-белые политики сознательно дают правым партиям, особенно ВО «Свобода», по крайней мере не терять лидерских позиций среди жителей западных областей Украины. Ведь в этой местности борьба с «антиукраинскими посягательствами на национальные святыни» вызывает аплодисменты и приносит значительные политические дивиденды. Всем хорошо?
- Информация о материале
Операция «чистые руки»
Методичная критика Евросоюза в отношении преследования украинской оппозиции возымела свое действие. Банковая, похоже, окончательно отказалась от идеи надолго упрятать за решетку лидера «Батьківщини». Во всяком случае в президентской канцелярии полным ходом идет работа над подготовкой законодательных изменений в Уголовный кодекс, позволяющих смягчить судебный приговор для Юлии Тимошенко. Но процесс освобождения главного политического конкурента максимально затянут, чтобы минимизировать для ПР риски, связанные с участием экс-премьера в грядущей избирательной кампании.
Ассоциированное давление
Резкое изменение позиции президентской команды относительно судебного процесса по делу Юлии Тимошенко свидетельствует о том, что критика Евросоюза, адресованная украинским властям, наконец услышана. До этого окружение главы государства и сам Виктор Федорович упорно отрицали свою причастность к суду над лидером партии «Батьківщина» и заверяли, что повлиять на его исход не могут. Переменить мнение Банковой Брюсселю удалось благодаря удачному дипломатическому маневру: европейские функционеры согласились продолжить переговорный процесс по подготовке договора между Украиной и ЕС об ассоциации, но жестко привязали его продуктивность к исходу «газового» дела. Администрации Президента дали понять, что если Юлия Тимошенко получит тюремный строк и не сможет принять участие в парламентских выборах, то о подписании соглашения не может быть и речи.
Осознав серьезность этой угрозы, «регионалам» пришлось в спешном порядке искать выход из сложившейся ситуации. Ведь просто остановить судебный процесс по делу экс-премьера — значит признать свое поражение. Кроме того, если Юлия Тимошенко в ближайшее время получит свободу, избежав признания судом ее вины, это станет еще одним неоспоримым доказательством того, что весь судебный процесс имел исключительно политический подтекст. Поэтому в АП решили не отказываться от своего первоначального плана: обвинительный приговор лидеру «Батьківщини» должен быть вынесен, но без уголовных последствий. Добиться желаемого можно лишь путем внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Начало реализации именно такого сценария завершения «газового» процесса на прошлой неделе подтвердил и сам Виктор Янукович. В ходе визита в США он признал, что судебная система, в рамках которой проходит суд по делу г-жи Тимошенко, устарела и нуждается в изменениях. И тут же добавил, что без приговора Юлия Владимировна не останется. По данным «ДС», подконтрольное президентской администрации депутатское большинство в Раде внесет изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы лишь после того, как Печерский районный суд вынесет решение по «газовому» делу. Таким образом, все будет выглядеть как амнистия политику, признанному виновным в злоупотреблении властью, что должно снизить рейтинги лидера «бело-сердечных». Ведь жалеть ее уже будет не за что.
Не исключено, что параллельно власть может начать поиск «виновного» в неоправданном лишении свободы Юлии Тимошенко. Советник Президента Анна Герман заявила, что в случае с арестом главы «Батьківщини» Виктора Януковича попросту подставили. Единственный человек, который лучше всего подходит на роль козла отпущения, — судья Радион Киреев, председательствующий в процессе. Ведь именно он в августе принял решение о «переселении» Юлии Тимошенко в Лукьяновское СИЗО.
Законы свободы
На сегодня существует несколько сценариев освобождения экс-премьера из-под стражи и завершения судебного процесса. Законодательные правки, позволяющие их осуществить, уже находятся на рассмотрении Верховной Рады. И хотя все они были разработаны представителями оппозиции, не исключено, что именно они могут лечь в основу готовящегося законопроекта Банковой.
Наиболее простой из возможных вариантов предполагает упразднение статьи 365 («превышение власти или служебных полномочий») Уголовного кодекса Украины, представленный парламентскими соратниками Юлии Владимировны — председателем фракции БЮТ-Б Иваном Кириленко и Виктором Швецом. По мнению авторов законопроекта «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (относительно усовершенствования отдельных положений)» (№9075), упомянутая статья УК является нечеткой, поскольку само по себе превышение полномочий без наличия конкретных фактов нарушений якобы не является преступлением. Следовательно, власти могут использовать ее как инструмент расправы с оппозиционерами. В случае внесения упомянутых правок в Уголовный кодекс попросту исчезнут основания, послужившие поводом для судебного преследования лидера «бело-сердечных».
Другой законопроект, разработанный членами фракции НУНС Вячеславом Кириленко и Владимиром Мойсиком, предусматривает декриминализацию все той же статьи 365, а также статьи 364 Уголовного кодекса («злоупотребление властью или служебным положением»). Авторы проекта «О внесении изменений в статью 364 УК (относительно декриминализации ответственности отдельных должностных лиц)» (№9157) предлагают освободить всех членов правительства, а следовательно, и экс-премьера Юлию Тимошенко от уголовной ответственности, ссылаясь на нормы Закона «О Кабинете Министров». А именно — на статью 6, где четко указано, что должности членов Кабмина являются политическими, следовательно, за коррупционные деяния министры и глава правительства должны нести именно политическую, а не уголовную ответственность.
Свою лепту в законодательное обоснование освобождения Юлии Тимошенко внес и Арсений Яценюк, подготовивший совместно с коллегами из НУНС Романом Зваричем и Русланом Князевичем законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно внедрения европейских стандартов в уголовной юстиции)» (№9165). Этот документ также предусматривает исключение из Уголовного кодекса статьи 365. Лидер «Фронта змін» аргументирует свою законодательную инициативу тем, что действующее законодательство не предусматривает четкого перечня действий чиновника, которые выходят за пределы его полномочий. Поэтому статью 365 УК можно использовать для политических репрессий.
Вполне вероятно, что юристы Банковой возьмут за основу проекты №9165 и 9075. Наиболее реалистично выглядит сценарий, согласно которому судья Киреев признает Юлию Владимировну виновной. Но сразу же после этого пропрезидентское большинство упразднит или изменит статью 365, по которой проходит подсудимая, и она окажется на свободе. Собственно, такую схему предусматривает и проект Арсения Яценюка. В частности, согласно заключительным положениям его законопроекта лица, осужденные по статье 365, подлежат освобождению от наказания, а их судимость упраздняется.
