Главная
Страну накрывает колпак финансового мониторинга
Отмывание денег, добытых преступным путем, без всякого сомнения — зло. Зло, неизменно сопровождающее одну из самых опасных болезней общества — преступность. Получая свой доход, преступник стремится придать ему вид легального с целью дальнейшего использования. Без подобного действия сама по себе преступная деятельность для него малоинтересна. Ведь действие, лишенное цели, бессмысленно. Настолько бессмысленно, насколько смешон и нелеп вид одетого в китайский пуховик старика Капоне, нервно пытающегося спрятать нетрудовые доходы под половицей своей ветхой избушки. Вряд ли такой джентльмен удачи смог бы стать образцом для подражания американской молодежи из бедных кварталов Бронкса.
Таким образом, по логике, которая с конца 80-х годов XX столетия исповедуется экономически развитыми странами, ключ к уничтожению или, по крайней мере, к значительному ограничению организованной преступности и терроризма лежит в плоскости борьбы с отмыванием (легализацией) денег, добытых преступным путем.
Однако вернемся в Америку. В 30-х годах XX столетия, дабы придать своим доходам легальный вид, Аль Капоне с коллегами придумал вложить нелегальный капитал в сеть прачечных, расположенных по всей территории США, что собственно и дало название тому явлению, с которым так упорно и последовательно борется все украинское общество начиная с 2002 года — отмыванием (легализацией) денег, добытых преступным путем. Купленные на грязные деньги прачечные приносили уже чистый доход. В этом и состояла незамысловатая и очень символичная схема легализации денег.
Способов отмывания человеческая мысль на протяжении прошлого века изобрела множество. Но все они сводятся к одному — приобретению актива, реальную стоимость которого сложно установить (предметы искусства, недвижимость, акции сомнительных предприятий и т.д.), за небольшие деньги с последующей продажей актива в несколько раз (или даже на порядок) дороже. Таким образом, преступник, вкладывая деньги в небольшом объеме, происхождение которых он может доказать, «выгодно зарабатывает» на спекуляции, получая абсолютно легальный доход. Отмывание предполагает, как правило, несколько этапов, направленных на запутывание следов. Особой популярностью пользуется отмывание денег путем «выигрыша» в легальных азартных играх. Отмывание средств всегда связано с уплатой налогов на «отмытые» доходы. Именно этим объясняется сравнительно высокая стоимость «услуги» по отмыванию денежных средств.
Таким образом, избранный развитыми странами метод борьбы с крупной организованной преступностью абсолютно логичен, оправдан и действенен. Но при одном условии: если в государстве на протяжении многих десятилетий ведется учет доходов граждан с целью их налогообложения. В стране, где налоговая история каждого гражданина ведется от его рождения, оправдать происхождение нелегальных доходов легальными источниками практически невозможно.
Как же быть странам, в новейшей истории которых присутствуют темные пятна, позволяющие гражданину оправдать свои доходы тем периодом, когда они не облагались налогом? Как, скажем, Украине, где период первичного накопления капитала в начале и середине 90-х позволяет каждому гражданину на подкупающий непосредственностью вопрос: «где взял деньги?» дать такой же милый ответ: «заработал на рынке с марта по октябрь 1992 года»? Да очень просто: нужна налоговая амнистия, предполагающая обязательное декларирование всех имеющихся у граждан доходов с освобождением таких доходов от налогообложения и предусматривающая нелегальный статус не задекларированных вовремя доходов. А коль в Отечестве такая процедура не проводилась и не планируется, эффективность борьбы с незаконным отмыванием денег в нашем отдельно взятом государстве равна нулю независимо от того, насколько развит в нем институт противодействия легализации грязных денег.
Украинское руководство отчаянно сопротивлялось выполнению требований международной организации FATF касательно имплементации в правовую систему Украины института противодействия отмыванию денег, добытых преступным путем. Если помните, в связи с этим Украина была даже включена в черный список FATF, что повлекло для наших банков — субъектов внешнеэкономической деятельности — не катастрофические по своим последствиям, однако малоприятные проверки, приводящие к задержкам валютных платежей. В 2002 году сопротивление было сломлено и Верховная Рада приняла Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», открывший новую страницу украинской правовой системы.
А восемь лет спустя украинская власть созрела для того, чтобы значительно ужесточить правовое регулирование в этой сфере, с 21 августа 2010 года предоставив соответствующему государственному органу (Госфинмониторинг) уникальные по объему полномочия и расширив сферу действия закона на подавляющее большинство совершаемых в государстве операций с активами.
Что это — желание окончательно побороть организованную преступность в Украине? Отрицательный ответ на этот вопрос кроется в отсутствии налоговой амнистии. Возможно, выполнение ужесточенных требований международных организаций? Опять нет! Ведь принятый закон по жесткости превосходит большинство своих зарубежных аналогов.
Что же тогда? На самом деле ответ найти нетрудно. Достаточно представить объем бесценной информации, которая оказывается в руках государства в лице Госфинмониторинга. Зачем? Давайте сразу отбросим явно криминальные цели, как, например, банальная торговля информацией или шантаж, на которые наши чиновники, как люди высокоморальные, явно не способны. Остается одно — использование информации для… наведения порядка в стране. В общем, той цели, за которую многие из нас голосовали. Наведение порядка может осуществляться разными методами, самый безобидный из которых — проверка подлежащих мониторингу операций на предмет их соответствия налоговому законодательству.
