Российкая оккупация Крыма стала причиной того, что с первого апреля ГП «Энергорынок» (выполняет функции оптового покупателя и поставщика) остановило закупку электроэнергии у крымских генерирующих компаний. Об этом на заседании Совета оптового энергорынка (ОРЭ) 2 апреля 2014 года сообщил заместитель директора по развитию ГП «Энергорынок» Владимир Евдокимов.

Крымская ТЭЦ, Донузлавская ВЭС, входящая в состав НАЭК «Энергоатом», «Ветряной парк Керченский» и другие (всего 22 предприятия) теперь не смогут поставлять электричество в Украину. Среди всех прочих, вне закупок остались 15 частных солнечных электростанций, владельцем которых считают Андрея Клюева.

В обратном направлении — транспортировка энергии — вопрос пока не решен. Электроэнергию в Крым будут поставлять компании «ДТЭК Крымэнерго» и «Севастопольэнерго», но если оккупанты не объявят об их национализации.

Теоретически, тепловые, ветровые и «солнечные» компании могут продавать свой товар потребителям в Крыму и по прямым контрактам. Это если руководствоваться украинским законом «Об электроэнергетике», который якобы еще имеет отношение к объектам на территории бывшей АРК. Но кто будет покупать электроэнергию за гривны на оккупированной территории, и через какие банки?

Кроме того, на «солнечную» энергию еще действовал заоблачный «зеленый» тариф, оставленный в наследство новой власти коррумпированными предшественниками. Тариф для солнечных электростанций, установленный Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), во второй декаде марта превысил 5,6 гривен за кВт — час. Это в 20 раз выше, чем действующий тариф для населения.

Вся эта куча денег на вполне законных основаниях выплачивается клюевским электростанциям счет других производителей. Ведь всю произведенную электроэнергию оптом покупает ОРЭ, и за счет сверхдешевой атомной энергии погашает сверхдорогую «солнечную» и ветровую. Такое решение не могло появиться без поддержки со стороны властей, и в свое время Клюев эту власть олицетворял. Даже в странах Европейского Союза «солнечный» тариф вдвое ниже, чем в Украине.

Последние два месяца Андрей Клюев находился в бегах, но сверхприбыли регулярно пополняли его счета. Для справки, на 1 января 2014 года установленная мощность «солнечной» энергетики, работающий по «зеленому» тарифу, который несравненно выше по сравнению с европейскими странами, выросла до 756,9 МВт. Умножьте эту цифру на 5,57 грн/кВт-час, и увидите, насколько выгодным может быть бизнес для приближенных к власти структур.

Потери потребителей от переложенных на них сверхприбылей частных структур впечатляют. Объемы перекрестного субсидирования на энергорынке Украины за прошлый год составили почти 40 млрд грн.

Представители энергорынка никак не могут понять, почему так долго власть не останавливала действие коррупционных схем, запущенных ради представителей предыдущей власти. Получается, если бы не оккупация Крыма, то несправедливый тариф на солнечную энергетику действовал бы до сих пор?

Вопрос о злоупотреблениях в электроэнергетике

Пора перейти к решительным действиям в одной из самых коррумпированных отраслей нашей экономики. На поверхности находятся факты, свидетельствующие о наличии злоупотреблений в электроэнергетике, не говоря уже о десятках ранее принятых проектах, где потенциально коррупционная составляющая тянет на десятки миллиардов гривен.

Вот некоторые вопросы к регулятору рынка.

Вопрос первый.Почему тариф для частной тепловой энергетики в марте оставался на рекордно высоком уровне — 63,5 коп/кВт-ч, тогда как для государственной атомной энергетики до 1 апреля НКРЭ удерживала убыточный тариф на уровне 23 коп? Следовательно, НАЭК «Энергоатом» был вынужден брать кредиты (в течение месяца более чем 700 млн грн) по ставке примерно 18%.

Сторонние наблюдатели называют процесс дорогостоящего кредитования откровенным вымыванием средств из отрасли. И хотя с 1 апреля тариф для ГП «Энергоатом» вырос до 27,82 коп/кВт-час, он все равно убыточен (доллар стоит более 11 грн, а стоимость ядерного топлива — в долларовом эквиваленте). А потому и в дальнейшем продолжится вымывание средств за счет кредитования.

Вопрос второй.Почему низкокачественный уголь с большим содержанием золы тепловым электростанциям (ТЭС) приближенные к прошлой власти компании продают по цене, эквивалентной $110-140 за тонну? В то же самое время высококачественный уголь в европейских странах стоит $80, а в Колумбии — $45.

И это при том, что в прошлогоднем бюджете на поддержку угольной отрасли предоставлено более 13 миллиардов гривен. Столько же предусмотрено и в этом году. Это те самые дотации, которые в этом году должны исчезнуть в «черной дыре».

