В условиях активной кампании по борьбе с коррупцией украинские взяточники придумывают все новые способы получения денег. Их маскируют под все, на что хватает фантазии, чтобы не погореть, а правоохранители и эксперты говорят, что поймать таких «изобретателей» и доказать их вину очень сложно. На какие ухищрения идут преступники узнала «Сегодня».

«Пойдем на кофе». Известный николаевский волонтер и член переаттестационной полицейской комиссии Артемий Щогла рассказал нам, что один из таксистов, подвозивших его, рассказал о советской схеме взятки, подстроенной под нынешние реальности. «Полицейские обновили схему. Поймав водителя на нарушении, предлагают ему купить по стаканчику кофе для них в конкретном киоске. Радостный водитель бежит к киоску, где ему продавец говорит, что за 2 стакана нужно заплатить... 450 гривен, — рассказывает Щогла. — Пострадавшие есть и среди моих знакомых. Когда им предложили купить кофе за 400 грн, то они заплатили 8 грн, похлопали по плечу продавца и уехали. Полицейские остались и без кофе, и без денег. В полицию никто не обращался. Знаю от своих знакомых, что такие случаи были в Одессе и столице».

В патрульной полиции нам подтвердили, что о «полицейско-кофейной мафии» не только наслышаны, но и за последние месяцы провели ряд проверок. Об этом нам сообщили и в Департаменте внутренней безопасности Нацполиции, и в мониторинговом отделе патрульной полиции. «Информация была, что такое якобы есть в Одессе, Харькове, Днепре. Всю эту информацию, все слухи сразу отрабатывали. Причем проверки были негласными. Было, что сидели в засадах, с биноклем. Мы сами заинтересованы, чтобы взяточники не работали в наших рядах, но ни одного факта не подтвердилось!» — сообщили нам в отделе мониторинга патрульной полиции.

Апельсины бочками. Скандал со скрытой взяткой разразился недавно и на Одесской таможне. Подробности рассказала ее глава Юлия Марушевская. На таможенном посту в Одессе в авто одного из инспекторов нашли несколько ящиков капусты, киви и апельсинов. Таможенник получил их от предпринимателя за содействие в прохождении оформления. Подписала приказ об его увольнении. Важен другой момент: к какому абсурду приводит низкая зарплата таможенников и коррупция!», — написала Марушевская на своей странице в соцсети.

Поддать газа! В МВД и прокуратурах нам рассказали, что одна из самых ходовых «валют» сейчас среди взяточников — талоны на бензин и газ для автомобилей. «Преимущество талонов в том, что это не деньги, но и полезная благодарность. Например, человеку нужно пройти тест по физподготовке в одной из силовых структур — сдай кадровику талон. И так каждый претендент». Один из последних выявленных случаев с «талонной мафией» произошел весной в управлении СБУ Ровенской области. «Майор облуправления СБУ получил 20 тысяч гривен взятки от бизнесмена за то, что не будет создавать препятствий в хоздеятельности последнего. В качестве бонуса потребовал талоны на 400 литров газа», — сообщала пресс-служба генпрокуратуры.

Заказ и фикус. На условиях анонимности одна из учителей нам рассказала, что уже становится обыденной практикой, когда благодарности от родителей принимают не деньгами. «Недавний подарок от родителей — золотая цепочка. Я сама ее выбрала». В пресс-службе СБУ нам признались, что доказывать безденежную взятку гораздо сложнее из-за изощренности коррупционеров. «Тем не менее были чиновники, которых разоблачили на взятке в виде туристического тура и похода в элитный салон красоты. А вот некоторые пытались креативить и с деньгами. Чтобы не брать их из рук дающего, чиновник попросил закопать деньги в вазоне с фикусом на одном из этажей райадминистрации», — рассказали нам в пресс-центре СБУ.

Ретрокоррупция: в коробках и с полей

Экс-сотрудники ГУБОП и СБУ рассказали нам, что некоторые новые виды маскировки — это хорошо забытые старые. «Если раньше некоторые, было, оставляли взятку в укромном месте, то сейчас для этого используют банкомат. То есть взяткодатель открывает банковский счет, заводит карту, на счет переводит сумму. После этого передает карту с пин-кодом, например, посреднику коррупционера. Им, посредником, может выступить и адвокат, и другое доверенное лицо взяточника», — рассказали нам правоохранители. Один из экс-участковых, семья которого — милицейская династия, рассказал нам, что в летние периоды в советские времена никогда не покупали овощей: «Отец работал начальником в вытрезвителе, одним из клиентов этого заведения однажды стал поселковый председатель. Чтобы нахождение председателя в вытрезвителе не фиксировалось в документах, тот пообещал снабжать овощами каждый год, пока был при власти. В итоге отец привозил мешки с баклажанами, капустой, сладким перцем, помидорами. Такими овощами снабжал не только семью, но и всех близких родственников. Помню, что эти мешки нам привозили с поля прямо домой».

Один из бывших гаишников рассказал нам о том, что в прошлые годы и он, и его коллеги брали взятки так, чтобы одновременно и деньги получить, и перестраховаться от возможной «подставы»: «Большие суммы в карманах носить было опасно, потому что при внезапной проверке это вызвало бы подозрения. Так вот, нарушителю предлагали положить деньги в спичечный коробок или пустую пачку сигарет и выбросить в определенном месте. Когда у нас появлялась возможность — забирали. Все проверяющие знали о такой системе, но в нашем подразделении так никого не поймали», — рассказал нам экс-милиционер.

В то же время во многих силовых ведомствах нам сообщили, что новые технологии позволяют вычислять и тех взяточников, которые пытаются изощренно маскироваться. Силовики уточняют, что у них в распоряжении и прослушка телефонов, и наружное наблюдение, и мониторинг страниц в соцсетях. При этом напоминают, что за взятку в Украине наказывают до 12 лет тюрьмы.

В четверг 1 сентября свой «бенефис» в Европе проведут сепаратисты из марионеточной организации «ДНР», которая контролирует часть Донецкой области и часто упоминается в Украине как террористическая.

В этот день будет объявлено об открытии «Представительского центра ДНР» в Чехии, которое в Донецке называют своим первым официальным зарубежным представительством.

И хотя эта «дипмиссия» не будет настоящей, да и вообще лжи вокруг данного события значительно больше, чем правды, последствия 1 сентября могут быть разными. В том числе и неприятными.

Украина – и вместе с ней Чехия – еще могут выйти победителями из этой информационной битвы. Но могут и проиграть. И то, что украинская дипломатия в последние годы вообще не работает на чешском направлении, не помогает процессу.

Фейковый «консул»

О «дипломатической победе» «молодой республики» объявил в конце прошлой недели сайт dnr-news.

«1 сентября в городе Острава состоится торжественное открытие представительского центра ДНР в Чешской Республике. Представительский центр ДНР — это первое официально зарегистрированное представительство Республики в странах Европейского Союза», – говорится в сообщении на сайте.

Имя «представительницы» сепаратистов в сообщении не уточняется, но приведены ее фото. Ее хорошо знают те, кто следит за украинско-чешскими отношениями. Это – Нела Лискова, жительница Остравы.

