Главная
Госбюджет-2013 и эффекты кривых зеркал
Намерения властей пересмотреть госбюджет-2013 настораживают экономистов и бизнес, поскольку с приближением предвыборной президентской кампании очевиден риск наращивания расходной части госказны на фоне неблагоприятной макроэкономической динамики. Тревоги добавляет отсутствие четких сигналов о возобновлении сотрудничества с МВФ, что заставляет усомниться в способности Украины выполнять свои внешние обязательства. Почему правительство "кровно" заинтересовано в утверждении нереалистичной госсметы и почему при этом Украине не стоит бояться дефолта, как минимум, в ближайшем обозримом будущем — читайте ниже.
В первом квартале с.г. промышленное производство в Украине сократилось на 5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По итогам текущего года МВФ прогнозирует нулевой рост нашей экономики. В госбюджете же заложен прогноз +3,4%. С учетом этого закономерно возникает вопрос: насколько реалистичен госбюджет в нынешнем виде? Не стоит ли правительству, принимая во внимание расхождение в оценках с экспертами "кредитора кредиторов", расположения которого Киев сейчас добивается, скорректировать в сторону снижения макропрогнозы и планы бюджетных доходов и расходов?
Подсказки к ответу на этот вопрос можно попробовать поискать в квартальных результатах выполнения госбюджета. Так, правительство довольно бодро отчиталось, что по сравнению с фактическими поступлениями за первый квартал 2012 г. доходы госбюджета (без трансфертов) увеличились на 8,4%. Дефицит (4,2 млрд грн) оказался меньше запланированного и составил лишь 8,3% от утвержденного парламентом годового показателя (50,5 млрд грн). Правда, в Минфине все-таки признавались, что доходы общего фонда госбюджета не были выполнены на 0,6 млрд грн (71,6 млрд при плане 72,2 млрд) из-за того, что не в полном объеме был перечислен НДС по импорту.
Такие, казалось бы, довольно неплохие бюджетные итоги управляющий инвестиционными и пенсионными фондами "КИНТО" Николай Мягкий предлагает не переоценивать. По словам эксперта, первый квартал не является таким уж показательным из-за введенной законодателями практики авансовых платежей по налогу на прибыль, которых уже в последующие кварталы не будет. При этом эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий указывает, что в первом квартале были недовыполнены бюджетные расходы. "Создается впечатление, что задекларированное перевыполнение планов доходов происходит за счет ручного пересмотра планов после окончания планового периода", — дополняет аналитик.
Директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык в своих выводах менее пессимистичен. Он обращает внимание на неплохую динамику налоговых платежей. За январь-февраль поступления налога на прибыль увеличились на 23,1%, НДС — на 28,6, акцизного налога с произведенных в Украине товаров — на 15,3% и т.д. Неналоговые поступления, показывавшие в прошлом году рекордные темпы прироста, практически не увеличиваются. Таким образом, их потенциал может быть использован позже, во второй половине года, в т.ч. в части средств, перечисляемых НБУ в бюджет. "Сейчас существует определенный запас доходной прочности", — считает эксперт.
Экс-заместитель министра финансов Александр Савченко не исключает, что нынешний бюджет по итогам всего года все-таки не будет выполнен, поскольку существует риск, что экономика может оказаться в минусе (по итогам года). "И расходы, и доходы надо уменьшать", — убежден эксперт.
Маловероятным считает выполнение бюджета в текущей версии и аналитик "Эрсте Банка" Игорь Жолонковский. "Макропрогнозы еще будут пересматриваться. Скорее всего, будет рассматриваться и вопрос о секвестре", — отмечает аналитик.
Экс-вице-премьер по экономическим вопросам, старший советник "Альфа-Банка" (Украина) Роман Шпек обращает внимание, что хотя макропоказатели действительно нужно пересмотреть (взяв за основу, например, прогноз МВФ), это не обязательно должно означать сокращение объема расходов бюджета. "При подготовке бюджета Минфин немного абстрагировался от официального макроэкономического прогноза. В госбюджете был заложен рост доходов только на уровне 4,5% к фактическому показателю 2012 г. То есть в действительности бюджет построен на меньшем прогнозе роста номинального ВВП", — констатирует финансист.
На эту же своеобразную манипуляцию указывает и начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб. "Четырехпроцентное увеличение доходов бюджета по сравнению с результатом прошлого года примерно соответствует нашим оценкам темпа роста номинального ВВП. Скорее всего, плановые показатели доходов базировались на более консервативных макропоказателях", — соглашается аналитик.
В ожидании сюрприза
Определенный шанс на выполнение госбюджета в его нынешнем виде лишь усиливает опасения, что ожидаемый пересмотр выльется в увеличение его расходной и доходной частей (за счет наращивания, прежде всего, социальной составляющей). О такой возможности представители власти говорили еще в конце 2012-го. Об этом же недавно заявил и Янукович. Ключевой вопрос здесь, конечно, — в масштабах. А о конкретных параметрах пока говорить проблематично. На запрос ZN.UA в Кабмине отметили, что возможность внесения изменений в бюджет пока рассматривается.
Поскольку в этом году выборов не предвидится, возможно, правительство решило не наступать на прошлогодние грабли, когда именно из-за чрезмерного популизма в ходе апрельских изменений бюджет был раздут несоизмеримо с возможностями экономики. Как следствие, по итогам 2012 г. госказна недополучила 29,25 млрд грн доходов (по факту — 344,711 млрд грн вместо запланированных 373,96 млрд). Объем расходов составил 395,681 млрд грн, что на 17,92 млрд грн меньше запланированного (413,605 млрд). Также напомним, что дефицит госбюджета в прошлом году составил 53,445 млрд грн, или 3,8% ВВП, что на 14,638 млрд больше, чем планировалось (38,807 млрд грн).
"Пока не видно признаков даже минимального экономического роста, Минфин должен не повышать планы по доходам и тем более по расходам. В перспективе, если тенденция не изменится, нужно говорить о секвестре бюджета", — комментирует руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. "Сегодня нельзя говорить об очевидных основаниях наращивать расходы. Бюджетная политика должна быть консервативной. Лучше в конце года думать, куда потратить избыточные доходы, чем ломать голову, где взять деньги на увеличенные расходы, и выжимать их из бизнеса", — соглашается Р.Шпек.
