Главная
Боевиков в Донбассе финансируют несколько печально известных украинцев
Около 3 тыс. хорошо подготовленных солдат, прошедших службу в горячих точках,— примерно так выглядит сегодняшний состав российской армии в Донбассе. Таковы данные украинского СБУ. Правда, армия эта неофициальная: Кремль не признает, что граждане РФ активно участвуют в боевых действиях на востоке Украины. Но они есть — и не просто воюют с украинскими войсками и добровольческими соединениями, а снабжаются российским оружием, попадают в Донбасс с помощью российских пограничников и даже проходят первичный отбор-собеседование в военкоматах РФ.
Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, говорит, что первые данные о массовом наборе наемников, проходящем в Южном округе России — районе Дона и Кубани — он получил в конце апреля—начале мая.
"Наши источники сообщали, что в российские военкоматы вызывают военнослужащих запаса, служивших в частях спецназа и в большинстве своем имеющих опыт боевых действий”,— говорит эксперт. По его словам, к концу весны число наемников, переброшенных в Украину, было невелико — всего 300–350 человек. Но их хватило, чтобы начать вооруженное противостояние в Донбассе.
С начала лета процесс заброски "солдат удачи” достиг небывалого масштаба. И тогда началась настоящая война.
На ней, по данным СБУ, сегодня на стороне сепаратистов воюют около 10 тыс. вооруженных боевиков. Треть из них — наемники: россияне, в том числе чеченцы. Большая часть таких приезжих — сотрудники спецподразделений России, участники боевых действий в горячих точках, ветераны афганской и чеченских войн. Они не просто убивают, а получают за это неплохое вознаграждение — от $1 тыс. за каждый день, проведенный в бою.
Российское начало
В конце апреля этого года Олег Рудиков, ветеран российского Главного разведуправления (ГРУ) и бывший афганец, получил повестку из военкомата. Жителю города Таганрог Ростовской области предлагалось немедленно явиться на поверку из‑за изменения мобилизационного предписания. Рудиков, инвалид ІІ группы и активист оппозиционной партии, знал — такая формулировка обычно применяется во время объявления войны.
В тот момент в соседних с Ростовом-на-Дону Донецкой и Луганской областях Украины начинались волнения. Но Россия в них, если верить официальным лицам и ТВ, никакого участия не принимала. Тем не менее именно в зону боевых действий хотели предложить отправиться Рудикову таганрогский военный комиссар. И не ему одному — в военкомате в тот момент находилось с десяток военных "запасников”.
Ветеран ГРУ комиссару отказал. Однако оказался в меньшинстве. Сразу за ним из кабинета военкома вышел счастливый человек, которому, по его словам, сделали хорошо оплачиваемое родиной предложение. Дословно Рудиков пересказывает его так: "Нужно в ближайшее время прибыть на сопредельную территорию, чтобы использовать те навыки, которые были приобретены в российской армии”.
Рудиков — человек уникальный: он не только отказался "прибыть на сопредельную территорию”, но еще и рассказал о вербовке журналистам, в то время как другие российские военспецы о подобных предложениях предпочитают не распространяться.
Россия прямо не признает участие своих граждан в конфликте на востоке Украины и тем более замалчивает то, что в стране происходит вербовка "солдат удачи”.
По словам российской журналистки Виктории Макаренко, военкоматы в РФ категорически отрицают свою причастность к набору солдат для направления в Донбасс.
Ведь если подобная информация получит широкое распространение, комиссары станут государственными преступниками. И все же именно военкоматы являются первым пунктом того маршрута, по которому в Украину попадают вооруженные россияне. "Нужно понимать, что списки боеспособных граждан с военным опытом есть только в военкоматах”,— говорит Макаренко.
Военкомы не вербуют людей — они лишь уточняют степень их готовности. А дальше потенциальных наемников обзванивают осведомленные вербовщики, которые и приглашают пройти более детальное собеседование.
Непосредственный набор проходит через различные союзы ветеранов, Евразийский союз молодежи или просто социальные сети. По данным СБУ, основных центров вербовки в России два — в Москве и Ростове-на-Дону. На одной из окраин последнего, как следует из агентурных сведений украинских спецслужб, обустроена целая база подготовки с тренерами—офицерами ГРУ. Туда направляют завербованных в Украине бойцов, добровольцев из Крыма или россиян, не имеющих соответствующей подготовки. Дальше их всех ждет Донбасс.
Через границу
На набережной поселка Урзуф, расположенного на Азовском море, почти на границе Донецкой и Запорожской областей, командир украинского добровольческого батальона Азов Андрей Билецкий командует разгрузкой перехваченного его бойцами катера. Судно прибыло сюда из Крыма и буквально под завязку забито контрабандным оружием — автоматами Калашникова, гранатами и прочим.
По словам Билецкого, в таких катерах порой перевозят не только оружие: по Азовскому морю из Крыма прибывает и еще один груз — наемники. "Так называемые добровольцы попадают в Украину или по морю, или просачиваются через восточную границу”,— рассказывает комбат.
Морской путь российских наемников сегодня выглядит так: через переправу Кавказ — Керчь их перевозят в Крым, откуда на небольших катерах перебрасывают на украинский берег. Чаще всего, по словам Билецкого, швартуются у Мариуполя. Террористы, мол, специально создали "серую зону” вокруг этого города — там почти не велось боевых действий,— чтобы спокойно переправлять оружие и наемников из Крыма.
Второй путь проникновения боевиков — граница Луганской области с РФ. Один из чиновников Пограничной службы Украины, пожелавший остаться неназванным, говорит, что еще с начала марта они обращались к руководству страны с просьбой укрепить границу. Но ответа не было. Украинско-российская граница — это гигантский участок длиной 1,8 тыс. км, причем та часть, которая проходит по Луганщине и через которую идет максимальный поток российских наемников, наименее охраняемая.
Представитель погранслужбы рассказывает, что нынешний принцип охраны границы таков: за 60 сотрудниками закреплен участок примерно в 100 км. На нем установлен один пункт пропуска, а всю остальную территорию — "зеленку” — пограничники обходят или объезжают. Для сравнения: в советское время норма пограничной линии была куда строже — полагалась одна вышка на каждые 2 км.
"Сейчас ниже [южнее] Краснодона граница фактически открыта — въезд и выезд свободны. Когда кто‑то из высших чинов говорит о закрытии границы, мы в недоумении — или это подстава, или кто‑то хочет выслужиться. Нужно полгода, чтобы запереть ее. Не меньше”,— уверен высокопоставленный пограничник.
И тут же добавляет — ситуация осложняется тем, что российские пограничники помогают боевикам. К примеру, вырубают просеки для прохождения грузовиков и военной техники, засыпают рвы или передают данные о дислокации украинских сил.
Украинская война
По оценкам представителей контрразведки СБУ, процесс просачивания идет активно — на сегодня в Украине с оружием в руках воюют более 3 тыс. российских граждан. Около 1 тыс. из них — чеченцы и другие выходцы с Кавказа. Как правило, это бывшие военные, не нашедшие себе применения на родине.
"Им один черт, кого защищать,— они не нужны в России. Может быть, они могут, образно говоря, копать, но столько физического труда не нужно в РФ. Много украинцев или узбеков копают в два раза дешевле”,— уверена российская журналистка Макаренко.
И все же основной причиной для вояжа россиян в Украину представители контрразведки СБУ называют не социальную неустроенность, а финансовые бонусы. Причем единой тарифной сетки нет, а оплата зависит от умений. Так, обычные бойцы получают в районе $1 тыс. за каждый день столкновений. А вот высококлассные снайперы или, например, опытные координаторы-руководители получают, по данным контрразведчиков, $10–15 тыс. в день.
Это значительно больше того, что зарабатывают бойцы ДНР или ЛНР из числа местного населения. Комбат Билецкий, который не раз брал в плен сепаратистов, говорит, что вознаграждение у таких боевиков достаточно скромное — 400 грн в день.
