Новое правительство подготовило проект программы "100 дней". Документ либерального толка содержит перечень действий, при помощи которых новое правительство собирается вытаскивать Украину из состояния стагнации.
Как именно должно начаться украинское экономическое Возрождение, понять сложно.
Правительство создало "100 дней" не как схему воплощения некой стратегии. О стратегии деятельности Кабмина даже на год не известно ничего, за исключением общих фраз, которые никак не позволяют воссоздать единую картину.
Одним словом, "100 дней" - это не План Маршалла. Это отрывистые тезисы, смешанные в кучу. Каждый тезис сам по себе неплох, но целостности нет. Это первый, но далеко не единственный недостаток документа.
Вот еще несколько. Например, отсутствие конкретики. В "100 днях" прописана лишь идеология возможных изменений. Значит, на этапе реализации может возникнуть путаница из-за того, что чиновники проявят излишнее творчество в процессах изменений.
Далее. Министерства и ведомства будут реформировать сами себя. Что они нарешают, уже понятно. Чиновники обязательно оставят пространство для маневра, для "кормушки", для влияния.
Еще один момент. Правительство не несет никакой ответственности за реформы. Если что-то не получится, Яценюк просто разведет руками и уступит место следующему чиновнику.
Чем это чревато, показывает опыт украинских моряков в Крыму. Власть в лице верховного главнокомандующего Александра Турчинова бросила их не только без пропитания, но и без элементарных указаний. Турчинов побоялся или намеренно не захотел брать на себя никакие решения.
В итоге, украинские корабли захватываются, военных берут в плен. Чем занят в этот момент Турчинов? Правильно: кадровыми назначениями.
Если бы в современной Украине существовал механизм контроля за подобными вещами, Турчинов бы уже вглядывался в стены Лукьяновского СИЗО. И это не единственный пример. Странные назначения в МВД, Минобороны и "Укроборонсервис", слабый контроль над регионами - лишь немногое из перечня недостатков новой власти.
Чего же можно требовать от Кабмина Яценюка в таком случае? Только того, что после выборов президента наверняка будет сформировано новое правительство, которое гарантированно выбросит в мусорку все наработки предшественников.
Может, это и неплохой вариант. "100 дней" получились очень далекими от проблем населения и бизнеса. Это далеко не то, чего могли ожидать Майдан, средний класс и бизнес-круги, которые поддерживали свержение режима Януковича.
"100 дней" не гарантируют, что рост тарифов на газ для домохозяйств будет перекрыт отсутствием взяток в вузах, судах или на дорогах.
Бизнес пока не получит от правительства реального решения своих проблем - с налоговиками, таможенниками и просто взяткоемкими чиновниками. В общих чертах упомянута "детенизация" экономики и люстрация. Значит, их тоже можно не ожидать.
В правительственном проекте не прописаны также меры, направленные на "раскулачивание" олигархов.
Неприятной для них разве что станет остановка всех решений прежнего правительства в части приватизации - и то, очевидно, лишь временная, предпринятая для небольших изменений условий и сроков проведения тендеров. В целом, это декларативный документ, который если и изменит украинскую действительность, то незначительно.
По традиции, самые действенные меры будут приняты по настоянию международных институтов как условие выдачи финансовой помощи. В остальном уровень свершений несопоставим с реформами, которые должны были бы предпринять настоящие "камикадзе". А именно так позиционировали себя Арсений Яценюк и его команда.
"Реформа" госзакупок
24 марта премьер "зарубил" проект закона о госзакупках. Это удивительный факт, потому что документ готовился как раз в рамках выполнения плана "100 дней". Видимо, у Яценюка есть "железные" аргументы на то.
В разделе плана, посвященном оздоровлению госфинансов, прописано три основных пункта.
Это изменения в закон "О госзакупках", которые якобы помогут уменьшить злоупотребления чиновников при покрытии нужд государства в товарах и услугах.Минэкономразвития предлагает сократить чуть ли не в четыре раза перечень случаев госзакупок, на которые не распространяется действие закона.
Также ведомство предлагает отказаться от обязательного размещения информации о госзакупках в печатных изданиях в пользу публикации информации на веб-портале.
По сути, это не реформа. Это "отмотка" того порядка, который был до того, как премьер Николай Азаров решил освободить часть предприятий от тендеров.
