Пока граждане Украины не могут сами найти управы на свое чиновничество, многие из них надеются, что управу на него найдут власти других стран. Новости о возможных международных санкциях против представителей властной верхушки Украины всегда собирают массу восторженных комментариев. Однако, на практике, как ЕС, так и США не спешат переходить Рубикон. Пока что единственным шагом в этом направлении стала резолюция Сената США, фактически признавшая существование в Украине ручного правосудия. Однако документ носил, скорее, декларативный характер. Даже отказ в американской визе украинскому замгенпрокурора Ренату Кузьмину, показавшийся первым следствием резолюции, как выяснилось позже, не был с ней связан.

2013 год может стать в этом плане поворотным: не исключено расширение самой практики применения санкций к постсоветским элитам. Во всяком случае, в этом уверен экс-нардеп Остап Семерак, плотно занимающийся исследованием этого вопроса. По его словам, США готово расширить сферу применения нашумевшего "закона Магнитского" за пределы России. В свою очередь, правоохранители Европы с подачи латвийских коллег внимательно изучают материалы дела по "вышкам Бойко".

ZN.UA попросило господина Семерака поделиться имеющейся у него информацией, и предоставляет читателям возможность самим ее оценить.

— Остап Михайлович, вы утверждаете о возможности расширения "закона Магнитского", в том числе, и на украинских чиновников. Можете для начала описать, чем он плох для тех, кто не собирается в ближайшее время ехать в США?

— Закон Магнитского предусматривает две вещи. Чиновникам, уличенным в нарушении прав человека, не только отказывают в визах, но и арестовывают их счета на территории США. Тут все интереснее, поскольку человек никогда не знает, где это его догонит. Допустим, российский чиновник перегоняет деньги — в долларах — с Кипра в Латвию. Путь этих денег на практике проходит не напрямую между Кипром и Латвией. Они идут на корреспондентский счет в США и только потом — по месту назначения.

— И на этом этапе их можно перехватить?

— Именно. Все подобные операции с долларами проходят через США, на территории которых действует этот закон. И там они просто блокируются. Разумеется, чиновник может перегонять средства не под своим именем. Но, поди пойми: разберутся или нет. Никогда не знаешь, дойдут или не дойдут твои деньги. Более того: под угрозой оказываются даже люди, которых нет в этом списке, но которые связаны с ними родственными или деловыми связями. Например, жена прокурора или бизнесмен, оказывающий прокурору услуги в обмен на "крышу". Могут арестовать средства, проверяя, не чиновник ли из списка на практике осуществляет эту операцию.

— То есть, получается, это как клеймо — само сотрудничество с этим человеком становится рискованным для любого бизнесмена?

— Абсолютно точно. Можешь сам потерять деньги.

— Печально для россиян. Но как это относится к нашему чиновничеству?

— Сейчас в Сенате идет разговор о расширении этого закона. И тут появляется Украина. Уточню, что Сенат сначала хотел распространить действие этого закона на всех чиновников любой страны мира, уличенных в серьезном нарушении прав человека, потом — на страны ОБСЕ, потом — на страны экс-СССР. Сейчас пришлось еще больше сузить список по субъективным причинам: ряд среднеазиатских стран являются важными партнерами США в афганской кампании. Наиболее безболезненно для США включить в этот список лишь Украину, Россию и Беларусь. И есть сенаторы, которые лоббируют именно такой сценарий. Дополнительным элементом напряженности между властями Украины и США стала недружественная позиция ГПУ по отношению к американским коллегам, следствием которой стал визовый запрет Ренату Кузьмину. Кузьмин, к слову, недавно сказал, что он получил приглашение на молитвенный завтрак 7 февраля 2013 года в Вашингтоне с участием президента Обамы. Я уверен: он туда не попадет, визы ему не дадут.

— А можете раскрыть понятие "недружественной позиции Генпрокуратуры Украины по отношению к американским коллегам"? За что конкретно не дали визу Кузьмину?

— Насколько я понимаю, исходя из некоторого знакомства с процессом и некоторой инсайдерской информацией, дело в его поездке в Сан-Франциско, во время которой он пытался проводить следственные действия без разрешений и санкций американской администрации.

— Речь о его поездке к Кириченко и расспросах последнего по делу об убийстве Щербаня?

— Да. Я не знаю, удалось ли им встретиться, но в любом случае вышла коллизия — Кириченко включен в Программу защиты свидетелей, а Кузьмин не обратился к американским коллегам.

— В таком случае Кузьмину, по логике вещей, мог грозить и арест.

— Возможно, рассматривался и такой вариант. Во всяком случае, сам Кузьмин озвучивал подобные опасения, ссылаясь на подсказку от Николая Мельниченко.

— Как вообще относятся за рубежом к "делу Щербаня"?

— По нашей информации, послы ряда стран на предновогодней встрече предупредили Виктора Януковича, что это дело, с учетом предыдущих, будет расценено как чистой воды политическое преследование. И что руководство их стран даже не будет в него вникать. Тем более что, к примеру, у правоохранительных органов США нет доказательств причастности Тимошенко к любым делам Лазаренко в статусе соучастницы: она по этим делам проходила, как жертва его коррупционных интересов.

