Главная
Прокурор в законе: как в Администрации президента реформируют прокуратуру
Реформа прокуратуры должна заключаться не только в принятии нового профильного закона, соответствующего европейским стандартам, но и во внедрении практики строго придерживаться его норм.
Прокуратура вскоре перестанет проводить досудебное следствие и осуществлять общий надзор за соблюдением законодательства. Поступить на службу в ведомство станет возможным лишь, пройдя профобучение и сдав экзамен. За этим будет пристально следить высший орган прокурорского самоуправления – Совет прокуроров Украины (СПУ) и Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (ВКДКП) – сообщает Контракты.UA.
Такие радужные перспективы рисует нам проект закона «О прокуратуре», разработанный в Администрации президента. 2 августа документ был передан на изучение в Венецианскую комиссию. Предусматривается, что европейские эксперты проанализируют труд на протяжении сентября, и уже в октябре его можно будет вынести на суд Верховной рады. Последняя законопроект поддержит, и где-то в ноябре документ подпишет президент. Согласно проекту закон вступит в силу через три месяца после оглашения ВКДКП и СПУ о начале своей деятельности. То есть, возможно, уже к весне следующего года.
Защищать должен адвокат, а не прокурор
В законопроекте существенно ограничена функция представительства прокуратурой интересов граждан и государства в суде. Инициировать иск с целью защиты граждан прокурор сможет только в случае, если к нему обратились несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. «Во всех остальных случаях, интересы малоимущих граждан должна защищать адвокатура в рамках одновременно внедряемой системы бесплатной правовой помощи», - замечает адвокат ЮФ «Ильяшев и партнеры» Николай Буртовой. Кроме того, предусматривается возможность подачи иска в интересах государства исключительно в случае бездействия государственного или местного органа власти. И лишь после подачи в госорган «оговорки прокурора» относительно досудебного урегулирования спора. «Прокурор сможет обращаться в суд только в случае бездействия государственных или местных органов власти», - поясняет Евгений Солодко, глава АО «Солодко и партнеры».
Также с ограничением функции общего надзора будут ликвидированы специализированные прокуратуры (экологическая, транспортная, военная). Николай Буртовой замечает: «Думаю, что ликвидация специализированных прокуратур не значит, что в этих сферах будет отсутствовать контроль со стороны государства». Профильный советник президента, куратор реформы Андрей Портнов сообщил, что в результате ее реализации ликвидируются 122 спецпрокуратуры. Более того, по его словам, упразднят городские прокуратуры в областных центрах. Будет создана трехуровневая система: районная прокуратура, областная, Генеральная.
Управятся ли сами
Самым интересным является раздел VІIІ законопроекта посвященный прокурорскому самоуправлению. Предложена система сходная, как это сегодня происходит в судоустройстве и адвокатуре. Высшим органом у прокуроров будет Всеукраинская конференция работников прокуратуры. Между съездами самоуправлением руководит СПУ, куда входят два представителя ГПУ, три – региональных прокуратур, шесть – местных. Срок полномочий членов СПУ пять лет без права повторного избрания. Также создается ВКДКП и соответствующие региональные комиссии.
Опрошенные Контрактами юристы уверены, что проблем с созывом конференции прокуроров и т.д., как это случилось с адвокатами, априори быть не может. «Все работали в системе и подчинялись системе. Поэтому конференцию созовут и проведут, все органы прокурорского самоуправления создадут. То есть формально требования закона будут выполнены», - прогнозирует Кирилл Казак, партнер ЮФ «КПД Консалтинг». Другой вопрос, насколько эти органы и их деятельность, решения будут соответствовать духу закона, а не нуждам правящей группы. При этом эксперт допускает, что прокурорское самоуправление станет лишь прикрытием для реализации уже принятых за кулисами решений. По его словам, эффективность работы прокурорского самоуправления можно будет обеспечить только действительной независимостью прокуроров и органов их самоуправления, отсутствием политической и экономической составляющей в их работе. «Предусматривается, что в состав квалифкомиссии будут входить 7 прокуроров и 4 представителя из числа научных и научно-педагогических учреждений – очевидный перевес в сторону прокуратуры», - комментирует идею о создании квалифкомиссий прокуроров старший юрист юридической фирмы «Антика» Богдан Биленко.
Евгений Солодко замечает, что, согласно ст. 16 законопроекта, функционирование органов прокурорского самоуправления является одной из гарантий независимости прокурора. Но также полагает: «Прокурорское самоуправление будет формальным, вследствие того, что действует еще советский принцип «единоначальства», все делается так, как сказал начальник, иначе говоря, все будет решать ГПУ. Таким образом, самоуправления в прокуратуре как такого не будет».
Миф о независимости
По мнению Евгения Солодко, более важными гарантиями для обеспечения независимости прокурора являются: запрет на незаконное вмешательство в осуществление полномочий прокурора, а также особый порядок назначения прокурора на должность и освобождения от должности, привлечение к дисциплинарной ответственности, поскольку на сегодня в Украине вышеуказанные гарантии не предоставляются прокурорам. В законах такие гарантии прописаны, но на практике отсутствуют. «Имея определенные контакты, полномочия и должность можно повлиять почти на всех прокуроров при принятии ими решений по уголовному производству», - делится эксперт.
Кирилл Казак дополняет, что гарантии независимости прокурора, помимо закрепления в законе, должны подкрепляться еще и адекватностью их реализации. По его мнению, указанные в ст. 16 законопроекта гарантии, в случае их полной и адекватной реализации достаточны для обеспечения полной независимости прокуроров. Полномочий у органа прокурорского самоуправления в проекте также достаточно. Основной вопрос – реализация на практике. При этом юрист приводит аналогию с судебной системой. «Судьи по законодательству также независимы, имеют органы самоуправления, назначаются и увольняются в особом порядке, имеют иммунитет от привлечения к ответственности. Однако, как показывают реалии, на практике в судах выстроена четкая административная вертикаль выполнения «команд», по которой «нужные» решения «протягиваются» по всем трем судебным инстанциям независимо от их соответствия закону. Такая же участь может постичь и прокуратуру», - побаивается юрист.
- Информация о материале
Кто был никем, тот будет в доле
На прошлой неделе в Верховной Раде от имени представителей фракции коммунистов был зарегистрирован законопроект "О повышении социальных гарантий наемных работников". Его появление большинство наблюдателей расценило как всего лишь очередную PR-акцию "самой идейной" политической силы. По этой причине вышеупомянутый факт прошел в отечественном медиапространстве практически незамеченным.
Между тем большинству норм законопроекта изначально была уготована совсем другая участь: они могли войти в разрабатывавшийся летом на Грушевского проект правительственного пакета антикризисных мер, о котором уже писало ZN.UA (см. №28 от 9 августа 2013 г., "Антикризисный взрывпакет"). Тогда речь шла о наиболее активно дискутировавшейся среди самих участников рабочей группы инициативе по детенизации зарплат. А именно — о предлагавшемся значительном усилении взаимной ответственности (вплоть до уголовной) за нарушение работодателями и нанятыми работниками законодательства о труде в части легального трудоустройства, оформления трудовых отношений, выплаты зарплаты без оформления трудовых отношений и т.п. Правда, это должно было сопровождаться и целым рядом дополнительных мер, в частности, снижением ставки единого социального взноса.