Медленная спешка
Какой бы юридический путь не избрала команда Президента в деле Юлии Тимошенко, очевидно, что АП заинтересована в том, чтобы лидер «Батьківщини» вышла на свободу как можно позже. Во-первых, затягивая процесс над своим основным политическим конкурентом, Банковая надеется добиться большего, чем соглашение об ассоциации с ЕС. Ближайшее окружение Виктора Януковича не скрывает, что главной целью его торгов с Брюсселем в контексте «газового» дела является предоставление Киеву четкой перспективы членства в Евросоюзе. Об этом, в частности, на минувшей неделе прямо заявил премьер-министр Николай Азаров на международном саммите YES в Ялте. Это значит, что судьба Юлии Владимировны может решиться в последний момент перед подписанием соглашения между Украиной и ЕС, запланированным на 15 декабря. Ведь, согласно последним заявлениям руководства Евросоюза, пока Брюссель не готов обещать Киеву перспективу членства в ЕС.
Выгодно затягивание дела Юлии Тимошенко и из внутриполитических соображений. «Бело-сердечные» пока уступают «регионалам» в популярности среди избирателей, но все же несут серьезную угрозу их позициям. Особенно если учесть, что рейтинг ПР продолжает падать, а уровень поддержки оппозиционной партии остается стабильным. Так, согласно результатам последнего социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, за партию «Батьківщина» сегодня готовы отдать свои голоса 13,7% избирателей. При этом уровень поддержки этой политической силы остается неизменным с мая. В то время, как рейтинг пропрезидентской партии за этот период снизился на 1-2% до 15,4%. Но время играет не в пользу лидера «Батьківщини», поскольку приближение парламентских выборов заставляет основную массу местных элит делать выбор в пользу той или иной политической силы, которая способна обеспечить им депутатский мандат ВР. Таким образом, чем дольше г-жа Тимошенко будет оставаться за решеткой, тем ощутимее будут потери штабов «бело-сердечных» в регионах. В итоге партия Юлии Владимировны рискует остаться не только без финансовых, но и без кадровых ресурсов, достаточных для полноценного участия в избирательной кампании.
- Информация о материале
Сколько стоит правосудие?
Ежегодно, когда правительство вносит в Верховную Раду Украины законопроект о Государственном бюджете, для судебной системы наступает время «Ч». С окончательным вариантом главного финансового документа страны, как правило, знакомы лишь единицы, а его содержание до последнего является предметом обсуждений и горячих дискуссий.
Тот объем финансирования, который был выделен на органы правосудия в 2011 г., заставил судебные инстанции относиться к данному процессу более настороженно. Напомним, бюджетный запрос на 2011 г. был обеспечен лишь на четверть! Хуже всего была профинансирована потребность в коммунальных расходах – на 1,1%, совсем не выделили ассигнований на обеспечение судей жильем и судов помещениями. На Государственную судебную администрацию и ее теруправления было выделено 7,5% от запрашиваемой суммы, по 10% получено на Национальную школу судей и выполнение решений судов. Отдельно стоит сказать и об информатизации судов – ГСАУ осуществляла попытки выделить отдельную бюджетную программу под нее, однако данную идею не поддержали в Минфине и КМУ. К средине года зашла речь об угрозе остановки работы судов в случае, если финансирование не будет увеличено.
Теперь же ситуация обещает измениться. По уверениям руководства ГСАУ – в лучшую сторону. Основной причиной положительных метаморфоз является принятие Закона «О судебном сборе», поступления от которого целиком должны пойти на обеспечение работы судов. В то же время, суды уже заявили о том, что предлагаемых законопроектом средств недостаточно.
То, что власть исполнительная и власть судебная в своем взаимодействии достаточно сильно отдалены, наверное, уже ни для кого не секрет. В наибольшей мере это проявляется, когда приходит время распределять средства, т. е. принимать главный финансовый документ страны. С тонкостями такого распределения и тем, сколько в итоге будет выделено, судей обычно знакомят уже после того, как документ принят.
Будет ли судьям восемь «минималок»?
Как показало планирование Госбюджета-2011, судьи могут ждать сюрпризов в любой момент. В частности, обещанное ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» законодательное установление зарплаты представителям Фемиды и ее поэтапное повышение на практике так и не произошло – вступление в силу ст. 129 и 130 Закона отложили. Известно об этом стало далеко не сразу – скажем так: правительство не спешило уведомить о своих планах.
Аналогично могло произойти и в этом году. Как отметила зампредседателя Совета судей Украины Раиса Ханова, она присутствовала при обсуждении бюджетной программы, в ходе которого вновь встал вопрос, стоит ли вводить поэтапное повышение зарплаты судьям с 2012 г. Впрочем, в итоге стратегический вопрос о переходе на новую систему расчета удалось отстоять, и с 1 января 2012 г. оклад судьи местного суда должен устанавливаться в размере 8 минимальных заработных плат. По информации главы ГСАУ Руслана Кирилюка, зарплата судей, в соответствии с новыми нормами ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», будет профинансирована на 100%. Впрочем, предвидеть окончательный результат пока рано – бюджетный процесс идет, а сам документ примут только к декабрю 2011 г.
Сбор пойдет на Фемиду
Отложить обещанное правительство планировало и в отношении судебного сбора. Напомним, он должен быть внедрен с 1 ноября 2011 г., и поступления от него должны пойти исключительно на потребности судов – напрямую в специальный фонд. Но, очевидно, посчитав, что для судебной системы это многовато, Министерство финансов предложило определить в Госбюджете на 2012 г., что такие средства направляются в общую казну, т. е. в общий фонд, и уже потом распределяются по назначению. Однако на эти планы вовремя среагировали ГСАУ и председатели высших специализированных судов. В частности, Р. Кирилюк подтвердил информацию, что Минфин уже изменил свою позицию, и поступления от судебного сбора будут идти, как и надлежит, на обеспечение условий деятельности судов.
Действительно, в п. 47 ст. 9 проекта Закона «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» предусмотрено, что поступления от судебного сбора целиком идут на обеспечение осуществления правосудия, укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования процесса, приобретение компьютерной техники, внедрение электронной цифровой подписи и пр.
Суд – не хозрасчетная организация
В вышеуказанной формулировке напрямую не идет речь о направлении поступлений от судебного сбора на зарплату судей или работников судов (впрочем, перечень возможных статей затрат не является ограниченным). Но при обсуждении проекта бюджета говорилось о возможности обеспечения выплаты зарплат за счет средств спецфонда – как судьям, так и работникам судов. Впоследствии – об их частичном финансировании за счет как спецфонда, так и общего фонда. По последним данным, за счет спецфонда будет финансироваться только оплата труда работников судов. Что касается судей, свои зарплаты они будут получать за счет общего фонда. Но, как уже было сказано, дискуссии еще не окончены.