— Возвращаясь к "закону Магнитского" — какие формулировки будут в его новой версии?

— В США произошла эволюция подхода к закону. Вместо списка конкретных личностей был вписан список критериев, нарушение которых приводит к санкциям. Они описывают действия или бездействие представителей власти, вследствие которых права и свободы той или иной личности значительно ограничиваются. Так, сейчас рассматривается вопрос о подпадании под эти критерии всех депутатов Госдумы РФ, которые голосовали за закон о запрете усыновления российских детей американцами. Соответственно, расширяется и география применения — на Беларусь, к которой всегда были вопросы, и на Украину, наличие "политического правосудия" в которой признала резолюция Сената. Она, конечно, имеет чисто рекомендательный характер и Госдеп может ее игнорировать, но...

— А разве не это он сейчас и делает?

— Не совсем. Вспомним недавний отчет компании Skadden, работу которой профинансировало Министерство юстиции Украины, потратив около 12 тыс. долл. Результатом этой работы стал 200-страничный документ, в котором, среди прочего, утверждается, что если бы суд над Тимошенко происходил на Западе, то она бы получила больше времени на организацию линии защиты — раз, и могла бы пригласить любых свидетелей защиты — два. То есть было нарушено ее право на справедливый суд. Это чистое попадание в определение резолюции Сената.

— То есть осталось этот отчет донести до Сената США?

— Не так. Осталось этот отчет Сенату США донести до Госдепартамента, а дальше тот должен принять меры. Учтем, что вскоре Госдеп возглавит Джон Керри, ранее возглавлявший сенатскую комиссию, которая, собственно, и разработала эту резолюцию по Украине.

— Какие ограничения на украинских чиновников накладывает причастность к "вышкам Бойко"?

— Еще второго марта прошлого года я был у генпрокурора Латвии с депутатским обращением, где изложил свои подозрения в том, что эти средства были похищены из госбюджета и отмыты через латвийские банки. Прокуратура рассмотрела данные, направила их в уголовную полицию Латвии. В мае было открыто уголовное дело и арестованы счета общей суммой примерно на 80 млн долл., которые были "постоплатой" вышки. Там же как платилось: 80% предоплата, на год вперед, 20% постоплата.

Было открыто уголовное дело.

— Но значит ли это, что фигуранты этого дела могут быть задержаны на территории Евросоюза?

Генпрокурор Латвии пояснил мне, что, поскольку ГПУ игнорирует все их запросы, им придется обратиться к правоохранителям других стран ЕС за помощью в задержании подозреваемых. Есть конкретный список чиновников — к сожалению, латвийские полицейские не хотят его публиковать, поскольку он связан с тайной следствия — но мы, в принципе, можем догадаться, кто туда входит. Например, вы можете спросить у вице-премьера Бойко, когда он в последний раз ездил в ЕС.

— Напоследок — о сроках. Если просто: с какого момента нашим чиновникам следует волноваться, как относительно поездок в ЕС, так и относительно поездок в США?

— Латвийцы уже открыли дело и уже обратились к европейским коллегам. Так что фигурантам дела о вышках нужно волноваться уже сейчас. Список Магнитского, полагаю, может быть расширен на украинских чиновников в течение полугода.

Леворадикальные политики Украины и интеллигентская «тусовка», которая контактирует с ними, воспользовались маршем памяти убитых в Москве 19 января 2009 года русскими неонацистами адвоката Стаса Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой для того, чтобы провозгласить намерение установить в Киеве памятник жертвам расистского насилия. Для этого собираются провести международный художественный конкурс по привлечению в жюри художников и искусствоведов. Организаторы этой акции предвидят бешеное сопротивление со стороны националистов разного сорта и бюрократии, но считают, что речь идет о высоконравственном действии, которое будет способствовать моральному очищению политики.

По моему же мнению, речь идет либо о глупости, либо о провокации. А скорее, о сочетании того и другого, когда леворадикальную интеллигентскую публику используют, как говорится, «втемную» в очень грязной политике.

Давайте вначале взглянем на инициаторов этой акции из политической среды. Это небольшие, но очень шумные и с хорошими международными связями леворадикальные активисты, которые любят шагать по улицам под лозунгами «Нет фашизму, нет капитализму!». Этот лозунг является несколько перефразированным лозунгом товарища Сталина «Разгромить фашизм, свергнуть капитализм», под которым он проводил коллективизацию и организовывал Голодомор. Именно эта политическая установка, которая была программной для партий Коминтерна, открыла Гитлеру путь к власти, поскольку главный удар коммунистов, которые пытались в начале 1930-х в который раз разжечь революцию в Германии и во всей Европе, был направлен против «социал-фашистов» (то есть социал-демократов). Ну, а дальше Сталин отозвал этот лозунг и объявил себя главным антифашистом.

Ау, где они, марши нынешних «антикапиталистов», посвященные памяти жертв ГУЛАГа и борьбе против всех разновидностей тоталитарного социализма, против большевизма и нацизма, фашизма и маоизма? Нет, и никогда не было.

А вот с национализмом они борются непрестанно, постоянно отождествляя его с нацизмом, — и в этом также продолжая сталинскую линию.

Следовательно, о нравственности эта публика должна была бы молчать.

