Статьи
Согласно диплому, он — инженер-электронщик. Работал по этой специальности в корпорации «Сименс», а затем основал свою компанию и самостоятельно занялся бизнесом. Но уже не только в области электроники и энергетики, но и инжениринга, маркетинга, инвестиций. Накопленные в Германии знания Файт Ханнебауэр сегодня использует также и для того, чтобы поддерживать иностранных инвесторов в Украине, куда впервые попал в начале 90-х, и теперь кое-что знает о нашей стране... А тогда, как он вспоминает, тут было просто страшно. Бандитизм, рэкет, в том числе государственный, не давали не то что работать, но и жить. Пришлось уехать. Вернулся лишь в начале нового тысячелетия, когда почувствовал, что бизнес получил глоток кислорода. Сейчас работает не только в Украине, хотя и имеет тут два офиса — в Киеве и Сумах. А занимается тем, что находит привлекательные проекты, а затем подыскивает для них инвесторов. «Вы думаете, — говорит Ханнебауэр, — инвесторы приходят потому, что им нравится Украина и условия работы тут? Нет, они пришли потому, что это я их убедил, ведь я знаю эту страну изнутри». «Я изучил все то, что должен знать предприниматель, — рассказывает он, — чтобы выполнять свои обязательства перед законом и бюджетом». И особенно — перед последним, с которым нельзя ни шутить, ни хитрить. Как говорит Ханнебауэр, у него на родине «налоговая в один прекрасный день может прийти и спросить, почему ты работаешь без прибыли, это у тебя такое хобби? И закрыть мою фирму»...
— А в Украине вы платите налоги?
— Конечно, плачу, причем и тут, в Украине, и там, в Германии. Если я тут что-то зарабатываю — плачу, и дома тоже не забываю платить со своих доходов. В Германии есть собственность, недвижимость, на нее тоже распространяется налог. Но в Украине я не только собственник компании. До последнего времени я был еще и физическим лицом — частным предпринимателем. Новый Налоговый кодекс дискриминирует меня как нерезидента. Теперь я уже не могу работать на едином налоге. Ваш Кодекс содержит абсолютно противоположные нормы. Одни разрешают, другие — запрещают. У нас бы обязательно решили эту коллизию в пользу налогоплательщика. А в Украине Министерство финансов как бы засовывает голову в песок — не дает никаких разъяснений. Как следует понимать слово «нерезидент»? Это не гражданин страны? А может ли быть нерезидентом, в налоговом смысле, человек, зарабатывающий тут деньги и выплачивающий зарплату своим сотрудникам? Причем человек, зарегистрированный в Украине в качестве физического лица — частного предпринимателя? Таким образом, меня уже в ближайшее время заставляют уволить людей, которые у меня работают... Ведь общая система налогообложения мне абсолютно не интересна, поскольку нужно платить 50 процентов или даже больше во все социальные фонды, плюс еще 15 процентов от прибыли. Это больше, чем в любой другой стране мира.
— Вы можете назвать свой самый успешный законченный инвестиционный проект в Украине?
— В целом, моему опыту в Украине более двадцати лет, а инвестициями я занимаюсь более десяти. За это время у меня, признаться, было очень мало успешных проектов. В других странах процесс инвестирования намного быстрее и успешнее. Поэтому я даже затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Препятствия тут постоянные, хотя были проекты, которые могли бы стать очень удачными. Но на пути всегда становилась то политическая ситуация, то недопонимание со стороны властей. У вас еще не осознают, какое это важное и сложное для страны дело — привлечение инвестиций... Впрочем, есть какие-то сравнительно небольшие проекты, которые удалось завершить. С одной австрийской компанией мы успешно провели анализ, что позволило ей начать работу в Украине. Правда, это была продажа. А другой пример — удачная реализация сельскохозяйственной техники другими нашими партнерами. Мы вместе с ними провели в Украине выставки, познакомили потенциальных покупателей с достоинствами и особенностями предлагаемого оборудования, помогли в его сертификации. Серьезные проекты, на сотни миллионов долларов, тоже есть (сейчас их у меня четыре), но идут, как говорится, со скрипом, преодолевая невероятные трудности. С инвестициями в Украине постоянно возникают проблемы — чем больше сумма, тем сложнее ее вложить. Если отдать ее часть, как у вас говорят, в карман кому-то, то решаются любые проблемы. Но это — не мой подход. Я оперирую деньгами акционеров, а они работали за них всю жизнь... Кроме того, наш менеджмент внимательно следит за использованием средств акционеров и не допускает, чтобы они шли не по назначению.
Тем не менее, ко мне постоянно приходят какие-то люди и требуют какие-то проценты... Естественно, я спрашиваю, а какие услуги вы мне будете оказывать? И слышу ответ: мы вам не будем мешать... А то вдруг узнаю, что ничего, в принципе, не стоящее имущество вдруг непомерно подорожало, в десять-двадцать раз. Почему? Так вы же заинтересовались...
— Такие приключения у вас случаются только в Украине?
— Похоже, почву для них создает ваш менталитет. Если я звоню по телефону какому-то чиновнику, а я вынужден это делать довольно часто, то меня воспринимают как просителя, которому что-то нужно. И почти никто не понимает, что это я нужен Украине, что это я хочу привести сюда деньги и современные технологии. Это я позарез необходим чиновнику, если он, конечно, честно служит своей стране. Мне же чиновники совсем не нужны. Их дело — в соответствии с законом провести необходимые процедуры. А я им нужен как «приманка» для инвестиций, как их носитель, а еще лучше — носильщик (потому что это нелегкий труд) и переводчик с постсоветского менталитета, знаток различий в европейском и вашем законодательстве. Ведь инвестор, например, американский, привык к своим законам и, больше того, обязан их выполнять, даже находясь в Украине. Тут он встречается с очень нетранспорентной системой. В частности, выяснить что-то о своих контрагентах очень сложно. Нередко я получаю просто недостоверные сведения. Невозможно точно установить, кому принадлежит та или иная компания. И я не могу предоставить соответствующую информацию своим партнерам, которые бы хотели знать, с кем они будут иметь дело.
— Но наше законодательство постепенно совершенствуется, и некоторые проблемы снимаются...
— К сожалению, правила игры в Украине очень изменчивы. И, что самое страшное, законы нередко вводятся в действие задним числом. Европейцу это вообще невозможно понять. Возьмем Налоговый кодекс. Законодатель дал полгода, чтобы предприниматели могли с ним ознакомиться, прежде чем он вступит в силу (с 1 января). Но практически он начал работать даже не шесть, а двенадцать месяцев тому назад. И таких случаев очень много.
Поэтому Украина, по моему мнению, сама себе сильно мешает. И, главное, забывает, кто кому нужен. Инвесторы не предназначены для того, чтобы наполнять карманы чиновников. Инвестиции и инвесторы нужны для того, чтобы дать старт двухстороннему взаимовыгодному бизнесу, чтобы и с той и с другой стороны сотрудничать было выгодно. На Западе предприниматели работают с прибылью четыре-пять процентов, и это считается нормальным. А тут сразу хотят 30 процентов. И за что? Только за то, чтобы не мешали. Если эту ситуацию не изменить, то я сомневаюсь, чтобы в Украине мог продолжаться какой-то рост. Я предвижу, что в следующем году в вашей стране будут большие проблемы.
— Вам приходится сталкиваться с коррупцией?
— Коррупция здесь достигла огромных размеров. Она существует в Украине открыто и откровенно. Я бы даже сказал — нагло. И хуже всего, что в ней особенно погрязли официальные лица и чиновники. Коррупция бьет меня как добросовестного бизнесмена ниже пояса.