Стоит сказать, что сами судьи выступили категорически против такого способа финансирования. В частности, то, что почти 50% фонда оплаты труда предусматривается осуществлять за счет средств судебного сбора, вызвало обеспокоенность в админюрисдикции. Как отметил в своем докладе председатель ВАСУ Александр Пасенюк, это может означать, что проект госбюджета на 2012 г. не обеспечивает стопроцентной гарантии выплаты в полном объеме судейского вознаграждения и зарплаты работникам аппарата админсудов. На его взгляд, оплата труда как защищенная статья расходов должна производиться за счет общего фонда госбюджета, и только какая-то незначительная часть (например, премии работникам аппарата) – за счет спецфонда.
«Призрачные» средства
В бюджете на поступления от судебного сбора заложено 1,878 млрд грн. Но цифра эта довольно призрачна – сколько конкретно средств поступит от его оплаты, неизвестно, поскольку все зависит от количества обратившихся. Более того, из этого числа нужно сразу исключить лиц, которые от оплаты сбора освобождены. А это довольно обширная категория (см. ст. 5 ЗУ «О судебном сборе»). Кроме того, по инициативе Кабмина от него планируется освободить еще и Министерство финансов, местные финансовые органы, налоговую, таможенную службы, Госказначейство, и соответствующий законопроект уже принят за основу. Таким образом, оценивать и судить, действительно ли увеличится финансирование судов, целесообразно по колонке бюджета, где указаны суммы общего фонда, поскольку спецфонд – это, скорее, надежда на лучшее.
Достаточно сравнить цифры, чтобы понять, что финансирование судов первой и апелляционной инстанции фактически поставили в зависимость от вероятного объема поступлений от сбора. Возьмем, к примеру, программу «Осуществление правосудия местными судами». На общий фонд в 2012 г. заложено 1,11 млрд грн, в 2011 г. было больше – 1,37 млрд грн. Однако в итоге имеем увеличение в колонке «итого» на 723,16 млн грн. Это так называемое увеличение должно произойти за счет того, что спецфонд для таких судов должен (по прогнозам) в 2012 г. составить 1,10 млрд грн (в 2011 г. на поступления от него было заложено 117,92 млн грн, что очевидно меньше). Аналогичная ситуация с местными и апелляционными хозяйственными, общими, окружными административными и другими судами: общий фонд уменьшается, а напротив колонки спецфонд «нарисованы» цифры, выросшие в десятки раз.
В процентах и цифрах
В 2011 г. бюджетный запрос от судов был обеспечен на четверть. В этом году, согласно данным ГСАУ, на 36%. Однако означает ли это, что жизнь судей улучшится ровно на 12%?
Заседание Комитета ВР по вопросам правосудия 21 сентября продемонстрировало, что не все юрисдикции согласны с тем, что им предлагает Минфин. В наиболее сложном положении находятся административные и общие (местные) суды. Бюджетные назначения 2012 г. обеспечивают минимальную потребность админсудов по текущим расходам – на 40% окружных и 35% – апелляционных админсудов. Кроме того, в сравнении с 2011 г. текущие расходы (оплата почтовых услуг, услуг связи, покупка конвертов, бумаги) в окружных админсудах планируется уменьшить на 25,7 млн грн. Больше всего пострадают в связи с уменьшением средств на текущие расходы следующие окружные админсуды: Харьковский (на 3,5 млн грн меньше), Полтавский (на 3,06 млн грн), Окружной админсуд Киева (на 2,56 млн грн), Херсонский (на 2,17 млн грн), Черниговский (на 1,26 млн грн), Донецкий (на 1,19 млн грн), Волынский (на 1,42 млн грн), Житомирский (на 1,55 млн грн), Луганский (на 1,69 млн грн), Одесский (на 1,05 млн грн).
В предыдущие годы судьи были вынуждены за собственный счет проводить ремонт кабинетов, приносить из дома компьютеры, бумагу, картриджи, однако теперь, со вступлением в силу ЗУ «Об основах противодействия и борьбы с коррупцией», такие действия могут квалифицироваться как коррупционные. Таким образом, под угрозой оказывается сама возможность осуществлять правосудие.
Верховному Суду жилье нужнее?
Еще один болезненный вопрос – обеспечение судей служебным жильем. Как известно, в Законе прямо указано, что судья обеспечивается им по месту работы. Члены Совета судей Украины 23 сентября уделили достаточно много времени вопросу, стоит ли вносить изменения в Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, утвержденный решением Совета Министров УССР, и указывать в нем судей, но итог обсуждения предрек единственный факт. На вопрос членов ССУ, сколько средств предусмотрено в проекте Госбюджета-2012 на выделение служебного жилья, Руслан Кирилюк ответил: ноль. Впрочем, ССУ создал рабочую группу, которая наработает предложения о возможных законодательных изменениях и возвращении если не к предыдущему регулированию, когда судья получал постоянное жилье, то хотя бы к возможности аренды с последующим получением помещения в собственность.
Примечательно, что на строительство (покупку) жилья для судей Верховного Суда по результатам совещания в Минфине 15 августа на 2012 г. было согласовано 3,7 млн грн. Однако в итоге этот запрос не был учтен, в связи с чем ВСУ просит увеличить себе затраты в т. ч. на эту сумму.
«Забыли» авторы бюджета и о потребности Высшего совета юстиции в надлежащем помещении. Напомним, ВСЮ долгое время находится в небольшом помещении на Артема, 89, которое уже передано в аренду прокуратуре Шевченковского района Киева. Если на завершение работы по строительству нового помещения не будут выделены необходимые средства (18,9 млн грн), работа Совета может оказаться под угрозой срыва. Проблемы с выделением средств на помещения есть также у ВХСУ и ВККСУ.
Как отметил председатель ССУ Ярослав Романюк, чтобы избежать подобной ситуации на будущее, возможно, стоит поставить вопрос об участии органов судейского самоуправления в утверждении минимальных потребностей судов при формировании бюджета. Вывод, который напрашивается сам собой, – судебная система не должна быть отстранена от бюджетного процесса.
