Статьи
На улицах Киева и других крупных городов можно встретить немало людей в одежде, напоминающей униформу. Сложно представить себе охотника или рыбака, нарядившегося в деловой костюм. Предпочтение стилю «милитари» отдает достаточно большая часть наших граждан, поскольку это удобно и практично в отечественных условиях существования. Не отстают от мужчин украинские дамы – дизайнеров одежды этот стиль давно пленил своей универсальностью. Но, по всей вероятности, в скором времени за практичность или следование моде придется платить штрафы.
Носишь «милитари»? Плати 170 грн!
Парламентарии 8 сентября 2011 г. приняли за основу законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ношения форменной одежды, использования знаков различия и символики» р. №4585 от 19.11.2010. Этим актом предлагается ввести ответственность за ношение одежды камуфляжной расцветки. Дословно ст. 186-1 Кодекса об админправонарушениях будет предписывать введение штрафа за «покупку, продажу, обмен или иную платную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, их присвоение или ношение лицом, не имеющим на то права, или их незаконное хранение, а также ношение военной формы одежды Вооруженных Сил Украины, формы одежды других воинских формирований, органов исполнительной и судебной власти, знаков различия, использование колористики «камуфляж» для военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания, лицами, которые не имеют на это права». Санкция статьи при этом увеличивается с 1–2 необлагаемых минимумов доходов граждан до 10–15 (170–255 грн), а в случаях квалифицированного состава правонарушения – до 15–50 НМДГ (255–850 грн).
Специальная форменная одежда в колористике «камуфляж», как поясняют авторы законопроекта, – это униформа с окраской, которая дает возможность маскировки на местности и проведения спецопераций и которая утверждена нормативно-правовыми актами КМУ для должностных лиц, выполняющих возложенные на них специальные обязанности в сфере военной и правоохранительной деятельности. Т. е. если вас остановит патруль, сославшись на то, что вы выглядите слишком «по-военному», можно просто привести им аргумент, что, судя по всему, внешний вид не позволил вам замаскироваться на местности, соответственно, и штраф с вас взимать нет причины. А если патруль просто процитирует ст. 186-1 КУоАП? Тогда придется платить штраф и затем обжаловать его в суде, что, как минимум, повлечет за собой значительные временные затраты.
Имеются замечания
Безусловно, подобная инициатива не могла не вызвать бурные дискуссии. В частности, Главное научно-экспертное управление ВР делает следующие замечания авторам проекта: «Запрет использования отдельных элементов военной формы одежды, на наш взгляд, сомнителен. В представленном виде законопроект может повредить лицам, которые используют в быту, охоте и рыболовстве форменную одежду или одежду в колористике «камуфляж», оставшуюся, например, после увольнения с военной службы, в связи с невозможностью по тем или иным обстоятельствам приобрести другую качественную одежду для вышеуказанных целей. Элементы военной формы одежды используются национально-патриотическими организациями, являются историческим обязательным атрибутом в традиционной одежде казачества. В пояснительной записке обращается внимание именно на то, что казацкими ячейками, которые по своему статусу являются объединениями граждан, используются знаки различия (погоны, звездочки, лампасы) и символика силовых структур. Однако использование в установленном порядке атрибутики и символики Украинского казачества одобрено Указом Президента Украины от 04.01.1995 №14/95».
Эксперты напоминают, что специальной одеждой в колористике «камуфляж» также обеспечиваются и лица, не имеющие специальных званий и вообще отношения к государственным органам – например, спортсмены-рыболовы и спортсмены-снайперы (приказ Министерства семьи, молодежи и спорта от 19.06.2008 №2489 «Об утверждении нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения спортивной одеждой, обувью и аксессуарами, спортивным инвентарем индивидуального пользования»). Поэтому даже военная форменная одежда в колористике «камуфляж» должна иметь соответствующие знаки различия, по которым лицо в этой форме можно будет идентифицировать как военнослужащего, а не как, например, рыбака, который пользуется такой одеждой. Кроме того, согласно предлагаемому варианту статьи, формально подлежат ответственности актеры, использующие военную форму одежды во время киносъемок или театральных представлений, массовых зрелищ, и лица, переодевшиеся для воспроизведения исторических событий.
Форменный беспорядок
История законопроекта началась еще в 2009 г. За весь период этот документ тщательно дорабатывался авторами – народными депутатами Украины В. Грицаком, В. Бевзом, А. Зарубинским, Н. Петруком,А. Бобилевым, А. Кузьмуком.
Положение о введении штрафа за ношение камуфляжа появилось в их проекте относительно недавно – как раз после доработки. Председатель подкомитета Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Кузьмук, докладывая о законопроекте на пленарном заседании 8 сентября, подчеркнул: важно, что будет законодательно закреплено такое понятие, как «колористика камуфляжа». Народные депутаты в ходе дискуссии также поддерживали предложение профильного комитета. Выступающие отмечали необходимость «навести порядок в использовании форменной одежды».
Примечательно, что парламентарии также предлагают внести изменения в ст. 4 ЗУ «Об объединениях граждан», которая регулирует ограничения на создание таких объединений. По их мнению, не должны подлежать легализации объединения, которые в своей деятельности используют ношение форменной одежды, знаков различия, установленных воинских и специальных званий Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, а также органов исполнительной и судебной власти. Таким образом, законодатели планируют демилитаризовать общество. Однако, как подчеркивают юристы «Судебно-юридической газеты», непонятно, как с запретом на использование военной формы одежды связана демилитаризация, т. е. полное или частичное разоружение, сокращение и ликвидация вооружений и вооруженных сил, военной экономики, мобилизационных ресурсов, подготовленных к войне людских резервов, военно-учебных заведений и системы военного обучение населения. «Вряд ли положения проекта будут способствовать и предупреждению «преступных действий с использованием форменной одежды», поскольку сомнительно, что человека, решившегося на совершение преступления, остановит опасность административного взыскания в виде штрафа за незаконное ношение форменной одежды», – констатируют эксперты.
