Статьи
По информации Нацбанка, именно кредиты, выданные домашним хозяйствам, стали основой роста кредитных портфелей банков. Среди них преобладали краткосрочные беззалоговые потребительские кредиты в национальной валюте для покупок товаров и бытовой техники, кредиты наличными и на кредитные карты.
Еще одна возможность взять в долг для рядовых украинцев — установить или увеличить овердрафт на зарплатной (дебетовой) карте. Овердрафтом называют краткосрочный кредит сверх остатка на карточном счету клиента, который устанавливается учреждением по договоренности с клиентом, как правило, в размере больше зарплаты, и погашается не частями, а сразу, как только на карту поступают деньги. При овердрафте зарплатная карта становится разновидностью кредитной карты.
В информационном пространстве активность банков в борьбе за клиентов выразилась в массированной рекламе различных продуктов, и не в последнюю очередь — кредитных карт. Финансисты искали способы воздействия на те или иные группы целевой аудитории.
Так, например, «Акта Банк» предлагал «новые финансовые возможности для реализации ваших планов», а UniCreditBank — просто «карту возможностей», OTP Банк — «кредитную карту без ежемесячной платы за обслуживание». «Альфа Банк» обещал «снятие наличных без комиссий в любом банкомате Украины». В банке «Русский стандарт» многозначительно заявляли: «Вам и карты в руки». А в «Платинум Банке» предлагали: «Хватит париться. Есть просто карта». Не меньшую изобретательность в погоне за клиентами проявляют и другие финансовые учреждения.
Оформить кредит сейчас можно не только в отделениях банков, но и во многих торговых центрах, где работают пункты по выдаче кредитов. Таким образом, вам уже не надо идти в банк за деньгами. Его агенты сами идут к вам в места наибольших потребительских соблазнов.
Таким образом, финансисты делают все возможное, чтобы увеличить количество т. н. спонтанных, или импульсных, покупок (сделанных не на основе долговременного планирования, а под воздействием эмоций).
Хотя в богатых странах спонтанными называют мелкие приобретения типа косметики, аудиовизуальной продукции или приятных безделушек, низкий уровень финансовой обеспеченности украинцев заставляет многих покупать в кредит даже обувь, одежду или бытовую технику.
Оформить мелкий кредит несложно. Необходимо иметь с собой паспорт и идентификационный код (ИНН), мобильный телефон и от силы полчаса времени. За это время агент по выдаче кредита сможет проверить вашу личность и платежеспособность.
Теоретически финансовое учреждение может обратиться в одно из нескольких бюро кредитных историй — специализированное учреждение, которое собирает досье на заемщиков и хранит информацию о том, насколько аккуратно вы выплачиваете долги.
Но достаточно часто потенциального заемщика просят оставить контактный номер близкого человека, который смог бы подтвердить его семейное положение, наличие постоянной зарплаты и т. д. Иногда по реакции такого человека можно получить важную информацию о состоянии финансов заемщика.
Если по итогам этих несложных процедур банк принимает решение о выдаче кредита, на мобильный телефон потенциального клиента приходит смс-сообщение, и сделка оформляется.
Получить до 15 тыс. грн. наличными, такую же сумму на кредитку или — транзитом — на счета торговой организации (для приобретения бытовой техники, стройматериалов на ремонт квартиры и т. п.) почти всегда можно без предоставления справки с места работы о доходах за последние полгода. Чтобы взять более крупную сумму — такая справка необходима.
При этом достаточно часто агент банка, который сидит в торговом центре, вместо кредита наличными предлагает оформить кредитную карту. Поводом для этого может стать отсутствие денег в кассе, безопасность самого заемщика или более выгодные условия для клиента в виде длительного льготного периода пользования картой, во время которого не взимается плата за пользование кредитом, — 30—55 дней.
Технические преимущества современных платежных инструментов перед наличными сегодня не требуют доказательств. Расчеты пластиковыми картами (кредитными или дебетовыми) принимают не только в крупных торговых центрах, но и во многих маленьких торговых точках и даже на рынках. К тому же, в отличие от снятия денег в банкоматах, при таких расчетах с владельца карты не берутся проценты за обслуживание.
«Радиус» + «Атмосфера»
Чтобы выдача кредитных карт была еще более привлекательной, банки объединяют свои сети платежных терминалов. Так, банкоматная сеть «Радиус», созданная ПУМБ и 38 банками-партнерами, объединяет около 4 тыс. банкоматов по всей Украине. Еще одна сеть, «Атмосфера», представлена примерно таким же количеством устройств в 300 городах. Ее участниками являются 29 банков.
Наличие таких сетей позволяет успокоить клиентов, наслышанных о том, что снятие денег в чужих банкоматах обходится дороже, чем в «родном». Однако объединение банкоматов все же приносит банкирам большую выгоду, нежели заемщикам, поскольку позволяет экономить на банкоматных затратах.
Владельцу кредитной карты от банкоматной сети выгоды немного. Ведь даже учреждение, выдавшее кредитку, высчитает за обналичивание займа не менее 3% начисленной суммы.
Хотя в последнее время финансисты стараются учитывать и этот фактор. Сразу несколько банков вывели на рынок кредитные карты, которые дают возможность снимать деньги без процентов в своих банкоматах или аналогичных устройствах банков-партнеров.
Но и здесь речь идет о бесплатном пользовании картой только во время льготного периода. По его окончании заемщик вынужден будет ежемесячно пополнять карту на заранее оговоренную сумму (10% долга и выше). Из этих денег банк будет взыскивать средства за обслуживание долга.
Расходы за пользование кредитной картой только на первый взгляд невелики. Создатели этого финансового продукта знали толк не только в математике, но и в психологии и были осведомлены о т. н. «законе 5%». Считается, что траты ниже этой планки ежемесячного дохода являются для человека малозначимыми.
Однако при ежемесячном 3,75% за пользование кредитом с карты, имеющей задолженность 5 тыс. грн., надлежит каждый месяц платить банку 187,5 грн., а с 10 тыс. грн. — уже 375.
А если учесть, что одно из негласных правил выдачи кредиток — размер лимита должен превышать размер ежемесячной зарплаты (чтобы должник не смог погасить долг сразу), то пользование кредиткой вместо 1—1,5 месяца льготного периода обычно растягивается на более длительное время.
