Украина и Россия на пороге очередной газовой войны. Первые лица обоих государств ежедневно обмениваются претензиями и упреками. При этом ни в Киеве, ни в Москве уже не намерены идти на уступки. Портал «Политика и деньги» рассматривает перспективы развития российско-украинского газового конфликта.

Ни газа, ни «Нафтогаза»

К концу лета 2011 года полуторагодичные переговоры Украины и России о пересмотре газовых соглашений окончательно зашли в тупик. Осознав неизбежность жесткого, недружественного разрешения газовых противоречий, украинская сторона перешла к тактике публичного давления на российских партнеров.

В числе главных анонсированных мер - значительное уменьшение импорта российского газа путем его замещения углем и газом собственной добычи, а также ликвидация НАК «Нафтогаз України».

Информационная атака Киева переросла в публичный «обмен любезностями» между основными действующими лицами газовых переговоров, который продолжался в течение всей минувшей недели в режиме нон-стоп.

30 августа в Харькове глава украинского правительства Николай Азаров заявил, что Украина намерена в течение ближайших лет втрое сократить закупку газа у России.

На следующий день министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко сообщил, что «Нафтогаз» уже подал официальную заявку на закупку у «Газпрома» в 2012 году 27 млрд куб. газа против 40 млрд в 2011 году.

Ранее министр уже озвучивал намерения Украины в течение 5 лет сократить импорт российского газа до 12 млрд куб. в год и нарастить добычу отечественного газа с 20 до 27 млрд куб. в год.

31 августа председатель РАО «Газпром» Алексей Миллер указал на бесперспективность этих шагов. «В любом случае «Нафтогаз» будет оплачивать поставки из расчета не менее чем 33 млрд куб. Таковы условия «бери или плати» по действующему контракту, и они применяются как в этом году, так и в течение всего срока контракта», - отметил глава российской газовой монополии.

Президент России Дмитрий Медведев отреагировал еще жестче, обвинив украинское руководство в иждивенчестве. Он подчеркнул, что если Украина хочет скидку на газ, то она должна стать частью интеграционного пространства, вступив в Таможенный союз, либо продать газотранспортную систему. «Они не хотят ни того, ни другого. Опять «за рыбу гроши». Дайте скидку - и все», – отметил президент РФ.

Николай Азаров тотчас заявил: «Нам не нужны никакие скидки. Нам необходимо нормальное соглашение, по которому цена на газ, который мы закупаем, не должна быть выше, чем в Германии, например».

Украинский премьер также сообщил, что правительство намерено ликвидировать компанию «Нафтогаз» путем ее реструктуризации. По его словам, в связи с этим необходимо будет пересмотреть все существующие соглашения компании, в том числе соглашения с Россией.

В ответ глава «Газпрома» Алексей Миллер издевательски заявил, что именно так все и произойдет, но только после слияния «Нафтогаза» с «Газпромом».

3 сентября на саммите глав государств СНГ в Душанбе президент Виктор Янукович заявил, что Киев не рассматривает вопрос объединения «Нафтогаза» и «Газпрома» ради скидки на газ. Однако после встречи с российским коллегой Дмитрием Медведевым президент Украины уточнил свою позицию: рассматривать вопрос о слиянии компаний можно будет только после пересмотра действующих газовых контрактов.

Дедлайн – в октябре

Украина все же предпримет еще одну попытку договориться с Россией по газовым соглашениям. Об этом 2 сентября заявил премьер-министр Николай Азаров. В случае если она окажется безуспешной, «вся ответственность за последствия ляжет на тех руководителей, которые не хотят прислушиваться к нашим аргументам», подчеркнул премьер.

Ужесточение риторики украинских переговорщиков связано с цейтнотом. Целый ряд факторов указывает на то, что в Киеве рассматривают октябрь как последний месяц, когда ситуацию можно разрешить мирным путем.