По данным ZN.UA, о содержании предложенного в результате мозгового штурма группой разработчиков пакета докладывал президенту Януковичу лично премьер-министр Азаров. Николай Янович сделал все возможное, чтобы отговорить Виктора Федоровича идти в преддверии выборов на непопулярные меры. И уж точно не от имени правительства вносить чувствительный для широких масс законопроект. В итоге угроза потери электоральных баллов затмила в глазах нынешних первых лиц государства все потенциальные преимущества. В числе которых — десятки миллиардов гривен недопоступлений в бюджет и социальные фонды (объемы теневых выплат зарплаты оценивались в прошлом году налоговиками в 170 млрд грн). Так что инициатива была отложена в тот же долгий ящик, что и повышение тарифов на газ для населения. Однако она все же "всплыла" в высшем законодательном органе, правда, в как минимум наполовину усеченном виде. В результате произошедшей "кастрации" заложенные в документе абсолютно правильные идеи рискуют, по уже устоявшейся украинской традиции, оказаться дискредитированными.
Законопроект №3388 от 9 октября 2013 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно повышения социальных гарантий наемных работников)" был внесен в парламент коммунистами Килинкаровым и Гончаровым. С его заявленными целями вряд ли расходятся программные пункты любой из представленных в ВР политических партий. Судите сами: речь идет об увеличении поступлений в государственный бюджет и Пенсионный фонд, обеспечении легализации выплаты заработной платы и занятости, усилении социальной защиты наемных работников и погашении задолженности по выплате заработной платы, соблюдении минимальных гарантий в оплате труда и т.п.
При этом основные изъяны отечественного рынка труда, перечисленные в пояснительной записке авторами законопроекта, определены тоже абсолютно верно. Речь идет о хорошо известных каждому повсеместных нарушениях требований законодательства о труде. В частности, о выплатах заработных плат в "конвертах", без надлежащего оформления трудовых отношений.
А это, как тоже хорошо известно, приводит к нарушению закрепленных Конституцией Украины прав наемного работника и снижению его социальной защищенности. В частности, в случае неофициального приема на работу нарушаются такие права граждан, как право на зарплату не ниже установленной законом (в том числе на доплаты, надбавки и другие поощрительные выплаты), на получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством для наемных работников (оплачиваемый отпуск, в том числе по беременности, родами и уходу за ребенком; оплату временной нетрудоспособности, ухода за больным ребенком; досрочный выход на пенсию в случае вредных условий труда; социальное страхование от несчастных случаев на производстве; получение пособия по безработице и т.п.).
И так как с "теневых" зарплат не осуществляются надлежащие отчисления в госбюджет, Пенсионный и другие фонды социального страхования, недопоступления госказны приводят к дефициту средств на здравоохранение, образование, культуру, выплаты пенсий и пособий.
Все это — давно и хорошо всем известные особенности сложившейся в Украине модели общественно-политического договора-сговора. Согласно которой политикам, чиновникам и близкому к власти крупному бизнесу прощаются коррупция и офшоры (по крайней мере, особенных социальных протестов по этому поводу не наблюдается, и даже уличение в "темных делишках" не закрывает политикам и чиновникам путь в высокие государственные кабинеты). В обмен на это средний класс пользуется лазейками упрощенной системы налогообложения, а беднейшие слои — привилегиями непосильных для госказны социальных льгот (основные потоки которых, впрочем, распределяются все равно не по адресу). Причем попытки разорвать образовавшийся "порочный круг поруки" наталкиваются на столь активное противодействие тех групп, интересы которых оказываются при этом под угрозой, что политической воли для этого не находится ни у гарантов, ни у окружающих их "реформаторов".
Анализируемый нами законопроект, на первый взгляд, носит весьма революционный характер. Среди достаточно обширного перечня новшеств он содержит пункты о значительном ужесточении ответственности за нарушения некоторых норм трудового законодательства и условий труда работников. Причем, помимо штрафов, предусматривается и введение уголовной ответственности работодателей. Правда, в отличие от инициативы, родившейся в недрах правительства, упущено ключевое условие о солидарной ответственности работодателей и их наемных работников за подобные нарушения. Стучать всегда безопаснее, чем нести соответственность.
В итоге коммунисты разыгрывают беспроигрышный вариант, оставшись как бы верными своей "самой последовательной идеологии" непримиримых борцов с угнетателями рабочего класса. А заодно подставляют под удар своих политических покровителей во власти. Такая возможность становится все более актуальной по мере того, как усиливается внутренний подковерный конфликт между последователями Ленина и представляющими интересы крупной буржуазии регионалами. Происходит это по причине не только падения в цене "красных" голосов в парламенте (которым найдена и собрана "тушечная" замена), но и ущемления партийных интересов, выражающегося во все большем ограничении доступа представителей КПУ к потокам и ресурсам. Людей, расставленных в свое время по квоте коммунистов на хлебных местах во власти, все чаще либо убирают, либо лишают возможности осуществлять отчисления с контролируемых денежных потоков в поддержку выдвинувшей их партии, указывая взамен "правильные" адреса для перечислений. Похоже, первым это почувствовал Игорь Калетник.
Однако некоторое пространство для маневра освободилось и у правительства. Оно получило созданную чужими руками заготовку, предполагающую формирование дополнительных источников поступлений в бюджет. Особенно если альтернативные возможности (потенциальные договоренности о возобновлении финансирования со стороны МВФ, из общеевропейских фондов после подписания Соглашения об ассоциации, от китайских или российских кредитов и т п.) останутся нереализованными.
Так что будущее коммунистического законопроекта далеко не столь бесперспективно, как это может показаться на первый взгляд. Хотя он пока и выполняет роль стоящего на запасном пути бронепоезда.
Тем временем предложенные законодательные новшества должны были бы стать частью широкой и комплексной реформы рынка труда в Украине. А ее инициатором следовало бы выступить правительству, коль скоро оно все-таки пытается претендовать на статус реформаторского.
Ну а сама реформа вполне могла бы претендовать на статус полноценной точки прорыва для экономики Украины, заодно реально приближающей страну к общеевропейским стандартам. Потенциальная детенизация рынка зарплат действительно могла бы помочь решить множество проблем как самого бюджета, так и родственных ему социальных фондов, обеспечив заодно и более цивилизованный характер трудовых отношений в стране.
Впрочем, для этого власти, как и во многих других случаях, следовало бы начать с себя любимой, однако прецедентов оного пока, увы, не наблюдается. Так что вряд ли с ее стороны уместно требовать как от работодателей среди представителей малого и среднего бизнеса, так и от их работников (хотя последние, очевидно, заинтересованы в официальном трудоустройстве) добровольно делиться отчислениями в бюджет, за счет которого покупаются "вышки Бойко", бронзовые лавочки для метро по 8 тыс. долл., малина по 612 грн. за килограмм и т.д. и т.п. Бюджет, из каждого миллиарда гривен расходов которого, согласно заявлению самого президента двухлетней давности, разворовываются около 20%, или 200 млн. Здесь уместно вспомнить и более свежий пример: ставшее достоянием гласности письмо Службы безопасности Украины, оценившей ежегодные убытки от коррупции при госзакупках в 35–52 млрд грн (около 10–15% расходов госбюджета). При этом с многочисленными нарушениями процедуры госзакупок осваивается от 50 до 75% бюджетных ассигнований. Тогда с целью возобновления хотя бы относительной прозрачности в процедуре закупок госпредприятий Кабмину было предложено внести ряд важных изменений в профильный закон. На сегодняшний день о их принятии или даже внесении пока никто ни сном, ни духом…
* * *
Тем временем половинчатый характер мер, содержащихся в законопроекте "О повышении социальных гарантий наемных работников", с высокой долей вероятности обрекает их на неэффективность даже в случае стопроцентной имплементации.