Комментарии
Председатель ГСАУ Руслан Кирилюк:
– На мой взгляд, ключевым моментом формирования бюджета судебной системы 2012 г. стало принятие ЗУ «О судебном сборе», которым предусмотрено, что все средства от судебного сбора будут направляться на финансирование судов. Это является существенным шагом по укреплению независимости судов, поскольку в этом случае на механизм формирования бюджета влияние исполнительной власти является намного меньшим, чем когда эти средства направляются из общего фонда Госбюджета. В связи с этим на 2012 г. Минфином были доведены граничные объемы финансирования на судебную власть в размере 3,9 млрд грн. Если говорить о 2011 г., это было 2,5 млрд грн, т. е. предусмотрено увеличение финансирования в полтора раза. Однако все равно эти средства удовлетворяют общую потребность судебной власти лишь на 36%. Проблемными у нас остаются вопросы об обеспечении расходов на текущие и капитальные затраты – очень малый процент. Поэтому мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы у нас был увеличен размер ассигнований на оплату труда на 168,2 млн грн, текущих расходов – на 486,2 млн грн, капитальных – минимум на 3 млрд грн, а обеспечение ГСАУ – на 11,2 млн грн. Комитет ВР по вопросам правосудия поддержал наши предложения и будет обращаться с ними к бюджетному Комитету.
Председатель Высшего админсуда Украины Александр Пасенюк:
– Сумма 106,8 млн грн составляет 80% общей потребности для осуществления правосудия ВАСУ. Впрочем, мы с пониманием относимся к непростой финансовой ситуации в стране и соглашаемся с этой цифрой. Нас больше беспокоит финансовое обеспечение апелляционных и окружных админсудов. В следующем году состоятся парламентские выборы, что значительно увеличит нагрузку на админсуды, поэтому крайне необходимо увеличить расходы на их содержание. В связи с этим совершенно непонятны мотивы разработчиков законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», которые запланировали в окружных админсудах статью на другие текущие расходы (услуги почтовые, связи, приобретение марок, конвертов, бумаги) по сравнению с 2011 г. снизить на 25,7 млн грн. Предусмотренные бюджетные назначения 2012 г. обеспечивают минимальную потребность на эти расходы в окружных админсудах на 40%, в апелляционных – на 35%. Следовательно, суды смогут осуществлять судопроизводство лишь 5–6 месяцев.
Тезис об увеличении финансирования админсудов за счет судебного сбора вызывает сомнения, ведь ставки судебного сбора для админдел очень низкие. Соответственно, слишком рискованным считаем положения проекта Госбюджета, где предусмотрено почти 50% фонда оплаты труда осуществлять за счет спецфонда (судебного сбора).
Председатель Совета судей Украины Ярослав Романюк:
– Если проанализировать ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», то органы судейского самоуправления полностью отстранены от вопроса формирования бюджета. Однако если обратится к опыту европейских стран, то там на законодательном уровне закреплена процедура обязательного учета парламентом при формировании бюджета тех выводов относительно минимальных потребностей финансирования судов, которые сделали органы судейского самоуправления. В украинском законодательстве единственная статья, где предусмотрены полномочия органов судейского самоуправления относительно финансирования судов, – это п. 1 ч. 2 ст. 118 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». Она предусматривает, что конференция судей судов соответствующей юрисдикции обсуждает и решает вопрос относительно финансирования и организационного обеспечения деятельности соответствующих судов. Возможно, нам бы стоило предоставить рекомендации другим конференциям, чтобы внедрить следующую процедуру: конференция вправе реализовать указанное полномочие, определяя при участии нижестоящих органов судейского самоуправления минимальные потребности, которые бы утверждались в обобщенном виде по каждому конкретному суду и стали бы контрольными цифрами для ГСАУ, ниже которых они не вправе опуститься.
- Информация о материале
Самоликвидация Сергея Тигипко и популизм Арсения Яценюка
Близится к завершению суд над Юлией Тимошенко. С высокой степенью вероятности будет вынесен приговор, исключающий ее участие в парламентских выборах. Устранение финалиста президентской гонки повышает роль и значение третьего и четвертого призеров – Сергея Тигипко и Арсения Яценюка.
Минус альтернатива
Совместная инициатива премьер-министра Николая Азарова и вице-премьер-министра Сергея Тигипко об объединении возглавляемых ими Партии регионов и «Сильной Украины» стала одной из главных сенсаций политического межсезонья.
На первый взгляд действия лидера СУ выглядят натуральным политическим самоубийством. Политик, занявший на последних президентских выборах 3-е место и набравший 13% (свыше 3 млн) голосов, отказывается от статуса самостоятельного игрока. В чем политический смысл столь неожиданного решения вице-премьер-министра?
Дело в том, что в Кабинете Министров Сергея Тигипко бросили на самые «антирейтинговые» участки работы, сделав его ответственным за проведение непопулярных реформ – налоговой и пенсионной. В результате чего рейтинги СУ и ее лидера упали почти втрое – до 4 - 5%. Фактически до уровней предполагаемого избирательного барьера для политических партий на парламентских выборах-2012.
Учитывая твердую решимость Сергея Тигипко и в дальнейшем продвигать болезненные для общества реформы, прохождение СУ в парламент представляется уже не таким гарантированным, как выглядело еще полгода-год назад. Поэтому главный реформатор в правительстве и отдал предпочтение не электоральному, а номенклатурному способу политического воспроизводства – карьере в правящей партии.
По признанию самого Сергея Тигипко «предложение присоединиться к Партии регионов поступало давно. Почему именно сейчас назрело это решение? Осенью начинается политический сезон... Выборы в парламент - будет много крика и деструктива. Хотим без лишней конкуренции внедрить конструктив». Это официальная версия.
По неофициальной версии Сергей Тигипко сменит Николая Азарова либо на должности главы правительства, либо на посту лидера Партии регионов. Причем оба варианта выглядят достаточно реалистично. «Недонецкий» политик от ПР на посту премьера вполне может стать компромиссным решением обновленной Верховной Рады. А в том случае, если Виктор Янукович не захочет резко усиливать ни одну из групп влияния в ПР, С. Тигипко во главе партии может быть востребован как фигура, позволяющая сохранить внутрипартийный баланс.
Существование подобных договоренностей косвенно подтвердил сам вице-премьер. На одном из телеэфиров он заявил: «Если я буду конкурентоспособен, я приживусь в этой партии. Возможно, буду лидером ее или в составе каких-то лидеров, группы лидеров». Однако, как бы ни сложилась карьера Сергея Тигипко в ПР, он за нее заплатит своей политической самостоятельностью.
В то же время Виктор Янукович и Партия регионов получают стратегический выигрыш, поглотив одного из потенциальных конкурентов на предстоящих выборах и сохранив политическое доминирование в юго-восточных регионах Украины. Что особенно важно в условиях падения электоральных рейтингов ПР и президента.
Что касается избирателей страны, то они, скорее, проиграют, поскольку на рынке политического предложения станет еще на одну альтернативу меньше.