В сети полно ее фото в Донецке и окрестностях, а также на встречах с главарями сепаратистов. У себя на Facebook-странице, а также на странице чешской организации «Народное ополчение» Нела подтвердила: именно она будет представлена в четверг в качестве «консула».

Формально иностранные граждане (к примеру, чехи) действительно могут занимать должность «почетного консула». Но это – точно не тот случай.

В понедельник вечером чешский МИД обнародовал официальное заявление, в котором категорически опроверг информацию о «консуле» и о любой другой форме «дипломатического представительства ДНР».

«Самозваная Донецкая народная республика не может иметь аккредитованное диппредставительство в Чехии, поскольку Чехия не признает ее существования», – подчеркнули в МИД.

«Чешская Республика не может ни принимать, ни регистрировать их дипломатических представителей...

Что касается выступления Нелы Лисковой в качестве почетного консула так называемой ДНР, то министерство иностранных дел проверяет эту ситуацию. Если будет подтверждено, что она использует этот титул для своей популяризации, МИД обратится через официальные каналы, чтобы она немедленно прекратила использовать такое определение», – говорится в заявлении.

Фейковое диппредставительство

Но не стоит надеяться, что 1 сентября ничего не произойдет.

Сторонники донецких сепаратистов в этот день действительно проведут презентацию в Остраве. И центр, который они представят, уже зарегистрирован.

На сайте минюста есть информация об организации с названием «Zastupitelské centrum DNR«, в переводе – «представительский центр ДНР». Зарегистрирована в июне текущего года, уставная цель – «развитие сотрудничества Чехии и ДНР в вопросах экономики, торговли, культуры».

Обратим внимание: в некоторых источниках это название переводят как «Дипломатический центр ДНР». Это – ошибка гугл-переводчика с чешского языка, но она повышает вес организации.

Конечно же, это не диппредставительство, а обычная общественная организация.

У фейкового «почетного консульства» – трое учредителей.

protocol u4redit 6c6e4

Это – уже упомянутая Нела Лискова и еще двое человек, Вадим Грубеш и Петр Викторин. Все учредители – граждане Чехии.

«Юридически это то же самое, как если бы я зарегистрировал общественную организацию «Почетное консульство инопланетян с Альфа Центавра». То есть никаких правовых последствий это не имеет», – пошутил в комментарии ЕП чешский журналист Ондра Соукуп.

Отдельный повод для шуток – респектабельность «почетного консульства». Его адрес указан в уставных документах и в открытом реестре чешского минюста.

Именно здесь, в пригороде Остравы, в облезлом здании с расписанными стенами, зарегистрирована организация, которая ставит своей целью «представительство интересов ДНР».

Но, конечно же, в четверг журналистам покажут не его. Презентация «Центра» состоится в центре города, в отеле Mercure.

ostrava googlestreet 9f32aФото Google Streetview

Политические последствия

Шутки шутками, но событие 1 сентября может оказаться гораздо более значимым, чем просто собрание нескольких маргиналов.

Организаторы хорошо поработали над тем, чтобы пригласить туда как можно больше представителей политического бомонда.

Приглашение получили даже те, кто точно не поддержит спектакль в исполнении сторонников сепаратистов. Среди них – Марек Женишек, депутат чешского парламента, один из близких соратников Карла Шварценберга и первый заместитель главы партии Шварценберга ТОП 09.

В копии приглашения, которую опубликовал депутат, Нела Лискова снова подписалась как «почетный консул ДНР».

«Чехия признает территориальную целостность Украины, поэтому существование таких «почетных консульств» – откровенная чушь, даже если спрятать их под маской неправительственной организации», – заявил депутат ЕП Женишек. А в facebook-дискуссии он отметил, что «полностью согласен» с мнением, что нынешняя история «создает для Чехии имидж страны с определенной шизофренией» и «разрушает международное доверие».

Увы, нет сомнений, что не все депутаты придерживаются такого же мнения.

В чешской политической элите есть немало пророссийских политиков, вплоть до президента Милоша Земана, а фракция коммунистов – третья по численности в Палате депутатов чешского парламента. И поэтому высока вероятность того, что презентация «консульства ДНР» состоится в присутствии политиков национального уровня.

Но еще важнее – то, что в событиях 1 сентября должны принять участие «представители власти ДНР».

По крайней мере, об этом говорится в приглашении, полученном депутатами парламента.

Кто именно будет представлять сепаратистов во время этой презентации, доподлинно неизвестно. Источники ЕП, приближенные к чешскому МИД, предполагают, что это будет «никому не известная личность, которую сейчас сложно идентифицировать».

А потому нет уверенности, что официальная Прага сможет предотвратить участие этого человека в презентации.

Более того, пока нет уверенности, намерены ли чешские власти задерживать этого человека, даже если найдет его. Даже активисты, поддерживающие Украину, не уверены, что Прага должна останавливать деятельность Нелы Лисковой.

«Если она не нарушает закон, чешские власти ничего не могут делать. Да, если какой-либо преступник посетит это событие, его могут арестовать и выдать Украине в рамках экстрадиции, но в целом это «консульство» является законным общественным образованием», – заявил ЕП Якуб Янда, заместитель директора аналитического центра «Европейские ценности».

«Чехия может разве что не выдать визы тем, кто едет на событие, или задержать тех, кто объявлен в розыск. Но если туда придет какая-то горловская поэтесса, которая будет рассказывать про «ужасную киевскую хунту» – она имеет на это право», – соглашается Ондра Соукуп.

Среди чешских политиков есть и другая позиция.

Депутат Марек Женишек требует задержать «представителей ДНР», как только они появятся на публике.

«Если эту фальшивую презентацию посетит представитель «правительства» так называемой «ДНР», как они обещают в приглашении, то этот человек надо выдать украинской власти», – заявил он ЕП.

Но, к сожалению, среди чешских политиков более популярна первая позиция, а не последняя.

И это не удивительно.

Украинский МИД провалил работу на чешском направлении. ЕвроПравда давно писала о «качестве работы» посольства в Чехии, которое скорее вредило двусторонним отношениям, чем поддерживало их.

Ключевая причина – то, что посольство «по блату» возглавлял политический назначенец Борис Зайчук, брат многолетнего главы секретариата Верховной рады Валентина Зайчука. Теперь оба брата наконец-то ушли в отставку, причем чешского посла удалось снять лишь после публичного скандала, в котором он засветился, да и то – не сразу.

Но политические последствия этого придется разгребать еще долгое время.

Российский след

Единственный не раскрытый пока вопрос – финансирование кампании вокруг открытия консульства ДНР».

ЕП на данный момент не располагает документами, которые доказывали бы российский источник средств, хотя все наблюдатели говорят об этом как о доказанном факте.

На самом деле затраты на создание скандала – очень скромные. Создание общественной организации – вообще копеечная штука (ее зарегистрированный офис мы показали выше).