Во-первых, в октябре начинается IV квартал, в котором цена на газ для Украины вырастет до $388 за тыс. куб. м. Для сравнения цена в течение этого года составляла $354 в III квартале, $297 во II квартале и $264 в I квартале.

В результате к концу года цена на газ возрастет до неприемлемо высокого для украинской экономики уровня. А, например, для химической отрасли этот уровень цены является и вовсе убыточным. Между тем химическое лобби сегодня настолько мощно представлено в высших эшелонах украинской власти, что вполне может повлиять на принятие Киевом жестких односторонних решений.

Во-вторых, с 15 октября в Украине начинается отопительный сезон. Это значит, что потребление газа в стране существенно возрастет. И в случае холодной погоды Киеву придется осуществлять дополнительные закупки голубого топлива по значительно более высокой, чем минувшей зимой, цене.

В-третьих, президент Виктор Янукович поручил правительству подготовить программу реформирования «Нафтогаза» к 1 октября. Примечательно, что проект должен соответствовать требованиям Третьего энергопакета ЕС о разделении газовых монополий на самостоятельные компании, занимающиеся отдельно добычей газа, отдельно транзитом и отдельно реализацией голубого топлива конечным потребителям.

Напомним, что Россия неоднократно заявляла о категорической неприемлемости такого подхода в отношении «Газпрома» и невозможности присоединения к Третьему энергопакету ЕС. В Киеве старт реформы «Нафтогаза» по европейскому образцу рассматривают как дополнительную возможность привлечь на свою сторону Европу в том случае, если газовые отношения с Москвой будут развиваться по конфликтному сценарию.

И, наконец, на конец октября перенесен визит в Украину миссии МВФ, по результатам работы которой будет приниматься решение о выделении очередного транша, возможно, сразу двух траншей в рамках кредитной программы Stand-by. Единственным не выполненным Украиной условием для возобновления кредитования остается вопрос о тарифах на газ для населения. Этот вопрос непосредственно связан с ценой на импортный газ. Вполне естественно, что в Киеве стремятся к визиту миссии иметь ясность с перспективами ценообразования на газ.

Кремлевские приоритеты

Жесткость и неуступчивость Кремля в вопросе пересмотра газовых контрактов имеет свои причины.

Во-первых, это приближающийся саммит Украина - ЕС, проведение которого намечено на декабрь этого года. На саммите запланировано подписание Договора об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, включающего и Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Для России это станет крупным геоэкономическим поражением, поскольку будет означать потерю Украины как возможного участника Таможенного союза.

Между тем принуждение Киева к вступлению в ТС является краеугольным камнем политики Кремля в последние месяцы. Это задача-максимум, которую ставит сегодня перед собой Москва.

Президент РФ Дмитрий Медведев даже ввел в оборот понятие «интеграционная скидка» на газ, которая будет предоставлена Украине только после ее присоединения к ТС. Если же Киеву удастся договориться с Брюсселем о ЗСТ, «интеграционная скидка» утратит всякий смысл. Но до того момента в Кремле не откажутся от этого требования.

Во-вторых, наблюдающаяся сегодня тенденция повышения цен на газ в мире создает благоприятные для России условия для достижения своей давней геополитической цели: установление контроля над украинской газовой трубой. В Кремле видят два возможных пути - поглощение «Газпромом» «Нафтогаза» либо же создание совместного российско-украинского предприятия по управлению ГТС.

Но в любом случае украинская труба – это минимальная цена, которую готова принять Россия в обмен на уступки в вопросах ценообразования на газ.

В-третьих, это избирательная кампания в Госдуму РФ (декабрь 2011-го) и выборы президента России (март 2012-го). Пока не решен вопрос, кто именно из российского правящего тандема пойдет на выборы, и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин будут демонстрировать жесткость в отношениях с внешним миром, которая так нравится российским избирателям. К тому же украинская тематика является особенно чувствительной для электората РФ и потому весьма перспективна для повышения предвыборных рейтингов.

