Главная
Налог на недвижимость: неприкасаемость для элитного жилья
"Если я владею пентхаусом общей площадью 350 квадратных метров, где жилая составляет 119 квадратов, на улице Крещатик, стоимостью несколько миллионов долларов, я налог на недвижимость не плачу. А вот моя мама - пенсионерка и вдова, владеющая трехкомнатной квартирой в районном центре - еще советской сталинкой, с жилой площадью 50 метров, и домиком в селе с жилой площадью 40 кв. м, будет платить налог на недвижимость даже со своей мизерной пенсии".
«Цидулки» из налоговой инспекции, содержащие приглашение на беседу с инспектором для определения размера налога на вашу недвижимость, уже ходят по квартирам. Эксперты утверждают, что законодатель опять позаботился о «налоговом иммунитете» для элитных пентхаусов, а налоговая начала «путать» общую жилплощадь с жилой, пытаясь стянуть вступивший в этом году налог на недвижимость со своих граждан…
Когда большинство Верховной Рады сбежало от заблокированной трибуны в парламенте и ушло голосовать на Банковую, депутаты клялись, что принимают законы исключительно в интересах народа. В интересах того же народа был принят в первом чтении и правительственный законопроект № 2405, который освобождает от уплаты введенного в этом году налога на недвижимость наиболее незащищенные слои населения. По мнению экспертов, принятый документ - чистейшей воды профанация, чтобы просто отвлечь население от того, что «натворил» законодатель с самим налогом на недвижимость. Ведь наиболее незащищенные слои населения итак не отягощены лишними квартирами. А вот владельцев крупных особняков и элитных квартир законодатель «ловким движением руки» вывел из зоны налогообложения.
Так, к примеру, юрист Светлана Бовсуновская, президент Лиги экспертов Украины, считает, что данный документ (законопроект № 2405) - это не «заслуга» правительства, как пытается его преподнести Кабмин и парламентское большинство, а попытка исправить грубейшую ошибку законодателя, допущенную при принятии Налогового кодекса в части введения налога на недвижимость.
- Конечно, гуманный закон, который нужно было принять, - говорит эксперт. - Но у нас принимаются законы без консультаций с экспертами и специалистами, без учета мнения оппонентов, оппозиции. Кабинет министров преподносит это как заботу о своих гражданах, а на самом деле - это ошибка авторов Налогового кодекса. Кроме того, данный закон не может считаться легитимным, так как был принят при «сомнительных обстоятельствах» - на Банковой, а не в стенах парламента. Да, такой закон необходим. Но, что получат наши граждане? Я к этому закону отношусь как к авантюре, даже если он такой гуманный. Потому что ВР в другом составе сможет легко его отменить, как неконституционно принятый…
Ну, а о подводных камнях введенного налога на недвижимое имущество граждан нам поведал вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал. Он глубоко убежден, что законодатель одним только принятием Налогового кодекса в части налогообложения недвижимости допустил грубейшее нарушение базовой нормы социальной справедливости.
- Нам налог на недвижимость обещали в рамках налога на богатство, налога на роскошь, а в результате мы получили налог на бедность, - говорит эксперт. - Сама система администрирования этого налога нарушает базовые принципы социальной справедливости. Дело в том, что если я владею пентхаусом общей площадью 350 квадратных метров, где жилая составляет 119 квадратов, на улице Крещатик, стоимостью несколько миллионов долларов, я налог на недвижимость не плачу. А вот моя мама - пенсионерка и вдова, владеющая трехкомнатной квартирой в районном центре - еще советской сталинкой, с жилой площадью 50 метров, и домиком в селе с жилой площадью 40 кв. м, будет платить налог на недвижимость даже со своей мизерной пенсии. Ей как бы государство предоставляет право выбрать, за что она хочет платить: за дом или за квартиру? Для этого ей придется ехать в налоговую службу, потратить кучу денег, времени и сил. Возможно, после общения с нашими клерками, ей и удастся изменить объект налогообложения (выбрать тот, за который платить надо будет меньше). Но, платить-то ей все равно придется...
- Я считаю, что законопроект № 2405, принятый ВР на Банковой, не снимает социальную напряженность с самой процедуры налогообложения недвижимости, - уверен Анатолий Топал и напоминает о другом документе: законопроекте № 2292, ранее зарегистрированном в ВР. Этот вариант, по мнению эксперта, как раз снял бы напряженность в обществе, уравнял бы в правах всех украинцев. Однако, к сожалению, депутаты его не приняли даже к рассмотрению.
- На сегодняшний день налогооблагаться будут согласно норме закона, исходя из наличия жилой площади, - пытается объяснить нововведение эксперт. - И в этом - уже нарушение прав человека! Разово освобождается от уплаты налога одна квартира с жилой площадью до 120 метров, жилой дом - до 250 кв. м. Если же свыше этой нормы хоть на сантиметр - платится один процент от всей базы налогообложения. Даже если жилая площадь всего лишь на 1 метр превышает норму, платите 1% от минимальной заработной платы, назначенной на год налогообложения (на сегодняшний день это 11,7 гривен) за каждый квадратный метр жилой площади.
- Если же так получилось, что у вас есть квартирка в городе (опять же - законодатель не учитывает стоимость этой квартирки - это может быть квартира в районном центре, в старом доме, а может - на Крещатике, стоимостью в пару миллионов долларов), с жилой площадью не более 120 кв. м, то такая недвижимость освобождается от уплаты налога. Вот такая у нас социальная справедливость. Получается, что самые обеспеченные опять оказались самыми освобожденными, на этот раз - от уплаты налога на недвижимость, - говорит эксперт.
Естественно, при желании владелец нескольких объектов недвижимости может с легкостью, если захочет, избежать уплаты налога на недвижимость, считает Анатолий Топал. Например, один объект недвижимости можно будет оформить на мужа, второй - на жену, третий, скажем, на ребенка или родственника.
- Да нашим богатеям, если они захотят, ничего не стоит и «сиротой» стать, лишь бы не платить этот налог, - считает эксперт. - Таким образом, замки с бассейнами и конюшнями общей площадью более 800 кв. метров, но имеющие жилую площадь на уровне 249 метров, от налогообложения уйдут.
- Социально справедливым налог на недвижимость будет тогда, когда он будет сориентирован на стоимость объекта налогообложения, - уверена Светлана Бовсуновская. - А так - это очередной налог для бедствующего населения, а якобы освобождение от налога самых незащищенных - не что иное, как пиар-акция Кабмина.
Именно Светлане Бовсуновской пришлось на днях консультировать предпринимателя по вопросам налогообложения его недвижимости. Ему уже пришло уведомление из налоговой инспекции. Предприниматель решил без юриста в налоговую не соваться.