Недальновидным шагом называет увеличение бюджетных расходов (на фоне экономической ситуации и напряженных переговоров с МВФ по дефициту) эксперт Укрсоцбанка Тантели Ратувухери. "Теоретически возможно номинальное увеличение расходной части бюджета за счет его перерасчета на базе более низкого индекса цен и более высокого курса гривни. И все же дополнительное финансирование бюджета в условиях спада деловой активности и производства будет осуществляться либо за счет каких-то дополнительных конфискационных мер, либо за счет наращивания госдолга. На сегодняшний день проработана схема опосредованного финансирования дефицита через квазигосударственный долг", — констатирует аналитик.
Пойдет ли власть на раздувание бюджета? Ожидания экспертов расходятся. "Расширять дефицит правительству в текущем году нет смысла — следующие выборы запланированы на 2015 г., — комментирует руководитель аналитического департамента "Арт-Капитал" Игорь Путилин. — Учитывая большую долговую нагрузку на бюджет-2013, есть смысл все усилия направить на обслуживание долга. Тем более, если Кабмину не удастся убедить МВФ возобновить кредитование без повышения коммунальных тарифов для населения".
В свою очередь, директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин прогнозирует, что Кабмин все-таки пойдет "раздувательным" путем. "Пока что Украина имеет вполне адекватный уровень госдолга, находящийся на уровне порядка 30% ВВП. И я опасаюсь, что столь низкий показатель будет стимулом для активных заимствований. Однако достаточно ВВП вновь пойти на снижение, а национальной валюте девальвировать, и уровень задолженности может резко выйти в "красную зону". Это означает, что наращивать обороты после стабилизации ситуации на внешних рынках будет гораздо сложнее, поскольку национальная экономика будет работать на "отработку долгов", как это происходит сегодня в Греции", — констатирует эксперт.
При этом, по мнению А.Баронина, наращивание бюджетных расходов сегодня вряд ли имеет альтернативу гривневой эмиссии. "А такой шаг совершенно не коррелирует с желанием правительства удержать гривню и предотвратить таким образом рост цен на импортные товары и увеличение долговой нагрузки", — предупреждает аналитик.
Если абстрагироваться от заимственно-эмиссионных сценариев, очевидным вариантом финансирования дополнительных расходов является в том числе приватизация. Сейчас с ее помощью планируется получить 10,9 млрд грн. При этом А.Савченко констатирует, что государство может на 10–15 млрд грн дополнительно увеличить доходы, если честно приватизировать предприятия, которые могут быть проданы.
Ведущий экономист блока "Финансовые рынки" "Креди Агриколь Банка" Александр Печерицын не исключает, что правительство будет искать дополнительные источники увеличения доходов в повышении некоторых налоговых платежей, скажем, с помощью очередного повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия. "Минфин также рассматривает вопрос о введении сбора в Пенсионный фонд на операции на межбанковском валютном рынке", — напоминает эксперт.
Экс-руководитель Минфина Игорь Уманский полагает, что Кабмин будет увеличивать расходную часть бюджета, поскольку в том числе может быть заинтересован в существовании нереалистичной госсметы. "Кабмин, с одной стороны, будет вынужден, а с другой — будет иметь возможность в ручном режиме управлять расходами, направляя их прежде всего на защищенные статьи, а остальные статьи, разумеется, в полном объеме профинансированы не будут. Как следствие, финансироваться будет только то, что каким-то образом или по каким-либо преимуществам определено правительством", — констатирует эксперт.
Следует также отметить, что теоретически существует сценарий увеличения социальных расходов при сохранении доходов и расходов бюджета на текущем или близком к нему уровне за счет переброски средств между различными статьями. Правда, тогда под нож могут попасть, в частности, капитальные расходы. А они, отмечает А.Бетлий, и так в Украине составляют менее 3% от ВВП, в то время как в странах Восточной Европы — около 4%.
МВФ-фактор
В 2013 г. правительство должно погасить долги на 81,068 млрд грн, из которых 35,94 млрд грн — внешние обязательства. Наибольший удельный вес составляют платежи Международному валютному фонду — около 2,6 млрд долл. (еще одна ощутимая статья — погашение евробондов на 1 млрд долл. в июне). Кроме этого, еще 3 млрд долл. фонду должен вернуть НБУ. С начала года Украина (Кабмин + Нацбанк) уже выплатили МВФ около 1,3 млрд долл. Из оставшейся суммы свыше 2,3 млрд долл. должен вернуть центробанк, а правительство — 1,9 млрд долл.
Учитывая уже осуществленные правительством размещения еврооблигаций (в феврале — на 1 млрд долл. под 7,625% годовых, в апреле — на 1,25 млрд долл. под 7,5%), благоприятность конъюнктуры международных рынков из-за проведения ключевыми эмиссионными центрами мира политики количественного смягчения, возможности привлечения валюты на внутреннем рынке с помощью продажи валютных ОВГЗ (с начала года уже привлечено таким образом 2,4 млрд долл.), текущий уровень золотовалютных резервов (пусть и достаточно невысокий — 24,726 млрд долл., что примерно равно трехмесячному объему импорта), эксперты склонны считать, что ожидать дефолта по внешним обязательствам Украины в текущем году не приходится. Даже если сотрудничество с МВФ не будет возобновлено.
"Возможностей для дефолта я не вижу в этом году", — констатирует А.Савченко. "С начала года Минфин привлек валютных ресурсов на 4,7 млрд долл. — неожиданно большая сумма, учитывая отношение инвесторов к Украине, отсутствие программы МВФ, рекордные выплаты долга и рецессии. Таким образом, Минфин за неполных четыре месяца привлек достаточно средств для рефинансирования 67% нынешних валютных выплат по долгам (4,7 из 7,0 млрд долл.). Относительно гривневых обязательств, то вряд ли с ними могут возникнуть какие-то проблемы, учитывая неограниченный доступ Минфина к печатному станку Нацбанка", — констатирует в свою очередь Н.Мягкий из "КИНТО".
Кроме того, Д.Сологуб из "Райффайзен Банка Аваль" отмечает, что в арсенале власти для форс-мажорных обстоятельств всегда есть ряд административных мер для ограничения спроса на валюту — в духе уже действующих ограничений, таких, как обязательная продажа 50% валютной выручки экспортерами, повышение таможенных тарифов на импортные авто и т.д.