Куда меньше в человеческом потоке из России идейно настроенных граждан, которые едут защищать славянский народ от "фашисткой нечисти”. Журналист российского издания Новая газета Елена Костюченко говорит, что наибольший всплеск волны таких добровольцев наблюдался после событий 2 мая в Одессе. Эти россияне, мол, искренне верят, что едут защищать славян от нацистов.
Попадаются среди наемников и представители еще одной, самой малочисленной группы — люди без особого военного опыта, едущие в Донбасс, как на стройку,— подзаработать. Им тоже платят, но на уровне местных вооруженных сепаратистов.
Пособники врага
Откуда берутся деньги на содержание наемников, для СБУ не секрет: в беседе с НВ представитель контрразведки однозначно заявил — это средства Виктора Януковича и его ближайшего окружения.
Причем это не голословные утверждения. "Мы готовим документы в международные суды, к примеру, Гаагский трибунал [по факту финансирования Януковичем сепаратистов]. Больше того, скажу, что к событиям на востоке причастен и экс-глава СБУ Александр Якименко. Он воюет не только против страны, но и против своих бывших сотрудников”,— заявляет контрразведчик.
Он добавляет еще одну деталь: Якименко, мол, с большой вероятностью является гражданином России, как и бывший генпрокурор Виктор Пшонка — еще один финансист войны на востоке.
Без их денег и российских наемников никаких боевых действий в Донбассе не было бы. "Помитинговали бы, и все”,— заключает офицер.
Тымчук говорит еще об одном финансовом источнике сепаратизма — крымском. Он берет начало в окружении так называемого главы правительства Крыма Сергея Аксенова. Эти деньги идентифицировать трудно, констатирует эксперт. "Часть средств идет через каналы финансирования российских спецслужб”,— говорит он. Например, через подразделение ФСБ Черноморского флота — оно снабжало деньгами пророссийские организации в Крыму еще несколько лет назад.
Также эксперты считают, что часть денег, медикаментов и обмундирования покупается на добровольные пожертвования обычных россиян,— мол, таким способом те хотят помочь "армии юго-востока” в борьбе с киевским режимом.
Гибридная война
Наемники — это не просто "дикие гуси”, зарабатывающие на чужой беде, а часть стратегии Кремля, называемой гибридной войной.
По данным экс-главы Администрации президента Сергея Пашинского, план по отчуждению части территории Украины окружение президента РФ Владимира Путина разработало уже давно. "Год назад Путин утвердил этот план. Он хотел получить все области от Харькова до Одессы включительно. И я знаю, о чем говорю,— информация проверена”,— убежден бывший чиновник.
Ключевой момент — план включал в себя наводнение приглянувшихся России регионов наемниками.
Об этом говорят и представители контрразведки СБУ, указывая, что наряду с информационной пропагандой солдаты без знаков государственной принадлежности стали главным орудием гибридной войны.
Вначале Россия использовала их в Крыму, где люди в камуфляже были массовкой на первых пророссийских митингах, затем стали блокировать украинские военные части, а после, уже с оружием в руках, принялись захватывать государственные учреждения.
По данным контрразведки, именно военспецы и советники ГРУ РФ координировали действия самоназначенных крымских чиновников — премьера Аксенова и главы Совмина Владимира Константинова.
То же самое происходило и в Донбассе, где первую скрипку в обострении конфликта сыграли Игорь Гиркин по кличке Стрелок, являющийся, по данным СБУ, офицером ГРУ, и его правая рука Игорь Безлер.
Масштаб того, чего добились эти люди с тайной помощью Кремля, впечатляет — значительная часть территории Донецкой и Луганской областей находится под контролем сепаратистов.
По мнению Николая Сунгуровского, директора военных программ Центра им. Разумкова, остановить российскую гибридную войну Украина в лучшем случае сможет через полтора месяца. И это при условии, что Киеву удастся выполнить хотя бы половину из составляющих минимального мирного пакета: прекратить агрессию России путем переговоров с Кремлем, закрыть границы, повысить эффективность АТО и добиться консолидации украинского общества, включая жителей Донбасса.
"Если же не удастся выполнить три пункта из четырех, то война продлится от полугода до нескольких лет”,— резюмирует эксперт.
Российский конец
Но для части российских наемников эта война уже закончилась. Как минимум три десятка из них прошли через границу Украины и России в обратном направлении после попытки захвата Донецкого аэропорта. В рефрижераторах и гробах. Это был первый раз, когда представители ДНР открыто отправили так называемый груз 200 домой.
И российские официальные лица, старательно не замечающие собственных военных в Украине, не увидели их и тогда, когда те вернулись на родину убитыми.
"Например, в Ростовскую область возвращаются трупы россиян, убитых в Донбассе. Мне известно, что в медицинском заключении о смерти была указана травма височной части головы и ожог”,— рассказывает журналистка Костюченко.
Она помогала одной ростовчанке получить тело убитого в Украине мужа и столкнулась с тем, что даже трупы наемников власти старательно прячут — ото всех, включая родных.
Псам войны, как оказалось, нигде нет ни покоя, ни славы.
- Информация о материале
Кругом враги и захватчики
Можно было бы предположить, что украинцы чуть ли не обречены на хорошее знание истории своих стран-соседей — дело в том, что в состав каждой из них в свое время входила и часть украинской территории. За исключением разве что Беларуси и Молдовы, которые обрели независимость одновременно с Украиной — да и то с оговорками. Белорусский националист, к примеру, считает именно свою страну наследницей Великого княжества Литовского, а молдавский — вспомнит о Великой Румынии…
Но так могло бы быть разве что в «идеальном мире»: без войн, исторических обид и территориальных претензий. А главное, при наличии длительного и успешного опыта существования соборной Украины (с высоким уровнем внутренней миграции) — в реальности же для среднестатистического одессита история Австро-Венгрии или Речи Посполитой не представляет такого интереса, как история России, а для жителя Тернополя Франц-Иосиф I — фигура исторически более близкая, чем Александр III.
Дело еще и в том, что когда мы говорим об истории Украины, особенно в плане ее массового восприятия, всякий раз приходится говорить о как минимум трех разных «историях». Одна существует как сравнительно молодая академическая наука, в которой есть и свой мейнстрим, и свои ревизионисты. Другая — как образовательный курс (при этом важно помнить, что украинцы старше сорока лет не застали изучение истории Украины в школе). Отдельно в массовом сознании живет «обывательская» версия, фрагментарная, переполненная стереотипами и сформированная в основном при помощи СМИ.
Основные представления об Украине, ее месте в мире, ее взаимоотношениях с соседями формируются именно в процессе среднего образования. Так что, как ни крути, важнейшей для государства и общества является именно «школьная» версия украинской истории — кроме когнитивной функции, она выполняет и идеологическую, и дидактическую, она призвана сформировать гражданское самосознание. Попробуем описать, какой же набор знаний о странах-соседях получает украинский школьник.
Ось украинской истории
Поскольку до 1991 года Украина как независимое государство существовала только очень непродолжительный период, украинская история в ее официальной версии построена по принципу нациоцентричности.
В его основе лежит предложенная еще Михаилом Грушевским концепция, согласно которой украинцы как нация начали формироваться в раннее Средневековье на базе племенного союза восточных славян, и в дальнейшем украинская нация выступала на исторической арене как некое единое целое (концепция соборности) вплоть до наших дней.
История украинской государственности берет начало от Киевской Руси, ее наследником выступает Галицко-Волынское княжество, затем наступает длительный период безгосударственности. Начиная со второй половины XIV века украинцы ведут одновременно трагическую и героическую борьбу за свою государственность и соборность. Казацкая держава Богдана Хмельницкого и Гетманщина, УНР, ЗУНР и Гетманат, Карпатская Украина — попытки создать собственное государство, не увенчавшиеся успехом. В «перерывах» между успехами, которые порой длились столетиями, украинская нация и территория были разделены между соседями, как правило, враждебно относившимися ко всему украинскому.