- У моего клиента квартира уже более двух лет, как переведенная из жилого фонда в нежилой, - объясняет ситуацию юрист. - Далее, даже если бы эта квартира оставалась в жилом фонде, ее жилая площадь составляет 90 квадратных метров. Но, что интересно - в корешке, который присылает налоговая, значится не жилая площадь, а общая! То есть - нарушения уже пошли. Естественно, в налоговой извинились, объяснив «ошибку» тем, что информация удалилась из компьютера. А это значит, что налоговая пользуется недостоверной информацией. Нет единой базы. Далее: не продумана процедура, кому же подчинен собственник недвижимости, и его начинают вызывать в разные районные отделения налоговой. Налогоплательщику приходится обежать все районы города, чтобы доказать, что он будет регистрировать свой налог на выбранной им территории.
Ну и в завершение: несколько советов для счастливых, но не богатых, обладателей недвижимости в Украине. Излишнего беспокойства эксперты рекомендуют не проявлять. Не стоит самим бежать в налоговую со своей недвижимостью, даже если вы очень законопослушный гражданин и очень хотите уплатить новый налог.
- О необходимости уплатить этот налог вас должны уведомить письменно, - объясняет юрист. - Получив такое уведомление, внимательно изучите документ, присланный инспектором, сверьте его данные с оригиналами сертификатов собственности на вашу недвижимость. И если вы по закону не обязаны платить за свою недвижимость, смело несите оригиналы для предъявления в налоговую. И требуйте, чтобы вас удалили из базы плательщиков налога на недвижимость.
- Если же вы владелец нескольких объектов недвижимости, поступайте аналогично, - продолжает Светлана Бовсуновская. - Если вас пригласили, указав всю вашу недвижимость, находящуюся в собственности, помните, что вам может принадлежать не вся, а только часть недвижимости. Выбирайте для уплаты налога ту недвижимость, которая вам больше подходит для налогообложения.
Вместо P.S. Да, налог на недвижимость - это не украинское ноу-хау. Он существует в большинстве европейских стран и является одним из основных бюджетонаполняющих налогов. Безусловно, и налоги нужно платить. Но, этот налог должен быть социально справедливым, и цена его должна быть соответственной. Немаловажно также, куда пойдут и собранные от этого налога деньги. А в Украине Президент страны во всеуслышание заявляет, что треть бюджетных денег разворовывается.
Финансы, собранные от этого налога, должны оставаться в распоряжении местной власти, считают эксперты, и идти исключительно на ремонты жилищного сектора - лифтов, крыш, подъездов. Граждане по четкой схеме использования средств должны понимать, куда идут деньги с налога на недвижимость и видеть, как улучшается качество их жизни. Пока же все эти признаки «цивилизованности» и рядом не стоят с методикой внедрения отечественного налога на недвижимость…
- Информация о материале
«Бермудский треугольник» для Президента
Подготовка к избранию Виктора Януковича на второй срок зашла в тупик из-за того, что Виктор Федорович пока так и не решил - какому сценарию отдать предпочтение. Пока же Президент пребывает в раздумьях, каждый из центров влияния в ПР ведет свою игру, уподобляясь «лебедю, раку и щуке», которым, как известно, не под силу оказалось тащить воз. А в нашем случае - самого Януковича, которого как раз и надо тащить на второй срок.
Вечный торговец «тушками»
Партия регионов не контролирует парламент, и корни этого «зла» уходят в неудачные парламентские выборы-2012. Судя по всему, ответственность за «провал» возложили на главного штабиста ПР Андрея Клюева, которому предложили забрать документы из парламента и вернуться в «ссыльные» секретари СНБО. При этом те, кто «мстил» Клюеву, перестарались и, не подумав, злорадно предложили Президенту, чтоб, мол, Андрей Петрович сам и расхлебывал полученную после выборов парламентскую «кашу». И многоопытнейший Андрей Петрович ухватился за эту оплошность внутрипартийных конкурентов и пытается остаться на плаву.
Работать с новым парламентом Клюев стал по проверенным с 2006 года лекалам – то есть плодить «тушки». Правда, в 2007 году Андрей Петрович доигрался с «тушками» до перевыборов. Похоже, и на сей раз секретарь СНБО рискует сесть в большую лужу. То, что за выездным заседанием ВР на Банковой стоит именно Клюев, стало понятно, когда к «большевикам» присоединились свежие «тушки». Задумка Клюева проста – он кровно заинтересован, чтобы этот парламент, к которому он имеет хоть какой-то подход, работал и дальше, потому что еще одни выборы ему вряд ли доверят. Переезд «большевиков» должен был показать Президенту, что у Клюева все под контролем. При этом сам Клюев пытался испугать оппозицию. А она взяла и не испугалась. И парламентский кризис углубился. Теперь секретарь СНБО решил разруливать ситуацию с другого конца – планомерно, с одной стороны, колоть оппозицию, а с другой - постараться с ней договориться о воссоединении парламента на приемлемых условиях.
Что касается расколов, то все новоиспеченные Клюевым «тушки» в один голос начали требовать «крови» Яценюка. Более того, «тушки» уже начали формировать свою парламентскую группу, которая в отличие от «тушечной» группы Рыбакова «Реформы ради будущего» в прежнем парламенте, будет не провластной, а радикально оппозиционной. Правда, прежде всего, к оппозиции. «Контрафактным» знаменем этой группы будет Юлия Тимошенко, которую «предали» Яценюк и Турчинов. В этой группе применения своим талантам могут найти многочисленные потенциальные «ляшки» с особым мнением, которых сейчас пруд пруди в «Батькивщине» и вне ее. Таким образом, общество в очередной раз получит засаленный посыл – оппозиция не может быть единой по определению, а Клюев – поле для маневра.
Однако раскол не мешает Клюеву прощупывать оппозицию на предмет компромисса и воссоединения парламента. В этом Андрею Петровичу весьма пригодилось бы решение КСУ, который бы разрешил проводить выборы только мэра Киева. Такое решение было бы хорошей площадкой для переговоров, поскольку оппозиция просто не имеет права отказаться от каких-либо выборов в Киеве. Кстати, если оппозиция получит только кресло мэра столицы при разумном использовании, и из этого можно выжать многое. Так или иначе, но, разрешив парламентский кризис, Клюев докажет Президенту, что он ценный игрок и не нужны какие-либо перевыборы и референдумы, на которых не известно еще на какой результат нарвешься. А к президентским выборам Андрей Петрович будет гарантировать окончательный раскол оппозиции и «легкую прогулку для Януковича».