Другими словами, использование информации, добытой ради предотвращения вывода денег из тени для препятствования их тенизации с целью уклонения от налогообложения. «Ну и что?» — скажете вы, — «Дело-то благое, цель, так сказать, оправдывает». «Не совсем», — отвечу вам. Ведь недаром даже действующая, без преувеличения драконовская, редакция закона выводит из-под понятия преступления уклонение от уплаты налогов. То есть легализация (отмывание) денежных средств, полученных вследствие уклонения от налогообложения, не влечет за собой уголовную ответственность. Это основополагающий принцип правового регулирования противодействия легализации денег, добытых преступным путем, во всех странах. И это понятно, ведь, во-первых, легализуя обналиченные (уведенные от налогов) деньги, лицо уплачивает налоги, чем фактически устраняет убытки, причиненные ранее государству, а во-вторых, вследствие такой операции деньги выходят из тени. Поэтому государство и стимулирует легализацию доходов, полученных с уклонением от налогообложения, освобождая от ответственности.
Таким образом, юридически процессы легализации доходов, полученных преступным путем, и уклонения от налогообложения никак не связаны. Более того, исключают друг друга. Иными словами, невозможно одновременно бороться с легализацией и уклонением. А применительно к нормам законодательства это обозначает прямой запрет использования информации, полученной Госфинмониторингом, для борьбы с уклонением от налогообложения. Ведь, согласно ст. 19 Конституции, должностные лица и государственные органы действуют исключительно на основании, в пределах и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. Итак, если оперуполномоченный налоговой милиции требует от субъекта хозяйствования дополнительные материалы с целью проверки соблюдения им налогового законодательства в рамках оперативно-розыскного дела, открытого на основании данных о финансовых операциях, полученных от Госфинмониторинга, он прямо нарушает законодательство. Точнее — превышает свои полномочия. Ведь даже действующая редакция закона в ст. 12, 14 определяет запрет на разглашение информации и ответственность органов государственного финмониторинга за ее хранение. Хотя в законе, очевидно не напрасно, отсутствуют какие-либо нормы об ограничении использования информации, полученной в ходе противодействия легализации средств, добытых преступным путем, не по целевому назначению.
Наверное, никто не возражал бы, если бы операции купли-продажи недвижимости действительно мониторились исключительно на предмет легализации денег, добытых гражданами преступным путем. В таком случае это было бы темой узкопрофессиональной, не вызывающей резонанс в обществе. Но когда мы все понимаем, что полученная информация не только может, но и, скорее всего, будет использована по не целевому назначению, то вопрос предоставления такой информации приобретает совершенно другое значение. Тем более что нормы института противодействия легализации существенно ужесточаются. Очевидность нецелевого использования информации в совокупности с определенным имиджем, сформированным в сфере финансовых отношений властью на протяжении всей независимости Украины, не оставляет сомнений в том, что щедро собранная информация о финансовой деятельности украинских граждан и бизнес-структур станет одним из самых мощных инструментов в руках власти, но никак не в борьбе с отмыванием грязных денег.
- Информация о материале
Как забрать вклад из ликвидируемого банка?
Для начала напомним, что процедура ликвидации не объявляется в банке внезапно. Если уж возникли серьезные проблемы, НБУ их отслеживает и сначала вводит временную администрацию, цель которой -- попытаться наладить работу финансового учреждения. Если сделать этого не удается (срок на наведение порядка - максимум год, в особых случаях -- два), то НБУ отзывает у банка лицензию и начинает ликвидацию.
Как же можно вернуть свои деньги, если банк, в котором они лежат, будет ликвидироваться?
После того, как НБУ примет решение о ликвидации банка, назначается ликвидатор и начинается работа по инвентаризации всех активов и пассивов банкрота. Проще говоря, будет составлен список всех заемщиков и вкладчиков. В течение 20 дней ликвидатор должен передать списки вкладчиков в Фонд гарантирования вкладов, который, в свою очередь, делегирует полномочия по расчету с вкладчиками одному из своих банков-агентов.
Начинается выплата компенсаций (в сумме не более 150 тыс. грн) не позже, чем через два месяца со дня отзыва у банка лицензии. Фонд гарантирования через СМИ должен будет сообщить о том, когда именно будет начата выплата, сколько будет длиться и через какой банк-агент будет производиться. "Законодательно предусмотрено, что выплата компенсаций вкладчикам через банк-агент может длиться до трех месяцев. А может и полгода, если речь идет о системном банке (банкроте)", -- рассказывает директор ЮК Questor Артем Мурга.
Чтобы забрать компенсацию в банке-агенте, нужен только паспорт и справка о присвоении идентификационного номера. В Фонде утверждают, что не обязательно иметь при себе договор вклада: вся информация о вкладчиках будет заранее и в точности передана ликвидатором в банк-агент. Но на всякий случай документ, подтверждающий наличие депозита, все же стоит с собой прихватить.
Если по какой-то причине вкладчик не успел получить в указанные сроки полагающееся ему возмещение (в те самые три месяца), придется обращаться напрямую в Фонд. Для этого необходимо лично или по почте подать в Фонд пакет документов: заявление, составленное в свободной форме, на выплату гарантированной суммы возмещения с указанием фактического места проживания, личной подписью и датой, копии паспорта и справки о присвоении идентификационного номера. Сотрудники Фонда должны затем связаться с вкладчиком и выплатить возмещение. Такие заявления Фонд принимает в течение трех лет с начала процедуры ликвидации, но затягивать с обращением не стоит.
Если сам вкладчик получить возмещение не может, к документам следует также приложить нотариально заверенную доверенность или свидетельство о праве на наследство.
Вклад плюс проценты
Напомним, что возмещению подлежат не только сумма вклада, но и начисленные проценты. При этом стоит помнить, что с момента ликвидации банка проценты перестают начислять, даже если депозит еще не закончился.
"В принципе, возмещению подлежит все, что попадает под определение "вклад". В том числе и текущие счета физлиц. Но только в том случае, если они не используются для предпринимательской деятельности", -- сообщили нам в пресс-службе Фонда гарантирования вкладов. Отсюда вывод: если у предпринимателя-физлица на расчетном счету в "больном" банке (но не в банке-банкроте) "зависли" деньги, а "вытащить" их никакой возможности нет, стоит подумать о том, чтобы перевести их на самый обычный депозит. Тогда появятся шансы "вытащить" их хотя бы из Фонда гарантирования вкладов.