Отметим, что можно сколько угодно говорить о необходимости демилитаризовать общество, пресекать случаи продажи наград родственников за заслуги перед родиной, о создании террористических молодежных организаций, но с помощью непродуманных законов это общество легче завести в тупик, чем искоренить въевшиеся проблемы.
Комментарии
Народный депутат Украины Василий Грицак:
– Этот закон не носит запрещающего характера. При помощи него будет установлен элементарный порядок над лицами, которые используют форменную одежду в целях рейдерства или популяризации своих организаций. На протяжении 20 лет в Украине существуют структуры, за которыми закреплено право на ношение форменной одежды – Вооруженные силы, МВД, СБУ, налоговая служба, МЧС. И вдруг появляются организации, которые в установленном порядке приняли устав, где записали, что их объединение имеет право на ношение формы, после чего начинают носить форму одной из перечисленных структур. Да, у них есть право на ношение формы, но они должны разработать и утвердить свою собственную. Какое, скажите, они имеют отношение к гербу и флагу Украины? Как граждане, разве что.
Что касается камуфляжа, то его в Украине используют «Беркут», «Сокол», «Ягуар», «Альфа», «Титан» и некоторые другие спецподразделения. И тут вдруг предприятие захватывают 50 человек в форме «Беркута» точь-в-точь, только в углу крохотная нашивка «охранное предприятие». Сотрудники, естественно, воспринимают их как представителей органов власти, и, если смотреть на статистику рейдерских захватов, то везде происходит подобная схема. Пока мы мягко подошли к вопросу, и речь идет об административной ответственности в форме штрафа. А если общественная организация будет норму нарушать, поставим вопрос о ее ликвидации.
Что же касается военнослужащих, то они уходят в запас на основании соответствующего приказа, где написано, что они имеют полное право на ношение форменной одежды. Рыбаки и охотники могут носить одежду защитных цветов: если это не камуфляж «Беркута» – пожалуйста. Так что абсолютно нужный закон, я думаю, и его легко примут.
Главный атаман Международной общественной организации «Верное казачество» Алексей Селиванов:
– Навести порядок с форменной одеждой – в любом государстве это дело крайне важное. Однако в постсоветских странах это сделать сложно. Насколько я помню из пояснительных записок, у нас нет для этого нормативно-правовой базы – неправильно употребляется термин милитаризация, не прописано, что такое погоны и кто их носит, что такое шевроны и кто носит их. Ведь если к форменной одежде установленного образца приклеить фельдмаршальские погоны – это уже не форма. И без кокарды и шевронов – это не форма тоже. Поэтому для того, чтобы запретить любые элементы военной формы, о чем мечтают многие люди, нужно прописать вместе с министром обороны, с Кабинетом министров, какие существуют фасоны форменной одежды и кто их носит.
В то же время существуют общественные организации, которые решают свои проблемы за счет формы или громких нелепых названий. Люди видят человека в генеральской форме и выказывают ему уважение, хотя на самом деле он ни академии не заканчивал, ни стажа не имеет. Вот почему важно выработать четкие определения, но упорядочить это на сегодняшний день, к сожалению, нереально, а простым запретом решить проблему нельзя.
Казакам, которые проводят работу с молодежью, тоже не нравится, когда от имени казачества выступают ряженые из несуществующих подразделений. Мы тоже хотели бы ввести единую форму, так что, я думаю, будем сотрудничать с властями в этих вопросах.
- Информация о материале
На Западе уже давно стало нормой, что часть пенсии своим сотрудникам выплачивает работодатель. Дополнительную пенсию получает, например, каждый второй американец. Руководство компании отчисляет в негосударственный пенсионный фонд примерно 1–1,5% от ежегодного заработка сотрудника, который проработал на предприятии более пяти лет. Средний размер доппенсии — $500.
Так называемую профессиональную пенсию получают почти 90% шведов: отчисления в НПФ достигают 3% от зарплаты, а прибавка к основной пенсии может на выходе составлять примерно 10% от последнего заработка. В Австралии, где обязательные пенсионные отчисления вообще отсутствуют, компании переводят в НПФ 9% доходов сотрудников.
В Украине подобная практика пока редкость, как и сами негосударственные пенсионные фонды. По идее, НПФ — это стабильные финансовые структуры. Люди инвестируют в них на десятилетия вперед и, стало быть, должны быть уверены в том, что несмотря ни на какие кризисы, НПФ не разорится. В Украине фондов с длинной историей нет. А кризисы, уносящие в могилу новоиспеченные НПФ, есть. Кроме того, НПФ — игрок фондового рынка. Но и развитого фондового рынка у нас нет. Поэтому большинство украинских пенсионных фондов — карманные структуры крупных корпораций или ведомств.
И все же компании, сотрудники которых после выхода на заслуженный отдых могут получать прибавку к государственной пенсии, у нас в стране все-таки есть.
Не копишь — заставим
Первые корпоративные негосударственные пенсионные фонды появились в Украине менее 10 лет назад. «Свой НПФ Брокбизнесбанк создал в 2005 году, его главной задачей было накопление дополнительных денежных средств на индивидуальных пенсионных счетах сотрудников», — рассказывает предправления КУА АПФ «Брокбизнесинвест» Александр Бондаренко. В марте 2006-го корпоративный НПФ основал государственный Укрэксимбанк, в августе 2007-го — Нацбанк. Со временем собственные корпоративные фонды появились у Укрпочты, концерна «Стирол», Черноморнефтегаза, Торгово-промышленной палаты Украины и пр. Тогда, в начале 2000-х годов, активами корпоративных НПФ управляли в основном аффилированные структуры. И это не-удивительно: таким образом владельцы корпораций пытались увеличить валовые расходы и соответственно уменьшить размер прибыли, которая облагается налогом.