Тем более, когда речь идет о подобных инициативах.

Что, Киев является международным центром расизма? Что, в Украине из ведущих партий кто-то исповедует расистскую идеологию? Что, украинцы бьют на улицах евреев за то, что они евреи, а африканцев — за то, что они африканцы? Фактом являются лишь единичные случаи подобного насилия, и то стоит тщательным образом разобраться, кто именно совершает преступления на межрасовой и межэтнической почве — украинцы или ярые сторонники «Русского мира», которые считают свое украинское гражданство чем-то случайным и быстротечным.

Даже больше: вот важное для нашей темы сообщение информагентства от 13 декабря 2012 года. В тот день посол Израиля в Дании Артур Авнон рекомендовал евреям, которые находятся в Копенгагене, позаботиться о том, чтобы их нельзя было идентифицировать по национальной принадлежности. «Мы советуем израильтянам, которые прибыли в Данию и стремятся посетить синагогу, не надевать кипу и талит до тех пор, пока они не войдут в дом. Кроме того, не следует носить этот головной убор, а также украшения в виде Звезды Давида и громко говорить на иврите ни на одной из улиц города», — цитирует слова посла французское агентство новостей AFP. Накануне неизвестные лица атаковали израильское посольство в Копенгагене. Они закидали его здание бутылками с зажигательной смесью и обрисовали стены антисемитскими графити, где евреи были названы «детоубийцами». А в интервью израильскому информагентству JTA Михаэль Гелван, глава Скандинавского еврейского совета безопасности, рассказал, что в ответ на их жалобы полиция Копенгагена признала свое бессилие в борьбе с антисемитами и настойчиво рекомендовала скрывать свою принадлежность к еврейству. Скажите, пожалуйста, что-либо подобное делается в Украине? Да, за прошлое десятилетие была пара случаев нападений на одетых в кипу и талит иудеев, но, перефразируя Зеева Жаботинского, отмечу, что каждая нация, в том числе и украинская, имеет право на собственных идиотов...

Кстати, об идиотических вещах. По-видимому, главным аргументом в обвинении деятелей «Свободы» в антисемитизме со стороны определенных отечественных и международных кругов является употребление ими слова «жид» и производных от него. Однако партийные активисты открещиваются от обвинений в антисемитизме, настаивая, что это слово органично присуще украинскому языку, даже больше — оно фигурирует в лексике Тараса Шевченко. Во-первых, после Холокоста, после употребления этой лексемы нацистами и их приспешниками (а затем и сталинскими слугами в неформальной агитации против «космополитов» в 1949—1953 гг.) органичность слова «жид» для языка цивилизованного украинского человека очень сомнительна. Во-вторых, ссылка на словарь Шевченко очень рискованна: ведь в этом словаре отсутствует слово «украинец», зато слово «малоросс» не имеет никаких негативных коннотаций. Это и не удивительно: вспомним, когда написала Леся Украинка своему дяде Михаилу Драгоманову: «Мы отбросили название «украинофилы», а называемся просто украинцы, потому что мы такими есть, кроме всякого «фильства», — в марте 1891 года! Правда, свой псевдоним Лариса Косач убрала в 1884 году, но это был единичный акт, а изменение самоназвания всей национальной интеллектуальной прослойки произошло и на Галичине, и на Надднепрянщине позднее, на рубеже 1880—1990-х годов. Отсюда вывод: язык изменяется, этнические самоназвания — тоже, поэтому приемлемые когда-то имена тех или иных народов после изменения самоназвания могут оказаться обидными.

Поэтому нынешняя «филологическая» эскапада «Свободы» — это предельный идиотизм, если не больше (в этом и других своих текстах автор употребляет термины «идиот» и «идиотизм» не в медико-клиническом, а в философско-политологическом смысле; мудрые греки еще в античную эпоху употребляли слово «идиот» для обозначения персонажа, органично неспособного на сознательную политическую жизнь, на управление государством, причем не суть важно, в роли рядового избирателя или правительственного чиновника; одним словом, идиот — это гражданин, неспособный быть достойным гражданином).

А теперь вернемся к памятнику. Речь идет об элементарной двухходовой комбинации, стандартной для спецслужбы соседней страны: если после того, как будут созданы оргкомитет и международное жюри по построению памятника жертвам расизма в Киеве, демократические политические силы Украины выступят против этого, развернется сумасшедшая кампания в европейских СМИ — похлеще, чем в канун Евро-2012: смотрите, украинцы — расисты, они не признают преступлений на межрасовой почве и не хотят в них каяться! Если же этот памятник будет построен, его будут показывать и говорить: смотрите, украинцы — расисты, они сами это признали, и хоть и каются, но кривят душой (так как можно не сомневаться в том, что будут протесты против подобного памятника.). Ну, а в том, что и на Западе, и у нас хватит «полезных идиотов» (Ленин), которые бесплатно будут работать на Кремль и Лубянку, сомневаться не приходится — есть слишком много подобных примеров.

И кстати, эта провокация направлена не только против «националистов», которыми определенные леворадикальные деятели зовут — вслед за Сталиным — всех, кому небезразлична судьба Украины; она направлена и против действующей власти, чтобы дискредитировать ее окончательно и заменить откровенными кремлевскими гауляйтерами.

