Главная
Коррупция в энергетике остается без внимания правительства
Российкая оккупация Крыма стала причиной того, что с первого апреля ГП «Энергорынок» (выполняет функции оптового покупателя и поставщика) остановило закупку электроэнергии у крымских генерирующих компаний. Об этом на заседании Совета оптового энергорынка (ОРЭ) 2 апреля 2014 года сообщил заместитель директора по развитию ГП «Энергорынок» Владимир Евдокимов.
Крымская ТЭЦ, Донузлавская ВЭС, входящая в состав НАЭК «Энергоатом», «Ветряной парк Керченский» и другие (всего 22 предприятия) теперь не смогут поставлять электричество в Украину. Среди всех прочих, вне закупок остались 15 частных солнечных электростанций, владельцем которых считают Андрея Клюева.
В обратном направлении — транспортировка энергии — вопрос пока не решен. Электроэнергию в Крым будут поставлять компании «ДТЭК Крымэнерго» и «Севастопольэнерго», но если оккупанты не объявят об их национализации.
Теоретически, тепловые, ветровые и «солнечные» компании могут продавать свой товар потребителям в Крыму и по прямым контрактам. Это если руководствоваться украинским законом «Об электроэнергетике», который якобы еще имеет отношение к объектам на территории бывшей АРК. Но кто будет покупать электроэнергию за гривны на оккупированной территории, и через какие банки?
Кроме того, на «солнечную» энергию еще действовал заоблачный «зеленый» тариф, оставленный в наследство новой власти коррумпированными предшественниками. Тариф для солнечных электростанций, установленный Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), во второй декаде марта превысил 5,6 гривен за кВт — час. Это в 20 раз выше, чем действующий тариф для населения.
Вся эта куча денег на вполне законных основаниях выплачивается клюевским электростанциям счет других производителей. Ведь всю произведенную электроэнергию оптом покупает ОРЭ, и за счет сверхдешевой атомной энергии погашает сверхдорогую «солнечную» и ветровую. Такое решение не могло появиться без поддержки со стороны властей, и в свое время Клюев эту власть олицетворял. Даже в странах Европейского Союза «солнечный» тариф вдвое ниже, чем в Украине.
Последние два месяца Андрей Клюев находился в бегах, но сверхприбыли регулярно пополняли его счета. Для справки, на 1 января 2014 года установленная мощность «солнечной» энергетики, работающий по «зеленому» тарифу, который несравненно выше по сравнению с европейскими странами, выросла до 756,9 МВт. Умножьте эту цифру на 5,57 грн/кВт-час, и увидите, насколько выгодным может быть бизнес для приближенных к власти структур.
Потери потребителей от переложенных на них сверхприбылей частных структур впечатляют. Объемы перекрестного субсидирования на энергорынке Украины за прошлый год составили почти 40 млрд грн.
Представители энергорынка никак не могут понять, почему так долго власть не останавливала действие коррупционных схем, запущенных ради представителей предыдущей власти. Получается, если бы не оккупация Крыма, то несправедливый тариф на солнечную энергетику действовал бы до сих пор?
Вопрос о злоупотреблениях в электроэнергетике
Пора перейти к решительным действиям в одной из самых коррумпированных отраслей нашей экономики. На поверхности находятся факты, свидетельствующие о наличии злоупотреблений в электроэнергетике, не говоря уже о десятках ранее принятых проектах, где потенциально коррупционная составляющая тянет на десятки миллиардов гривен.
Вот некоторые вопросы к регулятору рынка.
Вопрос первый.Почему тариф для частной тепловой энергетики в марте оставался на рекордно высоком уровне — 63,5 коп/кВт-ч, тогда как для государственной атомной энергетики до 1 апреля НКРЭ удерживала убыточный тариф на уровне 23 коп? Следовательно, НАЭК «Энергоатом» был вынужден брать кредиты (в течение месяца более чем 700 млн грн) по ставке примерно 18%.
Сторонние наблюдатели называют процесс дорогостоящего кредитования откровенным вымыванием средств из отрасли. И хотя с 1 апреля тариф для ГП «Энергоатом» вырос до 27,82 коп/кВт-час, он все равно убыточен (доллар стоит более 11 грн, а стоимость ядерного топлива — в долларовом эквиваленте). А потому и в дальнейшем продолжится вымывание средств за счет кредитования.
Вопрос второй.Почему низкокачественный уголь с большим содержанием золы тепловым электростанциям (ТЭС) приближенные к прошлой власти компании продают по цене, эквивалентной $110-140 за тонну? В то же самое время высококачественный уголь в европейских странах стоит $80, а в Колумбии — $45.
И это при том, что в прошлогоднем бюджете на поддержку угольной отрасли предоставлено более 13 миллиардов гривен. Столько же предусмотрено и в этом году. Это те самые дотации, которые в этом году должны исчезнуть в «черной дыре».
Хорошо известно, что, несмотря на сложные горно-геологические условия работы украинских шахт, в 1970-е годы угольная отрасль была рентабельной. Объем добычи в 1976 году составил 218 миллионов тонн — почти втрое больше, чем теперь.
Длительный грабеж углепрома нуворишами привел к его убыточности. Эту убыточность покрывают из государственного бюджета, ежегодно наращивая объемы финансовых инъекций в виде дотаций. Один из руководителей отрасли в комментариях автору статьи еще 10 лет назад сообщал: активы одного из богатейших олигархов Украины ежегодно растут примерно на сумму государственной дотации угольной отрасли.
Почему в Украине отсутствует портал, где каждый участник энергорынка смог бы увидеть действующие цены на уголь? Почему их скрывают?
Вопрос третий.Почему монопольному экспортеру украинской электроэнергии (структуре Рината Ахметова) отменены дотационные сертификаты на цену электроэнергии, а другим поставщикам — нет?
Чрезвычайно выгодные закупочные цены на энергорынке Украины для ДТЭК обеспечило правительство — в марте 2012 года Кабмин принял постановление об отмене дотационных сертификатов при расчете цены на экспорт электроэнергии. Кабмин разрешил экспортировать электроэнергию в Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу по оптовой цене без учета объемов дотаций для компенсации потерь, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу.
Условно говоря, в Украине Ахметов покупает энергию намного дешевле, чем должен. А продает по вполне рыночным ценам. Прибыль остается в ДТЭК.
По данным Министерства доходов и сборов, в 2013 году экспортировано электроэнергии на сумму $ 580 195 000 (в Венгрию, Беларусь, Молдову, Польшу, Словакию и Румынию).
Вопрос четвертый.Почему до сих пор не состоялась люстрация в государственных органах управления энергетикой?
Тепличные условия для Ахметова обеспечивали такие государственные структуры, как НЭК «Укрэнерго», НКРЭ и ГП «Энергорынок». Почему те, кто способствовал сверхприбылям частной структуре, нанеся колоссальный урон государству, остаются на руководящих должностях?
Схемы на энергорынке
Несмотря на вышеупомянутые коррупционные реалии, правительство в первоочередном порядке ввело шоковую терапию для «животеющего» населения. В частности, запланировано резкое повышение тарифов на электроэнергию.
А не целесообразнее ли было сначала остановить вымывание средств из отрасли, а уже потом говорить о необратимости «шоковой терапии»?