Комментарии экспертов
Элла ЛИБАНОВА, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
— Сама по себе идея письменного оформления, а следовательно, и легализации всех трудовых договоров выглядит весьма привлекательно. Это предполагает не только увеличение поступлений в бюджеты (местные и фондов социального страхования), что само по себе, конечно, неплохо. Одновременно такая мера усиливает защиту прав работающих: на случай увольнения (право на пособие, на помощь в трудоустройстве и т.д.), болезни (право на пособие), выхода на пенсию (учет страхового стажа и размера взносов), наконец, на оплачиваемый отпуск и компенсации, связанные с работой в выходные дни и сверхнормативной продолжительностью рабочего дня. Словом, в этом контексте не могу ничего возразить авторам проекта закона.
В контексте защиты прав работающих привлекательно выглядит и норма, согласно которой работа даже неполный рабочий день (неделю) не может оплачиваться ниже минимальной заработной платы, установленной законом.
Смущает только стремление распространить эти правила на все предприятия, независимо от их размера, сферы и места действия. Функционирование малого бизнеса не может регулироваться так же жестко, как и крупного, поскольку очень часто малые предприятия работают там и столько, где и сколько не соглашаются работать собственники крупных и даже средних предприятий. Например, в очень небольшом городке малое предприятие (например, в сфере обслуживания) работает два-три часа в день, оказывая населению необходимые услуги. Спрос на эти услуги не позволяет предприятию работать в полном режиме, но отказ от них тоже нецелесообразен как для жителей, которым придется ездить в более крупный населенный пункт, так и для бизнеса. Требование же оплаты труда наемных работников (скорее всего, речь в таком случае идет об одном человеке) не менее минимальной зарплаты (со всеми начислениями) неминуемо приводит такое предприятие к банкротству. Вторым примером такого же рода может быть неполная (в течение трех-четырех часов ежедневно) занятость одного наемного работника на нескольких предприятиях — это может быть и бухгалтер, и уборщица.
В результате, желая максимально обезопасить права трудящихся, мы можем просто уничтожить малый бизнес, который и без того в Украине не слишком развит. И, соответственно, сократить спрос на рабочую силу и ухудшить положение экономически активного населения во многих малых городах и селах.
Дарья ГАНЗИЕНКО, юрист международной юридической фирмы Integrites
— Реализация положений законопроекта №3388 в нынешнем его виде вряд ли всерьез поспособствует решению поставленных задач — увеличению поступлений в госбюджет и Пенсионный фонд, обеспечив легализацию выплат заработной платы и усиление социальной защиты нанятых работников, поскольку реформирование законодательства происходит не в том направлении, которое содействовало бы достижению поставленных целей. Изменения, предлагаемые законопроектом, непосредственно не связаны с легализацией заработной платы, поскольку не содержат прямых норм, которые бы внедряли механизм борьбы с выплатами в "конвертах".
Безусловно, имплементация ряда нововведений в трудовое законодательство усиливает социальную защиту наемных работников, однако вряд ли серьезно посодействует увеличению поступлений в бюджет.
В частности, дополнение к ст. 106 КЗоТ положениями об оплате внеурочного времени будет гарантировать лицам, которые работают на почасовой форме оплаты труда и в трудовых договорах которых не установлена продолжительность ежедневной работы, право на получение оплаты за все дополнительные часы, отработанные сверх установленной законодательством нормы.
Безусловно положительным является внедрение обязательной письменной формы трудового договора, без заключения которого работник не может быть допущен к работе, и усиление ответственности за нарушение указанных положений. Но применять, а тем более усиливать в сфере трудовых отношений уголовную ответственность — неэффективный способ решения насущных проблем.
В сфере трудовых отношений целесообразно применять другие рычаги влияния, которые могут быть задействованы, в первую очередь, путем реформирования налогового законодательства.
Иначе существует большой риск, что усиление ответственности работодателей приведет не к улучшению гарантий для работников, а наоборот. Вполне вероятно, что, обходя условия трудового законодательства, потенциальные работодатели будут переходить на систему работы на основе гражданско-правовых договоров, не связанных с трудовыми. Например, на основе договоров о предоставлении услуг. В таких условиях можно обойти нормы не только трудового, но и налогового законодательства. Граждане же будут поставлены перед жестким выбором: работать по гражданскому соглашению (о предоставлении услуг), не имея официального стажа и отчислений в ПФУ, либо не работать вообще. Так что борьба с зарплатами в "конвертах" должна начинаться, в первую очередь, с реформы не трудового, а именно налогового законодательства.
Информация к размышлению
В ответ на запрос ZN.UA пресс-служба Министерства доходов и сборов Украины предоставила следующую информацию по разоблачению схем и правонарушений (выплата заработной платы в "конвертах"):
"С начала текущего года органами Миндоходов при проверке субъектов хозяйствования, выплачивающих заработную плату и другие доходы физическим лицам, нарушения налогового законодательства установлены в 92% от проверенных.
Доначислено в бюджет более 274 млн грн. налога на доходы физических лиц с учетом штрафных санкций.
Принятие практических мер позволило выявить более 62 тыс. наемных лиц, труд которых использовался работодателями без заключения трудовых соглашений и без уплаты налога (дополнительно уплачено в бюджет 11,1 млн грн).
По результатам контрольно-проверочной работы привлечено к государственной регистрации более 30 тыс. граждан, осуществлявших предпринимательскую деятельность без регистрации. В бюджет дополнительно уплачено 12,7 млн грн налога.
- Информация о материале
Отголоски войны за близость к Президенту
На прошлой неделе жители 80 тысячного Артемовска Донецкой области стали свидетелями настоящей войны правоохранителей. До зубов вооруженное спецподразделение МВД штурмовало здание местной прокуратуры. Но это были вовсе не учения. Так милиция решила освободить своего участкового из застенок надзорного ведомства. До кровопролития дело не дошло лишь благодаря вмешательству в конфликт в самый последний момент высшего руководства МВД и ГПУ.
Вряд ли о боевом противостоянии силовых ведомств стало бы известно широкой общественности, если бы информацию в СМИ самым активным образом не поставляла прессслужба прокуратуры Донецкой области. По ее версии, участковый милиционер оказался засланным казачком, пытавшимся дать «провокационную» взятку следователю Артемовской межрайонной прокуратуры, за что и был задержан работниками государственной службы охраны. Таким образом, милиционер якобы пытался уладить вопрос с начатым прокурорскими расследованием о сокрытии доходов одним из руководителей местного горотдела милиции. Кроме того, фактически два последних месяца местные издания буквально пестрели страшными историями от прокурорских прессслужб об «оборотнях в погонах» из МВД, организовывавших наркоторговлю и занимавшихся контрабандой, вымогательством, избиением граждан и откровенным бандитизмом. В свою очередь в милиции действия оппонентов тоже называют организованной провокацией, направленной на дискредитацию органов МВД.