И последний штрих – сейчас делаются информационные вбросы, что, мол, именно Клюев больше всех приложил руку к освобождению Луценко. А использовать имидж единственного «либерала» во власти Клюев может по разному: то ли попробовать задействовать Луценко в своих раскольничьих играх, то ли просто для того, чтобы стать ближе к оппозиции для легкости переговоров.
Первый вице-«ястреб»
Все сложные конструкции и медленный темп Клюева становится просто поперек горла самому ближайшему окружению Президента, олицетворением которого является первый вице-премьер Сергей Арбузов. Арбузов во что бы то ни стало хочет заслужить статус главного по продвижению Януковича на второй срок и, наконец, стать премьером. По этой причине Арбузов, по сути, предлагает не панькаться ни с парламентом, ни с народом, а запускать сценарий «референдум».
Предложения первого вице-премьера сводятся к тому, чтобы распустить этот парламент, провести Всеукраинский референдум, урезать полномочия и сам парламент, посадить ему на голову Сенат и выбрать новых законодателей, которые будут послушными Президенту и премьеру. То есть ему, Арбузову. А там можно и в парламенте Президента избирать. Однако фантазии Арбузова сколь смелы, столь же и рискованны на практике.
Совершенно неизвестно, удастся ли провести референдум «правильно». А если удастся, не повлечет ли такое «волеизъявление» резкой реакции Запада со всеми вытекающими последствиями. Так что пока Арбузова просят посидеть смирно с его радикализмом и дать возможность Клюеву поработать с этим парламентом.
Продавец удобных спарринг-партнеров
Пока лучшие умы Партии регионов бьются над парламентской дилеммой, имеющей последствия для решения главного вопроса 2015 года, глава АП Сергей Левочкин формально остается над «схваткой». В обоих сценариях – Клюева и Арбузова – его многое не устраивает. Так, Левочкину, имеющему в активе главу КГГА Александра Попова, совершенно не нужны какие-либо столичные выборы, которые укладываются в концепцию Клюева. А избрание Президента в парламенте, на который Левочкин не имеет и вряд ли будет иметь влияние, множит на ноль его нынешнее положение. Главный козырь главы АП в том, что он всячески убеждает Президента: неважно какой есть или какой будет парламент, но решить проблему 2015 года может только он. И, мол, над этим он сейчас денно и нощно работает, а парламент не его дело.
Однако при этом Левочкин является важной фигурой в реализации сценариев и Клюева, и Арбузова, чем он также кичится перед Президентом. Глава АП говорит Виктору Федоровичу, что, если Гарант Конституции решит поменять эту самую Конституцию через референдум, то он все для этого сделает, благо у него под рукой такой специалист по Всеукраинскому референдуму, как Юрий Левенец. Но решение должно быть Президента, а за последствия пусть несет ответственность Арбузов. Если же Янукович выберет сценарий Клюева, то и тут Левочкин готов помочь с расколом оппозиции, благо, у него есть определенные рычаги влияния на парочку оппозиционных фракций. Только вот поможет ли это избранию на второй срок? На этот вопрос Левочкин отвечает Януковичу утвердительно, но с одной оговоркой. Если процессом будет руководить сам Левочкин, а все остальные будут у него на подтанцовках. Тогда он – Сергей Левочкин – обязательно рассорит оппозиционных лидеров на президентских выборах, выведет Януковичу удобного спарринг-партнера во второй тур (правда, есть идея облегчить задачу и проводить президентские выборы в один тур, но это опять-таки сложные игры с Конституцией) и снова сделает его Президентом. А кому верить – сейчас об этом и болит голова у Президента.
- Информация о материале
Налоговая "стрижка" для аграриев
Намерение Министерства доходов и сборов заставить всех аграриев платить налог на добавленную стоимость у меня ассоциируется с поголовной стрижкой "под Котовского". Какова цель правительственных "парикмахеров"? Наполнить скудный бюджет страны за счет выжимания из аграрного комплекса или благодаря модернизованной системе налогообложения вдохнуть в последнего животворящую струю?
Учитывая многогранность форм хозяйствования в АПК (физические лица, личные крестьянские хозяйства, фермерские, кооперативы, крупные сельхозпредприятия, агрохолдинги) и отраслевые отличия (растениеводство, животноводство, пищевая и перерабатывающая промышленность), взаимосвязи и зависимость между всеми, налоговые стилисты должны были бы подойти к каждому индивидуально. Кого-то дешево обкорнать ножницами "под макитру", часть — "под бобрик", а кому-то предложить и более дорогой стиляжий тренд — популярную сейчас прическу 50-х годов ХХ столетия с блеском бриолина. Этого, к сожалению, не учитывает стрижка "дай семь процентов" (как один из десяти вариантов-схем Миндоходов введения НДС для аграриев).
Заклинило и МинАП, которое должно было стать если не защитником, то хотя бы буфером между фискалами и аграриями. Поскольку кто же, если не оно, доподлинно знает тонкости мультипликации аграрного производства. И должно было бы, по логике, на десять набросков Миндоходов предложить для дискуссии около двадцати собственных — с цифровыми выкладками и аналитическим обоснованием. Так, например, ведомство отстаивало коллегиальную позицию 2004 г. перед принятием Закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".
Кроме ожидаемого налогового "арапника", аграриев подстерегают и другие финансовые ловушки — отмена бюджетных дотаций, повышение размера арендной платы за землю, обязательное изготовление проектов землеустройства... Возможные сценарии функционирования налоговой системы в архиважной отрасли обсуждаем с Олегом ЮХНОВСКИМ, председателем комитета предпринимателей АПК Торгово-промышленной палаты Украины, депутатом Верховной Рады III–IV созывов, одним из авторов Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", налоговых новаций для аграриев.
— Олег Иванович, налоговые льготы в АПК действуют в течение 15 лет. Не считая незначительных изменений, ни одна из реформ их не затронула, не модернизировала. Хотя, по правде говоря, жизнь требовала внести в функционирование этой системы существенные коррективы, поскольку рождались новые формы хозяйствования, менялось соотношение сугубо сельскохозяйственного производства и "других видов деятельности"... Впрочем, любые намерения наталкивались на серьезное сопротивление аграрного лобби, приправленного заезженным лозунгом "Село погибает!".
Возможно, льготная система налогообложения аграрного сектора оставалась бы нетронутой и в дальнейшем, если бы не заявление Миндоходов о ее кардинальном пересмотре. Общая мотивация будущей пертурбации: предоставленные преференции не подняли отрасль на качественно более высокий уровень. Более того, к льготному источнику присосались те, кто должен был бы наполнять бюджет сполна, а не уклоняться от уплаты налогов, прикрываясь щитом "сельхозпроизводитель". Так какими налогами отягощено сегодня аграрное производство и насколько они оправданы?