С таким счастьем и на свободе?!.
Арсений Яценюк явно входит в период своего политического ренессанса. В последнее время для него складываются чрезвычайно благоприятные предвыборные обстоятельства. Его главный «имиджевый» конкурент Сергей Тигипко пал жертвой политического суицида, а основной «идеологический» конкурентЮлия Тимошенко вот-вот падет жертвой политических преследований.
Кроме того, наиглавнейшая радость для любого политика – персональный рейтинг – вернулась на максимумы двухлетней давности, к уровню 10 - 12%. Вокруг подросшего рейтинга Арсения Яценюка сразу же начали концентрироваться финансовые и кадрово-организационные ресурсы.
Согласно многочисленным сообщениям СМИ, главными финансовыми донорами «Фронта змін» стали «любі друзі» Николай Мартыненко и Петр Порошенко. По непроверенной инфоормации, проявлял живой интерес к тому, чтобы стать спонсором ФЗ, и Ринат Ахметов.
На минувшей неделе глава фракции НУ-НС легализовал свои отношения, вступив в ряды «Фронта змін». Вместе с ним в партию вступило еще несколько народных депутатов, в частности, Руслан Князевич иРоман Зварыч. Очевидно, не за горами и создание депутатской группы ФЗ в Верховной Раде.
Похоже, что «Фронт змін» может стать новой точкой сборки для оппозиции, по крайней мере, ее значительной части – непотопляемых «любих друзів», перманентно дробящихся национал-демократов, списанных по тем или иным причинам бютовцев.
В том случае, если в отношении Юлии Тимошенко все же будет вынесен приговор, который сделает невозможным ее участие в выборах, перед Арсением Яценюком открываются радужные перспективы: расчищенное политическое поле, статус лидера оппозиции и ресурсы, достаточные для проведения полноценной избирательной кампании.
Другое дело, как и во имя чего новыми возможностями воспользуется Арсений Яценюк? Пока можно говорить о том, что лидер ФЗ заболел наиболее распространенной в украинской политике болезнью – популизмом. Популистская риторика и популистские действия уже стали визитной карточкой Арсения Яценюка.
Приведем только один пример. Задержка с принятием пенсионной реформы во многом была обусловлена «поправкой Яценюка», которая волею случая проскочила в июльскую редакцию документа. Суть поправки в том, чтобы поднять пенсии большинству украинских пенсионеров на 334 грн. в месяц. Архиблагородное намерение, но его совокупная стоимость – 40 млрд грн.
При общем бюджете Пенсионного фонда в 200 млрд грн. и ожидаемом дефиците в 18 млрд грн. найти такую сумму нереально, и Арсений Яценюк это прекрасно знает. А значит, цель этого действия была ровно одна – пропиариться на «заботе о пенсионерах».
Надо сказать, что в текущей политической ситуации популизм – это технологически выверенное решение, и оно, несомненно, принесет дополнительный электоральный урожай в закрома «Фронта змін». Но проблема состоит в том, что приход к власти за счет популизма неизбежно влечет за собой популистское правление.
- Информация о материале
Жизнь гарантируют фондом
В следующем году в Украине появится фонд гарантирования выплат по договорам страхования жизни. Эксперты считают, что государственные гарантии усилят интерес граждан к лайфовым страховкам.
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг на вчерашнем заседании одобрила проект распоряжения «О согласовании проекта закона Украины «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни». Документ предполагает обязательное участие всех лайфовых СК в фонде. Вступительный взнос при этом составит 20 тыс. грн., а регулярный сбор будет взиматься раз в полгода в размере 0,5% от валовых страховых платежей. Гарантии фонда будут распространяться на все договоры страхования жизни (кроме инвестиционных), заключенные после вступления закона в силу. При этом, как выяснили «i», Госфинуслуг закрепит за фондом гарантирования функцию ликвидатора проблемной лайфовой компании, таким образом, уменьшая риски от недобросовестной работы независимого арбитражного управляющего.
Экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов рассказал «i», что идея создания такого фонда не является новшеством, и уже обсуждалась в кабинетах комиссии. «Идея такого фонда не нова, однако она до сих пор актуальна. Кризис 2008 г. показал, что небанковский финансовый сектор обделен государственной поддержкой, поэтому дополнительные гарантии для клиентов этих финучреждений лишними не будут»,— говорит господин Суслов. Не сомневается он и в том, что оплачивать 0,5% регулярного сбора страховщикам вполне по силам. В то же время размер первоначального вступительного взноса на уровне 20 тыс. грн., по его мнению, является заниженным.
Сами участники рынка поддерживают идею фонда, однако не разделяют мнение чиновников относительно финансовой стороны вопроса, а также недовольны отсутствием переходного периода.
«Мы принимали участие в рабочей группе по данному законопроекту и внесли ряд предложений, которые были отклонены комиссией. Так, к примеру, мы предлагали ввести 3-5-летний переходный период, в течение которого участие в фонде было бы добровольным,— рассказывает президент Лиги страховых организаций (ЛСОУ) Наталия Гудыма.— Кроме того, мы настаивали на том, чтобы регулярный взнос был на уровне 0,1-0,2%, а не 0,5%, как предложила комиссия».
В отсутствие переходного периода и при сборе в 0,5%, как полагает эксперт, может возникнуть ситуация, когда взносы в фонд могут лечь значительным бременем на плечи небольших компаний. На данный момент работает 65 компаний, из которых первым 25 принадлежит доля рынка в 99% (общий объем рынка составляет около 1 млрд. грн.— «і»). Большинство же компаний собирает менее 1 млн. грн., и дополнительные затраты в виде отчислений в фонд гарантирования могут поставить под вопрос целесообразность ведения их деятельности.
С необходимостью переходного периода соглашается и гендиректор Украинской федерации страхования (УФС) Галина Третьякова. Такая практика, по ее словам, является распространенной в мире. Мировым стандартом является и уровень отчислений в фонды гарантирования на уровне 0,1%. «Помимо этого, перед запуском фонда гарантирования выплат предварительно необходимо также усилить стандарты пруденциального надзора, в частности, установить требования к собственному капиталу КСЖ,— добавляет эксперт.— Дополнительной гарантией страхователям было бы также участие государства в наполнении фонда, так как это стимулировало бы регулятора к качественному надзору за компаниями».
Впрочем, у участников рынка еще остается время для подготовки к участию в фонде. Рассмотрение законопроекта в парламенте запланировано на июль 2012 г., то есть уже после того, как будет принята новая редакция профильного закона «О страховании» (предположительно, весной будущего года). Страховщики надеются, что до этого времени свои предложения им еще удастся отстоять.
