Бывает, что об общей ситуации в какой-либо отрасли можно судить не по серьезной аналитике, статистике или исследованию, а по мелкой, но характерной детали. По детали яркой и убедительной. А главное, по детали типичной.
На днях в Донецкой области сотрудники милиции задержали группу мошенников – будничная новость. Да и мошенники эти ничего оригинального не придумали – звонили по ночам людям, представлялись сотрудниками правоохранительных органов и сообщали неприятные известия. Мол, ваш родственник у нас, чтобы освободить его срочно привезите деньги. И люди везли.
Оперативность и положительный результат вмешательства милиции в этом конкретном случае мне понятен – никто не любит конкурентов. Не состоишь в рядах, не носишь погон – воруй на общих основаниях, нечего примазываться. К местной милиции по этому конкретному делу вопросов нет. Узнали, поймали, дальше суд. Вопросы возникают по общей ситуации.
Например, такой вопрос – почему наши сограждане, получив по телефону подобное предложение, покорно везут деньги куда скажут. В Европе или США такой рассказ звучит дико – если человек попал в полицию, он сам или близкие звонят адвокату. А позвонить и потребовать денег за освобождение могут только бандиты, которые занимаются похищениями людей. То есть у них эти две категории никак не пересекаются и даже откровенно враждуют. Если американцу позвонить из полиции и потребовать денег за освобождение мужа, сына или брата, он просто «залипнет». Файлы не сойдутся, потому что ситуация противоречит здоровой логике. Наши – разве глупее?
В том-то все и дело, что наши люди ничуть не глупее. Просто все в курсе, что дикая для цивилизованной страны ситуация у нас типично. Откупиться от закона, от правоохранителей – скорее правило, чем исключение. Люди не удивляются такому звонку и такому предложению. Потому что привыкли. За последние десять лет в органах внутренних дел чего только не было. Реформы Кравченко, борьба кланов, кадровая революция и кадровая контрреволюция, которую некоторые предпочитают называть «возвращением профессионалов в органы». Но не менялась суть – вымогательство правоохранителями у граждан оставалось нормой. На дорогах, в уголовном розыске, в специальных подразделениях. Вот, недавно, целую банду взяли – в ОПГ состояло пять правоохранителей. Симптоматично?
Говорить об отдельных перегибах на местах и редких оборотнях в погонах – проявление наивности. Скорее, работает система. Если взять новости только за последнюю неделю, то картина получится примечательная. СБУ поймала сотрудника милиции с поддельным дипломом, который уже стал майором. Ну, поймали, доказали – ушел на условный срок. Деньги служат лучшей индульгенцией для виноватых и просто попавших в руки – готовность людей платить фальшивым милиционерам лучшее доказательство того, что и с настоящими привыкли решать вопрос именно так. Для криминала это райские условия – не зря в Донбассе, при всех грозных обещаниях губернатора, спокойно работают залы игровых автоматов и камер журналистов не стесняются.
И глупо обвинять Донецк в криминальных традициях и рабском мышлении – эта ситуация типична для всей Украины. И не два года назад она сложилась. Да поддельный диплом донецкого майора вообще детские игры в сравнении с Львовом. Там целый полковник налоговой милиции (а понимающие люди не дадут соврать – это куда «жирнее») спокойно работал и скрывал судимость. Даже стал депутатом от Партии регионов, что только добавила картине завершенности. Местный журналист это дело раскопал и опубликовал. Угадайте – кого теперь судят? Намекну – судят за оскорбление чести и достоинства.
То, что громадная государственная машина взбесилась и перестала слушать своего хозяина уже очевидно. Вопрос – что нам с этой ситуацией делать? И кому – нам? Власти оно не нужно. Не зря Анатолий Могилев совершенно искренне оговорился (а может зря я так – может, это он и хотел сказать) «милиция защищает партию власти». А в свободное время делает деньги на своих участках. Возможно, люди там служат вполне нормальные. Не монстры, не звери и лично против нас ничего не имеют – просто бизнес такой.
Есть разумный грузинский путь – единственный успешный пример реформы коррумпированной системы МВД в кратчайшие сроки. Реформа ведомства, усиление ответственность и неотвратимость наказания – обязательные факторы. Но сработают они только при одном условии. Стопроцентное кадровое обновление. Увы, без хирургии эту гангрену не вылечить.