Во время кризиса в 2008 году несколько корпоративных фондов прекратили свое существование: в условиях жесткого сокращения расходов и при массовом переходе на зарплаты в конвертах о пенсионном обеспечении мало кто думал. Содержать собственную КУА даже для крупных корпораций оказалось довольно дорого. Да и сами управляющие активами фондов признаются, что работать только с одной компанией-работодателем невыгодно: размеры корпоративного фонда небольшие. И если соблюдать все правила диверсификации активов, то средств, которые можно вкладывать в тот или иной инструмент, бывает недостаточно для эффективного инвестирования. Выхода было три: привлекать в уже действующий НПФ новых клиентов, создавать новые инвестиционные или пенсионные фонды либо полностью сворачивать деятельность. Однако в 2008 году украинцы массово забирали свои сбережения даже из банков, не говоря уже о различных инвестфондах. О том, чтобы вложить средства в новосозданный НПФ без права доступа к накопленным средствам, не могло быть и речи.
Сегодня корпоративных НПФ на рынке осталось порядка десяти. Самый крупный из них — НПФ Национального банка Украины. Его активы в начале апреля 2011 года достигли 544 млн грн, а это почти 45% активов всех НПФ в Украине. Активы остальных корпоративных фондов гораздо меньше: 58,2 млн грн аккумулировано в НПФ Укрэксимбанка (4,7%); 5,4 млн грн — в НПФ Черноморнефтегаза (0,44%); 3,2 млн грн — в НПФ Торгово-промышленной палаты Украины (0,26%). Сегодня работодатели все чаще предпочитают сотрудничать с открытыми НПФ. Например, компания Укртелеком — крупнейший вкладчик НПФ «Эмерит-Украина» под управлением КУА-АПФ «Тройка Диалог Украина». А ОТП Банк осуществляет взносы в пользу своих сотрудников в открытый НПФ «ОТП Пенсия».
Управляющие активами такому повороту событий только рады. «Корпоративный клиент, как правило, утверждает программу сразу для всех или для группы сотрудников: поступления в НПФ становятся прогнозируемыми и стабильными, — подсчитывает директор КУА-АПФ «Тройка Диалог Украина» Александр Панченко. — Одно дело работать напрямую, например, с 1000 физических лиц, другое — с предприятием, которое платит взносы в пользу 1000 своих работников». По данным Госфинуслуг, доля юрлиц в общем объеме уплаченных средств превышает 95,5% (924 млн грн). Кроме того, обслуживание корпоративных клиентов позволяет управляющим фондами привлекать новых клиентов-физлиц: после увольнения сотруднику, например, не нужно переводить средства с личного пенсионного счета в другой НПФ, как того требуют условия корпоративного фонда. К НПФ на добровольных началах могут подключиться работники, на которых пенсионная программа предприятия не распространяется. «У нас бывали случаи, когда сотрудники заключали индивидуальные пенсионные контракты еще до того, как банк включил их в свою мотивационную программу», — вспоминает HR-директор ОТП Банка Оксана Волошина.
Работа на имидж
На Западе, как правило, участниками корпоративных пенсионных программ становятся все штатные сотрудники компаний. В Украине же рассчитывать на негосударственные пенсии могут лишь избранные. ОТП Банк, например, осуществляет взносы в НПФ только в пользу сотрудников, проработавших в финучреждении не менее двух лет. По словам рекрутеров, пенсионное обеспечение менеджмент иногда предлагает наиболее ценным специалистам и экспатам. Нет в Украине и единых стандартов пенсионной программы. Каждая компания самостоятельно устанавливает размер пенсионного взноса и определяет категорию сотрудников, на которых будет распространяться подобная опция в соцпакете. «Размер взноса определяется пенсионной схемой, утвержденной правлением банка по согласованию с профкомом, и зависит от стажа работы в финучреждении, возраста сотрудника, его зарплаты», — рассказывают в Укрэксимбанке. Как правило, компании перечисляют от 1% до 5% суммы заработной платы (максимум — 15%). «Размер взноса редко превышает 1320 грн — это тот максимум, который работодатель может отнести на валовые расходы», — комментирует генеральный директор НПФ «ОТП Пенсия» Марина Манштейн. В прошлом году на валовые расходы разрешалось относить не более 1220 грн на человека, однако в 2011-м работодатели не спешат увеличивать размер отчислений.
Контракты подсчитали, что если зарплата сотрудника составляет 7000 грн, а работодатель перечисляет в НПФ 2% от суммы (140 грн) в течение 20 лет, то после выхода на пенсию работник может рассчитывать на прибавку как минимум в размере 800 грн. При зарплате в 2500 грн размер доппенсии будет немногим выше 250 грн. Правда, расчеты верны только при условии, что инвестиционный доход на протяжении 20 лет будет не ниже 12% годовых. А гарантировать это никто не может. В 2010-м управляющие фондами заработали в среднем 17,2% прибыли: доходность отдельных фондов (НПФ «Универсальный», «Хрещатик», «Социальная поддержка») превышала 30%. Высокую доходность обеспечил рост фондового рынка в 2010 году: индекс украинских акций за 12 месяцев прибавил 67%. В этом году результаты деятельности фондов будут гораздо скромнее: с 1 января по 15 августа 2011 года фондовый рынок уже просел более чем на 20%. А ставки по депозитам, в которых размещено 34,6% активов НПФ, с начала года опустились на 2–3 п.п.