К слову, организаторы решили минимизировать риски – очевидно, боялись, что «представительский центр ДНР» будет закрыт из-за своего названия, поэтому одновременно была создана еще одна ГО, под названием «Представительский центр Донецкого региона» (и действительно, не экономить же на этом!)

Аренда зала для презентации потянет тоже на смешную сумму. Неизвестно, какой пакет услуг заказан в отеле Mercure, но цены на конференц-залы здесь стартуют всего от 150 евро. Но прочие расходы – зарплату Лисковой, поездки ее на Донбасс и «представителей ДНР» в Чехию – все равно кто-то должен финансировать.

«Госпожа Лискова – член правления «чешского национального ополчения» – экстремистской парамилитарной группы, связанной с праворадикальной партией «Национальная демократия», имеющей четкую связь с Россией», – объясняет Якуб Янда.

Недавний отчет чешского МВД подтверждает, что даже официальная власть называет эту группу экстремистской.

«Их несколько сотен людей по всей Чехии, разной степени адекватности. Классический микс конспирологии, антиамериканизма и пророссийскости, которая из этого получается.

Они возникли на антиисламской волне, начали создавать ячейки по всей Чехии. Но наша газета недавно проводила расследование, и оказалось, что их собирается лишь пару сотен раз в месяц», – говорит Ондра Суокоп.

Вместе с тем неопровержимых доказательств российского финансирования этих активистов нет и у чешских расследователей.

Но это, по сути, неважно. Самое главное сейчас – остановить откровенно недружественные действия и сделать все возможное, чтобы антиукраинские настроения не получили в Чехии большую популярность.

И без назначения профессионального посла Украины со знанием чешского языка и полной ротации всего штата посольства Украины в Чехии, пожалуй, не обойтись.

Точка зрения

Дела в колхозе шли плохо, то есть не так чтобы очень плохо — можно даже сказать, что и хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже.

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина.

Владимир Войнович

Аналитическая записка, составленная автором для президента Украины десять лет назад, называлась «О построении могучей державы в центре Европы» (текст доступен для пользователей Интернета по названию).

В тот период нашей истории успешный вариант будущего представлялся реальным. К сожалению, в текущий момент мы имеем и в стране, и на «большой шахматной доске» ситуацию принципиально отличную. Поэтому и заголовок, и подзаголовки будут заметно менее оптимистичными…

Качество власти, или Почему в Украине невозможно то, что возможно в Сингапуре

В плохом функционировании любой организации всегда виновен тот, кто ею управляет. На корабле это капитан, в хозяйственном предприятии — директор, в футбольной команде — тренер, в государстве… Ну это смотря какое государство. Например, Третьим Рейхом управлял фюрер, Советским Союзом — КПСС, в Украине основным субъектом власти является народ. Кажется, мы нашли виновника всех наших бед, однако здесь требуется уточнение.

Согласно Конституции Украины «народ осуществляет свою власть непосредственно, и…». Вспомним: непосредственно наш народ использовал свое конституционное право лишь дважды: в 2004-м и в 2013-м. Оба майдана были формой принуждения, которое осуществлял «носитель суверенитета» по отношению к подчиненным ему властным структурам, в соответствии со статьей 69 Конституции, где так прямо и сказано: «и другие формы непосредственной демократии». Далее, после Майдана реализовывалась вторая часть цитируемой выше фразы: «…и через органы государственной власти и органы местного самоуправления». То есть фактически все эти годы власть в стране осуществлял не сам народ, а те его представители, которым он эту власть доверял. Можно констатировать, что народ всегда делал неудачный (для себя) выбор. Почему?

Ответ на этот вопрос очень прост. Во-первых, наш народ не делегирует своих представителей из своих рядов по причине своей политической безграмотности. (Это характерно, в том числе, и для молодого поколения украинцев. Единичные исключения лишь подтверждают данную закономерность.) Во-вторых, делая свой выбор среди тех кандидатов, которых предлагают средства массовой информации, народ ограничивает круг избираемых лишь теми лицами, которые способны платить миллионы за свою кампанию. Таким образом, избираемые и избиратели делятся на два противостоящих класса — класс имущих избираемых и класс неимущих избирателей. Особенностью Украины является то, что между двумя этими классами нет ощутимой прослойки — среднего класса, который в развитых странах имеет финансовую возможность вносить свои коррективы в избирательный процесс. То есть «владельцем заводов, газет, пароходов» выступает ограниченный круг лиц.

Можно утверждать, что главной бедой нашей страны является высокая концентрация капиталов. Для того чтобы представить зримо, что это такое, воспользуемся методом, предложенным российским экономистом В.Галиным. Как говорит сам автор, «метод основан насравнительной оценке доли состояний миллиардеров Forbes в совокупном доходе их стран. За последний, в данном случае, взят суммарный ВВП этих стран, накопленный с начала неолиберальной революции, т.е. за последние 20 лет». В своей книге «Последняя цивилизация» Галин приводит следующую таблицу.

По данным на 2012 г., которые, подозреваю, принципиально не изменились, лидерами в концентрации капиталов были Россия, Чили и Украина. На противоположном конце этой перевернутой пирамиды — страны с самым высоким Индексом человеческого развития (ИЧР), который ежегодно публикуется в рамках Программы развития ООН. Есть о чем задуматься?

buduschem table1 f61caК сожалению, главная беда, как и положено, не одна. Можно сокрушаться по поводу количества крупных собственников, но еще большей проблемой является их качество. Читая мемуары сингапурского диктатора, трудно избежать ощущения его отрицательного отношения к какому-либо варианту эмиграции с острова. Действительно, Англия для него — чужая культура, Китай — чужая идеология, Малайзия — перманентно враждебная среда. То есть этот человек просто был вынужден создать на миниатюрной (по нашим меркам) площадке государство, безопасное и комфортное, в том числе и для себя лично. Иное дело украинские или российские правители: они покупают недвижимость в Европе, они держат капиталы в зарубежных банках (или компаниях), их дети находятся в западных странах чаще и больше, чем на родине. Зачем человеку, имеющему много денег, пытаться что-то преобразовывать в Украине, если его в любой момент готова принять другая страна, с несравнимо более высоким уровнем жизни? Поэтому, в случае чего, они легко сбегают в те же Штаты или как минимум в Австрию. То есть наша правящая бизнес-элита является «центробежно ориентированной». В то время как бизнес-элиты успешных стран являются «центростремительными». Дабы не спорить, где тут причина, а где следствие, вспомним, как в период «Великой депрессии» правительство Рузвельта ввело жестокий прогрессивный налог. Но никто из тамошних олигархов не сменил гражданство.

Отсутствие реальной оппозиции

Во время Оранжевой революции мы могли наблюдать, как на места, освобожденные прежними олигархами, приходят представители такого же крупного бизнеса. Нынешней правящей коалиции оппонирует «Оппозиционный блок», в котором первую скрипку играют такие же миллионеры. Более того, если вдруг начинает чрезмерно активничать не понятно чья относительно скромная партия, мы сразу же ищем ее тайного спонсора: надо же знать, чьи интересы она намерена защищать. То есть мы понимаем, что на смену нынешним олигархам может прийти только другой не менее крупный капитал. Возможно ли разорвать этот порочный круг?