А вот депозиты и счета в драгметаллах Фондом не компенсируются. В начале кризиса обсуждалась также возможность отменить возмещение вкладов в инвалюте. Но, к счастью, соответствующее постановление не было принято. А значит, депозиты в долларах, евро, швейцарских франках и российских рублях возмещаются -- правда, в гривнях по курсу НБУ на дату выплаты компенсации.
Если на момент ликвидации банк является временным участником Фонда, то компенсации подлежат только те вклады, которые были оформлены до того, как банк был лишен статуса постоянного члена. Все остальные получат возмещение в полном объеме, заверили нас в Фонде.
Если у одного вкладчика несколько депозитов в одном банке, он получит возмещение по общей сумме вкладов. Но не более 150 тыс. грн. Ну а если получилось так, что сразу обанкротилось несколько банков и во всех них у человека есть депозиты, то по каждому из них он получит возмещение в пределах гарантированной сумы.
Гарантированная сумма в 150 тыс. грн -- вполне приличная и, скорее всего, она покрывает большинство вкладов физлиц. Тем не менее, если случилось так, что в банке "застрял" депозит на большую сумму, вкладчику обязательно необходимо подать заявление ликвидатору банка, чтобы быть включенным в реестр кредиторов. Срок сбора таких заявлений -- месяц.
Если в течение этого срока вкладчик не подал заявление, то он может быть включен в список кредиторов лишь по решению суда -- если у него были уважительные причины, не позволившие ему подать заявление в срок.
Суммы вкладов, превышающих гарантийную сумму, выплачиваются из ликвидационной массы (из денег, которые ликвидаторы банка выручили при реализации его активов). Ликвидационная масса распределяется так: сначала оплачиваются все расходы по процедуре ликвидации банка (в том числе налоги, сборы, обязательства перед бюджетом), погашаются задолженности по заработной плате перед сотрудниками банка, а третьими в очереди стоят вкладчики-физлица. После них -- расчеты с Фондом гарантирования вкладов (если банк задолжал членские взносы). И только после этого возвращаются деньги физлицам, платежи которых (или на их имя) были заблокированы.
При этом пока не будут полностью выполнены обязательства одной группы, деньги "не переходят" на следующий уровень. Если для выполнения всех обязательств одной очереди средств не хватает, тогда они распределяются пропорционально между всеми кредиторами этой очереди.
То есть имеются шансы вернуть себе если и не всю сумму вклада, то хотя бы ее часть. Другой вопрос, когда и сколько на это уйдет нервов и времени. Ведь процедура ликвидации банка может быть затянута до трех-пяти лет.
В любом случае, юристы советуют в обязательном порядке подавать заявление и требовать включения в реестр кредиторов.
- Информация о материале
Названы примерные новые суммы штрафов за нарушение ПДД
В Украине вновь собираются повысить штрафы за некоторые нарушения ПДД.
«Например, есть инициатива ввести за превышение скорости больше 10 км\\ч — один штраф, на 20 км\\ч — другой (сейчас не наказывают за превышение до 20 км\\ч. — Авт.), более 40 и 60 км\\ч — третьи, — рассказал «Сегодня» начальник пресс-службы ГАИ МВД Украины Евгений Кравец. — Над этими вопросами сейчас работает специальная группа». По его словам, также есть предложения сделать градацию по нарушителям: если ПДД нарушил скутерист — для него должен быть один штраф, если водитель маршрутки или автобуса, которые ответственны за жизнь десятков пассажиров, то наказание, соответственно, будет жестче. «Но слишком жестких мер не будет, потому как народ может это воспринять негативно. Сегодня, кстати, за пьянство лишают прав по решению суда лишь 20% нарушителей, а раньше, когда это было в компетенции ГАИ, документы забирали у 80% шоферов».
Источники в ГАИ нам сообщили, что наказанием за пьянство могут утвердить сумму в 15 тысяч гривен (сейчас от 2550 до 3400). Штрафы за превышение скорости на 40—60 км/час могут составить 7—8 тысяч гривен, а за нарушение ПДД на переездах хотят забирать права. После того как предложения будут готовы, их собираются вывесить на сайте ГАИ для обсуждения и лишь после этого утверждать окончательно. «В градации наказания за превышение ничего противозаконного нет, ведь если водитель превысил скорость на 5 км\\ч, то он уже нарушил правила, — говорит ведущий юрист Татьяна Чурикова. — Но не соглашусь, что должна быть градация по нарушителям. Перед законом все должны быть равны. Что касается 15 тысяч гривен за пьянство, то такие слишком высокие штрафы могут породить новый виток коррупции — водителю выгоднее будет откупиться». Водители подтверждают. «Теперь на километр превысишь — смогут прицепиться и штраф выписать, — говорит водитель из Киевской области Роман. — Легче дать откупные. А насчет маршрутчиков — это правильно. Они же не ездят, а летают по городу!».
Последний раз в Украине штрафы увеличили два года назад, повысив их в 10 раз. По официальным данным Госказначейства, с начала года водителям пришлось выложить около 850 млн грн., а за два года — около двух миллиардов гривен. Больше всего, около 66 млн грн., заплатили киевляне, а меньше всего — на Тернопольщине (около 11 млн). Чаще всего водители превышают скорость и нарушают правила проезда перекрестков.
