Обязательность исполнения судебных решений является и конституционным принципом, и логичным окончанием судопроизводства. Действующим законодательством исполнение судебных решений возложено на Государственную исполнительную службу (далее – ГИС). В контексте этой статьи ключевым является слово «государственная», поскольку речь пойдет о возможности создания альтернативной, негосударственной формы исполнения судебных решений, ведь, как показывает практика, действенность государственных механизмов подчас вызывает сомнения.
Так, народный депутат Украины Юрий Мирошниченко предложил создать альтернативу ГИС – институт присяжных исполнителей. Соответствующий законопроект «О присяжных исполнителях» зарегистрирован в парламенте 6 июня с. г. под №4028а.
Стоит разобраться, чем будет отличаться альтернативная форма исполнения судебных решений от государственной, и в свою очередь, чем государственный исполнитель отличается от своего коллеги – присяжного исполнителя.
Общее и различное
Главным действующим лицом законопроекта является присяжный исполнитель. Он определен как специально уполномоченное от имени государства лицо, на которое возлагается исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), определенных Законом Украины «Об исполнительном производстве». В свою очередь, государственный исполнитель является представителем власти и государственным служащим и осуществляет принудительное исполнение решений судов и других органов.
В законопроекте предусматриваются некоторые требования к присяжным исполнителям. В частности, традиционные: гражданин Украины, владеющий государственным языком, который имеет высшее юридическое образование. Также предусмотрены требования о наличии не менее 3 лет опыта работы в сфере права и успешная сдача соответствующего квалификационного экзамена. Для его государственного коллеги традиционные требования те же, но законодатель разумно указал, что государственный исполнитель должен быть способен по своим личным и деловым качествам выполнять возложенные на него обязанности.
Что касается ограничений, присяжным исполнителем не может быть лицо, признанное судом ограниченно дееспособным или недееспособным; относительно которого проводится дознание, досудебное следствие или судебное разбирательство уголовного дела; имеющее судимость; состояние здоровья которого не позволяет исполнять профессиональные обязанности; поступки и поведение которого несовместимы с выполнением полномочий присяжного исполнителя. На государственного исполнителя возлагаются требования, установленные Законом Украины «О государственной службе» для государственных служащих.
Главное, что стоит сказать о будущем статусе присяжного исполнителя – это то, что при исполнении своих профессиональных обязанностей он будет независимым и подвластным только букве закона.
Как стать присяжным исполнителем
Присяжным исполнителем можно будет стать путем подачи документов в специально созданную уполномоченным центральным органом исполнительной власти квалификационно-дисциплинарную комиссию, которая призвана определить уровень профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание стать присяжными исполнителями. После проверки достоверности документов и сведений, предоставляемых лицом, комиссия будет допускать или отказывать в допуске к квалификационному экзамену. По результатам же такого экзамена комиссия может рекомендовать предоставить претенденту право на осуществление деятельности по выполнению решений уполномоченному центральному органу исполнительной власти, который, в свою очередь, будет выдавать соответствующее свидетельство и вносить запись в Единый реестр присяжных исполнителей Украины.
Кроме того,комиссия будет осуществлять контроль за соблюдением присяжными исполнителями законодательства, подготовку рекомендаций о выдаче или аннулировании свидетельств, проведении или прекращении дисциплинарного производства в отношении присяжных исполнителей.
Вопрос компетенции
Присяжный исполнитель будет вправе исполнять все решения, за исключением следующих:
- по которым должником или взыскателем является государство, Автономная Республика Крым, территориальные общины в лице их органов или юридические лица, которые финансируются исключительно из средств государственного и/или местных бюджетов;
- об отобрании ребенка;
- принудительном вселении и выселении;
- в спорах, возникающих из корпоративных отношений между хозяйственным обществом и его участником;
- взыскании объектов государственной или коммунальной собственности;
- в сфере земельных отношений.
Указанные решения, согласно законопроекту, могут исполняться исключительно государственными исполнителями. Тем не менее, спектр полномочий по исполнению решений для присяжного исполнителя, как нетрудно заметить, достаточно широк.
Запреты для присяжных исполнителей
Во-первых, присяжным исполнителям будет запрещено разглашать информацию, полученную в связи с их деятельностью, составляющую профессиональную тайну. Во-вторых, они не смогут заниматься предпринимательской или адвокатской деятельностью, состоять на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления и т. д., т. е. выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой в свободное от основной работы время.
Вопрос ответственности
Стоит отметить, что присяжный исполнитель несет ответственность за свою деятельность, в т. ч. за причиненный третьим лицам вред. Так, в законопроекте предусмотрена гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Дисциплинарную ответственность присяжный исполнитель несет за нарушение присяги и неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Такую ответственность сможет применить к присяжным исполнителям уполномоченный центральный орган исполнительной власти по представлению квалификационно-дисциплинарной комиссии. В законопроекте предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение; приостановление права на осуществление деятельности по выполнению решений сроком до 3 месяцев; аннулирование свидетельства о праве на осуществление деятельности по выполнению решений.
