65% девальвации курса национальной валюты — таков результат полуторамесячной работы Степана Кубива во главе Нацбанка и негласного кураторства со стороны премьера Арсения Яценюка. Причины — в бесконтрольной раздаче рефинансирования и боязни вводить мораторий на отзыв вкладов, отток которых с начала года составил около 27% всего объема депозитов в долларовом эквиваленте.
Финансисты уверены, что при текущей политике центробанка остановить падение гривни не представляется возможным: слишком уж буквально на Институтской воспринимают требования МВФ отпустить курс в свободное плавание и слишком боятся тратить валютные резервы, 1 млрд долл. из которых мог бы успокоить ситуацию.
Банкиры, недавно рукоплескавшие политике НБУ, сейчас растеряно молчат. Им не до критики — при курсе выше 13 грн/долл. большая часть банков не сможет выполнять требования Нацбанка по уровню капитализации. И если МВФ потребует сегодня проведения стресс-тестов коммерческих банков, большей части из них придется закрыться.
Рефинансирование от Нацбанка остается единственным спасательным кругом для банкиров, которые снова молчат о происходящем в Нацбанке – как и при "злочинной владе".
При этом нынешняя ситуация кардинально отличается от валютного кризиса шестилетней давности, когда у акционеров банков были накоплены резервы прочности, а портфели кредитов были возвратными. Сегодня вкладывать деньги в банковскую систему не готов никто.
Поэтому государству придется либо национализировать все без исключения банки, либо объявить мораторий на отзыв вкладов до конца президентской кампании. Проведение которой, очевидно, все равно не гарантирует успокоение ситуации в стране.
Работа Нацбанка при "доброчинной владе" вызывает ощущение дежавю — критики предыдущей власти, которые обвиняли ее в попытках замолчать экономические проблемы, сегодня действуют по тому же сценарию. Обвал курса гривни сопровождает отсутствие внятных и вселяющих уверенность в завтрашнем дне разъяснений главы Нацбанка, в то время как пресс-служба засыпает журналистов релизами о встречах господина Кубива "на высшем уровне".
При этом на совещаниях в Нацбанке с участием представителей коммерческих банков звучат просьбы "оказать информационную поддержку" заявлениями о качественной и прозрачной работе Нацбанка (точно такие же требования банкирам постоянно озвучивал экс-глава Нацбанка Игорь Соркин).
Судя по всему, самостоятельных решений господин Кубив не принимает – знающие люди говорят о его постоянных консультациях с Арсением Яценюком. Который вместо Кубива часто принимает решения о выделении рефинансирования (и снова дежавю). Активно посещает кабинет главы НБУ и председатель правления Приватбанка Александр Дубилет. Советует и рекомендует.
Узнать о состоянии умов в НБУ удается лишь по обрывочным слухам, которые исходят от людей, побывавших на Институтской. Так, по сведениям источников ZN.UA, в Нацбанке рассматривают возможность применения кипрского сценария для разрешения проблем крупнейших банков, которые из-за девальвации и оттока вкладов могут оказаться на грани банкротства.
Этот сценарий предусматривает капитализацию банков за счет крупнейших вкладчиков, которым будет "предложено" поменять их вклады, превышающие гарантированную государством сумму, на акции банка. Такое решение имеет прецедент на Кипре: представители тамошнего минфина, Центрального банка Кипра и тройки кредиторов на переговорах в Никосии договорились о списании 47,5% с депозитов свыше 100 тыс. евро в Bank of Cyprus и конвертации суммы списания в акции банка, которые затем были депонированы на счетах вкладчиков.
Пилотными банками для реализации подобной схемы могут стать Брокбизнесбанк и банк "Форум", хотя участники рынка считают это плохой затеей, которая вызовет панику крупных вкладчиков (а именно они являются причиной краха большинства банков). "Более рациональным решением будет разделение активов этих банков на "плохие" и "хорошие". Хорошие активы нужно затем обеспечить портфелем депозитов, которые подпадают под гарантии государства, и передать жизнеспособному банку. Плохие активы и депозиты свыше гарантированных сумм нужно оставить в банке и ликвидировать его по законной процедуре", — говорит один из финансистов. Ранее предложения санировать "Брокбизнес" и "Форум" звучали от "Альфа-банка" (Украина) и "Дельта Банка".
