Главная
«Убийцы» футбола
Уговорить жену на переезд, добиться премии, обеспечить публикацию заказного материала — эти и многие другие вопросы должен уметь решать хороший футбольный агент. Представить современный футбол без посредников, которые занимаются трансферами и контрактами игроков, уже нельзя. Сейчас каждый уважающий себя игрок пользуется услугами агентов. А последние зарабатывают на клиентах, устраивая их в клубы на условиях, выгодных не только футболистам, но и им самим. Одни агенты охотятся за юными талантами, чтобы сорвать куш в будущем. Другие — устраивают состоявшихся игроков, предпочитая не рисковать. Если ты разбираешься в футболе, имеешь связи в командах и талант вести переговоры за контракт — дорога в профессию открыта.
Счет на десятки
Впрочем, хотя получить лицензию на работу и стать футбольным агентом в Украине не так уж сложно, немногие занимаются этим специфическим бизнесом. Как сообщили «Комментариям» в Федерации футбола Украины, ежегодно с марта по сентябрь проводятся экзамены для всех желающих получить лицензию. Для этого необходимо подать в Комитет по вопросам статуса и трансферов футболистов Федерации футбола Украины (ФФУ) стандартный набор документов (паспорт, код, трудовую книжку, дипломы) и заплатить денежный взнос в размере 8 тыс. грн. Для сдачи экзаменов необходимо изучить базовые в этой индустрии документы: устав ФИФА, регламент ФИФА по статусу и трансферам игроков, регламент ФИФА по деятельности агентов, регламент ФФУ относительно деятельности агентов футболистов. По словам агента Никиты Майхровского, формально соискателю не нужно иметь какого-то специального высшего образования, опыта работы или сертификатов. Хотя юридическое и экономическое образование могут существенно упростить вхождение в профессию. На экзамене нужно правильно ответить на 14 из 20 вопросов, и пятилетняя лицензия в кармане. Международного образца, позволяющая агенту работать в том числе за пределами Украины. Последний шаг — приобретение страховки стоимостью около 1000 евро. В случае судебного разбирательства и проигрыша по делу она покроет судебные издержки.
По информации ФФУ, сегодня в Украине работают 85 агентов. Их число постоянно меняется. Появляются новые специалисты, некоторые лицензии отзываются или истекает срок их действиям. К слову, лицензию в Украине может получить и иностранец, если он прожил в нашей стране не менее двух лет.
Отношения без секретов
Работа агента начинается с подписания двустороннего соглашения между ним и игроком. «Максимальный срок такого контракта — два года. Футболист обязан информировать агента, кто ему звонил, какие клубы предлагали работу, кто просто проявлял интерес. Секретов между агентом и футболистом быть не может», — говорит агент Александр Кулишевич.
Однако украинская специфика такова, что агентский рынок не четко структурирован и работает далеко не всегда на основе документов. Зачастую отношения строятся на неформальной основе, по рекомендациям коллег или устным договоренностям. Агент может и не сотрудничать с футболистом на регулярной основе, а просто помочь ему по знакомству или за разовое вознаграждение при конкретном переходе или продлении соглашения с клубом.
В среднем украинский агент на регулярной основе обслуживает около десятка футболистов. У кого-то может быть два-три игрока, но с учетом сезонных работ во время открытия трансферных окон (летнего и зимнего) общее количество клиентов может превышать и три десятка.
Главная задача агента на первом этапе — провести исследование рынка и подготовить отчет о возможных вариантах карьеры. Затем устроить игрока по его квалификации. Если агентом выступает бывший футболист, это является серьезным конкурентным преимуществом с учетом его связей в командах. Такой агент лучше понимает, под какого тренера и тактику лучше устроить конкретного футболиста. Если парень не подошел под модель игры или не выдержал требований тренера, недобросовестные агенты такие ситуации игнорируют. А специалисты, мыслящие стратегически, подобные ошибки стараются оперативно исправлять.
Агенты начинают набирать игроков в свою обойму еще с клубных академий. На финальных турнирах ДЮФЛ, товарищеских и официальных матчах юношеских сборных присутствует много агентов, которые занимаются поиском талантов. По словам Кулишевича, он не сразу начинает брать деньги с молодых ребят за свои услуги. «Мы развиваемся вместе с парнем. Не позволяю себе брать деньги с футболиста до тех пор, пока его зарплата не достигнет уровня пяти тысяч долларов в клубе, в который я смогу его устроить», — говорит он, добавляя, что, как правило, украинский агент берет 10% от зарплаты игрока.
По словам агента Ивицы Пирича, переговоры с клубом — очень сложный процесс, необходимо найти общий знаменатель для многих изначально противоречащих друг другу пожеланий. «Часто нужно больше говорить с женами футболистов. В основном именно жены дают окончательное добро на переезд», — говорит Пирич. Когда клубы сошлись в стоимости трансфера, следующая задача — договориться о размере зарплаты игрока и бонусах. Если команда предлагает зарплату, не устраивающую футболиста, агенту приходится придумывать варианты. Стороны могут предложить игроку подъемные, бонусы за выход на поле и т.д. Скажем, в контракт могут быть записаны такие пункты, как бонус за забитый мяч и даже за соответствующую внешность футболиста, если он является рекламным лицом какого-то бренда. Высший пилотаж — включить в контракт пункт «самый высокооплачиваемый игрок». Тогда, если в составе появится футболист с большей, чем у клиента зарплатой, ему автоматически увеличат вознаграждение.