- Информация о материале
Президент против Януковича
Официальных результатов выборов еще нет, но их последствия определены вкусовыми предпочтениями избирателей: на Западе страны будут «смаковать» мову; на Востоке — язык, а на Печерске — черную икру. По идее, Виктор Янукович может выдохнуть и насладиться победой. Его партия стала лидером в политической гонке. Новым законом о выборах, запугиванием и подкупом, клонированием партийных организаций, стерилизацией комиссий и удивительно долгой процедурой подсчета голосов его команде удалось существенно сократить разрыв с конкурентами. Партия регионов «пустила корни» на чужих территориях и планирует создать при своем участии большинство в более чем двадцати облсоветах. Как говорил учитель Гарри Поттера профессор Дамблдор: «Молодцы, «Слизерин»! Отлично, «Слизерин»! Однако мы не учли последних событий...».
А последние события недвусмысленно дают понять, что президент страны находится в весьма непростой ситуации. И пока губернаторы с мажоритарщиками заняты подсчетом, а партийные штабы по «мокрым» протоколам выводят тенденцию, согласно которой оппозиция получила меньше, чем показали экзит-поллы, а власть — больше, мы попробуем, несколько отстранившись, взглянуть на проблемы победителя.
Проблема первая
Президент Янукович вступил в политическую игру с Западом, имея как в компьютерной «стрелялке», большой запас «жизней». Эту фору новому президенту в Вашингтоне и Брюсселе дали по двум причинам: во-первых, все устали от бессмысленных склок и говорильни, разведенных прошлой украинской властью, и были рады получить в «стране несостоявшейся государственности» договороспособного партнера; во-вторых, Восточная Европа и Украина в частности исчезли из перечня приоритетов западных политических центров — внимание на себя отвлекли экономический кризис, Афганистан, Индия, Китай, Ирак, Иран, Бразилия. Посол США в Украине Джон Теффт, увидеть которого на Банковой можно гораздо чаще, чем на пресс-конференции, твердил Януковичу лишь одно: «реформы и поведение в рамках демократических приличий». Девятый месяц Виктор Янукович находится у власти, а реформы все еще в бумагах. Что касается рамок демократических приличий, то власть их попросту не признает. Может быть, этого не поняли наблюдатели, которые заглянули на избирательные участки в день выборов и, не обнаружив на участках боевиков, горы фальшивых бюллетеней, избитых членов комиссий от оппозиции, объявили выборы демократичными? Однако в Брюсселе и Вашингтоне представление о сериале под названием «Украинские выборы в местные органы власти» составили не по одному дню (50-й серии картины), а отсмотрели от начала и до конца — от закона и самой кампании до подсчета голосов. Не понравилось. Уродливые выборы — это не пещерные заявления Елены Бондаренко и медвежьи услуги Валерия Хорошковского. Что Виктору Януковичу однозначно дал понять вице-президент США Байден.
Таким образом, глава украинского государства сжег фактически ни на что почти все свои «жизни». Но игра-то вся впереди. А Vanco уже в шоколаде и харьковский уран уже не вернешь (оказанная услуга — не услуга); рынок топливных сборок уже отдан России (не поторгуешься)... Реформы не идут. Демократия уходит. А деньги МВФ нужны — без них никак. Но покупать новые «жизни» не за что. Ну разве что украинских пацанов в Афганистан послать. В Кот-д’Ивуар вон уже направили... Так почему бы не пойти путем, проторенным Леонидом Кучмой, который, войдя «в штопор» с Вашингтоном, вышел из него, направив украинские войска в Кувейт и Ирак? Пока Янукович «в штопор» не сорвался, но близок к этому.
Кроме денег МВФ, новой власти нужны западные инвестиции. И, в первую очередь, в украинскую газотранспортную систему. От главных столиц Европы ждут не просто участия в потенциальном консорциуме, а отказа от проекта «Южный поток» в пользу модернизации и расширения украинской газотранспортной системы. За это борется Киев, пытаясь убедить осторожничающих партнеров в том, что его политика предсказуема, а слово нынешней украинской власти можно отнести в банк. Однако невыполнение взятых на себя обязательств в правовой и демократической сферах может поставить под сомнение способность блюсти договоренности в любой другой.
Не стоит также забывать, что партнерские отношения с Западом Виктору Януковичу нужны для того, чтобы не остаться один на один с Путиным. В Вашингтоне и Брюсселе, безусловно, зафиксировали климатические изменения, произошедшие между Киевом и Москвой. Тем не менее в Старом и Новом свете отдают себе отчет в том, что слишком резко давить на Януковича нельзя. Ибо он будет вынужден спрятаться за кремлевской стеной. Другое дело, что сам Виктор Федорович понимает: лично он там никому не нужен. Только вместе с самыми вкусными украинскими активами.
Проблема вторая
Если бы Виктор Янукович был женщиной, то жизненный опыт подсказал бы ему: стать жертвой грязных домогательств гораздо больше шансов имеет та, которая строила глазки и кокетничала, нежели та, что вела себя с агрессивным самцом ровно. Впрочем, обманываться в ожиданиях не любит никто. И российские лидеры не исключение.
А ведь все так хорошо начиналось: Москве удалось сохранить и Черноморский флот, и кабальный для Киева газовый договор; зайти в ряд крупных украинских предприятий российским банковским капиталом; капиталу небанковскому новая власть помогла выбить долги из украинских олигархов и вернуть ряд активов; в атомной сфере, авиастроении, судостроении, в космосе — «союз нерушимый» и т. д. Прелюдия обещала стопроцентное удовлетворение. И тут началось... Поглощаться «Газпромом» НАК не хочет; делать консорциум при сохранении «Южного потока» не хочет Минтопэнерго; бацьке венесуэльскую нефть пропустили; азербайджанцам твердо пообещали: если Россия до Нового года не обеспечит своей нефтью реверс, то азербайджанская может быть запущена по аверсному пути; и перетоком электроэнергии в Европу никто не торопится делиться; и с долями в матвиенковском «Проминвесте» все не так гладко... Словом, украинская власть дала понять, что она боролась за свои кресла не для того, чтобы поделиться с Москвой доходами. И это для Путина оказалось неожиданностью. Что ему тоже не понравилось. Украинские куры-гуси мигом улетели с российского рынка — кышнули их оттуда. А сюжет в «Большой разнице», глупо вырезанный при трансляции на ICTV, стал неожиданностью для Банковой, но не для Кремля. И это только начало. Янукович и его команда готовы бороться за свои пасочки. Но ведь с ними по-настоящему в Москве еще никто не воевал. Пародия «Виктор Всемогущий» — не сериал «Крестный бацька»…Для того чтобы удержать линию обороны даже в умеренном противостоянии, Киеву нужны союзники. А союзникам нужны реформы и демократия. Но для того чтобы их предъявить, Януковичу надо как максимум переродиться, а как минимум — самоограничиться. И вот тут-то у него большие проблемы.