Такой взгляд на историю, как видим, действительно очень патриотичен и оптимистичен — ведь украинцы в конце концов добились своей цели в 1991 году. Более того, перед нами — чистой воды телеология: вся украинская история безусловно имеет некую высшую цель. С другой стороны, вдумчивый критик не сможет не заметить, что такой взгляд на историю имеет немало общего с марксизмом. Исторический материализм, как известно, тоже предлагал рассматривать всю историю человечества как предысторию к высшей цели — коммунистической революции.
Впрочем, речь не о недостатках такого подхода к украинской истории, а о его следствиях. Легко видеть, что для стран-соседей в нем уготована довольно незавидная роль. Все они в свое время участвовали в разделе украинской нации и территории, практически все они противились достижению украинцами высшей цели; и если среди них и попадались союзники, то исключительно ситуативные — чаще всего соседи объединялись для очередного раздела Украины.
Иерархия зловредности
В официальной украинской истории выработался даже некий негласный рейтинг «враждебности» государств, в состав которых в разные исторические периоды входила территория современной Украины. Интуитивно он понятен и прилежному школьнику, хоть нигде, конечно, не прописан.
Вне всяких сомнений, первую строчку в нем занимает тоталитарный монстр — Советский Союз. Голодомор, сталинские репрессии, подавление диссидентского движения, послевоенная русификация — список преступлений перед украинцами велик и многократно озвучен. Оставим в стороне «убийственный контраргумент» о том, что именно в рамках СССР практически все украинцы были впервые объединены в границах одного государства — расширяя границы, Сталин руководствовался явно не заботой об украинцах.
На второй строчке такого рейтинга нашлось бы место Российской империи, которая, конечно, была менее кровожадным государством, но в целом проводящим все ту же политику русификации (Эмский указ, Валуевский циркуляр) и ликвидировавшим украинскую автономию в XVIII веке.
Третья и четвертая строчки — за Речью Посполитой и Польской Республикой (Второй Речью Посполитой). Тот случай, когда неизвестно, какая версия польского государства хуже: полонизация, окатоличивание, подавление казацких восстаний и пацификация, закрепощение крестьян и заселение Волыни и Галичины (Кресов Всходних) осадниками — этническими и политически благонадежными поляками. Впрочем, полякам тоже есть что вспомнить: запорожцы, гайдамаки и оуновцы не были образцами гуманизма.
На пятой строчке — Московское царство. За ним числится постоянное нарушение договора с Богданом Хмельницким, сужение прав Войска Запорожского и, наконец, Андрусовский мир (1667) с Речью Посполитой, разделивший Украину на Правобережную и Левобережную.
Шестое и седьмое места — Королевство Венгрия в классической и хортистской версиях. За ним — политика мадьяризации и экономической эксплуатации Закарпатья, ликвидация Карпатской Украины. Здесь же — Румыния, оккупировавшая после Первой мировой войны Северную Буковину и проводившая политику румынизации края. К счастью, в отличие от венгров, владевших Закарпатьем свыше 600 лет, власть Румынии над Буковиной продлилась лишь с 1918 по 1940 год. Правда, негативное отношение к этому соседу было усилено ролью Румынии во Второй мировой войне и ее участием в оккупации Украины (губернаторство Транснистрия).
На восьмой строчке расположилась бы Османская империя. К ней, в общем-то, отношение уже не столько негативное, сколько противоречивое, особенно учитывая, что ее вассалом было Крымское ханство. С одной стороны, «бусурмане», ясыр, янычары, с другой — союзы с Богданом Хмельницким (и не только), степное «лыцарское» братство запорожцев и крымцев, Роксолана. Да и, в конце концов, где, как не на землях хана и султана, находили прибежище запорожцы после разгрома Сечи в 1709 году и ее окончательной ликвидации в 1775-м?
Девятое место — Австро-Венгрия. Касательно этой империи приходится говорить скорее о положительных, нежели о негативных оценках. Дело в том, что вся история Украины XIX века построена на противопоставлении жизни «под австрияками» и «под москалями». По всем статьям Габсбурги выигрывают у Романовых. Национальное возрождение Галичины («украинский Пьемонт») началось именно в Австро-Венгрии, но и галичане платили монархии преданностью — не зря же Франц-Иосиф называл их «тирольцами востока». Впрочем, ларчик открывался просто — Вене, в общем-то, было выгодно поддерживать украинцев в качестве противовеса польскому сепаратизму. Хотя были под властью дуалистической монархии, конечно, и свои недостатки. В основном — социально-экономического характера.
Десятое место — Чехословакия между Первой и Второй мировыми войнами. Именно к этой стране, единственной, сохранившей в тот период демократический режим во всей Восточной Европе, ненадолго отошло управление Закарпатьем. Собственно говоря, здесь уже можно говорить о «рейтинге признательности».
И, наконец, Великое княжество Литовское в период с первой половины XIV века до Люблинской унии (1569). По большому счету, ВКЛ считается в определенной степени уже протоукраинским государством, в школьной программе оно фигурирует и под названием «Литовсько-руська держава».
Из этого списка выбивается разве что Молдавское княжество — единственное государство, в отношении которого можно сказать, что оно было объектом украинских притязаний, а не наоборот.
История, которая воспитывает
Поскольку, как мы отмечали, история Украины нациоцентрична, в поле зрения украинских историков и тех, кто изучает эту дисциплину, попадают прежде всего украинцы — их положение, условия жизни, борьба за независимость, собственные культуру, религию, язык.
Поэтому, если украинских историков и школьников и интересуют, скажем, Габсбурги или короли Речи Посполитой, то исключительно в том плане, в каком их правление повлияло на украинцев, живших под их владычеством. Украинская история построена таким образом, что украинцы не могут сказать об Австро-Венгрии или Речи Посполитой — это, мол, была и наша родина, наши короли и императоры. Наша Родина в это время существовала, скажем так, в латентном виде, она вызревала в недрах чужих государств.
Другое дело — российская и советская история, хотя и здесь нельзя сказать, что все украинцы воспринимают ее как свою — это уже, в ущерб собственно истории, вопрос чисто политический.
С этой самой политической, с идеологической точки зрения, да теперь и даже с точки зрения государственной безопасности украинцам (в массовом масштабе) не желательно углубляться в изучение истории стран-соседей. Во избежание возникновения «неправильной» или «ложной» идентичности.
Впрочем, это все не значит, что история стран-соседей не является предметом интереса академических историков. Но это — точно не мейнстрим. А мейнстриму, опять-таки с учетом политической ситуации, вряд ли что-то грозит. Скорее наоборот: проблемы восточных регионов можно в том числе объяснить и недостаточным знанием их населением истории Украины и слишком большим интересом к общей истории со страной-соседом.
- Информация о материале
Соглашение — заложник
В украинском законотворчестве, похоже, новшество. Сколько лет пишу о внешней политике, но о "планах ратификации" (в смысле документа, а не намерения) международных договоров Украины ранее слышать не доводилось. И не мне одной. Информагентства со ссылкой на пресс-службу главы государства распространили интригующую новость: "Президент Украины Петр Порошенко поручил Министерству иностранных дел Украины в кратчайшие сроки подготовить и согласовать с Евросоюзом план ратификации Соглашения об ассоциации".
Несмотря на поздний час (а время близилось к полуночи), на разошедшуюся в сетях новость народ отреагировал весьма живо. Некоторые даже бурно. "Порошенко всех держит за идиотов? Какой план может быть? Вносите в Раду и голосуйте!". "Какой еще план ратификации Соглашения об ассоциации? Какое согласование с ЕС? Что за бред? Молдаване уже ратифицировали свое Соглашение в парламенте, а мы еще планы разрабатывать будем? Для кого эта болтовня? Кто знает, для чего Порошенко такое дурацкое затягивание?". "Похоже на игру, поскольку Молдова уже ратифицировала без всяких реверансов. А что же происходит за кулисами?".