Серые схемы
Часто агентам приходится вкладывать свои деньги, чтобы устроить игрока. Так, в преддверии трансферного окна появляются сотни новостей об интересе клубов к каким-то игрокам. На самом деле это обычно означает, что игрок не хочет продлевать действующий контракт со своим нынешним клубом, а намерен улучшить условия соглашения. Запуск утки в СМИ помогает агентам и добиться поставленной задачи, и самим заработать больше.
Важную роль в удачном исходе переговоров играют связи агентов в клубах. Как сообщил «Комментариям» на условиях анонимности один из агентов, достаточно иметь своего знакомого в селекции или руководстве украинского клуба для того, чтобы устроить футболиста даже без особого таланта и получать процент от его зарплаты. Обычно речь идет о клубах, в которых окончательные решения по кадровым вопросам принимает не тренер, а руководство. Агент договаривается со своими людьми в клубе, а с игроком подписывают контракт на один-два года. В лучшем случае такие игроки иногда выходят в составе. Но, как правило, они за хорошие деньги греют скамейку запасных. Процент от их зарплаты идет человеку из руководства клуба, который разрешил подписать игрока, реже — тренеру, если агент договаривался с ним. Для недобросовестных агентов такое сотрудничество — стабильный заработок. Именно по этой причине в клубах появляются футболисты с солидными контрактами, которые не подходят к основному составу.
Кроме того, юношеские клубы и сборные используют как лифты в карьере. Агент договаривается с тренером, чтобы игрок сыграл несколько игр за основной состав. А потом факт попадания в основу становится предлогом для увеличения его трансферной стоимости и размера зарплаты.
За подобные серые схемы в футбольных кругах агентов не любят. Считается, что они убивают футбол и талантливых игроков. Хотя никто не мешает последним работать до седьмого пота, вместо того чтобы тратить в ночных клубах деньги, которые агенты выбивают для них из клубов. Но зарабатывать больше хочется всем — менеджерам клубов, игрокам, тренерам, — и агенты, без которых функционирование футбольного рынка уже невозможно, не стесняются играть на этом желании.
Италия — крупнейший поставщик агентов
Сегодня в мировом футболе уже не существует понятия «лицензированный агент ФИФА». Международная федерация футбола прекратила выдавать лицензии агентам с 2001 года. Разрешения на работу в последние годы выдают непосредственно национальные футбольные ассоциации, которые являются действующими членами ФИФА. Согласно сводным данным национальных ассоциаций, которыми располагает ФИФА, в мировом футболе сейчас ведут деятельность около 5,2 тыс. лицензированных агентов. Украину, по этой информации, официально представляют 74 специалиста. Это — середина списка. Их меньше, чем, к примеру, у Турции (187), Голландии (138), Боснии и Герцеговины (111), России (76) и Португалии (75). Но больше, чем у Израиля (70), Польши (68), Хорватии (44) и Чехии (31). А пятерка мировых лидеров по количеству агентов выглядит так: Италия (1058), Испания (578), Англия (469), Германия (439), Бразилия (266).
- Информация о материале
Недетская задача
На нынешней неделе ZN.UA стало известно содержание весьма любопытного документа, который может иметь далеко идущие последствия не только для сектора госфинансов, но и для всей экономики в целом. В администрации президента решили внести в борьбу со стоящими перед страной экономическими вызовами свою лепту. В АП высказали свою озабоченность тенденцией, уже давно не являющейся тайной: из-за спада в экономике на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры бюджет не добирает запланированные налоговые поступления. В результате под угрозой оказалась святая святых — выполнение социальных инициатив президента.
По данным ZN.UA, глава государства поручил правительству срочно разобраться и изыскать дополнительные источники ресурсов. Поиском которых, как писало ZN.UA, в правительстве уже и так активно занимались (не решаясь, однако, пустить в ход непопулярные инициативы). Теперь, получается, шансы на их реализацию резко возросли. Иначе главному финдокументу страны будет очень сложно избежать осеннего секвестирования.
Дано:
Как констатируется в письме за подписью первого заместителя главы президентской администрации Ирины Акимовой, "итоги января—июля 2013 г. свидетельствуют, что напряженность ситуации в бюджетной сфере растет". При этом отмечается, что в целом за семь месяцев текущего года доходы общего фонда госбюджета на 354,9 млн грн, или на 0,2%, отстали от запланированного на этот период объема поступлений. При этом объем налоговых поступлений не дотянул до плана на 3,2 млрд грн, в то время как Национальный банк перечислил в госбюджет 12,5 млрд грн (на 4 млрд больше запланированного на этот период объема).