Украинская власть упорно не замечает того, что происходит в недрах энергетики. Хотя даже слова такой одиозной личности, как президент Беларуси Александр Лукашенко, достойны внимания: «В основе развала страны, происходящего в Украине, лежит развал экономики и страшная коррупция. Каким бы ни было состояние экономики в государстве, коррупция является той ржавчиной, которая разъест все», — говорит «бацька».
По оценкам Федерации работодателей Украины, в 2013 году чиновники получили более 160 миллиардов гривен взяток по коррупционным каналам в сфере госзакупок, органов налоговой, таможенной службы, судебной системы, госмонополий, при экспорте зерна, регистрации аренды земельных участков. По оценкам ФРУ, в 2010-2013 годах объем коррупции в экономике Украины превысил 500 миллиардов гривен.
Совершенно очевидно, что заявленный властью дефицит бюджета на этот год — 70 миллиардов гривен — можно покрыть средствами, освободившимися благодаря ликвидации некоторых схем. Потенциал для злоупотреблений в электроэнергетике — колоссальный, ведь годовой товарооборот измеряется почти сотней миллиардов гривен.
В частности, по данным главного банкира Оптового энергорынка Украины (уже 9 лет эти функции выполняет АО «Ощадбанк»), в 2013 году от потребителей поступило на текущие счета банка 97 миллиардов гривен — ежедневно примерно по 389 млн грн.
Продавать электроэнергию, требовать 100-процентных расчетов, но задерживать перечисление в адрес государства — одна из типичных операций бизнеса в энергетике. Уровень расчетов в 2013 году составил 97,6%. Крупнейшими должниками перед государством оказались ГП «Региональные электрические сети», «Киевэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго» и «Луганское энергетическое объединение».
Далее, тепловая генерация постоянно требует дополнительных финансовых вливаний на закупку необоснованно дорогого и некачественного угля. Поэтому ГП «Энергорынок» берет кредиты в «Ощадбанке» — в среднем под 20% годовых, а затем раздает их генерирующим компаниям. В 2013 году кредиты «Ощадбанка» составили 26,7 млрд грн, следовательно, только за один год заработки банков «из воздуха» превысили 5 млрд грн.
По той же логике, ГП «НАЭК «Энергоатомгода» получил в течение 2013 кредитов на сумму 2,3 млрд грн, хотя проще было бы поднять тариф компании до надлежащего, то есть, не убыточного уровня, и тогда отпадет необходимость в дорогих займам. Но новая власть этого упорно не делает, и понятно почему.
Интересно также, что заявленный членами энергорынка объем дотационных сертификатов в 2013 году вырос до 37,7 млрд грн — это 29,2% в структуре средней оптовой цены на электроэнергию. Это так называемые объемы перекрестного субсидирования якобы убыточного тарифа. Те, кто производят дешевое электричество, компенсируют чрезмерные расходы государства на покупку дорогой энергии — так работает энергорынок Украины. Но в целом, эта сумма ложится тяжелым бременем на стоимость украинской продукции.
Казалось бы, если тариф такой убыточный, то целесообразно было бы производить больше дешевой электроэнергии на атомных станциях. Но делается все наоборот. С помощью диспетчерских ограничений со стороны НЭК «Укрэнерго» производство электростанциями НАЭК «Энергоатом» в 2013 году сокращен на 7,7% (на 6,9 млрд кВт-ч).
Доля «Энергоатома» в общей структуре прошлогоднего производства искусственно уменьшена до 43,1% — в пользу производства более дорогой тепловой генерации, львиная доля которой находится в частной собственности Ахметова.
| Динамика цен продажи електроенергии в Оптовый рынок электроэнергии производителями |
|
|
| Наименование показателя | Период поставки | |
|
| с 11.03.2014 по 20.03.2014 грн./МВт.ч | Нарастающим итогом с 01.03.2014 грн./МВт.ч |
| Средняя цена продажи электроэнергии в ОРЭ производителями | 456,44 | 463,72 |
| в том числе: | ||
| ГП «НАЭК «Энергоатом» | 231,91 | 232,24 |
| ГК ТЭС | 553,63 | 592,88 |
| ГЭС, кроме ГЭС, работающих по «зеленому тарифу» | 268,71 | 275,21 |
| Производители, работающие по «зеленому тарифу» | 2578,49 | 2316,25 |
| в том числе: | ||
| ГЭС | 1428,37 | 1428,87 |
| ВЭС | 1385,5 | 1385,5 |
| СЭС | 5605,5 | 5594,08 |
| Производители электроэнергии из биомассы | 1517,5 | 1517,5 |
| ТЭЦ и другие | 1003,85 | 1001,03 |
Данные ГП «Энергорынок»
С приходом новой власти ситуация не изменилась к лучшему — об этом свидетельствуют данные ГП «Энергорынок». Анализ цены в первой декаде марта на Оптовом энергорынке (ОРЭ) показывает, что средняя цена продажи электроэнергии производителями в оптовый рынок против предыдущего периода (с 20 по 28.02.2014) увеличилась на 8,48%.
Причина этого всегда одинакова: сокращение доли электроэнергии от ГП «НАЭК «Энергоатом» (с 49,57 % до 48,55 %), и одновременное увеличение удельного веса поставок в ОРЭ продукции от частной тепловой генерации (с 34,46 % до 36,73%). То есть, Ахметов при новой власти снова имеет привилегии.
Новая власть просто обязана пересмотреть свое отношение к такому мощному производителю, какой является государственная атомная энергетика, которая в течение десятилетий производила почти половину всей электроэнергии в стране.
Создается впечатление, что государственный НАЭК «Энергоатом» упорно ведут к банкротству, чтобы потом за бесценок передать его в частную собственность.
Властный истеблишмент Украины во главе с Януковичем, «руками» теперь уже бывших исполняющих обязанности президентов ГП НАЭК «Энергоатом» Виссариона Кима и Никиты Константинова, сделал все возможное, чтобы такая научно-емкая отрасль, как атомная энергетика, оказалась в полной зависимости от России. Они заложили основу, чтобы последний форпост нашей экономики через несколько лет стал жалким придатком мирового лидера в этой сфере — компании «Росатом».
Зашли в тупик практически все вопросы, касающиеся не только развития отрасли, но и возможности дальнейшего безопасного существования. Искусственно сдерживается тариф на электроэнергию от АЭС — много лет в нем отсутствует инвестиционная составляющая на развитие.
Новая власть обязана немедленно прекратить политику своих предшественников не только по отношению к атомной энергетике, но и в отношении других видов генерации. В государстве отсутствует энергетическая стратегия на перспективу. Принятая в 2006 году Стратегия до 2030 года провалена. Впоследствии ее решили возобновить, однако куратором процесса обновления Стратегии-2030 стал фонд «Эффективное управление» Рината Ахметова. Но и она оказалась не реальной для выполнения.
Надо отдать должное, что совместно с консультантами международной консалтинговой компании McKinsey & Company в предложенном документе основательно проанализирована ситуация во всех отраслях ТЭК, предложены конкретные пути развития украинского топливно-энергетического комплекса. Но документ не был привязан к прогнозу развития экономики государства.