Признаюсь, тоже не удержалась и выступила с рацпредложением — дополнить план ратификации еще стратегией ратификации, программой ратификации и дорожной картой ратификации, а для пущей надежности разработать также и доктрину ратификации. Чтобы красиво у нас все получилось, солидно, а не так наспех, как у Молдовы, взявшей и с кондачка ратифицировавшей в среду свое соглашение с ЕС — на третий рабочий день после подписания. И Грузия за ней зачем-то торопится, не хочет растянуть удовольствие и планирует прохождение документа об ассоциации через парламент на следующую неделю. Румыния удивила. Вот уж не ожидала, что именно она первой из государств ЕС ратифицирует все три соглашения об ассоциации — с Молдовой, Грузией и Украиной. Молдаване праздновали с румынами это событие в один день. Готовятся к ратификации и страны Балтии, а президент Литвы Д.Грибаускайте уже передала документы в парламент. И только Украина, чье Соглашение дожидалось подписания более двух лет после парафирования, Украина, столько выстрадавшая за последний год под европейскими флагами, так настаивавшая на скорейшем подписании Ассоциации после бегства Януковича, вдруг снова не спешит. Почему? Что, в самом деле, происходит за кулисами?
Начнем с того, что никакого специального "плана" для ратификации Соглашения об ассоциации, совершенно очевидно, не требуется. Согласно закону о международных договорах, должен быть подготовлен определенный стандартный "ратификационный" пакет документов. Этим занимается МИД. Он также согласовывает этот пакет с другими министерствами и ведомствами, а затем вносит соответствующее представление президенту. Глава государства, в свою очередь, делает представление в парламент, после чего Верховная Рада принимает закон о ратификации международного договора. Процедура обычная, многократно обкатанная и, как правило, не требующая длительного времени.
По информации наших источников в Кабинете министров, ратификационный пакет Соглашения об ассоциации уже практически готов и при отмашке с Банковой может быть передан президенту уже на следующей неделе. Но отмашки, судя по всему, не будет. И, вероятно, если подход к информированию граждан страны о происходящем не изменится, мы услышим новую порцию пояснений о "напряженной технической работе над подготовкой к ратификации".
Хотя, заметим, что Брюссель однозначно дал понять: весьма желательно, чтобы Соглашение было ратифицировано до парламентских каникул (об этом говорили и в представительстве Еврокомиссии в Киеве, и вновь посетивший недавно Украину комиссар Фюле). Поскольку каникулы ВР отменила, "желательный срок" растягивается до сентября. Временные рамки связаны с определенными бюрократическими процедурами начала временного применения Соглашения и окончанием 1 ноября действия автономных торговых преференций, предоставленных Евросоюзом Украине.
Напомним, что для начала временного применения СА достаточно ратификации Соглашения только украинским парламентом. После ратификации предусмотрена нотификация об оной, и в первый день второго месяца после этого уведомления Украиной ЕС Соглашение начнет временно применяться в определенном Евросоюзом объеме, включающем зону свободной торговли. И в Брюсселе на этой неделе, по нашей информации, европейские и украинские эксперты обсуждали, когда лучше запускать временное применение — с ноября или раньше.
Хотя их дискуссии могут оказаться напрасными. А дискутировать, вероятно, придется о другом — можно ли продлить односторонние преференции Евросоюза после 1 ноября. Поскольку по ситуации на сегодня отнюдь нельзя исключать, что и к ноябрю Соглашение все еще не будет ратифицировано. Несмотря на решительность и благосклонность к Украине уходящего состава Еврокомиссии. Несмотря на неостывший евроинтеграционный пыл Киева. Да, вопреки нехорошим подозрениям, возникшим у многих сограждан по поводу намеренного затягивания ратификации Соглашения, этот пыл не остыл. Проблема — в другом. И она все та же.
Даже после подписания Украиной и ЕС Соглашения об ассоциации оно по-прежнему остается серьезным раздражителем для России, поводом для угроз и шантажа. Что весьма напрягает некоторые европейские столицы. До недавнего времени они пытались уговорить Киев отсрочить подписание СА. Как утверждают наши дипломатические источники, если бы украинская сторона, скрепя сердце, не согласилась на трехсторонние консультации Украина—ЕС—Россия по поводу реализации Соглашения об ассоциации, торжество евроинтеграции 27 июня для Украины не состоялось бы.
Теперь европейцы виснут гирями на руках, убеждая Киев отсрочить ратификацию. Кто наиболее настойчив в этом — догадаться несложно, учитывая формат последних переговоров по урегулированию "украинского кризиса".
К слову, пояснить, почему, как и зачем "женевский формат" Украина—ЕС—США—Россия трансформировался в "нормандско-берлинский", тоже никто не потрудился. Почему из переговоров "выпали" американцы? С чего вдруг ЕС "сузился" до Германии и Франции? Почему бы не собраться, скажем, в "будапештском" формате, где в переговорах с Украиной участвовали бы США, Великобритания и Россия — гаранты украинской безопасности по Будапештскому меморандуму? Россия не соглашается, предпочитая Берлин и Париж? Никто не поясняет. Всех устраивает нынешний формат? Американцы публично не возмущаются вытеснением из-за стола переговоров. По словам наших источников, непублично — тоже. То ли "мировым жандармом" лишний раз выступать не хотят, то ли Ирак сильно отвлекает. Да и контакт с Путиным у Меркель, без сомнений, лучше, чем у Обамы, что очевидно и для самого Обамы. Вот и предпочитают американцы "участвовать в процессе" активно, но дистанционно, заодно сохраняя видимость единства позиций с Европой. Немцы же и французы традиционно предпочитают решать "европейские дела" самостоятельно, без американцев, обращаясь за поддержкой к Вашингтону лишь в самых крайних, критических случаях. Ну, а Киеву особо привередничать в поиске союзников не приходится. Главное, не оставаться один на один с Москвой.
Да, союзники нерешительны и даже трусливы, они двуличны и ненадежны, меркантильны и эгоистичны. Они боятся всего: потерь для отечественных компаний и госбюджетов от собственных санкций против России; ответных экономических санкций со стороны России и, опять же, потерь для отечественных бизнесов и бюджетов; экономических санкций Кремля против Украины вплоть до полного закрытия таможенной границы или обвала экономики на Востоке Украины со всеми вытекающими для Киева последствиями. Они опасаются, что у Путина окончательно "сорвет крышу". Они боятся полномасштабного российского вторжения в Украину. И "лишь бы не было войны" — остается их главным девизом. Они, пока безуспешно, пытаются хоть как-то умиротворить Россию и усмирить Путина, дав ему возможность сохранить при этом лицо. Легонько стегнув кнутом малоэффективных санкций и повесив его на видное место на стену, как минимум, до 16 июля (до внеочередного саммита Европейского Совета), одновременно подыскивают "пряники".
На 11 июля намечены трехсторонние консультации Украина—ЕС—Россия на уровне министров иностранных дел по поводу реализации Соглашения об ассоциации. России дают возможность заглянуть в двусторонние дела Киева и Брюсселя, о чем до недавнего времени и слышать не хотели ни первый, ни второй. Правда, украинская сторона утверждает, что ни о каком пересмотре текста Соглашения речь не идет. Обсуждать будут "нюансы имплементации". Как заверяет правительственный уполномоченный по евроинтеграции В.Пятницкий, 11 июля стороны обсудят "модальности дальнейших консультаций", т.е. какие вопросы, в каких случаях и каких форматах будут обсуждаться в будущем.