Источник в Генпрокуратуре сообщил «k:», что причиной нынешнего межведомственного конфликта стало давно существующее противостояние глав ГПУ и МВД — «старогвардейца» Виктора Пшонки и в большей степени относящегося к «младореформаторам» Виталия Захарченко. Артемовский случай не был единичным. Еще в январе серьезный конфликт между милицией и прокуратурой произошел в Краматорске, где всплыли коллекционные монеты по делу об обезглавленном харьковском судье. Без ведома местных правоохранителей там работала группа управления криминального поиска МВД. Такая секретность была обусловлена тем, что высокопоставленные чины местной милиции и прокуратуры якобы крышевали валютчиков. По крайней мере, работавшие под прикрытием столичные милиционеры, оказавшись в лапах краматорских правоохранителей, едва не поплатились жизнью за свою самодеятельность. В итоге руководство местного ГОВД было уволено, что в силу сложно устроенной структуры сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов Донбасса тоже не добавило теплоты в отношения прокурорских и милицейских
Но особенно отношения между верхушкой МВД и ГПУ обострились после известных врадиевских событий. По словам источника на улице Резницкой, прокурорскому ведомству стало выгодно, чтобы на фоне дискредитированного МВД мундир прокуроров был чистым и незапятнанным, пусть и за счет «соседей». И еще более выгодно — представить ГПУ преданным главе государства и эффективным ведомством, способным погасить любые скандалы, вызывающие электоральные протесты. Источник не исключает, что в скором времени широкая публика может стать свидетелем ряда громких процессов против высших чинов МВД, обвиняемых в поездках в надуманные зарубежные командировки и, как следствие, получении командированными незаслуженных льгот. Еще одной выгодной для Генпрокуратуры историей стал загадочный побег за рубеж скандального налогового ректора Мельника, которого прозевали сотрудники милиции. Кстати, идея использования злополучных электронных браслетов, как считается, поступила с самого верха милицейского ведомства.
Однако и прокурорские получают информационные удары. Весьма заметной была информационная кампания в СМИ, в ходе которой первому заместителю главы Генпрокуратуры Ренату Кузьмину вменялись излишняя близость с Москвой, что по нынешним временам явно не комильфо, излишняя откровенность с журналистами и даже, страшно сказать, чуть ли не противостояние своему непосредственному руководителю.
В нынешней войне ГПУ и МВД особое внимание руководители двух силовых ведомств уделили кадровой политике, окружив себя не столько профессиональными, сколько надежными подчиненными. Как считают эксперты, подобный подход как раз и стал причиной едва ли не вооруженного конфликта между силовиками в Артемовске. В марте текущего года начальник УВД Донецкой области Виктор Дубовик становится первым заместителем министра внутренних дел. На его место назначается пользующийся личным доверием министра Роман Романов. А 25 сентября милицию областного центра возглавил не менее надежный Максим Кириндясов. В свою очередь Генеральная прокуратура делает параллельный ход, укрепляя пост прокурора Донецкой области проверенным Олегом Сюсяйло, которого в Донецке как раз и считают главным в трениях с милицией.
Но серьезные кадровые изменения в рядах силовиков произошли не только на Донетчине. А поскольку руководители и МВД, и ГПУ — выходцы из края терриконов, то и за время их каденции донецкое землячество надежно оккупировало руководящие посты в обоих ведомствах. Причем главный милиционер, несмотря на меньший срок пребывания у руля, преуспел даже больше своего старшего прокурорского коллеги. Половина руководящего кадрового состава МВД — либо уроженцы Донбасса, либо длительное время там проработали. Среди прокурорских таких 40%. Во многом наполнить кадровый потенциал «донецкими» помог нынешнему министру внутренних дел его предшественник — теперешний глава правительства Крыма Анатолий Могилев. Но, по признанию самого Виталия Захарченко, он лично успел провести кадровую ротацию в 11 областях.
Кроме того, из налоговой вслед за новым министром пришли трое «донецких» руководителей высшего уровня. Это Павел Зинов, который в МВД возглавил департамент материального обеспечения, Сергей Мищенко, назначенный начальником департамента Госслужбы по борьбе с экономической преступностью, и Александр Тулаев, занявший пост руководителя департамента внутренней безопасности МВД. Продолжает кадровую ротацию министр и сегодня. Из знаковых следует считать августовские назначения «донецких» Вячеслава Писаренко и Николая Чинчина, соответственно занявших посты начальника департамента транспортной милиции и начальника Главного следственного управления МВД, которое до марта текущего года возглавлял «выдавленный» из органов Василий Фаринник.
Не отстает и Генеральный прокурор Виктор Пшонка. Еще в ноябре прошлого года он провел серьезную ротацию, поменяв местами прокуроров Луганщины и Киева. В столицу он усадил в прокурорское кресло более надежного «донецкого» Николая Безкишкого. Весной назначил своим замом не менее преданную Лилию Фролову, призванную улучшить прокурорскоследственную работу центрального аппарата ГПУ. И уже в июне Виктор Павлович меняет прокуроров Закарпатской и Николаевской областей. Кстати, на Николаевщину Пшонка отправил эксначальника Главного управления по расследованию особо важных дел ГПУ Андрея Курыся, который как раз и попал в самую гущу врадиевских событий. Понимая, что сегодня предотвратить подобное практически невозможно, ему, как и всем коллегам Курыся, поставлена конкретная задача: сохранить прокурорский мундир незапятнанным. Милицейские в долгу тоже, похоже, оставаться не собираются. Только вот вряд ли подобный пингпонг нравится Виктору Януковичу, которому в преддверии президентских выборов нужна не только чистота мундиров силовиков, а чистота их рядов.
- Информация о материале
Куда уходит роялти?
Музыканты, драматурги, писатели всего мира зарабатывают себе на жизнь не только концертами. Можно не выступать перед публикой годами, и даже десятилетиями, не писать новых книг и пьес, и прекрасно себя при этом чувствовать. Потому что они получают деньги за то, что сочинили, спели и сыграли в свои лучшие годы — и если произведения в цене, то эти деньги — роялти — составляют значительную часть их доходов правообладателей или их наследников.
В Советском Союзе, по словам заслуженных и уважаемых поэтов, музыкантов, драматургов, права авторов уважали, несмотря на тоталитарный режим. Деньги за использование произведений приходили им вовремя и в полном объеме. Авторам независимой Украины их роялти даются невероятными усилиями. Посмотрим, например, как это происходит в музыкальном бизнесе.
Невыполнимый закон
По закону, права за использование произведений — песен, музыки, пьес — прнадлежат правообладателям. Иногда это авторы, иногда — продюсеры. Собирают роялти организации коллективного управления (ОКУ) , с которыми правообладатели заключают договора. В Украине работают около 15 ОКУ, а также государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) - номинальный наследник Всесоюзного авторского общества в Украине. УААСП считает себя уполномоченным собирать роялти во всех сферах. Остальные, поменьше и более специализированные, созданы самими авторами и правообладателями уже в 2000-х.
ОКУ собирают роялти за исполнение произведений на ТВ, радио, в ресторанах и ТРЦ, за использование в рекламе, за мобильный контент, за использование музыки в театральных постановках и кино и так далее. В своей деятельности эти организации руководствовуются законом Украины «Об авторских и смежных правах».
Этот закон писался в 90-х с лучших европейских образцов. Тем не менее, в нем есть немало спорных мест и один большой недостаток — отсутствие механизма поддержки закона. То есть, наказания. Фактически, наказать организации, уполномоченные за сбор роялти для правообладателей — невозможно. Можно, конечно, забрать у ОКУ права собирать причитающиеся роялти. Но денег все равно не получишь, и рано или поздно придется идти в другую организацию.
Поэтому у правообладателей всегда есть масса претензий к ОКУ — относительно сроков и размеров выплат, в частности. Если c небольшими организациями решить спорные вопросы удается, то с ГП УААСП — это невозможно.
Загадочный УААСП
УААСП, как упоминалось выше, является — или считает себя — самым крупным и самым полномочным. Предприятие собирает роялти за исполнение музыки и песен везде, где только возможно. Однако выплачивать их не спешит. Не один десяток миллионов гривен роялти пропал в ее недрах, говорят, например, старожилы музыкального рынка.
По словам ведущих украинских продюсеров, только особо приближенные авторы и правообладатели получают роялти почти вовремя и почти в полном объеме. Неприближенные же ожидают своих денег годами.