Впрочем, говорить об эффективности корпоративных пенсионных программ в любом случае пока рано: выплат в Украине немного. «По состоянию на 30 июня 2011 года выплаты получили три сотрудника банка на общую сумму порядка 50 тыс. грн», — констатирует Оксана Волошина. Из более чем 4 тыс. вкладчиков НПФ Укрэксимбанка за пять лет выплаты получили 450 человек. Причем практически все выплаты были разовыми: суммы на счетах участников еще небольшие, поэтому члены НПФ предпочитают забрать все сбережения сразу, пока у них есть такая возможность. «Если накопленных средств более 45 840 грн (то есть достаточно, чтобы обеспечить участника НПФ минимальной пенсионной выплатой в размере не менее 50% прожиточного минимума на одного нетрудоспособного гражданина в месяц в течение 10 лет), то участник уже не сможет забрать всю сумму, а будет получать регулярные выплаты минимум на протяжении 10 лет», — объясняет Марина Манштейн. Не предвидится массовых выплат и в скором будущем. По данным Госфинуслуг, почти 40% вкладчиков НПФ — украинцы в возрасте от 25 до 40 лет, в то время как доля клиентов старше 55 лет — 13,8%. К тому же массовыми корпоративные программы в Украине станут очень нескоро. «Пока еще единицы включают пенсионное обеспечение в компенсационный пакет для сотрудников», — рассказывает генеральный директор рекрутинговой компании «Форсаж» Елена Грищук. Чаще всего на это идут компании с иностранным капиталом: на Западе подобная забота о сотрудниках считается нормой, у нас же это способ повысить пенсию для топ-менеджеров и обойти законодательные ограничения максимальной пенсии или же мотивировать особо ценных сотрудников. «Интерес к НПФ проявляют многие работодатели, однако до реального утверждения пенсионной программы доходят далеко не все», — разводит руками Александр Панченко.
- Информация о материале
В то время как несознательные киевляне издевательски благодарят жителей Донбасса за их земляка Виктора Януковича, обитатели Донецка и окрестностей наверняка говорят о нем исключительно с теплотой, уважением и благодарностью.
Ведь благодаря ему у каждого выходца из сурового горняцкого края появился шанс изменить свою жизнь к лучшему.
Представители Партии регионов до сих пор любят вспоминать о том, как Виктор Ющенко в первый год своего президентства уволил 18 тысяч чиновников. Мол, увольняли профессионалов, чтобы трудоустроить активистов оранжевой революции. Хотя на самом деле Виктор Андреевич, скорее всего, ляпнул о тех 18 тысячах просто так, для красного словца – кто б считал всех уволенных по всей стране! Но даже если сказанное экс-президентом правда, масштаб тех «чисток» меркнет по сравнению с великим расселением жителей Донбасса по городам и весям Украины после воцарения Виктора Януковича на Банковой.
Помните анекдот?
По опустевшему Донецку бродят милицейские патрули и ловят бомжей:
– Читать, писать умеешь?
– Умею.
– Значит, ты нам нужен в Киеве…
Самая многолюдная область Украины пока далека от опустения, но в остальном анекдот практически стал былью. «Донецкие» методически занимают все мало-мальски хлебные места в стране – начиная от центральных органов власти, крупных госпредприятий и заканчивая ЖЭКами. И это не шутка: в Крыму, где поголовное большинство местной элиты – представители ПР, не нашлось достойных людей, чтобы руководить работой тамошними троллейбусным депо или даже кладбищем. Пришлось срочно привозить компетентных руководителей из Донбасса. А в Житомире не оказалось специалиста по водному хозяйству – тоже довелось импортировать из Донецка.
Острый дефицит руководящих кадров испытывал Львовско-Волынский угольный бассейн, где промышленная добыча угля ведется с 1950 года, – тоже на помощь местным специалистам были переброшены люди из Донбасса. Причем, не только опытные горняки, но и бухгалтеров!
Каждый сам может ощутить масштаб происходящего, набрав в Google фразу «возглавил выходец из Донбасса». А ведь это лишь отдельные примеры, иллюстрирующие тенденции. А что касается масштабов...
Вот показательной пример еще одной «бело-голубой» области, обделенной качественными кадрами: на Одессчину в течение последнего года прибыло свыше 300 «шахтеров», занявших должности в ГНАУ, МВД и прокуратуре. И это еще не все – но, подсчитать всех трудоустроенных в «автодоры», «экоинспекции», службы занятости и прочие госструктуры просто не представляется возможным. Заметьте – аналогичные по количеству десантные группы высадились во всех регионах страны. Hичего подобного по масштабам не было ни при одной предыдущей украинской власти!
Подобная управленческая логика характерна для некоторых азиатских промышленных гигантов, которые все руководящие должности в своих представительствах по миру комплектуют исключительно за счет привезенных соотечественников.
Как уверяют знающие люди, на одной из встреч с Владимиром Путиным Виктор Янукович в ответ на некие пожелания российского гостя заявил: «Россия – ваш бизнес. Украина – мой». При такой логике расстановка своих кадров везде по стране – действительно имеет смысл:
– «донецкие» кадры умеют работать в необходимом «корпоративном стандарте», им в отличие от местных кадров не надо объяснять что куда кому и сколько;
– свои не предадут, не переориентируются на конкурентов, более того, в случае чего будут защищать родную «корпорацию» до последнего – на верности ей зиждится их благополучие, да и пощады в случае проигрыша им ждать не стоит;
– присутствие «своих» не только на стратегических высотах, но и на низовом уровне гарантирует «корпорации» максимальную прибыль.
Как это работает на практике? В одном из «козырных» районов Киевской области за год сменилось две трети судей и больше половины руководящего состава в органах милиции и прокуратуры. Надеюсь, не надо повторяться, объясняя откуда прибыли на Киевщину новые кадры? Следом за ними из Донбасса прибыли представители власти неформальной с характерной наружностью и повадками а-ля «лихие 90-е». Последние занялись переделом земельного рынка района. И где прикажете искать на них управу – в «донецкой» прокуратуре или «донецкой» же милиции? Или же сразу обращаться в «донецкий суд»?