— До 1999 г. сельскохозяйственное производство находилось на общей системе налогообложения. Результат? Фактически все предприятия были убыточными. И именно полнейшая разруха в этом секторе экономики заставила прибегнуть к радикальным мерам. Поэтапно мы списали свыше 14 млрд грн — задолженность сельхозпроизводителей перед государственным бюджетом, фондами социального страхования, финансово оздоровив этим аграрный сектор.
Способствовало подъему и принятие Верховной Радой 17 декабря 1998 г. Закона "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" (ФСН). Тогдашний особый режим налогообложения объединил 12 видов платежей. Согласно указу президента №1328 от 2 декабря 1998 г. "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" ввели специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС), который освободил сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты НДС в бюджет. Вместе с тем эти суммы оставались в распоряжении аграриев и использовались на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения.
Но время шло. Экономика АПК чувствовала себя иногда лучше, иногда хуже. Постепенно совершенствовалась система налогообложения, в том числе и взимание НДС. В растениеводстве его вообще не платили, а в животноводстве действовала нулевая ставка. Что это означает?
Сельхозпредприятия реализовывали продукцию собственного производства по нулевой ставке, получая при этом 100% возмещения НДС из бюджета. Кроме того, перерабатывающие предприятия молочной и мясной промышленности, продавая готовую продукцию, уже из своего НДС платили поставщикам сырья дотации. Сначала непосредственно производителям, со временем — через казначейские счета.
— Уточним: не вся сумма НДС достается аграриям, а только часть.
— В соответствии с последними изменениями в Налоговый кодекс, 60% сумм НДС перерабатывающие предприятия платят производителям, а 40 — в бюджет. Кстати, и фиксированный сельскохозяйственный налог, и специальный режим налогообложения НДС стали составляющими Налогового кодекса, принятого в 2011 г.
Следовательно, если говорить об особенностях льготного налогообложения сельского хозяйства в целом, то надо четко понимать: можно предлагать варианты, причем обоснованные, его улучшения. Чтобы избежать аналогичной ситуации 1998 г.: вымывания оборотных средств, убыточности, банкротства... Кто-то заинтересован в подобном финале? Уверен, никто!
На сегодняшний день в сельскохозяйственном производстве действуют два вида специальных режимов налогообложения: налог на добавленную стоимость и фиксированный сельскохозяйственный налог. Базовым я бы назвал ФСН, аккумулировавший четыре вида платежей, основными из которых являются освобождение от уплаты налога на прибыль и плата за землю.
— Какой процент сельхозпроизводителей охватывает ФСН?
— Подавляющее большинство рыночных агроформирований.
— Судя по заявлениям Миндоходов, ФСН трогать не будут, а только "застолбят" НДС на 7-процентной отметке. Или, возможно, отменят ФСН и введут единый налог — "золотую семерку" — для всех без исключения?
— Это должно быть не просто механическое изменение или замена. Чего ждет аграрный сектор? Экономически обоснованной системы налогообложения, которая на фоне действующей наглядно продемонстрирует свои неопровержимые преимущества, вселит веру в то, что будет лучше, а не хуже. Не будем забывать, что какие-либо манипуляции с НДС непременно экстраполируются на стоимость конечной продукции — продовольствия. И чувствительным барометром этих пассажей выступит кошелек потребителя.
Во-первых, акцентируя внимание на необходимости реформировать систему налогообложения в АПК, изменения следует рассматривать с точки зрения интересов государства, производителя и потребителя, у которого есть гарантированное право получить доступные и качественные пищевые продукты.
Во-вторых, нужно учитывать реальное положение дел в агропромышленном комплексе и происходящие в нем процессы. Если, по высказываниям некоторых, в отрасли создали налоговый рай, то, резонно, она должна захлебываться от притока инвестиций. А их нет! Почувствовать вкус райских яблок мешают административное давление, многочисленные поборы-сборы, коррупция... Не проще ли инвесторам и отечественным сельхозпроизводителям платить приемлемый легальный налог, чем быть втянутыми во внезаконные финансовые махинации?
В подавляющем большинстве стран с развитым аграрным сектором налоговая нагрузка в разы больше, чем у нас. Но бизнес там не вымирает, поскольку проводится сбалансированная государственная политика поддержки АПК.
В-третьих, если Украина интегрируется в европейское пространство, намерена подписать соглашение о зоне свободной торговли, то надо учитывать законодательство, действующее в странах Евросоюза. Сегодня внимание акцентируется в основном на возможности доступа нашей сельскохозяйственной продукции на рынки ЕС. Но переходной период, предусмотренный соглашением о ЗСТ, быстро закончится, и европейские производители беспрепятственно завладеют нашим рынком.
Поскольку прямая бюджетная поддержка аграрного сектора в Украине по сравнению с ЕС находится на крайне низком уровне, то способны ли завтра наши аграрии конкурировать с евросоюзовскими коллегами? Из более 20 тыс. предприятий пищевой промышленности только 500 прошли сертификацию по разным системам контроля качества и безопасности и немного, 160, — по HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, "Анализ рисков и критические точки контроля" — это система управления безопасностью пищевых продуктов).
В-четвертых, есть ли смысл реформировать специальный режим по НДС исключительно для сельского хозяйства, если завтра, например, изменится общегосударственная система налогообложения? Предположим, правительство признает НДС неким анахронизмом и введет налог с оборота. Ведь один из предыдущих вариантов предусматривал взимание НДС в размере 5% плюс временно налог с оборота — 2%. Следовательно, снова придется "терзать" сельхозпредприятия и повторно вносить изменения в систему, еще не успевшую пустить корни.
И, наконец, в-пятых, удастся ли Миндоходов провести свои предложения через Верховную Раду? Вряд ли...
Вспомним, как принимали решения, изменяющие систему налогообложения в АПК. В 1998 г. был зарегистрирован проект закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", который дважды снимали с рассмотрения. Верховная Рада приняла его только в 2004-м. Этим я хочу подчеркнуть, настолько сильным было противодействие аграрного лобби, которое тормозило развитие законодательства и не воспринимало каких-либо новаций.
Противились и пенсионной реформе в АПК. Обезличенные отчисления в Пенсионный и другие социальные фонды в составе ФСН автоматически обрекали всех крестьян на получение минимальной социальной пенсии независимо от стажа и размера заработной платы. Но ведь крестьяне — не крепостные. На них также должна распространяться общегосударственная система пенсионного и социального страхования.