В то же время было бы явным преувеличением утверждать, что Украина не имеет рисков на будущее. Ведь если кредита МВФ не будет, золотовалютные резервы в текущем году, скорее всего, сократятся. По оценкам Р.Шпека, возможно, до 18–20 млрд долл.
"При желании, протянуть этот год без каких-то серьезных потрясений правительство и НБУ смогут и без поддержки МВФ. Но это означает, что все проблемы перекочуют в следующий год. Насколько это приемлемо для президента? Здесь у меня большие сомнения, потому что это будет год как раз перед президентскими выборами, и при отсутствии какого-либо запаса идти на них рискованно. Поэтому логичнее предпринять какие-то шаги сейчас, чтобы успеть до 2015 г. получить положительный эффект", — добавляет И.Уманский.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко обращает внимание, что если будет четкий сигнал, что сотрудничество Украины с МВФ не возобновится, стоимость внешних заимствований для суверена мгновенно возрастет минимум на 1,5%. Кроме того, обострится проблема рефинансирования внешнего долга частного сектора. "Брать валюту на внутреннем рынке — это менее рискованный подход для Кабмина, но это может повлиять на зажим ликвидности на рынке Украине и отсутствие возможности монетарного компонента стимулирования экономики. Выход на внешний рынок более целесообразен", — считает эксперт.
Будет ли сотрудничество Украины с Фондом восстановлено?
Финансисты указывают на зависимость перспектив от многих факторов, прежде всего, от доступа Украины к внешним рынкам заимствований, а также договоренностей с Россией о снижении цены на газ. "Кабмин не интересуют реальные договоренности с фондом. Мы не ожидаем договоренности с МВФ до тех пор, пока правительство не столкнется с проблемами при размещении евробондов. Последствия такой позиции пока не заметны, но они станут ощутимы в тот день, когда внешние рынки капитала закроются для Украины", — констатирует А.Паращий.
"Мы сохраняем свой предыдущий прогноз о вероятности подписания Украиной соглашения с МВФ в этом году, уровень которой составляет 55%. Потребность в кредите от МВФ обострится на фоне того, что иностранные инвесторы будут более негативно оценивать способность украинской власти проводить экономическую политику, направленную на рост, а не на рецессию", — уточняет руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен.
"В нашем базовом прогнозе Украина получит финансирование от МВФ в текущем году. Но в этом году может быть предоставлен кредит в объеме, необходимом для рефинансирования выплат по долгам фонду. В любом случае, решение вопроса снижения дефицита бюджета (включая дефицит "Нафтогаза") будет ключевым моментом в предоставлении финансирования. Мы полагаем, что вопрос повышения тарифов на газ может быть многоступенчатым — постепенное повышение тарифов, введение дифференцированных тарифов в зависимости от доходов потребителей и объемов потребления", — дополняет А.Печерицын.
По словам же Н.Мягкого, суть переговоров с МВФ пока сводится к циничному факту: власть делает вид, будто хочет договориться о кредите, а МВФ делает вид, будто хочет его выдать. "Отсутствие намерений проводить структурные реформы, менять ценовую/тарифную политику свидетельствуют о том, что программа с МВФ не рассматривается как приоритет. Украина почему-то ждет сигнала из Вашингтона, хотя судьба программы stand-by зависит от самой Украины", — подчеркивает при этом Р.Шпек.
По мнению И.Путилина, ради кредита МВФ Украине придется повышать тарифы на газ для населения, даже если после создания СП по управлению ГТС Россия пойдет на снижение стоимости газа, поскольку этого недостаточно для существенного сокращения дефицита "Нафтогаза". Вероятность того, что МВФ согласится на дифференцированное повышение тарифов (в зависимости от объемов потребления), эксперт оценивает в 50%.
Правда, А.Баронин считает, что МВФ все-таки готов к "газовым" компромиссам. "Вопрос о повышении цен на газ может не стоять настолько остро. Ключевой целью требований МВФ, вероятно, будет выравнивание макропоказателей. В первую очередь, это меры, направленные на сокращение фискального дефицита и дефицита счета текущих операций", — отмечает эксперт.
Т.Ратувухери полагает, что переговоры с МВФ осложняют, судя по всему, корпоративные интересы, которые обосновывают допустимость увеличения граничного размера бюджетного дефицита инвестиционным ростом и поддержанием соцстандартов. "В правительстве в связи с этим проработаны альтернативные варианты развития. Во всяком случае, закладывается достаточно серьезная база под развитие без финансовой помощи МВФ. В этом отношении, например, уже сначала года мы видим большую активность правительства на рынке заимствований, в т.ч. и внешних", — констатирует аналитик.
Т.Ратувухери констатирует, что взаимоприемлемым вариантом выхода из ситуации для Украины и МВФ будет выделение фондом не всей суммы кредита, а какой-то достаточно символической суммы. "Другими словами, принимается решение, которое позволяет избежать блокирования переговоров Украины с другими донорами и, в первую очередь, с ЕС. Такой исход позволит всем сохранить лицо. Для правительства, в частности, это может означать облегченный вариант финансово-экономической политики с возможностью сохранения достаточно высокого уровня бюджетного дефицита и контроля над валютным курсом, а следовательно, и растягивания выполнения требований МВФ по бюджетному дефициту, валютной политике и экономическим реформам на более длительное время", — размышляет эксперт.
И.Уманский, ссылаясь на собственные источники, констатирует, что МВФ все-таки настроен на возобновление сотрудничества с Украиной. "Однако я сомневаюсь, что фонд пойдет на какие-то уступки. Более того, они потребуют решений и их внедрения до того, как будут выносить вопрос по Украине на совет директоров. Перспективы есть, и они довольно неплохие. Но это при условии полного и безусловного выполнения положений проекта технического меморандума. Пока к этому не очень готовы на печерских холмах", — резюмирует экс-и.о. министра финансов.
- Информация о материале
Нет выборов - хрен вам, а не налоги!
Знаете, как отличить действительно крутого человека от того, кто просто притворяется? Очень просто. По-настоящему крутой человек, при возникновении проблем, звонит самому себе. Ему без надобности государство с его бюрократическими механизмами и системой представительской демократии. Он может не платить налогов и самостоятельно решать все текущие вопросы.