Еще одним "пряником" по задумке наших (или российских?) европейских партнеров, видимо, должна стать и отсрочка ратификации Соглашения. Стремясь сохранить сложившийся благоприятный, по мнению руководства Украины, дипломатический фон, и учитывая возможные риски, Киев, похоже, готов, идя навстречу пожеланиям европейских партнеров, потерпеть с ратификацией СА ради восстановления мира в стране. Как долго продлится это терпение? До 11 июля или до 16-го? До сентября или ноября? Будет ратифицировать Соглашение нынешний состав Верховной Рады, или эта честь достанется новому? Этого никто не знает. Все зависит от ситуации, меняющейся ежедневно. Подождем до лучших времен? Или до худших? По имеющейся у ZN.UA информации, "в случае резкого ухудшения ситуации" (но что понимают под этим определением в Киеве?), Соглашение об ассоциации будет ратифицировано незамедлительно…
- Информация о материале
Война и Донбасс: все ближе к пропасти
Каждый день боевых действий на Донбассе – очередной шаг к пропасти для его экономики. Она этому изо всех сил сопротивляется. Результаты работы промышленности Донецкой обл. за май превзошли самые оптимистичные ожидания – исходя из того, что они получены в условиях неофициального военного положения. Но насколько хватит запаса прочности у местной промышленности?
Тем временем олигархи, которым принадлежат предприятия, продолжают разыгрывать между собой многоходовые комбинации. То ли в шахматы, то ли в преферанс, то ли "в Чапая". Скорее, последнее. И кажется, они настолько увлеклись торгами, что даже не замечают, как все ближе и ближе точка невозврата. За которой уже не будет ничего. В том числе и для тех, кто еще вчера по праву считался "хозяевами Донбасса".
Тревожный звонок для металлургов
С некоторых пор Донбасс, который ранее считался флагманам украинской индустрии, превратился в отстающего. Например, в целом по Украине за 4 мес. промышленное производство сократилось на 5,3%, а в Донецкой обл. – на 13%.
Так это в апреле еще не велось по-настоящему активных боевых действий. Поэтому, казалось бы, в мае положение должно было еще больше усугубиться. Но этого, как ни странно, не произошло. Наоборот, за 5 мес. снижение объемов промпроизводства замедлилось до 12,1%. Т.е. экономика Донбасса осталась "в одной струе" с общенациональной.
Так, по Украине за январь-май отставание от прошлогоднего промпроизводства тоже уменьшилось до 4,6%. Но это совсем не означает, что с промышленностью Донбасса все хорошо.
Наиболее наглядно это проявилось в металлургии. По данным ассоциации "Металлургпром" суточная выплавка стали в мае по Украине была максимальной с начала года: 83,7 тыс. т. и 91,1 тыс. т.
Несмотря на это, расположенные в Мариуполе крупнейшие меткомбинаты области остались в глубоком минусе: "Азовсталь" за 5 мес. снизила выплавку стали на 10,7%, до 1,698 млн т., ММК им.Ильича (ММКИ) – на 16,1%, до 1,82 млн т.
Отсюда и снижение производства в целом по металлургическим предприятиям области на 12,5% за январь-май. Как известно, оба мариупольских комбината входят в "Метинвест-холдинг" Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Как и "Запорожсталь", где стальное производство в январе-мае выросло на 17,4%, до 1,62 млн т. Т.е. сокращение производства в Донецкой обл. олигархи частично компенсировали для себя загрузкой мощностей в Запорожье.
Хотя одного этого комбината явно не хватит для обеспечения стальной заготовкой металлопрокатных заводов "Метинвеста", расположенных в Болгарии, Италии и Великобритании.
При этом предприятия в Мариуполе все-таки находятся в относительно выгодном положении по сравнению с остальными - за счет расположения возле порта.
У них нет необходимости в транспортировке готовой продукции по железной дороге, как у Енакиевского и Макеевского метзаводов, входящих в "Метинвест", а также Алчевского меткомбината (АлМК) Сергея Таруты.
Опять же, Мариуполь – не Славянск и не Краматорск. Здесь хотя и не обошлось без стрельбы и погибших, но условия для продолжения работы промышленных гигантов имеются.
Благодаря этому "Азовсталь", например, в мае все же смогла увеличить выплавку стали на 6,11% по сравнению с маем 2013. Но уже на июнь здесь планируют сокращение до 329 тыс. т.
Также следует учитывать, что доставка железной руды из Днепропетровской обл. на мариупольские меткомбинаты все равно идет по ж.д., а коксующегося угля – из Луганской обл.
Статистические данные указывают, что прошедшие бои в Красном Лимане, крупнейшем ж.д. узле, а также захват дирекции ГП "Донецкая железная дорога" боевиками ДНР в Донецке не отражались на работе "железки".
За январь-май грузооборот ж.д. транспорта в Донецкой обл. составил 99,9% от показателя за тот же период мирного 2013 г. Более того, отправка грузов по ДЖД еще и выросла на 2,9%, в основном за счет железной и марганцевой руды, а также угля.
За это спасибо железнодорожникам, которым удавалось оперативно справляться с возникающими проблемами. Однако в июне "рельсовая война" приобрела угрожающий масштаб.
Да, взорванное в ночь на 20 июня ж.д.-полотно на перегоне между Иловайском и Кутейниково уже к утру было полностью восстановлено. Но уже вечером 22 июня на этом же перегоне зафиксирован новый теракт, в результате которого сошло с рельсов 14 грузовых вагонов.
Груз не пострадал, согласно сообщению "Укрзализницы", но сам факт не способствует увеличению объемов перевозок, мягко выражаясь. Плюс в тот же вечер взрыв железнодорожного полотна между Иловайском и Моспино.
И, наконец, серия из 7 взрывов ж.д. путей в ночь на 24 и на 25 июня ставит жирный вопросительный знак относительно способности спецслужб защищать национальную экономику от терактов.
На июньских показателях грузооборота эти взрывы не скажутся, поскольку месяц заканчивается. А вот как будет в июле и далее – напрямую зависит от способности легитимных властей и сил АТО противостоять подобным инцидентам.
При этом понятно, что возможность для беспрепятственной отправки-получения грузов является одним из главных условий для работы промпредприятий.
Ну а морская перевалка грузов за 5 мес. тоже возросла на 8%, до 5,9 млн т. Т.е. до сих пор вроде и не настолько все и плохо в целом по региону. Хотя, конечно же, остановку машиностроительного комплекса в Краматорске не так легко компенсировать.
Как известно, там были вынуждены прекратить работу Старокраматорский и Новокраматорский машзаводы, а также "Энергомашспецсталь" и Краматорский завод тяжелого машиностроения.
Да и заказов у них, как и мариупольского "Азовмаша", тоже стало значительно меньше. Как сообщают деловые СМИ со ссылкой на представителей украинских предприятий тяжмаша, металлурги отложили свои программы технического перевооружения, запланированные на 2014-2015 гг.
По их данным, в конце 2013 - начале 2014 гг. ММКИ, "Азовсталь", "Запорожсталь" и АлМК вели переговоры с украинскими машиностроителями о закупке оборудования и комплектующих для модернизации и реконструкции производства. Но с началом политической нестабильности на юго-востоке Украины были вынуждены их прекратить.
Так, на ММКИ отложена реконструкция стана горячей прокатки "170" и машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). На "Азовстали" временно отказались от реконструкции МНЛЗ, а неотложный ремонт рельсобалочного стана сделали собственными силами.
На АМК перенесли до лучших времен строительство новой МНЛЗ, на "Запорожстали" - строительство литейно-прокатного агрегата и конвертерного цеха. Указанные решение вынужденные и абсолютно оправданные как с точки зрения экономики, так и просто здравого смысла.
Ведь если есть высокая вероятность остановки предприятий в результате терактов – как это было на Стахановском ферросплавном заводе, который боевики ДНР обесточили, расстреляв трансформаторную подстанцию, то глупо тратить десятки, а то и сотни миллионов гривен на развитие, которого в итоге вполне может и не быть.
С другой стороны, откладывая модернизацию на неопределенный срок, наши металлурги рискуют проиграть битву за сбыт китайским и индийским конкурентам, которые агрессивно демпингуют на мировом рынке.
