Судейские вакансии в украинских судах наконец-то начали заполняться новыми судьями — по новым правилам, введенным регионалами после их прихода к власти. И в самые ближайшие месяцы члены Высшего совета юстиции (ВСЮ), скорее всего, дадут соответствующие рекомендации еще не одной сотне кандидатов на судейские мантии. Правда, не совсем понятно, стоит ли украинским гражданам ликовать по этому поводу. Когда властные полномочия никак не отбалансированы и не влекут за собой практически никакой ответственности, они будут применяться исключительно в угоду носителям этих самых полномочий.
Недавно состоялось заседание ВСЮ, в рамках которого 26 из 28 кандидатов получили рекомендации на назначение судьей в рамках первого пятилетнего срока. А это, по нынешним меркам, когда президент обязан реализовывать решение ВСЮ в своем указе, можно фактически приравнять к вручению судейской мантии.
Данное событие примечательно прежде всего тем, что эти самые 28 кандидатов стали продуктом новой процедуры назначения судей, воплощенной в жизнь провластными юристами в их судебной реформе образца лета 2010 г. Таким образом, ведущим юристам Партии регионов понадобилось более года, чтобы запустить ими же придуманный и впоследствии неоднократно доработанный механизм назначения судей на первый пятилетний срок.
Важно, что процедура, благодаря которой человек обретает полномочия отправлять правосудие в статусе судьи, является становым хребтом любой судебной системы, в том числе — украинской. Как следствие, любые изменения в этой процедуре могут спровоцировать весьма глобальные последствия для всей системы правосудия. Посему не удивительно, что с приходом к власти главные юридические умы регионалов внесли серьезные изменения в правила игры, связанные с назначением новых судей. При этом не должно вызывать особого удивления и то, что именно данная процедура вызвала, вероятно, наиболее ожесточенную войну в среде провластных юристов, когда речь зашла о том, как и в каких пропорциях будет распределено долевое участие заинтересованных лиц в этой процедуре. Ведь люди, которые сегодня становятся судьями, будут в основной своей массе определять традиции работы судов на десятки лет вперед. И потому события вокруг этих назначений являются, возможно, наиболее красочной иллюстрацией того, для чего в действительности проводилась судебная реформа и к чьей выгоде сегодня работают все без исключения суды страны.
Ключевой вопрос в этой связи: почему нынешней власти понадобилось практически полтора года, чтобы по своей же процедуре начать назначать новых судей? Сначала все было достаточно понятно — все ждали, когда будет сформирована и заработает Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) в новом составе. Но, после того как комиссия была сформирована осенью 2010 г., пробуксовка с назначением судей на первый пятилетний срок все менее находила приемлемые пояснения.
И приблизительно в этот период, в начале ноября 2010 г., последовало резонансное заявление главы парламентского комитета по правосудию Сергея Кивалова, что отныне судьями могут становиться только лица со специальным судейским образованием. Правда, такого рода образование в Украине могут дать только два вуза, среди которых и Одесская национальная юридическая академия, где статус почетного президента имеет господин Кивалов. Как следствие, с такой юридической трактовкой не согласились остальные влиятельные юристы из президентской команды — Андрей Портнов и Александр Лавринович. Борьба юридических мировоззрений была более чем накаленной, и подчас даже создавалось невольное и явно ошибочное впечатление, что несколько бизнесменов не могут договориться между собой о разделе сотен миллионов долларов.
В итоге в начале декабря 2010 г. Виктор Янукович усадил своих юристов за стол переговоров, после чего и состоялось окончательное распределение долевых участий в процедуре назначения судей. Законодательно данный компромисс был закреплен уже в январе 2011 г.
В течение этого года все внимание было приковано к ВККС. Сначала ее члены проводили тестирование и квалификационный экзамен среди кандидатов на должность судьи. Но в середине лета с. г. все эти мероприятия были завершены и каждый кандидат получил свои заветные баллы и рейтинг. И посему совсем уж сложным для сторонних наблюдателей было понимание того, почему в течение всей осени ВККС так и не передавала материалы в ВСЮ. Если обобщить публичные выступления руководства ВККС, то, вероятно, можно прийти к выводу, что комиссия ожидала от ВСЮ чуть ли не полного согласия с одобренными ВККС кандидатами. Естественно, что руководство ВСЮ имело на свой счет свое мнение.
И в этой связи наиболее примечательным событием вчерашнего заседания ВСЮ стоит, скорее всего, считать именно то, что двое кандидатов из 28 в итоге получили отказ во внесении рекомендации на их назначение главе государства. Даже несмотря на то, что одна претендентка получила в рамках квалификационного экзамена высокий балл — 93 из 100. И в этом, вероятно, можно усмотреть своеобразный ответ ВККС, что в этих вопросах слово ВСЮ все-таки всегда будет весомее мнения их коллег из комиссии.
В любом случае нынешняя власть может праздновать свою очередную победу на судебном направлении — теперь назначение новых судей можно будет поставить чуть ли не на конвейерный поток. Но последствия работы этого конвейера будут понятны для любого здравомыслящего человека, если учесть, кто взял под свой абсолютный контроль ключевые рычаги влияния на суды и извлекает из этого разносторонние выгоды. В этой связи даже имена новых судей для простых украинских граждан не имеют значения — попадание в систему непроверенных или случайных людей сегодня практически исключено.