По закону об авторском праве, правообладатели должны получать отчеты от уполномоченных организаций за то, сколько раз их произведения использованы и сколько начислено за это денег. УААСП эту норму закона старательно игнорирует, говорят авторы и продюсеры. Добиться от них мало-мальски вменяемых данных невозможно. Суммы выплат, порой мизерные, ничем не обосновываются.
По словам участников рынка, с 2000 года накопленные роялти дважды исчезали со счетов Агентства. Вернее, они были размещены на счетах банков, которые банкротились. Вскоре после исчезновения средств, в УААСП менялось руководство, и добиться вменяемого расследования было невозможно.
Что делать с долгами? Списать на прибыль!
В июне нынешнего года в УААСП прошла проверка со стороны правоохранительных органов. Проверяли все аспекты деятельности государственного предприятия, а с особой тщательностью — начисления и выплату роялти за использование музыки правообладателям за последние три года.
Результаты этой проверки таковы:
- УААСП в части случаев проводит сбор роялти без полномочий от правообладателей, в другой части этих случаев — договора просрочены либо расторгнуты.
- Среди документов, необходимых для сбора роялти, часто отсуствуют отчеты пользователей и каталоги правообладателей (в которых указано, за какие именно произведения УААСП уполномочен собирать права). В связи с этим распределение вознаграждения распределяются непрозрачно и необъективно. Восстанавливать эти документы УААСП либо не спешит, либо не собирается вообще.
- УААСП — неприбыльная организация, и в последние годы демонстрирует посчтоянный убыток. Но это не мешает ей списывать суммы роялти в десятки тысяч гривен себе в доход только потому, что не ищет правообладателей, или попросту игнорирует их,
- Одни правообладатели, с которыми у УААСПа заключены договора, недополучают свои деньги. Другие — получают с лихвой, сотни тысяч гривен, в то время, как договора с ними отсутствуют. Таких компаний — несколько.
- УААСП собирает роялти не только за отечественные песни и музыку, но и за зарубежные. Часто правообладатели даже не в курсе того, кто представляет их в Украине. Деньги часто списывают на прибыль.
В целом же, по результатам проверки, нарушения УААСП потянули на сумму в несколько миллионов гривен. Эти результаты, хоть и не афишировались широко, хорошо известны участникам рынка.
И вскоре после этой проверки, в июле, на сайте Государственной службы по вопросам интеллектуальной собственности появилась информация о том, что государственное предприятие УААСП к концу года будет реорганизовано в государственную организацию УААСП. Перед тем, как закончить реорганизацию, Агентство должно рассчитаться со своими кредиторами — если они, конечно, знают об изменениях. То есть, в течение двух месяцев правообладатели, которым УААСП задолжал, имеют право заявить свои имущественные права на роялти, которые должны войти в передаточный акт.
Правообладатели и представители ОКУ говорят, что много раз обращались в Госслужбу по вопросам интеллектуальной собственности с просьбой разъяснить необходимость и порядок реорганизации УААСП. Просили провести заседание Общественного совета при Госслужбе. Ответа, кроме рекомендаций ознакомиться с приказом на сайте, не получили.
По самым скромным подсчетам, сейчас на счетах УААСП должно находиться около 15 млн. грн. Очень большая вероятность того, что авторы и правообладатели этих денег никогда не увидят.
Не так давно у УААСП в очередной раз поменялось руководство — в пятый раз за последние пять лет. Правообладатели считают, что это связано именно с реорганизацией Агентства. Ведь куда проще создать новую структуру и сделать вид, что долгов у старой никаких и не было.
То, что происходит на музыкальном рынке, подобно ситуациям и в других сферах — кто-то присваивает себе чужие деньги, совершенно не опасаясь наказания. В 90% случаев по рукам по рукам за воровство не даст никто. «Не укради» осталось в Библии, и к нынешним временам не имеет никакого отношения.
Подумаешь, украли деньги за музыку, и наплевали на авторские права! Чиновники вспомнят об этом, когда снова придется отчитываьтся перед международными организациями за повсеместное пиратство и несоблюдение авторских прав. Власть и оппозиция — в лучшем случае перед выборами, когда придут к продюсерам и музыкантам с просьбой поддержать их в турах.
Странно также то, что многие авторы недовольны действиями УААСП, недовольны выплатами, знают, что деньги в очередной раз могут пропасть — но никаких действий предпринимать не собираются. «Я не знаю, куда на них жаловаться и будут ли эти жалобы рассмотрены. Я никак не могу на это повлиять», - сказал в разговоре один из украинских театральных режиссеров.
Будь что будет. Правообладатели, особенно старой закалки, люди терпеливые. А пока кому-то можно, забыв про закон и мораль, стричь купоны и собирать деньги на новую машину.
Мнения участников рынка:
Вадим Лисица, продюсер, Fox Music:
Общаться с государственным предприятием УААСП в последние годы крайне проблематично. Да, у него есть полномочия по сборам роялти для украинских и зарубежных исполнителей. Но главная их функция — защита авторскго права, которую они как раз не выполняют. За многие годы работы УААСПа так и не смогли разработать понятной программы для авторов распределения роялти. К тому же были случаи, когда деньги пропадали со счетов УААСП.
На сегодняшний день, хочу сказать, Украина находится на одном из предпоследних мест по сборам за публичное исполнение, что в принципе очень странно, поскольку страна большая, потенциал рынка очень большой. И почему это до сих пор законодательно не зафиксировано, непонятно.
Юрий Фалеса, продюсер, Falyosa Family Factory
Работа организаций коллективного управления, которые собирают роялти для авторов и продюссеров по ресторанам, барам, маргазинам, каналам, радиостанциям и прочим проблематична для нас. Больше всегот претензий к государственному предприятию «Украинское агентство по авторским и смежным правам». У них нет ни отчетности, ни документации, ни специальных программ по подсчету и распределению роялти. УААСП пытаются реорганизовать последние 12 лет, и этот процесс никак не закончат.
Мы пытаемся договориться, но в большинстве случаев наши претензии и пожелания не слышат. С организациями коллективного управления работать гораздо легче — их действия более понятны и прозрачны.
Владислав Макашов, продюсер, Юниверс Медиа Груп
В отношении сбора роялти за публичное исполнение — полный бардак и хаос, по той простой причине, что Комитет по вопросам интеллектуальной собственности, который по сути должен как-то контролировать, агитировать и так далее, только делает вид что он работает.
УААСП, государственное предприятие, уже на протяжении нескольких лет вообще никому, кроме своих приближенных, роялти не выплачивает. На письма, официальные запросы не отвечает. При этом, так скажем, регулярно собирает все роялти откуда можно и как можно. Многие телеканалы отказываются платить нам роялти, мотивируя тем, что у них есть договор с УААСП, и они якобы по факту платят туда — часть роялти.
Вадим Кохтыш, продюсер, Честная музыка
Однозначно, претензий к государственному предприятию УААСП больше претензий, чем к ОКУ, созданным правообладателями. Там, где есть государственные деньги, всегда есть возможность поворовать.
У руля УААСПа стоят люди, юристы, которые прекрасно знают, что если они не будут проводить начисление на выплату кому-то из правообладателей, то у них не станет кредиторов. Поэтому мы рассчитываем только на добрую волю руководства Госслужбы интеллектуальной собственности, на выполнение этой воли директором УААСПа — то есть, выплаты задолженности правообладателям.
Юрий Рыбчинский, поэт:
Я давно работаю с Украинским агентством авторских и смежных прав. Оно должно выплачивать роялти авторам, но те роялти, которые выплачивают в последние годы, не имеют ничего общего с тем, что на самом деле должны получать тысячи авторов. Куда деваются эти деньги? Мы не знаем, куда обращаться — в прокуратуру, или куда-то еще, и даст ли это результат.