Проблема третья
Любая власть, подобно колонии вирусов, стремится захватить максимальную территорию. В здоровых странах это естественное стремление победивших команд есть кому ограничивать. Для этого существуют оппозиция, суды, медиа и гражданское общество. Именно они призваны создавать рамки, в которых действует власть. Именно они делают невозможными заступы. В Украине рамки для власти создавать некому или почти некому. И это большая проблема для Януковича, которую он, впрочем, не осознает.
Сконцентрировав власть в одних руках и возведя в абсолют лояльность, он не позаботился о создании системы фильтров, способных отсеять ошибку. Лишившись рамок он обрек себя на ошибки множественные. И если этот «праздник непослушания» Виктор Янукович затянет, то его ожидает время, когда придется собирать не камни, а бумеранги.
Впрочем, отсутствие рамок — не всегда вина президента и его команды. Конечно же, судебную систему окончательно изуродовал именно действующий президент, посредством карательного отряда Высшего совета юстиции, превратив судей, в цепных псов автократии.
Со СМИ все намного сложнее. Пока в нашем цеху самоцензуры гораздо больше, чем цензуры. И качества намного меньше, чем доходов. Как по мне, движение «Стоп цензуре!» сегодня менее актуально, чем движение «Старт мозгам и хребтам!». Журналист отличается от пиарщика так же, как разведчик от контрразведчика. Первый призван добыть информацию и вооружить ею общество. Второй — выпятить позитивы заказчика, умолчав о вредных составляющих рекламируемого товара. Первых все меньше. Вторых все больше. Более того, для того чтобы говорить о свободе слова, мало иметь тех, кто способен добыть информацию, проанализировать и не побояться обнародовать. Нужно, чтобы эта информация еще была воспринята властью. Где реакция прокуратуры на серию блестящих расследований Сергея Лещенко по Межигорью? Где реакция правоохранительных органов на программы ТВi? Где уголовные дела, возбужденные по факту публикаций «Зеркала недели», посвященных воровству в системе облгазов; сдаче державных позиций в деле РУЭ; закупок МО и МОЗ; игр Минэкономики с одним исполнителем; преступлений в Аграрном фонде и т.д.? Какой аудит, Виктор Федорович?! Ко всему этому шоу с американским ОБХСС есть только один заголовок: «Аудит Януковича выявил схемы Кабмина Тимошенко, на которые село правительство Азарова». Доказательств тому в СМИ — море. Но разве президенту нужна такая обратная связь?
О состоянии общества мы обязательно поговорим, но в другой раз. Ограничусь лишь одним вопросом. Когда-то какой-то остроумный математик посчитал, с какой скоростью должен двигаться Дед Мороз для того, чтобы в новогоднюю ночь разнести всем детям мира подарки. Конечно же, для того чтобы сфальсифицировать выборы, Виктор Янукович должен был бы двигаться с несколько меньшей скоростью. Но мы и тут верим в сказку и считаем, что он уложился? А может, это сотни тысяч граждан Украины — члены избирательных комиссий, продавали свое будущее за 500—1000 грн.?.. Вбрасывая, выводя из строя бюллетени, фальсифицируя протоколы, выгоняя из комиссий тех, кто пытался фиксировать нарушения, запугивая мажоритарщиков, снимаясь с выборов за бабки, продавая голоса за 40—100 грн.? Какие рамки может задать власти такое общество?
Оппозиция — тоже тема отдельного разговора. Правда, не мешало бы для начала найти ответ на вопрос: «А кто же сегодня действительно является оппозицией?». Но ответ этот вряд ли стоит искать в информационной ленте и новостях, периодически транслирующих яркие и эмоциональные заявления целого ряда лидеров. Ответ на этот вопрос на сервере, хранящем мобильные переговоры Андрея Петровича Клюева. Люди, цели, суммы, методы, должности, потоки, обещания — все там. Переговоры по объединению оппозиции — такому осознанно важному и актуальному — проще всего провести в кабинете первого вице-премьера. Под патронатом. Те, кому дорога на седьмой этаж Кабмина не известна, могут собраться на Туровской — «Батьківщина» готова поглощать, потому что нуждается в пересадке отпавших органов (тем более что после этих выборов процесс отмирания бютовских мэров и новоомандаченных депутатов начнется с новой силой). Остальная оппозиция может провести заседание за столиком в «Кофе-хаусе».
Отсутствие очевидного и простого выхода из сложившейся ситуации мешает оппозиции выкристаллизоваться и перейти от слов к действию. Отсутствие действий оппозиции развращает власть. Развращенная власть становится проблемой не только общества, но и своей собственной. Главный враг Януковича — он сам. При отсутствии сильного внешнего оппонента команда начинает поедать саму себя, что мы и наблюдаем за кулисами сцены. И это ведь только начало. Не стоит забывать и еще об одном: вседозволенность притупляет бдительность и провоцирует на преступления, в сравнении с которыми обвинения в адрес Макаренко, Данилишина или Иващенко следующей власти покажутся мелким хулиганством. А ведь ящик Пандоры с посадками Янукович открыл сам…
Проблема четвертая
Медовый месяц власти завершен. Отвлекающие маневры, как то: написание программы реформ, ее презентация, концентрация полномочий де-юре и местные выборы, исчерпаны. Делать что-то надо. Конечно Янукович может отвлечь внимание общества на еще один фейерверк — мартовские парламентские выборы. Однако есть ряд причин, которые не делают это решение президента столь очевидным, как оно представляется многим экспертам.