И тогда за год при наличии задолженности 5 тыс. грн. и ежемесячных 3,75% за пользование кредитом заемщик выплатит банку 2250 грн. А если долг на кредитке 10 тыс. грн., то в два раза больше. А такие расходы уже не кажутся мизерными.
Двигатель прогресса?
В начале этого года одно из ведущих мировых рейтинговых агентств — Moody's огласило данные исследования, как банковские карты влияют на рост экономики в мире.
Если верить исследователям, существует прямая зависимость между увеличением количества платежных карт и ростом потребления товаров и услуг. А если конкретно: увеличение «пластика» в обороте на 1% стимулирует увеличение расходов населения на 0,06% и рост ВВП на 0,03%.
Заказчик исследования — американская компания Visa Inс., крупнейший эмитент банковских карт в мире. Поэтому полученные результаты многими ставились под сомнение, как и вывод, к которому пришли эксперты Moody's, анализировавшие состояние экономики и платежей в 56 странах, на которые приходится 93% мирового ВВП.
Авторы исследования, оплаченного Visa, постарались убедить общественность в том, что банковские карты являются двигателем экономического прогресса в мире, поскольку использование «пластика» при расчетах способствует лучшей динамике экономического цикла. Рост потребления стимулирует развитие производства и создание рабочих мест и в конечном счете способствует росту доходов населения.
Однако для жителей государств, не имеющих многолетней культуры обслуживания личных и корпоративных финансов (а к таковым можно причислить и украинцев), не менее важным является признание авторов исследования, что наибольший рост ВВП, связанный с увеличением карточных операций, наблюдается именно в развивающихся, а не в развитых странах.
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Ведь если на каждого европейца или американца в среднем приходится 2—4 банковские карты, то в развивающихся странах этот показатель значительно ниже. Например, в Украине, по данным за 2012 г., было эмитировано 41,4 млн. карт, из которых менее 35 млн. были активными. (Активной считается карта, если по ней за три последних месяца была совершена хотя бы одна операция.)
Но никакого парадокса тут нет. Меньшее количество банковских карт на душу населения в малоразвитых странах компенсирует широкое распространение кредитных карт и высокие платежи за их использование. Приток денег от заемщиков позволяет банкам вновь пускать деньги в оборот, стимулируя потребительское кредитование и «спонтанные» продажи.
Да и сами финансисты не скрывают, что «короткие» кредиты и кредитные карты приносят им высокие доходы.
Так, например, «Индекс КредитМаркет» — индикатор, разработанный украинской финансовой компанией «КредитМаркет», который оценивает среднюю эффективную ставку по пяти видам кредитов для физических лиц: ипотечным, автомобильным, карточным, кредитам наличными и потребительским — товарным, недвусмысленно показывает, что расходы по обслуживанию таких долгов идут по нарастанию.
По данным на 17 июля, самыми дешевыми кредитами в Украине были ипотечные (средняя ставка — 25,30% годовых). За ними следуют автокредиты — 44,03%, карточные — 63,34%, кредиты наличными — 107,08% и потребительские — 129,14%.
При этом ставка для кредитных карт была получена, исходя из расчетов в банкоматах эмитента, при условии погашения за год долга в 8 тыс. грн. ежемесячно равными частями. Хотя практика показывает, что расходы на обслуживание карточных долгов могут быть и повыше, а срок жизни кредитки значительно дольше. А значит, кредитные карты являются одними из самых затратных финансовых продуктов для населения.
Увеличению отчислений на их обслуживание способствует и кадровая политика банков. Во многих из них больше половины зарплаты сотрудников приходится на бонусы, полученные от оформления новых кредиток, увеличения кредитных лимитов и овердрафтов на зарплатных картах, подписание страховых договоров и дополнительные услуги.
Воистину гениальным, но беспардонным изобретением является проект «Приватбанка» по внедрению «детских» карт для обучения финансовой грамотности подрастающего поколения. Оплачивать такое «обучение» приходится, конечно же, их родителям.
Зачастую банки (например, OTP) сознательно идут на выпуск кредитных карт без ведома потенциальных клиентов или отсылают уведомление по почте, дескать, персональная карта уже выпущена и ожидает клиента. После такого сообщения у потребителей финансовых услуг, как правило, возникает тревога за судьбу якобы «своей» карты. В любом случае клиент начинает интересоваться услугами конкретного банка.
И, конечно, вовсе не случайно у владельцев кредиток возникают сложности при попытке с ними расстаться. Вместо закрытия, по ошибке, кредитку могут перевыпустить. А чтобы получить справку об отсутствии долга перед банком, необходимо заплатить 30—70 грн. и ждать документ месяц, а то и больше.
Естественно, при умелом использовании современные финансовые инструменты приносят гораздо больше пользы, чем вреда. А жить в долг население стимулирует постоянное обесценивание денег и соблазны потребительского общества.
Но многие украинцы, получившие зарплатные или пенсионные карты, до сих пор не обладают достаточными знаниями или беспечно относятся к своим финансам. Некоторые потребители даже не осведомлены об увеличении кредитного лимита или овердрафта.
В общем, еще раз подумайте, нужна ли вам кредитная карта. А если она у вас уже есть, проверьте, сколько вы должны и за что именно?
- Информация о материале
Фермер, друг чекистов
Харьков как «пятая колонна»
- Информация о материале
Хорошо, когда их задача — застать конкурента врасплох, набрать репутационные баллы и тем ограничиться. Но когда не хватает креатива, в ход идут приемы ниже пояса. Если посмотреть на украинскую политическую жизнь после прошлогодних выборов, то провокаций было чересчур много, и редчайшие из них можно назвать мастерскими. Вместо тщательно подготовленных ловушек — назойливое использование одних и тех же раздражителей, повышающих градус общественного мнения.
«k:» подводят итог политического сезона, составив список из десяти наиболее примелькавшихся персонажей
Колесниченко широкого профиля
Депутат-«регионал» Вадим Колесниченко не из брезгливых: он всегда готов выполнить работу, за которую неохота браться остальным
Попав в парламент после выборов 2006 года (№180 в списке Партии регионов), Вадим Колесниченко взялся разрабатывать две темы, принесших ему славу записного украинофоба: в поддержку русского языка и против героизации Романа Шухевича и Степана Бандеры.