— И все же интерес к нашей стране у вас остается? Чем это вызвано? Может быть, именно тем, что Украине предстоит модернизация и, в частности, такой отрасли, как энергетика?
— Да, Украине необходимо модернизировать энергетическую систему полностью. Например, измерительным трансформаторам на электроподстанциях уже более сорока лет. Инвесторы вежливо и робко предлагают свои услуги. Но интерес, инициатива должны исходить с украинской стороны. И не надо преувеличивать потенциал Украины. За него ведь ничего не купишь, потому что его можно реализовать, а можно и погубить. Например, в Австрии куда меньше населения, чем в Украине, а ВВП во много раз больше. И это потому, что циклы модернизации в этой стране намного короче, чем в Украине. Поэтому вашей стране нужно искать партнеров, инвесторов, которые бы помогали в модернизации.
— В Германии сейчас решили закрыть атомные электростанции. Нужно ли, по вашему мнению, и Украине идти по такому пути?
— Если мы можем себе это позволить, можем вкладывать средства в альтернативные виды энергии, то почему бы и не отказаться от потенциально опасных АЭС. Тем более, что тут ситуация почти такая же, как с газом, — мы покупаем сырье для атомной промышленности у других стран. В Украине атомные станции производят почти половину электроэнергии в стране. И Украина, теоретически, богата ураном, хотя достоверных данных пока нет. Мы готовы вам помогать. Я мог бы найти инвесторов, но тут — это политический вопрос, который сейчас закрыт для обсуждения. Вам нужно только понять, что иностранные инвесторы — не идиоты, им нельзя предлагать что угодно, они умеют читать и считать, умеют думать. Если призывать кого-то стать инвестором проекта в области биомассы, то Украине трудно рассчитывать на успех. Инвесторы понимают, что субсидии на газ очень сильно влияют на снижение цен для конечного потребителя. И конкурировать с субсидированными ценами просто невозможно. Прибыль заработать нереально.
— В Германии газ дороже или дешевле, чем в Украине?
— У вас потребитель платит за кубометр газа немногим больше гривни, а в Германии — примерно 6 гривень. Но Германия покупает импортный газ дешевле, чем Украина. Я не знаю, кто тут у вас ведет переговоры с русскими, но наши специалисты и бизнесмены более удачно решают этот вопрос. Возможно, это какие-то игры, а, может быть, кто-то просто наполняет свои карманы. Но в Германии, с учетом высоких цен на газ для населения, производители возобновляемой (солнечной, ветровой, из биомассы) энергии могут работать, а в Украине при таких ценах альтернативные виды энергии нереальны, непривлекательны для инвесторов. Так что инвестиций вам в эти отрасли ждать не приходится. Чтобы решить этот вопрос, нужно привести цену на газ в порядок, снять субсидии. Лучше добавить людям зарплату или направить субсидии тем, кто берется осваивать возобновляемую энергию, кто добивается экономии газа. Вот, например, в Украине, по-моему, даже не слышали о таких газовых колонках, которые греют воду с помощью своих отработанных газов. В Германии они появились потому, что законы буквально заставляли этим заниматься.
— Это был оправданный диктат государства?
— Нет. У нас государство так не поступает. Оно спрашивает: ты хочешь ставить устаревшее оборудование? — Тогда это обойдется дороже, за него придется платить. Есть прямые запреты только на очень устаревшие технологии. Но тем, кто устанавливает современную технику, частично возвращают затраты. У нас иначе не делается. И я не понимаю, почему в Украине изобретают велосипед. В Германии и других странах уже есть опыт, берите и используйте. Вот Польша. Она уже давно определилась с тем, куда она идет. И сейчас ее не узнать. Потому что она давно и точно знала, что идет на Запад, в Европу, и она уже там. А Украина практически стоит на месте. И с каждым днем тут все стареет, ржавеет. Меня связывают с вашей страной многие годы, и поэтому мне обидно, что такое происходит.
— У вас есть советы для Украины?
— Шаг за шагом нужно снять субсидии на газ и разумно использовать освободившиеся ресурсы. Если вы дадите их людям и, таким образом, будете стимулировать их утеплять дома, устанавливать эффективные котлы и колонки, беречь тепловую и электроэнергию, то средства государства будут использованы более эффективно, чем сейчас. Меньше запретов и больше мотиваций, меньше влияния государства на бизнес. Квоты и лицензии — все это поддерживает коррупцию. Монополии также вашей стране не нужны. Поддерживайте свободный рынок и нормальную конкуренцию. А делать все это необходимо в комплексе. Если браться за одно без другого, то ничего не выйдет. И еще один совет: не считайте иностранцев, иностранных инвесторов врагами, ведь они приносят вам деньги и технологии. Но учтите: те, кто дает деньги, имеют право контролировать, как они используются...
- Информация о материале
Зло там – де не-правда.
"Чорна рада" Пантелеймон Куліш
Ты гибнешь. С тобой гибнут близкие тебе люди: дети, внуки, родители, любимые… У кого кто есть. Гибнут. Становятся пьяницами, наркоманами, проститутками, лжецами и ворами, зависимыми от компьютера и телевизора, ленивыми и хитрыми. Больными. Преждевременно идут в могилу. Гибнет Украина, твоя страна. Видишь?
Из-за тебя.
Но ты уверен, что не по твоей вине, а из-за Януковича, Ющенко, москалей, жидов, американцев, но только не из-за тебя. Ты уверен, что ты хороший и правильный. А сосед твой и все остальныее вкупе с Януковичем создали этот очередной украинский людомор.
Ты ни при чем. Твоя хата как всегда с краю. Так думают все такие как ты. Ты же не допускаешь мысли, что из таких как ты и вылупился в Украине Янукович. Из таких как ты – маленьких януковичей. В Литве же не вылупился.
Умный ищет причину своих бед в себе, а дурак – в ком-то. Как ты. Ведь ты еще и дурак. Маленький неразумный янукович. Потому что ты не знаешь, что твой убийца оккупировал персонально твое сердце и парализовал твой ум.
Он сидит в тебе. Тобой руководит и тебя ведет к гибели. А ты движешься на тот свет, осуждая и проклиная всех… Своей вины не видишь.
Присмотрись внимательнее к избранному тобой президенту страны. Это твоя увеличенная копия. Ты за него не голосовал? Голосовал за Тимошенко? Или за кого-то другого? Хрен редьки не слаще. Присмотрись к ним, их чертам. Они твои.
Думаешь, ты лучше своих избранников? Они большие пошляки. Кто-то из них тупой и прямолинейный, а кто-то – хитрый и изворотливый. Ты тоже такой, только маленький. Но пошляк. Ты воруешь на копейки, они – на миллионы и миллиарды.
Ты рыбку из пруда или реки, они – Межигорье. Ты врешь своей жене, родителям, начальству, соседям, они всем вам вместе и не только из телевизора, из которого ты пьешь их вранье, как пьяница водку, врут от твоего имени соседним странам. Кто более сильный в воровстве и вранье, тот и властвует в твоей стране воров, лжецов, проституток.
- Я безгрешный, – кричит твоя хитрая, господствующая над тобой половина. Это соседу надо меняться, меняться надо врачу, депутату, бизнесмену, милиционеру… Не тебе. Ты не способен к изменениям и с тобой не изменится страна. Пропадет. Факт. И ты с ней.