Во-первых, на Банковой считают, что парламент должен избираться на пять лет, а не на четыре, как это предусмотрено реанимированной Конституцией-96. Во-вторых, вес полученных Партией регионов, согласно экзит-поллу, процентов значительно меньше веса голосов, полученных Януковичем в первом туре президентских выборов: реальная явка серьезно отличается, а значит, «поддельный» рейтинг упал. Даже Восток проголосовал ногами. А та меньшая половина, которая сделала это руками, включает в себя беспрецедентно высокий процент «против всех». 31 октября власть имела дело с пассивным, разуверившимся и раздраженным электоратом. А в марте 2011 г. она имеет все шансы предложить оценить свои старания людям, которые уже получат платежки, уже поймут все прелести Налогового кодекса, уже оценят то, что произойдет с детьми войны и «ранними» пенсионерами... В общем — лучше не нарываться.
В-третьих, после мартовских выборов в парламент зайдет Юлия Тимошенко. Вместе с Турчиновым. А это головная боль. Дистанционное управление фракцией и отсутствие регулярной трибуны — большая фора власти. Лишаться ее на Банковой не торопятся. И, наконец, в-четвертых. Если Янукович собирается сделать хоть что-то стоящее для страны и немеркантильное для себя, то ему нужен период тихой концентрации. Если будет принято решение о мартовских выборах, можно будет забыть обо всем, что напланировала Банковая на год бюджетный как минимум. Поэтому, скорее всего, президент решит поработать с прицелом на то, чтобы к 2012 году можно было предъявить обществу некие позитивные результаты, которые бы смыли в народной памяти осадок, оставшийся от непопулярных шагов.
Теоретическая и методологическая база для проведения ряда реформ, какими их видит Банковая, уже готова. В строгом секрете держатся матрицы Ирины Акимовой, расписанные для каждого министерства. Около двухсот яйцеголовых молодых людей отобраны администрацией президента для того, чтобы отслеживать соблюдение смысла и графика преобразований в соответствующих министерствах. Они будут действовать от имени исполнительного органа Комитета по реформам, и подчинятся, скорее всего, выходцу McKenzie Александру Даниленко (насколько эффективными они, молодые и неопытные контролеры, будут в спаянных бюрократических коллективах центральных органов исполнительной власти — вопрос риторический, но попытка — не пытка). Основной точкой приложения усилий президента в ближайшее время станет административная реформа. Над тремя законопроектами, ей посвященными, полным ходом работает сводная команда. Преобразовывать исполнительную власть, перестраивать ее основы на функциональном уровне, сокращать 20—30 процентов бюрократов и параллельно проводить выборы в парламент может только Брюс Всемогущий, но не президент страны.
Итак, Виктор Янукович исчерпал лимит доверия Запада — черновики закончились; попал в зону охлаждения отношений с Россией с перспективой ледникового периода или капитуляции; бездарно потратил время и попал в цейтнот, связанный с имплементацией непопулярных реформ, призванных дать популярный результат к моменту значимых выборов; серьезно приложился к созданию ситуации, при которой отсутствие рамок, ограничивающих аппетиты власти, неизбежно приведет к ускорению ее смены. При этом в действиях президента не наблюдается и намека на борьбу с коррупцией в стане своих. Вместо «лавки запасных» у президента «вавка запасных».
Проблема пятая
Сделал ли Виктор Янукович для себя хоть какие-то выводы, мы увидим уже в ближайшее время. Первым лакмусом станет региональная кадровая политика. Будут ли принесены жертвы из числа особо отличившихся губернаторов? Конечно, тут президенту не так просто будет определиться, ведь чем жестче работал губернатор, тем выше у него результат. Если свои посты сохранят сумской Чмырь, киевский Присяжнюк, черкасский Тулуб и одесский Матвийчук, то это будет означать, что на следующих выборах, без сомнения, все опять повторится сначала. Впрочем, на то он и лакмус, чтобы определять состав. В данном случае — состав хода мысли и приоритетов.
Вторую бумажку Янукович сможет окрасить при внесении в Верховную Раду закона о выборах в парламент. Как известно, рабочая комиссия уже трудится над документом. Впервые в жизни в нее не вошел не то что ни один депутат от оппозиции, а просто ни один депутат. Унаследует ли закон о выборах парламента родовые пятна закона о выборах местных органов власти? Посмотрим... Ждать недолго.
И, наконец, третий лакмус, реакцию которого мы с вами не увидим, но почувствуем. Наблюдая за действующим президентом страны, я вспоминаю разговор с одним украинским премьером:
— Чего вы хотитет в конечном итоге?
— Я? Хочу быть восемь лет премьером. Что я должен для этого сделать?
— Начать делиться.
— Я начну делиться только тогда, когда все станет моим.
— В гробу карманов нет...
Экс-премьер, слава Богу, жив. Но не думаю, что сильно жизнью доволен. Четырнадцать лет прошло. А разговор опять кажется актуальным. Или я ошибаюсь, Виктор Федорович? Что там вам лакмус показывает?
По идее, он должен подсказывать, что у нынешней власти есть только один способ исцелиться — решать все обозначенные проблемы, исходя из степени их приоритетности. Но решать! В противном случае, весьма скоро действующий президент останется один на один с одной проблемой, правда, очень большой. Ибо вся страна превратится для него в одну большую проблему. Вероятнее всего — нерешаемую.