Кто-то считает, что наше время таких людей не существует. Ошибаетесь. В современной Украине таких людей назначают. Их выбирают из самых несговорчивых. Как правило из тех, кто упорно не желает голосовать на выборах за того кандидата, которого утвердила власть. Ах вам не нравится грубоватый и прямолинейный регионал? Вас не устраивает утвержденный на самом высоком уровне «независимый» кандидат от административной вертикали? И вы не хотите доверить власти право без вашего участия заполнить бюллетени? Ну, тогда ваша крутость неоспорима. Значит, звоните сами себе. У вас не будет своего представителя в парламенте. Правда, налоги платить все рано придется. Потому что в мире хищников всегда виновата жертва.
Пять мажоритарных округов в Украине остались без своих депутатов. ЦИК говорит – не получается установить победителя. Во всех пяти округах. То есть сперва вроде можно было установить, но результат не устраивал. Суды вычеркивали неудобные голоса десятками тысяч, но все равно каменный цветок не выходил. Пришел «Беркут», навел порядок, и теперь результат уже точно не установишь. Правда, парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что это Центризбирком не хочет принять объективную реальность, но эти выводы пока никому не нужны. Может, потом, после смены власти, после появления в Украине независимой прокуратуры и объективных судов пригодятся. А пока – не нужны. Потому что – мир хищников. Жертва виновата по умолчанию.
С выборами в Киеве та же история. Что-то сложное с законами, Конституционный суд не торопясь разбирается, провластное большинство в Верховной Раде назначение выборов мэра и городского совета спокойно саботирует. Можно предположить, что дело не в законодательных сложностях, а в политических симпатиях большинства киевлян, которые не слишком жалуют власть. Но результата это не меняет – через полтора месяца к жителям пяти избирательных округов, лишенных своего представителя в Верховной Раде добавятся киевляне. У которых отобрали право избирать своих представителей даже в местные органы власти. Кстати, право быть избранными у этих людей тоже отняли. В качестве довеска, надо полагать. И это только начало – на киевлянах просто «тренируются». Мир хищников – такие вот «компромиссы».
Получается, что государство Украина в лице его нынешних руководителей, правоохранителей и судей вывели из сферы своего влияния пару миллионов граждан. Лишив их права и возможности принимать участие в формировании системы власти, руководство страны и бюрократический аппарат отказались уважать общественный договор в виде Конституции. Эти люди сегодня фактически вне государства. И вполне логичным будет освободить их от уплаты налогов. Потому что нет прав – нет и обязанностей.
Логично? Вполне. Но власть предпочитает другой сценарий. Прав у вас нет, но платить вы обязаны. Никакой логики и справедливости в такой постановке вопроса нет. Есть право сильного. И позвонить им сейчас некому – разве что себе. Наверное, это единственный вариант. Потому что в мире хищников всегда виновата жертва и хищников такая ситуация вполне устраивает. С другой стороны, одноглазая обезьяна больше не дразнит сторожа зоопарка. Научена горьким опытом. Так что, есть разные сценарии развития ситуации. Как показывает опыт чайных плантаций – мир хищников тоже изменчив. Вот буквально накануне ты царь и хозяин, чуть не кровь из подданных пьешь, а ночью – раз, и тебя уже едят вместе с домочадцами…
- Информация о материале
Украина: следствие ведут не знатоки
Кто у нас ведет следствие? Ну, понятное дело, следователи – им по службе положено. А раз они следователи, надо понимать, они специалисты своего дела. Небось, учились в каком-то ВУЗе чему-то следственному, потом набирались опыта на реальных делах… В результате следователи становятся знатоками – своего дела, наверное. По крайней мере, приблизительно так нам рассказывает Леонид Каневский. Когда-то даже телесериал такой показывали: «Следствие ведут знатоки». А как они ведут дела в реальной жизни, если отбросить киношный флер в сторону?
Когда-то я писало том, как Юрий Айнбиндер занял денег своей знакомой, а та уехала за границу на ПМЖ, не отдав долг. И как Юрий пытался наложить арест на квартиру, чтобы возместить неполученный долг с ее продажи. И как квартиру «приватизировала» семья директора Института монокристаллов Вячеслава Пузикова. С тех пор изменилось лишь то, что спорную квартиру удалось продать и вернуть деньги кредитору – это за 12 лет. Но в той истории было еще и уголовное дело – по заявлению Юрия Айнбиндера, который уверен в том, что директор Пузиков вместе со своими родственниками в истории с квартирой мошенничал. А судьба этого дела оказалась гораздо более извилистой. Причем, далеко не в последнюю очередь благодаря именно специалистам – следователям милиции.
Дело было возбуждено Дзержинской райпрокуратурой – после трех отказов Дзержинского райотдела. А с учетом сего обстоятельства судьбу дела несложно предугадать. Оно повисло. То есть, дознаватель Воронова качественно поработала, свидетели все были на месте, документы заявитель предоставил. Казалось бы, все есть для успешного расследования. Даже следователь Антонов на работу ходил… Ан нет, дело, говоря все тем же киношным языком, «зависло». Да настолько крепко, что пришлось обращаться в областное следствие, начальник которого постановил, что материалы надлежит передать в городское управление милиции, которое сумеет управиться вполне успешно. А следователю Антонову было указано – методом дисциплинарного взыскания.
Приняв дело к производству, следователь городского управления Андрей Булах положил его на полку. Ну, может и не на полку, может в ящик стола. И наверняка сверху на дело положил еще что-то, например, другие дела, так, что его видно не было. А раз не видно, то оно и не расследовалось. Во всяком случае, Юрий Айнбиндер несколько раз приходил, интересовался ходом расследования, но следователь ему так и не смог ничего нового рассказать. Точнее, новое было – очередные постановления о прекращении дела, которые при своевременном обжаловании признавались судом незаконными. И были ответы следователя Булаха Юрию Айнбиндеру – мол, следственные действия будут проводиться. И продолжалась эта канитель с конца июля 2011 года до начала апреля года нынешнего.