...Кроме азиатских корпораций, логика «везде свои кадры» присуща еще и колонизаторам оккупационным властям. На оккупантов или колонистов дончане не тянут – все ж соотечественники. Но про один момент им все ж стоит помнить: любая власть рано или поздно сдает свои позиции. И тогда те из представителей «оккупантов», кто не успел вовремя убежать, платят по счетам – и не только лично за себя.
- Информация о материале
«7-й километр»? Да разве это бизнес?»
Юрий Иванющенко, народный депутат Украины,
владелец одного из крупнейших рынков Украины
и Европы по торговле одеждой и обувью
Импорт потребительских и промышленных товаров в Украине парализован. Крупнейшие порты Одессы и Ильичевска забиты грузовыми судами, более 5 тыс. контейнеров по состоянию на 15 сентября стоят только в Одесском порту. Официальная причина - крупномасштабная операция Службы безопасности совместно с Таможенной и Пограничной службами по борьбе с контрабандой, которая началась 20 августа.
Тысячи украинских промышленных предприятий, торговых сетей и сервисных центров испытывают острый дефицит импортных поставок. Убытки отечественного бизнеса из-за необходимости оплачивать портам пребывание на их территории грузов, а экспедиторским фирмам - простой грузовых фур и контейнеров составляют за минувшие три недели миллионы долларов. Намного большие убытки бизнес несет на внутреннем рынке: перебои с поставками товаров сезонного спроса, с комплектующими и сырьем для промышленности наносят ущерб, который в масштабе страны просто нельзя определить.
Большие потери несет государственный бюджет. Нет поступлений от таможни по тысячам видов товаров таможенного классификатора. Нет налоговых поступлений от импортозависимых предприятий. По данным источников ZN.UA в Кабмине, бюджет теряет около 100 млн. грн. только таможенных платежей. При этом правительство не подсчитывает косвенный ущерб. Полностью прекращен транзит товаров в Россию и Молдову через украинскую транспортную систему - транзитеры ушли в румынскую Констанцу и российский Новороссийск.
Экономика страны несет миллиардные убытки. Есть ли логика и здравый смысл в заявлениях организаторов этой «спецоперации»? Можно ли остановить административными и карательными мерами вал контрабанды? Ведь контрабанда является естественной реакцией экономики на неадекватную фискальную политику государства.
Усомниться в искренности заявленных целей «борьбы с контрабандой» заставляют методы и последствия «спецоперации». Борьба с контрабандой за минувшие три недели свелась к увольнению нескольких десятков таможенников и к аресту двоих мелких таможенных начальников за взятку в тысячу долларов. Каждый контейнер досматривается вручную с полной выгрузкой всего товара. Весь товар перебирается вручную.
То, что действия СБУ и Гостаможни являются полной бессмыслицей и профанацией борьбы с контрабандой, лучше всего доказывают многочисленные интервью председателя Государственной таможенной службы Игоря Калетника. В частности, в интервью ZN.UA Игорь Григорьевич в День таможни, 25 июня, заявил, что товарная контрабанда в Украину практически ликвидирована! И потому: «Мы отказываемся от физического контроля всего, что проходит через границу, ускоряем товарооборот, убираем почву для коррупции. Крупные импортеры постепенно освобождаются от утомительных процедур. Так, в 2009 году при таможенном оформлении досматривалось 69% грузов, а за пять месяцев 2011-го - всего лишь 23%. Но и это еще много. Чтобы отвечать в этом плане стандартам Евросоюза, мы предполагаем сократить этот показатель до 10%».
Предполагали снизить показатель досмотров до 10%, а в результате довели до 100. Исходя из заявления Калетника, в настоящее время СБУ и таможня замедляют товарооборот и создают наиболее благоприятные условия для коррупции. Потому что нет ничего более субъективного, чем физический досмотр и поиск контрабанды руками тех, кто ее «крышует» и фактически контролирует.
По мнению ряда импортеров, опрошенных ZN.UA, целью спецоперации СБУ и Гостаможни является не столько поиск контрабанды, сколько создание такой ситуации, когда бизнесмены должны идти в кабинеты тех людей, от которых зависит пропуск грузов, и спрашивать, сколько стоит разрешение на ввоз. Попросту - какую взятку и в какой карман надо платить. Причем речь идет не о разовой акции, а о новых условиях долгосрочной работы на рынке.
Увы, резонансные события на таможне не являются предметом общественных протестов, не становятся главными темами репортажей СМИ. Бизнес привык общаться с властями в позе «терпилы», и бизнесмены боятся даже поминать всуе спецслужбу и криминальные структуры, которые жестко и беспредельно собирают оброк с холопов.
Одной из отраслей промышленности, которая несет большие убытки в результате организованного рэкета, управляемого рядом высокопоставленных государственных служащих на границе, является легкая промышленность.
О реальных проблемах отечественной экономики и о полной неэффективности «борьбы с контрабандой» в Украине в интервью ZN.UA рассказала на примере своей отрасли председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентина ИЗОВИТ, которая еще в советское время курировала развитие легкой промышленности Украины в республиканском министерстве. Она - один из немногих представителей отечественного бизнеса, которые еще осмеливаются открыть глаза власть имущим на реальную, шокирующую картину украинских «реформ».
- Валентина Аркадьевна, почему, несмотря на освобождение легкой промышленности от налога на прибыль, цены на продукцию продолжают расти, а на рынках - засилье импорта?
- По данным официальной статистики, цены на одежду и обувь в течение года не растут. Индекс цен в августе 2011-го по сравнению с декабрем 2010-го - 100,1% по одежде и 99,9% - по обуви.
- На каких же исследованиях основывался Николай Янович, говоря о дороговизне одежды и обуви?