Ты врач-хирург (кардиолог, офтальмолог…). Молодой, перспективный. В твоих глазах уже отсвечивается зелень бакса, потому что он властитель твоего сердца. И ты уже не больным помогаешь, а "бизнес" делаешь на них болезнях и горе. Как Янукович на чернобыльцах, афганцах, пенсионерах…
Ты колбасо (молоко-, сыро-)-дел. Из чего ты их делаешь? Ты не воруешь деньги покупателя, который будто бы за колбасу (молоко, сыр и т.п.) платит тебе деньги? Воруешь, еще и калечишь его здоровье некачественным продуктом и оправдываешь себя – так теперь все бизнесмены делают.
Ты фармацевт, аптекарь, который наркоту или некачественное лекарство продает больным людям, да еще и по завышенным ценам. Не на их горе зарабатываешь?
А ты, банкир, не семь шкур дерешь с заемщика, как истинный ростовщик? Знаешь чем это заканчивалось в истории?
Ты, сельский "бізнєсмєн", что кормишь свинку премиксом и продаешь своим согражданам некачественное, вредное мясо – не похож на Януковича?
Ты журналист. Умный. На угождение тому, кто тебе платит, на белое черное, на черное – белое говоришь, новый закон о выборах хвалишь, который консервирует власть, которую сам клянешь вне микрофона.
А ты, депутатик всякого уровня, не голосовал в угоду "ворам в законе" за крохи с их стола, в том числе, и за продажу им нашей святой земельки?
А ты, наш горе-писатель, который украл у своих коллег санаторий, не из рода янукович? Оправдываешь себя – и украинцы же должны что-то иметь. Врешь и снова оправдываешь себя, я же украинской, а не москальской вру.
А ты, малый "бізнєсмєнчик", что согнулся в три погибели под давлением януковичей, не обманываешь своего брата – покупателя твоего товара? И оправдываешься – жить же как-то надо. Ты не знаешь, что жить надо по правде, а не как-то.
А ты, милиционер, гаишник, судья-посеватель, сборщик налогов, таможенник… Разве есть разница шапку с человека сдирать, или деньги? Разве же вы не янукович? И оправдываетесь большим злом Януковича. Если вообще оправдываетесь.
А Янукович говорит себе: "Если бы дать "этим казлам" власть такую, как у меня, то и они делали бы то же самое, что и я делаю. Все мы одинаковые. Только я – успешный. Я их президент".
Он прав. Слышишь?
Ну вот и имеем – страну воров, взяточников, лжецов. Кто, спрашиваю у тебя, должен руководить такой преступной ордой? - Разве не лучший из вас вор, взяточник, лжец? Да, так оно и есть.
И Янукович искренне не может понять, чем ты не удовлетворен. Он находит оправдание всем своим преступлениям в твоих действиях, в твоем мелко-лживо-вороватом существовании. А ты у него.
Если просуммировать все твое и таких как ты зло, то оно будет составлять одно целое со злом тех, кого ты избрал себе в вожди. Идиллия. Смерти.
А "успешные" тебя хвалят: ты и умный, и трудолюбивый… Потому что своим мелким злодейством оправдываешь и легитимируешь их крупное воровство, их ограбление заводов, недвижимости, недр, областей и территорий, народного общего богатства.
Уже и к узаконению изымания у тебя земли вплотную подошли. И у таких – заберут. Факт.
Заберут, потому что ты еще и трус. Твоя мелко-лживая и вороватая душа трясется перед душой, которая совершает большее зло, чем твоя. У вас там своя иерархия. Этот твой дух, не дух запорожских казаков. Он его альтернатива. Вот к чему ты скатился.
Силу и смелость дает правда. Правда – сила. Но чтобы быть сильным, надо жить по правде. В правде. Не бояться ее, а так любить, чтобы стоять за нее до смерти. Потому что она – это жизнь. На это ты не способен. Этого тебе не понять.
Янукович боятся правды, потому что она показывает все ваши мелкие или большие преступления, убивает вас. Поэтому ты не с правдой, а со враньем. У вас у каждого будто бы своя правда. А это вранье. Поэтому ты слабый и трусливый. И твой избранник тоже.
Будь свободным, не бери чужого – и этот урок жизни прошел вне тебя. Ты усвоил урок смерти – бери, что плохо лежит. Ты стал не-свободным. Ты зависим от присвоенного чужого. Ты раб.
Свобода – вне таких зависимостей. Что жизнь без свободы? Смерть. Но свобода для рабской души непосильна. Зачем она ей?
Такой же зависимый твой Янукович, он сам об этом сказал в интервью «5 канала». Для него Межигорье, миллиард, золотой унитаз, как для пьяницы поллитровка в кармане. Это статус для таких и среди таких как ты.
И пуглив он также как ты. Смотри сколько холопов с «птицефабрики» (бойцами «Беркута» называются) понагоняли на митинги на пару сотен участников.
Этот украинский преступный кошмар вырос из твоей слабой и рабской души. Москаль и еврей здесь ни при чем. И Янукович тоже. Оставь его. Он – закономерная персонификация наличия достаточного количества януковичей на украинской земле, которые не нуждаются, не хотят, боятся правды и свободы.
Это ты несешь в себе вранье и рабство, и набросил их на всю страну. Ты. Персонально. Слышишь? Янукович лишь его оформляет.
Видишь, как проясняется твоя темная дорога к твоему несчастью, твоей гибели. И начинается эта дорога не где-то, а с твоей лживой, мелкоуголовной, несчастной рабской души. Вытекает из нее.
Ты видишь это, или нет? Прочь ли уже ослеп душой? Скажи себе правду! Из этого может начаться твоя другая, альтернативная тебе сегодняшнему, жизнь.
- Информация о материале
Бесполезных биодобавок россияне съедают на астрономический 1 млрд долларов. Производители, сделавшие ставку на плохую доступность медицины и веру населения в чудеса, получают огромные прибыли. В ход идёт всё: недобросовестная реклама, «недовложение» активных компонентов, фальсификация результатов исследований. Всем новым настойкам, порошкам и мазям приписываются волшебные свойства. Абсолютный бренд последних лет – идея производителей о том, что БАД помогают перенести тяжёлое лечение при онкологической патологии. Расчёт на тех, кто готов ухватиться за любую соломинку, чтобы продлить жизнь себе и своим близким, выглядит особенно мерзко. Но о порядочности речь не идёт, когда на кону десятки миллионов.
Популярность биодобавок в России объясняется в первую очередь тем, что у нас население не очень-то доверяет традиционной медицине, а порой и просто не может воспользоваться её услугами в полном объёме. Кроме того, часть населения негативно относится к приёму любых лекарств, считая, что «нужно лечиться натуральными средствами» (как будто травы или иные субстанции не имеют химического состава). Использование БАД в онкологии всегда бесполезная затея, а часто их применение бывает просто вредным и опасным. Но альтернативные методы нетоксичны и безболезненны в отличие от хирургической операции или радио- и химиотерапии. Средства эти «натуральны» и якобы могут укрепить иммунитет, тогда как токсическая химиотерапия его губит. Не последнюю роль играют психологические факторы. Потому многочисленные производители БАД продолжают попытки обосноваться в онкологии. В результате пациенты не только нерационально расходуют собственные деньги, но часто откладывают срочное терапевтическое и хирургическое лечение, ставя под угрозу свою жизнь.