Владимир Седлецкий сообщил, что милиция будет подавать в суд на родителей сбежавших детей, чтобы возместить убытки, понесенные милицией в ходе их поиска.

«Чаще всего дети сбегают из дома по причине конфликтов в семье. Они не находят взаимопонимания с родителями и думают, что на улице им будет лучше. Когда в милицию поступает заявление о пропаже ребенка, первым поиски начинает райотдел. Сразу же в известность ставятся другие милицейские подразделения, начинаются объезды, обходы, опросы. Час поиска ребенка стоит от 5 до 7 тыс. грн. И никто милиции эти средства не возмещает. А родители в крайнем случае получают админпротокол и штраф в размере 51 грн. Мы считаем, что это недостаточное наказание для людей, которые ненадлежащее исполняют свои обязанности, и намерены подавать на них в суд для возмещения убытков, понесенных милицией в ходе поиска их детей. В суд будем подавать только в том случае, если факт ненадлежащего воспитания детей будет доказан в судебном порядке. Родители должны нести ответственность за своих детей», - сказал он.

Народные депутаты предлагают разрешить оформлять регистрацию места жительства граждан в садовых и дачных домах. Об этом говориться в законопроекте номер 10254, который зарегистрирован в Верховной Раде, текстом которого располагают «Комментарии».

«До сих пор регистрация допускается только в населенных пунктах с указанием названия улицы и номера дома, с ее наличием связана реализация конституционных прав, гражданско-правовых отношений и предоставления социальных благ.

 Например, статья 38 Земельного кодекса Украины к землям жилой застройки относит только земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, что препятствует жилищному строительству и регистрации за пределами населенного пункта даже в случаях, предусмотренных вышеуказанными законами», - говориться в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим, авторы законопроекта (депутаты фракции Партии регионов) предлагают разрешить регистрацию места жительства регистрацию места жительства граждан по адресу жилья, расположенного на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного строительства, фермерского и личного крестьянского хозяйства - то есть в ,садовых и дачных домах.

Также предлагается Закон «"О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» дополнить определением жилья. Под ним понимается жилой дом, квартира, иное помещение, предназначенное и пригодное для проживания в нем (усадьба, служебное помещение, общежитие, гостиница, приют, дом престарелых, интернат), расположенные в населенном пункте или за его пределами.

Депутаты уверяют, что принятие законопреокта поможет сотням тысяч украинцам получить право голоса на выборах, а также сделает возможным получение ими социальной и медицинской помощи.

Напомним, в 2003 году правительство отменило прописку, которая была введена в 30-хх года в СССР. Однако, отмена прописки оказалось полной формальностью – она была заменена на обязательную регистрацию. То есть, украинцы, вопреки положениям Конституции, так и не получили свободу передвижения по родной стране.

Война за контроль над рынком фармакологических препаратов между группировками "бизнесвумен от медицины" Татьяны Бахтеевой и Раисы Богатыревой с новым бюджетным годом стала бескомпромиссной и ожесточенной. Минувшая неделя ознаменовалась суперскандалом — достоянием гласности стало решение Государственной службы лекарственных средств от 12 декабря 2012 г., запретившее реализацию вакцины против гепатита В производства фирмы "Фармстандарт-Биолик". Одним из владельцев последней является Александр Богатырев, сын министра здравоохранения Раисы Богатыревой. По утверждению авторов сюжета на телеканале "1+1", запретили вакцину в результате возникновения чрезвычайных осложнений у детей после вакцинации.

По словам журналистов, умерли по меньшей мере шесть детей по официальным данным и несколько десятков — по неофициальным. И хотя пока информация, документально подтверждающая смерть в результате вакцинирования, опубликована не была, а Минздрав вышел с опровержением, в распоряжении ZN.UA оказались документы, которые утверждают: афера с вакцинами действительно может стать одним из самых чудовищных и беспредельных преступлений, совершенных руководством Министерства здравоохранения Украины и компании "Фармстандарт-Биолик".

В этой истории есть несколько слоев. Во-первых, следует отметить, что решение Минздрава о закупках лекарств за бюджетные средства у компании, принадлежащей сыну министра, совершенно аморально и содержит очевидные коррупционные мотивы.

Во-вторых, ZN.UA неоднократно писало о том, что руководство Минздрава, осуществляя закупки вакцин, не отвечающих единому международному стандарту качества GMP и подобных вакцине против гепатита В, совершает умышленное преступление, которое больно аукнется если не на земном суде, то на карме их потомков. Закупки вакцин, произведенных неизвестно где и неизвестно как, в частности вакцины БЦЖ, уже было предметом расследования нашего издания при министре А.Анищенко. Увы, при Богатыревой коррупционные схемы заработка на здоровье детей сохранились. И не надо лить крокодиловы слезы об экономии. Минздрав — это не закупочная контора, а структура, отвечающая за здоровье нации, и экономить следует на непомерных аппетитах негодяев, контролирующих через Минздрав фармрынок.

