Вспомним осень прошлого года. Пока продолжалась подготовка к парламентским выборам — к образованию, науке, культуре, здравоохранению все проявляли особый интерес. И власть, и оппозиция. Но выборы прошли. И любовь закончилась, даже не начавшись. На нужды образования в Госбюджете-2013 так и осталась цифра 6,2% валового внутреннего продукта (ВВП), а на науку — 0,3% ВВП, что ниже предусмотренного законом на 3,8 и 1,4% соответственно. Обещанные учителям и ученым изменения в бюджет по итогам І квартала никто вносить не собирается. Таким образом, просвещенцы недополучат 57 млрд грн, а ученые — 52 млрд грн.

Попытки парламентского комитета по вопросам образования и науки привлечь внимание к проблеме ликвидации школ не увенчались успехом. Верховная Рада Украины 16 апреля не захотела даже включить в повестку дня вопрос о проведении парламентских слушаний по этой проблеме. А ситуация непростая. Средняя школа, особенно сельская, просто вопит, чтобы уменьшить наполняемость классов. В Украине под угрозой ликвидации более 2000 школ, свыше полутора сотен в этом году будут закрыты.

Погряз в политической трясине долгожданный закон "О высшем образовании". Вариант от власти натолкнулся на сопротивление общества, студенчества, глухое несогласие коммунистов, а прогрессивным вариантам от оппозиции и общественности не хватает голосов поддержки. Университеты и школы, училища и техникумы жаждут "любви" от бизнеса, требуют взаимовыгодных правил сотрудничества, автономности и самостоятельности.

Назрели изменения к закону о профтехобразовании. Не определена до конца судьба техникумов. Сейчас они активно интегрируются с университетами. И это никто не учитывает. Вместе с тем в Министерстве образования и науки появился законопроект "О профессиональном образовании", предполагающий соединить профтехучилища и техникумы в одну отрасль. Проблема непростая и нуждается в глубоком изучении. Есть плюсы, есть и минусы. Но многие специалисты опасаются, чтобы все эти новации не обернулись бедой для техникумов и училищ. Чего стоит только положение о том, что основателями и владельцами этих учебных заведений являются частные лица, учреждения и организации, местные советы и правительство. На сегодняшний день пребывание училищ и техникумов в государственной собственности хоть как-то спасало их от полного уничтожения. После принятия нового закона все изменится. Так что можно ожидать великий передел собственности, земли, сооружений, имущества и т.п.

Поняв, что парламент все время занят то потасовками за кнопку, то еще за что-то, правительство, в частности Минфин, решительно берет инициативу на себя. Взят курс на секвестрование бюджетов образовательных учреждений, уменьшение количества внешкольных учреждений: музыкальных, художественных, спортивных школ.

Недавно Минфин направил письма местным советам и администрациям с предписанием перевести финансовое бремя внешкольного образования на плечи родителей. Сегодня в 2130 внешкольных учебных заведениях только Минобразования учится 1,5 млн детей школьного возраста, а это 40% всех школьников. Посещение этих учреждений хоть как-то спасает детей от улицы, наркомании, пьянства, а всю страну — от одичания, формирует у юношей и девушек нравственность и духовность, укрепляет физическое и эстетичное здоровье. Все мы радуемся, когда видим успехи боксеров команды "Украинские атаманы" и братьев Кличко. Но ведь не забывайте — все они прошли через внешкольное образование, систему детских спортшкол. А что будет дальше? Если вырубим корни, откуда возьмутся плоды? Ведь внешкольное образование развивает не только душу и тело, но и детский ум. Правильно сформированные эмоции и чувства у детей чрезвычайно положительно влияют на усвоение ими новых знаний. Как свидетельствуют исследования западных ученых, дети, играющие на музыкальных инструментах, рисующие, на 20–30% лучше воспринимают математику, физику, другие предметы. Знаменитый педагог В.Сухомлинский доказал, что умственно отсталые дети, регулярно посещавшие кружки технического творчества, намного лучше начинали учиться и даже абстрактно мыслить.

Вспоминаю, как несколько лет назад в одном из районов Лондона мне показывали новый тип учебного заведения. Долго демонстрировали учебные планы, рассказывали о значении внешкольной воспитательной работы. На что я сказал: "Но это же прототип нашего обычного дома детского творчества или бывшего дома пионеров". Хозяева даже обиделись, когда я заметил, что у нас давно существует система внешкольного образования. Я убежден: закроем те остатки музыкальных, художественных, спортивных и других внешкольных учреждений — лишим детей будущего, окончательно уничтожим интеллектуальный потенциал общества, доведем страну до пропасти.

Не могу не сказать и о серьезной угрозе высшей школе.  ("Над чьими головами занесен топор?" — статья М. Стрихи на эту резонансную тему опубликована в предыдущем номере  ZN.UA). Речь идет о плане мероприятий по реализации президентской программы на 2013 г. В частности, предусмотрено увеличение соотношения преподаватель—студент до 1:18. Сейчас это соотношение составляет в среднем 1:12–13. В свое время, когда Украина присоединялась к Болонскому соглашению, мы стремились достичь соотношения 1:8. Это дало бы профессорам возможность вместе со студентами заниматься исследованиями, научными поисками. И вдруг такая новость!.. Кстати, замечу, что все это происходит на фоне демографического кризиса, когда и так резко падает контингент студентов, а поэтому уже сокращается количество преподавателей. В этой ситуации, наоборот, нужно было бы сделать мудрый шаг — уменьшить это соотношение, не увеличивая количества преподавателей! Ведь существенным недостатком нашей высшей школы является именно перегруженность педагогов лекциями и практическими занятиями. Педагогическая нагрузка достигает 900–1000 часов. Таким образом, чтобы в университет заглянула наука, а студенты могли заняться исследованиями, следует уменьшать, а не увеличивать нагрузки на преподавателей. Ведь во всех ведущих университетах мира, входящих в сотню лучших, соотношение преподаватель—студент составляет 1:5–8.

Рост соотношения приведет не только к увеличению нагрузки на преподавателей, и таким образом, дальнейшему снижению качества образования, но и к значительному сокращению их численности. А этот процесс коснется, к сожалению, прежде всего молодежи, аспирантов и ассистентов. Таким образом, все закончится снижением уровня качества наших вузов, их дальнейшей деградацией.

Не буду говорить о вреде от этих урезаний, секвестрования образования. Думаю, это понимают все. Не понимают только те, для кого жизнь — сплошной бизнес, бесконечная борьба за прибыли. Наверное, молодежь, пришедшая недавно пришла в Кабинет министров Украины, привыкла видеть жизнь из окон банков и дорогих авто.

Напоследок напомню слова Антона Семеновича Макаренко о том, что правильное воспитание — это счастливая жизнь, плохое воспитание — это наше горе, наша вина перед всей страной. Так что не рубите топором по детскому образованию, не несите горе и беду Украине!