У официальной медицины отношение к таким методам лечения однозначное. «БАД не являются лекарственными препаратами и не соответствуют международным требованиям, которые приняты в РФ к пред- и клиническим фазам исследований, – прокомментировал ситуацию заместитель главного онколога Департамента здравоохранения города Москвы доктор медицинских наук, профессор Василий Борисов. – В настоящее время более 70% биодобавок не соответствуют содержанию ингредиентов в инструкции к БАД». Ни одна активная биодобавка не является в РФ лекарством. В России БАД регистрирует Роспотребнадзор, и для того, чтобы попасть на рынок, БАД проходит только контроль на содержание вредных токсинов (солей тяжёлых металлов, примесей, радионуклидов). Это просто гигиеническая оценка.
Ни о какой проверке эффективности и безопасности БАД в строгих и длительных клинических испытаниях, которые обязательны для лекарств, нет и речи. В международных базах доказанных препаратов их нет. Поэтому в развитых странах на упаковках БАД и в рекламе абсолютно запрещены упоминания о том, что добавка «защищает», «нормализует», «корректирует», «предназначается для лечения» и т.д. Даже проверенные БАД могут быть по закону только добавкой к рациону питания, но не могут заменять лекарства. Несколько лет назад было проведено клиническое международное исследование, чтобы проверить нескольких особо популярных пищевых добавок. Даже применение хорошо известных антиоксидантов – витамина Е и бета-каротина – не подтвердило их эффективности в предупреждении рака, а также инфаркта миокарда. ВОЗ призвала отказаться от использования этих добавок.
«Никаких доказательств, что синтетически воспроизведённые витаминные комплексы могут адекватно заменить недостаток минералов в пище, нет. Такие исследования есть только по йодированию соли, добавкам железа при анемии и фолиевой кислоты для беременных женщин и тех, кто хочет забеременеть», – заявил «Нашей Версии» вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский. По его словам, пока исследованиями доказана лишь польза средиземноморской диеты: употребление большого количества овощей и фруктов, растительного масла и морепродуктов. Она увеличивает продолжительность жизни и снижает заболеваемость некоторыми видами рака. «Доказано также, что употребление 400 граммов разнообразных фруктов и овощей в день и рыбы два раза в неделю обеспечивает человека всеми минералами без трат на искусственные и неэффективные заменители», – отметил эксперт.
Одной из самых известных биологических добавок является акулий хрящ. Он вышел на рынок в 70-х годах прошлого века как средство от рака, якобы способное предотвращать развитие в ткани опухоли питающих кровеносных сосудов. А с 1990-х годов развернулась невиданная кампания по пропаганде акульего хряща для лечения рака. На Кубе, а также в Мексике клинические проверки эффективности акульих хрящей вроде бы дали эффект при лечении поздних стадий рака. И тогда в Коста-Рике, в Новой Зеландии и других регионах построили фабрики по переработке акульих хрящей, и в год перерабатывали более 100 тыс. акульих голов, а оборот фирм составил десятки миллионов долларов. Между тем специалисты исследовали множество форм акульего хряща, и ни одна из них не оказала никакого эффекта на продолжительность жизни и выживаемость онкологических пациентов. После наблюдения, которое длилось семь лет, исследователи определили, что приём акульего хряща равен эффекту плацебо.
Препараты из акульих хрящей туманны по составу, их главным компонентом является белок (около 40% веса), протеогликаны (до 20%), а остальное – кальциевые соли. Производители этих БАД убеждают, что они исцеляют не только от рака, но и от артрита. Есть данные, что продукты из хрящей – хондроитин и глюкозамин – действительно помогают восстановиться суставным хрящам, повреждённым при остеоартрите. Это одно из немногих средств альтернативной медицины, эффективность которого признаётся частью врачей. Но что касается рака, то препараты совершенно не тормозили рост опухолей и метастазирование. В других строгих исследованиях получены результаты, что акульи хрящи в сравнительно умеренных дозах (1 г на 1 кг веса тела) оказались даже токсичными для ослабленных больных или не были переносимы ими из-за нарушений функции желудочно-кишечного тракта. Тем не менее акульи хрящи по-прежнему широко продают в виде сухого порошка. Против опухолей предлагают бороться и другими подобными средствами – к примеру, вытяжкой из фундука.
«На четвёртой стадии онкологического заболевания пациенты принимают всё, что угодно: мочу, керосин и килограммы БАД, отдавая за них баснословные суммы, даже если это больные медики. Человек цепляется за жизнь и происходит «инверсия» психики. Но я ни разу не видела, чтобы от биодобавок не только наступило излечение, но хотя бы улучшилось качество жизни пациента, – говорит практикующий онколог, заместитель главного врача онкологического диспансера № 2 профессор Лали Когония. – Проходящим химиотерапию больным пищевые добавки, может быть, и не вредят, но и пользы от них никакой».
Самый известный исследователь альтернативной медицины в области онкологии, руководитель соответствующего департамента в крупнейшем в мире онкологическом центре в Нью-Йорке Memorial Sloan-Kettering Cancer Center профессор Барри Кассилет в своей монографии The Complete Guide to Complementary Therapies in Cancer Care показывает, чего можно и чего нельзя ожидать от альтернативной медицины (исследованы аюрведа, натуропрактика, гомеопатия, китайская медицина и другие многочисленные методы) при лечении этой тяжёлой болезни. Вывод – не ждите чудес.
Профессор Борисов уверен, что БАД не обладают противоопухолевым действием и являются вредными, так как они могут стимулировать рост и метастазирование опухоли. Да и за рубежом БАД в онкологической практике не используются, отметил специалист. По словам профессора Борисова, приём рекламируемых в СМИ БАД только вредит больным, а врачам не позволяет вовремя провести современное эффективное противоопухолевое лечение и излечить больного. Медик не может заниматься распространением БАД априори, считает Лали Когония.
«Что касается пациентов с первой-второй степенью болезни, ни о каких добавках не может быть и речи, лечение должно идти по стандарту, и главное – не терять время», – сказала профессор Когония.
«Любые альтернативные вмешательства должны быть обоснованы, – подчёркивает президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов, – нужны настоящие, строгие клинические исследования и публикация их результатов. У БАД такой доказанной эффективности нет. Если бы она была, то такой продукт зарегистрировали бы как лекарственный препарат. А всё, что не проверено, – это альтернативная медицина, и такие продукты могут использоваться только по желанию пациента, за его деньги и под его собственную ответственность».
При проведении тяжёлого лечения пациенту действительно требуются витамины, противорвотные препараты, они хорошо известны и не имеют отношения к БАД, говорит профессор Власов. Активные добавки, по словам специалистов, могут активизировать не только здоровые клетки, но и больные, кроме того, неизвестно, какие они спровоцируют последствия.
- Информация о материале
В новом году выросли расходы на все силовые ведомства и на содержание президента. Первую часть обзора бюджета о льготах и социальных стандартах читайте в статье "Бюджет сладких обещаний".
"…на что идет ключевой рост. 400% - вдумайтесь! – на 400% вырастает заповедный фонд специальных территорий. Это там, где вы будете охотиться вместе с Януковичем? На 156% растут расходы на содержание Генпрокуратуры, 154% - перевозка высших должностных лиц, 148% - аппарат Министерства социальной политики. К слову, на 13% растет дефицит Пенсионного фонда, а на содержание аппарата Пенсионного фонда идет на 1 млрд грн больше – ровно в два раза. 137% - внутренние войска. Вот политика, которая будет проводиться правительством", - справедливо распекал чиновников нардеп-БЮТовец Сергей Соболев в четверг с трибуны парламента.
В бюджете и в самом деле увеличены расходы на силовиков и на содержание некоторых чиновников. Так, расходы на обслуживание президента выросли, а вот расходы на содержание депутатов и правительства сократились. Что, впрочем, логично ввиду централизации власти в руках президента.
