Автолюбителей в который раз ждут изменения. Водительские права им отныне будут предоставляться не пожизненно. Срок действия документа будет зависеть от категории.

1 апреля вступило в силу постановление Кабмина от 13 марта №185, которым установлены сроки действия удостоверений водителя. Что же предусмотрено этим документом и не заставят ли водителей уже завтра менять права, выданные 3-5 лет назад, на новые? Чем будут отличаться права нового и старого образцов?

Мы попросили детально проанализировать новое постановление Кабмина и прокомментировать ее известных автоюристов -- Богдана Глядика и Константина Воловика, руководителя организации "Право движения".

- До вступления в силу постановления водительские права выдавали на неограниченный период. Какие изменения сделаны теперь?

Б. Глядик: - Предусмотрено, что документы на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1, которые были оформлены и выданы после обретения действия этого постановления, действительны на протяжении двадцати лет от даты их выдачи. Проще говоря, двадцать лет будут действительными удостоверение на право управления мопедами и мотороллерами (А1), мотоциклами (А), квадроциклами, мотоциклами с боковым прицепом и мотоколясками (В1), легковыми автомобилями (В).

- Сколько будут действительными права на другие категории?

Б. Глядик: - Десять лет. Под десятилетнее ограничение подпадают такие категории: С1 (грузовики полной массой от 3500 до 7500 кг), С (грузовики с разрешенной полной массой свыше 7500 кг), D1 (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16), D (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, превышает 16), Т (трамвае).

Постановление вступило в силу 1 апреля. Поэтому это нововведение касается водителей, которые будут получать права после этой даты.

- То есть если водитель имеет удостоверение, выданное, например, в 2004 году, то ему не нужно менять его на документ нового образца?

К. Воловик: - В постановлении четко прописано, что документы, выданные до вступления в силу этого постановления, являются действительными на протяжении срока, на который они выданы. Конечно, если водитель захочет сам их со временем поменять, то сможет это сделать, но процесс обмена не будет бесплатным.

Для замены водительских удостоверений старого образца их владельцам надо будет представить в регистрационно-экзаменационное подразделение ГАИ следующие документы: паспорт или документ, который его заменяет; две цветных фотографии размером 3,5 х 4,5 см; экзаменационную карточку водителя; медицинскую справку установленного образца о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории; квитанцию об уплате средств за бланковую продукцию и услуги Госавтоинспекции.

Б. Глядик: - Пока что менять права не нужно. До конца в этом году нужно только заменить водительские удостоверения, выданные во времена СССР. Но вполне возможно, что со временем может появиться дополнительный документ, который будет предусматривать поэтапную обязательную замену водительских прав старых образцов на новые. Например, будет определено, что права на управление легковым автомобилем, выданные в 1998 году, надо поменять до 2018 года.

Ведь на сегодня на территории Украины действуют водительские удостоверения семи видов, в том числе и образца СССР.

- Если срок действия новых прав закончится через 10 или 20 лет, то водителям снова нужно будет сдавать экзамен?

Б. Глядик: - В постановлении указано, что замена удостоверений по окончании срока их действия не предусматривает повторной сдачи экзаменов по Правилам дорожного движения в ГАИ. Но я прогнозирую, что со временем отдельным документом могут все-таки быть внедрены такие теоретические экзамены, а возможно, и практические. Такие слухи ходят в министерских кабинетах.

- Какие изменения в бланке водительских удостоверений нового образца?

Б. Глядик: - Приложение к этому постановлению имеет более полутысячи страниц. В техническом описании бланка нового удостоверения сказано, что оно будет пластиковым. Кроме даты выдачи документа, в нем будет отмечаться и окончание срока действия. Будет оцифровано лицо, подпись. Кроме того, будут вносить определенную биометрическую информацию: отпечатки пальцев, сетчатку глазу, группу крови.

- Ого. Зачем это все?

Б. Глядик: - Согласно принятому закону "О едином демографическом реестре", удостоверение водителя является документом, который идентифицирует личность. Под этот закон и разработаны новые образцы водительских удостоверений.

К. Воловик: -  В Украине до сих пор есть такой "феномен", как международное удостоверение водителя, которое позволяет передвигаться своим авто разными странами. То, что в национальных правах нового образца вписан срок их действия (10 и 20 лет), -- это очень хорошо. Такие ограничения действуют во всех европейских странах. Есть государства, где права выдают только на 5 лет, в других -- на 15 -- 50.

Но я немного разочарован этим постановлением.

- Почему?

- Потому что если бы, кроме срока действия прав, их бы еще перевели английским или французским языком, то такие документы давали бы право передвигаться автомобилем в Европе. То есть не нужно было бы изготовлять международное водительское удостоверение. Но, к сожалению, в удостоверении нового образца латиницей написано лишь имя и фамилия водителя. То есть сейчас эти права не отвечают международным требованиям. И в дальнейшем нужно будет получаать водительское международное удостоверение, чтобы путешествовать странами Европы.

- С международными водительскими правами тоже есть определенная путаница. В одних правах указан срок их действия, в других - нет. Какие действительны?

К. Воловик: - С 29 марта 2011 года вступило в силу приложение 6 Международной конвенции о дорожном движении, согласно которому в удостоверении водителя должна быть указана дата окончания срока его действия. Поэтому, чтобы не возникало проблем за границей, прежде всего в европейских странах, все-таки следует поменять старые международные удостоверения на новые, где указан срок их действия. Но никто не заставляет их менять. Потому что и старые образцы действительные. Но с ними можно передвигаться разве что в странах постсоветского пространства.

- Если новые права будут такие "крутые", то, наверное, они и дороже будут стоить?

Б. Глядик: - В самой процедуре получения прав нового образца изменений нет. То есть стоимость таких документов сейчас не меняется. Но опять же таки могут быть приняты изменения в постановление, которыми это будет предусмотрено. Такое часто практикуется в нашей стране.

- Готовы ли МРЭО к выдаче водительских прав нового образца?

Б. Глядик: - Этим постановлением утвержден и бланк нового биометрического паспорта, который должен бы действовать уже с 1 января этого года. Но его еще никто не выдает. Очевидно, то же самое будет и с новыми водительскими удостоверениями. Как я понял, у структур, которые занимаются выдачей водительских удостоверений, еще нет соответствующей техники. Это же надо взять отпечатки пальцев, отсканировать сетчатку глаза, ввести все данные. А чем?!

Или еще один пример "готовности". До конца в этом году нужно осуществить замену водительских удостоверений, выданных во времена СССР, потому что они перестают действовать с 1 января 2014 года. Сейчас водители старшего возраста начали массово менять удостоверения. Поезжайте в МРЭО, гляньте, что там ныне творится. Заменить старое удостоверение на новое не так просто. Кроме того, что пенсионеру нужно выложить близко 400 гривен, надо еще и в очереди выстоять.

Как показывает опыт, к нововведениям наша ГАИ редко когда готова. Поэтому вполне возможно, что со временем просто появятся дополнительные разъяснения от руководителей ГАИ на манер: пока что будут выдаваться водительские удостоверения старого образца, потому что система к нововведениям не готова.