Хорошо известно, что, несмотря на сложные горно-геологические условия работы украинских шахт, в 1970-е годы угольная отрасль была рентабельной. Объем добычи в 1976 году составил 218 миллионов тонн — почти втрое больше, чем теперь.

Длительный грабеж углепрома нуворишами привел к его убыточности. Эту убыточность покрывают из государственного бюджета, ежегодно наращивая объемы финансовых инъекций в виде дотаций. Один из руководителей отрасли в комментариях автору статьи еще 10 лет назад сообщал: активы одного из богатейших олигархов Украины ежегодно растут примерно на сумму государственной дотации угольной отрасли.

Почему в Украине отсутствует портал, где каждый участник энергорынка смог бы увидеть действующие цены на уголь? Почему их скрывают?

Вопрос третий.Почему монопольному экспортеру украинской электроэнергии (структуре Рината Ахметова) отменены дотационные сертификаты на цену электроэнергии, а другим поставщикам — нет?

Чрезвычайно выгодные закупочные цены на энергорынке Украины для ДТЭК обеспечило правительство — в марте 2012 года Кабмин принял постановление об отмене дотационных сертификатов при расчете цены на экспорт электроэнергии. Кабмин разрешил экспортировать электроэнергию в Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу по оптовой цене без учета объемов дотаций для компенсации потерь, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу.

Условно говоря, в Украине Ахметов покупает энергию намного дешевле, чем должен. А продает по вполне рыночным ценам. Прибыль остается в ДТЭК.

По данным Министерства доходов и сборов, в 2013 году экспортировано электроэнергии на сумму $ 580 195 000 (в Венгрию, Беларусь, Молдову, Польшу, Словакию и Румынию).

Вопрос четвертый.Почему до сих пор не состоялась люстрация в государственных органах управления энергетикой?

Тепличные условия для Ахметова обеспечивали такие государственные структуры, как НЭК «Укрэнерго», НКРЭ и ГП «Энергорынок». Почему те, кто способствовал сверхприбылям частной структуре, нанеся колоссальный урон государству, остаются на руководящих должностях?

Схемы на энергорынке

Несмотря на вышеупомянутые коррупционные реалии, правительство в первоочередном порядке ввело шоковую терапию для «животеющего» населения. В частности, запланировано резкое повышение тарифов на электроэнергию.

А не целесообразнее ли было сначала остановить вымывание средств из отрасли, а уже потом говорить о необратимости «шоковой терапии»?

Украинская власть упорно не замечает того, что происходит в недрах энергетики. Хотя даже слова такой одиозной личности, как президент Беларуси Александр Лукашенко, достойны внимания: «В основе развала страны, происходящего в Украине, лежит развал экономики и страшная коррупция. Каким бы ни было состояние экономики в государстве, коррупция является той ржавчиной, которая разъест все», — говорит «бацька».

По оценкам Федерации работодателей Украины, в 2013 году чиновники получили более 160 миллиардов гривен взяток по коррупционным каналам в сфере госзакупок, органов налоговой, таможенной службы, судебной системы, госмонополий, при экспорте зерна, регистрации аренды земельных участков. По оценкам ФРУ, в 2010-2013 годах объем коррупции в экономике Украины превысил 500 миллиардов гривен.

Совершенно очевидно, что заявленный властью дефицит бюджета на этот год — 70 миллиардов гривен — можно покрыть средствами, освободившимися благодаря ликвидации некоторых схем. Потенциал для злоупотреблений в электроэнергетике — колоссальный, ведь годовой товарооборот измеряется почти сотней миллиардов гривен.

В частности, по данным главного банкира Оптового энергорынка Украины (уже 9 лет эти функции выполняет АО «Ощадбанк»), в 2013 году от потребителей поступило на текущие счета банка 97 миллиардов гривен — ежедневно примерно по 389 млн грн.

Продавать электроэнергию, требовать 100-процентных расчетов, но задерживать перечисление в адрес государства — одна из типичных операций бизнеса в энергетике. Уровень расчетов в 2013 году составил 97,6%. Крупнейшими должниками перед государством оказались ГП «Региональные электрические сети», «Киевэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго» и «Луганское энергетическое объединение».

Далее, тепловая генерация постоянно требует дополнительных финансовых вливаний на закупку необоснованно дорогого и некачественного угля. Поэтому ГП «Энергорынок» берет кредиты в «Ощадбанке» — в среднем под 20% годовых, а затем раздает их генерирующим компаниям. В 2013 году кредиты «Ощадбанка» составили 26,7 млрд грн, следовательно, только за один год заработки банков «из воздуха» превысили 5 млрд грн.

По той же логике, ГП «НАЭК «Энергоатомгода» получил в течение 2013 кредитов на сумму 2,3 млрд грн, хотя проще было бы поднять тариф компании до надлежащего, то есть, не убыточного уровня, и тогда отпадет необходимость в дорогих займам. Но новая власть этого упорно не делает, и понятно почему.