На самом деле проблема коррупции при госзакупках состоит не в плохом законодательстве, а в его неисполнении. В Украине, как известно, законы вполне современные. Проблема в людях, которые должны выполнять закон, в тех, кто вскрывает конверты во время тендеров и объявляет победителей, предварительно согласовав сумму "отката".
Простые манипуляции чиновников позволяют годами одним и тем же компаниям выигрывать в тендерах. Государство тратит огромные суммы на такие прозаичные вещи как офисная техника или новая мебель, и космические суммына строительство дорог, печать учебников и товары для "Укрзализныци". В каждом случае существует возможность для злоупотреблений.
В 2013 году СБУ оценила объемы коррупции в госзакупках в 35-52,5 млрд грн ежегодно (10-15% расходов госбюджета). Причем чиновники на госзакупках воровали всегда, при всех правительствах.
За все годы менялся только процент отката. При Януковиче он доходил до 70-80%. Размеры доходов коррупционеров понятны. Значит, для уменьшения злоупотреблений в госзакупках явно нужны не законодательные изменения, а громкие и многочисленные расследования деяний чиновников.
Результатом расследований должно стать привлечение этих людей к ответственности и публичное разоблачение, без учета партийной окраски.
Что ожидает энергетику
В правительстве считают, что оздоровлению государственных финансов будет способствовать рост цены на газ для населения. Она должна увеличиться в четыре раза - именно такова разница между ценой у продавцов и ценой ее реализации для населения.
Тарифы будут расти в несколько этапов, с учетом предоставления адресной помощи. Сейчас цены на газ для населения в Украине составляют от 72,54 коп до 268,56 коп за кубометр при наличии счетчика и от 79,8 коп до 295,41 коп, если счетчика нет.
Наиболее просто проблему описал народный депутат Виктор Пинзеник.
"Как можно покупать газ за 400 долл, а продавать за 100 долл? Больше выгоды от такого "продажи" получает тот, кто больше покупает. А покупает больше тот, у кого больше дом. Государство огромные средства направляет на поддержку даже тех людей, для которых эти деньги вообще ничего не стоят", - заявил он.
Этот пункт нынешний Кабмин считает самым непопулярным, именно из-за него министры называют себя "камикадзе".
Они принимают столь непопулярное решение благодаря настойчивости Международного валютного фонда, который готов давать дешевые кредиты только в обмен на закрытие этой бюджетной "дыры", через которую ежегодно улетучивается около 5% ВВП.
Тем не менее, цены на газ нужно повышать. Их рост вызовет недовольство населения, но перекроет коррупционные схемы на газовом рынке. Это помимо того, что восстановится баланс НАК "Нафтогаз Украины".
Помимо газового вопроса, влияние на состояние госфинансов оказывает проблема излишнего субсидирования угольной подотрасли. Государство покрывает разницу между себестоимостью угля и ценой его продажи, если добыча обходится дороже.
Миллиардные дотации убыточным шахтам были прямым заработком Виктора Януковича и его сына Александра. Они скупали уголь с "копанок" и продавали его как добытый на государственных шахтах. Это лишь одна из схем, которые использовались для обогащения семьи экс-президента.
"Операционная неэффективность и высокая себестоимость, которая еще и завышалась менеджментом, приводили к крупным убыткам госшахт", - рассказывает аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка.
По его словам, для покрытия убытков использовались бюджетные средства.
"При средней цена реализации угля 493 грн за тонну и декларированной себестоимости 1 353 грн за тонну убытки госшахт в 2013 году составили 15,1 млрд грн, что на 27% больше, чем в 2012 году. На покрытие убытков угольщиков из госбюджета в 2013 году поступило 13,3 млрд грн, что составило около 90% от общей суммы убытков", - отметил эксперт.
В отрасли настаивают, что директора госшахт были заложниками системы. Они были вынуждены идти на экономические преступления и выполнять то, что от них требовали чуть ли не именем президента.
Нынешнее правительство полагает, что сможет выяснить, какие шахты являются убыточными и на самом деле нуждаются в дотациях, а какие - могут обойтись.