В этом свете довольно угрожающе выглядит рост расходов на абсолютно все силовые ведомства, особенно на армию. Главным образом, на закупку и модернизацию вооружения.
Расходы на руководящий состав Минобороны даже чуть снизились с 0,215 млрд грн до 0,204. Меньше потратят и на строительство жилья для военных – 0,5 млрд вместо 0,535. Основной рост заложен, как сказано выше, в расходах на модернизацию вооружения (1,48 млрд вместо 0,57 млрд). Чуть больше потратят на медицинское лечение и реабилитацию военных (1 млрд вместо 0,95 млрд в прошлом году). То есть деньги достались в основном "оружейным баронам", а не простым солдатам или офицерам.
Рост расходов на разведку связан со строительством жилья для военнослужащих СВР (отдельной строкой 5 млн грн – в прошлом году таких расходов не было).
Расходы на Службу безопасности выросли из-за трат на заграничные командировки (2,46 млн грн вместо 1,96 млн в прошлом году).
Рост расходов на МВД спрятан в статьях на содержание внутренних войск (1,4 млрд грн вместо 1,2 млрд). Как раз эти ребята занимаются "охраной общественного порядка" на митингах и защищают органы государственной власти. Больше денег пойдет и на борьбу с незаконной миграцией (397,6 млн вместо 197 в 2011 году). Впрочем, деньги могут пойти не на борьбу с нежелательной миграцией, а на регистрацию физлиц, которой также занимается Государственная миграционная служба при МВД.
В прокуратуре основные траты идут на "надзор органов прокуратуры за соблюдением законов и представительские функции в суде" (2,45 млрд против 2,24 млрд). Довольно размытая строка расходов.
В общем и целом бюджет на 2012 год гораздо менее информативный, чем прошлогодний. Хотя и бюджет на 2011 год был скроен по новым лекалам после административной реформы, что усложнило его анализ. Расходные статьи бюджета на 2012 год еще менее прозрачны и требуют большей детализации.
Например, в 2011 году в расходах той же миграционной службы было 4 статьи, в 2012 году только 3. Исчезла статья "предоставление помощи беженцам". В расходах на Главное управление внутренних войск было в прошлом году 5 статей, в нынешнем – всего 4 статьи (слили в одну охрану объектов госважности и обеспечение правопорядка). И так по другим распорядителям.
То есть теперь сложно понять, сколько именно денег внутренние войска потратят на кордоны вокруг демонстрантов, а сколько – на охрану "Межигорья".
- Информация о материале
Несмотря на то что саммит Украина—ЕС состоялся, и на нем таки было объявлено об окончании переговоров о Соглашении об ассоциации, чувства глубокого удовлетворения испытать не удалось. Ведь хотелось праздника. Хотелось побед, гордости за собственную страну и светлых перспектив. Надоело разочаровываться, стыдиться и подсчитывать упущенные шансы. Но праздника не получилось, гордиться по-прежнему особо нечем, а наши европейские перспективы скрыты в еще более сгустившемся тумане.
Но и трагедии на саммите тоже не произошло. Оценки «наполненности стакана» — наполовину пуст он или же наполовину полон — зависят от степени жажды и ожиданий ее утолить оценивающих. Те, кто опасался, что саммит вообще может не состояться или же на нем так и не прозвучит заявление на высшем уровне об окончании переговоров, тешатся маленькими радостями: президент таки принял политическое решение завершить переговоры по ассоциации без четкой фиксации перспективы членства Украины в ЕС (а ведь мог и заартачиться). Причем сделал это в канун важного вояжа в Москву, когда вот-вот должен был решиться «газовый вопрос». Следовательно, европейский курс формально сохранен. И то радует.
Те же, кто надеялся на большее, разочарованно вздыхают или гневно упрекают: шанс упущен, темп потерян, соглашение не парафировано, подписание, а тем более ратификация не просматриваются вообще.
В принципе, в том, что Соглашение на саммите парафировано не было, особой беды нет. Месяцем раньше, месяцем позже — не суть важно (хотя, конечно, чем раньше, тем лучше). Это всего лишь технический момент, который мог бы оказаться вообще незамеченным для широкой общественности, продвигайся украинская евроинтеграция без сучка и задоринки. Парафированию придали особую важность, когда стало ясно, что подписать Соглашение на саммите не получится (для этого переговоры должны были бы завершиться не позднее минувших мая—июня). Но когда с демократией в Украине стало совсем грустно, даже парафирование оказалось проблемой: европейской стороне совершенно не хотелось устраивать для ее лидера праздник с шампанским, телекамерами и красивой картинкой на TV. По нашей информации, рассматривался компромиссный вариант парафирования в день саммита, но вне его коридоров, в более скромной обстановке и без присутствия руководства ЕС и Украины. В конце концов решили перенести сию процедуру на начало следующего года. Сегодня и украинская, и европейская сторона утверждают, что парафирование перенесли «по техническим причинам», потому что Соглашение окончательно не готово, существует «в разобранном виде», текст еще «требует сверки» и находится в «режиме правки». Подобные объяснения у многих экспертов и политиков вызывают желчную усмешку и воспринимаются ими как неудачная попытка замаскировать «техническими сложностями» политические проблемы в отношениях Киева и Брюсселя. Однако следует заметить, что наличие последних не исключает существования первых.
По информации ZN.UA, Соглашение действительно технически еще недоработано. Например, перед саммитом еще оставались некоторые вопросы у отечественных транспортников (даже после проведенного на прошлой неделе телемоста с Брюсселем). Много работы и в «тарифном» разделе части Соглашения, касающегося свободной торговли. Его даже не стали распечатывать для администрации президента, накануне саммита пожелавшей ознакомиться с документом: «Ну-ка, покажите, что же вы там подготовили?». В минувший четверг уполномоченный правительства Украины по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий срочно вылетел в Брюссель для ускорения технической доработки разделов Соглашения, посвященных ЗСТ. И вчера первый вице-премьер А.Клюев объявил о завершении 22 декабря сверки текста проекта Соглашения об ассоциации в части создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. По окончании сверки руководителями делегаций — В.Пятницким и директором генерального директората «Торговля» Еврокомиссии Р.Шлегельмильхом был подписан соответствующий протокол.
Наши источники рассказывают, что не все гладко до сих пор было и у европейцев. Там тоже существуют некоторые «терки» между двумя переговорными командами — «политической» и «экономической». Например, «экономисты», готовившие разделы по зоне свободной торговли, на момент саммита еще не передали «политикам» свою часть наработанного для сведения текста в целостный документ.
Вполне допускаем, что все вышеперечисленное имеет место быть. Однако уверены: если бы политический фон наших отношений с ЕС был иным, если бы все шло по намеченному плану, без политических осложнений, то о завершении переговоров объявили бы еще 20 октября во время визита В. Януковича в Брюссель (который так и не состоялся), после чего, будь у переговорщиков уверенность в политической воле парафировать Соглашение на саммите, то и силы нашлись бы, и энтузиазма у переговорных команд добавилось, второе дыхание открылось, и успели бы они «собрать», «сверить» и «поправить» Соглашение к саммиту как миленькие. Мотивация — великая вещь. И хорошо известно: когда есть желание, ищут возможности, когда же его нет, выискивают причины...
Сразу после саммита представители власти называли срок четыре-шесть недель для окончательной подготовки документа. И подчеркивали, что парафирование должно состояться «безусловно». То есть без выдвижения каких-либо политических условий с той или иной стороны. По нашей информации, Брюссель озвучил предварительную дату — 15 февраля. (Кстати, парафировать будут только английский вариант текста.)