Реализовать судьбоносный для Украины документ — невозможно, ведь в Украине в течение десятилетий власти скрывали реальный энергетический баланс, чтобы не всплыли на поверхность теневые сделки в топливно-энергетическом комплексе. Новая власть тоже пока молчит по этому поводу.
- Информация о материале
Оружие – гражданам в руки?
21 марта с. г. на веб-сайте Всеукраинского объединения «Свобода» был размещен законопроект «О гражданском оружии и боеприпасах» (он не зарегистрирован в парламенте, но условно назовем его законопроектом – прим. ред.). Проект поддерживается рядом народных депутатов, уверенных в том, что принятие подобного закона обеспечит защиту суверенитета и территориальной целостности государства, жизни и здоровья граждан, собственности, а также охрану общественного порядка и общественной безопасности, природы и природных ресурсов, укрепит международное сотрудничество в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия, урегулирует правоотношения, возникающие при обороте в Украине огнестрельного оружия и боевых припасов.
Следует отметить, что попытка достижения перечисленных целей отнюдь не нова. Проекты закона об оружии периодически регистрируются в Верховной Раде со дня провозглашения независимости Украины. Очевидно, это обусловлено международным опытом применения «оружейного» законодательства. Безусловным лидером по вооружению населения являются США. Право каждого гражданина этой страны на владение и ношение огнестрельного оружия гарантировано ее Конституцией. Сегодня на руках у американцев около 200 млн единиц огнестрельного оружия, что приблизительно составляет по два «ствола» на каждую семью. Из них около 30 млн единиц – полуавтоматическое оружие и 3–4 млн – современное автоматическое самострельное огнестрельное оружие армейских образцов типа М-16, АК-47 и др.
Солидарны с позицией США страны Прибалтики, Грузия и Молдавия. Их опыт убеждает в том, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%. Вместе с тем, статистика в перечисленных странах свидетельствует, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества преступлений. Следует полагать, что в этом аспекте слова главы наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгия Учайкина о том, что осознание факта наличия оружия у оппонента является сдерживающим фактором для применения оружия против него, вполне справедливы.
Вооружать мудро
Чего же, собственно, хотят авторы «оружейных» законопроектов? Многие скептики полагают, что речь идет о бесконтрольном наводнении Украины огнестрельным оружием, однако это далеко не так. Каждый из законопроектов, зарегистрированный в Верховной Раде или размещенный на веб-страницах для публичного ознакомления, не только уточняет и расширяет список терминов, но и предусматривает процедурный механизм получения подобного средства защиты. Например, авторы проекта «О гражданском оружии и боеприпасах» готовы предоставить оружие лицу, получившему разрешение на оружие соответствующей категории. В разрешении предполагается указывать информацию о владельце, а также категорию (категории) оружия, которое лицо имеет право приобрести в собственность. Разрешение будет выдаваться сроком на 4 года. Вместе с ним лицу будет выдаваться оружейная карточка, содержащая информацию о приобретенном оружии – его номере, марке, модели и калибре.
Право на получение разрешения на оружие предлагается предоставить всем без исключения дееспособным, психически здоровым, несудимым гражданам Украины. При этом, учитывая особую ответственность, которая возлагается на владельца оружия, для получения разрешения на оружие гражданами авторы законопроекта намерены уполномочить КМУ устанавливать особый порядок прохождения медицинского освидетельствования для получения справки (заключения) учреждения здравоохранения.
Граждане, которые намерены приобрести оружие впервые, должны будут пройти курсы по подготовке владельцев оружия, и по их окончанию предоставить соответствующую справку органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственной регистрации прав на оружие. Курсы должны включать в себя теоретическую часть по знанию основ законодательства об обороте гражданского оружия, правил безопасного обращения с ним, изучение материально-технической части оружия, а также практическую часть. Прохождение курсов предполагается заканчивать экзаменом, который будет принимать представитель органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере госрегистрации прав на оружие, и представитель организации, которая проводит курсы.
Безопасность и самозащита
Подобная процедура позволит не только отсеять лиц, которые, став владельцами оружия, могут представлять опасность для общества, но и предоставит правоохранительным органам возможность создать реестр огнестрельного оружия, в который будут внесены все легальные единицы. Практический аспект этого заключается в том, что, как не раз говорил г-н Учайкин в своих интервью, если огнестрельное оружие было применено во время совершения противоправного деяния, по пуле можно будет в короткие сроки установить его владельца. Это невозможно в случае применения травматического оружия, поскольку идентифицирующих следов на резиновой пуле просто не остается.
Еще одним фундаментальным новшеством законопроекта «О гражданском оружии и боеприпасах» является попытка конкретизировать ст. 36 Уголовного кодекса Украины, указав, что «не будет превышением мер необходимой обороны применение оружия или любых других средств и предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, или (в действующей редакции «а также») для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище или иное помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного тому, кто посягает». Впрочем, замена «а также» на «или» скорее ограничивает право гражданина на применение оружия, поскольку представляет собой исчерпывающую вариативность.
Среди аргументов, которые звучат против вооружения, наиболее весомыми являются следующие:
фактор коррупции, который предполагает, что документы, требующиеся для получения разрешения на владения оружием, могут быть приобретены нелегально;
фактор психологической неготовности населения Украины к массовому вооружению.
«Поскольку надлежащим образом организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право людей хранить и носить оружие не должно ограничиваться»
Вторая поправка к Конституции США
«Забрать у меня оружие потому, что я могу кого-то застрелить – это все равно, что вырезать мне язык, потому что я могу закричать «Пожар» в переполненном театре»
Питер Венетоклис
«Благодаря одному мечу другие не покидают ножен»
Джордж Герберт
Факты и цифры:
По данным организации Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы оборота нелегального огнестрельного оружия в мире, в Украине в нелегальном обороте находится более 3 млн единиц огнестрельного оружия.
Введение в Великобритании жестких правил и ограничений относительно владения гражданским оружием привело к стремительному росту количества преступлений: за 5 лет стало на 88% больше преступлений с использованием насилия, на 101% – вооруженных ограблений, на 105% – изнасилований и на 24% – убийств.
Опыт Прибалтики, Грузии и Молдовы показывает, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%.
Мировыми лидерами во владении населением огнестрельным оружием являются США, Швейцария и Финляндия с показателем от 88 до 45 единиц гражданского огнестрельного оружия на 100 человек. В Украине этот показатель составляет 5,5 единицы.
- Информация о материале
Призрак рейдерства
После смены власти в Украине снова зазвучал вопрос передела собственности, точнее борьбы с незаконными действиями в этой сфере. Случаям рейдерства прошлых лет обязательно уделят внимание, обещает Государственная служба финансового мониторинга. "Важной темой должно стать изучение фактов использования должностного положения для противоправного завладения чужим бизнесом", - заявил и. о. генпрокурора Олег Махницкий.
По его словам, ранее предпринимались многочисленные попытки присвоить наиболее прибыльные предприятия в регионах.
"Рейдерство стало частью деятельности чиновников и правоохранителей, и этому надо положить конец", - заключил и. о. генпрокурора.