В-третьих, потрясает цинизм руководства Минздрава, которое добилось в Кабмине отсрочки введения запрета на использование в Украине препаратов, не соответствующих стандарту GMP. Планируя закупки, в Минздраве прекрасно знали, что запрет вступит в силу с 1 января с.г., но провели закупки препаратов, произведенных без контроля качества GMP и куда более дешевых, в которые гораздо легче вписать требуемые суммы откатов.

В-четвертых, надо понимать, что действия Гослекслужбы содержат очевидную политическую составляющую, поскольку явно играют на руку народному депутату Т.Бахтеевой, которая полна решимости заменить Богатыреву на посту главы Минздрава. Можно ли в этой войне сочувствовать либо поддерживать одну из сторон? Ни в коем случае. Бахтеева прекрасно знает о всех безобразиях в системе здравоохранения. Ведь скандалы вокруг закупок препаратов для обязательного вакцинирования в "Фармстандарте" идут не первый год. Не первый год покупают вакцины, не соответствующие GMP, и не первый год умирают дети. Но слышим ли мы о том, чтобы Бахтеева боролась с этой коррупционной вертикалью? Нет, Татьяна Дмитриевна просто очень хочет сама возглавить эту мафи… простите, это министерство. И ничего хорошего от замены одной дамы на другую руководители фармпредприятий не ожидают.

Ситуация всплыла только потому, что фармрынок контролируют две структуры: с одной стороны — Минздрав, с другой — Гослекслужба. И только благодаря этой конкуренции мы что-то узнали о том, что из-за вакцин от гепатита умирают дети. Если одна из группировок получит контроль над обоими ведомствами, никаких утечек информации мы уже не получим, и чиновники будут грабить и травить налогоплательщиков в более комфортных условиях.

В-пятых, государство ничего не предпринимает для того, чтобы действительно сделать прозрачными конкурсные процедуры по госзакупкам лекарств, и по-прежнему по мановению руки тендерный комитет пишет условия под конкретных победителей. От перемены точек концентрации финансовых потоков и откатов ситуация с госзакупками только ухудшается.

В-шестых, контроль за оборотом лекарств является во многом политическим, а не технологическим. Лучше всего это показывает ответ Гослекслужбы (письмо находится в распоряжении ZN.UA) за подписью А.Соловьева на обращение народного депутата Бахтеевой о причинах приостановки лицензии для вакцины против гепатита В, произведенной "Фармстандартом": "По результатам проверки по месту проведения деятельности Харьковская область,

 г. Харьков, Помирки (участок разлива, осмотра и маркировки, участок вторичного пакетирования препаратов, отдел контроля качества, склад сырья и материалов, склад готовой продукции) установлено наличие 14 критических, 22 существенных и 4 несущественных нарушения Лицен­зионных условий (Акт от 06.12.2012 г. №62-в).

Среди критических нарушений, которые могут привести к производству некачественных лекарственных средств, что может нанести ущерб здоровью либо жизни человека, выявлены следующие:

— во время проверки Досье производства лекарственного средства "Вакцина для профилактики гепатита В" №… было установлено, что производство серий проведено с нарушением утвержденного технологического регламента ТР №… Во всех случаях нарушены утвержденные нормы технологических потерь нерасфасованной продукции "in bulk", получено завышенное количество ампул готового лекарственного средства, чем предусмотрено в утвержденном документе. Расследований по причине отклонений от установленных норм ни в одном случае не произведено. Валидация технологического процесса получения лекарственного средства "Вакцина для профилактики гепатита В" не проведена, таким образом, нет подтверждения того, что технологический процесс производства вакцины приводит к ожидаемому гарантированному результату качества;

— по результатам анализа материального баланса Досье серий №… было установлено, что 315 ампул, необходимых для проведения контроля лекарственного средства по показателю "Стерильность" — не отбирались. При этом, судя по регистрационным журналам лаборатории, анализ указанных серий лекарственного средства по показателю "Стерильность" проводился".

Какой можно сделать вывод из заключения Гослекслужбы? Руководство "Фармстандарт-Биолик", если информация в документе Гослекслужбы объективна, — законченные моральные уроды и преступники. Они завозят нечто на завод, неизвестно чем и как "бодяжат", воруют даже на разливе этой гадости в ампулы, причем прекрасно знают, что они делают, потому что фальсифицируют лабораторные журналы, экономя на фактических лабораторных анализах. Потом получают за это преступ­ление в свой карман деньги — фактически из наших налогов — из бюджета министерства, которое возглавляет мать владельца этого предприятия. А потом эту гадость, чтобы закрыть сделку, вводят детям, и в их венах исчезают следы этой вопиющей аферы. Какие действия должно предпринять государство, где такое чудовищное преступление получает огласку?