Дмитрий Выдрин однажды сказал, что победить крупный бизнес может только малый бизнес. Это утверждение кажется парадоксальным, поскольку величины выглядят несравнимыми. Однако опыт Фридриха Райффайзена, организовавшего в 1846 г. крестьян на создание первого кредитного союза кооперативов, говорит об обратном. В нашей стране тоже время от времени предпринимаются попытки объединения субъектов малого бизнеса. При этом показательно отношение властей как к акциям таких объединений, так и к малому бизнесу в целом. Здесь можно вспомнить, например, разгон «налогового майдана» при Януковиче, неоднократные попытки сужения «упрощенки» или торжественные отчеты киевского мэра о ликвидации тысяч торговых точек, то есть тысяч рабочих мест. (Вспомним, что сингапурский диктатор поступил с точностью до наоборот: не ликвидировал торговые места, а построил для торговцев специализированные павильоны.) Почему украинская власть ведет себя подобным образом? Потому что всерьез воспринимает предупреждение Выдрина? Не совсем. Такое поведение правящих элит вполне естественно для государств, находящихся на низшей ступени развития институтов.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт о мотивах говорит так: «Естественное государство решает проблему насилия, создавая господствующую коалицию, которая ограничивает доступ к ценным ресурсам… и контроль над ценными видами деятельности… предоставляя его только элитам». И далее: «Использование естественным государством привилегий и рент для поддержания господствующей коалиции требует ограниченного доступа, который предупреждает появление оппозиционного гражданского общества, способного повлиять на политику правительства».

В государствах свободного доступа все происходит совершенно иначе. Например, Администрация по делам малого бизнеса в США ежегодно тратит 20 млрд долл. на займы и гарантии в поддержку частных компаний Соединенных Штатов. В Украине такая поддержка тоже, кажется, есть. Вот что об этом говорится в отчете исследования, проведенного Crown Agents: «…бюджетные средства, выделяемые на развитие малого и среднего предпринимательства и частного сектора, весьма ограничены. Так, в 2012 г. общий объем бюджетных расходов в указанном направлении составил 14,5 млн грн, а в 2009–2011 гг. — еще меньше. Кроме того, на протяжении длительного времени в этой категории государственной поддержки наблюдается использование средств не по целевому назначению».

Украинским олигархам не нужна сильная оппозиция, поэтому рост малого бизнеса — соответственно, и среднего класса — будет целенаправленно сдерживаться.

Целенаправленное разрушение экономики

Кажется, давно уже никто не оспаривает, что для становления сильной державы необходимо развивать производство. Норвежский экономист Эрик Райнерт в книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными», в частности, ссылается на девять правил Филиппа фон Хорнигка, сформулированных еще в 1684 г. При этом сам Райнерт ключевым считает правило номер два, в котором указывается: «Все ресурсы, существующие в стране, которые нельзя использовать в их естественном состоянии, должно обрабатывать в пределах страны; поскольку промышленные товары обычно стоят в 2–3–10–100 раз дороже, чем сырье». Анализируя экономическую историю лидеров, норвежец утверждает, что «все страны, которые сегодня богаты, обязательно проходили через период защиты национальной обрабатывающей промышленности». Отсутствие такой защиты в более слабых странах означает их деиндустриализацию: «Мы можем так сформулировать проблему бедности: Африка и другие бедные страны бедны, потому что им отрезаны либо не даны возможности развивать капитализм как систему производства». С точки зрения Райнерта, Украина — это «колония», то есть «страна, которая специализируется наневыгодной торговле: на экспорте сырьевых товаров и импорте высокотехнологичных продуктов, будь то промышленные товары или услуги наукоемкого сектора».

Однако реальные собственники государства — олигархи, то есть — зарабатывают почти исключительно на экспорте сырья. Причин тому несколько. Во-первых, они сумели вовремя приватизировать добывающую отрасль, экспорт продукции которой дает мгновенную отдачу. Во-вторых, создание перерабатывающих предприятий требует инвестиций, которые не факт что окупятся до того, как эти объекты у тебя отберут. (Зачем «центробежному» собственнику лишний риск?) В-третьих, переработка будет означать создание новых рабочих мест для высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых работников. А это означает, опять же, рост среднего класса.

Как здесь не вспомнить, что в числе своих 13 «Правил экономической эмуляции и развития» Райнерт называет и «относительное подавление… групп, заинтересованных в производстве сырьевых товаров»?!

Иногда приходится слышать сетования на то, что украинская олигократия вместо того, чтобы заниматься экономикой, занимается идеологией. Не могу согласиться с этим, поскольку, вопреки официальным утверждениям, кампания декоммунизации преследует не идеологические, а меркантильные цели. Убеждая общественность и общество в отрицательном влиянии нашего общего социалистического прошлого, реальные собственники государства стремятся, в первую очередь, лишить общество его социальных завоеваний, а именно: общественной собственности и социальных льгот. При этом старательно насаждается миф о якобы принципиальной невозможности эффективного функционирования государственных предприятий. Здесь все просто: предприятия, являющиеся собственностью всех граждан Украины, разрушаются с целью дальнейшей их приватизации олигархами. А сворачивание социальных программ имеет целью сокращение расходов государственного бюджета. Потому как чем меньше будет этих расходов, тем больше можно будет украсть. Остается лишь добавить, что «десоциализация» Украины является антиконституционным процессом.

Плач всех последних правительств по поводу отсутствия средств на социальные программы выглядит смешным, поскольку они никогда не пытались зарабатывать для этих программ деньги. Не будем повторяться о госпредприятиях, которые эти правительства разорили, продали и проели. Поговорим о таком резерве, как наука.

Бездарно управляемой независимой Украине в наследство от так же бездарно управляемого СССР достался огромный объем научно-исследовательских институтов и вузов, которые десятилетиями давали эффективную отдачу в виде новых технологий. В цивилизованном мире наукоемкие технологии обеспечивают ощутимый приток материальных средств. Собственно, для этого государства и инвестируют в науку. Но тогда возникает вопрос: почему нет ощутимого внедрения инноваций? Документально могу подтвердить, что Украина имеет огромное количество необходимых экономике разработок. Но интерес к ним проявляют, как правило, не отечественные, а зарубежные структуры. Почему же не свои? На этот вопрос еще в середине прошлого века ответил Й.Шумпетер: «Прогресс подразумевает разрушение тех капитальных стоимостей, с которыми конкурирует новый товар или новый метод производства. В условиях современной конкуренции старые производственные мощности должны быть приспособлены к новым условиям (процесс, требующий дополнительных издержек) или уничтожены. Но в отраслях, где нет совершенной конкуренции и производство контролируется несколькими крупными концернами, у последних есть достаточно возможностей для того, чтобы отбить атаки, которым подвергаются их капиталы, и избежать убытков на капитальных счетах; короче говоря, они могут потягаться и с самим прогрессом». То есть Шумпетер подтверждает то, о чем мы говорили в самом начале: главная беда нашей страны — высокая концентрация капиталов.