- Информация о материале
«Нафтогаз Украины»: механическая асфиксия под предлогом реформирования?..
В медицине, чаще всего судебной, термин «механическая асфиксия» означает «удушение». Понятно, что при этом летальный исход «клиенту» обеспечен. Если применить это определение к нынешнему состоянию НАК «Нафтогаз Украины», 100% акций которой еще принадлежат правительству, то категорично говорить о неотвратимости летального исхода пока сложно. По крайней мере, аппарат НАКа намерен выжить, хотя и не в полном составе. Руководствуясь проверенным принципом «разделяй и властвуй».
Процесс пошел. И продвигают его весьма активно, причем всеми доступными способами. И даже очень публично, не говоря, правда, при этом о конечной цели. А основание железное. Как уверяет глава Министерства энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, реструктуризация «Нафтогаза» осуществляется в рамках адаптации к требованиям ЕС в сфере энергетики после присоединения к договору об образовании Энергетического сообщества, а также согласно положениям принятого более года назад закона о реформировании рынка природного газа Украины. Более того, министр отмечает, что реформирование НАК «Нафтогаз Украины» планируется завершить до конца 2011 года, чтобы в следующем году начать привлечение инвестиций в ее дочерние компании. Мол, после реформирования дочерние компании будут выведены либо на IPO, либо на продажу, что позволит Украине, по мнению Ю.Бойко, привлечь от 10 до 12 млрд. долл. Министр уже «расписал» эти деньги: на внедрение систем энергоэффективности и увеличение объемов добычи газа.
Итак, даже проекта программы реформирования «Нафтогаза Украины» еще никто не видел, а Бойко уже отчитался о распределении «привлеченных» инвестиций. Более того, он уверен, что часть этих средств будет направлена на погашение кредитов, после чего даже останется «свободных» около 7 млрд. долл. Кто же там «думкою багатіє»?..
«Разделяй и властвуй!»
Не знаю, почему больше года Кабмин Азарова ожидал специального распоряжения президента В.Януковича от 5 сентября 2011-го, чтобы разработать программу реформирования «Нафтогаза Украины»? Ведь он обязан был это сделать сразу же после принятия летом 2010 года закона о функционировании рынка газа.
В этом документе фактически обозначено разделение функций дочерних компаний «Нафтогаза» по добыче (ДК «Укргаздобыча», ГАК «Черноморнефтегаз» и ОАО «Укрнафта»), транспортировке и хранению (ДК «Укртрансгаз»), а также распределению, т.е. дистрибуции газа (ДК «Газ Украины») и создание на их базе самостоятельных предприятий. (О нефтегазодобывающей и нефтетранспортной функциях поговорим в другой раз.)
И только за три дня до 1 октября на сайте правительства наконец появился список членов Межведомственной рабочей группы по разработке проекта программы реформирования Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», которую возглавил первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Андрей Клюев. В этой группе у А.Клюева (очевидно, для выравнивания интересов) два зама — министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко и глава Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом Дмитрий Колесников.
Также в состав рабочей группы вошли далеко не посторонние для газового бизнеса люди: глава правления «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин, его первый заместитель Владимир Триколич, директор юридического департамента НАК Валерий Винокуров, первый замминистра финансов Анатолий Мярковский, замминистра экономразвития и торговли Владимир Павленко, первый замминистра юстиции Инна Емельянова, замминистра экологии и природных ресурсов Дмитрий Мормуль, директор нефтегазового департамента Минэнергоугольпрома Игорь Кирюшин, глава Государственной службы геологии и недр Эдуард Ставицкий, глава Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий Тевелев, глава Нацкомиссии регулирования электроэнергетики Сергей Титенко, замглавы Фонда госимущества Юрий Яковлев и заместитель директора департамента юридического обеспечения, заведующий отделом секретариата Кабмина Юрий Кот.
И пока эта яркая межведомственная рабочая группа молча трудится над проектом, ZN.UA решило подробнее разузнать и рассказать читателям об уже проделанной работе в контексте «реформирования» «Нафтогаза» и о возможных его дальнейших вариантах.
К слову сказать, формально еще 24 июля 1998 года Кабмин Украины принял постановление №1173 «О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа». Ссылаясь на этот документ, аппарат «Нафтогаза» еще в начале текущего года уже предпринял попытку перетянуть на себя диспетчерские функции Объединенного диспетчерского управления (ОДУ) «Укртрансгаза». Но это был только пробный шар.
Теперь аппарат НАКа пошел дальше — решил забрать у своей же дочерней компании «Газ Украины» функции по реализации газа. Причем, заметьте, без всякого там постановления Кабмина. Вот что значит — есть желание и мотивация! Уже с октября, если никто не остановит аппарат «Нафтогаза», именно он перехватит у своей «дочки» — «Газа Украины» функции поставок газа потребителям и, что самое главное, сбора платежей за него. Правда, кто возместит при этом «Газу Украины» многомиллиардные долги потребителей, пока остается загадкой. Несмотря на резкое требование вице-премьера А.Клюева погасить долги предприятий тепло-коммунальной энергетики в течение двух недель — до начала отопительного сезона, т.е. до 15 октября.
«Газ Украины»: приказано сгинуть!
Пока донецкие газовики будут вышибать двери в жилищах должников, вооружившись решениями судов и требуя возместить стоимость использованного должниками газа и тепла, аппарат НАКа в поте лица перезаключает договоры с облгазами и предприятиями ТКЭ на поставки газа и тепла в отопительном сезоне 2011—2012 годов.
Такое решение правление «Нафтогаза» приняло на своем заседании еще 26 августа 2011 года. Редакция ZN.UA располагает очень засекреченной (как и все, что связано с газом) копией протокола №164 заседания правления «Нафтогаза Украины», в котором заместитель председателя правления компании Г.Юрьев аргументировал «целесообразность передачи функций по реализации природного газа от ДК „Газ Украины“ к НАК „Нафтогаз Украины“.
Вот как докладчик убеждал коллег в том, почему и как нужно устранить „Газ Украины“:
«Согласно постановлению Кабинета министров Украины от 24.07.98 года №1173 „О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа“ функции по реализации природного газа возложены на Дочернюю компанию „Газ Украины“. Вместе с тем специалистами аппарата Национальной акционерной компании „Нафтогаз Украины“ выполняются функции по формированию баланса природного газа с учетом его добычи, закупки по внешнеэкономическим контрактам и реализации потребителям на территории Украины.