То ли следователи Дзержинского района не справляются с уголовными делами успешнее, чем следователи городские, то ли еще по какой причине, но дело было опять передано в Дзержинский райотдел. Впрочем, одно отличие в методах ведения следствия точно есть. Пока дело лежало у следователя Булаха, из него исчезли более 100 листов документов и компакт-диск с аудиозаписью. На это начальник городского следствия Кондратьев ответил, мол, пропавшие материалы – инвентаризационное дело БТИ, которое и было возвращено на место. Но там пропала и аудиозапись интервью коллеги-журналиста Натальи Шеховцовой с самим подозреваемым Вячеславом Пузиковым. Она в БТИ была бы явно не к месту… Равно как и пропавшее за компанию ходатайство потерпевшего вместе с ответом следователя.
Судя же по сумме милицейских «успехов» в деле о мошенничестве, я бы не рискнул сказать, что это следствие вели знатоки. Хотя и обвинять сотрудников органов не могу – они ж все высокоморальные, высокопрофессиональные и работящие. Наверное, это просто сиюминутная слабость. Потом все исправят. Вопрос только в том, как объяснить это потерпевшему от мошеннических действий Юрию Айнбиндеру.
Тот же Юрий Айнбиндер 10 марта ехал на своей машине по главной улице. А вылетевший со второстепенной автомобиль угодил ему в заднее крыло. Из автомобиля вышли какие-то арабы, сказали, что торопятся, но оставляют своего товарища, который и дождется вместе с Юрием сотрудников ГАИ. Оставшийся их приятель быстренько сбежал, так что гаишники оформляли протокол уже только с потерпевшим. А после этого было возбуждено дело, поскольку повреждения на машине сами не зарастают и ущерб возмещать надо. Но вот незадача – вспомнил Юрий Айнбиндер – номер машины арабов не указан в протоколе, наверное милиционерам без него будет трудно искать нарушителя. И он принес в ГАИ заявление, где точно указал номер – АХ2268СІ. Но следователь почему-то разволновался, сказал, что он уже и так знает, кого искать и заявление посоветовал выбросить. Но Юрий, не поверив ему все же занес документ начальнику ГАИ, чем оказал стражам дорожного порядка неоценимую помощь.
Через месяц Юрий поинтересовался, как у правоохранителей идут дела, удалось ли им найти нарушителя, устроившего аварию. А в ответ получил просто гениальную бумагу. Номер автомобиля виновника ДТП, как мы помним, указал сам заявитель. Адрес проживания его владельца установили сотрудники ГАИ. Они даже сориентировали на его задержание личный состав ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области. Но ни машина, ни владелец никак не находятся. Так что в случае задержания водитель будет привлечен к ответственности – пишет и.о. начальника ГАИ области. А пока, мол, ждите… ждите… ждите…
А теперь мне интересно, что должен подумать о милиции человек, дважды столкнувшийся с неспособностью ее сотрудников расследовать дела? Нет, я не утверждаю, что милиционеры знатоками не являются. Более того, я даже не пытаюсь утверждать, что они профессионально непригодны. Я ж не комиссия по профосмотрам. Но и игнорировать полное отсутствие всяческих результатов тоже не умею. Поэтому могу предположить, как я уже написал выше, что это такая временная слабость. Когда-то, возможно, следователи воспрянут от этой слабости и быстренько все расследую. Или это уже будет ни к чему – не мне судить. А раз так, то пока что следствие ведут… слабаки.
- Информация о материале
Офицер МВД: «Полиция сегодня – это геймеры в форме»
Леонид Л. (имя в интересах собеседника издания изменено) - бывший сотрудник МВД, отработавший более двух десятков лет в патрульно-постовой службе. Он прошел весь путь от рядового до офицера, побывал в двух чеченских кампаниях и имеет государственные награды. Уже несколько лет он на пенсии, но продолжает поддерживать контакты с бывшими сослуживцами и наблюдать за изменениями, происходящими сегодня в полиции, которая еще недавно была для него милицией. Своими наблюдениями и личным пониманием ситуации отставной офицер поделился в откровенной беседе с корреспондентом «Полит.ру», под обещание сохранить его личность в тайне.
До последнего момента Леонид сомневался, стоит ли беседовать с журналистом. Он дал согласие на встречу, но не обещал, что беседа сложится. «Вы поймите, - говорил близкий знакомый офицера, - ему очень тяжело говорить о том, что происходит. Так что, может быть, он и не станет разговаривать». Но в итоге, все получилось само собой.
Крепкий пятидесятилетний человек с ежиком седых волос встретил нас за чаем, но беседу начинать не спешил. Поговорили об отвлеченных вещах: о политике, о том, как бодаются власть и оппозиция. Леонид посмеивался, но в разговор включался слабо. Но, когда вспомнили случай о подозреваемом в Татарстане, которого до смерти изнасиловали бутылкой, Леонид не выдержал.
«Да они же молодые там просто! Наверняка же этот задержанный там был неспроста, там же подозрение в тяжких телесных было. Им сказали получить показания, они и получали. Но опыта не хватило, вот и переборщили», - сказал Леонид, - «Так бывает, надо получить показания. И мы жестко, бывало, работали, а что в Чечне творили, лучше вообще не вспоминать».
«То есть сейчас тоже, что и тогда? Ничего не изменилось?» «Изменилось, - говорит Л. – сейчас совсем другие люди. Такие же ребята, вот как ты. Они сидят дома, играют на компьютере. Потом приходит время выбирать профессию, и они приходят в полицию. Полиция сегодня – это геймеры в форме».
Геймеры, в понимании Леонида, это не люди, которые живут, будто играют в кровавый шутер, как можно подумать. Это в широком смысле человек, который просто не видел ничего кроме компьютерной игры. Человек, который не знает реальной жизни, не имеет принципов, не знает, что такое быть частью коллектива. Эдакий сменивший гражданское на милицейскую форму одиночка, так и не вырвавшийся из своих иллюзий в реальный мир.
«Мы в своей роте были как кулак, - рассказывает Л., - а эти – каждый сам за себя. И принципов никаких».
И эта перемена, по мнению отставного офицера, является ключевой, определяющей новое лицо правоохранительных органов.