Интересно также, что заявленный членами энергорынка объем дотационных сертификатов в 2013 году вырос до 37,7 млрд грн — это 29,2% в структуре средней оптовой цены на электроэнергию. Это так называемые объемы перекрестного субсидирования якобы убыточного тарифа. Те, кто производят дешевое электричество, компенсируют чрезмерные расходы государства на покупку дорогой энергии — так работает энергорынок Украины. Но в целом, эта сумма ложится тяжелым бременем на стоимость украинской продукции.

Казалось бы, если тариф такой убыточный, то целесообразно было бы производить больше дешевой электроэнергии на атомных станциях. Но делается все наоборот. С помощью диспетчерских ограничений со стороны НЭК «Укрэнерго» производство электростанциями НАЭК «Энергоатом» в 2013 году сокращен на 7,7% (на 6,9 млрд кВт-ч).

Доля «Энергоатома» в общей структуре прошлогоднего производства искусственно уменьшена до 43,1% — в пользу производства более дорогой тепловой генерации, львиная доля которой находится в частной собственности Ахметова.

 

 

Динамика цен продажи електроенергии

в Оптовый рынок электроэнергии производителями

 

 

Наименование показателя

Период поставки

 

с 11.03.2014 по 20.03.2014

грн./МВт.ч

Нарастающим итогом с 01.03.2014

грн./МВт.ч

Средняя цена продажи электроэнергии в ОРЭ производителями

456,44

463,72

в том числе:



ГП «НАЭК «Энергоатом»

231,91

232,24

ГК ТЭС

553,63

592,88

ГЭС, кроме ГЭС, работающих по «зеленому тарифу»

268,71

275,21

Производители, работающие по «зеленому тарифу»

2578,49

2316,25

в том числе:



ГЭС

1428,37

1428,87

ВЭС

1385,5

1385,5

СЭС

5605,5

5594,08

Производители электроэнергии из биомассы

1517,5

1517,5

ТЭЦ и другие

1003,85

1001,03

Данные ГП «Энергорынок»

 

 

С приходом новой власти ситуация не изменилась к лучшему — об этом свидетельствуют данные ГП «Энергорынок». Анализ цены в первой декаде марта на Оптовом энергорынке (ОРЭ) показывает, что средняя цена продажи электроэнергии производителями в оптовый рынок против предыдущего периода (с 20 по 28.02.2014) увеличилась на 8,48%.

Причина этого всегда одинакова: сокращение доли электроэнергии от ГП «НАЭК «Энергоатом» (с 49,57 % до 48,55 %), и одновременное увеличение удельного веса поставок в ОРЭ продукции от частной тепловой генерации (с 34,46 % до 36,73%). То есть, Ахметов при новой власти снова имеет привилегии.

Новая власть просто обязана пересмотреть свое отношение к такому мощному производителю, какой является государственная атомная энергетика, которая в течение десятилетий производила почти половину всей электроэнергии в стране.

Создается впечатление, что государственный НАЭК «Энергоатом» упорно ведут к банкротству, чтобы потом за бесценок передать его в частную собственность.

Властный истеблишмент Украины во главе с Януковичем, «руками» теперь уже бывших исполняющих обязанности президентов ГП НАЭК «Энергоатом» Виссариона Кима и Никиты Константинова, сделал все возможное, чтобы такая научно-емкая отрасль, как атомная энергетика, оказалась в полной зависимости от России. Они заложили основу, чтобы последний форпост нашей экономики через несколько лет стал жалким придатком мирового лидера в этой сфере — компании «Росатом».

Зашли в тупик практически все вопросы, касающиеся не только развития отрасли, но и возможности дальнейшего безопасного существования. Искусственно сдерживается тариф на электроэнергию от АЭС — много лет в нем отсутствует инвестиционная составляющая на развитие.

Новая власть обязана немедленно прекратить политику своих предшественников не только по отношению к атомной энергетике, но и в отношении других видов генерации. В государстве отсутствует энергетическая стратегия на перспективу. Принятая в 2006 году Стратегия до 2030 года провалена. Впоследствии ее решили возобновить, однако куратором процесса обновления Стратегии-2030 стал фонд «Эффективное управление» Рината Ахметова. Но и она оказалась не реальной для выполнения.

Надо отдать должное, что совместно с консультантами международной консалтинговой компании McKinsey & Company в предложенном документе основательно проанализирована ситуация во всех отраслях ТЭК, предложены конкретные пути развития украинского топливно-энергетического комплекса. Но документ не был привязан к прогнозу развития экономики государства.

Реализовать судьбоносный для Украины документ — невозможно, ведь в Украине в течение десятилетий власти скрывали реальный энергетический баланс, чтобы не всплыли на поверхность теневые сделки в топливно-энергетическом комплексе. Новая власть тоже пока молчит по этому поводу.