На проблему инновационной политики Украины необходимо смотреть и с другой стороны: наше государство создает условия, стимулирующие отток научных разработок вовне. Только за первые 17 лет независимости из Украины уехали 626 докторов наук. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), уровень миграции среди инноваторов в пять раз превышает средний. Основной принимающей страной являются США.

Нынешняя ситуация в экономике Украины является кризисной. Кризис не означает, что надо сложить руки и умереть. Украинские экономисты прекрасно знают, что надо делать в условиях кризиса. Вот, например, что говорит директор департамента Института экономики С.Кораблин о том, какой должна быть политика при падении спроса и производства: «Об этом знают все студенты: центральный банк должен наращивать денежное предложение, а правительство — бюджетные расходы с возможным снижением налогов». Вообще-то все это известно со времен Дж.М.Кейнса и опробовано на практике еще Ф.Д.Рузвельтом. И вот тут читатель должен подумать, что нашим правительствам постоянно не хватает ума или образования, но я опять не соглашусь: они у нас очень умные и все прекрасно знают. А экономику разрушают целенаправленно. Зачем?

Африканский сценарий для Украины

Африканский континент во второй половине прошлого века пережил эпоху разгула демократии. Огромные территории, насыщенные неосвоенными природными ресурсами, до Второй мировой войны были разделены между собственниками нескольких империй. К несчастью, в числе этих собственников не было граждан держав — «конечных бенефициариев» большой войны. Поэтому встал вопрос о переделе. Естественно, имели место инвестиции в технологию передела, которую, не мудрствуя лукаво, окрестили «национально-освободительным движением». По результатам этого движения ставленников метрополий отправили по домам, а на освободившихся территориях провели первые демократические выборы. Естественно, как и положено в условиях демократии, победили в этих выборах те, в кого инвестировали «конечные бенефициарии». Зачем инвестировали? А чтобы помочь аборигенам, наконец-то освободившимся от колониального гнета. Для этого, конечно же, было необходимо сначала увидеть законное, демократически избранное правительство. Затем этому правительству давали кредиты, которые благополучно разворовывались, а когда наступал момент платежа, предлагали новый заем.

В своей книге «Исповедь экономического убийцы» Джон Перкинс объясняет, что кредиты странам третьего мира даются вовсе не для того, чтобы им помочь. Цель кредитования бедных стран — создание безнадежных должников, что достигается путем обогащения личностей, правящих этими странами, поскольку кредиты всегда в той или иной степени расхищаются.

В подтверждение данного тезиса коллега Дж.Перкинса, бывший главный экономист консалтинговой фирмы McKinsey Джеймс С.Генри в книге «Иллюзия списания долга» приводит рисунок, зримо показывающий соотношение сумм кредитов, полученных конкретными государствами, и сумм, выведенных в офшоры олигархами государств-получателей.

buduschem table2 022b3«К началу 1990-х, — говорит автор, — общая сумма необлагаемого налогами частного капитала, утекшего из стран третьего мира, превысила стоимость всего непогашенного внешнего долга третьего мира». И вот здесь-то, вопреки заявлению Фукуямы, только и началась настоящая «История». Потому что появился целый сонм жаждущих кредитов: люди, сделавшие свои первые «не совсем честные» миллионы на присвоении общенародной собственности, абсолютно естественно должны стремиться максимально преумножить добытое и, извините за вульгаризм, «свалить». (Выше мы говорили о «центробежной» элите.) Само собой, что добывать деньги проще всего, «осваивая» кредиты, которые берет принадлежащее олигархам государство; а надежно хранить добытое возможно только за пределами страны происхождения богатства.

Как быстро миллиардеры посткоммунистических стран вписались в общемировую картину выведения средств в офшоры, показывает лондонская газета The Guardian, опубликовавшая карту на основании исследований Дж.С.Генри. На 2010 г. наш, украинский, вклад составил всего-то 167 млрд долл. Однако нет предела совершенству. В сентябре прошлого года председатель Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев сказал в одном из интервью, что из Украины в офшоры выведены только «за последние 18 месяцев где-то полтриллиона гривен».

buduschem table3 e6f9bНе надо, однако, понимать буквально, что выводятся в офшоры только разворованные кредитные деньги. В Украине есть и другие способы отъема миллиардов. Например, 7,48 млрд долл. — по заявлению Ю.Тимошенко, «деньги, которые были выведены из золотовалютного резерва в офшоры» еще правительством Азарова. А 17,6 млрд были выведены уже через рефинансирование коммерческих банков правительством Яценюка.

Все последние годы наше государство, с одной стороны, успешно брало в долг, с другой — создавало условия для выведения капиталов из Украины. Динамика внешнего долга сегодня, впрочем, выглядит «не так чтобы очень плохо — можно даже сказать, что и хорошо…», во всяком случае В.Пинзеник на своем сайте приводит рисунок, где хорошо видна последовательность снижения внешнего долга державы со 142 млрд долл. на начало 2014 г. до 119 млрд долл. на начало текущего.

buduschem table4 d169dВот только возможности наши уже не те, поскольку валовой внутренний продукт уже не тот, что давеча. И Виктор Михайлович дальше показывает другой рисунок, из которого видно, что государственный долг на начало 2015 г. достигал уже 70,3% ВВП страны.

buduschem table5 1684eЭкономисты считают рискованным государственный долг, превышающий 35% ВВП. По оценке аналитиков Bank of America Merrill Lynch на 31 июля 2015 г., Украина входила в тройку самых рисковых заемщиков.

Итак, резюмируем. В мире существует хорошо отработанная система погружения государств третьего мира в долговую яму, из которой нет и не может быть выхода. Инициативу при этом зачастую проявляют кредиторы, которые заинтересовывают распорядителей кредитов возможностью выведения средств в «безналоговые гавани», с соблюдением анонимности вкладов. Аналогичный сценарий применяется и в отношении Украины.

Поскольку для погашения текущих платежей по кредитам странам с плохо управляемой экономикой, как правило, необходимо брать новые займы, кредиторы получают возможность предъявлять должнику все новые и новые экономические и другие требования. Соответственно, Украиной будут управлять те, кто дает сегодня кредиты. Поэтому выгодно не только распоряжаться полученными средствами, но и давать в долг.

Украина без украинцев

Существует, к несчастью, одно обстоятельство, которое несколько затрудняет планы продажи Украины. Это — народ, который временами вспоминает, что он — «основной субъект», и начинает мешать. С целью минимизации помех реализуется стратегия минимизации субъекта.

Согласно последнему прогнозу Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, население нашей страны будет последовательно уменьшаться. Если в 2015-м нас было приблизительно 44,8 млн человек, то в 2020-м будет около 43,7 млн, в 2030-м — 40,9 млн, в 2050-м — 35,1 млн, а в 2100-м останется только 26,4 млн человек.

Нетрудно догадаться, что, кроме естественной убыли населения в 700 человек в день, эта тенденция обеспечена также и искусственными факторами. Причин несколько, но остановимся на тех, которые относятся к сфере государственной политики.