«Я пришел в милицию в 198…-м году. Я до прихода в органы был, скажем так, не большой поклонник соблюдать законы. Но я пришел в милицию и перешел в другую плоскость. И друзья – бандиты, шпана – стали врагами. Сегодня те, кто пришел нам на смену – не видят разницы. Они продолжают общаться со знакомыми бандитами так же, как и до прихода в правоохранительные органы», - рассказывает Л.
Также, по мнению Л., одиночка сегодня более коррупционно уязвим, чем коллектив. Он слаб, на него легче давить. А если он старается подняться, подставив товарища, то значит и легче идет на поводу у коррумпированного начальства, еще больше упрочивая коррупцию и обеспечивая ее преемственность.
«Но главное, - продолжает свой рассказ о молодежи отставной милиционер, - у них нет понимания, зачем вообще они пошли в полицейские. Мы шли, чтобы защищать граждан. По крайней мере так думали те, кто служил со мной в одной роте. Мы так и отработали свое, зная, что мы здесь защищать людей. А эти – не пойми что думают. Бывает, смотришь, стоит нарушитель, качает права, что-то доказывает, руками машет, кричит, а патрульный, что его задержал, – стоит и кивает, кивает. Мы так не работали. Я сначала бил головой о стену уазика, и пока не сполз – в кузов закидывал…» - «Эй, - говорю, - подождите. Так это же получается, что они лучше стали! Людей не бьют!» - «Зато они за чужой кошелек больше на нож не бросаются», - мрачно парирует Л., и просит достать калькулятор и подсчитать, сколько драк у него было за годы службы.
У него более 17 тысяч задержанных лично. Каждый третий всерьез пытался нанести увечья. Получается, за время службы, он пережил более 5,5 тысяч нападений. «И это по самым скромным подсчетам, по минимуму, так сказать», - говорит офицер.
«Сейчас посмотрите, полиция не работает. Нет, то есть хорошо она никогда не работает. Это такой принцип. Тебе все задержанные говорят, что ты козел, родственники, матери, дети задержанных говорят – ты козел. К начальству придешь, там тебе снова – ты козел. Газету откроешь – ты козел. Домой придешь усталый, к жене… ужин тебе нужен, сексом заняться… тут тоже всякое бывает (я из-за этого, в том числе, и ушел из органов – козлом быть надоело). И так у всех. Поэтому, милиция никогда хорошо не работает. Но сейчас они просто попрятались. Стараются на маршрут не выходить, лишний раз никого не задерживать. Писать отчеты. Так во всех смыслах безопаснее», - рассказывает наш собеседник.
«А как же статистика?», - спрашиваю я. – «Ведь есть же сводки и по убийствам, и по хулиганам. То все-таки работают».
«Статистики на всех хватает», - говорит Л. – «Вот смотрите, задержали мы хулигана. Пишем себе «палку». Но мы на этом районе не у себя, а привлеченная сила. То есть мы себе «палку» нарисовали, и УВД района себе тоже «палку» нарисует. А когда наш и их дежурные отчитаются, то из одного хулигана будет два. А когда город отчитается, то у них будет «хулиганство» по городу – раз, задержанный нами – два, и тот же задержанный по сводке другого района – три. Так один хулиган за троих отрабатывает. С убийствами тоже чехарда. Вот если нашли труп с признаками насильственной смерти – это убийство, а если он по дороге в больницу умер – это уже не убийство, а если он уже в больнице умер – то вообще что угодно вне нашей компетенции. Такая статистика».
Уязвимость полицейского, по словам Л., - тоже серьезный фактор, препятствующий работе. Так безопаснее бывает взять мзду с нарушителя на улице и пойти дальше, чем вести нарушителя в отделение и там оформлять.
«ы не взял с нарушителя паспортного режима пятьсот рублей, вместо этого привел его и оформил. Там дежурный посадил его в обезьянник, вызвал офицера миграционной службы. Тот взял с него полторы тысячи и отпустил. А отпущенный пошел жаловаться правоохранителям на высокий побор. С кого начнут раскручивать историю? Правильно! С того, кто поставил подпись в журнале – с тебя. В итоге тебе впаяют незаконное задержание, а это – уголовное преступление. И в отделении будут еще и рады, что больше нет такого чучела, которое таскает в отделение и оформляет всякую головную боль для коллег. Поэтому любому патрульному себе дороже связываться. Особенно если нет паспорта. Без паспорта у нас сейчас суды не берут людей, что с ним делать? Получается, ты все сделал по закону и кругом виноват. Вот менты сейчас и сидят тихо, стараются не высовываться», - объяснил офицер и рассказал вполне реальную историю о благих намерениях с грустным концом.
Женщина попросила забрать бомжа из подъезда, который нагадил ей под дверью. Наряд прибыл, но забрать они его не могут – приемники закрыты, а просто так сажать непонятно чем больного бомжа – инструкция не велит. Вот они и спрашивают женщину: «А может он матерился?» - «Да нет, вроде не матерился». – «А может во сне матерился? Вы вспомните! Ведь если он матерился, он же тогда – хулиган. И мы его за хулиганство сможем забрать». Женщина, конечно же, сразу вспоминает, что пьяный обгадившийся бомж матерился. И они оформляют хулиганство, избавляют женщину от неприятного соседства и отправляются нести службу дальше с уверенностью, что сделали доброе дело. Несут они ее до суда, пока не появляется свидетель, который говорит, что бомж спал, а не матерился. Тогда суд опрашивает женщину, вызывавшую наряд, и та: «А мне полицейские посоветовали сказать, что он матерился». И берут благонамеренных полицейских за фальсификацию показаний со всеми вытекающими.
Беспринципность и бесхребетность нынешнего состава, а также сокращения в ходе реформы МВД, по мнению Л., привело полицию не просто к снижению эффективности и развитию коррупции, а к недееспособности.
Например, в роте, где он служил сначала рядовым, а потом сержантом, было 18 человек вместо положенных 50. После сокращений (сокращали в основном вакансии) количество человек в роте осталось прежним – 18. Но если до реформы офицеров было два – ротный и замполит, то теперь офицеров шесть, а бойцов всего – 12. «Какая здесь эффективность?», - спрашивает ветеран МВД.