Вроде бы такой недобор не должен вызывать особых поводов для беспокойства — отечественные госфинансы знавали и куда худшие времена. Согласно последним опубликованным данным Госказначейства, доходы госбюджета Украины в январе—июле 2013 г. составили 189,7 млрд грн, что почти на 2% превышает аналогичный прошлогодний показатель. На фоне нынешней динамики ВВП (-1,1% по итогам первого полугодия с.г.) это можно было бы рассматривать как более чем приемлемый результат. Однако в законе о госбюджете заложено увеличение доходов на 5,3% (до 363,1 млрд грн) по сравнению с фактическими прошлогодними поступлениями (344,7 млрд грн). В то время как из-за чрезвычайно высокой доли защищенных статей в основной государственной финансовой смете (около 95%) особого пространства для маневра нет.
Как известно, процесс государственного экономического планирования в нашей стране имеет старый и болезненный изъян, при котором "телега едет впереди лошади" или "хвост виляет собакой" (это уже как кому больше нравится). При нормальной очередности процессов сначала осуществляется максимально реалистичная оценка перспектив и возможностей экономики, а уже затем, исходя из существующих реалий, рассчитываются потенциальные доходы. Исходя из которых, в конце концов, учтя основные приоритеты и определив потенциальные "точки роста", решается, куда и сколько потратить.
Однако непреодолимая тяга к популизму, как и установившийся в Украине авторитарный режим правления обходятся традиционно дорого. Чтобы ублажать избирателей и держать ситуацию под контролем, избегая ненужных социальных и других волнений-потрясений, необходимо удовлетворить запросы на получение "хлеба и зрелищ" патерналистски настроенных электоральных слоев. Плюс финансировать множество всевозможных "хотелок" различных групп влияния, на которые опирается президент. А источником финансирования (читай — кормушкой) для них традиционно оказывается госбюджет.
Вот и выходит, что сначала прикидывается — чего, кому и сколько надо, т.е. подбиваются "настоятельно желаемые" расходы госказны, а уже потом под них подгоняются доходы, дефицит и, соответственно, закладываемые макропоказатели. А значит, расходные статьи бюджета традиционно надуваются и раздуваются (запросов-то традиционно немеряно, на всех точно не хватит), чего не сделаешь, не завысив прогнозные показатели.
Однако экономические реалии оказываются зачастую намного прозаичнее. Чтобы оценить сложившуюся ситуацию, достаточно поближе присмотреться к разнице в ожиданиях и действительности.
Так, если рост реального ВВП ожидался на уровне плюс 3,4%, то факт по итогам первого полугодия, напомним, — минус 1,1%, и особенных надежд на радикальное улучшение динамики пока питать не приходится. По крайней мере, июльские итоги не дают для этого слишком серьезных оснований. Та же промышленность хотя и замедляет темпы падения, но пока все еще в минусе (-5,3% по итогам семи месяцев).
Фонд оплаты труда, рост которого закладывался на 10,9%, пока растет темпами более чем в два раза ниже (4,8%).
При ожидаемой динамике роста экспорта на 6,4% факт составляет минус 7,2%. По импорту отставание еще заметнее — при плановых темпах увеличения на 6,9%, реально имеется минус 12,8%.
И хотя "опережающее отставание" импорта положительно сказывается на платежном балансе, о соответствующих таможенных сборах (уменьшившихся за семь месяцев по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 3,5%) этого никак не скажешь.
Как изначально предполагали эксперты, называя нынешнюю основную смету страны вполне выполнимой, даже при уже тогда ожидавшемся росте экономики "в районе нуля" проблема запросто закрывалась за счет дополнительной инфляции. При заложенном в бюджетные прогнозы увеличении индекса потребительских цен (ИПЦ) на 4,8% несколько дополнительных процентов инфляции позволяли, оставляя этот показатель в достаточно комфортной зоне (в рамках одноразрядных цифр), получить запланированное увеличение номинального ВВП на 11,9%.
Однако и инфляция пока отстает от бюджетного плана (по итогам семи месяцев ИПЦ, согласно данным официальной статистики, прирос всего на 0,1% (!?)) Причем возможность для ее сравнительно безболезненного разгона уже упущена — скачки цен на продуктовых и других рынках могут вылиться в набеги на валютные обменники, с которыми совладать в Украине традиционно сложно (особенно осенью).
Помимо прочего, на август пришлись задержки поставок украинской продукции на российских и ряде других таможен стран СНГ — и это еще один возможный дополнительный фактор потенциального снижения поступлений. По данным источников ZN.UA, по итогам восьми месяцев текущего года налоговые поступления в госказну могут недотянуть до запланированного от 8 до 12 млрд грн. Опрошенные нами эксперты оценивают этот показатель в 5–15 млрд грн.
Как спрогнозировал в комментарии для ZN.UA экс-и.о. министра финансов Игорь Уманский, по итогам января—августа доходы госбюджета могут кумулятивно сократиться на 2% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По его мнению, в текущих экономических условиях госсмету необходимо срочно пересматривать. В доходной части следует сокращать, прежде всего, план поступлений по НДС и налогу на прибыль.