Сейчас "на карандаше" у правоохранителей 50 сомнительных предприятий и 33 физлица. Между тем, не исключено, что прокуратуре придется расследовать новые случаи рейдерства, полагают эксперты.
Возможные мишени
"В связи с кардинальными изменениями во всех сферах госуправления полагаю, что попытки рейдерского захвата предприятий возобновятся", - говорит ведущий адвокат международной адвокатской компании B.I.M. Игорь Сидоренко.
По его словам, возобновлению рейдерских атак могут способствовать реваншистские настроения выигравшей стороны политиков, а также персон, которые пострадали от рейдерства времен Ющенко и Януковича.
"Рейдерские захваты возможны хотя бы потому, что одни финансово-политические элиты сменили другие, но окончательно и бесповоротно новая модель еще не принята", - отмечает начальник департамента риск-менеджмента международной юрфирмы Integrites Евгений Тимошенко.
Эксперт прогнозирует, что смена собственников может произойти в угольной, нефтегазовой, пищевой и строительной промышленности, банковской отрасли.
Подстегнут рейдерские захваты ситуативная неопределенность с центрами влияния, выезд из страны и утрата контроля над имуществом деятелей из свиты экс-президента Януковича. Таких "брошенных" предприятий множество.
Например, "без присмотра" остался крупнейший машиностроительный холдинг Юрия Иванющенко "Азовмаш" - "Азовмашинвест холдинг".
Ранее 26% акций "Азовобщемаша" старший аналитик ИК "Арт-капитал" Алексей Андрейченко оценивал 30-35 млн долл при условии, что из предприятия не будет выводиться прибыль. Сейчас самая ходовая продукция группы - вагоностроительная - не производится, поскольку РФ ее не покупает.
Над трудовым коллективом нависла угроза роспуска, а отношения контроля между предприятиями группы весьма запутанны и непрозрачны.
Есть и менее известные предприятия, которые могут заинтересовать рейдеров. Так, в январе 2014 года владельцы Константиновского метзавода Андрей и Сергей Клюевы начали демонтаж оборудования предприятия.
Завод, расположенный в Донецкой области, давно не выпускает продукцию. Это предприятие не было включено в программу широкомасштабного налогового эксперимента, который проводился в 1999-2001 годах.
Нерешенные финансовые проблемы быстро привели к остановке производства. Нынешней зимой завод начали резать на металлолом. Это довольно выгодно, поскольку в Украине наблюдается устойчивый дефицит этого сырья.
По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", за тонну лома черных металлов на украинских заводах платят в среднем 2 250 грн без учета стоимости доставки. При демонтаже небольшого промышленного предприятия можно добыть около 20 тыс тонн металлолома за четыре месяца работы.
Если Клюевы не завершили демонтаж, то желающие поживиться ломом на руинах Константиновского метзавода обязательно найдутся.
В банковской среде опасаются, что объектами рейдерской атаки могут стать предприятия, которые взяли кредиты в валюте и не могут по ним расплатиться. В момент передачи этих бизнесов в собственность банков контроль над ними будет довольно слабым, а значит, они хорошие мишени для рейдеров.
В зоне внимания рейдеров могут оказаться и здания, расположенные в центральной части многих украинских городов. Таких строений в Украине много, например, здания научно-исследовательских институтов, отраслевых ассоциаций.
Несколько лет назад в Днепропетровске были попытки покушения на дом объединения "Металлургпром", расположенный в центре на площади Ленина.
Атаки удалось отбить с трудом, хотя "Металлургпром" - наиболее влиятельная металлургическая ассоциация, которая каждую среду собирает на балансовых совещаниях представителей всех металлургических, горнорудных, коксохимических, трубных и метизных предприятий страны.
По информации сотрудников "Металлургпрома", здание приглянулось предпринимателю Геннадию Корбану. Интересует ли оно его, сегодняшнего заместителя главы Днепропетровской ОГА, и сейчас, пока неизвестно.
Инструментарий рейдеров
"Вряд ли сегодня будут применяться какие-то новые технологии рейдерства. Скорее всего, в ход пойдет классика прошлого десятилетия, отработанная покинувшими страну "держателями правосудия", - полагает Сидоренко.
По его словам, это могут быть параллельные реестры акционеров, альтернативные собрания акционеров, фиктивное банкротство.
"Поскольку антирейдерское законодательство в последнее время усовершенствовалось, основными объектами рейдерских атак будут не корпоративные права, а имущество, например, недвижимость, правомерность приобретения которой можно оспорить", - уверен адвокат.
И все же эксперты рассчитывают, что большого "дележа" не будет.
"Революцию поддержали буржуазия и средний класс, следовательно, откровенной анархии не будет. Предприятия опальных противников протестов могут сменить собственника через продажу по более низкой цене или через выход из бизнеса, когда работать придется на общих началах", - говорит Тимошенко.
Наиболее показательна, по его мнению,ситуация с активами Сергея Курченко- возвращение нефтеперерабатывающего актива "Лукойлу" и слухи о возможной продаже банковских и медиа-активов. То же касается тех бизнесов, активное развитие которых имело место в последние пять лет при содействии властей.
Любая рейдерская атака невозможна без участия судов. "Держатели" судебной системы, к которым в первую очередь принадлежал экс-замглавы Администрации президента Андрей Портнов, исчезли из страны.
"Судьи напуганы разговорами о люстрации, поэтому откровенно беспредельных решений с их стороны ожидать не следует. В итоге, рейдеры будут лишены своего главного оружия", - констатирует Сидоренко.
Будут ли "рейдерить" олигархи
Самый резонансный вопрос, как всегда, об олигархах: Ринате Ахметове, Вадиме Новинском, Дмитрии Фирташе. Выступят ли они сами в роли рейдеров, или в центре корпоративной войны окажутся их предприятия?
Последние недели показывают, что владельцы крупных бизнесов сотрудничают с новым правительством и поддерживают его в борьбе с сепаратизмом.
"Активные попытки дележа, вроде реприватизации "Криворожстали", на данном этапе украинской истории чреваты существенными социальными недовольствами и дестабилизацией", - рассуждает Тимошенко.
По его словам, эти бизнесмены, в отличие от своих молодых "коллег", делают бизнес более прозрачным. "Сейчас их заводы работают, дают рабочие места, платят налоги. При новом собственнике завод может остановиться из-за неэффективности менеджмента", - полагает эксперт.
Украинские олигархи, поддерживающие перемены в стране, переосмыслили свое отношение к рейдерству, полагают эксперты. "Крупным бизнесменам нужны прозрачные правила игры и справедливое правосудие", - убежден Сидоренко.
- Информация о материале
Замшелая связь
Начиная с 8 декабря 2013 года в Украине, по приблизительным подсчетам, были снесены или разрушены 330 памятников Ленину. Такая же участь постигла три памятника Карлу Марксу, два памятника Кирову, памятник и мемориальную доску Дзержинскому, памятники Затонскому, Козицкому, Мануильскому, Островскому, Тарногродскому, Фрунзе, Щорсу.