- Думаю, премьер-министр вышел на рынок, и люди ему сказали, что одежда и обувь очень дорого стоят. Внутренний рынок на 70-80% заполнен импортом. Мы много раз за последние полтора года передавали правительству различные варианты стратегии импортозамещения, но пока никакого движения не происходит. Уход с рынка национальных производителей приводит не к снижению цен, а к монополизации рынка импортерами и высокой стоимости товаров легкой промышленности. Чем больше в страну заходит дешевого импорта, чем больше контрабанды, тем меньше вероятность снижения цен на одежду и обувь. 80% товаров легкой промышленности в Украине - китайского производства. Причем это самый дешевый и самый некачественный вид товаров. Качественные китайские товары стоят дорого и поставляются в США и Евросоюз. Введение льгот по налогу на прибыль для легкой промышленности снизило издержки производителей, но ситуацию в отрасли в целом не изменило в результате увеличения объемов дешевого импорта и контрабанды.
- Можно ли сделать вывод, что, несмотря на отмену налога на прибыль для легкой промышленности и, казалось бы, стимулирование легпрома, те структуры, которые контролируют импорт и контрабанду, полностью сохранили свою долю на рынке?
- Доля китайских товаров на рынке растет. Отрицательное сальдо в торговле одеждой и обувью Украины составляет 1,5 млрд. долл. только по официальным данным, без учета контрабанды! Мне кажется, вот это и есть настоящий кризис, и это то, с чего следует начинать экономические реформы. Я понимаю, почему мы так дорого платим за газ, - у нас его не хватает. Но почему в правительстве никого не волнует, зачем мы импортируем в растущих объемах не какие-то высокие технологии, а то, что прекрасно освоено в производстве отечественным бизнесом, - элементарные вещи?!
Огромные валютные средства уходят за рубеж, а в это время закрываются предприятия легкой промышленности, сидят без работы десятки тысяч людей, которых наша отрасль могла бы в кратчайшие сроки обеспечить работой и зарплатой, а бюджет - налогами! Ассоциация легкой промышленности пишет на эту тему доклады, нас внимательно слушают в правительстве, но импорт продолжает расти. Такое ощущение, что макроэкономическая стабилизация - это только наш личный интерес, а не интерес государства. В советское время в нашей отрасли было занято 750 тысяч человек, сегодня официально - 100 тысяч. Спрос на нашу продукцию с тех пор не снизился, а значительно вырос как в Украине, так и за рубежом.
- Однако по данным Государственной таможенной службы, экспорт одежды и обуви из Украины растет, в 2010 году превысив 1 млрд. долл., в 2011-м эта тенденция продолжается. Не есть ли это признаком оздоровления ситуации? Таможня показывает эту статистику как пример импортозамещения и позитивных достижений правительства.
- Да, экспорт растет. Но, парадоксальным образом, это не является свидетельством оздоровления ситуации. Это признак того, что украинская легкая промышленность теряет свой внутренний рынок. Да, мы экспортируем на 1 млрд. долл. Но наш внутренний рынок - порядка 10 млрд. долл., и этот рынок мы теряем, несмотря на то, что выпускаем конкурентоспособную продукцию. Легальный импорт контролируется на таможне жестко, я говорю об импорте сырья и материалов, которые завозятся для собственного производства. Таможня имеет задание по наполнению бюджета, вот и увеличивают налоги за счет повышения таможенной стоимости сырья и материалов, которые завозятся большими партиями.
Конъюнктура на внешнем рынке постоянно меняется. Например, в прошлом году цена хлопка выросла с 1,2 тыс. долл. за тонну до 5 тыс., а потом снижалась. Если одно предприятие где-то завезло сырье по высокой цене, то это попадает в базу таможни, и все остальные тоже обязаны платить не меньше. Государство таким образом само снижает конкурентоспособность и экспортные возможности отечественной легкой промышленности, а также, в конечном итоге, собирает в бюджет куда меньше налогов. Но в сферу компетенции таможни эти вопросы не входят. Интересует только план по сбору налогов за текущий месяц. У меня нет личных претензий к руководству таможни. Ассоциация заключила с таможней соглашение об обмене информацией. Но государственный подход к регулированию импортно-экспортной политики в Украине отсутствует. Отечественная легкая промышленность выживает только за счет давальческих схем производства на экспорт.
- Каков объем контрабанды одежды и обуви в Украину? Глава Гостаможни Игорь Калетник заявил ZN.UA, что контрабанды в значительных объемах вообще нет, а данные Ассоциации легкой промышленности не соответствуют действительности.
- Конечно, официальной статистики нет. Но давайте посмотрим на рыночные показатели. Если исходить из официальных данных, объем продаж на внутреннем рынке товаров легкой промышленности около 12 млрд. грн. в год - это и импорт, и отечественное производство. Однако на покупку одежды и обуви каждый украинец в год тратит не менее 100 долл. То есть исходя из самого нищенского уровня потребления, 45 миллионов украинцев должны тратить в год около 4,5 млрд. долл. - около 36 млрд. грн. А маркетинговые исследования показывают, что реальные объемы потребления составляют, даже несмотря на кризис, не менее 60 млрд. грн. Если исходить из расчета прожиточного минимума и официальных данных потребления, половина украинцев должна была бы сейчас ходить голыми и босыми. Но, тем не менее, наши люди одеты, обуты, а магазины и рынки завалены товаром. По оценкам Ассоциации легкой промышленности, нелегальный сегмент рынка одежды и обуви в пять раз (!) превышает легальный. Как эти товары попадают в страну? Кто, кроме госбюджета, получает нелегальные прибыли? Надеюсь, таможня, налоговая, правоохранительные органы все-таки заинтересуются этими вопросами и дадут на них официальный ответ.
- Однако очевидно, что нелегальный товарооборот связан не только с работой таможни, но и с работой СБУ - госструктуры, обладающей правом ведения оперативно-разыскной деятельности и отвечающей за борьбу с контрабандой, а также с работой Государственной налоговой службы, которая отвечает за борьбу с нелегальным товарооборотом и нелегальным производством. Как строится работа предприятий легкой промышленности с налоговой службой?