Над нашей инициативой вывести из состава фиксированного сельскохозяйственного налога платежи в социальный и Пенсионный фонды, сделать их адресными, глумился кто? То же аграрное лобби! Правительство в лице Пенсионного фонда согласилось с нашим компромиссным вариантом. Учитывая слабую экономику хозяйств, переходной период продолжался пять лет.
Сначала сельхозпредприятия перечисляли в Пенсионный фонд 20% платежей, в следующем году — 40... И только на шестой год вышли на стопроцентную уплату отчислений. А на протяжении этих пяти лет бюджет возмещал Пенсионному фонду разницу неуплаченных сумм сельхозпредприятиями.
— Итак, на блицкриг Миндоходов в Верховной Раде рассчитывать не приходится. Фискалы хотят обойтись малой кровью, подстригая всех под одну гребенку. Но почему размер НДС должен составлять 7%, а не 9 или 5%? Это что, средняя температура по больнице?
— Когда вводили специальный режим налогообложения, то предлагали варианты расчетов по разным ставкам — 7,
9 или 13%. В конце концов, после многочисленных дискуссий остановились на 17% НДС. Выходили из того, чтобы, по-простому, крестьяне не были должны государству, а последнее — им. Возникает задолженность перед бюджетом — ее не платят. А если бюджет должен — государство тоже не платит.
В животноводстве же НДС довольно разнообразный и многогранный. Сельские дворы — физические лица, которые производят и поставляют 70% молока и 50% мяса, не являются плательщиками НДС. При этом за сданную продукцию они получают дотации за счет НДС.
Сельскохозяйственные предприятия за реализацию продукции животноводства не платят НДС в бюджет, а оставляют эти средства в собственном распоряжении. К тому же эта категория хозяйств получает еще и дотацию от государства — от перерабатывающих предприятий. Сумма их НДС в этом году распределяется в следующей пропорции: 60% — на дотации, 40% — в спецфонд бюджета. В 2014 г. половина средств НДС будет поступать в казну, а половина — на дотации. Этот режим временный и будет действовать только до 1 января 2015 г. То есть сельхозпредприятия по сравнению с физическими лицами имеют двойную выгоду от НДС.
А средства из спецфонда бюджета распределяют в ручном режиме. Как думаете, кому перепадает больше? Аграрии отшучиваются: хватит пальцев одной руки!
Что касается предложенной Миндоходов ставки НДС в 7% исключительно для сельхозпроизводителей, а не по всей цепочке сырье—готовый продукт, то она не решает застарелых проблем. Более того, приведет к увеличению налоговой нагрузки на пищевую и перерабатывающую промышленность, а в результате — к росту розничных цен на продовольствие.
В мире, в том числе и в странах ЕС, довольно распространена практика применения дифференцированных ставок НДС: завышенные — на предметы роскоши, заниженные — на продовольствие. Например, у северного соседа — России в цепи зерно—мука—хлеб — 10% при общей ставке 17%.
Дифференцированные ставки НДС, по моему мнению, это наиболее приемлемый вариант. Он позволит уменьшить налоговую нагрузку прежде всего на потребителей, сделает невозможными спекуляции с НДС и будет способствовать улучшению конкурентной среды.
Относительно размера ставок, то они должны стать предметом скрупулезных расчетов, прогнозирования влияния на финансово-экономическое состояние как сельского хозяйства, так и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, на цену пищевых продуктов. Тут в Миндоходов правы: это именно тот случай, когда надо как минимум семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
— Животноводческая дотация на исходе, фиксированный налог себя исчерпал, специальный режим аннулируется... С чем тогда остаются аграрии?
— Собственно, и ФСН, и специальный режим по НДС на определенном этапе стабилизировали ситуацию в АПК.
— …и они же позже стали лазейкой для создания так называемых вертикально интегрированных компаний — агрохолдингов для консолидации немалых земельных массивов.
— Вы правы! Освобождение от базовых налогов, возможность легализовать "теневой" капитал и породили эти мегаструктуры. За определенную сумму в портфеле (не подлежащую налогообложению) покупаете так называемую субаренду — 100–300 тыс. га, получаете реальное предприятие, нанимаете менеджера, создаете инвестиционный фонд, легальную часть средств аккумулируете если не в собственном банке, то в доверенном. И действуете!
Учитывая активность сырьевых рынков, приоритет отдаете культурам, имеющим спрос за рубежом, — пшенице, ячменю, кукурузе, рапсу, сое. За счет коротких севооборотов гарантированная прибыль в вашем кармане. А дальше — капитализация, дешевое внешнее кредитное заимствование, IPO...
— А если такая мегаструктура с земельным банком в 300 тыс. га завтра лопнет? Или же выступит против грабительских налоговых новшеств и покинет этот бизнес? Что тогда?
— Тогда мы получим "гремучую смесь" из производственных и социальных проблем, около 100 тыс. владельцев земельных паев, брошенных на произвол судьбы арендаторами. Это еще одно предостережение, что в системе налогообложения погрешностей быть не должно.
— Миндоходов плачется, что, дескать, бизнес, используя существующие льготы, рисует схемы и уклоняется от уплаты налогов в бюджет, минимизирует их. Значит, аграрии — преступники?
— О какой финансовой дисциплине, добросовестности в уплате налогов можно говорить, если производители видят, как за средства налогоплательщиков создаются преференции отдельному бизнесу? Вырастает то оптовый рынок, то теплица, то овощехранилище, владельцами которых часто выступают компании с офшорными корнями.
Я разделяю мнение Миндоходов о необходимости устранить искажающие конкуренцию на рынке пробелы в функционировании ФСН, и оставить эти преференции тем, кому они позарез нужны, а именно — сельскохозяйственным производителям. Использование давальческих схем, которые "благословляет" ФСН, приводит к разрушению целых отраслей. Именно "давалка" стала одной из причин стагнации в сахарной промышленности.
Кроме того, ФСН позволяет не облагать налогом на прибыль 25% дохода, полученного от несельскохозяйственной деятельности. Нет проблем! В разделе Налогового кодекса о налогообложении прибыли предприятий предусмотрите освобождение от уплаты этого налога производство продукции, работ, услуг, в том числе и сопутствующих, которые относятся к сфере сельскохозяйственной деятельности. А доход от несельскохозяйственной облагайте налогами!
Таким образом, если нормировать вопрос об уплате налога на прибыль и земельного налога, который должен стать базовым для наполнения местных бюджетов, то фиксированный налог в таком виде теряет смысл и становится лишним.
Наглядный пример — публикация в ZN.UA "Хлеб под ценовым арестом". Два однопрофильных предприятия, но в разных системах налоговых координат. Могут ли они конкурировать на равных?