Но, повторим, проблема не в затягивании парафирования. Главная печаль в другом. Значительное ухудшение ситуации с демократией в Украине отодвинуло на совершенно неопределенный срок подписание Соглашения об ассоциации. (О ратификации же, следовательно, пока даже и заикаться не стоит.) Ранее, до «посадки» Тимошенко и «усиления недемократических тенденций», украинские переговорщики надеялись, что при оптимистичном сценарии Соглашение можно будет подписать летом следующего года на саммите Евросоюза (не путать с ежегодным саммитом Украина—ЕС!). Смелые картины, на которых «специально приглашенная звезда» — президент Украины — в окружении 27 глав государств и правительств стран-членов ЕС подписывает исторический документ — Соглашение об ассоциации — не давали спать мечтателям с Банковой и Михайловской.
Сегодня же об этом не может быть и речи. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать: до парламентских выборов осенью следующего года Соглашение подписано не будет. Представители европейской стороны заявляют об этом практически открытым текстом. Будет ли документ подписан после выборов, зависит от степени их честности и демократичности. Соответствие их проведения высоким европейским и международным стандартам — это на сегодняшний день главное условие дальнейшего продвижения Украины к политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС. Разумеется, Евросоюз будет оценивать и общеполитическую ситуацию в стране — степень свободы СМИ, свободу собраний, независимость судов, наличие или отсутствие «избирательного и политически мотивированного правосудия».
Кто-то в этой стране еще верит, что будущие выборы будут честными и демократичными, что Тимошенко и Луценко допустят к участию в них, что с приближением дня голосования наше телевидение будет становиться все свободнее и объективнее, а на получающих сегодня в 93% случаев судебный запрет на проведение собраний и акций граждан Украины вдруг свалится полная свобода выражать свое мнение на улицах и майданах страны? Лично вы в это верите? Ответив на этот вопрос, вы можете сами спрогнозировать, будет ли подписано Соглашение вскоре после парламентских выборов.
Кстати, если раньше предполагалось, что Европарламент будет лишь ратифицировать уже подписанное соглашение, то недавно, как стало известно ZN.UA, в Евросоюзе решили, что Соглашение об ассоциации с Украиной стоит показать законодательному органу ЕС до подписания. С целью ознакомления или же одобрения — нам пока неведомо. Если одобрения, то это еще одна дополнительная ступень на пути к Соглашению, и неизвестно, насколько легко будет ее преодолеть, несмотря на всю ранее высказанную Украине Европарламентом поддержку.
Кроме того, непонятно, как поступят с ЗСТ. Ранее предполагалось, что часть Соглашения, посвященная свободной торговле, начнет работать раньше, поскольку ратифицировать эту часть документа должны лишь Верховная Рада и Европарламент, в отличие от политической части, одобрить которую должны будут национальные парламенты всех 27 государств ЕС. Но, как утверждают наши источники, на сегодня четкого механизма запуска ЗСТ нет. Каким он будет, пока не могут сказать ни украинская, ни европейская сторона.
Что же делать в ситуации, когда Соглашение может зависнуть на неопределенно долгий срок? Некоторые наши европейские собеседники не исключают, что документ будет подписан вообще только лишь после президентских выборов 2015 г., поскольку заключать ассоциацию с такой украинской властью многие в ЕС не желают. Кроме того, после завершения председательства в ЕС Польши, прикладывавшей неимоверные усилия для заключения Соглашения, Украина с большой долей вероятности переместится еще ниже по шкале приоритетов как Евросоюза, переживающего небывалый финансовый кризис, так и отдельных его членов, особенно «тяжеловесов» — Франции и Германии, готовящихся к собственным выборам.
Чтобы результаты четырехлетних усилий по подготовке Соглашения не пылились в ожидании открытия очередного «окна возможностей», а страна хоть черепашьим шагом, но продвигалась бы в сторону ЕС, изобретательные украинские евроинтеграторы намерены перенести целые куски Соглашения в Повестку дня ассоциации (ПДА), с ноября 2009 г. регламентирующей наши отношения с ЕС после отслужившего свой срок Плана действий Украина—ЕС. Таким образом, при желании реформироваться и приближаться к евростандартам во всех сферах Украина сможет начать выполнять положения Соглашения об ассоциации задолго до его вступления в действие. Идея хорошая, однако напомним, что консорциум украинских неправительственных организаций уже второй год критикует власть за значительное недовыполнение ПДА…
От пессимистических прогнозов вернемся к «маленьким радостям» саммита. Поскольку, как и ожидалось всеми трезвомыслящими наблюдателями, перспектива членства Украины в ЕС в Соглашении зафиксирована не была, можно порадоваться хотя бы признанию «европейской идентичности» нашей страны. Неискушенный читатель может счесть это курьезом или даже насмешкой: «А какая же у нас может быть еще идентичность, азиатская что ли?!». Однако даже эту формулировку нашим дипломатам пришлось выгрызать у еэсовцев зубами, ведь на их, дипломатическом, языке эти слова означают еще один шажок к признанию нашей перспективы членства. Еще один предмет специфической гордости нашей дипломатии — фраза в Совместном заявлении саммита Украина—ЕС: «Это Соглашение об ассоциации оставляет открытым путь для дальнейшего прогрессивного развития в отношениях Украины и ЕС». При желании это, видимо, можно трактовать так, что «политическая ассоциация и экономическая интеграция» — не потолок для наших отношений с Евросоюзом, следовательно…
К позитивам можно отнести и фиксацию завершения переговоров относительно внесения изменений в Соглашение об упрощении оформления виз (2007 г.). Будем надеяться, что достаточно скоро список категорий украинских граждан, освобожденных от необходимости платить за оформление шенгенской визы, расширится, а количество наших соотечественников, получающих многоразовый «шенген» на год или на пять лет, значительно увеличится.
А вот касательно обоснованности надежд президента на завершение работы по выполнению Плана действий по либерализации визового режима (ПД) до конца 2014 года есть большие сомнения. Да и заявив, что первый, «законодательный», этап ПД будет завершен в декабре 2011 г., В.Янукович явно погорячился. (Кстати, о его окончании в свое время также планировали заявить на саммите. Не получилось.) В сентябре Еврокомиссия представила свой отчет-оценку выполнения Украиной первого этапа ПД. Желаемого Киевом вывода о его успешном завершении в этом документе не было. Второй progress report ожидался в декабре. Но даже если он еще появится, в нем опять-таки вряд ли будет фиксация завершения первого этапа, прогнозирует научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. Поскольку «зависли» сразу два блока ПД, поясняет эксперт: 1-й — из-за ветированного некачественного закона об идентификационных документах — «краеугольного камня» этого блока; 4-й — из-за отсутствия в Украине антидискриминационного законодательства. Кроме того, в рамках первого этапа ПД Еврокомиссия должна еще представить так называемую оценку миграционного потенциала Украины (ожидается в феврале-марте). А после этого, предполагает А.Сушко, скорее всего, будет еще и третий progress report — летом. И только в случае, если он будет содержать позитивную оценку выполнения нашей страной первого этапа ПД, мы сможем перейти к реализации второго.