Директор департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудик предпосылкой для прогнозируемого сокращения бюджетных доходов по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, помимо факторов охлаждения экономики (снижения производства в стране, объемов экспорта-импорта), называет и снижение ставки налога на прибыль.
Из-за рецессии в экономике и спровоцированной ею низкой инфляции старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь также прогнозирует по итогам января—августа значительное отставание доходов от уровней, заложенных в текущей версии госбюджета. И так же, как и Игорь Уманский, говорит о необходимости идти на сокращение доходов госказны, прежде всего, в части поступлений НДС. Эксперты сходятся и во мнении, что при таком сценарии требует пересмотра также расходная часть, но сделать это будет непросто (разве что с миру по нитке), так как традиционно идущих под нож капитальных расходов и так предусмотрено немного.
В то же время Игорь Уманский склоняется к точке зрения, что в сложившихся условиях правительство вряд ли пойдет на официальный секвестр бюджета, принимая во внимание указания руководства государства относительно, наоборот, увеличения доходов и расходов. Победой для Минфина и Миндоходов будет, если им удастся хотя бы отстоять текущие параметры. Но следствием этого может стать усиление давления на экономику. Облегчить ситуацию для правительства может использование казначейских векселей, позволяющих фактически финансировать гособязательства без соответствующих доходов. По данным экс-чиновника, запуск векселей может состояться уже в сентябре.
Как отмечается в письме И.Акимовой, в сложившихся условиях основным источником покрытия дефицита общего фонда госбюджета, составившего за семь месяцев 31,4 млрд грн (в целом на год проектом основной сметы предусмотрено 44,5 млрд), стали внутренние заимствования, составившие 69,31 млрд грн (на 7,2% больше плана). Активно практиковавшееся в начале года привлечение на внешних рынках стало проблематичным из-за ухудшения их конъюнктуры и снижения оценок качества платежеспособности суверена рейтинговыми агентствами. В результате котировки доходностей десятилетних украинских евробондов выросли с 6,9–7,4% в мае до 9,3% в августе, что означает серьезное удорожание стоимости новых заимствований или рефинансирования существующих обязательств.
В то же время, подчеркивается в письме, "приватизация госимущества, средства от которой также являются источником финансирования дефицита бюджета, идет очень медленно". Так, по состоянию на 1 августа с.г. из этого источника в госказну направлено 182,1 млн грн, что составляет только 5,5% планового задания на этот период и 1,7% — целевого показателя на весь год.
Традиционная проблема — средства Единого казначейского счета (ЕКС) отвлекаются на предоставление займов на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов и Пенсионного фонда. Так, за семь месяцев текущего года задолженность ПФУ по займам с ЕКС составляла 48,4 млрд грн, а местных бюджетов — 11 млрд грн (или 230% к показателю на начало года).
На основании всего вышеизложенного в АП высказывают особую обеспокоенность тем фактом, что невыполнение плана бюджетных поступлений ставит под угрозу реализацию разработанных на Банковой социальных президентских инициатив, а также приоритетных заданий модернизации социальной сферы. Что, конечно, по мере приближения выборов-2015 из-за угрозы недобора электоральных очков рассматривается едва ли не как покушение на президента.
Так, на реализацию социальных инициатив и модернизацию социальной сферы в текущем году необходимо дополнительно 1,7 млрд грн из госбюджета. А в рамках модернизации системы медицинского обслуживания на реализацию приоритетных заданий главы государства —
1,4 млрд. Отдельным президентским поручением правительству уже было вменено до 15 августа с.г. внести в парламент законопроект, предполагающий соответствующие изменения в госбюджет-2013. Однако, как резюмируется в письме, выполнение этой задачи невозможно без поиска и определения новых источников ресурсов, в частности, внедрения мер по расширению и легализации базы налогообложения, повышения ставок налогов на подакцизные товары, употребление которых негативно сказывается на здоровье граждан, усиления государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Найти:
По данным источников ZN.UA, резолюция главы государства на письме первого зама своей администрации содержала поручение главе правительства Николаю Азарову в кратчайшие сроки разобраться и изыскать необходимые дополнительные резервы. Как уже писало ZN.UA, группой правительственных чиновников и привлеченных экспертов, в которую вошли представители Миндоходов, Минфина, НБУ и других ведомств, уже разработан комплексный пакет предложений, призванных увеличить поступления в государственную казну. Согласно оценкам инициаторов нововведений, их реализация может принести в итоге от 45 до 60 млрд грн дополнительных бюджетных поступлений.
Да вот беда — среди наиболее потенциально результативных предложений целый ряд непопулярных и даже социально взрывоопасных. В частности, речь идет о ликвидации или частичном пересмотре льгот по НДС и налогу на прибыль для ряда отраслей (ежегодные потери госказны из-за их существования оцениваются в 45 млрд грн). При этом только существование специального налогового режима для АПК обходится бюджету приблизительно в 15 млрд грн ежегодно, и, как ожидается, ликвидация льгот могла бы принести в бюджет дополнительно около 10–13 млрд грн. Однако очевидно, что аграрные отраслевые ассоциации вряд ли отнесутся к потенциальному ущемлению прав своих членов с "должным пониманием". Впрочем, несмотря на наличие весьма влиятельных покровителей не только в парламенте и правительстве, именно эта категория налоговых льгот (об их весьма сомнительной эффективности написано очень немало, но пока непонятно, что власти могут предложить взамен) — первый кандидат на сокращение. Которое поддерживал, в том числе, и Международный валютный фонд (в переговорах с фондом, по сведениям ZN.UA, в последнее время наметился обнадеживающий прогресс).