- Как у всех. Я слышала заявление премьер-министра, что после введения Налогового кодекса предприятия до конца года будут освобождены от проверок налоговой. Мне казалось, что если глава правительства гарантирует такие условия, то его решения должны выполняться. А на практике… Руководители предприятий почему-то жалуются, что прессинг налоговых органов усиливается, а не сокращается.
- Скажите, какую долю рынка занимает контрафактное производство? Правда ли, что все это производство «крышуют» руководители налоговой службы?
- На этот вопрос должны отвечать правоохранительные органы… Но руководители легальных предприятий в каждом городе, разумеется, знают, где расположены и чем заняты нелегальные производители. Я лично этим не занималась, но от своих коллег мне эта ситуация известна.
На легальное производство приходится, по нашим оценкам, около 10-20%, на контрафактную продукцию - порядка 20-25%, контрабанда и «серый» импорт, соответственно, занимают 60-70% рынка одежды и обуви в Украине.
Давайте создадим легальный рынок, и тогда не надо держать на границе столько таможенников и эсбэушников, тогда не будет коррупционных скандалов, потому что контрабанду негде будет реализовывать. Объемы контрабанды упадут до мизерного уровня.
- При каких условиях отечественная легкая промышленность может вытеснить китайский импорт с отечественного рынка?
- Для повышения конкурентоспособности не только легкой промышленности, но и украинской экономики в целом необходима легализация внутреннего рынка. Большая часть торговли в Украине осуществляется нелегально, и этот «серый» внутренний рынок не позволяет развивать отечественное производство, привлекать инвестиции. Если у бизнесмена есть миллион долларов, и он решил начать свое дело, ему придется строить предприятие, нанимать работников, принимать бесчисленные проверки, платить высокие пошлины за сырье, ждать полгода оборота средств, то есть принимать на себя массу рисков, огромное количество организационных решений, тратить все свое время. Кто будет этим заниматься, если гораздо проще за месяц ввезти партию одежды из Китая и продать ее на рынке через частных предпринимателей, и сэкономить на всем - на времени и налогах? Вот основная причина развала отечественной промышленности.
У нас нет условий для производства, но созданы все условия для торговли. Более того, поскольку большой оборот торговли идет через вещевые рынки и частных предпринимателей, попасть в эту торговую сеть легальному производителю сложнее, чем импортеру. Ведь легальное предприятие платит налоги, поэтому выдает налоговые накладные, торговцу эти накладные не нужны. Зайдите на любой рынок - там нет ни накладных, ни кассовых аппаратов. Полный абсурд: если торговля осуществляется без накладных, налоговая не проверяет бизнес и не создает никаких проблем.
- Как вы считаете, изъятие из Налогового кодекса раздела 14 - о ликвидации возможности частных предпринимателей работать без накладных и легализации торговли - это лоббизм криминальных структур, которые «крышуют» контрабанду и нелегальную торговлю на украинских вещевых рынках, или забота правительства о предпринимателях?
- Наша ассоциация поддержала 14-й раздел проекта Налогового кодекса Украины. Это ненормальная ситуация, когда государство защищает предпринимателей, которые платят от 20 до 200 грн. налогов, торгуя контрабандными товарами и выкачивая валюту из экономики, в ущерб предпринимателям, которые приносят государству миллиарды налогов, десятки тысяч рабочих мест и ввозят валюту, укрепляя и бюджет, и платежный баланс, и финансовую систему. Не могу понять, почему президент и Кабмин не прислушались к нашим аргументам, и из Налогового кодекса был исключен самый нужный и самый принципиальный для нашей экономики раздел.
- Какое ваше отношение к крупнейшим вещевым рынкам?
- «7-й километр», «Барабашово», Хмельницкий… Отношение самое негативное. Там нарушаются права потребителей. При покупке изделий чеки не выдаются, нет гарантии качества, вернуть некондиционный товар невозможно. Особенно серьезные нарушения в сфере детского ассортимента, где существует жесткая нормативная база. Причем смотрите, кто торгует на рынках, кто занимает рабочие места - китайцы, вьетнамцы, арабы.
- Можно ли назвать вещевые рынки главными каналами распространения контрабандной и контрафактной продукции?
- Да.
- Есть ли какая-то стратегия импортозамещения в отрасли легкой промышленности?
- Реально ничего не сделано. Мы подали в Кабмин предложения по импортозамещению. В прошлом году наглядный пример государственной политики в сфере стимулирования легкой промышленности продемонстрировал Китай. Они скупили на корню весь мировой урожай хлопка. Такими мерами руководство Китая поддержало в кризис своих производителей и одновременно расчистило для них и внешние рынки. Китай захватывает рынки, и для него все методы хороши. А мы просим - дайте нам хотя бы 7-12 месяцев отсрочки по уплате НДС на сырье. С кредитами под 25% годовых предприятия просто вылетают в трубу.
В Украине почти уничтожены смежные с легкой промышленностью отрасли, в сельском хозяйстве - производства льна, шерсти, шкур; в химической отрасли - производство химических нитей и волокон. В то же время развитие легкой промышленности способно дать толчок смежным отраслям, обеспечить экономическое развитие Украины.
- Информация о материале
Введение должности правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности и приравнивание ее по условиям труда, материально-бытового и другого обеспечения к должности первого замминистра не соответствует общим принципам начатой Президентом Украины административной реформы, сообщили ИА «НАШ ПРОДУКТ» в Министерстве юстиции. (см. документ)
Помимо того, должность правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности не предусмотрена Конституцией Украины, Законом Украины «Про Кабинет Министров Украины» и другими законодательными актами Украины.
В Министерстве юстиции проанализировали украинское законодательство, и пришли к выводу, что в нем отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, устанавливающие полномочия и функции правительственного уполномоченного.