Удивили «откровения» В.Януковича и по поводу членства Украины в Договоре Энергетического сообщества (ДЭС). Президент пока не видит его «каких-либо позитивных результатов» и упрекает партнеров Украины по ДЭС в игнорировании интересов нашей страны. Откуда дует ветер, в общем-то, понятно. Россия на газовых переговорах «предлагает» «пересмотреть вопрос дальнейшего участия Украины в Энергетическом сообществе», или, другими словами, попросту выйти из него. Насколько нам известно, украинский МИД вполне ясно и однозначно пояснил российским коллегам, почему это невозможно. (О негативных последствиях выхода Украины из Энергосообщества в позапрошлом номере ZN.UA в статье «Ящик Пандоры. Газовый дубликат» подробно написал Михаил Гончар.) А вот Минтопэнерго ведет с россиянами закулисный торг. Помимо всего прочего, в цену газового вопроса попадает и так называемый Третий энергопакет Евросоюза. С ним Россия ведет яростную борьбу и пытается вовлечь в нее еще и Украину, не позволив ей принять этот новый пакет европейского законодательства. И, похоже, украинская сторона готова принять это условие. Что, в общем-то, абсурдно с точки зрения украинских национальных интересов, но вполне укладывается в логику «решения вопросов» украинской власти. Приняв Третий энергопакет, поясняет директор энергетических программ Центра «Номос» М.Гончар, Украина, во-первых, продемонстрировала бы последовательность в своем стремлении интегрироваться в европейский энергетический рынок, ведь первый шаг уже сделан. Еще в июле 2010 года Верховной Радой был принят закон об основах функционирования рынка газа в Украине, который отражает принципы Второй Газовой директивы ЕС 2003 года. А во-вторых, наша страна могла бы решить ряд своих проблем, в том числе и связанных с «Северным потоком» и российскими планами относительно «Южного». Ведь Третий энергопакет делает невозможным вертикально интегрированным компаниям-продавцам газа владеть транспортными сетями.
Это позволяет отказывать компаниям, не соответствующим этому требованию, в доступе на внутренний рынок, что способно значительно ограничить аппетиты «Газпрома» как в ЕС, так и в Украине. В том числе и в использовании газопроводов OPAL и NEL, являющихся продолжениями «Северного потока», без которых он лишается смысла. Непреклонная позиция Брюсселя на основе Третьего энергопакета способна похоронить «Южный поток» или, по меньшей мере, трансформировать его в проект с совершенно иными параметрами мощности, которые не представляют такой угрозы Украине. И наша страна готова отказаться от подобного инструмента? Впрочем, не удивительно. Она ведь уже отказалась от возможности решить некоторые вопросы с Россией в рамках вступления РФ в ВТО (а ведь на эти возможности Минтопэнерго, правда, под руководством С.Ермилова, указывало еще в 2003 (!) году во время еэповской эпопеи).
Разумеется, европейских партнеров обвинять проще, чем задаться вопросом «А что вы сделали сами, чтобы получить выгоду от членства в Энергетическом сообществе?» (Или под «выгодой» понимается только «оттупикованный» кэш на счетах в Лихтенштейне?) Кабмин сподобился только на распоряжение относительно плана мероприятий по выполнению обязательств в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества спустя полгода после обретения Украиной членства в ЭС? А как вы выполняете Первую и Вторую газовые директивы? Что сделано согласно закону о рынке газа, принятому еще полтора года назад? Как вы использовали возможности недавнего Послания Еврокомиссии о безопасности энергетических поставок и международном сотрудничестве и резолюции Европарламента, высказавшегося в пользу оказания помощи Украине в ее газовых переговорах с Россией?
Вас пугают планы России относительно строительства «Южного потока»? А какие столицы посещал министр энергетики Бойко? Или ему известна дорога только в Москву? Сколько раз он был в Софии, Белграде, Вене и Брюсселе? (Хорошо, что хотя бы с турками был налажен какой-то диалог — благодаря личной дружбе Януковича и Эрдогана.) Задавал ли Киев вопросы Софии и Брюсселю по поводу определения Болгарией—членом ЕС «Южного потока» «национальным приоритетом» в то время как Еврокомиссия отказала России в приоритетности этого проекта после его официальной презентации в Брюсселе 25 мая? Или почему г-н Бойко предпочитал видеть на посту генсека Энергетической хартии директора секретариата Энергетического сообщества болгарина Славчо Нейкова? Ведь еще в июне во время визита В.Януковича в Братиславу его коллега президент Словакии лично просил Виктора Федоровича, чтобы Украина поддержала кандидатуру бывшего словацкого посла в Киеве Урбана Руснака, и это было обещано с украинской стороны. К слову, генсеком Энергохартии в конце ноября стал именно Руснак. Интересно, будет ли он теперь испытывать хоть какой-то энтузиазм в решении украинских вопросов?Результаты саммита и предшествовавшие ему события окончательно развеяли два мифа относительно качеств, обладанием которыми особенно гордились наши сегодняшние керманичи: «последовательности» нынешней власти и ее «верности взятым на себя обязательствам». История с членством в Энергетическом сообществе — шантаж наших европейских партнеров возможностью выхода из ЭС и нежелание имплементировать Третий энергопакет — ярко демонстрирует «готовность и желание» украинского руководства принимать европейские правила игры во всех сферах, и не на словах, а на деле. О «последовательности» же говорит та легкость, бездумность и безответственность, с которой руководство страны после четырех лет сложнейшей работы нескольких правительств Украины над Соглашением об ассоциации готово было если не совсем похерить, то существенно осложнить набравшую было темп евроинтеграцию страны — из-за личной мстительности, ограниченности и корысти.
- Информация о материале
Декриминализация в деталях: преступления, за которые смягчено наказание - полный список. Общий тренд нововведений - замена таких видов наказания, как арест, исправительные работы, ограничение и лишение свободы на штрафы, которые будут повышены.
Изъятие из Уголовного кодекса ряда «экономических» преступлений формально может привести к увеличению количества злоупотреблений.
Налоговая милиция по-прежнему будет искать виновных, и находить вместе с ними дополнительные источников наполнения госбюджета. При этом, если осужденный не будет иметь средств, чтобы оплатить штраф, к нему применят иное наказание. Так, например, при невозможности уплатить до 51 тыс. грн штрафа придется работать на общественных работах (по формуле 1 час = 17 грн), или же на исправительных (1 месяц = 340 грн). Если же денежное взыскание превышает означенную сумму, лицо может быть лишено свободы на срок, определенный по формуле 1 день = 136 грн. Ввиду смягчающих обстоятельств суды могут уменьшить штрафы до 25%.
Также будет расширено применение такого инструмента, как залог (что сейчас почти не используется). Его размер определят суды в пределах от 5,1 тыс. до 289 тыс. грн, в зависимости от тяжести преступления, в котором подозревается лицо (в отдельных случаях может быть увеличен).
Внести залог необходимо в течение пяти дней со дня вынесения соответствующего решения, если залог в указанный срок не внесен - виновное лицо могут взять под стражу.
Вместе с тем следует понимать, что сама по себе декриминализация экономических преступлений не приведет к улучшению условий ведения бизнеса без совершенствования системы расследования и привлечения виновных к ответственности. В Украине почти не работают презумпция невиновности, состязательность сторон в судах отсутствует, права правоохранителей и контролирующих инстанций гипертрофированы, у них есть множество возможностей для давления на подозреваемых или обвиняемых. При таких условиях вряд ли важно, условно говоря, отрубят руку по локоть или по плечо.
Статья 1, пункты 3, 6, 8
Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК)
Органы дознания могут задерживать подозреваемых в совершении преступлений (по которым предусмотрен штраф до 51 тыс. грн) исключительно, если лица не выполнили обязанностей, связанных с применением меры пресечения или же не внесли залог.