Принял Колесниченко и живейшее участие в самой грязной провокации времен президентской кампании-2010. Именно он 12 октября 2009-го дал старт так называемому педофильскому скандалу, обнародовав заявление, что будто бы в Артеке насилуют детей и к этому причастны высокопоставленные чиновники. Как известно, та история, в которой трепали имена трех народных депутатов от БЮТ, нанесла серьезный репутационный ущерб партии в целом и кандидату в президенты Юлии Тимошенко в частности. А через год после выборов «дело педофилов» закрыли за отсутствием состава преступления. «В «артековском скандале» вокруг Елены Полюхович и ее бойфренда Артема Дегтярева объединилась очень специфическая публика. Все как на подбор — люди с сомнительной репутацией… Нардеп Колесниченко — вообще без комментариев… Характерно и закономерно, что среди всех этих раскрутчиков педофильного скандала нет ни одного человека, чья честность, порядочность и мораль не вызывали бы обоснованных сомнений», — написал в своей книге «Растленные властью» Дмитрий Полюхович. А Колесниченко относительно лопнувшего дела и моральной ответственности сказал: «Извиняться мне не за что. Я всего лишь реагировал на обращения заявительницы — матери детей. И я очень доволен тем, что мы сделали, потому что мы смогли привлечь внимание к этой проблеме, заставить общество посмотреть, что творится в детских домах и интернатах».
Сегодня этот специалист по привлечению внимания сосредоточен на борьбе с виртуальным фашизмом и гомосексуалистами. В качестве штрихов к портрету приведем несколько цитат Колесниченко разных лет «на злобу дня».
О своем законопроекте против пропаганды гомосексуализма: «Мне все равно, каким местом кто хочет проникнуть в Европу. У нас общество толерантное, но не настолько».
Об инициативе запретить сооружать монументы Сталину: «Я бы предложил авторам этого законопроекта также рассмотреть вопрос о запрете на создание и установление памятников Бандере и Шухевичу — всем этим нацистским прихвостням, сволочам, бандитам и коллаборационистской шушере».
Об украинском языке: «Я против львовско-галицких диалектов, засоривших сегодня средства массовой информации. Я не считаю то, что нам предлагают, украинским языком. Это отрыжка той части Украины, которая когда-то была постоянно под чьим-то гнетом».
О выводах Госдепартамента США об ограничении свободы слова и собраний в Украине: «Я не понимаю, по какому принципу составлялся этот отчет и кто подавал информацию для таких безумных выводов. Похоже, авторы доклада или обнюхались нафталина, или обкурились».
О негативном заключении Венецианской комиссии по законопроекту «О языках в Украине»: «В чем абсурд, подлость и цинизм в действиях этой Венецианской комиссии?.. Для Европы, для всех стран рекомендации одни, соответствующие европейским нормам защиты прав человека, а для Украины — совершенно другие. Ну, потому, наверное, что мы рылом не вышли».
Это — Колесниченко. Инфомет широкого профиля.
Самбист-антифашист Царев
«Регионал» не просто с удовольствием машет кулаками, он еще и кичится своими «подвигами»
Олег Царев сидит в парламенте с 2002 года, то есть уже четвертый созыв. Его таланты вышибалы оказались востребованы партией в 2004-м, между первым и вторым турами президентских выборов, «в боях» за Центризбирком. После «оранжевой» пятилетки, когда «регионалов» старались не бить, вспоминается его активное участие в драке во время подписания «харьковских соглашений». Были и другие эпизоды, к примеру, силовое разблокирование работы парламента в декабре 2010-го, когда оппозиция протестовала против возбуждения уголовного дела в отношении Юлии Тимошенко, когда в больницу с повреждениями разной тяжести попало сразу пятеро «бютовцев».
Ярко характеризует Царева то обстоятельство, что он не просто с удовольствием машет кулаками, но еще и кичится своими «подвигами». На персональном сайте Царева есть рубрика «Позиция», в которой можно найти заметку под заглавием «Кулак партии»: «После драки в Верховной Раде во время ратификации Харьковских соглашений… Олег Царев снова стал «героем дня». Одетый в светлый свитер (пиджак народный депутат снял в начале потасовки), он ярко выделялся на фоне дерущейся толпы парламентариев в темных костюмах. Многочисленные фото- и видеокамеры тщательно зафиксировали, как Олег Царев разбрасывал приближающихся к нему оппозиционеров. В некоторые моменты он сражался один на один с тремя-четырьмя противниками. На его фоне даже постоянный участник «силового блока» Партии регионов Владислав Лукьянов, дравшийся рядом, выглядел менее уверенно. Наш герой утверждает, что в тот день действовал интуитивно и никаких указаний от руководства фракции не получал. Просто вспомнил классическую борьбу, которой занимался в школьные годы, и самбо, которым овладел в институте».
Еще одно увлечение этого самбиста — антифашизм. В 2011-м он был избран сопредседателем Антифашистского форума Украины. Чтобы замерить уровень этой организации относительно плинтуса, достаточно открыть ее сайт. И увидеть среди статей опус с названием «Рогуль обыкновенный. Облик «свидомита-оранжоида-щеневмерлика"». Царев — не просто депутат, а заместитель главы фракции Партии регионов. То есть «регионалы» не гнушаются продвигать по партийной линии персонажей, которые не гнушаются руководить подобными структурами. Наверное, им хорошо вместе.
Бузина положил глаз на Путина
Изобличитель «вурдалака Тараса Шевченко» занялся поддержкой Владимира Путина
Еще в мае 2009 года Олесь Бузина провел пресс-конференцию, на которой объявил: «То, что я самый популярный писатель, — это факт. «Вурдалак Тарас Шевченко» — тираж более ста тысяч… «Тайная история Украины-Руси»: ее тираж более пятидесяти тысяч экземпляров за два года! «Верните женщинам гаремы» — тираж за полгода более десяти тысяч». С тех пор у Бузины вышли еще три книги, последняя — «Воскрешение Малороссии» — была презентована в марте 2012-го. А осенью того же года Бузина испытал свою популярность среди киевлян: на парламентских выборах он был выдвинут партией «Русский блок» в округе №223, охватывающем почти весь Шевченковский (по Бузине — «вурдалачный») район столицы. Это один из тех пяти округов в Украине, где победитель не определен и предстоят перевыборы. Избирательная комиссия насчитала Бузине 8190 голосов (8,22%).