Столичный "Киевхлеб" находится на общей системе налогообложения: платит 17% НДС и налог на прибыль — 20%. К тому же его постоянно "дергают" за цену на массовые сорта хлеба. А фермерское хозяйство "Кегичевское" с Харьковщины пользуется фиксированным сельскохозяйственным налогом и не платит НДС. Этот "льготник" построил в Васильковском районе на Киевщине современный хлебокомбинат. "Расщедрился" бы фермер перед чужим губернатором, если бы находился на общей системе налогообложения?
В 2010 г. свыше 2 тыс. предприятий официально отчитались о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а в начале нынешнего — всего 860. Куда делись пекарни? А ведь это рабочие места, наполнение бюджета... Ушли в "тень". Это — результат бездумного администрирования, непродуманной регуляторной политики.
Поэтому надо не только видеть и прочитывать схемы, но, прежде всего, устранить все административные препятствия, выровнять налоговое законодательство для того, чтобы обезопасить себя от подобных перекосов. Избавиться от давальческих схем, декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольствие, архаического ограничения уровня рентабельности...
— Аграрии стали громоотводом не только для фискалов. Количество производственно-правовых проблем не уменьшается, а увеличивается. Некоторых руководителей агроформирований они так достали, что те стараются как можно быстрее "сбросить" лишние плодородные гектары. Отчасти это связывают с возможным повышением размера арендной платы за землю до 5%, на орошении — до 7%.
— Да агрария погоняют все, кому не лень! Какие на сегодняшний день самые популярные проекты законодательных актов? Это — внедрение минимальных закупочных цен на сырье, повышение размера арендной платы... При этом забывают об эффективности использования бюджетных средств, интервенциях, дотациях...
Среди "стимулов", отбивающих охоту заниматься аграрным бизнесом, есть и обязательное наличие проекта землеустройства относительно севооборотов. Он должен быть у всех агроформирований, ведущих хозяйство на площади свыше 100 га. А с 1 января 2015 г. даже фермер, обрабатывающий 10 га, обязан использовать проект землеустройства.
Что для этого нужно? Решение уполномоченного органа о проведении работ по землеустройству, договор с разработчиком проекта, согласование проекта с соответствующим советом или местной администрацией, экспертиза землеустроительной документации, проекта, утверждение, внесение в ГЗК данных об утверждении проекта землеустройства, копии документов, заверяющие права на земельный участок, копия агрохимического паспорта поля, материалы истории полей за последние три-пять лет...
Представьте себе фермера, который арендует 150 га. Сколько он убьет времени, чтобы собрать указанный перечень документов для изготовления проекта землеустройства? Да еще и за каждый учитываемый гектар должен заплатить землеустроителям 20–40 грн... Если осенью три-пять владельцев паев перейдут к другому хозяину, то что, снова переделывать проект землеустройства? Или погода внесет коррективы, и лысые участки придется пересеять другой культурой? Ведь это также можно трактовать как нарушение севооборота.
Конечно, фермер может махнуть рукой на землеустроительные новшества. Тогда за отклонение от утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства его оштрафуют на 255–510 грн. А наказание за использование земельных участков без проекта просто убийственное — от 5100 до 8500 грн.
Знаю крупную компанию, которая ради этого создала собственный земельный отдел. Но даже специализированное подразделение не может со всем справиться. Предыдущие арендаторы не вели ни агрохимических паспортов, ни истории полей...
Словом, изготовление проекта землеустройства стало дополнительной административной проблемой в деятельности сельскохозяйственных производителей. Процедура весьма сложная, продолжительная во времени и требующая значительных финансовых и организационных затрат.
— Некоторые буйные головы пугают общество тем, что введение 7% НДС остановит развитие сельского хозяйства. Убытки сельхозпроизводителей измеряют десятками миллиардов гривен. Как аргумент, приводят пример, что при существующих льготах объемы уплаты налогов и сборов аграрным сектором составляют свыше 42 млрд грн, что существенно превышает бюджетную поддержку отрасли.
— Цифра достоверная! Вот только не надо путать грешное с праведным. Поскольку свыше 90% этой суммы поступило в бюджет не от крестьян, не от аграриев, а от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому приведенный аргумент в пользу сохранения действующей системы налогообложения в АПК не очень убедительный.
Надеюсь, что обсуждение налоговых инициатив не станет очередной акцией под лозунгом "Село погибает!" В ходе дискуссии высветится неэффективность, ошибочность государственной и бюджетной политики в сфере АПК, корявость ручного управления... Наработанные изменения в действующее законодательство должны способствовать повышению конкурентоспособности национального сельскохозяйственного производства.
- Информация о материале
Хотите водительские права? Давайте ваши пальчики
Автолюбителей в который раз ждут изменения. Водительские права им отныне будут предоставляться не пожизненно. Срок действия документа будет зависеть от категории.
1 апреля вступило в силу постановление Кабмина от 13 марта №185, которым установлены сроки действия удостоверений водителя. Что же предусмотрено этим документом и не заставят ли водителей уже завтра менять права, выданные 3-5 лет назад, на новые? Чем будут отличаться права нового и старого образцов?
Мы попросили детально проанализировать новое постановление Кабмина и прокомментировать ее известных автоюристов -- Богдана Глядика и Константина Воловика, руководителя организации "Право движения".
- До вступления в силу постановления водительские права выдавали на неограниченный период. Какие изменения сделаны теперь?
Б. Глядик: - Предусмотрено, что документы на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1, которые были оформлены и выданы после обретения действия этого постановления, действительны на протяжении двадцати лет от даты их выдачи. Проще говоря, двадцать лет будут действительными удостоверение на право управления мопедами и мотороллерами (А1), мотоциклами (А), квадроциклами, мотоциклами с боковым прицепом и мотоколясками (В1), легковыми автомобилями (В).
- Сколько будут действительными права на другие категории?
Б. Глядик: - Десять лет. Под десятилетнее ограничение подпадают такие категории: С1 (грузовики полной массой от 3500 до 7500 кг), С (грузовики с разрешенной полной массой свыше 7500 кг), D1 (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16), D (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, превышает 16), Т (трамвае).
Постановление вступило в силу 1 апреля. Поэтому это нововведение касается водителей, которые будут получать права после этой даты.
- То есть если водитель имеет удостоверение, выданное, например, в 2004 году, то ему не нужно менять его на документ нового образца?
К. Воловик: - В постановлении четко прописано, что документы, выданные до вступления в силу этого постановления, являются действительными на протяжении срока, на который они выданы. Конечно, если водитель захочет сам их со временем поменять, то сможет это сделать, но процесс обмена не будет бесплатным.