Износ производственных мощностей в украинском ГМК в среднем 65%, а по металлопрокатному оборудованию – все 90%. На устаревшем оборудовании возрастают расходы на выплавку стали и выпуск проката, поэтому предлагать потребителям более низкие цены, чем индийцы и китайцы – все сложнее.
Угольный парадокс
В угольной отрасли ситуация пока тоже не выглядит угрожающей. Добыча угля в Украине за январь-май даже возросла на 1,3%, до 34,36 млн т. Но вообще-то на разных объединениях результаты сильно отличаются.
Так, значительное падение производства на ш/у "Покровское", входящем в группу "Донецксталь" Виктора Нусенкиса: на 19%, до 2,92 млн т., на "ДТЭК Добропольеуголь" Р.Ахметова – на 15,6%, до 1,04 млн т., "ДТЭК Краснодонуголь", где в апреле происходили забастовки, - на 10,3%, до 2,1 млн т.
В тоже время "ДТЭК Свердловскантрацит" за 5 мес. смогло нарастить добычу на 6,8%, до 2,94 млн т. Но уже за полугодие это объединение может оказаться в минусе из-за вынужденных остановок в июне.
Так, 20 июня здесь пришлось прекратить подземные работы из-за артобстрелов непосредственно рядом с объектами ш/у "Краснопартизанское". А 21 уже боевики ДНР нанесли "визит вежливости" на шахту "ДТЭК Комсомолец Донбасса", один из крупнейших производителей энергетического угля.
Спуск очередной смены в забой им удалось прервать очень просто: перекрыв дорогу к шахте и дав несколько предупредительных автоматных очередей. Подобный сценарий годится и для других шахт.
Конечно, после прекращения обстрела и отъезда боевиков работы на указанных шахтах возобновились, но в дальнейшем со стороны террористов не исключены и более радикальные действия – если они не получат надлежащий отпор от сил АТО.
О том, что работать на шахтах становится все более опасно из-за обстрелов, свидетельствует трагический случай на шахте "Привольнянская" ГП "Луганскуголь", где 23 июня одна работница погибла и еще одна была ранена после попадания снаряда на промплощадку.
Если так будет продолжаться, то остановки шахт и падения угледобычи не избежать. Ну а за январь-май среди госшахт есть как передовики, так и отстающие.
Например, если у ГП "Макеевуголь" прирост добычи на 16,1%, до 1,01 млн т., то у "Селидовугля" сокращение на 21,7%, до 645,9 тыс. т.
Но общий финансовый результат работы госшахт как обычно отрицательный, вот тут ничего не меняется. За 5 мес. они увеличили убыток на 1% к аналогичному периоду 2013, до 6,03 млрд грн.
И это даже при том, что средняя отпускная цена по распоряжениям Кабинета министров Украины (КМУ) повысилась с 499 грн./т. до 663 грн./т. Почему так происходит, мы неоднократно говорили, повторяться нет смысла.
Можно лишь констатировать, что эти 6 млрд грн. "угольным генералам" идут не откуда-нибудь, а из госбюджета Украины. И что они будут делать, если вдруг чисто теоретически допустить, что ДНР и ЛНР вдруг удастся отколоть Донбасс от Украины – это очень большой вопрос.
В этой связи очень странным выглядит антиукраинский митинг протеста, прошедший в Донецке 19 июня с участием шахтеров из гособъединения "Донецкая угольно-энергетическая компания".
На него собрались люди, получающие зарплату из Киева. И они же решительно настроены против киевских властей. При том, что весь рынок сбыта у них в Украине, а в России их уголь совершенно никому не нужен – потому как там своего завались.
Больший абсурд невозможно и представить, но тем не менее, это так. Поэтому, если кто до сих пор склонен считать информационную войну, в рамках которой идет промывка мозгов через выпуски теленовостей, чем-то второстепенным – ему стоит обратить внимание на данный "феномен".
Любопытно, что в организуемых ДНР акциях не участвуют шахтеры из частных компаний. Объяснений тут сразу несколько. Во-первых, у частников явно построже с производственной дисциплиной.
Во-вторых, на позицию "угольных генералов" повлияли планы министерства энергетики и угольной промышленности Украины до конца года приватизировать госшахты.
Если это произойдет, закрывается "лавочка" с распилом бюджетных дотаций и продажа угля из "копанок" через госшахты. Одним словом, теряется главный источник коррупционных доходов, исчисляемых ни много ни мало миллиардами гривен в год.
Известно, что полная приватизация госшахт давно стоит на повестке дня. Все необходимые постановления и распоряжения КМУ с профильным министерством давно приняли на бумаге.
Но до практического выполнения дело не доходило по ряду причин, из которых главная – никто из отраслевого руководства в центре и на местах не хотел, как говорится, резать курицу, несущую золотые яйца.
Но теперь это уже решенный вопрос: приватизации госшахт от украинского руководства требует Международный валютный фонд. Без его кредитов страна – банкрот, можно приходить и описывать ее имущество за долги.
Поэтому нынешней киевской власти ничего не остается, кроме как наконец-то избавить госбюджет от липких присосок. Отсюда и негласная поддержка ДНР со стороны ряда угольных ГП.
Статистика со знаком вопроса
На прекращение работы Нацбанка Украины в Донецкой и Луганской областях, местные банки отреагировали срочной перерегистрацией в Киеве и переводом туда всех расчетных платежей.
Таким путем пошли не только маленькие банки, но и крупные – например, ПУМБ Р.Ахметова. Но далеко не всегда вопросы решаются столь просто.
Нелегкая дилемма стоит и перед ДНР. С одной стороны, ее руководство заявляет о независимости от Украины и в то же время все социальные выплаты в регионе идут из Киева. А.Бородай и Д.Пушилин их обеспечить не в состоянии.
Поэтому сколько бы они не говорили, что Петр Порошенко – президент другого государства, любой бабушке, получающей пенсию в сберкассе, совершенно ясно: раз эту пенсию платит П.Порошенко, значит он и есть президент.
И от этого никуда не деться. Ничего больше не слышно и о создании собственного центробанка ДНР и переходе на российские рубли, по аналогии с Крымом. Да и зачем?
Как показывают майско-июньские события, претендующие на власть в регионе люди совершенно не способны обеспечить работу его экономики.
Да, подтянув побольше подкреплений из Ростовской обл., они в принципе могут добиться остановки предприятий. Но что с ними делать дальше?
Как им обеспечить сбыт готовой продукции, если основные потребители находятся за пределами Донбасса? Кто будет покупать стальной прокат из Енакиево и аммиак из Горловки – Южная Осетия, признавшая независимость ДНР?
Ведь понятно, что любые торговые контракты будут заблокированы как формальными собственниками предприятий, тем же Р.Ахметовым, так и правительствами других стран.
Т.е распорядиться заводским имуществом сепаратисты не смогут при всем желании. Максимум, что они могли бы сделать, так это порезать его на металлолом, как это уже происходило в 1990-е гг.
Поэтому прогноз по ситуации с промпроизводством в Донецкой области прост и незатейлив. Его объемы будут прямо зависеть от развития либо сворачивания военных действий.
И дальнейшего решения газового спора с Россией. Потому как в условиях энергетического ЧП, к которому сейчас готовятся в Киеве, ожидать стабильной работы от промышленности не приходится.
- Информация о материале
Банкротство взысканию не помеха
3 июня с. г. Верховный Суд Украины вынес постановление №3-24гс14, в котором фактически решил дилемму взыскания долга по кредиту за счет предмета ипотеки с имущественного поручителя, находящегося в процедуре банкротства. Дилемма возникла в связи популярностью схем, при которых ипотечный кредит оформляется на частного предпринимателя (физлицо-предпринимателя), или же на лицо, поручителем по займу которого выступает частный предприниматель, поручающийся своей недвижимостью. Далее заемщик перестает платить по кредиту и либо сам (если заемщик и был предпринимателем), либо же его поручитель инициирует процедуру банкротства, лишая банк возможности взыскать долг. Очевидно, именно такая схема и стала основанием для того, что расставить точки над і и принять постановление №3-24гс14.