Отныне от заключения под стражу можно откупиться, однако правоохранители могут «закрыть» обвиняемого в случае невыполнения дополнительных обязанностей, возложенных на человека в п. 149-1 Уголовного кодекса.
При избрании меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, орган следствия имеет право возложить на лицо такие дополнительные обязанности:
- появляться на вызов в орган следствия;
- не выезжать из населенного пункта без разрешения;
- уведомлять орган следствия об изменении места жительства или работы;
- воздерживаться от общения с определенным лицом;
- не посещать определенные места;
- сдать на хранение в соответствующие органы заграничный паспорт.
Такие дополнительные обязанности, которые возлагаются на подозреваемое лицо, отнюдь не всегда могут быть оправданы, дублируют меры предосторожности и одновременно оставляют простор для коррупционных злоупотреблений. При этом нарушение этих обязанностей может стать основанием для заключения под стражу. Согласно п. 7 той же статьи залог при этом «обращается в доход государства».
Мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть применена к ранее несудимому подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Либеральная новелла, которая, впрочем, не помешает применять меру пресечения, если, например, лицо «препятствует установлению истины».
Статья 3, пункты 1, 2
Внесены изменения в Уголовный кодекс (УК)
Статьи 202, 203, 207, 208, 214, 215, 217, 218, 220, 221, 223, 225, 226, 228, 234 и 235 исключили из кодекса.
Речь идет о декриминализации статей: «Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью» (максимальное наказание - 2 года исправительных работ или ограничения свободы), «Занятие запрещенной деятельностью» (5 лет), «Незаконное открытие валютных счетов за рубежом» (5 лет), «Фиктивное банкротство» (3 года), «Сокрытие финансовой несостоятельности» (2 года), «Обман покупателей» (3 года), «Несоблюдение обязательных условий при приватизации» (2 года) и другие. За соответствующие действия введено / усилено денежную ответственность с внесением соответствующих изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
В частности, за незаконное открытие (использование) за пределами страны валютных счетов предусмотрен штраф от 8,5 тыс. до 51 тыс. грн (ст. 162-2 измененного КоАП). За умышленное сокрытие финансовой несостоятельности (если это причинило кредитору ущерб на более 8,5 тыс. грн) предусмотрено взыскание с владельца бизнеса или директора предприятия от 34 тыс. до 51 тыс. грн.
Лиц, занимающихся запрещенной хозяйственной деятельностью (при отсутствии в действиях состава преступления, например, торговля оружием) будут штрафовать на 1,7-8,5 тыс. грн (рецидивистов - до 34 тыс. грн). «Фиктивное банкротство» обойдется в 34 тыс. грн, сокрытие имущества, уничтожение финансовой документации обойдется в 17 тыс. грн, хозяйственная деятельность без госрегистрации и лицензии - до 1,7 тыс. грн (сейчас максимальный штраф составляет 680 грн) и т.д.
Статья 201 изложена в новой редакции.
Декриминализированы контрабанда товаров (кроме предметов искусства, ядов, взрывчатки, оружия, прослушивающих устройств). В обновленной редакции Таможенного кодекса появилась норма, согласно которой противоправное перемещение товара через границу будет наказываться штрафами до 200% стоимости, с конфискацией.
Изменена часть 2 статьи 2032 УК.
Гуманизирована ответственность за ведение игорного бизнеса. Максимальный штраф за совершение преступления уменьшен с 850 тыс. до 680 тыс. грн, но введена конфискация игровых устройств. Санкция в 850 тыс. грн грозит тем, кто совершает преступление повторно. В связи со смягчением статьи (раньше было предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет) возникают определенные вопросы, поскольку запрет игорного бизнеса предполагает, что такая деятельность представляет общественную опасность.
Откорректирована статья 205 УК.
Усилена ответственность за фиктивное предпринимательство, в частности, создание, приобретение СПД (юрлиц) с целью прикрытия незаконной деятельности. Штрафы увеличены с 5,1-8,5 тыс. грн до 8,5-34 тыс. грн (если преступление совершено впервые). Повторное нарушение закона грозит санкцией до 85 тыс. грн (сейчас самое жесткое наказание - лишение свободы на срок до 5 лет). Можно предвидеть, что от новшеств пострадают не только конвертационные центры, к примеру, но и добросовестные мелкие предприниматели.
Изменена статья 206 УК.
Смягчена ответственность за противодействие законной хозяйственной деятельности. За совершение преступления впервые предусмотрено наказание в виде штрафа до 51 тыс. грн (до этого - исправительные работы до 2 лет или лишение свободы до 3 лет). За повторное преступление, или совершенное группой лиц по сговору (с угрозой убийства, физической расправы) - штраф от 51 тыс. до 170 тыс грн, или лишение свободы на 3-5 лет (сейчас - только заключение). Преступление, совершенное организованной группой, либо должностным лицом с использованием полномочий, сопряженное с насилием, повлечет за собой денежное взыскания от 170 тыс. до 425 тыс. грн, или лишение свободы от 5 до 10 лет.
Обновлена статья 2091 УК.
Гуманизирована ответственность за отмывание доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. Ныне за преступление предусмотрен штраф в 17-34 тыс. грн (или ограничение свободы до 2 лет). В новой редакции - исключительно штраф. За огласку информации Госфинмониторинга (если это наносит ощутимый вред) государство будет взимать до 85 тыс. грн, раньше предполагалось лишение свободы до 3 лет.
Гуманизировано уклонение от налогообложения - статья 212 УК.
За неуплату налогов на сумму более 470,5 тыс. грн будут штрафовать на 17-34 тыс. грн (сейчас - 5,1-8,5 тыс. грн); на сумму свыше 1411500 грн предполагается взымать штраф от 34до 51 тыс. грн (сейчас - 8,5-34 тыс. грн, или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет).
Сокрытие налогов на сумму более 2352500 грн грозит штрафом в 225-425 тыс. грн (сейчас - лишение свободы на срок 5-10 лет). На практике же вряд ли что изменится, ведь лишения свободы по статье 212 в Украине - это единичные случаи. Обычно налоговиков интересует наполнение госбюджета.
Также внесены изменения в статью 212-1. В разы повышеныт штрафы за неуплату единого соцвзноса - до 8,5- 425 тыс. грн с одновременной декриминализацией деяния.
Декриминализирована незаконная приватизации госимущества - статья 233 УК.
Норма остается в кодексе. Однако вместо лишения свободы на срок от 3 до 5 лет (в случае занижения стоимости имущества, использования поддельных документов и т.д.) вводится штраф до 170 тыс. грн. Цена незаконной приватизации имущества на сумму более 470,5 тыс. грн достигает от 425 тыс. до 585 тыс. грн (сейчас предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 12 лет). Верхние пределы санкций не исключают возможных злоупотреблений на коммунальном и государственном уровнях.
Изменена статья 364-1 КК.
Повышаются штрафы и отменяются другие санкции за злоупотребление на уровне руководителей и других должностных лиц частных компаний. За преступление, совершенное впервые, предусмотрены штрафы до 34 тыс. грн (сейчас максимальное денежное наказание достигает 6,8 тыс. грн, или исправительные работы до года, либо арест до 3 месяцев, или ограничение свободы до 2 лет). Деяния, повлекшие тяжкие последствия, будет наказываться штрафом от 170 тыс. до 340 тыс. грн (сейчас - от 6,8 тыс. до 15,3 тыс. грн, или арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на 3-6 лет ).
- Информация о материале
Страница 1230 из 1561