Начало ленинопаду положило снесение памятника «вождю пролетариата» напротив в столице Бессарабского рынка 8 декабря. Повергла монумент группа молодых людей в масках при активном участии сторонников «Свободы», хотя многие представители Евромайдана поспешили дистанцироваться от этой акции. Певица Руслана Лыжичко заявила тогда: «Ни один памятник не стоит судьбы Майдана. Мы не хотим быть далекими от европейских стандартов и принципов гуманизма. В то время как наша мирная инициатива нуждается в сплоченности и объединении всех вокруг Майдана и мирных протестов для отставки преступной власти, уничтожение памятников и призывы к агрессии — не что иное, как движение в обратном направлении от евроинтеграции и гуманного общества».
Однако эти опасения оказались преувеличенными. Как раз с точки зрения интересов евроинтеграции избавление от символов тоталитарной эпохи оказалось весьма важным актом. Символическим. В европейских столицах это оценивали именно так, а не как вандализм. Уже вечером 8 декабря министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский одобрил снос памятника Ленину в столице Украины. В программе Fakty po Faktach на польском телеканале TVN24 он заявил: «Кто-то может сказать, что это недипломатично, но я считаю, что Ленин был одним из самых кровавых тиранов ХХ века, и лично рад, что очередная европейская столица не имеет его памятника».
Пик ленинопада пришелся на 21–25 февраля. Согласно имеющимся данным за период с 8 декабря по 20 февраля были снесены или разрушены двадцать памятников, а за один день 21 февраля — 50, за 22 февраля (в тот день парламент отстранил Януковича от должности) — 132, за 23 февраля — 64, за 24-е — 36, за 25-е — 18, за последующие дни — 24 (включая памятники другим коммунистическим деятелям). Несомненно, эти акции имели ритуальное значение: Украина обрывала связь с «совком».
Первая волна сносов памятников Ленину прокатилась на Западной Украине в 1990–1991 годах. 26 августа 1991 года в Киеве площадь Октябрьской революции была переименована в Майдан Незалежности, а 12 сентября там был демонтирован монумент в честь Октябрьской революции, крупнейшим элементом которого была фигура Ленина высотой 8,9 метра. Однако подавляющее большинство Лениных к востоку от Збруча оставались нетронутыми. Более того, с 2010 года их число стало заметными темпами расти. В одном только 2011 году с января по начало ноября, как похвастался тогдашний нардеп от КПУ Евгений Царьков, коммунисты отреставрировали и установили 80 памятников своему Ильичу.
За последние четыре месяца особенно много памятников коммунистическим вождям разрушено на Подолье: в Хмельницкой области — 48, в Винницкой — 39. Правда, в Виннице памятник Ленину был снесен еще в 1992 году (а площадь Ленина, на которой он стоял, была переименована в Майдан Независимости). Зато 21 февраля площадь Советскую в Виннице переименовали в Героев Майдана.
На Житомирщине снесены или разрушены 28 памятников, в Киеве и области — 29, на Черкасчине — 26 (там главный памятник Ленину был снесен еще в 2008 году), на Кировоградщине — 20. Причем в Кировограде не ограничились сносом памятника Ленину, там демонтировали памятник Кирову, площадь Кирова переименовали в Героев Майдана — и крепко задумались над переименованием города то ли в Елисаветград, то ли в Златополь, то ли как-нибудь еще.
На Днепропетровщине коммунисты потеряли 18 объектов своего поклонения, в том числе 25-тонный монумент Ильича в облцентре. Вечером 22 февраля, перед свержением вождя, депутаты горсовета переименовали площадь Ленина в Героев Майдана.
Ленинопад охватил и причерноморские области. На Одесчине пострадали 16 Лениных, причем некоторых из них коммунисты демонтировали сами и спрятали (главный памятник Ленину в Одессе, который стоял на Куликовом поле, был демонтирован еще в 2006 году и перенесен в парк им. Ленинского комсомола). На Николаевщине снесены 11 памятников, на Херсонщине — семь, причем 22 февраля в Николаеве и Херсоне были снесены главные Ленины этих областей.
На Левобережье рекордный результат зафиксирован на Полтавщине: там коммунисты лишились 41 памятника своим вождям, на Черниговщине — 26, на Сумщине — 13. В Сумах 16-тонный бронзовый памятник Ильичу был демонтирован еще в 2000 году и перевезен в урочище Дуровщина. 24 января мэр города Геннадий Минаев предложил ЦК КПУ выкупить памятник за 16 млн. грн., но коммунисты поскупились — и 22 февраля их вождь был повержен сумчанами.
Только в четырех областных центрах главные Ильичи красуются на прежних местах: в Харькове, Луганске, Донецке и Запорожье. Причем если в Харьковской области в разных городах и селах все же было снесено пять коммунистических памятников, в Луганской области — три и столько же — в Запорожской, то в Донецкой области — вообще ни одного.
- Информация о материале
За гранью
Не успела страна выдохнуть одни схемы на нефтяном рынке, как на смену им спешат новые. Не менее примитивные, но от этого не менее масштабные. Дело дошло до святого — выкачки стратегического запаса нефти, хранящегося в обширной системе украинских нефтепроводов. Одновременно это будет означать безвозвратную их потерю.
Главные действующие лица — группа "Приват" и ее лидер Игорь Коломойский плюс коррумпированные чиновники. Чувства крайне противоречивые, поскольку Игорь Валерьевич продемонстрировал крайнюю гражданскую самоотверженность после февральских событий, оказав стране неоценимую услугу по нормализации ситуации в ряде проблемных областей, а крупнейшую из них — Днепропетровскую — возглавил.
Конечно, многие полагают, что сделал он это не только по велению гражданской позиции. Также очевидно, что в проекте опустошения украинских нефтепроводов выгодополучателем будет не только он, в наше-то предвыборное и неспокойное время. Но как бы там ни было, должна же быть грань, которую нельзя переходить. Если даже днепропетровский губернатор к этому не причастен, он в силах остановить крах трубопроводной системы.
ZN.UA предвидело начало этой истории несколько недель назад. Подтверждение пришло 1 апреля, когда стало не до смеха. Председатель правления госкомпании "Укртранснафта" Александр Лазорко, известный в нефтяном мире как топ-менеджер группы "Приват", обратился к министру энергетики Юрию Продану с обращением благословить проект по выкачке технологической нефти из системы нефтепроводов, ее дальнейшей переработке, реализации и хранению нефтепродуктов (см. документ). Как это обычно происходит, аргументация подкреплена исключительно благими намерениями, которые, впрочем, исчезают при первом же прикосновении к теме. И следа от них не остается, если ознакомиться с новой и новейшей предысторией вопроса. Для затравки отметим, что стоимость технологической нефти в текущих ценах составляет более 15 млрд грн.
Как Шура гири пилил…
Александр Лазорко зашел в "Укртранснафту" с большим скандалом в 2009 г., сменив на этом посту Игоря Кирюшина (запомним эту деталь). Зачем Коломойскому понадобилась трубопроводная компания? Во-первых, это колоссальная система, в которой теряются и появляются всякие, в том числе и "левые", объемы украинских месторождений. "Официальные объемы добычи нефти в Украине в последние годы падают, а может, все больше нефти просто не учитывается?" — намекает авторитетный источник в отрасли. Между тем вся украинская нефть идет на кременчугскую "Укртатнафту", управляемую группой "Приват". Есть над чем подумать, не так ли?