Об инициативах по повышению акцизов на вредные для здоровья граждан товары дискуссия идет уже давно, а о возможном введении пониженного (7%) НДС на лекарства информация проскользнула в СМИ почти незаметно.
Одной из наиболее действенных для наполнения бюджета инициатив могло бы стать ужесточение ответственности как работодателей, так и наемных рабочих за нелегальное трудоустройство и выплату зарплат в конвертах. По замыслам инициаторов, соответствующие меры уже в следующем году могли бы принести государству дополнительно более 25 млрд грн, но это — одна из наиболее социально-чувствительных сфер. Да и очевидно, что ужесточение ответственности может быть эффективным (и в конечно итоге нормально воспринятым в обществе) только при условии создания адекватных компенсаторных стимулов для детенизации этой сферы экономических отношений в стране, сопровождаемой еще и адекватной и заслуживающей доверия информационно-разъяснительной кампанией. А с этим, как показывает опыт целого ряда последних реформ, у отечественных властей возникают очевидные проблемы. Да и требование: "Докажите, что не воруете, и тогда мы заплатим налоги" — никто не снимал с повестки дня.
Сложно не согласиться с тезисом о необходимости усиления государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Тяжело и поспорить, что в этом направлении — особенно в сфере госзакупок — просто непаханое поле для работы государственных чиновников. Но это — отдельная большая тема, которой ZN.UA уделяет в своих публикациях много внимания.
А что касается доходов, то и в этой сфере, как утверждают осведомленные циники, дополнительные источники тоже можно найти всегда. И даже если при этом придется убить несколько куриц, несущих золотые яйца, то и это не беда, если на кону — вопросы политической целесообразности и уж тем более борьбы за власть.
Но чтобы поменять существующую структуру бюджетных доходов, особенно налоговых, надо нарушить сложившийся в стране общественный договор — кто, сколько и за что готов отдавать в госказну? И внести изменения в этот договор всегда очень непросто — ведь ущемлению своих финансово-имущественных интересов активно противится (что естественно) любая общественная прослойка, будь-то единоналожники, олигархи, Семья. Просто одним для этого приходится идти на Майданы, другим — в высокие кабинеты на Печерских холмах, а третьим — просто решать, кому в бизнесе жить, а кому умирать.
- Информация о материале
Доверчивых украинцев в интернете массово обманывают аферисты, продавая "воздух" вместо товара
Только в прошлом месяце в Украине обнаружили почти 400 интернет-афер и финансовых пирамид. Легковерным продавали несуществующие товары, обещали автомобили за копейки и даже бизнес на "Панамских островах".
Результат всегда был одинаковым - преступники брали деньги и исчезали, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Минус четыре с лишним тысячи гривен - так закончились для киевлянина Евгения торги на интернет-аукционе. Он хотел купить планшет.
Такой жизненной наукой, говорит Евгений, он обязан луганскому мошеннику с ником "kostya_kostya1". Тот показал, сколько стоят мечты.
Где-то около миллиона гривен люди заплатили за брендовые телефоны и планшеты. Мошенник сначала продавал их по дешевке, чтобы заработать себе репутацию. А когда денежных клиентов собралось 200 человек - просто исчез.
Только за этот месяц, говорят в милиции, обнаружили 386 фактов интернет-афер. Продажа "воздуха" вместо товара, твердят, сейчас самая популярная схема.
Однако десятки тысяч гривен потерь на псевдоторгах, утверждает сотрудник управления по борьбе с киберпреступностью, - мелочи в сравнении с финансовыми-пирамидами в Сети. Только сейчас их в украинском Интернете почти сотня.
За обещание получить 100% люди и не думают о бумажных соглашениях.
Деньги вкладывались не через банки, а через системы платежей, где практически невозможно отследить назначение платежа.
На такой схеме 5-ро пострадавших вместе потеряли 150 тысяч гривен. Но всех превзошли одесситы, которые по дешевке продавали авто в рассрочку.
Машин, конечно, никто из ста пятидесяти вкладчиков так и не увидел. А вот свои деньги теперь вынуждены возвращать через суд.
Хуже всего, что потом, говорят милиционеры, потерпевшие и заявлений в милицию не пишут. Ведь аферы им часто предлагают родные. И большинство не верит, что смогут вернуть деньги.
- Информация о материале
Право налево. Почему депутаты не несут ответственности за голосование чужими карточками
Европейский суд по правам человека 9 января 2013 обнародовал решение по делу «Волков против Украины» и постановил вернуть на должность судьи Верховного суда Украины Александра Волкова, уволенного парламентом в июне 2010 года. Главным аргументом ЕСПЧ стало то, что депутаты голосовали за отставку судьи чужими карточками, чем нарушили Конституцию и закон о статусе народного депутата.