У Бузины действительно есть восторженные читатели. Например, администрация его сайта, которая 13 июля любовно поздравила: «С Днем Рождения, Олесь Алексеевич! Вот, читая, задумываешься, это как же надо поработать, сколько времени потратить на материал, чтобы чтение приносило огромное удовольствие!..» Ну и в конце: «Пусть каждая написанная Вами строчка будоражит ум читателя и делает мир еще интересней!».
Сам Бузина считает своим новым героем Владимира Путина. Правда, причины обожания меняются. 1 октября 2011 года Бузина писал о Путине, что «одним из немногих он умеет быть верным». А 10 июня нынешнего года писатель пришел в восторг из-за того, что российский президент решил развестись с женой. «Герой — это всегда поступок. Путин снова герой. Он воплотил затаенную мечту практически каждого женатого мужчины. Мы на твоей стороне, Вова!» — написал Бузина в своем программном произведении «Поступить по-путински». Выполнил ли он сам эту программу, то есть развелся ли, сайт пока не сообщает.
Дает Бузина и советы Путину — через «Комсомольскую правду»: «К превосходной идее Таможенного союза надо принуждать… Если Россия пойдет на то, чтобы вызвать на Украине жесточайший экономический кризис, тогда и Таможенный союз появится. Украину надо задушить экономически». По мнению писателя, «украинский народ и так бедный, и беднее от этого не станет». С такими лозунгами можно прямо на перевыборы.
Фарион не знакомо чувство меры
Публичная активность пламенного борца за возрождение украинской идентичности не помогает «Свободе» расширять границы своей электоральной поддержки. Но и задачи такой перед Ириной Фарион никто не ставил
Став народным депутатом седьмого созыва (в мажоритарном округе №116 во Львове набрала 68% голосов), Ирина Фарион превратилась в одно из наиболее узнаваемых лиц ВО «Свобода» — ее упоминаемость в СМИ почти не отстает от показателя лидера партии Олега Тягнибока. А первый опыт скандальной известности за пределами Западной Украины пришел к Ирине Дмитриевне (в то время — депутату Львовского облсовета) в феврале 2010 года, когда она в рамках акции «Утверджуймо державну мову!» произнесла зажигательный спич перед воспитанниками детского сада №67 во Львове о недопустимости русификации украинских имен: «Якщо хтось з вас Марічка, то ніколи не кличте Марічку Машою… Якщо вона Маша, то це форма не наша. Нехай вона їде туди, де ті Маши живуть… Якщо хтось Петрика назвав Пєтєю — це також не український хлопчик і мав би звідси забратися… Не обзивайте Ганусь Аннами… Не обзивайте Володимирів Вовами. Тому що вовчики живуть тільки в лісі… Не ововчуйте і не оведмежуйте українські імена». В июне 2010-го достоянием широкой общественности стало еще одно выступление г-жи Фарион: «У нас є близько 14% людей, які вважають, що їхня рідна мова — російська. Це говорить про страшну мутацію їхньої свідомості. Це — 5 мільйонів українців-дегенератів… Тих, хто не володіє українською мовою, обов´язково посадять».
Эти эпизоды неоднократно использовалось «регионалами» и другими украинофобами для нанесения репутационных ударов по «Свободе», в том числе во время последней парламентской кампании, в результате отвратив от почти сделанного выбора часть умеренных сторонников оппозиции, проголосовавших за другие партии.
Здраво рассудив, что научить Ирину Фарион политкорректности — задача экстраутопическая, партия выделила ей другое важное направление — прорывать информационную блокаду вокруг «Свободы». С чем Ирина Дмитриевна с успехом справляется, взять хотя бы ее тур по восточным областям с презентацией своей книги «Мова норма: знищення, пошук, віднова». К слову, ей активно помогали местные «регионалы», коммунисты и прочие неравнодушные, организовывая перед ее встречами с людьми дешевые провокации, зачастую заканчивавшиеся потасовками. Что только увеличивало эффект от поездок.
И последний пример. Ирина Фарион вместе с однопартийцем Юрием Михальчишиным зарегистрировала проект постановления Верховной Рады об исключении термина «Великая Отечественная война» из нормативно-правовых актов Украины и учебной литературы как искажающего историческую правду. Конечно, с инициативами Дмитрия Табачника по переписыванию нашей истории можно и нужно бороться. Но — сохраняя холодным ум, рационально и не теряя чувство меры. На результат, а не для информационного шума. А задача заставить говорить о «Свободе», неважно — что, была в очередной раз выполнена. В том числе и благодаря купившимся на провокацию «регионалам». Депутат из фракции ПР Сергей Горохов заявил, что готовит законопроект о запрете использования слова «свобода» в названиях политических объединений. Show must go on.
Давление Москалем
Оказаться жертвой провокаций Геннадия Москаля всегда неприятно — его громкие обвинения обычно базируются на скрупулезно собранных фактах
Для 62-летнего генерал-лейтенанта милиции Геннадия Москаля годы работы на руководящих постах в МВД, СБУ и СНБО не прошли даром — обладание широкими связями в правоохранительной системе, а также компрометирующими базами данных стало козырем его политической карьеры. При этом нынешний нардеп от «Батькивщины» никогда не использует в своих информационных атаках темы, раскалывающие украинское общество. Его специализация — выведение на чистую воду зарвавшихся чиновников, выявление в их деятельности признаков коррупции и контактов с криминалитетом — положительно оценивается гражданами страны вне зависимости от региона. Поэтому украинцы провокации Москаля зачастую таковыми не считают, а воспринимают генерала как настоящего народного мстителя, защищенного депутатским иммунитетом.
Ну и сам Геннадий Геннадиевич не дает о себе забыть — появляется в любой «горячей точке» противостояния с властью. То отобьет у «Беркута» урны для голосования на выборах в скандальном Первомайском округе. То раскроет слежку силовиков за оппозиционными лидерами на митинге в Черновцах в рамках акции «Вставай, Украина!». А то и просто отличится острым высказыванием в тему. При этом Москаль не забывает о правиле, что слово — не воробей. Спонтанные на первый взгляд высказывания находят подтверждение в каком-нибудь документе или его отсутствии.