Весной будут утверждены два документа: методика расчетов себестоимости товарной угольной продукции и методика расчета цены реализации угольной продукции. Они и определят размер господдержки.
Размер помощи может сократиться как минимум вдвое - о махинациях с углем известно МВФ и структурам, которые в Европе расследуют запутанные бизнес-схемы семьи Януковича.
В то же время есть настораживающий момент. Совсем недавно правительство Азарова ликвидировало ГАК "Уголь Украины". И вот, по данным источников ЭП, его собираются возрождать.
В том ли уродливом виде, какой был до этого?Время покажет. Главное, что решительных действий в угольной отрасли не стоит ждать и от правительства Яценюка.
Где взять деньги
Бизнес ожидал уменьшения налогов, но они только увеличиваются. Это уродливое явление происходит из-за отсутствия денег в бюджете. Новый Минфин, как и любой другой, закрывает "дырки" чем придется.
Первыми на очереди будут акцизы для ювелиров, табачников, алкогольных компаний и нефтяников. Звучала идея облагать налогами депозиты населения в банках.
Но все равно, судя по всему, Кабмин ожидает сумасшедшая "просадка" в доходах бюджета. В то же время сокращения потенциально коррупционных статей расходов пока не произошло. Кабмин лишь сократил штаты некоторых госорганов и теперь стремится "срезать" социальные выплаты.
Значит, возникает разрыв между маленькими доходами и большими расходами - дефицит бюджета. Как его планирует покрывать правительство Яценюка?
Классический путь - долги. Увеличить поступления в госбюджет новый Кабмин планирует за счет привлечения средств и технической помощи от международных финансовых организаций и приватизации.
Колоссальная сумма помощи и кредитов - 35 млрд долл, обещанная международными институтами, не поступит в одночасье. В ближайшем будущем Евросоюз предоставит Украине макрофинансовую помощь в размере до 610 млн евро, которые вольются в банковскую систему.
Другой классический путь покрытия дефицита - приватизация госпредприятий. По расчетам прежнего правительства, за счет этой статьи в 2014 годуможно получить 2-2,2 млрд долл по курсу 8,4 грн за долл.
Даже с учетом оккупации Крыма и незаконного лишения Украины объектов приватизации, расположенных на полуострове, сумма весьма солидная. Бюджет разоренной страны попросту не может обойтись без таких поступлений.
Значит, приватизационные тендеры проведут обязательно, однако, вероятно, после ревизии всей нормативной базы, которая принималась прежним Кабмином.
Пока правительство Яценюкарешилоаннулировать многие решения, принятые в 2013 году и вначале 2014 года. Они касаются приватизации госимущества, передачи его в концессию и отчуждения земельных участков.
Однако принципиальное одобрение уже дано, например, инвесторам транспортной отрасли. Им обещали, что менять ключевые механизмы, регулирующиепередачупортовой инфраструктуры в концессию, не будут.
Дополнительные поступления в казну правительство ожидает получить и от пересмотра льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Этому противятся предприниматели. В частности, аграрии уже заявили, что они нуждаются в весьма консервативных изменениях в налоговой сфере.
"Запутанность и неадекватная динамика налогового законодательства, его постоянные корректировки без привязки к налоговым периодам и без обеспечения разъяснениями - от этого страдает весь бизнес. Миндоходов расформировано, это уже плюс. Остается надеяться, что парламент перестанет "клепать" налоговые законы ежедневно", - говорит советник юридической фирмы Silver Seal Advisers Ярослав Абрамов.
Правительство ожидает денежных поступлений и от роста экспорта. Улучшить положение экспортеров - металлургов, химиков, аграриев - собираются посредством полноценного автоматичного возмещения НДС и упрощения процедур администрирования этого налога.
Решить проблему возмещения НДС экспортерам обещают каждый год. Однако в казне хронически не хватает денег для своевременных расчетов с предприятиями. По данным Минфина, объем задолженности по возмещению НДС составляет 17 млрд грн.
Не станет исключением и 2014 год. В лучшем случае, реальный сектор получит возможность использовать НДС-облигации, о чем уже сообщил министр финансов Александр Шлапак. Ранее правительство дважды выпускало такие бумаги, в обоих случаях экспортеры продавали их банкам со значительным дисконтом - 20-40%.