Для замены водительских удостоверений старого образца их владельцам надо будет представить в регистрационно-экзаменационное подразделение ГАИ следующие документы: паспорт или документ, который его заменяет; две цветных фотографии размером 3,5 х 4,5 см; экзаменационную карточку водителя; медицинскую справку установленного образца о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории; квитанцию об уплате средств за бланковую продукцию и услуги Госавтоинспекции.
Б. Глядик: - Пока что менять права не нужно. До конца в этом году нужно только заменить водительские удостоверения, выданные во времена СССР. Но вполне возможно, что со временем может появиться дополнительный документ, который будет предусматривать поэтапную обязательную замену водительских прав старых образцов на новые. Например, будет определено, что права на управление легковым автомобилем, выданные в 1998 году, надо поменять до 2018 года.
Ведь на сегодня на территории Украины действуют водительские удостоверения семи видов, в том числе и образца СССР.
- Если срок действия новых прав закончится через 10 или 20 лет, то водителям снова нужно будет сдавать экзамен?
Б. Глядик: - В постановлении указано, что замена удостоверений по окончании срока их действия не предусматривает повторной сдачи экзаменов по Правилам дорожного движения в ГАИ. Но я прогнозирую, что со временем отдельным документом могут все-таки быть внедрены такие теоретические экзамены, а возможно, и практические. Такие слухи ходят в министерских кабинетах.
- Какие изменения в бланке водительских удостоверений нового образца?
Б. Глядик: - Приложение к этому постановлению имеет более полутысячи страниц. В техническом описании бланка нового удостоверения сказано, что оно будет пластиковым. Кроме даты выдачи документа, в нем будет отмечаться и окончание срока действия. Будет оцифровано лицо, подпись. Кроме того, будут вносить определенную биометрическую информацию: отпечатки пальцев, сетчатку глазу, группу крови.
- Ого. Зачем это все?
Б. Глядик: - Согласно принятому закону "О едином демографическом реестре", удостоверение водителя является документом, который идентифицирует личность. Под этот закон и разработаны новые образцы водительских удостоверений.
К. Воловик: - В Украине до сих пор есть такой "феномен", как международное удостоверение водителя, которое позволяет передвигаться своим авто разными странами. То, что в национальных правах нового образца вписан срок их действия (10 и 20 лет), -- это очень хорошо. Такие ограничения действуют во всех европейских странах. Есть государства, где права выдают только на 5 лет, в других -- на 15 -- 50.
Но я немного разочарован этим постановлением.
- Почему?
- Потому что если бы, кроме срока действия прав, их бы еще перевели английским или французским языком, то такие документы давали бы право передвигаться автомобилем в Европе. То есть не нужно было бы изготовлять международное водительское удостоверение. Но, к сожалению, в удостоверении нового образца латиницей написано лишь имя и фамилия водителя. То есть сейчас эти права не отвечают международным требованиям. И в дальнейшем нужно будет получаать водительское международное удостоверение, чтобы путешествовать странами Европы.
- С международными водительскими правами тоже есть определенная путаница. В одних правах указан срок их действия, в других - нет. Какие действительны?
К. Воловик: - С 29 марта 2011 года вступило в силу приложение 6 Международной конвенции о дорожном движении, согласно которому в удостоверении водителя должна быть указана дата окончания срока его действия. Поэтому, чтобы не возникало проблем за границей, прежде всего в европейских странах, все-таки следует поменять старые международные удостоверения на новые, где указан срок их действия. Но никто не заставляет их менять. Потому что и старые образцы действительные. Но с ними можно передвигаться разве что в странах постсоветского пространства.
- Если новые права будут такие "крутые", то, наверное, они и дороже будут стоить?
Б. Глядик: - В самой процедуре получения прав нового образца изменений нет. То есть стоимость таких документов сейчас не меняется. Но опять же таки могут быть приняты изменения в постановление, которыми это будет предусмотрено. Такое часто практикуется в нашей стране.
- Готовы ли МРЭО к выдаче водительских прав нового образца?
Б. Глядик: - Этим постановлением утвержден и бланк нового биометрического паспорта, который должен бы действовать уже с 1 января этого года. Но его еще никто не выдает. Очевидно, то же самое будет и с новыми водительскими удостоверениями. Как я понял, у структур, которые занимаются выдачей водительских удостоверений, еще нет соответствующей техники. Это же надо взять отпечатки пальцев, отсканировать сетчатку глаза, ввести все данные. А чем?!
Или еще один пример "готовности". До конца в этом году нужно осуществить замену водительских удостоверений, выданных во времена СССР, потому что они перестают действовать с 1 января 2014 года. Сейчас водители старшего возраста начали массово менять удостоверения. Поезжайте в МРЭО, гляньте, что там ныне творится. Заменить старое удостоверение на новое не так просто. Кроме того, что пенсионеру нужно выложить близко 400 гривен, надо еще и в очереди выстоять.
Как показывает опыт, к нововведениям наша ГАИ редко когда готова. Поэтому вполне возможно, что со временем просто появятся дополнительные разъяснения от руководителей ГАИ на манер: пока что будут выдаваться водительские удостоверения старого образца, потому что система к нововведениям не готова.
- Информация о материале
Самые популярные способы обмана туристов
Шопинг за границей может сулить не только радости, но и разочарования. Чтобы вы не попались на удочку «предприимчивых» торговцев, сегодня мы расскажем, как обманывают туристов в разных магазинах планеты.
1. Китай
Китай - родина чуть ли всех гуляющих по миру подделок, поэтому если вы не сторонник покупки реплик, будьте внимательны. Чаще всего туристам предлагают поддельный жемчуг и шелк. Впрочем, определить подделку не составит труда: внимательно посмотрите просверленное на жемчужине отверстие (у краев видно, что скрывается под покрытием), бросьте жемчужину на стол (натуральная отскочит, как мячик) и внимательно рассмотрите, и подержите в руках (искусственная безупречно гладкая, настоящая чуть неровная и всегда прохладная). Точно так же легко отличить и искусственный шелк. Для этого найдите на краю изделия ниточку, которую можно обрезать, и подожгите. Искусственный шелк будет плавиться и пахнуть химией, а натуральный можно будет растереть в пальцах, и пахнуть он будет горелой шерстью. Если вам не разрешают провести такой эксперимент, идите в другой магазин. Когда покупаете фрукты, овощи или чай, помните, что цену на весовые товары в Китае обычно указывают не за килограмм, а за полкило - вас не пытаются обмануть, просто в этой стране так принято.