В какую очередь?
Речь идет о том, что в 2012 г. Банк (названия юридических лиц в статье не указываются) обратился в суд с заявлением о признании денежных требований к Должнику на сумму более чем 1,5 млрд грн и включении в реестр кредиторов. В своем заявлении Банк указывал, что должник выступает имущественным поручителем в обеспечении исполнения обязательств некоего лица на основании кредитного договора, заключенного между Должником и этим лицом. Ликвидатор Должника уведомил суд, что Должник не признает требований Банка. Банк, в свою очередь, обратился в этот же суд с жалобой на действия арбитражного управляющего.
По результатам рассмотрения жалобы в абз. 3 резолютивной части своего определения суд первой инстанции установил, что денежные средства, полученные от реализации имущества должника, находящегося в залоге (ипотеке) у Банка, в случае его отчуждения во время процедуры банкротства должны быть направлены исключительно на погашение требований Банка. Позже абз. 3 был исключен из определения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Пересматривая дело в кассационном порядке, Высший хозяйственный суд Украины отметил, что Банк не может являться кредитором по делу с требованиями к имущественному поручителю, поскольку в отношении физлица-предпринимателя применяется сокращенная процедура банкротства, предусмотренная ст. 47–49 Закона Украины №2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), а требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества физлица-предпринимателя, удовлетворяются в третью очередь.
Позиция Верховного Суда
Основанием для обращения в ВСУ стало заявления Банка о неодинаковом применении судом кассационной инстанции положений Закона Украины №2343-XII. Обосновывая постановление №3-24гс14, ВСУ сослался на:
- ч. 1 ст. 554 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК), в которой установлено, что в случае нарушения должником обязательства, обеспеченного поручительством, должник и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники, если договором поручительства не установлена дополнительная (субсидиарная) ответственность поручителя;
- ч. 1 ст. 541 ГК, в которой уточняется, что солидарная обязанность или солидарное требование возникают в случаях, установленных договором или законом, в частности, в случае неделимости предмета обязательства;
- ст. 543 ГК, предусматривающую, что в случае солидарного обязательства должников (солидарных должников) кредитор вправе требовать исполнения обязательства частично или в полном объеме как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, а солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока их обязательство не будет исполнено в полном объеме;
- п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины №898-IV «Об ипотеке», согласно которому имущественный поручитель – лицо, передающие в ипотеку недвижимое имущество для обеспечения выполнения обязательства другого лица-должника;
- ч. 1 ст. 11 Закона Украины №898-IV, где предусмотрено, что имущественный поручитель несет ответственность перед ипотекодержателем за невыполнение должником основного обязательства исключительно в пределах стоимости предмета ипотеки.
Исходя из анализа указанных норм законодательства, говорится в постановлении №3-24гс14, имущественный поручитель и основной должник, обязательства которого перед кредитором обеспечены ипотекой имущества, принадлежащего на праве собственности имущественному поручителю, отвечают перед кредитором солидарно.
При таких обстоятельствах, считают судьи ВСУ, ипотекодержатель как кредитор имеет право требовать исполнения основного обязательства как от должника и его имущественного поручителя вместе, так и от любого из них в отдельности, а в случае предъявления таких требований к имущественному поручителю последний отвечает в пределах взятых на себя обязательств перед ипотекодержателем.
Таким образом, ВСУ приходит к выводу, что если должник не выполнил основного обязательства, денежные требования Банка, обеспеченные залогом имущества должника, согласно ч. 6 ст. 14 и пп. а п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона Украины №2343-XII, включаются в реестр требований кредиторов отдельно и удовлетворяются в первую очередь.
Залог, а не поручительство?
Многие юристы уверены, что практика, утвержденная постановлением ВСУ, будет широко применятся судами нижестоящих инстанций, что позволит пресечь использование кредитных схем с банкротствами в масштабах всей Украины. Впрочем, есть и такие специалисты, которые усматривают в постановлении ВСУ противоречия действующему законодательству. Фактически, считают они, ВСУ указал на то, что ипотека – это поручительство, на которое распространяется действие ст. 541, 543 и 554 ГК. Соответственно, суд сделал вывод, что ипотекодатель несет солидарную ответственность с должником перед ипотекодержателем. Однако это не так.
Дело в том, что ч. 1 ст. 546 ГК четко установлены и разграничены способы (виды) обеспечения выполнения обязательств: неустойка (штраф или пеня), поручительство, гарантия, залог, придерживание, задаток. Для каждого вида существует отдельная глава. Виды не смешиваются. Так вот, согласно ст. 575 ГК, ипотека – это залог имущества, т. е. вид залога, а не поручительства. Учтет ли ВСУ мнение этих юристов в дальнейшем, пока остается неизвестным.
- Информация о материале
Западный курс Украины: к цивилизации, прочь от России
27 июня случилось так давно ожидаемое многими события — подписание Украиной, Грузией и Молдовой договора б ассоциации с Евросоюзом. Сейчас, в разгар боев против русских оккупантов под Донецком и Луганском, кому-то подписание может показаться пустой формальностью, не имеющим отношения к нуждам украинского народа и требованиям момента. Такие люди считают, что сначала — война, а уж после нее следует устраивать быт в тылу. Это в корне неверно.
Вспомним, что этого соглашения панически боялся Янукович, а, следовательно, и его хозяин — товарищ Путин. Боялся настолько, что резко, без всяких связных объяснений, отказался его подписывать после долгих переговоров. Фактически, струсил как двоечник перед экзаменом, поскольку понимал — его и таких как он в Европе ждет только тюремная камера.
И именно сейчас, когда солдаты и ополченцы проливают свою кровь, защищая Родину от восточных орд, необходимо было подписать этот договор. Необходимо было закрепить международной договоренностью те цели и идеалы, ради которых Майдан поддержали миллионы; зафиксировать задачи на будущее и обязательства перед украинским народом. Этот договор получил полную международную поддержку, включая государства Европы, США и НАТО, чей Генеральный секретарь отдельно отметил это событие как важный и полезный шаг для Украины.
Курс на постепенное вхождение Украины в состав Европейского Союза подтвержден, и, нет сомнений, что он будет выполняться любыми законными властями государства — в условиях войны с Россией, кто бы ни пришел к власти в Киеве, не сможет позволить себе диктаторской роскоши воевать еще и со своим собственным народом. К тому же показавшим совсем недавно, что власть предателей и плутократов он умеет сметать очень эффективно.
Раз курс есть, необходимо еще раз напомнить всем о том, какие положительные перемены он несет для страны, и что Украине самой предстоит сделать, следуя этому курсу.
В контексте войны логично будет начать с обороны. Хотя ассоциация, и даже членство в Евросоюзе никак не связаны со вхождением государства в состав НАТО, тем не менее, по так называемому пакетному соглашению «Берлин-плюс» ЕС может применять для защиты своих интересов и территории силы НАТО без санкции США.
Другой важной и хорошей новостью для всех новых ассоциированных членов Евросоюза — Украины, Грузии и Молдовы — является то, что еще в 2010 году Германия, Франция и Польша активизировали процесс пересмотра европейской концепции безопасности, чтобы создать в перспективе для Евросоюза действенные объединенные силы обороны. В 2011 году эту инициативу поддержали также Италия, Испания и ряд небольших европейских государств.
В сентябре 2012 года министры иностранных дел одиннадцати государств ЕС выступили с инициативой создания единой европейской армии. Эти события подстегнула «арабская весна» и начавшиеся конфликты в Ливии и Сирии. В которых, несмотря на свою прямую заинтересованность в их решении, Евросоюз не смог принять сколько-нибудь действенного участия. Новый, наиболее сильный, виток развития этой темы начался после вторжения российской армии в Крым и фактической аннексии полуострова. Это вторжение подтвердило приверженность России традиционному для нее экспансионизму и военной агрессии на территории соседей.