Также, Законом Украины «Про государственный бюджет Украины на 2011 год» не установлено отдельное бюджетное назначение на содержание чиновника-коррупционера Михаила Бродского.
- Информация о материале
Год назад, во времена «налогового майдана» предприниматели составляли письмо послу Республики Гондурас с просьбой политического убежища. Гондурас манил тогда митингующих тем, что в рейтинге свобода ведения бизнеса был на позицию выше Украины. И вот в среду Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конкурентоспособности, где Украина сделала сразу рывок на 7 позиций вверх. И оставила Гондурас позади.
О причинах подъема страны «Комментарии» поговорили со старшим экономистом CASE-Украина Владимиром Дубровским. Тем более именно этот институт и выступал партнером Всемирного экономического форума в распределении мест «по заслугам» между странами.
За два года Украина потеряла в рейтинге ВЭФ 16 позиций. И тут в последнем исследовании поднялась сразу на 7 строк. В чем секрет?
Место в рейтинге определяется на основании набранных баллов страной. И, соответственно, положение той же Украины, сильно зависит от того, какие баллы набраны другими странами. То есть, это своеобразное соревнование.
Получается, что если какая-то страна, занимающая позиции впереди Украины, падает, мы автоматически подымаемся?
Совершенно верно. И именно это и произошло с Украиной в этом году. Ведь экспертные оценки, которые получает Украина, к сожалению, в последние годы не меняются. И говорить о каком-то развитии конкурентоспособности не приходится.
Можно только сказать, что улучшились макроэкономические показатели. Но это только из-за того, что в 2009-м у нас был большой спад, а с начала 2010 года начался рост.
Отсюда и улучшение позиции Украины по макроэкономическим показателям. А что касается все остального, то тут много вопросов. Например, падение Греции в рейтинге помогло нам подняться. Упала Намибия и Гватемала, что тоже сыграло нам на руку. Мы видим, что и Гондурас, который так любят наши предприниматели, оказался на три ступени ниже нас.
Хотелось бы отметить, что все агентства, которые составляют подобные рейтинги, всегда предупреждают, что колебания на несколько позиций ничего не означают. Когда страны стоят очень близко с похожими значениями, то минимальное повышение баллов вызывает движение по рейтингу.
В рамках именно такой «погрешности» и произошел незначительный подъем Украины с 89 на 82 место. Наш балл увеличился с 3,9 до 4,0 за счет того, что в 2010 году был зафиксирован экономический рост, а в 2009-м году его не было. Но такую оценку (4,0 балла) получили также и Намибия, Гватемала, Тринидад и Табаго. И вопрос только к составителям рейтинга, почему Украина именно на 82-м месте. И тот же Гондурас по баллам отличается от нас только на 0,2 пункта. А вот лидеры рейтинга значительно уходят в отрыв. И это уже показатель.
По нынешнему развитию событий в Украине, каким Вы видите движение нашей страны в следующем рейтинге ВЭФ?
Пока не вижу никаких причин улучшения. Хочу сказать, что рейтинг выстраивается из двух источников: опрос и открытые данные. Так вот, результаты опроса отражают, то, что реально бизнес видит и испытывает сегодня, и какое развитие страны хотят видеть бизнесмены. Так вот, ожидания украинских деловых кругов связаны с европейским вектором развития страны. Однако, эти надежды из года в год разрушает портит коррупция, налоговая политика, неэффективная правительственная бюрократия. В этом году еще и доступ к финансированию.
Из-за того, что упомянутые проблемы не уходят, а только ухудшают бизнес-климат в стране, надеяться на повышение в рейтинге не стоит. Те «реформы», которые объявили власти, реально не были проведены. Или, как судебная, только ухудшили положение, Налоговая же добавила позитива крупному бизнесу, но ударила по мелкому и среднему бизнесу. Пенсионная реформа никакой конкурентоспособности стране не добавит (пока не начнется реализация накопительной системы, но пока что неизвестно, когда она будет запущена).
Объявленная же дерегуляция в разрешительной системе для предпринимателей оказалась совершенно неэффективной. То есть, произошла «маскировка» разрешительной документации: там отменяем, а здесь добавляем. Это помогает и неформальному давлению на бизнес со стороны чиновников. Кстати, в рейтинге «Институции», где и определяется уровень взаимодействия власти и бизнеса, Украина имеет стабильно низкий балл и 131 место. Ниже - только «дремучая» Африка.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум)
| 2010-2011 гг |
| 2011-2012 гг | |||
| Место | Страна | Баллы | Место | Страна | Баллы |
| 1 | Швейцария | 5,63 | 1 | Швейцария | 5,74 |
| 2 | Швеция | 5,56 | 2 | Сингапур | 5,63 |
| 3 | Сингапур | 5,48 | 3 | Швеция | 5,61 |
| 4 | США | 5,43 | 4 | Финляндия | 5,47 |
| 5 | Германия | 5,39 | 5 | США | 5,43 |
| 6 | Япония | 5,37 | 6 | Германия | 5,41 |
| 7 | Финляндия | 5,37 | 7 | Нидерланды | 5,41 |
| 8 | Нидерланды | 5,33 | 8 | Дания | 5,40 |
| 9 | Дания | 5,32 | 9 | Япония | 5,40 |
| 10 | Канада | 5,30 | 10 | Великобритания | 5,39 |
| 86 | Алжир | 3,96 | 79 | Македония | 4,05 |
| 87 | Аргентина | 3,95 | 80 | Ботсвана | 4,05 |
| 88 | Албания | 3,94 | 81 | Тринидад и Тобаго | 4,00 |
| 89 | Украина | 3,90 | 82 | Украина | 4,00 |
| 90 | Гамбия | 3,90 | 83 | Намибия | 4,00 |
|
Страница 1289 из 1561 | |||||