УААСП обязан любому автору предоставлять отчет — откуда приходят деньги, какое количество, кто исполнитель — чтобы была обратная связь, чтобы автор мог следить, кто его исполняет, или кто перестал его исполнять. В советское время можно было прийти и попросить такой отчет. Мне выдавали целое полотнище, и я мог знать, что Иванов, Петров или Сидоров исполняет мою песню в Свердловске, Чите или Барнауле. Сейчас эта организация неконтролируема.
Я думаю, что за последние годы, 5-7 лет, у нас, украинских авторов, в общей сложности украли фантастическую сумму — не побоюсь сказать, больше 100 миллионов долларов. Деньги исчезали со счетов неоднократно.
- Информация о материале
Как всё устроено: Кредитный специалист
Кредитный специалист, выдающий потребительские кредиты в магазине бытовой техники, анонимно рассказал об уловках, которые заставляют людей брать кредит под 75 % годовых.
О том, кто может стать кредитчиком
Я давно представлял себя банковским работником: важным, в галстучке и рубашечке. Я думал, это престижно. Я предполагал, что буду в некотором смысле помогать людям. Захочет человек купить дорогой телефон или телевизор, придёт ко мне, а я дам ему деньги на его мечту. Но оказалось, что всё не совсем так.
Кредитный специалист — низшая ступень в банке. Но, как и многие другие крупные корпорации, банки держатся именно на таких работниках. Именно кредитные специалисты, в общем-то, весь банк и кормят. Банк нацелен на извлечение максимальной прибыли любыми способами. Способы эти оказываются довольно разорительными для граждан и довольно травматичными для психики работников организации.
Как всё устроено: Кредитный специалист. Изображение №1.
На должность кредитного специалиста берут практически всех, надо пройти всего одно собеседование. После собеседования вас отправляют на пятидневный тренинг. С десяти утра и до шести вечера целую неделю вас учат техническим вещам: как работать с компьютерной программой, какие документы спрашивать у клиентов и так далее. Рассказывают и о более интересных штуках — о технологиях продаж, например. Как продать человеку саму идею того, что ему очень нужен кредит.
Идут на эту работу в основном молодые ребята, только что окончившие вуз, или ещё студенты. Для них это возможность пробиться наверх, и ведут они себя соответствующе — нагло и беспринципно, как того и требует от них система.
Как продать идею кредита
Но настоящее обучение начинается, конечно, в процессе работы. Работаем мы на торговых точках наших партнёров, в таких магазинах как «Эльдорадо», «Евросеть», «М-Видео», «Белый ветер», магазины шуб, автомобильные салоны и так далее. Я — сотрудник магазина бытовой техники, я должен подходить к клиентам в зале и спрашивать: «Желаете покупку в кредит?» Я должен выявить потребности клиента и буквально уговорить его приобрести что-то в кредит. Если он пришёл просто так прицениться, я могу ему сказать: «Что вы будете прицениваться? Возьмите сегодня в кредит, заплатите первый раз только через месяц, а прямо сегодня уйдёте домой с телевизором».
На одной точке работают представители сразу нескольких банков, есть те, кто понаглее, они могут буквально украсть у тебя клиента. Ты покупателя уже обработал, он готов оформляться, а тут подходит твой конкурент и говорит: «А у нас процентные ставки ниже, пойдёмте к нам». Бывали случаи, когда представители банков на глазах у покупателей дрались между собой. Чаще дерутся, кстати, девчонки.
О странном проценте
Каждый кредит, который ты оформляешь, — это твоя зарплата. Мой оклад 17 тысяч рублей, от каждого кредита мне идёт процент. В зависимости от того, какую я поставлю клиенту процентную ставку, и от того, какие дополнительные услуги я ему предложу: страхование, перевод в негосударственный пенсионный фонд и так далее.
Я наивно полагал, что человек просто приходит к тебе и просит кредит. Ты его заявку забиваешь в компьютер, а банк ему на стандартных условиях выдаёт кредит. Если клиенту захочется, он может попросить дополнительные услуги. Но всё не так.
Я могу человеку предложить кредит под 20 % годовых, 40 %, 50 % и под 75 %. У меня нет никаких критериев, кому предлагать высокий процент, кому низкий. Только в зависимости от того, кого и на что я смогу развести. В остальном все условия кредитов одинаковые.
И вот приходит в магазин человек, ещё только оглядывается по сторонам, а кредитный специалист уже его видит и оценивает в 20, 30 или 70 %.
Названия у всех наших кредитных продуктов тоже интересные. Например, «1 % в месяц», по этому кредиту человек платит 24 % в год. Правилам математики это не поддаётся — я считал.
По кредиту с названием «2 % в месяц» человек платит 40 % годовых.
Но клиенты сами очень редко что-то считают. Им кредитчик говорит: «Стоимость кредита всего 1 % в месяц», они и уходят довольные. Исправно платят и не замечают, сколько лишних денег отдают банку.
О лохах
Если человек неухоженный, плохо одет, не сечёт ни в технике, ни в кредитах, задаёт глупые вопросы — ему можно ставить процент побольше. Это типичный лох. Если человек ищет что-то подешевле, его легче убедить купить что-то подороже, но в кредит, сыграв на тщеславии: «Вы будете платить по 2 тысячи рублей в месяц, зато у вас будет очень большая плазма!» Тут и продавцы подключаются, вы работаете в связке — он нахваливает товар, вы нахваливаете кредит.
С теми, кто уверен в себе, знает, что ему нужно, уверенно говорит: «Мне это и вот это», — с такими надо быть осторожным.
Лохов абсолютное большинство, из ста человек, которых ты оформил, один-два внимательно прочитают кредитный договор.
Я не так давно работаю, и у меня был только один неприятный случай с клиентами — мужем и женой. Мы с ними всё обсудили, всё подписали, они уже шли на кассу забирать товар, но жена решила зачем-то умножить сумму их ежемесячного платежа на 24 месяца (они брали кредит на два года). Она посчитала и как начнёт кричать на весь магазин! (Переплата у них действительно была довольно серьёзная.) Кассиры попрятались, сам директор магазина пришёл разбираться, в чём дело. Я сидел весь вспотевший, красный: это был один из первых моих клиентов, и как успокоить эту женщину, я не знал.
Муж пальцем в ладошке ковырялся и только бормотал жене: «Да ладно, не так-то уж и много, какая разница, какая переплата, зато ушли с товаром!» Но мне попались адекватные коллеги из банка-конкурента. Они стали говорить ей: «Не переживайте, если вы оплатите кредит раньше, переплата будет меньше. Сходите в банк, они вам всё пересчитают». Стали, в общем, лапшу вешать на уши. И это сработало. Я потом отслеживал — они стабильно платили.
О хитростях
Мы, например, не подкладываем в договор человеку лист ежемесячных платежей, на котором видно, сколько он в итоге заплатит. Упираем на ежемесячный платёж, который обычно совсем небольшой, даже если кредит очень дорогой. Сказать «каждый месяц вы будете платить 2 тысячи рублей» всегда лучше, чем «в целом телефон обойдется вам в 25 тысяч рублей».
Естественно, если человек покупает какой-то очень дорогой телевизор, никто не будет ставить ему 75 %: сумма получается приличная, любой почувствует неладное.
Некоторые кредитчики сначала высчитывают клиенту сумму платежа по одной ставке, а потом внаглую уже при оформлении кредита ставят более высокую процентную ставку в надежде, что человек не будет вчитываться в договор, — часто такой откровенный обман прокатывает.
Как всё устроено: Кредитный специалист. Изображение №2.