Во-вторых, труба — это оружие борьбы с конкурентами. Через несколько месяцев после назначения Лазорко, осенью 2009 г., от исконного маршрута поставок нефти был отрезан Одесский НПЗ "Лукойла" (помимо прочего, из-за дороговизны альтернативного маршрута через год завод остановился). А по этому маршруту, но в обратном направлении, с моря нефть пошла… в Кременчуг.
В-третьих, тендеры. В-четвертых, их усовершенствованная модификация в виде имитации бурной деятельности с непонятной эффективностью, естественно, для госкомпании. В последние годы нефтетранспортная компания превратилась в нефтеперерабатывающую, хотя всем известна убыточность этой отрасли. Кстати, а как успехи в основной деятельности? За время правления Александра Ивановича прокачка нефти по системе "Укртранснафты" снизилась более чем вдвое, с 38,5 млн т в 2009 г. до 17,5 млн т — в минувшем. Естественно, во всем виновата конъюнктура.
Тем не менее контракты с Лазорко акционер в лице "Нафтогаза Украины" подписывал при любых властях. Вот и Юрий Продан, говорят, шел на второй срок в Минэнерго с четким пониманием лишь одной кадровой позиции, "которая не обсуждается". Кадр действительно не подвел.
Разговоры в пользу бедных
Аргументация проекта по выкачке технологической нефти по своей бездарности и наглости может сравниться разве что с подготовкой "тендера" по покупке "вышек Бойко" (что впоследствии и сгубило махинаторов). Необходимость опустошения трубопроводной системы аргументируется заботой о состоянии нефтепроводов и выполнением требований Закона "О трубопроводном транспорте". Согласно ему "Укртранснафта" якобы обязана предпринять меры по консервации нефтепроводов, которые не функционируют более года. К таковым на сегодняшний день относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода "Дружба". "Укртранснафта" предлагает заместить нефть водной и/или азотной смесью.
На самом деле А.Лазорко элементарно ищет, за что можно зацепиться. Зачем, спрашивается, консервировать нефтепровод с нефтью, если нефть сама по себе — один из лучших природных и официально регламентированных консервантов! Это следует из приказа Минтопэнерго №290 от 26 мая 2008 г. "Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопэнерго Украины "Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержания режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия остановки и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов".
По словам специалистов нефтяной отрасли, любая альтернатива нефти в виде предлагаемого азота или водного раствора однозначно хуже, так как требует затрат либо не так надежно противостоит коррозии. "Трубу вы потеряете, — говорит специалист из белорусского ОАО "Гомельтранснефть Дружба", попросивший не называть его имени. — Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, так как постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы". Подтверждение этому находим в упомянутом приказе Минтопэнерго, где относительно "водных" консервантов черным по белому написано: "Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)".
Но самое главное — в приказе Минтопэнерго всюду фигурирует слово "временно". То есть консервировать можно временно, тогда как в своем письме Лазорко четко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.
Здесь возникает еще один крайне интересный момент. В письме глава "Укртранснафты" заверяет, что, мол, в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить ее. Минуточку, а как быть с закупкой технологической нефти, ведь без нее ничего в трубе не "толкнешь"? Ответа предложение Лазорко не содержит. Его находим в приказе №290 от 26 мая 2008 г.: " В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счет средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет министров в ходе рассмотрения проекта бюджета". Сейчас этот механизм непонятен, но полностью очевидно, что нефть придется закупать по рыночной цене и за счет госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня выкачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380–840 грн/т, чтобы потом закупать ее по 10000 грн/т, которые она стоит сегодня и еще неизвестно, сколько будет стоить завтра?
"Предложение выкачать нефть на участке от границы до Кременчуга формально может быть подано как мера безопасности ввиду возможной агрессии России, однако в целом здесь, скорее, действует принцип "война все спишет", — говорит бывший управленец "Укртранснафты", один из ведущих отечественных специалистов в нефтетранспортной отрасли Михаил Гончар.
Криминал не пробегал?
Есть все основания считать, что "первоапрельская шутка" Лазорко призвана решить сразу несколько проблем, в том числе перспективы уголовного преследования. Есть все основания полагать, что по факту опустошение нефтепроводов началось уже давно, а нынешняя попытка обставить все по закону, с согласованием на самом высоком уровне, поможет скрыть освоенное вчера.
Начнем с того, что согласно обнаруженной в архивах справке, по состоянию на 31 декабря 2012 г. объем технологической нефти на балансе "Укртранснафты" составлял 1,89 млн т. А в своем первоапрельском письме г-н Лазорко пишет о 1,35 млн т. Почти треть объема куда-то "испарилась".
Сигналов было предостаточно. В 2009 г. официально для проведения ремонтных работ был опустошен участок нефтепровода Мичуринск—Кременчуг, вытесненный объем — более 100 тыс. т нефти. Вместо сырья в трубу ушел один из живописных прудов. Через пару лет "Укртранснафта" официально заявила, что вернула нефть в систему. Вот только пруд на своем месте так и не появился. А в 2012 г. Сумская прокуратура обнаружила выкачку нефти из нефтепровода работниками "Укртранснафты" в бензовозы с днепропетровскими номерами…
Источники уверяют, что давным-давно нет нефти на участках, прилегающих к "приватовским" заводам в Западной Украине, в частности, Долина—Надворная—Жулин—Дрогобыч (согласно данным компании, там находится до 40 тыс. т азербайджанской нефти Azeri Light). В общем-то, говорят много, но никто не проверял.
Однако есть один достоверный факт, который, скорее всего, и стал катализатором мега-аферы с технологической нефтью. Точно нет нефти в нефтепроводе Херсон—Снегиревка, который, тем не менее, фигурирует в проекте от 1 апреля. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела, открытого херсонской милицией по факту выкачки нефти из упомянутого нефтепровода. В них указывается, что 21 марта 2014 г. неподалеку от Херсонского НПЗ две передвижные компрессорные станции начали вытеснение нефти из нефтепровода в направлении Снегиревки. За четыре дня таким образом удалось выкачать более 20 тыс. т нефти. На данный момент орудия производства "Укртранснафты" стали вещественными доказательствами. Интересно, а почему Лазорко не обращался за разрешением о выкачке данной нефти, а сделал это только 1 апреля? Может, потому, что в Херсоне хотелось сделать все по-тихому?
Пришлось срочно принимать меры (читай — обкладываться бумагами). О явной спешке говорит тот факт, что вслед за письмом от 1 апреля на следующий день пришло другое, уточняющее, так сказать, с перечнем первоочередных этапов опустошения трубы. Разумеется, оказался в этом перечне и нефтепровод Херсон—Снегиревка. Однако здесь возникла новая проблема: взбунтовался директор профильного департамента Минэнергоугольпрома и по совместительству глава наблюдательного совета "Укртранснафты" Игорь Рубан, пришедший впервые на госдолжность в 2013 г.