Поскольку Китай стал, по сути, не по зубам Российской Федерации, Монголия является китайским сателлитом, Беларусь и Казахстан входят в Евразийский российский Таможенный союз, а Республиа Ичкерия оккупирована РФ, несложно предположить, что следующие удары Путин и его империя могут нанести по Странам Балтии — там, где есть большая по численности русская диаспора, в значительной своей части настроенная резко антиевропейски.
Это понимают и в Совете Европы, и в национальных правительствах западных стран. Германия, центральное и географически, и экономически, и политически государство ЕС, уже готовит существенное расширение военного бюджета и увеличение Бундесвера — чтобы неосоветские имперские войска не промаршировали еще раз по свободным странам, а приняли быструю смерть на границах цивилизованного мира.
От роста внимания к вооруженным силам в Евросоюзе Украина получит одну лишь выгоду — при относительно скромных затратах (как правило, в совместных проектах ЕС отчисления идут в равном проценте от ВВП стран-участниц), она сможет получить уже не эфемерную, а вполне реальную помощь в виде современной военной техники и отлично обученных солдат, в переподготовке собственных дивизий и оснащении их лучшим оружием.
Озабоченность Евросоюза адекватным силовым представительством его в международных конфликтах также не может не радовать патриотов Украины — при нынешнем росте евроскептицизма, когда каждый пятый член Европарламента оказался, по результатам выборов, противником ЕС, сторонники единой Европы просто не могут себе позволить подставлять под безнаказанный удар ассоциированных членов.
Напротив, как раз в интересах пан-проевропейски настроенных правительств Германии, Франции и других ведущих государств ЕС не просто защитить территорию Украины в полном объеме, но и как можно скорее принять ее как равного члена в Евросоюз — с тем, чтобы приобрести нового союзника в деле укрепления этого альянса, как весомый ответ всем критикам идей объединения.
Экономические дивиденды Украины, вставшей на европейский путь развития, так же очевидны. Мы видим, как российские «эксперты» всех мастей очень «переживают» за судьбу Украины и ее доходов в случае присоединения к Евросоюзу. По словам россиян, к ним украинские товары уже не попадут, а европейцы их к себе не пустят. Разумеется, это ложь, ставшая нормой официального Кремля при режиме Путина.
Первым и самым важным преимуществом станет присоединение Украины к общему рынку Евросоюза, возможность покупать и продавать на нем без бюрократических и таможенных барьеров. ЕС сегодня является самой крупной единой экономикой в мире, обслуживая 480 миллионов человек и четверть всего торгового оборота Земли.
В таком многообразии сделок и запросов Украине довольно легко найти свою нишу, и это подтверждается не первый год — только в 2013 году общий объем торговли между ней и Евросоюзом составил почти 40 миллиардов евро — четверть всех зарубежных сделок государства. Присоединение к ЕС позволит увеличить этот показатель вдвое уже в ближайшей перспективе.
Уничтожение таможенных тарифов поможет сократить цену на украинские товары для европейцев примерно на 10 процентов, и на столько же — на европейские для украинцев. Не стоит забывать и о качестве, ведь то, что сделано для ЕС, зачастую, при той же обертке, куда лучше товаров для «третьего мира». Совершенно банальный и легкопроверяемый пример — «Фанта» в России содержит 2 процента сока, о чем сказано на этикетке, а в Польше и дальше на запад — уже 6 процентов.
И так во всем — не зря половина Санкт-Петербурга отоваривается в соседней Финляндии (при этом спесиво нарекая финнов «чухонцами»), а Калининград — в Польше и Литве. Как-то русские из приграничных районов не стремятся поддержать отечественного производителя...
Еще одним преимуществом становится возможность для украинцев с минимальными бюрократическими препонами работать в странах Евросоюза, например Чехии или Германии. Россияне почему-то называют это среди минусов — не иначе, они до сих пор считают, что некие мифические «фашисты» завозят в Германию остарбайтеров, селят в сараях и заставляют трудиться по 20 часов.
В то же время сами европейцы, американцы или австралийцы очень охотно ездят по всему миру, работая в разных странах и приобретая новый опыт. Сотни тысяч англичан, работающих в странах «третьего мира», вовсе не свидетельство того, что в самой Британии — голодные бунты и эпидемия чумы, но русскому уму этого, очевидно, никогда не понять.
Общее поле для бизнеса обозначает общие стандарты и схожую законодательную базу. Здесь также нет ничего плохого — напротив, европейские стандарты вызывают куда большее доверие, чем, например, клеймо «Made in Uzbekistan». Да и европейская бизнес-культура, подстегиваемая интеграцией, явно лучше наследия совка и российской кланово-кумовской схемы распределения денег в обществе.
Единственный вопрос тут — деньги на внедрение инноваций и новых стандартов, и на ней не акцентирует внимание только ленивый россиянин. Ответ уже готов — Европейский Инвестиционный Банк совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития уже много лет выделяет деньги Украине по минимальным ставкам для развития инфраструктурных и хозяйственных проектов — только за время правления Януковича таким образом были получены 8 миллиардов долларов на 321 проект, и еще почти полтора миллиарда — в виде прямых инвестиций и кредитов частным компаниям.
Сейчас же международные инвесторы подтвердили готовность выделить на тех же условиях долгосрочные кредиты на 1,32 миллиарда долларов, в том числе на здравоохранение и переоснащение инфраструктуры для соответствия европейским стандартам — это не считая поддержки частных предприятий. При этом только за последний месяц Украина получила от Всемирного Банка 1,5 миллиарда долларов под 0,9% годовых, 48 миллионов от США и 500 миллионов от Евросоюза.
Словом, деньги в стране есть — вопрос в том, чтобы обеспечить их сохранность и расходование по нужным статьям, а не на очередное «Межигроье» или брутальный «распил». Теперь дело чести каждого сознательного украинца — контролировать чиновников и пресекать воровство бюджетных активов повсеместно.
Из дополнительных плюсов ассоциации с Евросоюзом для Украины также стоит отметить совместные программы по борьбе с коррупцией. А также возможность для украинских абитуриентов без проблем поступать в вузы других европейских стран.
А что же Россия могла бы, гипотетически, противопоставить этому, какие выгоды предложить?
Государство, которое не имеет денег на строительство нефтепроводов в Китай и вынуждено для их оплаты поднимать внутреннюю цену на газ. Государство, где дороги стоят в восемь раз дороже американских и разрушаются за год. Государство, где только за 2013 год исчезло 200 тысяч компаний, а миллион индивидуальных предпринимателей забросил бизнес.
Государство, для которого попадание топового вуза в специально составленную сотню лучших университетов развивающихся стран — редкий праздник. Впечатление складывается верное — Россия способна предложить только спрос на дешевые низкокачественные товары, не имеющие китайских аналогов.
Причем спрос этот может вдруг исчезнуть, если России не понравится внешняя или внутренняя политика Украины — как это уже не раз было с товарами из Европы, где неожиданно «оказывались» то «несоответствие регламентам», то какой-нибудь «гомовирус». То есть ни стимулов для развития экономики, ни ее стабильности от России как союзника ждать бы не пришлось — и в этом свете интеграция с ЕС, безусловно, оптимальный и самый выгодный ход Украины.
Подводя итоги, хочется еще раз напомнить — Майдан был акцией в защиту народной свободы, он стал революцией, свергшей тираническую плутократию, и его идеалы должны быть защищены. И сближение с Евросоюзом — и есть та самая защита.
Вступление Украины в Евросоюз ни в коей мере не умаляет ее суверенитет, не ставит ее в унизительную позицию — подобно Евразийскому союзу, где нет никакого равенства членов.
Что важнее всего — сейчас Украине необходима помощь в противостоянии с одной их самых вооруженных стран мира, с самой агрессивной империей современности. Украина достойно приняла вызов и ведет войну. Но Украине нужна опора — и этой опорой станет Европейский Союз.
- Информация о материале
Страница 1006 из 2102