В Основном Законе Украины чётко прописано: народные избранники должны голосовать персонально, но украинские суды закрывают глаза на то, что депутаты открыто нарушают закон. Фактически Верховная Рада является единственным европейским законодательным органом, в котором использование чужих карточек для голосования поставлено «на поток».
В феврале 2013 года оппозиционные фракции заблокировали парламентскую трибуну с единственным требованием: прекратить в сессионном зале практику «кнопкодавства». Действия меньшинства принесли результат: Верховная Рада внесла изменения в закон о регламенте, согласно которым в случае выявления факта неперсонального голосования рассмотрение вопроса повестки дня останавливается. Но единичные нарушения регламента фиксируются до сих пор.
Первый шаг сделан, говорит глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала: «Бои вокруг персонального голосования стали первым важным шагом к тому, чтобы депутаты не нарушали закон. Вопрос в том, чтобы это переросло в традицию. Тогда голосование «за себя и за того парня» станет моветоном». Правда, предсказать, когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, не берётся никто. Но депутатам в любом случае стоит задуматься: приняв решение в пользу Александра Волкова, ЕСПЧ открыл путь к тому, что в Страсбурге может быть оспорен любой закон, принятый украинским парламентом.
Обман по-европейски
Депутаты европейских парламентов, поплатившиеся за попытку проголосовать за коллег
Ихиель Хазан — Израильский кнессет
В 2003 году во время рассмотрения экономической программы правительства проголосовал не только за себя, но и за отсутствующую соседку Инбаль Гавриели. В 2006-м по обвинению в фальсификации результатов голосования, мошенничестве и обмане доверия приговорён к четырем месяцам общественных работ и шестимесячному заключению условно.
Линас Каралюс — Литовский сейм
Находясь в отпуске, передал свою карточку для голосования коллеге по фракции Христианской партии Александру Сахаруку. В 2010 году Конституционный суд Литвы признал обоих виновными в нарушении присяги и Основного Закона, вследствие чего Каралюс лишился мандата, а для импичмента Сахаруку не хватило пяти голосов.
Ивета Радичова — Национальный совет Словакии
Добровольно отказалась от депутатского мандата после того, как в апреле 2009 года проголосовала за свою отсутствующую коллегу Татьяну Россу. Правда, политическую карьеру Радичовой это не испортило — в июле 2010-го она стала премьер-министром Словакии и занимает этот пост до сих пор.
В законе
Страны с узаконенным «кнопкодавством»
Регламент Государственной Думы РФ предусматривает, что депутат может передать карточку для голосования одному из своих коллег, но только после письменного заявления на имя спикера, где должно быть чётко указано, как именно следует распорядиться его голосом по тем или иным вопросам. Отдельно в регламенте прописан список уважительных причин, по которым допускается передача депутатского голоса. Среди них — командировки, брак, рождение ребёнка и «обстоятельства непреодолимой силы».
Депутаты Национального собрания Франции могут делегировать своё право голоса коллеге, но об этом должен быть уведомлён председатель парламента. Если срок, на который передаётся право голоса, не определён, то он не может превышать восьми дней. Французские парламентарии объясняют, что, учитывая местную избирательную систему, они очень привязаны к округам, много времени проводят на местах и не всегда могут находиться в парламенте.
- Информация о материале
Мифы о нас и об оружии
1. Продажа травматики гражданам - зло, потому что её свободно покупают отморозки и палят направо и налево.
Вообще-то свободной продажи "травматики" в России нет. Требования к владельцу "травматики" те же самые, что и к владельцам охотничьего оружия: отсутствие судимости, положительная характеристика от участкового, справки от нарколога и психиатра. И для неё соблюдается то же правило, что и для прочего огнестрельного оружия: в 95% преступлений используется именно нелегальное оружие. "Отморозки, палящие направо и налево", используют нелегальное оружие, каналы поступления которого государство перекрыть не в состоянии.
По статистике МВД, от травматики (всей, включая нелегальную) ежегодно гибнет в среднем 13 человек. Получается, легально приобретённая "травматика" становится орудием убийства 1-2 раза в год.
Есть ещё одна цифра: в год регистрируется менее 300 преступлений с применением легального оружия. В то же время в одной лишь Москве за 2012 год было зарегистрировано более 500 случаев законной самообороны с применением этого оружия.
Получается, что несмотря на все недостатки "травматики", она намного чаще используется честными гражданами для самозащиты, чем для совершения преступлений.
2. Если не контролировать оборот оружия, его станут покупать все подряд, и страна захлебнётся в крови.
В СССР был период, когда охотничьи ружья, а также малокалиберные винтовки (и патроны) свободно продавались в хозяйственных магазинах. Это имело место с 1954 по 1968 годы.
По странному стечению обстоятельств, именно период 1965-1968 годов отличало самое низкое значение уровня убийств за всю историю СССР.
3. Нельзя разрешать пистолеты, потому что из них слишком легко убить. Для самозащиты достаточно "травматики".