Что же касается курсовых вопросов, то позиция главы НБУ Степана Кубива (читай – Арсения Яценюка), по словам общавшихся с ним банкиров, остается неизменной: существует требование Международного валютного фонда о рыночном курсообразовании, и Нацбанк будет его придерживаться, не используя валютные резервы. При этом в НБУ, кажется, забыли, что одна из главных его функций — в обеспечении стабильности национальной денежной единицы. Хотя, помнится ли об этом в период, когда банки выбирают по 10 млрд. грн. рефинансирования в месяц – и будут брать дальше, осаждая высокие кабинеты с просьбами и подношениями (как же, наверное, не хватает в команде Нацбанка Михаила Гойхмана…).
"В последнее время Национальным банком ни один доллар США не был потрачен не по назначению или для поддержания валютного курса", — заявил председатель Нацбанка Кубив в прямом эфире "Первого Национального". Между тем валютные резервы центробанка как раз и существуют в том числе для поддержания прогнозируемого курса гривни и сглаживания чрезмерных колебаний. И при ежедневных объемах торгов в 300–400 млн даже 1–2 млрд долл. из резервов хватило бы, чтобы держать курс на уровне, например, 10,5 грн за доллар до прихода первого транша МВФ.
Впрочем, и объяснить новоназначенному главе Нацбанка это вряд ли кто-то может: смена власти так и не привела к появлению в стенах центробанка спецов по макроэкономике и монетарной политике: Гальчинский, Шумило, Савченко, Яременко, Роговой, Гребеник или даже тот же Стельмах могли бы подсказать Кубиву, как осуществлять монетарную и валютно-курсовую политику. Если бы решения принимал он сам…
Но вместо них в совете Нацбанка оказались Александр Биланенко, умеющий искать интересы в рефинансировании и друг Хомутынника, Виталий Ломакович, знающий толк в невозвратных кредитах и очень хороший знакомый Кубива, Трофим Ковальчук, разбирающийся в строительных схемах и приятель Левочкина…
Статус "органа ручного управления" подчеркивает назначение главой совета Нацбанка Станислава Буковинского, до этого времени бессменно работавшего секретарем набсовета центробанка. Таким образом, вместо специалиста по макроэкономическому прогнозированию, управлять "высшим разумом" Нацбанка будет опытный бюрократ. Безусловно, Станислав Альбинович сможет правильно и квалифицированно подготовить все необходимые решения совета — сомнений нет. Но будут ли они профессиональными и адекватными ситуации?..
Впрочем, обвинить в сложившейся в Нацбанке ситуации только господина Кубива было бы неправильным. Его можно лишь упрекнуть в слабости кадровой политики и отсутствии советников надлежащего уровня.
Профессиональные решения не нужны коммерческим банкирам, которые сегодня окружили главу Нацбанка своим вниманием и пытаются влиять на принятие решений в здании на Институтской. Так, по сведениям ZN.UA, решение не вводить мораторий на досрочный отзыв депозитов лоббировал в Нацбанке крупнейший Приватбанк, которому мораторий невыгоден из-за большого количества текущих счетов. В то же время именно Приватбанк на сегодняшний день является крупнейшим
получателем рефинансирования Нацбанка в этом году (12 млрд грн). На втором месте — Ощадбанк (6,6 млрд грн), на третьем — "Дельта Банк" (4 млрд), на четвертом — "ВиЭйБи Банк" (2 млрд), на пятом — "Финансы и кредит" (1,6 млрд грн). Общий объем кредитов рефинансирования, выданных банкам в этом году, — 36,2 млрд грн. Всего банки должны центробанку почти 109 млрд грн, или четвертую часть своих пассивов.
Как обычно, государственные деньги получают олигархические группы – владельцы которых продолжают выводить из Украины капиталы, выполняя обязательства своих банков за счет НБУ.