Станет ли меньше налогов
С учетом всего сказанного возникает резонный вопрос: какое тут может быть уменьшение налогов? Тем не менее, такой пункт стоит в повестке дня.
Мерами, которые снизят давление контролирующих органов на бизнес, очевидно, занимается Минэкономразвития. Его глава, известный экономист Павел Шеремета, получит возможность реализовать на практике свое видение экономических реформ.
Пока в проекте программы "100 дней" из наиболее существенных мер значатся ликвидация лишних госорганов (Госинспекции по контролю за ценами) и сокращение перечня оснований для проведения внеплановых проверок.
В частности, юридическим и физическим лицам придется подкреплять свои заявления в адрес третьей стороны доказательствами размера ущерба или угрозы жизни и здоровью граждан.
Финансово-экономический блок правительства обещает сократить количество налогов и сборов до восьми основных, а также проработать перечень видов лицензионной деятельности, урезав его минимум на 30%.
Серьезной мерой может стать запрет на возбуждение уголовых дел за уклонение от уплаты налогов, если предприятие оспаривает насчитанные фискальными органами суммы в административном или судебном порядке.
В прошлые годы связка налоговиков и судей практически не оставляла предпринимателям шанса на победу в суде.
Другие предложения относятся к созданию электронных систем, которые позволят удаленно мониторить работу предприятий и контролировать их деятельность.
Эксперты говорят, что в правительственном проекте необходимые бизнесу решения проработаны очень поверхностно. Более того, эти проблемы не могут быть решены только законодательным путем.
"Вечная проблема - нарушение сроков выдачи разрешительных документов. Она касается всех, кроме СПД. Решения нет, хотя проект программы предусматриваетсокращение количества разрешительных документов и видов лицензируемой деятельности", - отмечает Абрамов.
По его мнению, некачественно прописана борьба с налоговой "минимизацией", на решение которой были направлены изменения относительно трансфертного ценообразования и обычных цен.
"Решения в правительственном документе нет. Очевидно, это еще одно направление для оперативной работы нового руководства ГНАУ", - говорит адвокат.
По словам Абрамова, не освещены вопросы операции с недвижимостью. Помимо попыток изменения базы налогообложения налогом на недвижимость, была пересмотрена система оценки, а система регистрации прав на землю все еще остается запутанной и длительной.
Проблема затрагивает рынок в целом и может быть решена только путем завершения реформы системы учета прав. Программа правительства предусматривает расширение прав нотариусов в части доступа к информации и совершения сделок, но не более.
Остается проблема иностранного инвестирования (индивидуальные лицензии НБУ). Она касается любого бизнеса, который пытается инвестировать за рубеж или использовать иностранное законодательство в структуре своего бизнеса.
"Решения нет. Более того, НБУ ранее неоднократно говорил о нежелании отказываться от индивидуальных лицензий (хотя такого механизма в Европе нет), и даже последние изменения в порядке лицензирования ситуацию не поменяли", - отмечает Абрамов.
Не отвечает запросам бизнеса пункт о внесении изменений в Таможенный кодекс и законы относительно сокращения количества "экспортных и импортных" документов.
"Это не самые критические вопросы для бизнеса в отношениях с государством в ВЭД", - говорит заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины Александр Захаров.
По его словам, проблема в засилье контрольных функций на границах вместо пост-контроля после ввоза товара, как это практикуется в грузинском и европейском вариантах.
"У нас на таможне бесконечные отделы согласования, таможенных цен, контроля, анализа рисков, борьбы с контрабандой. В таможенной службе задействовано около 20 тыс чиновников. Все только и делают, что останавливают грузы и смотрят в руки: "Дайте или мы будем смотреть еще пристальнее", - сетует он.
В Америке, Европе и Грузии, продолжает Захаров, таможню никто не видит в реальной работе и не замечает, оформление происходит за десять минут, но если обнаруживается факт обмана, санкции применяют жесточайшие.
"Уголовная и финансовая ответственность неминуемая, штрафы в пять раз больше экономии на налогах! Большая часть таможни занимается именно пост-контролем и анализом, а не терроризируют транспорт на границах и в портах", - подытоживает специалист.
