На сегодняшний день нашим государством взят активный курс на очищение судейского корпуса от возможных коррупционных проявлений. В качестве одного из путей такого очищения и обеспечения прозрачности судебной ветви власти по отношению к гражданскому обществу законодатель усматривает обнародование деклараций судей общих и апелляционных судов.
Одной из законодательных инициатив в данном направлении является законопроект №2019, где обнародование деклараций судей представлено как возможность обеспечения реализации принципа гласности и открытости в деятельности судебной власти. Правда, с этой идеей категорически не согласны сами судьи, большинство из которых крайне обеспокоены перспективой разглашения задекларированных сведений. Среди причин для беспокойства наиболее распространенными являются опасения по поводу безопасности, посягательства на которую судьи усматривают в требовании обнародовать личную информацию – адрес места проживания, имена и фамилии членов семьи и пр. Кроме этого, судьи уверены, что подавляющее большинство граждан просто не разберутся в их декларациях, и настаивают на том, что декларации должны находиться в ведении компетентных органов.
Впрочем, есть судьи, которые поддерживают идею придания гласности сведениям об их имуществе, доходах и расходах. Солидарен с ними и министр юстиции Павел Петренко. Какую позицию поддержат парламентарии при принятии окончательного решения, анализировала «Судебно-юридическая газета».
Одним из наиболее насущных вопросов, волнующих сегодня общественность, является своеобразное переформатирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем вычленения из них неблагонадежных элементов. Достичь этой цели предполагается разнообразными методами, диапазон которых колеблется от наиболее жестких (таких как, скажем, люстрация) до несколько менее радикальных (как, например, усиление общественного контроля). Такой контроль, по мнению отдельных специалистов, может быть обеспечен в случае законодательного закрепления норм, обязывающих отдельные категории лиц, в частности судей общих судов, официально обнародовать свои декларации.
Невзирая на то, что сегодня подобные нормы уже закреплены в Законе Украины №3206-VI «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», при их детальном изучении оказывается, что законодатель был недостаточно конкретен. Так, ст. 12 указанного Закона предписывает обнародовать свои декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера председателям и судьям Конституционного и Верховного судов, а также председателям и судьям высших специализированных судов Украины в течение 30 дней со дня их подачи путем размещения на официальных веб-сайтах или опубликования в официальных печатных изданиях.
Несмотря на это, информация о доходах указанных судей по-прежнему остается закрытой. Еще в 2013 г. Окружной административный суд Киева в решении по делу №826/14553/13-а об отказе КСУ в предоставлении информации, а именно копий деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 и 2012 гг. на запрос некоего лица разъяснил следующее. Сведения о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта гражданина Украины, а также регистрации места жительства, дате рождения декларанта, местонахождении объектов, которые приводятся в декларации, является информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат (ч. 2 ст. 12 Закона №3206-VI). Таким образом, речь уже идет не об обнародовании деклараций, а об обнародовании данных о декларанте, перечень которых законодательно не определен. Более того, судьи общих и апелляционных судов, согласно Закону №3206-VI, вообще освобождаются от обнародования указанных сведений, что противоречит общеевропейской тенденции относительно обнародования деклараций государственных служащих, в т. ч. и судей, на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов.
По этому поводу уместно заметить, что во втором дополнительном отчете о выполнении рекомендаций Украиной, принятом Группой государств против коррупции (GRECO) на 54-м пленарном заседании (Страсбург, 20–23 марта 2012 г.), было отмечено, что наше гражданское общество не имеет никакого реального влияния на состояние антикоррупционной политики в стране.
Контроль и ограничения
Попытка обеспечить общественный контроль за доходами и расходами судей была предпринята в начале минувшего года коллективом народных депутатов, подавших на рассмотрение Верховной Рады законопроект №2019 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно обеспечения европейских стандартов публичности в судебной системе. Целью данного документа провозглашалось обеспечение реализации принципа гласности и открытости в деятельности судебной власти, а также создание прозрачных механизмов обнародования сведений о доходах и расходах судей судов общей юрисдикции. Аргументируя необходимость его принятия, парламентарии ссылались на резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы №1165 (1998) от 25 декабря 2008 г. в которой указано, что публичные лица должны осознавать, что особый статус, который они имеют в обществе, автоматически увеличивает уровень давления на приватность их жизнь (ст. 6).