Ещё мы зарабатываем на страховках. Их бывает три вида: страхование жизни (если ты погибнешь или получишь инвалидность, кредит за тебя выплатит банк), страхование от потери работы (ты не будешь платить по кредиту, если потеряешь работу) и страхование товара (не будешь платить, если товар перестанет работать). У всех этих страховок очень хитрые условия, например, страхование от потери работы действует, только если тебя сократили или компания объявила себя банкротом. Что товар ты повредил не сам, надо ещё доказать, и так далее.
Все виды страхования, конечно, добровольные, но мы, не спрашивая, включаем их в договор. А если клиент удивляется, почему мы оформили ему страховку, мы говорим, что банк уже одобрил кредит с включённой страховкой и если он хочет отказаться, то надо будет отправлять запрос в банк заново и кредит ему могут не согласовать. Это, конечно, ложь. Но любая оформленная страховка увеличивает мой бонус в два раза, так что приходится врать.
О круговой поруке
От показателей, которые ты выдаёшь за месяц, зависит не только твоя зарплата. Торговая точка должна за месяц сделать условно 3 миллиона рублей. Если мы столько не заработаем, то нам не начислят дополнительные бонусы, а наш начальник не получит премию.
Конечно, мы понимаем, что делаем не очень хорошее дело. Между собой постоянно шутим, что все кредитные специалисты отправятся в ад (хотя там мы на всех чертей кредиты оформим). Да, мы разводим людей. Но мы все себя успокаиваем тем, что люди сами виноваты в своей глупости.
А ещё тем, что мы должны это делать. Нам ставят задачи, с которыми мы должны справиться, не важно, как. Если тебе приходится обманывать — обманывай. Почему мы подчиняемся таким требованиям? Это наша работа, другой у нас пока нет.
Причём люди у нас работают разные. Есть, например, девочка-мусульманка из очень верующей семьи. Она говорит, что она в жизни и на работе — это два разных человека. Не знаю, какая она в жизни, но среди кредитных специалистов она у нас самая стервозная.
О совести
Я слышал истории о том, что люди попадают в долговые ямы и даже кончают жизнь самоубийством, но с моими клиентами такого не случалось. По крайней мере никто из клиентов неожиданно не пропадал. Я знаю это потому, что если они не платят по кредиту, мне надо звонить им и выяснять, в чём дело.
Я понимаю, что когда-то такое может произойти, немного побаиваюсь разговоров про ад. Я хожу в протестантскую церковь, и мой пастор постоянно говорит мне, что пора бы сменить работу.
Совесть меня остановила только однажды. Я уже выписал кредит под самый высокий процент с двумя страховками, клиент ничего не заметил и был на всё согласен. Но в последний момент я остановился и стал заново всё забивать — убрал дополнительные услуги, а клиенту сказал: «Ой, банк вам неожиданно предложил лучшие условия, вы переплатите меньше». Дело в том, что клиент был симпатичной девушкой и мне не захотелось её слишком разорять.
Ещё нормальные условия я оформляю для сварливых клиентов, я их просто боюсь, мне не хочется, чтобы они неожиданно начали на меня орать.
Ещё помню случай, за который мне стыдно до сих пор, я даже ночью спал плохо. Парень пришёл за iPhone 4 для своей девушки. Я оформил ему кредит под 45 % годовых с двумя страховками, за год он заплатит банку 24 тысячи рублей, при том что цена телефона — 15 тысяч. Клиент тем не менее ушёл довольный, услышав только сумму ежемесячного платежа в 2,5 тысячи рублей. Когда он ушёл, я ещё раз посмотрел в договор и увидел, что всё это впарил ему в его же день рождения.
О клиентах
Доходы наших клиентов обычно не превышают 25−30 тысяч рублей, людей с высокой зарплатой банк не любит, им чаще отказывают в кредите: почему они берут деньги у банка на телевизор при зарплате в 80 тысяч рублей?
Как-то кредит у моей коллеги брал батюшка из церкви — на телевизор. Она спрашивает его про зарплату, он говорит, что у него её нет.
— А на что же вы живёте?
— На пожертвования.
— А сколько в месяц?
— Ну тысяч 60 выходит.
Развели его очень хорошо. По самому высокому проценту.
Кстати, обманывать приходится не только клиентов, но и свой банк. Например, иногда мы сознательно завышаем уровень зарплаты человека, который просит кредит, чтобы банк точно его одобрил.
Хотя если мой клиент вдруг перестанет платить по кредиту, это также отразится на моей зарплате. А если процент неплательщиков будет достаточно высок, то меня просто выгонят с работы.
У нас есть инструкции, кому кредит давать не надо, это называется «низкий социальный статус» — люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или если человек пришёл с кем-то, кто стоит над ним и говорит «пиши здесь это, а здесь это». Тогда мы ставим определённую галочку в программе, этому человеку автоматически приходит отказ, и он больше никогда в нашем банке кредит взять не сможет.
Но нас и самих могут обмануть, мы же не просим никаких подтверждающих документов, только паспорт. Поэтому если человек говорит, что зарабатывает 50 тысяч рублей, нам остаётся только верить.
Мошенники у нас проходят под кодовым названием «олени». Я слышал, что кредитчики сами участвуют в мошеннических схемах, выдают кредиты по поддельным паспортам. Но сам никогда таким не занимался. Зато я слышал про человека, который заработал 700 тысяч, продавая личную информацию своих клиентов: адрес, телефон, когда и сколько взял в кредит.
Несмотря на то что мы впариваем кредиты направо и налево под самые грабительские проценты, процент неплатежа очень небольшой, люди в основном дисциплинированные. Платят исправно.
- Информация о материале
Бездонные кошельки: кто содержит украинских политиков
Активная политическая жизнь — удовольствие не из дешевых, если речь идет о всеукраинском раскрученном проекте, который постоянно нуждается в подпитке ассигнациями. Хорошее финансирование плюс репутация партии и поддержка масс — залог того, что у политсилы есть шанс держаться на плаву и претендовать на раздел властного пирога.
Примеры, когда финансирование разворовывается или иссякает вкупе с рейтингом, в украинском политикуме известны. Это — в недалеком прошлом мастодонт и мегаблок «Наша Украина». После того как рейтинг первого лица — Виктора Ющенко упал ниже плинтуса, а из партии побежали люди, которые задавали в ней тон, эта некогда мощная структура развалилась, как китайская ваза. О долгах «Нашей Украины» до сих пор ходят легенды. Бывший функционер этой партии Сергей Бондарчук, сбежавший с этого «Титаника», называл цифру в $10 млн – сообщает Контракты.UA.
В эпоху Кучмы новоиспеченные олигархи сами носили депутатские значки и появлялись в Раде во время решающих голосований. Мандат тогда был в большой цене — его нельзя было забрать, как сегодня, по сигналу с Банковой, потому с депутатами было принято считаться. В те годы под куполом здания на Грушевского можно было встретить зятя президента и крупного промышленника Виктора Пинчука, владельца заводов-пароходов Игоря Бакая и многих других. На сегодняшний день крупным денежным мешкам легче участвовать в финансировании той или иной политсилы, а самим находиться в тени. Контракты решили систематизировать всю информацию о тех, кто имеет отношение к финансированию крупнейших украинских партий, и вот что из этого вышло.
Партия регионов: семейная кубышка
Согласно обнародованным финансовым отчетам за прошлый год, только официально Партия регионов была абсолютным рекордсменом по доходам среди других партий. За 2012-й она заработала 325,28 млн грн. Большая часть этой суммы — 324,9 млн — безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования и членские взносы партийцев. Минимальный членский взнос, по словам самих регионалов, может быть и 5 грн.