Во-первых, украинцы обречены на частичное вымирание в связи с планомерным ухудшением качества жизни. Как сообщила завотделом Института демографии и социальных исследований НАН Украины Л.Черненко, «в 2015 г. по сравнению с 2014-м уровень бедности по оценке фактического прожиточного минимума вырос почти вдвое — с 29,8 до 59,3%». Надо ожидать, что тенденция сохранится и в текущем году в связи с новыми тарифами, которые правительство вводит в обмен на новые кредиты. При этом любопытный момент подчеркивает директор Института демографии Элла Либанова: «Больше всего новые тарифы ударят по тем категориям населения, которые не будут иметь права на субсидии, так называемому среднему классу — эти люди в результате станут реально бедными». Случайность или тонкий расчет?

Во-вторых, выше мы также говорили о возможности выхода из экономического кризиса с созданием большого количества рабочих мест — по Кейнсу. Власть этого не хочет, следовательно, можно утверждать, что высокий уровень безработицы создается искусственно.

Поскольку указанные две причины делают проживание в Украине невыносимым, тем самым стимулируется миграция из этой страны в страны более успешные. Что и происходит.

Кстати, если еще раз обратиться к упомянутому выше прогнозу департамента ООН, то можно заметить устойчивую тенденцию роста населения США: с прошлогодних неполных 322 млн до 450 млн человек в 2100-м. Как бы есть куда нам всем стремиться: в страну, на территории которой уже полтора века не было войны.

Война как тупик

Войны начинаются, как правило, с целью отъема чужой собственности. Когда собственность отнята, и отнявшая сторона доказала силой свое право на отнятое, стороны — во избежание дальнейших потерь — примиряются.

Нынешняя наша война — не исключение. Россия уже отняла у нас значительную часть территории и присвоила большой объем имущества Украины. Казалось бы, стратегическая цель достигнута и надо бы попытаться достичь примирения. Однако даже если бы Украина примирилась с потерей Крыма, что представить трудно, осталось бы огромное количество игроков разного уровня, страстно желающих продолжения бойни.

Во-первых, мы знаем, что первоначальные планы России не ограничивались Крымом и Донбассом. Поэтому пока Украина по всем статьям значительно уступает агрессору, угроза расширения масштабов интервенции будет сохраняться.

Во-вторых, надо понимать, что любая война требует ежедневного обновления «расходных материалов» — оружия, боеприпасов, техники, обмундирования, топлива, продуктов питания и т.п. Все это кто-то производит и, следовательно, зарабатывает на этом деньги.

В-третьих, государство, для того чтобы все это купить, должно где-то деньги изыскать. Следовательно, заработают и кредиторы, и те, кто эти кредиты будет «осваивать».

Плюс к этому существует множество способов заработать на злоупотреблениях в процессе войны, о которых время от времени рассказывают должностные лица СБУ, военной прокуратуры и пр.

То есть если первые руководители воюющих сторон находятся в патовой ситуации (поскольку Крым невозможно ни отдать, ни отобрать), то все остальные просто не могут допустить потери своего бизнеса.

Неудивительно, что любая инициатива, направленная на прекращение войны, наталкивается на противодействие чиновников, силовиков или просто «профессиональных патриотов», усугубляющих существующие конфликты.

К тому же этот форс-мажор имеет и политические выгоды: пока есть война, можно не опасаться третьего Майдана, итогом которого, очевидно, будет поглощение Украины Россией.

Бэзил Лиддел Гарт, которого считают классиком военной стратегии, подробно описал, чем проигрышная стратегия отличается от выигрышной. Смысл в том, чтобы выйти из состояния войны до наступления необратимых изменений.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что у Украины нет будущего, поскольку:

— народ Украины никогда не допустит отстранения олигархов от власти;

— олигархи никогда не допустят преумножения среднего класса;

— олигархи никогда не допустят развития нормальной (тем более инновационной) экономики;

— Украина обречена быть безнадежным должником, поскольку в этом заинтересованы все как внутренние, так и внешние игроки;

— активная часть населения Украины не будет бороться за ее существование, поскольку не намерена в ней жить;

— война в том или в ином виде будет продолжаться до полного разрушения экономики Украины, поскольку экономические возможности сторон несравнимы.

Государство Украина всей своей экономической историей провоцировало нынешнюю войну, планомерно разваливая собственную экономику и собственную армию. (Психологи знают, что жертва зачастую сама провоцирует агрессора своим поведением.) Это видели все; как не самоубиться, рассказывали многие, но возобладало иррациональное. Жалко, конечно. Могла бы получиться хорошая страна...

КЗОЗ «Харківський міський клінічний пологовий будинок №7» 29 серпня уклало угоду з ТОВ «Добробудь» щодо ремонту будівлі вартістю 918,24 тис. грн.

Звіт про проведення закупівлі опублікований на веб-порталі Уповноваженого органу з питань закупівель «Прозорро».

Згідно договору, планується виконати капітальний ремонт цоколя, вимощення, несучих стін будівлі пологового будинку за адресою: вул. Руставелі, 12.

Вартість капітального ремонту цоколя та вимощення будівлі складає 478,68 тис. грн, а капремонту несущих стін будівлі 250,98 тис. грн.

Роботи мають бути закінчені в жовтні 2016 року.

ТОВ «Добробудь» записано на Анатолія Кнігіна, директором є Юрій Козьміних. Раніше серед засновників цієї фірми був Антон Афанасьєв, Олег Меть, Олександр Лепетило та Сергій Рудика.

Рудика та Афанасьєв разом з помічником нардепа Анатолія Денисенко Владиславом Кутовим володіють ТОВ «Дока-Буд».

Ця фірма є монополістом на ремонти у Департаменту культури Харківської міськради.

Крім того, в останній час ця фірма почала вигравати тендери на ремонт медичних закладів міста Харкова, зокрема, лікарень.

dobrobud-dogovor1 f680cdobrobud-protocol 6632bdobrobud-smeta1 104e9dobrobud-smeta2 5eb61dobrobud-smeta3 31c2ddobrobud-smeta4 405c6dobrobud-smeta5 65f38dobrobud-smeta6 0f2f6

Украинцы на 25 году независимости не могут сформировать власть, которая бы работала для них. Почему? Почти всю свою историю украинцы были нацией без государства. Соответственно и отношение к власти у них было как к чужой. Такая черта формировалась сотни лет и перешла в наследство от подчиненного положения в рамках тех империй, в которых существовал украинский этнос. Исключением не стала даже эпоха независимости.

О проблемах отношения к власти, существовавших в самом ярком периоде строительства первой республики – 1917-1918 годах, писал в своих мемуарах один из самых ярких борцов за независимость Роман Бжеский. В Чернигове, насчитывавшем на момент февральской буржуазной революции 1917 года 40 тысяч человек, было по подсчетам Бжеского всего 40 людей, которые понимали истинную природу русского империализма.

Уже тогда он быстро перестраивался после падения царского правления с идеи самодержавие-православие на концепт – всемирная свобода без войны — в рамках свежей имперской идеи большевизма.