На основании информации Гослекслужбы от 17 декабря 2012 г. было бы логично ожидать от государства немедленных мер, с которыми прокуратура почему-то медлит:

— до завершения расследования немедленно запретить применение вакцины от гепатита В во всех медицинских учреждениях. Ампулы каждой партии вакцины направить на лабораторное исследование;

— немедленно обнародовать всю информацию по делу "Фармстандарта" руководством правоохранительных органов и создать парламентскую следственную комиссию;

— немедленно отстранить от исполнения служебных обязанностей на период следствия всех руководителей Минздрава. Если система фармаконадзора министерства допускает столь вопиющие нарушения, если в аферу прямо вовлечена сама министр, эти люди должны сидеть и давать пояснения следователям, а не заключать новые контракты;

— заключить под стражу на период проведения следственно-оперативных действий все руководство предприятия "Фармстандарт-Биолик", а также сотрудников лаборатории и начальников производственных участков. Вероятность того, что на них будут давить и что ключевые свидетели исчезнут, весьма высока;

— провести обследование физического состояния всех детей, вакцинированных препаратами производства "Фармстандарт-Биолик";

— провести инспекцию и обнародовать информацию о состоянии производства всех других видов препаратов, закупаемых за счет бюджета Украины.

Письмо Гослекслужбы, полученное ZN.UA от источников в Верховной Раде, стало поводом для эксклюзивного интервью с председателем Гослекслужбы Алексеем Соловьевым.

— Алексей Станиславович, как это вы не побоялись взять на себя ответственность запретить вакцину от "Фармстандарта", оторвать кусок от семейного бизнеса министра Богатыревой?

— Мы ни от кого ничего не отрывали, и ничего не боялись, поскольку выполняли буквально требование закона. Как известно, с 2010 года в Украине в качестве обязательного требования к производству лекарств введена Надлежащая производственная практика GMP ЕС. С 15 февраля 2013 года также в Украине будет запрещен импорт препаратов, которые изготовлены без соблюдения надлежащей производственной практики — стандарта GMP. Украина является членом международной организации PICS, которая объединяет регуляторные органы стран с жесткой регуляторной системой в отношении качества лекарств. С 2010 по 2012 год нами проведены проверки всех фармацевтических предприятий Украины на предмет соответствия их стандарту GMP. По итогам этих проверок у 25% из них были аннулированы лицензии, производителям, у которых были выявлены критические нарушения. В этой связи наше решение по вакцине против гепатита В является логичным и закономерным.

— Почему "Фармстандарт" проверили только сейчас? Предприятие, выпускающее вакцину, находится в Харькове, то есть в пределах вашей компетенции.

— "Фармстандарт" проверяли примерно полтора года назад. Его деятельность была приостановлена в связи с выявлением критических несоответствий требованиям лицензионных условий. После устранения замечаний лицензия "Фармстандарта" была возобновлена. Наша система контроля бескомпромиссна, наверное, это единственная отрасль нашей экономики, где она настолько жесткая. О каких-либо деталях проверок "Фармстандарта" рассказать не могу.

— Дети умирают, а вы говорите о компетенции! Сколько человек погибло из-за несертифицированных вакцин?

— Вся информация о непредусмотренных побочных реакциях или летальных исходах, связанных с применением лекарств, поступает от Государственного экспертного центра МОЗ Украины. После чего данные обрабатывюется и Гослекслужба приостанавливает оборот таких препаратов и проводит разбирательство. В данном случае приостановление лицензии и оборота вакцины по Гепатиту Б было связано с выявлением критических несоответствий, выявленных при проведении внеплановой проверки.

— Что ж, ответ Гослекслужбы на запрос Бахтеевой куда более информативен, мы его и используем, как вашу позицию. Но почему вы своевременно не отреагировали на закупку вакцин, не соответствующих GMP? Их вообще нельзя было допускать до госзакупок. И почему вы запретили только вакцину от гепатита, почему не запретили вакцину БЦЖ, производства российского "Фармстандарта"? Где гарантия, что запрещенной вакциной не продолжат колоть пациентов?

— Оборот вакцины БЦЖ тоже запрещен Гослекслужбой. Планирование закупок и контроль за иммунобиологическими препаратами находится в ведении Минздрава. Гослекслужба контролирует условия производства, и именно на этом основании мы вынесли решение по "Фармстандарту". Однако производство вакцины БЦЖ не размещается в Украине, и контроль за этим сейчас полностью в руках Минздрава. Однако в феврале Гослекслужба согласно закону должна получить полномочия по контролю за производством и распространением всех без исключения категорий лекарств. И я вам хочу абсолютно точно заявить — гарантирую, что мы обеспечим выполнение норм закона, и добьемся, что препараты, не отвечающие GMP, в Украине не будут ни производиться, ни завозиться, ни распространяться. Мы проконтролируем, чтобы вакцины, которые закуплены, но не соответствуют условиям GMP, не поступили пациентам.

— Ого, представляю, как Богатырева, ее сын, другие высокопоставленные лоббисты фармкомпаний "обрадуются" этому вашему обязательству. Раиса Васильевна может отменить ваши решения?

— Да, у министерства здравоохранения есть такая возможность. Однако на практике Минздрав эту возможность ни разу не использовал. В моих заявлениях на самом деле нет никакой сенсационности — это требование закона, и думаю, потому и не может быть никаких оснований для их пересмотра.

— Легальная возможность продавать несертифицированные лекарства делает Украину удобной площадкой по сбыту поддельных, незарегистрированных и некачественных препаратов со всего мира. Насколько эффективно контролируют фармацевтическую отрасль правоохранительные органы? Почему в Украине фармацевтическая мафия в Украине абсолютно безнаказанна?