Рубан оказался крепким орешком. Апрельские тезисы Лазорко новый министр Продан начал расписывать не на профильный "рубановский" департамент, а на Игоря Кирюшина, который является всего-то советником министра (хотя и заместителем главы набсовета "Укртранснафты"). Работа закипела. В распоряжении редакции оказались проекты решений набсовета и задания на голосования главе и членам набсовета по вопросам выкачки и переработки технологической нефти. Все это должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Кабмина, и таким образом будет легализована уже выкачанная нефть и открыт путь для дальнейшей деятельности в этом направлении. В связи с этим Игорь Рубан был вынужден обратиться в СБУ с заявлением, в котором изложил суть предлагаемой схемы и потенциальные многомиллиардные потери государства.
В эксклюзивном комментарии нашему изданию он заявил: "Никто не знает, сколько реально нефти в системе, эффект для государства неочевиден, вероятность безвозвратной утраты нефтепроводной системы в случае реализации данного плана стопроцентна". Судя по всему, не ожидал такой принципиальности от сотрудников и Юрий Продан. "Мы пока этот вопрос отрабатываем. Может быть, стоит не всю взять, а частично. Первое: надо проверить, сколько там действительно есть этой нефти, ее количество мы перепроверим и только после такой проверки примем решение", — сказал министр информагентству "Интерфакс-Украина".
Скока денег?
Итак, какова цена вопроса? Оценить потери государства так же сложно, как и в случае с аннексией Крыма. Вот сколько стоит для Украины ликвидация последних шансов на запуск Лисичанского НПЗ и проекта Одесса—Броды? Без технологической нефти на этих проектах уже точно можно будет ставить крест. А сколько стоит нефтетранспортная система страны, которая без нефти начнет гнить и разворовываться на металлолом?
Легче подсчитать доходы "Привата". Из писем Лазорко следует, что переработка нефти на "Укртатнафте" будет стоить 730 млн грн, или более 1000 грн за тонну. (В 2011 г. ЛИНИК перерабатывал нефть для "Нафтогаза" по 288 грн/т.) Затем, согласно алгоритму "Укртранснафты", полученные нефтепродукты будут отвезены на хранение на заводы "Привата" в Дрогобыче и Надворной. Согласно заявленной стоимости и оценочной мощности хранилищ на этих предприятиях, заработок составит скромные 50 млн грн в год.
Однако нефтепереработчики знают, что методов заработка более чем достаточно. Какой выход продукции получит "Укртранснафта", по каким ценам будут реализовываться не только бензин и дизтопливо, но и мазут, сжиженный газ, реактивное топливо и т.д.? О двух последних продуктах "Укртранснафта" вообще не вспоминает в своих многочисленных письмах…
Ну и центральный риторический вопрос: кто-то еще верит, что на таких колоссальных объемах нефти и нефтепродуктов никто не "прикурит"?
До сих пор непонятно, где предел тому беспределу, который происходил в последние годы? Сам г-н Коломойский поставил четкий диагноз той системе в своем первом "губернаторском" интервью, которое стоило ему российского бизнеса и еще не понятно, каким будет итоговый чек "на кассе". Может, давайте все-таки попробуем жить по-новому?
- Информация о материале
Враг в нашем доме
Уже несколько месяцев словосочетание «спецслужбы России в Украине...» — тренд украинской журналистики и политической риторики. Детабуировали тему действия спецслужб РФ на территории Украины уже и СБУ. То, о чем еще полгода назад писали единицы украинских журналистов, рискуя здоровьем и жизнью, сегодня открыто обсуждает украинское общество.
События на Майдане и после него — фактическое подтверждение грубого, наглого вмешательства спецслужб РФ во внутренние дела Украины. Спецслужбы РФ (в первую очередь, ФСБ и ГРУ) создали в Украине не только разветвленную агентурную сеть, но и буквально плацдармы для масштабных операций, закрепившись в ряде крупных городов — Симферополе, Луганске, Донецке, Одессе, Харькове и Киеве.
Не случайно именно в этих городах Россия до сих пор дестабилизирует обстановку. Действенность, результативность обширной агентурной сети спецслужб РФ в Украине достигнута внедрением (вербовкой) агентуры в органах МВД, СБУ и прокуратуры. Таким образом, агенты спецслужб России пребывают под двойным прикрытием — российским и тем, которое дает должность в украинских органах правопорядка.
Уже раскрытые резонансные дела (дело киевской «банды Гончарова», дело одесской «банды Марьянчука» и т.п.) дают представление о том, как создавалась агентурная сеть спецслужб РФ в Украине, как она функционировала, и что являлось приоритетом российских спецслужб на разных этапах построения украинского независимого государства.
Так, накануне распада СССР Комитет государственной безопасности (КГБ) активно инфильтровывал своих агентов и секретных сотрудников (сексотов) в национально-демократические движения, партии. Параллельно КГБ усиливал свое представительство в органах МВД, вербуя все больше и больше агентов из числа сотрудников милиции.
После распада СССР — в 1991 году, архивы КГБ УССР были вывезены в Россию (за «эвакуацию» лично отвечал тогдашний руководитель украинской спецслужбы Евгений Марчук). Вместе с архивами в Россию убыли и личные дела агентуры. Что дало возможность спецслужбвм России быстро сделать из агентов — двойных агентов. А многих агентов вообще эксплуатировать «вслепую» посредством их кураторов из украинских спецслужб, на самом деле работавших на спецслужбы России.
Как это выглядело — хорошо иллюстрирует уголовное дело «банды Гончарова». Граждан Украины похищали и убивали агенты УБОП МВД из числа уголовного элемента. В свою очередь, кураторы уголовников — сами милицейские «оборотни» из элитных подразделений МВД, члены банды — практически все были завербованы «на компромате» или во времена СССР, или в первые годы независимости украинского государства офицерами КГБ УССР или СБУ. Которые, в свою очередь, после распада СССР тоже работали на спецслужбы России, не веря в будущее независимой Украины или не признавая независимость государства Украина в принципе.
Поскольку никакой люстрации, как это было практически во всех государствах «соцлагеря» в Восточной Европе, в Украине провести не удалось, адепты воссоздания СССР продолжали занимать ключевые посты в правоохранительных органах Украины. Соответственно, подбирая и расставляя в своих ведомствах нужные им кадры. Вытесняя из МВД, СБУ, ГПУ и судебной системы патриотически настроенных сотрудников.
Поскольку Россию возглавлял дружески относящийся к Украине Борис Ельцин, спецслужбы РФ не проводили в отношении «младшей сестры» откровенно враждебных действий. В 1992 году Россия и Украина даже подписали соглашение, согласно которому они не ведут разведдеятельность друг против друга (так называемые алма-атинские соглашения).
К тому же российской агентуре было чем заняться: на постсоветском пространстве шла «большая приватизация», зарождался частный бизнес, шло становление крупных капиталов. Поэтому генералы в Украине — будь то МВД, СБУ или армия, дружно ударились в «заробитчанство» с использованием служебного положения. При этом имея сослуживцев, знакомых и «однополчан» практически во всех республиках бывшего СССР, высокопоставленные силовики легко решали «трансграничные» проблемы — будь то поставки дефицитных товаров в тот или иной регион под гарантию оплаты, или выбивание долгов с неплательщиков, или организация контрабанды.