2. Сингапур и Гонконг
В этих странах наши туристы любят покупать разную дорогую технику: фотоаппараты, компьютеры, планшеты. Будьте внимательны: иногда люди уже дома обнаруживают, что в коробке оказалась совсем другая вещь. Есть и другие варианты обмана: на улице к вам походит человек и спрашивает, что вы ищете. Когда вы ему сообщаете, говорит, что в его лавке (она может находиться в двух шагах) этот товар продается по очень приятным ценам. В магазине демонстративно посылают кого-нибудь из сотрудников на склад, а тем временем берут деньги или прокатывают карточку. Пока товар "несут", вам начинают рассказывать, что зря вы решили купить эту модель, гораздо лучше остановиться на другой, причем по очень выгодной цене. Предлагаемая модель, как правило, не пользуется спросом, и вам ее предлагают по завышенным ценам. "Человека со склада" можно ждать бесконечно, ведь того, что заказывали вы, в этом магазине нет. Вам просто пытаются вручить залежалый товар в расчете на то, что вам надоест ждать, и вы согласитесь (тем более, что деньги уже у продавца). Поэтому ни в коем случае не расставайтесь с наличными, пока не увидите нужную вещь своими глазами, а затем не выпускайте ее из рук!
3. Таиланд
Из Таиланда многие желают привести изделия с драгоценными камнями. На улице вам нередко предлагают купить россыпь рубинов и сапфиров дешево. Кстати, они могут оказаться как поддельными, так и настоящими - вам решать, играть ли в эту рулетку. Только помните, что вывоз из страны необработанных драгоценных камней запрещен. Хотите гарантий, обращайтесь в крупные центры при фабриках, там вероятность, что вас обманут, меньше. Но, к сожалению, известны редкие случаи, когда камни, купленные с сертификатами, оказывались поддельными. Видимо, продавцы рассчитывают, что иностранцы не поедут обратно качать права.
4. Индия
Процветает торговля драгоценными камнями и в Индии, и продавцы готовы на все, чтобы вы купили подделку. Например, даже в вашем отеле вас может подстеречь торговец и доверительно попросить перевезти через границу россыпь камней, объясняя это тем, что он исчерпал свой лимит. Причем сначала вы должны оплатить товар, а потом, за границей, у вас их, якобы, купит его партнер по уже гораздо более выгодной цене. Надо ли объяснять, что по прилету вас никто не встретит, а, обратившись к ювелирам, вы обнаружите, что приобрели горсть стекляшек.
5. Вся Азия
В азиатских магазинах постарайтесь всегда иметь с собой разменные деньги, ведь сдачи у продавца, скорее всего, не окажется. Он, конечно, пошлет помощника разменять вашу купюру, и больше вы ее не увидите - вы ведь не готовы ждать несколько часов. Если с вами произошла такая неприятность, говорите, что обратитесь в полицию, и демонстративно начинайте набирать номер - сдача, как правило, сразу находится.
6. Египет
В Египте обмануть могут на каждом шагу, поэтому расслабляться в этой стране не стоит никогда и нигде. Если вы хотите порадовать родственников и друзей одним из самых популярных сувениров - настоящим папирусом, ни в коем случае не слушайте таксистов и всевозможных уличных хелперов, которые советуют "лучшую лавку в городе, где очень дешево" - там вам, наверняка, подсунут подделку. Идите в специализированный магазин и проследите, чтобы вам выдали сертификат (он может потребоваться на таможне). Учтите, что папирус меньше 10-15 долларов стоить не может, все, что дешевле, не стоит вашего внимания.
7. Чехия
Чехия хотя и находится в Европе, но обманывают там нашего брата-туриста ничуть не меньше, чем в Азии. Так, нужно внимательно проверять чек, если вы набрали в супермаркете много товаров. Как и в наших, российских магазинах там вам вполне могут пробить 10 бутылок пива вместо восьми или правильное количество, но по цене более дорогого сорта. Нередко в чеке можно обнаружить товары, которые вы не покупали, а порой в расчете на невнимательного покупателя вместо 1,55 евро пробивают 15,5 (в случае если покупатель заметит, можно сказать, что кассирша устала и допустила опечатку).
8. Куба
Если вы никогда не курили сигары и ничего в них не понимаете, велик шанс, что в кубинской лавке вам подсунут самый плохой товар по цене лучших образцов. Никогда не стоит покупать сигары на улице или в лавках дешево - там вам продадут некондицию или подделку. Идите в специализированные магазины, лучше при табачных фабриках. Если покупаете поштучно, просите, чтобы коробку вскрыли при вас (на ней должна быть маленькая прямоугольная зеленая гарантийная печать, а внутри между слоями сигар - кедровая пластинка, точно соответствующая размеру коробки).
- Информация о материале
МОЗ переплатило за кареты "скорой" треть выделенных на них денег
Министерство здравоохранения переплатило за новые кареты скорой помощи Peugeot Boxer более третb выделенных на них денег. Согласно имеющимся в распоряжении Тендер News выводам экономического и товароведческого исследования, которые провел Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы, при закупке машин скорой помощи в 2012 году бюджету нанесен ущерб на 56 миллионов 619 тысяч 614 гривен.
Всего на 216 новых медавтомобилей Peugeot Boxer, согласно информации официального Вестника государственных закупок, было выделено 140 миллионов гривен. Деньги получила частная фирма ООО "КРАС".
Так, за каждый автомобиль МОЗ во главе с Раисой Богатыревой отдало ООО "КРАС" 649 тысяч гривен, однако эксперты оценили машину со всем имеющимся в ней оборудованием в 465 тысяч. То есть на 185 тысяч гривен дешевле.
Один из ее учредителей Федор Саворовский в интервью ТВі не смог объяснить, почему реальная стоимость автомобиля на почти 200 тысяч гривен меньше, чем цена, по которой он продал машины МОЗ.
Как нам удалось выяснить в Министерстве внутренних дел, по делу о закупке карет скорой помощи Министерством здравоохранения во главе с Раисой Богатыревой открыто уголовное производство. После длительных поисков на милицейских полках правоохранители все-таки отыскали это уголовное дело.
Пресс-служба МВД сообщила ТВі, что "по факту закупки "скорых" 12 декабря 2012 года возбуждено уголовное дело по статье 191 часть 5 - это присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, которое предусматривает от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества". И добавили, что сейчас производятся необходимые экспертизы, исследования, допросы свидетелей и подозреваемых по этому делу.
Напомним, четвертое уголовное дело против Юлии Тимошенко также касается закупки автомобилей скорой помощи. Бывшему премьер-министру инкриминируют нецелевое использование средств, выделенных в рамках Киотского протокола, которые она якобы перенаправила на другие нужды – а именно на закупку под гарантии правительства медицинских автомобилей Opel Combo. Речь идет об одной тысяче карет скорой для сельской местности. Генпрокуратура обещает завершить расследование этого дела к ноябрю.
- Информация о материале
Страница 1305 из 2102