- Информация о материале
Банки не компенсируют ценности, украденные из сейфов с помощью поддельного решения суда
«Самый надежный способ сохранения ваших ценностей — индивидуальные сейфы», — говорится на сайте практически каждого банка, который предоставляет услугу аренды сейфов. На этой неделе появилась информация, которая подвергает сомнению надежность такого способа хранения ценных вещей.
НБУ разослал банкам письмо, в котором сообщил, что к банковскому регулятору обратился глава Печерского райсуда Киева. В обращении говорится, что в последнее время имели место неединичные случаи подделки постановлений Печерского суда о раскрытии банковской тайны и проведении выемки в индивидуальных банковских сейфах.
Без шума и пыли
Индивидуальные ячейки действительно надежны. Они хорошо оборудованы и защищены, открыть ячейку можно только с помощью двух ключей, один из которых находится у клиента. Помещения, в которых расположены сейфы, хорошо охраняются и закрываются, а банк не знает, что хранится в ячейках. Однако чтобы вычистить содержимое сейфа, как оказалось, не надо ломать двери или делать подкоп — можно просто подделать постановление суда.
Банкиры говорят, что выемка содержимого ячейки без ведома клиента может проводиться в ряде случаев. «Если клиент не вернул ключ на протяжении 3 месяцев после окончания срока аренды; в случае крайней необходимости (пожар, производственная авария); по решению суда или других компетентных органов; в случае смерти клиента, при наличии у наследников свидетельства о праве на наследство», — перечисляет директор департамента пассивных операций Диамантбанка Лариса Корень.
Мошенники сосредоточили свое внимание на варианте с постановлением суда. Юристы отмечают, что это довольно сложно. Ведь, кроме того, что надо знать имя клиента банка, у которого есть ячейка, надо подделать ряд документов. «Подобного рода выемка может осуществляться по постановлению суда только в рамках уже возбужденного уголовного дела. При этом в постановлении суда должно быть конкретизировано, какие именно предметы или документы подлежат выемке, если же такого уточнения нет, банк может отказать в выдаче содержимого ячейки», — объясняет юрист юрфирмы ILF Анна Жебелева.
Кроме того, мошенникам надо будет лично присутствовать в банке при выемке. Ведь этот процесс должен проводить следователь, который ведет следствие, или же его уполномоченный (в случае с мошенничеством это подставные лица). В постановлении должно быть указано имя следователя, который уполномочен проводить эту процедуру. Он может поручить это дело другому следователю, но для этого необходимо еще и поручительство.
Вернуть ценности будет сложно
В случае когда ячейку вскрыли и псевдоследователи унесли ее содержимое, вернуть его будет сложно. «Если выемку провели по поддельным документам, потерпевший будет вынужден обращаться с заявлением в правоохранительные органы, которые и будут заниматься расследованием содеянного преступления, поиском преступников и украденных ценностей», — говорит глава юридического управления OTП Банка Олег Заморский. Иными словами, банк не обязан компенсировать потерю ценностей, если к возмещению убытков его не обяжет суд. «Если виноват банк, компенсацию он должен выплатить. Но на практике вопрос чаще всего решается в судебном порядке», — отмечает начальник службы банковской безопасности Укргазбанка Николай Горобинский.
Сумма компенсации, если таковая будет иметь место, будет зависеть от оценки ценностей по протоколу, который составлялся во время выемки. Дело в том, что в случае с выемкой содержимое сейфа увидят как минимум четыре человека: следователь, сотрудник банка и два понятых. Таковы правила. «При проведении выемки составляется протокол, в котором указываются изымаемые предметы и документы. Протокол подписывают сотрудник правоохранительных органов, два понятых и сотрудник банка, присутствующий при выемке», — добавляет Николай Горобинский.
- Информация о материале
Прибедняемся?
Не хочется верить, но Украина по уровню благосостояния граждан заняла предпоследнее место среди 40 европейских государств. Об этом говорится в отчете «Global Wealth 2010» швейцарского банка «Credit Suisse». Согласно данным отчета, средний размер состояния гражданина Украины составляет $2 тыс. 700, что лишь на $200 больше, чем в самом бедном государстве Европы Молдове. Эксперты уверены, что украинцы прибедняются, скрывая реальное благосостояние под матрацами.
По данным «Credit Suisse», среди непосредственных соседей Украины самыми богатыми оказались граждане Польши, среднее состояние которых составляет $28,6 тыс., Венгрии ($26,6 тыс.) и Румынии ($12,4 тыс.). Среднее состояние россиян составило более $10 тыс., что в 6 раз больше показателей 2000 года, а белорусов $6 тыс., что почти втрое больше.
Украинцы оказались беднее грузин, среднее состояние которых составило более $13 тыс., китайцев (более $17 тыс.) и турков (почти $25 тыс.). Понятно, что зажиточными многих украинцев сегодня назвать трудно, но в $2,7 тыс. на душу тоже мало верится.
Цифры отчета свидетельствуют, что максимальный размер состояния украинцев был достигнут в 2007 году, когда в среднем составлял $6 тыс., но в следующем году изза мирового кризиса он упал до $4 тыс., а в прошлом году до $2,7 тыс. Эксперты подсчитали, что в целом с 2000 по 2010 год личное благосостояние всех жителей планеты возросло более чем на 40% и оценивается приблизительно в 200 трлн. дол. В среднем каждый стал богаче на 43% и имеет состояние в $43,8 тыс.
Дебет минус кредит
Швейцарский банк Credit Suisse в своем отчете о национальном богатстве использовал специальную методику расчета, утвержденную ООН и Всемирным банком. Чтобы определить уровень богатства, за основу берут следующую формулу: финансовые активы (наличные деньги, депозиты и вклады в банках, страховые полисы, ценные бумаги всех граждан) + нефинансовые активы (в основном недвижимость, а также авто) и минус задолженность (в основном это кредитные обязательства). Полученная цифра делится на количество населения. Понятно, что это – упрощенная формула. Для расчета показателя богатства жителей страны используются также другие, более сложные показатели, такие, как оценка национального бюджета домашнего хозяйства, уровень регресса, а также средняя величина уровня доходов (в том числе зарплата).