Хрестоматийной для украинского политикума стала «дипломная атака» Москаля на близкого к Виктору Ющенко Андрея Кислинского. После серии взаимных уколов летом 2009 года Москаль обратился в архив КНУ им. Т. Шевченко, откуда на основании проверки приказов ректора о выпуске студентов исторического факультета сообщили, что Кислинский с 1995 по 2000 год на дневном отделении или с 1994 по 2000 год на заочном не учился, а номер и серия диплома, которые Москалю перед этим сообщили на Банковой (предыдущем месте работы Кислинского), в книгах регистрации выдачи дипломов не значатся. Ну а когда через пару месяцев информацию об отсутствии у чиновника диплома подтвердил министр образования Иван Вакарчук, Ющенко был вынужден подписать указ об увольнении Кислинского с должности замглавы СБУ. Не без репутационных потерь пережила «дипломную атаку» Москаля нынешний министр социальной политики Наталия Королевская.
Иногда генеральские «письма счастья», то бишь депутатские запросы, ставят получателя в тупик — это шутка или серьезно? Например, прошлым летом секретарь СНБО Андрей Клюев получил от Москаля документ на русинском языке — своим обращением «Важеный пане Ондраше!» нардеп решил довести ситуацию с одиозным языковым законом до абсурда. Но речь в документе шла не о гуманитарных вопросах, а о фактах контрабанды на украинско-словацкой границе.
- Информация о материале
Известный американский социолог Франк Маньюэл предположил, что "в каждом творце конституции прячется утопист". Возможно, ознакомившись с персональным составом украинской Конституционной ассамблеи, он изменил бы свою точку зрения. Утописты там далеко не все. Они даже не в большинстве. Но они там точно есть. И это обстоятельство несколько "напрягает" Виктора Януковича, которого весьма трудно заподозрить в утопизме. Поэтому, чем бы ни завершилась работа ассамблеистов, призванных (согласно президентскому указу годичной давности) разработать проект изменений Основного закона, Виктор Федорович плодами их деятельности может и не воспользоваться. Человек, намеренный долго оставаться на плаву, простите за каламбур, предпочитает сторониться утопистов.
Виктор Мусияка, еще в прошлом году заявивший о своем выходе из КА, недвусмысленно заметил: "Когда я соглашался принять участие в работе Ассамблеи, то полагал, что появилась хотя бы минимальная возможность исправить сложившуюся ситуацию, как-то выйти из конституционного кризиса. Но уже первое заседание показало, что там все настроено для того, чтобы использовать Ассамблею как определенную ширму, за которой уже четко определены задачи и цели действующей власти".
Целый ряд событий убеждает в правоте одного из создателей отечественной Конституции. В сентябре 2012-го КА фактически навязали законопроект об изменении полномочий Счетной палаты, усиливающий контроль СП за поступлениями в бюджет. К разработке этого документа Ассамблея, по сути, не имела никакого отношения, но, тем не менее, освятила его своим решением. В декабре история повторилась. Спецы из Ассамблеи подготовили проект изменений в сфере судебной власти, но от наработок уважаемых экспертов Банковая с легкостью отмахнулась, подсунув собственную версию. Координационное бюро КА рекомендовало главе ассамблеи Леониду Кравчуку направить в Венецианскую комиссию разработку ассамблеистов, но позже на суд европейских экспертов в области права почему-то представили вариант, написанный президентскими лойерами.
Реакция "венецианцев" была симптоматичной: 15 июня с. г. авторитетная европейская структура публично усомнилась в реальном участии Конституционной ассамблеи в процессе модернизации Основного закона Украины. Что отечественная власть с завидной быстротой подтвердила. 21 июня КА приняла за основу разработанную в ее недрах концепцию внесения изменений в Конституцию. Но уже 4 июля от имени Януковича в парламент был внесен законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей". Документ, предложенный вниманию депутатского корпуса, мягко говоря, не вполне согласовывался с идеями, одобренными Ассамблеей двумя неделями ранее. Стоит вспомнить и о том, что председатель КА, ссылаясь на мнение своих коллег по ассамблее, называл неконституционным скандальный закон о референдуме. Однако Банковая это замечание пропустила мимо ушей…
Пытаясь разобраться в причинах неравнодушия к процессу реформирования главного закона страны, ZN.UA пришло к выводу: Янукович еще не знает, какая именно Конституция ему нужна для сохранения и укрепления власти. Советчики убедили его в том, что пока важен сам процесс: для начала необходимо перехватить инициативу и создать инструмент. Именно этими соображениями, похоже, руководствовалась власть, создавая Конституционную ассамблею, где нашлось место и вдохновенным утопистам, и гибким конформистам, и дисциплинированным посредственностям. В свое время, изучая персональный состав КА, автор эти строк невольно припомнил откровения одного дельца из окружения Леонида Кучмы. Много лет назад тот весьма точно охарактеризовал принципы отработки решений власти: умный идеалист формулирует проблему, хитрый циник сообразует ее с целями хозяина, напористый исполнитель дисциплинированно реализует окончательно сформулированную задачу.
Если это предположение верно, то, привлекая юристов-утопистов к участию в работе декоративной, по сути своей, ассамблеи, власть не только стремилась отвлечь их от возможной работы на оппозицию. Она намеревалась провести переучет конституционных проблем и ревизию конституционных приоритетов. Дабы точно понять, что ей в перспективе следует изменять, а чего не следует трогать ни в коем случае.
Именно с этой точки зрения, по нашему мнению, следует анализировать концепцию конституционных изменений, три недели назад подготовленную КА. Документ (который за истекшее время отчего-то никто, по сути, и не разобрал по полочкам) не стоит воспринимать как прообраз конституционных планов Януковича. Но то, что потенциальные разработчики ясновельможных пожеланий способны использовать эскизы ассамблеистов, как говорится, для "привязки к местности", весьма вероятно. Комбинациям хитрых циников и атаке напористых исполнителей должно предшествовать творчество умных идеалистов.
Итак, что, с точки зрения сообщества экспертов в области права, не так в отечественном "законе законов"?
Прежде всего, обращает внимание, сколь часто составители 45-страничной концепции изменений в Конституцию Украины сетуют на "абстрактность конституционных формулировок", "политико-декларативное изложение", "несистемность" и "логическую некорректность" статей.