В-четвертых, это судебный процесс по делу Юлии Тимошенко. Весьма вероятный обвинительный приговор по этому делу может поставить под сомнение правовую легитимность газовых контрактов от 19 января 2009 года и дать Украине дополнительные юридические аргументы в случае обращения в Стокгольмский арбитраж. Не случайно Россия в своих официальных оценках этого судебного процесса солидаризовалась с Европой и фактически приняла сторону Юлии Тимошенко.

Кроме того, эта ситуация косвенно бросает тень и на Владимира Путина, поставившего свою подпись на «незаконных» с украинской точки зрения соглашениях. А российский премьер, как известно, не из тех, кто прощает подобное к себе отношение.

Все – в суд

На сегодняшний день диспозиция выглядит следующим образом. Цели, которые преследуют Украина и Россия в газовом диалоге, противоположны, а предлагаемые подходы к решению проблем несовместимы.

Киев занял позицию «сначала пересмотр контрактов, потом уступки». Москва придерживается ровно противоположного подхода: «сначала уступки, лишь затем пересмотр соглашений». Практически как у незабвенных Ильфа и Петрова: «Утром деньги, вечером стулья».

Налицо объективные предпосылки к конфликтному разрешению ситуации, дополненные и субъективной политической волей лидеров двух стран, их готовностью действовать жестко. Москва подобную готовность демонстрирует практически всегда, Киев – лишь в последнее время.

Решимость Украины форсировать ситуацию объясняется тем, что терять особо уже нечего, ведь цена на газ скоро достигнет своего максимума, а резонов затягивать ситуацию и дальше никаких.

Нет особых рисков и для двусторонних отношений: сегодня от оптимизма, лучившегося после харьковской сделки «флот в обмен на газ», не осталось и следа. Полтора года бесплодных газовых переговоров немало тому способствовали.

В случае если к октябрю не удастся найти взаимоприемлемую развязку, конфликт перейдет в горячую фазу. Понятно, что раздражать Европу и перекрывать газовые вентили в этот раз не будут, это не в интересах обеих стран. «Боевые действия» третьей газовой войны между Украиной и Россией будут вестись в СМИ и судах.

Собственно, об этом свидетельствуют и последние заявления сторон. Виктор Янукович в Душанбе 3 сентября заявил: «Мы будем вынуждены идти в международный суд. Я рассматриваю суд уже как последнюю инстанцию, когда будут исчерпаны во время переговоров все наши возможности». Кроме того, президент подчеркнул, что не потерпит давления: «Мы не позволим, чтобы с нами так говорили... унижали, сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия».

Ответ России не замедлил последовать. Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова заявила, что Москва готова отстаивать свою позицию по договору в любой судебной инстанции. При этом она подчеркнула, что «украинские партнеры должны полностью и надлежащим образом исполнять контрактные обязательства, включая условия о цене поставок даже в случае реорганизации украинской компании «Нафтогаз».

Но это лишь хорошая мина при не очень хорошей игре. В последнее время «Газпром» все чаще сталкивается с судебными исками от различных европейских компаний, причем в суд на российского газового монополиста подают старые добрые партнеры из Германии и Италии.

Например, итальянская компания Edison подала на «Газпром» судебный иск в Стокгольмский арбитраж. В результате в июле россияне были вынуждены пойти на пересмотр цен на газ для итальянцев в сторону снижения.

В августе стало известно, что две ведущие немецкие энергокомпании – E.On и RWE – одна за другой обратились в арбитраж, выдвинув к «Газпрому» требования пересмотреть формулу цены на газ. При этом компании параллельно с судебным разбирательством продолжают переговоры с российской газовой монополией. Так, компания RWE не прекращает переговоров с «Газпромом» о создании совместного предприятия.

Не стоит также забывать, что в 2011 году «Газпром» уже снизил цены на газ для некоторых европейских стран, в частности, для Латвии, Болгарии, Греции. Такие же требования сегодня выдвигают к «Газпрому» Польша, Турция, Германия, Италия. Так что Украина скоро окажется в весьма достойной компании.