К слову, смысл этой сентенции был отображен и в решениях того же КСУ, который подчеркивал, что:
ограничения, связанные с необходимостью финансового контроля для определенной категории лиц, способствуют выявлению коррупционных правонарушений, а потому являются важными в подборе кадров и защите экономики государства (решение №21-рп/2010 от 6.10.2010);
публичный характер как самих органов – субъектов властных полномочий, так и их должностных лиц требует обнародования определенной информации для формирования общественного мнения о доверии к власти и поддержки ее авторитета в обществе (решение №2-рп/2012 от 20.01.2012).
Собственно, законопроект был направлен на внесение изменений и дополнений в законы Украины «О судоустройстве и статусе судей», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «О доступе к судебным решениям». Им предлагалось:
предусмотреть обязанность судей судов общей юрисдикции предоставлять сведения об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, указанных в декларации, для их опубликования на официальном веб-портале судебной власти Украины;
определить порядок проверки обращений объединений граждан, их членов или уполномоченных представителей, отдельных граждан, юридических лиц относительно достоверности сведений об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера судьи суда общей юрисдикции.
Несмотря на то, что идея законопроекта депутатами ВР в целом была одобрена, сам документ получил ряд замечаний. В частности, было отмечено, что избирательность расширения перечня должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера которых подлежат обязательному обнародованию, является необоснованной, поскольку перечень таких лиц предлагалось расширить за счет органов судебной власти.
На данный момент законопроект находится на рассмотрении в профильном Комитете ВР.
Судьи против?
Большинство же судей, как стало известно «Судебно-юридической газете», отрицательно относятся к перспективе обнародования информации о своих доходах, расходах и имуществе. Прежде всего, они объясняют это тем, что не видят практических преимуществ подобного законодательного решения в плане борьбы с коррупцией. Судьи утверждают, что данная норма будет декларативной, поскольку разобраться в декларации под силу только специалисту. Рядовые же граждане будут раздражены, видя указанные в таких декларациях суммы. В этом аспекте судьи ратуют за то, чтобы декларации предоставлялись специальным уполномоченным органам. Эти же органы, по мнению представителей Фемиды, должны осуществлять контроль за достоверностью предоставленной в декларациях информации, а также реагировать на заявления граждан, уведомляющих их о том, что расходы судьи превышают его доходы.
Вторым отрицательным аспектом публикации деклараций судей называют ненадлежащие обеспечение безопасности. Дело в том, что если речь идет о публикации именно декларации, то на обозрение широкой общественности будут представлены не только суммы доходов и расходов, но и адреса проживания судей и членов их семей. Это, подчеркивают судьи, ссылаясь на печально известные примеры убийства судей или физического насилия в отношении них, может нести угрозу жизни судьи и членов его семьи как со стороны участников процесса, оставшихся неудовлетворенными тем или иным судебным решением, так и со стороны лиц, промышляющих грабежом, кражами и совершением иного рода преступлений.
И наконец, последний по списку, но не по значению аспект заключается в том, что муссирование разговоров на тему прозрачности судебной системы, люстрации, обнародования деклараций и прочих мер, направленных на возобновление доверия к судебной системе, служит своеобразным давлением и даже запугиванием судей.
Впрочем, есть судьи, которые не видят ничего зазорного в том, чтобы обнародовать свои декларации. В своих комментариях они указывают, что на территории Украины вряд ли удастся отыскать судью с огромным состоянием. Более того, сумма заработной платы судьи и без того прописана в законодательстве, а обнародование деклараций стало бы шагом, свидетельствующим о готовности судей быть открытыми перед общественностью.
Солидарен с этими судьями и министр юстиции Павел Петренко, заявивший о том, что обнародование деклараций будет одним из тех шагов, которые помогут возобновить доверие к судебной системе. «Когда я был членом парламента, одной из моих задач было обнародование деклараций судей. Профильный комитет также дал одобрительное решение по этому вопросу. Было огромное противостояние со стороны судей, которые ссылались на то, что их могут преследовать. Но если человек имеет честные доходы, ему нечего прятать свою квартиру или имущество, а соответственно, нечего и бояться», – считает министр юстиции Украины.