Международные знатоки в области права утверждают: при разработке конституций необходимо соотносить мировой опыт с национальными особенностями. С этой точки зрения, упреки по поводу абстрактности отечественных конституционных формулировок можно считать обоснованными. Несколько раз был свидетелем, как наши политики терпеливо поясняли иностранным коллегам, почему украинское законодательство столь часто и столь подробно расписывает казалось бы очевидные вещи. А как иначе? Здесь каждый волен трактовать каждый проставленный (либо пропущенный) знак препинания по своему усмотрению. Запятая в этой статье соединяет термины или разделяет? Президент должен или может? Данная норма носит императивный характер или дискреционный? Арбитром в этих спорах призван быть Конституционный суд, но он имеет скверную привычку ситуацию еще больше запутывать.
Многие страны успешно обходятся без подобной формализации. Конституционные обычаи (т.е. официально не закрепленная практика деятельности государственных органов) соблюдаются так же свято, как и буква закона. Великобритания вообще умудряется жить без писаной конституции — и ничего. Наши люди так не могут. Древний совет Бонапарта, адресованный составителям французской конституции, — "Пишите коротко и неясно" — нам явно не подходит.
Еще в 2005-м Владимир Шаповал (тогда уже не судья Конституционного суда и еще не глава ЦИК) обращал внимание на то, что Основной закон формализует только две формы непосредственной демократии — выборы и референдум. Но при этом напоминал, что 69-я статья Конституции в одном ряду с выборами и референдумом упоминает "и другие формы непосредственной демократии". Что понимать под ними? И кто будет определять это? Если с точки зрения оппозиции митинг под Киеврадой является формой непосредственной демократии, то власть по этому поводу может иметь совершенно иное мнение. Другое дело, что расписать в Конституции абсолютно все невозможно в принципе.
Покойному Леониду Юзькову, первому главе отечественного Конституционного суда, приписывают афоризм: "Конституции могут простить лишнее, но не могут простить непонятного".
Что непонятно маститым юристам в тексте Конституции? Прежде всего, они обращают внимание на неопределенность понятия "конституционный строй" — "определение основ конституционного строя в действующей Конституции Украины не является системным, оно не дает представления о характере общественного устройства и государственного устройства". Заметим, что ранее на отсутствие четкого конституционного определения этого термина обращал внимание и Конституционный суд.
Далее. Авторы концепции напоминают, что (согласно духу и букве Основного закона) право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит только народу. Но для составителей концепции непонятно не только то, что следует понимать под словосочетанием "конституционный строй". Но и то, как именно народ может его определять и изменять. "Действующая Конституция Украины не предусматривает юридического механизма принятия Конституции Украины… Ввиду недостаточности предмета правового регулирования существует проблема определения субъекта, условий и порядка принятия Конституции Украины".
В тексте концепции содержится и намек на то, кто и как должен принимать Основной закон. Речь идет о так называемом комбинированном способе — предварительном одобрении парламентом с последующим утверждением на референдуме.
Вопреки прогнозам некоторых скептиков, возможность прямого принятия Конституции на референдуме (в обход Верховной Рады) в тексте концепции не упоминается. Зато говорится о:
— конституционном закреплении положения, согласно которому принятое на референдуме решение не требует дополнительного утверждения органами власти либо должностными лицами;
— невозможности применения референдума для прекращения деятельности сформированных на выборах государственных органов;
— запрещении "за счет референдума не проводить предусмотренные законом выборы";
— четком определении вопросов, которые обязательно выносятся на референдум и которые не могут быть на него вынесены никогда;
— определении частоты проведения референдумов и количества вопросов, на них выносимых;
— уточнении предмета всеукраинского референдума, проводимого по народной инициативе.
Авторы документа предлагают делегировать народу право так называемого народного вето, т.е. предоставить возможность на референдуме отменять принятые Радой законы. А также предусмотреть возможность проведения референдумов по вопросам прав и свобод человека, важнейшим вопросам общественной и государственной жизни. Одновременно предлагается очертить круг тем, которые на референдуме по народной инициативе обсуждаться не могут.
По мнению автора этой публикации, составители концепции мало места и внимания уделили такому важному механизму народовластия как местный референдум. Стоит напомнить, что во многих странах именно эта форма волеизъявления является приоритетной, а общенациональные вече редки либо исключены вовсе.
Возвращаясь к теме "референдумного" закрепления конституции, заметим: многие правоведы считают, что сам по себе референдум еще не является гарантией полноценной "народности" принятого Основного закона. Конституция Франции 1958 г. (одобренная в период острого политического кризиса, способного обернуться гражданской войной), конституция Чили 1980 г. (принятая во времена режима Пиночета), конституция Кубы 1976 г. разрабатывались либо без участия, либо при минимальном участии законодательных собраний. И хотя соответствующие акты были легитимизированы при помощи всенародного одобрения, были основания ставить под сомнение свободу выбора избирателей. В условиях политических кризисов и авторитарных режимов конституционные референдумы, по сути, превращаются в плебисциты (не всегда демократичные и не вполне прозрачные) о вотуме доверия действующей власти. Что не вполне соответствует самой сути конституционного процесса.
Оптимальной выглядит обстановка, когда планомерной разработкой будущей конституции занимаются не структуры правящего режима, а парламент либо специальный выборный орган — конституанта. После чего текст основного закона выносится на референдум. Именно так принимались конституции Франции в 1946-м, Италии — в 1947-м, Португалии — в 1976-м, Испании — в 1978-м, Румынии — в 1991-м.
Привел этот список намеренно. Желание спецов из КА предусмотреть возможность принятия (здесь и далее выделено автором) новой Конституции в общем объяснимо. Вопрос — в потребности принятия новой Конституции. Франция после Петена, Италия после Муссолини, Португалия после Салазара, Испания после Франко, Румыния после Чаушеску такую потребность испытывали. Потребность начать государственную жизнь с чистого листа. Насколько актуальна такая потребность для нынешней Украины? Разве мы "уже после" или пока еще "во время"?