Другие подневольные народы империи – поляки и финны, например, понимали, что царская имперская машина управления плоха для них не из-за одного ее существования, а из-за подавления их развития в пользу развития империи. Украинцы же в большинстве своем воспринимали всю государственную машину как безусловно вредную и потому подлежащую сносу. На этом фоне и произошло поражение украинской революции, несмотря на огромный ее потенциал и слабость зарождавшейся на обломках самодержавия новой большевистской империи. Поляки и финны получили свои государства и этим убереглись от многомиллионных жертв сталинского режима, которые понесли в конечном итоге украинцы.

Времена изменились, соответственно должно было поменяться и отношение к власти: с противостояния, восприятия ее как чужой субстанции или отрицания ее легитимности, должно было прийти время «своей» власти. Ведь неприятие государственной машины как таковой очень опасно, так как может привести к разрушению собственных институтов управления, а это прямой путь к управлению внешнему. Анархизм во всех его проявлениях для безгосударственных наций выгоден империям — он удерживает их от формирования собственных госструктур и не позволяет самостоятельно управлять своей жизнью.

Архетипы украинских политиков современности в своей основе опять-таки отвечают безгосударственной нации.

Мы имели эффективное поколение политиков конца 1980-х, которые боролись за независимость и совершило аннигиляцию тоталитарной власти в СССР, т.е. демонтировали узурпирующую национальное развитие советскую власть. Вячеслав Чорновил, Левко Лукьяненко и все патриоты того времени смогли ценой самопожертвования добиться практически невозможного. Борцы за независимость — это были бульдозеры, зачистившие поле. На их месте должны были появиться «строители» — создатели нового государства. Но они не пришли. Их попросту не могло появиться. В итоге бразды правления получили советские технократы и коммерсанты.

Поэтому у нас все зависло: имеем формально независимое государство, но безгосударственное население. И соответственно безгосударственных политиков на Олимпе.

После короткого периода демонтажа внешней системы влияния и колониального состояния, уже в первой половине 1990-х фактически пришла новая колониальная власть. Безгосударственные политики отдали экономику безгосударственному олигархату, который, и тогда и сейчас находился под внешним влиянием.

Президентские хроники

Настоящую власть государственной нации от безгосударственной отличают две составляющие – 1) направленность на решение проблем собственного народа (и построение эффективной государственной машины, а не ее аннигиляция), 2) идеология, формирующая у народа желание поддерживать государственное строительство. Третий элемент госвласти – высокая квалификация — может быть присущ и государственной нации, и безгосударственной. Но она не может заменить первые две характеристики.

Леонид Кравчук — политик переходного типа, представитель имперского советского режима, которого вынесло на верх на волне развала СССР. Первая характеристика направленность на решение проблем собственного народа — ему не была присуща. Он бездумно, без учета внешних факторов, отказался от ядерного оружия, согласился на ваучерную приватизацию. Национальная идеология для создания независимого государства в его эпоху отсутствовала. Невысока была также и квалификация государственных управленцев, работавших по лекалам западных догматиков ультралиберального направления в экономике.

Леонид Кучма был мультивекторным. Он, как и Иван Мазепа, пытался заигрывать со всеми и пробовал сыграть свою игру. Он имел амбиции построить независимое государство, национальная государственная машина создавалась под его управлением, но он был зависим от внешнего воздействия, а также от внутреннего олигархического, которое он взращивал, имея при этом и личные корыстные мотивы. Государственная власть двух сроков правления Кучмы имела достаточно высокую квалификацию, она начала самостоятельно проявлять характеристики, присущие государственным нациям. Но поскольку не было единого вектора движения, успеха она иметь не могла.

Виктор Ющенко – полностью зависимый от внешних факторов управленец, который выбрал один из векторов — западный. Несмотря на то, что за 13 лет были созданы элементы независимой государственной машины, он повел себя с ней как типичный аннигилятор. Его правление — это сплав отрицания предыдущей власти, зачистки ее квалифицированных кадров из-за политической неблагонадежности, и отсутствие работы по созданию эффективного государственного управления характерного для государственных наций.

Виктор Янукович — типичное контраверси, включавшее обслуживание олигархата и российский вектор. Неудивительно, что такая власть не могла быть успешной, и была аннигилирована народом.

Петр Порошенко тоже не смог сделать власть «своей» для людей — она снова чужая. Причина в засилье клептократии и отсутствии направленности на защиту интересов народа. Еще Порошенко основал очень вредную традицию, вернее продолжил аннигилирующую традицию Ющенко. Работающие теперь управленцы совершают отрицание возможности для нации иметь собственные, независимые от внешнего управления государственные институты. При этом отрицается не только легитимность целых министерств, но и продвигаются идею о том, что национальная власть в принципе не может быть квалифицированной, поэтому нужно импортировать иностранных управленцев. Это заблуждение. Кроме квалификации (кстати, очень часто сомнительной), «варяги» не имеют характеристик, присущих государственной нации. А поскольку в догматическом пылу чисто арифметического выравнивания бюджета за счет повышения цен и тарифов власть еще и выглядит грабительской, то она однозначно не «своя».

Исторический экскурс

Если говорить об исторических персоналиях, то все они также были лидерами в безгосударственной нации. Подобно Мазепе или Хмельницкому, они в лучшем случае выбирали модель «поливассалитета» – т.е. перепрыгивания от одного сеньора (читай – управляющего государства) к другому.

Богдан Хмельницкий был какое-то время руководителем независимой территории, но это не было государство в модерном понимании — оно ​​еще не сложилась. У него была военная организация и поддерживающий ее народ, но отсутствовал набор, характерный для государств эпохи модерна — постоянная политическая и военная элита, буржуазия и т.д. Хотя Хмельницкий имел имидж национального лидера, он проиграл политически, пойдя на союз с Российской империей. А Мазепа проиграл еще и на поле битвы. Это привело к физической ликвидации зарождающейся политической и военной элиты.

Евгения Коновальца можно назвать государственным лидером с набором характеристик, подходивших для государственной нации. У него была стратегическая программа развития государства, военная организация, широкая общественная поддержка и общественные институты, свои и лояльные депутаты в парламенте Польши. Хорошая основа для построения полноценного государства на обломках старой Европы. Но обломки Европы похоронили всех.

Кстати, был у нас персонаж, который считался «своим» для народа — Михаил Грушевский. Но проблема в том, что он, как и Владимир Винниченко, не считал, что Украина может быть независима. Максимум — автономия в пределах новой империи. О вредности такого способа мышления для безгосударственных наций я уже писал в начале статьи.

Из Украины с нелюбовью

У украинцев хроническая нелюбовь к власти, в какой-то момент власть начинает критиковаться и сноситься. Не изменяться, а именно отрицаться и уничтожаться. Причина опять же в том, что власть не воспринимается народом как «своя».