Убить человека из пистолета не так-то просто. По американской статистике, смертность от ранений пистолетной пулей в корпус составляет 10%. В России - 30% (это не потому, что у нас пистолеты мощнее - просто "скорая" приезжает позже, и уровень её оснащения ниже). (Для сравнения: на дистанции самообороны (не более 3-5 метров) попадание из ружья 12 калибра даже в конечность ведёт к летальному исходу в 90% случаев: травматическая ампутация конечности, массированная кровопотеря и болевой шок.) При этом ранения пистолетной пулей чаще всего хватает для того, чтобы заставить нападающего прекратить нападение и срочно озаботиться собственным здоровьем - что нам и требуется.
В свою очередь, предлагаемая нам "травматика" не даёт надёжного останавливающего эффекта. Для того, чтобы она выполняла эту задачу с минимальным риском для здоровья нападающего, её калибр слишком мал. Если увеличивать энергию пули - она начнёт просто пробивать тело, нанося повреждения, аналогичные повреждениям от свинцовой пули. Если же увеличивать калибр до необходимых значений (увеличивая при этом площадь контакта с телом, чтобы избежать пробивания, но реально сбивать противника с ног) - получится "карманная гаубица" как минимум 10 калибра, которую просто нереально таскать с собой постоянно.
Но - самое главное - "травматика" не пугает так, как обычный пистолет. Исследования Г.Клека и Р.Герца показали, что для прекращения 74" нападений достаточно оказалось продемонстрировать готовность стрелять; ещё в 12% случаев потребовалось подкрепить свои слова предупредительным выстрелом. "Травматика" у нас не обеспечивает такого действия.
4. У нас, в отличие от американцев, нет оружейной культуры.
Оружейная культура есть культура предметная, т.е. такая, которую можно приобрести только в процессе обращения с предметом, соответственно, регулярное использование предмета как раз и приводит к её появлению у данного человека.
Я не понимаю, как можно говорить об отсутствии оружейной культуры в стране, где существует всеобщая воинская обязанность и потому как минимум четверть взрослого населения имеет довольно длительный опыт обращения с огнестрельным оружием.
5. Оружие - очень опасный предмет
У нас в стране более 5 млн. легальных владельцев огнестрельного оружия. На руках у них более 6,4 млн. стволов.
Как я уже упоминал, ежегодно это оружие фигурирует менее чем в 300 преступлениях (от умышленных убийств и несчастных случаев вследствие неосторожного обращения до браконьерства и "превышения пределов необходимой обороны"). Точное число смертей от него МВД не приводит, но вряд ли оно больше 1/3 от этого числа - т.е. 100 человек в год. Много?
Вот несколько цифр для сравнения:
- нападения собак ежегодно уносят жизни порядка 300 наших сограждан;
- ежегодно в автокатастрофах в России гибнет более 28 тыс. человек;
- только за последние новогодние праздники от пожаров погибло около 300 россиян.
Как мы видим, оружие намного безопаснее спичек, автомобилей и даже собак.
6. Если разрешить носить оружие честным гражданам, оно будет попадать в руки преступников, а вооружённые бандиты намного опаснее безоружных.
На текущий момент по стране "гуляет", по разным оценкам, от 5 до 12 миллионов (!) единиц нелегального оружия. Доля оружия, похищенного/отобранного/утерянного гражданами - менее 5% от этого объёма (кстати, порядка 2/3 - результаты хищений с государственных складов и государственных же предприятий и изготовителей). Отсутствие у граждан пистолетов и автоматов не мешает бандитам обзаводиться ими. По данным ДЮН Д. Корецкого, почти 95% раскрытых организованных преступных групп имели в своих арсеналах огнестрельное оружие.
Впрочем, подавляющее большинство тяжких преступлений совершается без огнестрельного оружия. Так, за январь-июнь 2012 года в стране было зарегистрировано 11,6 млн преступлений, из которых почти 307 тыс. - тяжкие и особо тяжкие. В то же время преступлений с применением огнестрельного оружия было зарегистрировано менее 3,2 тыс. (из них с легальным - 142). Как мы видим, для того, чтобы грабить, насиловать, убивать и калечить рядовых граждан, оружие не так уж и нужно.
7. Ружья дома - это можно, а пистолеты носить - нельзя, иначе начнутся перестрелки на улицах!
Собственно, уже сейчас наши сограждане легально носят более 700 тыс. "травматов". И, как мы видим, доля преступлений с легальным оружием исчезающе мала - менее 0,013%. Я не понимаю, почему эти же люди, начав носить боевое оружие (в отношении которого уже точно не будет иллюзий относительно его "нелетальности"), вдруг станут безответственнее относиться к нему.
8. Чем больше в стране оружия, тем больше стрельбы - это же очевидно!
В США за последние 30 лет количество легального оружия на руках выросло вдвое. За это же время уровень убийств снизился вдвое, а уровень насильственных преступлений вообще - на 73%. Собственно, ни в одной стране мира расширение прав законопослушных граждан на владение и/или ношение оружия не привёл к росту насильственной преступности. Как правило, всё происходит строго наоборот, и ближайшие для нас примеры - это Эстония, Латвия и Молдавия: в них уровень убийств после разрешения носить пистолеты снизился примерно на треть за первые же годы после принятия соответствующих законов.