Одной из целей модернизации Конституции авторы концепции называют "снижение уровня конфликтности, ограждение от авторитаризма". Если автор этих строк верно понял замыслы творцов документа, одним из механизмов достижения этих целей они считают четкое определение "реального смысла института Президента Украины, его места и роли в системе государственной власти, его общего статуса". В рекомендациях ассамблеистов, к сожалению, много той самой абстрактности, которой они попрекают действующую Конституцию. Предлагается внедрить в будущую Конституцию положения, позволяющие президенту "реализовывать функции политического арбитража". Предусматривается согласие Верховной Рады на процесс назначения и увольнения президентом руководителей ГПУ, СБУ, АМК и ФГИ. Обозначено, что местные администрации (глав которых назначает президент) исполняют контрольно-надзорные функции. Сказано о необходимости четкого разделения полномочий президента на три группы:
— осуществляемые самостоятельно;
— осуществляемые по представлению правительства;
— вступающие в силу при условии контрассигнации.
Заявлено, что "одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд (…) независимо от факта внесения в период его президентства изменений в Конституцию". Так отреагировали в КА на слухи о плане "третий срок"?
Целый ряд потенциальных новелл (появления которых ожидали любители политической конспирологии) в тексте концепции не появился. Зафиксирован принцип унитарности государства (при этом важнейшая тема территориально-административной, на мой неискушенный взгляд, толком не раскрыта), сохранены пятилетняя каденция и прямые выборы президента, и ни слова о сокращении численности парламента. Депутатская неприкосновенность, вопреки слухам, не отменена, но поставлен вопрос об уточнении ее объема, что абсолютно логично. Много лет обоснованно ставили вопрос о замене иммунитета индемнитетом. То есть народный избранник будет защищен от преследования за любые действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей, но "освобожден" от узаконенной вседозволенности. Сказано и о необходимости повышения ответственности парламентариев за принимаемые решения, и о дополнительном урегулировании вопроса о депутатском совместительстве.
По умолчанию сохранена смешанная форма правления. При этом заявлено о модернизации системы сдерживания и противовесов. Предложено уточнить полномочия ВР в сфере формирования правительства, обеспечить Раду правом ставить вопрос о вотуме доверия (недоверия) Кабинету, итогом чего может стать его отставка. Предусмотрены возможности заслушивания отчетов отдельных членов КМ и выражения им недоверия по результатам таких слушаний. Рекомендовано внедрение процедуры интерпелляции (официального запроса депутата правительству), предполагающей дополнительную возможность выражения недоверия Кабмину в целом либо некоему министру персонально. Отмечено, что процедура назначения и увольнения премьера и членов КМ "требует пересмотра". И что "решающая роль в процессе формирования Кабинета Министров будет принадлежать Верховной Раде".
Дать более или менее внятную оценку замыслам ассамблеистов мешает отсутствие цельной картины задуманных преобразований. Одни идеи четко расписаны, другие — обозначены пунктиром, некоторые — скрыты за невнятным намеком. Системность, которой так не хватает членам Ассамблеи в действующей Конституции, остро ощущается и в их сводном плане действий. Чувствуется, что разделы готовились разными группами авторов, которым не хватало то ли времени пообщаться, то ли точек соприкосновения.
Меньше всего романтиков-утопистов собралось, по-видимому, в группе, готовившей раздел о прокуратуре. Который больше похож на панегирик ГПУ, чем на план ее реформирования. Одна цитата: "Ныне ни одна государственная институция не способна в полной мере заменить исполнение прокуратурой правозащитной функции". Напоследок авторы этого раздела предложили лишить Раду права высказывать недоверие главе ГПУ… При таком подходе не потребуется и реализация идеи Рената Кузьмина о создании аналогичного российскому следственного комитета, структуры, подчиняемой напрямую главе государства.
О том, какие изменения претерпит указанный план, и какую толику наработанного использует формальный заказчик, сиречь Янукович, время покажет.
Лет шесть назад во Львове Виктор Федорович позволил себе процитировать Достоевского. В произвольной форме, и не вспомнив фамилии классика. "Я не помню, кто это сказал — что "всегда побеждает красота"... Кто сказал эти слова? А? Достоевский? Красота спасет мир?". Спешим пополнить цитатник гаранта. Автору "Преступления и наказания" принадлежит еще и такая цитата: "Наша конституция есть взаимная любовь монарха к народу и народа к монарху"…
Хотелось бы, чтобы наша Конституция олицетворяла взаимное уважение власти к народу и народа к власти. И содержала гарантии этого уважения.
В Конституции Германии (где, кстати, общенациональный референдум не предусмотрен, "в память" о Гитлере, превратившем его в эффективный инструмент упрочения своей власти) содержится прямой запрет вносить в Основной закон изменения, затрагивающие обязательство государства уважать и защищать достоинство и права человека. А также право граждан на сопротивление попыткам устранить конституционный строй.
- Информация о материале
Что будет, если скрестить слона с енотом? Енота не будет. Просто потому что разница в массе и размере. Кстати, эту аналогию можно смело проецировать на общественные отношения. Заменить слона и енота, к примеру, на народ и власть. Или на предпринимателей и налоговую. На преступников и жертв.
Банальная истина выглядит очень просто – хороших и честных людей больше. Гораздо больше. Соотношение между бандитами в погонах и без, кровосисями всех мастей и нормальными, порядочными гражданами даже выше, чем между слоном и енотам. Что же мешает нам «скрестить» их раз и навсегда? Разобщенность с одной стороны и боеспособность меньшинства с другой.
На их стороне закон. Который, для удобства давно превращен в дышло – на всех уровнях. Просто у бандитов есть своя армия – это вооруженная милиция и разного рода подразделения физической защиты и прочие Грифоны в отдельных ведомствах. Вот с помощью этого гибкого закона и вооруженной охраны каста владык и держит в подчинении народ. Назвать эту ситуацию нормальной нельзя. Путем выборов и мирных акций протеста вопрос не решается. Им глубоко плевать – они забрались на шею и из интереса иногда слегка перекрывают кислород – понаблюдать за реакцией. Очень, кстати, показателен пример бунта в селе Врадиевка на Николаевщине.
Когда поднялось около тысячи человек и начали штурмовать местную штаб-квартиру мафии (в Украине ее традиционно называют райотдел милиции), враг бежал. И отдельных упырей даже взяли под стражу. Потому что они боятся силы. Хотя отдельные особи и пробовали отстреливаться. Теперь вопрос – что было бы сейчас во Врадиевке, если бы народ всем миром не пошел на штурм местной милиции, а вышел бы на акцию протеста. На мирный пикет. Или на штурм пошли бы человек двадцать?