Среди получателей рефинансирования обращают на себя внимание банки Олега Бахматюка, который в приятельских отношениях с Кубивым, — "ВиЭйБи" и "Финансовая инициатива", которые вместе привлекли у Нацбанка 2,4 млрд грн. Эти банки являются рекордсменами по уровню ставок по депозитам физлиц и, по сведениям участников рынка, активно использовали средства рефинансирования для кредитования родственных предприятий и работы на межбанке.
Интересным фактом является выделение 1 млрд грн банку "Надра" Дмитрия Фирташа. До недавних пор его менеджеры сталкивались с жестким отказом в Нацбанке. Но отток средств стал настолько угрожающим, что в НБУ были вынуждены выделить "Надрам" финансирование, хотя адекватных залогов у банка уже нет. Кроме того, банк "Надра" еще не начинал возвращать 7,1 млрд грн стабилизационного кредита, возврат которого Нацбанку гарантировал нынче преследуемый американской Фемидой господин Фирташ личной гарантией.
Фактически бесконтрольную раздачу рефинансирования банкиры считают главной причиной роста валютного курса, с чем упорно не хочет бороться Нацбанк. "Что сейчас происходит? Банку условно нужно 300 млн грн, а Нацбанку обосновывается 500 млн грн. Разница идет на валютный рынок. Причем не через межбанк, а через черный рынок валюты. Его ведь никто так и не закрыл", — говорит директор компании "Интербизнесконсалтинг" Павел Бакланов.
Возможность зарабатывать на девальвации курса гривни до 5% в день приводит к полной остановке кредитования — даже короткие кредиты крупным предприятиям сегодня никто не выдает дешевле 40% годовых. "Банку проще прокрутить деньги через валютный рынок, чем кредитовать", — разводит руками Бакланов. При этом уровень невозврата валютных кредитов может приблизиться к 75%, так как большая часть валютных заемщиков не смогут покупать валюту по текущему курсу (к которому правительство "народного доверия" набросило 0,5-процентный сбор в Пенсионный фонд).
Не боящийся говорить правду экс-зампред НБУ Сергей Яременко считает, что текущее состояние банковской системы — это финансовая пирамида, пассивы которой раздуты для выполнения прежних обязательств, а активы не работают. В результате чего существует постоянная необходимость в подпитке кредитами НБУ, которые изымаются через отток вкладов и попадают на валютный рынок. Это, в свою очередь, стимулирует продолжение оттока депозитов, который нужно снова финансировать через кредиты Нацбанка.
При этом введенное с подачи крупнейших банков ограничение на выдачу валюты в эквиваленте 15000 грн в сутки стимулирует отток долларовых вкладов: вместе с падением курса гривни ежедневная сумма разрешенной к снятию валюты уменьшается. А желание забрать настоящие деньги из банков — увеличивается, равно как и желание обменять гривню на доллар.
Молчание Нацбанка и отсутствие четких ориентиров для бизнеса ставит финансовую систему на порог выживания. А сам Нацбанк оказывается со связанными руками, вынужденно продолжая рефинансировать проблемные банки. Ведь банкротство любого финучреждения из топ-10 приведет к массовой истерии вкладчиков, остановить которую будет крайне сложно.
В таких условиях курс будет и дальше двигаться вперед и вверх. До тех пор, пока у власти не появятся силы и смелость для введения жестких ограничений на снятие средств и выдачу рефинансирования.
Тем временем жертвами искусственно накручиваемых курсовых потерь национальной валюты уже становятся не только оставшиеся гривневые вкладчики банков, но и все рядовые украинцы, остатки благосостояния которых уже начинает съедать раздуваемая девальвацией инфляция. Так что мы все "дружно" платим за счет своих доходов и сбережений то ли за непрофессионализм нынешнего руководства Нацбанка, то ли за злой умысел, к которому причастен еще и узкий круг банкиров во главе с одним из прежних руководителей НБУ.
Не слишком ли высокой получается цена "народного доверия", и откуда тут взяться доверию к гривне?