Сегодня вряд ли можно найти в Украине генерала любого ведомства, начиная с 1991 года, который не являлся бы, как минимум, мультимиллионером. Но есть генералы, чье состояние может исчисляться десятками и даже сотнями миллионов долларов (кстати, какова общая численность «генералов всех родов войск», получивших генеральские звания уже в независимой Украине?.. Если бы все эти люди были, как и положено высшим офицерам, патриотами своей страны, на Майдане должны были стоять генеральские полки — но их там не было).
В этой ситуации в привилегированном положении оказались высшие офицеры СБУ и МВД, которые по роду службы имели доступ к закрытой информации о многих процессах как в обществе, так и в промышленности, банковской системе, крупном бизнесе и преступном мире. Использование этих знаний, а также привлечение в качестве исполнителей агентурного аппарата позволяло «оборотням» быстро сколачивать капиталы, при этом оставаясь неуязвимыми.
«Царями» в этой ситуации оказались высшие офицеры СБУ и МВД, работавшие на спецслужбы РФ, имея ТАМ официальные звания и зарплаты. Эти кадры, формально клянясь «Служу народу Украины!», на самом деле действовали в Украине, как в тылу врага. Совмещая службу Российской Федерации с коррупцией, вымогательством, мошенничеством и даже убийствами из корыстных побуждений, совершаемых в Украине. Зная, что отступать всегда есть куда, Россия примет и укроет, а преступление, совершенное «на территории врага», преступлением в глазах начальства не является.
Вероятно, отсюда — массовые убийства бизнесменов агентурно-милицейско-эсбэушными бандами Марьянчука и Гончарова в первой половине 1990-х. После чего крупные суммы денег и бизнес, ранее принадлежавшие убитым, становились собственностью людей, близких к тем или иным генералам СБУ и МВД.
С отходом Б. Ельцина от власти и захватом власти в РФ «чекистским кланом» Владимира Путина деятельность спецслужб России против Украины резко активизировалась. Подробно об этом и последовавшем за этим периодом мы писали в статье Диверсанты и пособники. Начались убийства крупных украинских чиновников, влиятельных бизнесменов-патриотов и видных украинских политиков. Страну сотрясла череда скандалов, наиболее громким из которых был «кассетный скандал», связанный с убийством оппозиционного журналиста Гии Гонгадзе.
Фактически, с 1998 года — года, когда В. Путин возглавил ФСБ, Украина погрузилась в вакханалию террора, подрыва ее экономики, компрометации на международной арене. Все то, что все мы сегодня видим в концентрированном виде плюс информационная война России против Украины.
А как же «алма-атинские Соглашения»? Теперь это общеизвестно: любые соглашения с Россией выполняются только тогда, когда это выгодно России. Кто бы их от России ни подписывал — Иван Грозный, Ленин или Путин. Россия предавала Украину ВСЕГДА — к сожалению, это не «красивая фраза», это факт. так было и с алма-атинскими Соглашениями. Спецслужбы «братской Украины» против России не работали, а российские спецслужбы — вербовали, убивали, крали госсекреты, ломали внешнеторговые контракты, прикрывали хищение газа высшим руководством РФ на территории Украины, подрывали авторитет государства Украина на международной арене.
Все закончилось расстрелом гражданских активистов на Грушевского и Институтской и аннексией Крыма.
Но алма-атинские соглашения до сих пор не расторгнуты. Такая мелкая деталь, которая говорит о многом.
При этом российскую «спецуру» стали выжимать еще «при позднем» Ющенко — в 2010 году в бытность Валентина Наливайченко главой СБУ, поймали на горячем пятерых сотрудников спецслужб РФ (вербовали офицеров украинской армии, угрожая расправой над членами семьи). При президенте Викторе Януковиче их передали России...
И неудивительно: при Януковиче сотрудники ФСБ и ГРУ ГШ МО РФ буквально наводнили аппараты СБУ, МВД и Вооруженных сил Украины. Которыми открыто и заправляли. И то, что озвучили на своих последних пресс-конференциях глава МВД Арсен Аваков и председатель СБУ В. Наливайченко — что операцию по разгону Майдана также планировали офицеры российских спецслужб — это всего лишь официальная констатация фактов, давно известных.
К сожалению, из уст руководителей СБУ и МВД не прозвучало объяснение того, как коллективы этих двух ведомств (230 тыс. в МВД и 40 тыс. в СБУ) никак не противостояли фактически захвату этих вооруженных организаций (давших клятву служить народу Украины) по сути, внешним врагом. Ведь только единицы отказывались исполнять преступные приказы «руководства» и «сливали» информацию о готовящихся репрессиях. Единицы — из почти 300 тысяч... Это свидетельствует о полном разложении правоохранительной системы государства.
Последние подтверждения этого: сепаратисты захватили здание СБУ в Луганске, хотя перед этим СБУ в Луганске задержала вооруженных диверсантов, а в Донецке сепаратисты проникли в ОГА. И это — не последние диверсии спецслужб России против Украины.
Глядя на этот шабаш, инспирированный и осуществляемый спецслужбами России на территории Украины, иногда кажется, что одна тысяча вооруженных патриотов Украины справится с «зачисткой» агентурной швали куда эффективнее, чем 300 000 штатных профессиональных тунеядцев, приспособленцев и предателей.
Кому мы платим зарплату?! Каким генералам мы платим пенсии?! Что сделали все эти люди в погонах для того, чтобы 45-миллионный народ жил спокойно?
Да, усилиями МВД и СБУ отдельные проявления сепаратизма сегодня «гасятся», несколько десятков зачинщиков инспирированных спецслужбами РФ провокаций — под арестом. Но это явно неадекватный ответ на угрозу — ведь провокации продолжаются (захваты админзданий, избиения и убийства патриотов и т.д.). система явно не справляется с возложенными на нее обязанностями. Кадры системы не демонстрируют делом должного патриотизма, профессионализма и верности присяге.
Система мертва.
И в свете этого предательством выглядит молчание новой власти о том, как она намерена реформировать МВД и СБУ (а также прокуратуру и судебную систему). чтобы искоренить предательство и засилье зарубежных спецслужб в двух ключевых для государственности Украины силовых ведомствах. И сделать эти ведомства оплотом государственности Украины и патриотизма.
Как при Кучме, как и при Ющенко, как при Януковиче, так и сейчас нам будут много рассказывать о том, что реформы — это дорого («нет денег»), сейчас не то время («враг у ворот»), «среди работников милиции и СБУ много честных профессионалов» (где они?) и т.д. Да и вообще — выборы... Но факт остается фактом: государство, страна, миллионы людей остаются без защиты. И власть, вместо того, чтобы заменить Систему, меняет начальство.
Которое могут купить (Николай Белоконь), сместить (Юрий Луценко) или убить (Юрий Кравченко) спецслужбы России. Поставив во главе очередного захарченко.
Ни один из кандидатов в президенты нынешней кампании не имеет концепции и детального плана реформирования «силового блока» правительства Украины. И так было все годы независимости. Ошибка очевидна, последствия — год от года трагичнее, но представители т.н. национальной элиты продолжают наступать на те же самые грабли.
А враг уже — даже не у ворот. Враг уже в нашем доме.
- Информация о материале
Страница 1061 из 2102