«Раньше мы делили города на красные и черные. Черные – это там, где милиция продалась, красные – там, где еще есть закон. Теперь это деление почти утратило смысл. Пока я служил, не было такого, чтобы мы наверх передавали часть того, что заработали на улице. Нет, конечно, мы не жаловались на маленькие зарплаты и задержки выплат. Мы сами содержали патрульную машину, оплачивали бензин и прочее. Но мы не платили старшим. А сейчас что? Я помню, приезжает генерал, ему начинают жаловаться на технику, на старое оборудование, а он – «Вас что, разве профессия не кормит?» Как тут быть, если даже генерал такое говорит», - сокрушается Л.
Раньше, по словам собеседника, в милицию мог прийти любой. На него не обращали внимания, пока он не отслужит 3 года. После этого бойца принимали в коллектив. До трехлетнего стажа дослуживался в лучшем случае каждый третий. То есть работал довольно жесткий, но понятный профессиональный фильтр. Теперь же, по словам Л., действует конкретная такса.
«Чтобы начать работу в полиции теперь нужно заплатить 30-40 тысяч. Это в ППС. Если восстанавливаешься – 80 тысяч. Если ты женщина – 100». – «А почему женщины так дорого?» - «Они же работать не будут. Сядут и будут бумажки перебирать, толку от них? С тех, кто работать будет, и берут меньше». – «Ходили слухи, что в ДПС таксы еще выше. Заоблачные какие-то цены называли, да?». – «Сейчас, после коррупционных скандалов, посадок и смены руководства там цены на должности сильно упали», - смеется Л.
Мы еще долго говорили. И о физической подготовке бойцов, от которой зависит самое меньшее – половина работы, и о раздувающихся штатах руководства, и об ухищрениях на оперативной работе, о войне, о людях, которые по сей день приходят к Л. за помощью, «будто тут опорный пункт милиции». И о том, что большинство из тех, кто патрулировал и охранял правопорядок на улицах в 90-е, сегодня удалены из органов. «Нас удаляли специально. У нас есть представление, как охранять порядок, и если нас сейчас поставить на эту работу – мы будет делать ее так, что нынешнее руководство ужаснется. Наши представления больше не нужны, и почти ото всех нас, прошедших Чечню, воевавших с преступностью в перестройку, – избавились. Избавились целенаправленно. Чувствуем ли мы себя обиженными или забытыми? Конечно», - говорит ветеран.
На прощанье я прошу Леонида описать на уровне собственных ощущений, в самом общем виде, чем отличаются органы сейчас от тех, которые он оставил несколько лет назад. Офицер долго, почти минуту думает, прежде чем ответить.
«У милиции вынули душу», - наконец говорит он.
- Информация о материале
Кернес повесил на бюджет Харькова уже 140 миллионов, чтобы не возвращать еврофутбольный кредит
Департамент бюджета и финансов Харьковского горсовета 30 апреля заключил соглашение с ПАО "Государственный экспортно-импортный банк Украины" на реструктуризацию долговых обязательств по Кредитному договору №151110К27 от 05.11.2010 г. путем продления сроков пользования траншами кредита. Стоимость соглашения составила 71,87 млн грн. Об этом сообщается в "Вестнике государственных закупок".
В 2010 году Харьковский горсовет взял в "Укрэксимбанке" кредит в размере 350 млн грн. для обновления парка автобусов и троллейбусов в рамках подготовки города к Евро-2012. Конечный срок погашения кредита наступил 30 апреля.
Однако в мэрии решили не возвращать деньги договорились с государственным банком о пролонгации кредита на два года.
"Учитывая необходимость подготовки города к проведению в Украине финального турнира чемпионата Европы 2015 года из баскетбола, существует потребность во внесении изменений в договор кредитования, с предусмотренным в нем продлением сроков пользования отдельными траншами кредита, с конечным сроком погашения до 30 апреля 2015 года", - речь идет в обосновании закупки.
В конкурсной документации не сообщается, возвратил ли Харьковский горсовет "Укрэксимбанку" с 2010 года хоть какую-то часть кредита. Вместе с тем, в за два года выплаты по отдельным траншам кредита переносились несколько раз. С учетом последнего соглашения суммарная стоимость пролонгаций составляет уже 140,98 млн грн.
Напомним, в 2010 году города, принимающие Евро-2012, по инициативе вице-премьера Бориса Колесникова взяли кредиты в "Укрэксимбанке" на приобретение автобусов и троллейбусов "Львовского автозавода" Игоря Чуркина.
- Информация о материале
Взрывы в Днепропетровске. Год спустя
Ровно год прошел с того дня, когда миллионный Днепропетровск был погружен в атмосферу страха и паники. В течение полутора часов в городе взорвались четыре заложенных в мусорные урны заряда. В новостях прозвучало непривычное для Украины слово «теракт». Впрочем, украинцев вот уже три года пытаются приучить к существованию в стране террористов. В 2010 году это было в Запорожье — «дело пономарей», которые уже осуждены на 15 лет. В 2011-м — «макеевские подрывники» (двоих приговорили к восьми и 15 годам тюрьмы) и «васильковские террористы» (их судят за подготовку теракта с целью уничтожения несуществующего памятника Ленину). Наконец, 2012-й — Днепропетровск. Возникает вопрос: что это? Небывалая волна терроризма на почве бедности, рука спецслужб? Или все это одновременно?
Гром среди ясного неба
Утром 27 апреля площадь перед зданиями Днепропетровской облгосадминистрации и Днепропетровского областного совета была оцеплена сотрудниками милиции, которые расположились за выставленным заборчиком. Пару десятков журналистов пришли на запланированный на этот день митинг против медреформы. Поскольку за заборчик людей не пропускали, собравшиеся расположились в сквере неподалеку. Небо было ясным, и когда через полчаса прозвучал первый взрыв, стало понятно, что это не гром.
Пресса моментально была на месте взрыва. Силовики в первые часы после взрывов озвучивали лишь информацию о количестве пострадавших и между собой переговаривались: «Нужно было тщательнее расследовать взрыв возле ЦУМа». Напомним, что в 2011 году в результате взрыва урны погиб случайный прохожий. Прокуратура тогда заверяла, что повторных взрывов не будет. В целом, после этого пресловутые «заборчики» уже стали привычно возникать при любом мало-мальски значимом скоплении народа возле зданий горсовета, облгосадминистрации, прокуратуры.