Еще до формирования такого мощного конгломерата, как Семья, среди спонсоров президентской политсилы называли имена старых соратников Януковича: владельца СКМ Рината Ахметова, кондитера и застройщика Бориса Колесникова, группу «Сергей Левочкин — Юрий Бойко — Дмитрий Фирташ», загадочного Юрия Иванющенко по кличке Юра Енакиевский. Однако, по мнению политологов, теперь президенту Януковичу уже не нужна мощная партия, в которой могла бы зародиться оппозиция его лидерству. Ему нужна подконтрольная ПР, в которой подчинение зиждется на страхе, а не на финансовых долях. Яркий пример тому — растерзание верного экс-ректора Петра Мельника своими же. Поэтому в последнее время финансовый поток на нужды президентской политсилы больше похож на калым за неприкосновенность от уголовного преследования, чем на инвестиции в будущее. Старые кадры потихоньку уходят в тень. Ринат Ахметов выпал из публичной политики, когда принял решение не баллотироваться в Раду (был депутатом V и VI созывов). Борис Колесников потерял политический вес и сейчас ушел фактически в небытие. Влияние Бойко-Левочкина нынче тоже под большим вопросом. Потому как Бойко также потерял важные государственные рычаги вместе с постом, а под Левочкиным СМИ регулярно «качают» кресло, предрекая, что скоро пост главы Администрации займет нынешний министр МВД Виталий Захарченко.
Эксперты считают, что главные спонсоры ПР сегодня — это члены Семьи — Сергей Арбузов, братья Клюевы (не зря Сергей Клюев недавно публично приобрел Межигорье), в меньшей степени сам Янукович и сыновья (миллиардер-бизнесмен Александр и нардеп Виктор).
Батькивщина: сборная солянка
Некогда мощная политсила Юлии Тимошенко после перехода в оппозицию растеряла своих спонсоров. Потихоньку стали перебежчиками представители крупного бизнеса: банкиры братья Буряки, автомагнат Тариэл Васадзе, организатор «Таврийских игр» Николай Баграев, бизнесмен Сергей Осыка, крупный игрок аграрного рынка Андрей Веревский и многие другие.
Официальный доход партии Тимошенко за прошлый год — 115 млн грн. Если сравнить с 2010-м, когда политсила только перешла в оппозицию, получится на 55 млн грн меньше. Почти вся сумма задекларированных в прошлом году средств — 114,4 млн грн — добровольные пожертвования и безвозвратная финансовая помощь. По словам депутатов-тимошенковцев, в месяц члены партии могут и по гривне скидываться на взносы.
Политтехнолог Тарас Березовец называет последним крупным спонсором «Батькивщины» бизнесмена Константина Жеваго. Он до последнего держался, несмотря на массированную атаку контролирующих органов на его предприятия. На последних выборах он пошел самовыдвиженцем, но политологи считают, что соратников-бютовцев финансировать не перестал. Хотя объемы вливаний, конечно, уже не те.
Среди спонсоров влившейся в «Батькивщину» политсилы Арсения Яценюка «Фронт змін» эксперты называют олигарха, еще не так давно финансировавшего ПР, Дмитрия Фирташа. Хотя сам Арсений Петрович связь с основателем скандального РосУкрЭнерго везде опровергает. Тем не менее канал Фирташа «Интер» избегает критики Яценюка в открытую, а иногда даже поддерживает его. Также среди инвесторов в «проект Яценюка», который явно будет участвовать в президентских выборах, знающие люди называют непубличного бизнесмена из енакиевской группировки — Леонида Юрушева. Косвенным доказательством такой связи были заснятые журналистами машины с символикой «Фронта змін», стоявшие на одном из предприятий, которое приписывают Юрушеву. Также есть доля правды в сотрудничестве Яценюка с зятем Кучмы, бизнесменом и меценатом Виктором Пинчуком. На одной из встреч на Ялтинском саммите Яценюк даже сделал комплимент Пинчуку, что «он под защитой демократических сил».
УДАР: тайна за семью печатями
Не все так однозначно и с финансовыми вливаниями в проект Виталия Кличко — УДАР. Сам чемпион везде публично заявляет, что он — главный финансист и спонсор своей политсилы. В 2012 году партия Виталия Кличко задекларировала 43,5 млн грн. Источники — либо добровольные пожертвования, либо безвозвратная финансовая помощь. Кстати, Кличко в прошлом году задекларировал 11 млн грн чистого дохода. Аналитики в один голос утверждают, что даже из теневых поступлений боксеру-супертяжеловесу не удалось бы наскрести денег на свой политпроект. Среди его теневых спонсоров часто упоминают того же Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина. Если проанализировать все месседжи и публичные выступления Кличко, то в них нет ни единого слова об упомянутых господах. Критикуется только президент Янукович и группа Арбузова.
Тягнибок живет за счет однопартийцев
Официально самая «бедная» из представленных в парламенте партия — это «Свобода». За прошлый год Тягнибок и Ко заработали всего 27 млн грн. Также весь доход составили членские взносы. Финансирование политсилы Тягнибока, судя по его публичным заявлениям, похоже на сетевой маркетинг. Лидер в одном из интервью заявил, что после 2006 года при его партии был создан некий экономический совет — «клуб по интересам», в который вошли члены партии — предприниматели. Это — представители малого и среднего бизнеса. Время от времени они приводят в этот совет друзей, которые интересуются организацией и впоследствии вступают в «Свободу».
Например, офис на улице Саксаганского в Киеве принадлежит некоему «свободовцу», который занимается бизнесом на Сумщине и в Киеве. Среди своих спонсоров Тягнибок называет Романа Онуфриева — председателя фракции в Ивано-Франковском городском совете. Он владелец крупнейшей в Западной Украине типографии. Скандальная Toyota Sequoia, на которой ездит главный «свободовец», якобы перешла ему тоже от однопартийца Игоря Мирошниченко (бывшего футбольного журналиста), жена которого занимается бизнесом. Хотя эксперты считают, что все-таки к финансированию Тягнибока имеют отношение «семейные» кошельки Януковича.
КПУ: русским духом пахнет
В 2012 году КПУ заработала 112,5 млн грн. Основной доход был, как и у коллег, — добровольные пожертвования (112 млн грн). Лидер Петр Симоненко не скрывает, что партийная дисциплина велит коммунистам ежемесячно отчислять в кассу КПУ до 20% от своей зарплаты. Но Петр Николаевич явно лукавит, ведь крох с депутатской зарплаты не хватит на содержание офиса на Подоле, местных ячеек, а также организацию пышных митингов. Пенсионеров-поклонников одним марскизмом-ленинизмом не накормишь. Среди спонсоров КПУ чаще всего называли экс-главу Госуправделами Игоря Тарасюка и российского бизнесмена Константина Григоришина. Но чья бы фамилия ни называлась в качестве основного спонсора, российские деньги явно в бюджете партии присутствуют: Симоненко сейчас главный реципиент у российских властей после «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Петр Николаевич сумел оттеснить от кремлевского корыта почти всех левых — и впавшую в маргинес Наталью Витренко, и раскольника Леонида Грача с его крымской мятежной ячейкой, и различных общественников, вроде Евразийского союза молодежи, которые раньше слонялись по стране, как у себя дома. Не оправдавшие надежды Путина лазутчики в Партии регионов после разгона Януковича поджали хвосты и подчинились. Только один ПНС все никак не успокоится с референдумом по Таможенному союзу и выдумывает сценарии один безумнее другого, чтобы угодить Кремлю.
- Информация о материале
Страница 1183 из 2102