Если сложить, а потом разделить, доходы наших олигархов и скромные гроши рядовых пенсионеров, а также принять во внимание, что среднего класса в стране негусто, исследования европейских аналитиков вполне внушают доверие. Швейцарцы недалеки от истины. Их стандарты очень высоки, а в Европе, по большому счету, бедных стран больше нет – кого же, как не Украину, ставить внизу рейтинга?
К оценке подходят комплексно – смотрят рынок труда, уровень поддержки населения государством, поэтому даже такие небогатые, но состоящие в ЕС страны, как Румыния, оказались в более выгодном свете.
Если взять $270 млрд. на депозитах украинцев и разделить на 45 млн. жителей, то выходит, что «состояние» в $5 тыс. на каждого – больше, чем отводят нам европейские экономисты.
Ударим по Европе огородами и дачами
Швейцарцы, видимо, перемудрили. Выходит, что семья из троих человек располагает всего $8 тыс. – то есть ни жилья, ни машины, не говоря о текущих расходах. Если в расчетах Credit Suisse обращал внимание на ВВП и долги, то в некоторых странах (Греция, Ирландия, например) положение хуже нашего.
В повальную статистическую бедность населения не верит, например, депутат Сергей Терехин. По его мнению, из Швейцарии просто не видны реалии украинского бытия: «Я смотрел методологию подсчета этого банка. Они опирались на макропоказатели ВВП на душу населения, динамику сбережений, кредитов, номинальных зарплат, понятия не имея о доходах т.н. «самозанятых» людей. У нас, по данным Международной организации труда, в 2009 году безработица была на уровне 6%, а в Польше, которая по рейтингу Credit Suisse обогнала нас в 10 раз, – 22%. Это говорит о том, что у нас огромное количество людей обеспечивают себя работой, о чем Швейцария не подозревает. Вы можете представить себе гденибудь под Лозанной огород с картошкой, еще и не задекларированной?»
Теневую зарплату – в загашник
У аналитиков Credit Suisse и подобных учреждений есть программа, высчитывающая уровень благосостояния стран, в которую, стандартно заносят среднюю стоимость недвижимости в ней, общую сумму депозитов физлиц, их доходы, а ведь в Украине полно экономических нюансов. Однозначно, что в эту программу швейцарцы «забыли» ввести зарплату в «конвертах». А это $40–50 млрд. сбережений, хранящихся «под подушками».
По разным оценкам, уровень «теневой» экономики в Украине находится в диапазоне от 20 до 60%, что вызвано как финансовым кризисом, так и внутренней политической и экономической нестабильностью. Со второго квартала 2009 года наметилась тенденция к уменьшению «тенизации» экономики, что объясняют постепенным приспособлением субъектов ведения хозяйства к функционированию в условиях кризиса, стабилизацией ситуации на валютном рынке и в банковском секторе. Однако без бюджетных и налоговых реформ значительного прорыва в снижении уровня «тенизации» экономики осуществить не удастся.
Поэтому $2,7 тыс. – уровень благосостояния, которого реально нет. Эту цифру надо бы увеличить в 2–3 раза, Но это индекс, демонстрирующий уровень нашей жизни. Так выводится общеевропейская шкала, данные которой используются в маркетинговых стратегиях, при разработке бизнеспланов. Например, компания изучает возможность выхода на наш рынок, видит этот показатель и понимает, что в Украине будут востребованы очень дешевые товары.
«Тень» за бугром, картошку в погреб
Словом, Украина попросту ввела в заблуждение экспертов ЕС, не ведающих о настоящем положении дел украинского потребителя: оценить объемы «тенизации» нашей экономики мало кому под силу. Когда наш дедушка продаст мешок картошки без ведома налоговой инспекции, это еще не «тень». За апрельмай текущего года из Украины было выведено около $6 млрд. в виде дивидендов на вложенный капитал из украинских компаний в республику Кипр. Уплаченных при этом налогов – ноль, и это уже не «тень», а мрак какойто, – говорит Терехин. – И если сегодня такие операции проводятся на грани фола, приходится покупать судью, прокурора и чиновника НБУ, то новый налоговый кодекс узаконивает их, и дело поставят на поток. Получается, миллионы людей ведут натуральное хозяйство и, возможно, не платят налогов, что плохо, но параллельно десятки граждан укрывают их легально, причем совершенно в других масштабах...
А мы все считаем
И хотя в душе мы себя бедными не считаем, в стремлении сэкономить поступаем достаточно рационально: покупаем упаковки большого размера или оптом, перешли на домашнюю кухню и тщательно сопоставляем цену и качество товаров, отказываясь от более дорогих марок. На изменение места покупки потребители идут менее охотно, но тем не менее почти 50% потребителей покупают товары в других местах, чтобы сэкономить.
Темпы восстановления экономики Украины в 20102011гг. по сравнению с остальными странами Европы – ниже средних. Реальный рост ВВП Украины разные источники прогнозируют 0% до 5%, а по ожиданиям ВВП на душу населения (The Economist), Украина будет на последнем месте среди 30 стран Европы 6,4 тыс. дол. Рост ВВП Украины в первом квартале 2010г. составил 5%, в марте к февралю 2010г. 6,8%, по данным Госкомстата Украины. Факторы, препятствующие росту ВВП: низкая продуктивность труда в Украине при возрастающей конкуренции между странами и значительный ущерб банковского сектора, препятствующий возобновлению активного потребительского и корпоративного кредитования.
- Информация о материале
Страница 1928 из 2102