Майская лихорадка
Весь последующий после взрывов месяц Днепропетровск буквально лихорадило. Все правоохранители работали в авральном режиме: обыски, допросы, расследования. Тысячи днепропетровцев до сих пор как страшный сон вспоминают допросы, обыски, и другие малоприятные мероприятия в рамках расследования дела о взрывах. На майские праздники были отменены все массовые мероприятия, убраны «террористически опасные» урны.
Днепропетровск стал грязнее, поскольку специально принятая городская программа по замене в городе железобетонных урн, из-за недостатка финансирования была выполнена лишь частично — в центре было установлено всего несколько десятков «антитеррористических» урн. В связи с этим признанные опасными железобетонные урны, после взрывов убранные как из центра, так и из спальных районов города, недавно было решено вновь установить в те же места, где они и располагались ранее.
Жертвы терактов
Три десятка пострадавших от прошлогодних взрывов в Днепропетровске сегодня уже вошли в свой привычный ритм жизни. По словам врачей, период реабилитации закончился. Даже 63-летний Валерий Рудковский, которому осколком урны оторвало руку, продолжает работать и путешествовать. Примечательно, что денег, выделенных ему Кабмином на изготовление протеза руки 160 тыс. грн., хватило лишь на покупку деталей, которые собирались в единое целое украинскими «кулибиными». Затем осенью 2012 года депутаты Днепропетровского областного совета выделили дополнительные 53 тыс. грн., после чего украинским специалистам удалось полностью укомплектовать весь протез, который в итоге обошелся в 213 тыс гривен и установить его пострадавшему лишь год спустя. При этом привыкать к протезу Рудковскому придется на протяжении еще одного года. В связи с этим он заявил, что «тех, кто устроил эти взрывы, я никогда не прощу — они испаскудили всю мою дальнейшую жизнь».
В общей сложности 30 пострадавших от апрельских взрывов выдвинули исков к «террористам» на сумму, превышающую 1 млн. грн. Наибольшую сумму заявил Валерий Рудковский – 400 тыс. гривен. Однако, по его словам, он «не притронется к этим деньгам, поскольку ему противно». «Раз общество потратило на меня деньги, я их верну обществу. Либо перечислю их на счет Госказначейства, либо помогу человеку, который оказался в ситуации, подобно моей», - заявил Валерий.
Террористическая конспирология
Сегодня днепропетровцам о событиях годичной давности напоминают лишь периодические сообщения в СМИ о ходе судебного разбирательства по этому делу. Сам ход процесса вызывает у горожан множество толков на предмет степени виновности всех четверых обвиняемых. Самоотверженная борьба Оксаны Томчук, сестры одного из обвиняемых Дмитрия Ревы, за справедливое правосудие для брата по всем признакам тянет на подвиг. Став матерью лишь месяц назад, она не прекращает давать пресс-конференции, проводить пикеты и подавать иски. Впрочем, основания для этого прослеживаются и в материалах дела — несоответствий множество.
Другой обвиняемый — Виталий Федоряк, недавно начал давать показания, разнящиеся с теми, которые он давал сразу после задержания. Фантомом в этом деле проходит его родной брат, занимающий должность в областной прокуратуре. Также, по показаниям Ревы, в деле был замешан некий консультант-взрывник из Харькова. В целом, конспиралогии в деле «днепропетровских террористов» хватает. Родственников, вопреки здравому смыслу, уже почти год не пускают на свидания к обвиняемым. Единственной, кого пустили к «террористу», стала сестра Виталия Федоряка, которая по странному стечению обстоятельств работает в российской Федеральной службе исполнения наказаний.
Что касается коллег обвиняемых, то сотрудники Ревы активно участвуют в акциях в его поддержку. И вопреки высказываниям ректора Днепропетровского национального университета о Сукачеве как о «волке в овечьей шкуре» и «циничном чудовище» в духе 1937 года политолог Сукачев до сих пор числится в штате преподавателей этого вуза. Хотя для коллег Сукачева на кафедре политологии университета тема взрывов стала своего рода табу. Уже не слышны и слова поддержки от студентов в адрес опального преподавателя.
Бумеранг для обвинителей
Тем временем дело «террористов» бумерангом ударило по правоохранителях и одному из провластных СМИ. Шевченковский районный суд Киева в полной мере удовлетворил иск Ревы к «Первому национальному» и компании V-TV с обвинением в распространении неправдивой информации в фильме «Адов ад», в котором еще до вынесения приговора суда четверо задержанных называются виновными. Заведено также уголовное дело на одного из оперативников, позвонившего главному обвиняемому в терроризме Виктору Сукачеву. Именно этот звонок и стал основанием для задержания Ревы. И хотя суд первой инстанции отказал в удовлетворении этого иска, это решение адвокаты собираются обжаловать в Апелляционном суде.
«Трамплин» для руководства
Наверняка нельзя связывать с терактами смерть бывшего первого замглавы СБУ генерал-полковника в отставке Владимира Рокитского, одним из последних дел которого стало расследование терактов в Днепропетровске. А также тот факт, что перед началом судебного процесса над «террористами» Президент уволил начальника УСБУ в Днепропетровской области Владимира Верхогляда и перевел его в распоряжение руководителя Службы безопасности Украины.
Зато за этот год Александр Вилкул из кресла днепропетровского губернатора пересел в кресло вице-премьера, а областного прокурора Наталью Марчук многие активно «сватают» в столицу. При этом она не перестает повторять, что сторона обвинения располагает всеми доказательствами вины обвиняемых «террористов». К слову, через месяц после задержания «террористов» Наталья Марчук получила звание «Заслуженный юрист Украины», а Владимир Верхогляд - орден «За мужество» III степени.
Правда, днепропетровцев все это вряд ли трогает до глубины души. На сегодняшний день большая опасность видится в невыплате зарплаты метростроевцам, которые на голом энтузиазме круглосуточно откачивают воду из тоннелей самого известного днепропетровского долгостроя. Каждый житель Днепропетровска знает: если перестать откачивать воду, вся центральная часть города уйдет под землю. И, наконец, последний штрих. Накануне годовщины резонансных взрывов в городе открыли горячую линию в помощь тем горожанам, которые боятся повторения терактов. Впрочем, это скорее профилактическая мера для тех особо впечатлительных и мнительных днепропетровцев, число которых невелико.
- Информация о материале
Страница 1293 из 2102