А все было бы, как и раньше. Акцию потерпели бы (или разогнали сразу), а отдельных возмущенных застрелили или посадили. В этот раз они не смогли противостоять силе, потому конкретные палачи и насильники уже под стражей, увольняют милицейское начальство средней руки и так далее. Это уже результат. Ни в коем случае не победа – просто Виктор Федорович очень испугался и теперь его подчиненные гасят проблему и мстят виновным.
Ни для кого не секрет, что бандиты в Украине имеют оружие или вооруженную охрану. Не важно, носит этот бандит погоны, корочку прокурора или удостоверение депутата. У нас чистый феодализм в этом вопросе. У феодала своя гвардия, а холоп должен быть безоружным. Дабы любое недовольство было легко подавить. Так, может, в этом и решение? Если бандиты вооружены, а мирные жители безоружны, может, поэтому мы так легко становимся жертвами? Потому они и отбирают наши гражданские права с такой скотской простотой. Давайте разрешим честным людям вооружаться – жить станет проще. Самурай без меча подобен самураю с мечом, но только без меча.
На тему легализации оружия написано столько «За» и «Против», что плодить это чтиво просто не имеет смысла. Я риторический вопрос задам, вернее три. Начнем с допуска. Итак – если бы в Украине была свободная продажа оружия, то:
Первое – смогла бы небольшая банда вооруженных подонков в погонах терроризировать несколько сел годами?
Второе – была бы жива убиенная отморозками пятнадцатилетняя девушка, при условии, что все знают, кто убивает и насилует женщин, а она не первая жертва. В самом деле – скольких девушек смогли бы на виду убить эти отморозки? После какой жертвы с ними приключилась бы неприятность в виде пули, хотя бы и в спину?
Да, третий вопрос про человека, которому официальный запрет не указ. Виталий Запорожец в наших газах (особенно после Врадиевки) – он преступник или все-таки герой Украины? Для власти – опасный преступник, тут нет вопросов. А для нас? Ведь он для людей сделал куда больше, чем официальные герои Украины вроде Владимира Литвина и Ефима Звягильского. На мой взгляд.
Глядя глаза в глаза голодному крокодилу, сразу и не поверишь, что из него делают изящные дамские сумочки. Глядя на тех, кто носит оружие в Украине не всегда и поверишь, что это и есть самые страшные бандиты. Выводы сделать очень хочется, но я не буду. Остановлюсь на вопросах, озвученных выше. Да, убивать без суда – не самое цивилизованное решение. И вообще самосуд – не европейский путь. Но как славно недавно наемные рабочие с наглым шефом разобрались – убили и съели. Вообще отвратительно, но как эффективно! Выводы каждый сделает для себя сам.
Конечно, хотелось бы идти по другому пути. Чтобы все вокруг были добрыми христианами, возлюбили ближнего и жили по заповедям. Но в нынешней ситуации и при нынешней позиции Церкви все получается, как в старом анекдоте (буду, как Ошо Ражниш проповеди, заканчивать статьи анекдотами).
Проповедник шел по пустыне и тут из-за скалы к нему вышел голодный лев. «Господи, помоги, внуши этому зверю христианские чувства», - возопил к небесам путник. Что-то сверкнуло, где-то громыхнуло, после чего уже лев поднял глаза на недо и прочувствованно так изрек: «Славлю тебя, Господи. Благослови пищу, которую ты послал мне сейчас…»
Анекдот очень в тему. Мы для них давно превратились в пищу. Редкие бунты возникают, только когда их любовь к свежему мясу и крови переходит все границы…
- Информация о материале
На прошлой неделе эта правозащитная организация обнародовала заявление о принудительном помещении в психиатрическую больницу 70-летней активистки из Запорожья Раисы Радченко. "Международная амнистия" призвала граждан и организации обращаться к генпрокурору и уполномоченного Верховной Рады по правам человека с просьбой предоставить Раисе Радченко возможность пройти независимую психиатрическую экспертизу и не подвергать ее никакому лечению, пока она не исчерпает все средства правой защиты.
Власть обратила внимание на это заявление и в Запорожскую область отправилась комиссия представителей омбудсмена для ознакомления с ситуацией. Обстоятельства еще выясняются, но члены комиссии уже заявили, что обоснованность принудительного осмотра и госпитализации женщины вызывает у них сомнение.
В вашингтонском офисе "Международной амнистии" сказали, что это впервые, когда из Украины к ним поступает жалоба на принудительное психиатрическое лечение. О том, на что жалуются украинцы и чего "Международная амнистия" добивается от украинской власти рассказал региональный эксперт Вячеслав Бортник.
Татьяна Ворожко: Скажите, пожалуйста, много ли жалоб поступает из Украины в последнее время и, что является основной причиной?
Вячеслав Бортник: "Международная амнистия" наблюдает рост количества жалоб и заявлений в организацию из-за нарушение прав человека в стране. К нам поступает очень много жалоб о пытках и жестоком обращении в тюрьмах и милицейских участках. Мы стараемся доводить большинство этих жалоб до украинской власти. Также поступают жалобы на коррупцию в милиции.
ТВ: Что вы считаете основной причиной того, что украинцы так активно жалуются на насилие со стороны милиции в последнее время?
ВБ: Я думаю, что главная причина - это безнаказанность. Поскольку большинство жалоб на милицию не рассматривается или же рассматриваются неподобающим образом, это дает сигнал украинской милиции, что они могут безнаказанно делать, что угодно.
ТВ: Сейчас, согласно заявлениям нескольких политиков, в Верховной Раде готовится законопроект, который усилит наказание для участников бунтов, для тех людей, которые штурмуют милицейские райотделы. Что "Международная амнистия" думает по этому поводу? Нормальная ли это реакция власти на неудовлетворение населения?
ВБ: "Международная амнистия" считает, что для украинской власти было бы правильнее продвигать законодательство, которое бы прекратило безнаказанность милиции, чем усиливать ответственность и наказание для тех людей, которые протестуют против насилия со стороны милиции, пыток и жестокого обращения. Украинская власть имеет все возможности, чтобы продвинуться в этом направлении. Принятый в прошлом году Уголовно-процессуальный кодекс позволяет, дает легальные основания для того, чтобы все жалобы о пытках, жестоком обращении со стороны милиции были расследованы. Украинское правительство должно воспользоваться этой возможностью и действовать уже сейчас.
- Информация о материале
Страница 943 из 1561