На сегодняшний день Национальная акционерная компания „Нафтогаз Украины“ имеет заключенные договора с предприятиями по газоснабжению и газификации на поставку природного газа промышленным потребителям, обеспечение производственно-технологических расходов, нормированных потерь и собственных потребностей этих обществ (всего 188 договоров). Также компания осуществляет реализацию природного газа на ПТР и собственные нужды ДП „Укравтогаз“, ГАК «Черноморнефтегаз» и ДК «Укртрансгаз».
Что касается расчетов за реализованный компанией природный газ, то они значительно лучше, чем расчеты с ДК «Газ Украины». Например, задолженность предприятий по газоснабжению и газификации перед ДК «Газ Украины» за газ, реализованный только для промышленных потребителей в 2010 году, превышает 500 млн. грн. В то же время задолженность указанных предприятий перед НАК «Нафтогаз Украины» за природный газ, поставленный в 2011 году для промышленных потребителей, отсутствует».
Однако докладчик не говорит о том, что и самих потребителей газа из числа платежеспособных промышленных предприятий (как то химические и металлургические) у «Нафтогаза» нынче не так уж много. Они покупают газ по прямым контрактам, в обход в том числе финансовых обязательств НАКа…
«Кроме того, у компании есть лицензия на проведение хозяйственной деятельности по снабжению природным газом по нерегулируемому тарифу, на основании которой может реализовывать природный газ непосредственно его потребителям.
На сегодняшний день природный газ из своих ресурсов компания реализует потребителям Украины через ДК „Газ Украины“. При этом ДК „Газ Украины“ выступает в роли посредника при передаче газа газораспределительным предприятиям для реализации населению и бюджетным организациям.
Таким образом, передача функций реализации природного газа аппарату НАК „Нафтогаз Украины“ позволит избежать дублирования функций, а также значительно улучшит платежную дисциплину за реализованный природный газ».
Дебаты членов правления по этому вопросу в названном протоколе не значатся. А за нижеследующее решение присутствующие члены правления НАКа проголосовали единогласно:
«1. Признать целесообразным передачу функций по реализации природного газа от ДК „Газ Украины“ НАК „Нафтогаз Украины“ путем заключения „Нафтогазом Украины“ договоров купли-продажи природного газа с потребителями и предприятиями по газоснабжению и газификации (гор- и облгазами. — А.Е.).
2. Заместителю председателя правления Корнийчуку Е.Г., Департаменту реализации газа (Франчук В.Г.), Департаменту балансов газа, метрологии и учета газа и нефти (Афанасьев П.В.), Юридическому департаменту (Винокуров В.В.) принять меры по заключению с потребителями и предприятиями по газоснабжению и газификации договоров купли-продажи природного газа для обеспечения потребности в природном газе потребителей.
3. …принять меры по увеличению заявленного при получении «Нафтогазом Украины» лицензии на проведение хозяйственной деятельности по снабжению природным газом по нерегулируемому тарифу объема поставок природного газа с одновременной отменой такой лицензии ДК «Газ Украины».
4. …в случае необходимости внести изменения в нормативно-правовые акты в части передачи функций по реализации природного газа от «Газа Украины» к НАК «Нафтогаз Украины».
5. …внести изменения в Порядок обеспечения потребителей природным газом из ресурсов НАК «Нафтогаз Украины», утвержденный решением правления от 25.12.09, протокол №240.
6. Заместителю председателя правления Юрьеву Г.П., Департаменту имущественных и корпоративных отношений (Загородний Р.В.), Юридическому департаменту (Винокуров В.В.), Департаменту реализации газа (Франчук В.Г.) подготовить соответствующие изменения в устав НАК «Нафтогаз Украины» в части дополнения видов деятельности и т.д. для подачи на согласование правлению компании.
7. …подготовить проект изменений в постановление Кабинета министров Украины от 24.07.98 №1173 «О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа» в части передачи функций по реализации природного газа Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» и обратиться к Минэнергоуголь относительно подачи в установленном порядке этого проекта на рассмотрение правительства.
8. Руководителям самостоятельных структурных подразделений Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» внести в Департамент по работе с персоналом (Полищук П.П.) аргументированные и обоснованные предложения относительно структуры и численности работников соответствующих структурных подразделений, исходя из перечня и объема работ, которые будут ими выполняться после перераспределения функций по реализации...
Контроль за исполнением этого решения возложить на первого заместителя председателя правления В.Триколича».
Такое вот незатейливое решение правления, в котором сказано, что теперь поставлять газ и получать деньги за него будет НАК, но ни слова о том, кто вернет накопившиеся долги «Газу Украины» и что вообще будет с этой компанией, если ее лишили основной функции — поставок газа, ради чего она и создавалась…
С большой долей вероятности, учитывая происходящее в газовой сфере, можно предположить, что именно вышеприведенное «протокольное решение» правления НАКа стало основой и каким-то образом побудило В.Януковича озадачить Кабмин проектом реформирования этой компании «до 1 октября 2011 года…»
Долги отдают только пугливые?!
Тем более если кредитора фактически ликвидируют. Похоже, именно этим девизом руководствуются многочисленные предприятия теплокоммунэнерго и облгазы. О каких суммах платежей за поставки газа, зависших и перехватываемых НАКом, идет речь, можно понять, взглянув на данные объемов распределения газа.
Как водится, громче всех кричит тот, «у кого шапка на голове горит». В данном случае наибольший должник «Газа Украины» — газопотребители Донецкой области. Только за предыдущий отопительный сезон они задолжали 745,5 млн. грн. А всего за этот период потребители недоплатили 4,07 млрд. грн. Это без компании «Киевэнерго» (которую выкупил Р.Ахметов), долги которой за газ превышают 1,3 млрд. грн.
Премьер Н.Азаров поручил вице-премьеру Андрею Клюеву в авральном порядке, до 15 октября, «выбить» долги за газ и тепло. Клюев пригрозил должникам: руководители всех местных уровней будут нести персональную ответственность и отчитываться перед правительством. Интересно, чем — своим имуществом или общественным?
Одновременно вице-премьер посулил «пряник»: мол, правительство разрабатывает законопроект, который позволит провести реструктуризацию долгов в ТЭК. И даже поможет найти финансовые ресурсы для обеспечения выплаты долгов и штрафов.
И за себя, и за того парня…
В нынешнем году накопленная «взаимная» задолженность предприятий топливно-энергетического комплекса на сумму свыше 30 млрд. грн. уже была «списана». Хотя деньги с населения газопоставляющие компании (облгазы) собирали и собирают… Вот и получается, что мы платим по долгам и облгазов, и коммунальщиков (ТКЭ). Минфин — только по долгам бюджетников… собирается заплатить.