Мы постоянно критикуем власть, но в нашем случае критика — это не хроническая болезнь, ее лечит время пребывания в статусе государственной нации, как было у поляков и финнов. На самом деле, европейцы тоже критикуют власть, говорят, что она неэффективна и ворует. Риторика одинакова, но разные измерения. В их случае «ворует» — это когда политик пообедал за счет бизнесмена или какая-то близкая к нему компания получила государственный подряд. В нашем же случае неэффективность и воровство — это условные «вышки Бойко» вчетверо дороже рыночной цены, массовое разграбление бюджета и незаконное присвоение государственных активов.

Неудовлетворенность народа в Европе — путь к прогрессу, а не разрушению, оно должно побуждать правительство работать лучше. Недовольство европейцев не предусматривает зачистки старой власти до самого основания. У нас же каждую власть хотят вынести на вилах. У европейцев есть преемственность. Особенно это выражено в англосаксонских странах. Например, британцам надоели лейбористы — их меняют консерваторы. И наоборот. Но сама государственная машина остается. Для нас эта модель пока нехарактерна.

Мне кажется, что украинцы, как и французы в свое время, пошли бы за своим Шарлем де Голлем — сильным лидером, вызывающим доверие, образованным в экономике, но не бизнесменом. Тем, кто будет строить не сетевое общество, а эффективное государство. Тип Вацлава Гавела — образованного и мягкого управленца — у нас пока не приживется. В понимании украинцев такой лидер – разрушитель, а не строитель.

Так что будущая власть вполне может быть успешной и сделать много для своего народа, если только этот самый народ будет считать власть своей собственностью, а не вредным наследием плохих империй.

Уже традиционно с приближением осени на украинском валютном рынке наблюдается новый виток девальвации. Официальный курс гривни опустился ниже 25 грн за дол. Желающие купить валюту в обменных пунктах должны платить в среднем 26,5 грн за долл.

Вероятнее всего, гривня и дальше будет дешеветь, и дело здесь не в транше МВФ, а в том, что программа фонда в Украине пока работает плохо.

Нацбанк тем временем сохраняет спокойствие.

«Ситуация на внутренних и внешних рынках остается благоприятной благодаря стремительному падению темпов инфляции, высокому урожаю и положительной конъюнктуре на мировых рынках стали и железной руды.

Кроме того, снижение цен на нефть и повышение энергоэффективности экономики привело к сокращению импорта», — отвечают в НБУ на запрос ЭП.

При этом регулятор обращает внимание, что следит за ситуацией и готов гасить чрезмерные колебания.

Однако существенные колебания уже произошли на наличном, «черном», рынке, и его контролировать регулятор не может или декларирует, что не может.

В то же время, скорее всего, уже в октябре-ноябре к отметке в 27 грн за долл приблизится и официальный курс, несмотря на всю «позитивную конъюнктуру».

При этом не стоит думать, что гривня теряет свою стоимость в связи с тем, что правительство не может получить третий транш от МВФ из-за проблем с электронным декларированием или по другим причинам. Курс 27,2 был взят для расчета бюджета на 2017 год еще в начале 2016 года.

«Проект госбюджета на 2017 год рассчитывается на основе прогнозного курса 27,2 UAH/USD, который был предоставлен Нацбанком в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Бюджетного кодекса. То есть именно НБУ письмом от 15 марта 2016 года предоставил Кабмину такой прогноз», — говорят в Минфине.

НБУ, в свою очередь, предоставил Минфину прогноз по курсу от МВФ. «Национальный банк предоставил Министерству финансов прогноз относительно обменного курса гривни, который был подготовлен экспертами миссии МВФ во время подготовки к пересмотру программы», — отвечают в НБУ.

Поскольку этот прогноз эксперты фонда дали еще в начале 2016 года, получается, что девальвация в Украине — процесс запланированный.

Изначально, когда Украина подписывала программу EFF с МВФ, курс на 2017 год должен был составлять 23,1 грн за долл. Однако поскольку программа фактически не работает, гривне приходится девальвировать.

Как известно, НБУ теперь не считает нужным удерживать курс гривни. «Нацбанк уделяет основное внимание достижению своих инфляционных целей, но не таргетирует определенный уровень обменного курса», — поясняет регулятор.

Однако в Украине политика инфляционного таргетирования вряд ли может быть настолько успешной, как, например, в Новой Зеландии, куда делегация НБУ летала перенимать опыт. В рамках политики инфляционного таргетирования рынок сам находит равновесие. Однако в Украине, скорее, не рынок, а базар, где многое зависит от настроения продавца и готовности покупателя торговаться.

Один из главных покупателей на отечественном рынке — НБУ, который не склонен торговаться, понимая, что скоро начинается новый бюджетный период с новым прогнозом курса валюты. Схожая ситуация наблюдалась осенью 2015 года, когда курс гривни начал проседать с 22 грн за долл до 24 грн долл.

Тогда НБУ связывал это с местными выборами, но этот фактор регулятор не стал отыгрывать назад. В такой ситуации можно понять экспортеров, которым нужно месяц-два придержать валюту, чтобы потом продать ее на 10% дороже.

То, что курс последние несколько лет не соответствует прогнозам правительства, само правительство, похоже, не беспокоит. Ведь очередной виток девальвации поможет собрать еще больше платежей в бюджет. Однако у этого явления есть и побочные действия.

«Влияние девальвации на бюджет проявляется в двух направлениях: краткосрочный рост поступлений в гривне за счет девальвационной составляющей и последующее снижение налоговых поступлений», — говорит эксперт экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников.

По его словам, вначале валюта меняется по более высокому курсу, но в среднесрочной перспективе рост курса иностранных валют подавляет спрос и деловую активность из-за роста цен, вызванного удорожанием импортной части в себестоимости. Это приводит к снижению темпов экономического развития.

Однако в целом сейчас для правительства девальвировать гривню гораздо легче, чем, например, бороться с выведением средств из банковской системы, закрывать налоговые ямы и наводить порядок на таможне.

Именно благодаря девальвации ГФС гордо рапортует о рекордных за всю историю Украины сборах в бюджет и перевыполнении планов таможни.

Несмотря на отсылки главы НБУ к осмотру холодильника, вопрос курса по-прежнему болезненный как для населения, так и для бизнеса. Девальвация усугубляет ситуацию с падением реальных доходов населения.

НБУ рапортует, что население продает больше валюты, чем покупает. Однако это отнюдь не от того, что люди стали больше доверять гривне, которая в последние годы не обладает накопительной функцией.

Тут вряд ли стоит винить только НБУ, которому пришлось взять на себя все репутационные потери, связанные с девальвацией. Проблема в том, что вместо обещанных реформ Кабмин часто продолжает заниматься их имитацией.

«В девальвации 2016 года основная вина на экономическом блоке правительства. Украина сидит на сырьевой игле, у нас нет большого притока валюты уже два года. НБУ пытается делить через межбанк и аукционы то, что есть.

При таком дефиците выясняется, что у Минэкономики — 4 млрд долл безвозвратной финпомощи, которую они не могут оприходовать, и 9 млрд долл кредитов на развитие, под которые нет проектов. На фоне мелких ошибок НБУ это чудовищный саботаж, который требует немедленного разбирательства», — говорит член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.