Контроль за деятельностью присяжного исполнителя будет осуществлять уполномоченный центральный орган исполнительной власти путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Вопрос организации работы
Для осуществления своих профессиональных обязанностей присяжный исполнитель должен будет организовать на территории своей деятельности контору, которая должна работать как минимум в течение 4 часов каждый рабочий день. В соответствии с нормами законопроекта, присяжный исполнитель будет иметь удостоверение и печать.
Стоит отметить, что присяжный исполнитель сможет не только выполнять свои обязанности самостоятельно, но и объединяться с другими присяжными исполнителями, получившими право на осуществление деятельности по выполнению решений на той же территории, на основании договора о совместной деятельности.
Вопрос цены
Давайте сравним государственное исполнение с альтернативным в материальном разрезе. В случае государственного исполнения с должника могут быть взысканы исполнительный сбор и расходы исполнительного производства. Исполнительный сбор – это денежная сумма, подлежащая взысканию с должника, своеобразная санкция за неисполнение им решения самостоятельно в пределах предоставленного государственным исполнителем срока. Расходы исполнительного производства – затраты органов государственной исполнительной службы, связанные с организацией и проведением исполнительных действий по обеспечению принудительного исполнения решений. Эти расходы осуществляются за счет бюджетных средств и средств исполнительного производства, но впоследствии могут быть взысканы с должника.
В свою очередь, действия присяжного исполнителя по исполнению решений являются платными. Размер вознаграждения может быть фиксированным или зависеть от сумы взыскания. Тем не менее, предельные ставки вознаграждения будет устанавливаться Кабмином. Оплата расходов, связанных с исполнением, останется за взыскателем и будет происходить путем внесения авансового платежа, но впоследствии тоже может быть взыскана с должника. А вознаграждение присяжного исполнителя взимается с должника вместе с суммой, подлежащей взысканию по исполнительному документу. Причем присяжный исполнитель должен будет составлять расчет размера вознаграждения, и этот размер может быть обжалован сторонами через суд в течение месяца со дня получения расчета.
Плюсы и минусы для бюджета
Стоит отметить, что практическое применение положений законопроекта не потребует использования средств государственных или местных бюджетов. С одной стороны, поступления в бюджет сократятся за счет исполнительного сбора, т. к. часть решений будут исполняться не ГИС, а присяжными исполнителями. С другой стороны, ожидается сокращение расходов бюджетных средств на содержание органов ГИС за счет сокращения штата. Кроме того, бюджет будет пополняться средствами уплаченных присяжными исполнителями налогов.
Из вышеизложенного вытекает, что законопроект направлен на установление правовых основ инновационного для Украины института присяжных исполнителей. Создание альтернативы государственному пути исполнения решений судов и других органов оправдывает позитивный международный опыт. Безусловными плюсами законопроекта можно признать уменьшение нагрузки на органы ГИС и экономию бюджетных средств на их содержание за счет сокращение штата. При этом принятие законопроекта обещает повысить эффективность исполнение решений за счет повышения мотивации исполнения решений через договорные отношения и создание конкурентной среды в сфере исполнения решений.
Международный опыт
Основополагающая идея законопроекта №4028а не является новой – опыт создания негосударственных форм исполнения судебных решений существует во многих странах. В Европейском Союзе судебные исполнители находятся на государственной службе или являются лицами свободной профессии.
В Латвии присяжные судебные исполнители – самозанятые лица, которые, тем не менее, в своей деятельности приравнены к государственным должностным лицам. Кроме непосредственно исполнения решений, в этой стране присяжные судебные исполнители могут выполнять и другие функции по просьбе заинтересованных лиц – например, доставлять судебные повестки, фиксировать факты с целью обеспечения доказательств, проводить опись имущества.
В Эстонии начиная с 2001 г. профессия судебного исполнителя является свободной, подобно нотариусам и присяжным переводчикам, т. е. судебный исполнитель не является ни предпринимателем, ни государственным чиновником.
В Республике Казахстан есть как государственные, так и частные судебные исполнители. Они имеют равные права и обязанности за исключениями предусмотренных законом. Например, только государственные судебные исполнители могут возбуждать дела об административных правонарушениях. Частный судебный исполнитель действует на основании лицензии и получает за свою деятельность вознаграждение, сумма которого в итоге подлежит взысканию с должника.
Опыт указанных стран и многих других доказывает, что введение возможности негосударственной формы исполнения решений существенно улучшает качество принудительного исполнения.
Автор законопроекта предлагает воспользоваться опытом Болгарии – на первом этапе внедрения законопроекта в жизнь планируется постепенное введение негосударственных форм исполнения под контролем Министерства юстиции Украины. Т. е. законопроект не отменяет ГИС – новоявленный институт будет действовать наряду с ней. Право выбора между государственной формой исполнения и альтернативной будет оставаться за взыскателем.