Согласится ли «Газпром», как того хочет украинская сторона, в обмен на минимизацию транзитного тарифа снизить цену на 10—11 млрд. кубометров газа (якобы для населения) — это еще вопрос.
А «Нафтогаз» уже спрогнозировал увеличение в четвертом квартале цены импортного газа на 14,6%, до 401 долл. за тысячу кубометров (в третьем было 350 долл.). Согласно формуле цены, заложенной в контракте купли-продажи газа между НАКом и «Газпромом» от 19 января 2009 года.
НКРЭ, очевидно, согласовывая свои действия с «Нафтогазом», уже повысила цены на газ для промышленных потребителей и бюджетников на октябрь на 11,9% — с 3023,5 до 3382 грн. за тысячу кубометров (без НДС).
Но и вы, «рядовые граждане» (так нас именуют чиновники), ждите новых «повышенных» платежек. И, судя по всему, не только в октябре…
Чтобы четче представлять себе, о каких объемах идет речь, напомню, что фактические данные о газопотреблении, например, за 2010 год (см. табл. 1) свидетельствуют: потребители Украины использовали 53,4 млрд. кубометров природного (трубопроводного) газа. На население и бюджетные организации списано 21,2 млрд. кубометров, плюс на теплоэнергетику — 9,4 млрд.
Вся промышленность потребила 21,1 млрд. кубометров, из которых на долю металлургической пришлось 6,4 млрд., химической — 5,9 млрд. кубометров (вместе — 12,3 млрд.). Динамика газопотребления вряд ли сильно изменится по результатам текущего года, как и прогноз газопотребления на 2012-й. А о программе энергосбережения и энергоэффективности в основном приходится только слышать. Хотя на эти мероприятия европейцы уже выделили Украине миллионные средства. Где они? Кто их «освоил»?
«Укртрансгаз» — «это не только ценный мех…»
Газотранспортная деятельность «Нафтогаза Украины» — это практическая функция ее дочерней компании «Укртрансгаз». Которую надобно — по логике и согласно требованиям Еврокомиссии — отделить от газодобычи и дистрибуции. С учетом этого даже непосвященным в газовый бизнес понятно, что в двух из трех основных договоров (два контракта на закупку и транзит и соглашение о технологических и технических нюансах газопоставок), составляющих на сегодняшний день базу газовых взаимоотношений Украины и РФ в части газотранзита, хранения газа и контроля его экспортно-импортного качества со стороны Украины, важна не столько НАК, сколько ее дочерняя компания «Укртрансгаз». Как базовый объект и одновременно субъект технического соглашения с «Газпромом». Этот документ россияне даже не думают пересматривать.
Разговоры украинских власть имущих о том, что надо потребовать от «Газпрома» гарантии транзита через территорию Украины (по ГТС, обслуживаемой ДК «Укртрансгаз») объема газа на докризисном уровне — 105—120 млрд. кубометров в год, похоже, «для внутреннего потребления» украинцев. Ни один из газпромовских контрактов с НАКом не содержит подобных обязательств россиян. И брать на себя нечто подобное «Газпром» не намерен.
Зато условно «Газпром» согласился (по версии премьера Н.Азарова) с «Нафтогазом»: ставьте тариф на транзит на уровне себестоимости и «будет вам счастье»…
В «Газпроме», видимо, уверены, что себестоимость транзита по ГТС Украины можно «нарисовать» на уровне 1,094 долл. за 1000 кубометров на 100 км (либо другой тариф по согласованию сторон). Но такой была ставка на транзит российского газа при цене газа для Украины в 50 долл. Сегодня цена российского газа превышает 400 долл…
За «счастье» не ручаюсь, но 1,2—1,5 млрд. долл. «Укртрансгаз» ежегодно зарабатывает. Возможно, это дает основание преподнести…
ГТС на блюдечке с голубой каемочкой…
Сначала нужно было неоднократно и публично приглашать, а в результате — не пускать 29 сентября журналистов на международную конференцию «ЕС — Украина: на пути к единому энергетическому рынку»? С потенциальными инвесторами и энергетическими еврокомиссарами обошлись так же? Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер на конференции не был, только на запоздалой пресс-конференции. Был востребован журналистами, но сдержан.
От европейских фининститутов, по словам замглавы «Нафтогаза» В.Чупруна, Украина ожидает первые инвестиции в модернизацию пока еще украинской ГТС уже в начале 2012 года: «Если Европа сделает, как обещала, с начала года мы получим 308 млн. долл. для начала модернизации, а в целом — около 3 млрд… Чтобы закончить с модернизацией, необходимо 5,3 млрд. долл.».
Европа ждет взаимности от Украины. НАК сделала решительный, по ее мнению, шаг.
Их сомнения попытался развеять замглавы НАКа В.Чупрун: «Мы начали модернизацию нашей ГТС, не ожидая, пока потенциальные инвесторы, европейские банки дадут нам средства на модернизацию».
Просто так не дадут…
«Прятаться» есть где и куда. Украинские подземные хранилища газа (ПХГ) могут, при грамотном подходе, вместить более 30 млрд. кубометров газа. В нынешних условиях украинского экономического бытия такой потенциал газохранилищ не востребован.
Хранение и операционное обслуживание газа в ПХГ — это функции «Укртрансгаза», которые намереваются юридически отобрать. Возможно, ими будет заниматься отдельная (отдельные) компания.
Но вопрос даже не в том, кто должен заботиться о технологической «совместимости» газотранзита и газохранения. Он в другом — а будут ли заботиться?
«Нафтогаз Украины» начал масштабный проект по модернизации и реконструкции украинской ГТС, направленный на достижение качественных показателей в части повышения надежности и коммерческой привлекательности транспортных маршрутов и минимизации рисков поставок природного газа европейским потребителям через территорию Украины».
Основными транзитными направлениями газотранспортной системы Украины остаются магистральные газопроводы «Союз», «Уренгой—Помары—Ужгород», «Прогресс» и система газопроводов «Елец—Кременчуг—Ананьев—Измаил».
Первым этапом проекта модернизации и реконструкции ГТС предусмотрена реконструкция магистрального газопровода «Уренгой—Помары—Ужгород». В течение трех лет планируется реконструировать линейную часть, модернизировать системы телемеханики и связи и осуществить модернизацию двух компрессорных станций. Общий объем инвестиций на первом этапе реконструкции составит 538,9 млн. долл., в том числе 230,3 млн. долл. — собственные средства компании, 308,6 млн. долл. — кредитные средства международных финансовых организаций. В июне этого года начата реализация этого проекта за счет средств «Нафтогаза Украины».
- Информация о материале
Страница 1697 из 2102