Строителям обещают "полегшення"
Отдельными строками прописаны новации для участников строительного рынка и аграрного сектора. Так, Минрегион готовит изменения в закон "О регулировании градостроительной деятельности" - в той части, которая касается подключения объекта завершенного строительства к инженерным сетям.
Механизм присоединения к городским сетям обещают упростить: определить четкий перечень технических условий для подключения сетей, обязать местные власти обнародовать список предприятий и учреждений, которые предоставляют технические условия на определенных территориях.
Заказчик строительства может получить право применять автономные системы инженерного обеспечения.
По данным Европейской исследовательской ассоциации, именно подключение к инженерным сетям и выдача техусловий - монополия отдельных предприятий, которые вымогают у застройщиков деньги.
В противном случае подключение к инженерным сетям занимает не десять дней, как положено по закону, а в среднем 80. Более того, после принятия прогрессивного закона "О градостроительной деятельности" именно на завершающие этапы строительства пришлись пиковые требования откатов, которые достигают 30% от стоимости проекта.
Если не платить, то застройщика ожидает огромное количество формальных процедур, длинные очереди и долгое оформление документов. В отдельных случаях предприниматели не могут получить такие разрешения в течение трех лет.
В целом, правительство рассчитывает оживить рынок, который из года в год показывает неутешительные результаты: за 2013 года - минус 14,5% до 58,9 млрд грн. По данным Госстата, небольшой прирост - 6,6% - был лишь в сегменте жилищного строительства.
Аграриям обещают "пришвидшення"
В правительстве частично учли предложения собственников и руководителей агробизнеса.
В марте "Союз птицеводов Украины", "Союз кормопроизводителей Украины", "Украинский клуб аграрного бизнеса", "Аграрный союз Украины", "Украинская аграрная ассоциация" предложили министру аграрной политики Игорю Швайке отменить обязательную сертификацию зерна, техконтроль сельскохозяйственной техники, согласования на ввоз средств защиты растений, двойную регистрацию при оформлении договора аренды.
Из всего этого в программу "100 дней" включили далеко не все предложения.Так, аграрии могут рассчитывать на отмену обязательной сертификации зерна.
Ранее предпринимателей обязали получать сертификат, за быстрое получение которого надо было доплачивать инспектору. По данным портала "Лига", взятка составляла 80-100 грн. за тонну продукции. Без такой бумаги производитель был вынужден платить штраф за простой вагона, поскольку документ приходилось оформлять после погрузки зерна в вагон.
Отменят в 2014 году и другую коррупционную схему - согласование на ввоз каждой партии средств защиты растений. Без уплаты взятки партию импортных химических препаратов тормозили. В итоге аграрии теряли часть урожая, который без своевремнных обработок страдал от вредителей или болезней.
Пересмотрят в правительстве норму, обязывающую проводить регулярные техосмотры сельхозтехники. В прошлом 300 тыс единиц тракторов и комбайнов подлежали платной псевдоэкспертизе.
Взамен этих послаблений производители могут получить другие проблемы. Так, Швайка заявил о намерении разработать нормы, направленные на ограничение импорта техники.
"В Украине нужно налаживать полноценное производство сельхозтехники. Я предлагаю установить льготный период для производителей техники, скажем, на пять лет.
Устанавливаются невысокие пошлины на ввоз продукции и оборудования, и за это время производители должны наладить выпуск техники в Украине. По окончании льготного периода мы установим большие импортные пошлины", - поделился он планами, ужаснув аграрный бизнес, который как раз приступил к обновлению парка.
Аграрии сейчас ввозят старую технику и размещают заказы на новые машины за границей. Особое внимание при этом уделяется условиям кредитования, которое предлагают поставщики. Ограничения серьезно скажутся на производстве.
С АПК, который в последние годы обеспечивает львиную долю экспортной выручки, необходимо считаться. В 2014 году, по данным Украинской зерновой ассоциации, страна недополучит 1,5 млн тонн зерна из-за ситуации в Крыму. И это минимальные потери.
Президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса опасается, что аграрии не смогут засеять до 20% сельскохозяйственных земель. Тогда Украина потеряет 11,1 млн тонн урожая или 25,1 млрд грн. выручки.
Если к этим проблемам добавится вред, нанесенный отрасли необдуманными инициативами правительства, власть понесет существенные имиджевые потери.