9. Оружие нужно полиции, обученным профессионалам, а в руках рядовых граждан оно бесполезно и просто опасно.
В США рядовые граждане убивают вдвое больше преступников, нежели полицейские. Они же задерживают вдвое больше преступников, нежели полиция.
Более того, рядовые граждане в среднем стреляют лучше полиции. Они попадают в посторонних в 2% случаев, а полицейские - в 11%. Удивительно, но факт.
- Информация о материале
Налоговая подсела на зарплаты
Плачевное состояние отечественной экономики усугубляет бюджетные проблемы. Фискалам становится все труднее выполнять налоговые планы. Причем одно из самых больших отставаний от плана зафиксировано по сборам от налога на доходы граждан.
Что и не удивительно: желая сократить производственные издержки, собственники все активней экономят на персонале, уменьшая зарплатный фонд и, соответственно, отчисления в соцфонды с выплат своим сотрудникам. Однако контролеры не желают мириться с экономическими реалиями, всеми возможными способами заставляя работодателей раскошеливаться на зарплаты.
Как сообщает "Деловая столица", согласно бюджетному плану за первое полугодие в общий фонд должно было быть собрано 142,3 млрд грн., из которых 126,6 млрд — поступления от налогов. Однако на 1 июля общий объем налоговых платежей составил 124,5 млрд грн., или 98,3% от плана.
Учитывая сокращение производства, и этот результат можно считать успешным. Однако фокус в том, что запланированные на первое полугодие объемы налоговых поступлений составляют 39,2% от доходов по этой статье, которые бюджет должен получить за год. Иными словами, до конца года фискалам, чтобы выполнить план, придется увеличить налоговые сборы в 1,5 раза.
Одним из самых провальных направлений в работе налоговой стал сбор налога на доходы физических лиц. Фискалы отрапортовали, что по этому виду поступлений им удалось собрать лишь 95% от намеченного. И это притом что теперь по плану придется собирать еще больше. И в этом фискалам уже начали активно помогать и Госинспекция по труду, и прокуратура, и правоохранительные органы.
Силовики совместно с трудовой инспекцией активизировали борьбу с зарплатными задолженностями. По информации Минсоцполитики, в первом полугодии 2013 г. в правоохранительные органы было направлено 1872 сообщения о наличии зарплатной задолженности и открыто почти 1,7 тыс. уголовных дел в отношении руководителей предприятий.
По словам директора департамента заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Александра Товстенко, к настоящему моменту закончено расследование 472 дел и к уголовной ответственности привлечены 69 руководителей, еще 242 их коллеги смогли избежать этой участи, успев выплатить зарплаты до суда.
Наличие уголовного дела, как показывает опыт, становится хорошим стимулом рассчитаться с персоналом (в этом случае виновному удается избежать скамьи подсудимых) и, что самое важное для государства, перечислить средства в социальные фонды.
Чтобы соцфонды наполнялись активнее, контролеры начали негласную кампанию за повышение разплат. "Мы объединили усилия служб занятости, Пенсионного фонда и инспекции по труду, тесно сотрудничаем с Министерством доходов и мониторим каждую вакансию и людей, которые получают минимальную зарплату. Все структуры получили задание идти и знакомиться с этими людьми, разговаривать с работодателем о том, почему он выплачивает своим сотрудникам минимальную зарплату", — рассказала министр социальной политики Наталья Королевская. По ее словам, с прижимистыми работодателями уже вовсю ведется работа, чтобы "лояльными методами стимулировать их поднять зарплату".
По словам представителя одной из районных налоговых инспекций столицы, руководителей предприятий вызывают на доверительную беседу и ненавязчиво просят увеличить персоналу белую зарплату.
Смельчаков, решившихся отказать в этой просьбе, находится немного. Поскольку "непослушание" чревато для предприятия скрупулезной налоговой проверкой, по результатам которой штрафы могут оказаться еще выше, чем просят отдать на зарплату (умение фискалов находить нарушения ни у кого не вызывает сомнений).
В неофициальных беседах с "ДС" налоговые инспекторы признают, что сейчас вопросу легализации наемной рабочей силы и зарплат в их ведомстве и у "смежников" уделяют особое внимание.
Причем, если ранее центральный офис требовал от местных налоговых, чтобы предприятия обеспечивали выплаты "минималки", то по последним циркулярам местная инспекция должна добиваться, чтобы выплачиваемые зарплаты соответствовали среднеотраслевому уровню.
"Наши методы — убеждение и разъяснение. И надо сказать, многие прислушиваются к нашим аргументам, идут навстречу. В итоге выигрывают местные бюджеты, в которые предприниматели с начала года дополнительно направили 43 млн грн.", — рассказала "ДС" первый заместитель начальника луганского управления Миндоходов Алина Королева.
А поскольку сейчас от фискалов требуется нарастить объем собираемых налогов, подобные беседы станут еще задушевнее.
- Информация о материале
Страница 1214 из 2102