— Была безнаказанна до недавнего времени. Напомню, что украинские власти в 2012-м приняли важнейшее решение о введении уголовной ответственности за сбыт и производство фальшивых и некачественных лекарств. Ранее если даже обнаруживался огромный склад поддельных препаратов, виновный отделывался административным штрафом в 1500 гривен. Сейчас за это полагается тюрьма, как и во всех цивилизованных странах.

— Да, но где они, эти уголовные процессы? Приведите примеры.

— Например, во Львове был обнаружен склад фальшивых конт­рабандных лекарств — это будет громкое дело. Налоговая милиция выявила два факта незаконного производства этилового спирта…

— А вам не кажется, что за полгода работы один накрытый склад, и два сомнительных случая со спиртом это, мягко говоря, свидетельство полной беспомощности правоохранительных органов и государства в целом, и свидетельство сращивания госорганов с мафией, заправляющей на фармацевтическом рынке? В том числе на черном рынке, который очевидно, во много раз шире, чем один-единственный склад, который почему-то не смог откупиться от ментов, мытарей и эсбешников?

— Полагаю, что результаты в борьбе с преступностью в данной сфере будут, и мы услышим о новых делах. Это все, что я могу сказать по данному поводу.

— Украинцы потратили на лекарства в 2012-м году 27 миллиардов гривен. Это огромные деньги. Причем быстрее всего растет потребление препаратов без доказанной лекарственной эффективности, попросту плацебо, всяких мезимов, эссенциале и прочей ерунды. Скажите, как государство может повлиять на постоянный разорительный для граждан рост цен на лекарства, а рекламу никому не нужных, но зарегистрированных как лекарства сомнительных средств?

— У нас есть позитивный пример государственный регуляторной политики в сфере здравоохранения. Это инициатива президента Украины В.Януковича по снижению цен на самые востребованные лекарства — гипертонические препараты. Согласно решению главы государства, оформленному 340-м постановлением правительства, в 2012-м году было введено государственное регулирование цен на лекарства гипертонической группы. Регулирование касалось по сути семи молекул, и 240 наименований препаратов. Результаты оказались весьма впечатляющими — за год на эти лекарства цены снизились в среднем на 12%. Причем объемы потребления резко возросли. Согласно этой инициативе также была внедрена чрезвычайно важная программа реимбурсации — то есть частичного возмещения стоимости лекарств для гипертоников для тех пациентов, которые приобретали лекарства после посещения врача, производящего осмотр и дающего точное назначение. На эти цели государство потратило около 40 миллионов гривен. Реимбур­сация имеет для Украины принципиальное значение, поскольку у нас проблема лекарств заключается прежде всего не в ценах, а в том, что люди их покупают и употребляют без консультации с врачами. Такое традиционное самолечение нередко приводит к осложнениям, а не к выздоровлению. Если мы создадим экономические стимулы, чтобы прежде чем что-то покупать, украинцы начнут консультироваться со специалистом.

— Есть ли у вас понимание, каким образом поставить под контроль рынок лекарств? Ведь очевидно, что создание рынка для лекарств сертифицированных по стандарту GMP приведет и к расширению дешевого рынка несертифицированных препаратов?

— У нас есть четкий план, который находится на стадии согласования и реализации, который позволит полностью легализовать рынок лекарств в Украине. Я говорю об этом уверенно, поскольку мы планируем внедрить в Украине европейскую систему контроля за оборотом лекарств, которая будет интегрирована с базами данных других европейских стран. За образец мы решили взять самую современную систему, которая работает сейчас в Италии, Швеции, Турции, США. Она очень проста и понятна, и с 1 января 2013 года эта система будет внедрена во всех странах, входящих не только в Европейский союз, но и в Совет Европы. На каждую упаковку производитель наносит двухмерный штрих-код и индивидуальный номер. Этот штрих-код автоматически заносится со всеми данными о товаре в центральную базу данных. И теперь на каждом этапе движения товара к потребителю — через фискальные и контролирующие органы, через продавцов и покупателей, его путь будет виден, и у этой упаковки будет своя история, пока он не будет приобретен в аптеке. Внедрение этой системы предусмотрено Директивой Европарламента № 2011/62/EU о введении специальной маркировки лекарственных средств. СЕ реализовывает спецпроект Е-ТАКT по управлению такой автоматизированной системой контроля за оборотом лекарств. Кроме того, Украина присоединилась к Конвенции Совета Европы "Медикрайм", которую, к слову, ратифицировала первой. Гослекслужба Украины является активным участником этих общеевропейских интеграционных процессов.

— Но в Украине существует своя не имеющая в мире аналогов система по контролю за оборотом товаров и документов — акцизная марка. Эту марку производит скандально известный участием во многих коррупционных скандалах консорциум "ЕДАПС". Эта марка, откаты от которой являются большим бизнесом некоторых самых высокопоставленных милицейских и налоговых генералов, стоит очень дорого, и от введения штрих-кодов организаторы этой коррупционной схемы успешно отбиваются. Сколько будет стоить штрих-код, и можно ли договориться с чиновной мафией, паразитирующей на "ЕДАПСе"? Вы для них реально опасный человек, хоть охрану нанимай…

— Официально заявляю — штрих-код, наносимый производителем стоит пациенту ноль гривен и ноль копеек. При этом надежность системы практически абсолютная. Гарантия надежности системы в ее прозрачности. Движение каждой единицы товара автоматически отмечается в десятках точек. В случае регистрации в розничной сети единицы товара с одинаковым номером, либо товара, не имеющего необходимых отметок и истории прохождения от производителя к поставщику, система автоматически подает сигнал тревоги во все компетентные органы, и в том числе за рубеж. То есть это не будет локальная система в рамках Украины — мы станем частью обще­европейской системы контроля. Уже в марте мы планируем развернуть пилотный проект в Украине по маркировке лекарств с двумя украинским и двумя турецкими компаниями. Нам необходимо действовать быстро. Если в Европе будет в течении ближайших одного-двух лет электронный контроль за оборотом лекарств, а мы продолжим мешкать, весь контрафакт и контрабанда, втесненные из Европы, наводнят украинский рынок.

Бывает, что об общей ситуации в какой-либо отрасли можно судить не по серьезной аналитике, статистике или исследованию, а по мелкой, но характерной детали. По детали яркой и убедительной. А главное, по детали типичной.

На днях в Донецкой области сотрудники милиции задержали группу мошенников – будничная новость. Да и мошенники эти ничего оригинального не придумали – звонили по ночам людям, представлялись сотрудниками правоохранительных органов и сообщали неприятные известия. Мол, ваш родственник у нас, чтобы освободить его срочно привезите деньги. И люди везли.

Оперативность и положительный результат вмешательства милиции в этом конкретном случае мне понятен – никто не любит конкурентов. Не состоишь в рядах, не носишь погон – воруй на общих основаниях, нечего примазываться. К местной милиции по этому конкретному делу вопросов нет. Узнали, поймали, дальше суд. Вопросы возникают по общей ситуации.

Например, такой вопрос – почему наши сограждане, получив по телефону подобное предложение, покорно везут деньги куда скажут. В Европе или США такой рассказ звучит дико – если человек попал в полицию, он сам или близкие звонят адвокату. А позвонить и потребовать денег за освобождение могут только бандиты, которые занимаются похищениями людей. То есть у них эти две категории никак не пересекаются и даже откровенно враждуют. Если американцу позвонить из полиции и потребовать денег за освобождение мужа, сына или брата, он просто «залипнет». Файлы не сойдутся, потому что ситуация противоречит здоровой логике. Наши – разве глупее?

В том-то все и дело, что наши люди ничуть не глупее. Просто все в курсе, что дикая для цивилизованной страны ситуация у нас типично. Откупиться от закона, от правоохранителей – скорее правило, чем исключение. Люди не удивляются такому звонку и такому предложению. Потому что привыкли. За последние десять лет в органах внутренних дел чего только не было. Реформы Кравченко, борьба кланов, кадровая революция и кадровая контрреволюция, которую некоторые предпочитают называть «возвращением профессионалов в органы». Но не менялась суть – вымогательство правоохранителями у граждан оставалось нормой. На дорогах, в уголовном розыске, в специальных подразделениях. Вот, недавно, целую банду взяли – в ОПГ состояло пять правоохранителей. Симптоматично?

Говорить об отдельных перегибах на местах и редких оборотнях в погонах – проявление наивности. Скорее, работает система. Если взять новости только за последнюю неделю, то картина получится примечательная. СБУ поймала сотрудника милиции с поддельным дипломом, который уже стал майором. Ну, поймали, доказали – ушел на условный срок. Деньги служат лучшей индульгенцией для виноватых и просто попавших в руки – готовность людей платить фальшивым милиционерам лучшее доказательство того, что и с настоящими привыкли решать вопрос именно так. Для криминала это райские условия – не зря в Донбассе, при всех грозных обещаниях губернатора, спокойно работают залы игровых автоматов и камер журналистов не стесняются.

И глупо обвинять Донецк в криминальных традициях и рабском мышлении – эта ситуация типична для всей Украины. И не два года назад она сложилась. Да поддельный диплом донецкого майора вообще детские игры в сравнении с Львовом. Там целый полковник налоговой милиции (а понимающие люди не дадут соврать – это куда «жирнее») спокойно работал и скрывал судимость. Даже стал депутатом от Партии регионов, что только добавила картине завершенности. Местный журналист это дело раскопал и опубликовал. Угадайте – кого теперь судят? Намекну – судят за оскорбление чести и достоинства.

То, что громадная государственная машина взбесилась и перестала слушать своего хозяина уже очевидно. Вопрос – что нам с этой ситуацией делать? И кому – нам? Власти оно не нужно.  Не зря Анатолий Могилев совершенно искренне оговорился (а может зря я так – может, это он и хотел сказать) «милиция защищает партию власти». А в свободное время делает деньги на своих участках. Возможно, люди там служат вполне нормальные. Не монстры, не звери и лично против нас ничего не имеют – просто бизнес такой.

Есть разумный грузинский путь – единственный успешный пример реформы коррумпированной системы МВД в кратчайшие сроки. Реформа ведомства, усиление ответственность и неотвратимость наказания – обязательные факторы. Но сработают они только при одном условии. Стопроцентное кадровое обновление. Увы, без хирургии эту гангрену не вылечить.