Украина упорно защищает интересы не столько своего рынка, сколько своих финансово-промышленных групп. Упоминание имени Васадзе была показательным примером. В частности, европейские переговорщики удивлены доступ к Украине китайских машин: “Вас не беспокоит, что их в Украине все больше, и они небезопасны?”

Действительно ли Европейский союз ставит Украину перед выбором: зона свободной торговли - ЗСТ - с Евросоюзом или Таможенный союз - ТС - с Россией, Беларусью и Казахстаном? Да. Действительно ЕС требует от Украины намного больше, чем та готова дать? Да.

Действительно ли Украина жестко отстаивает свои интересы в переговорах о присоединении к ЗСТ? Да, но в долгосрочной перспективе Украина рискует не получить европейский рынок для своих товаров и услуг, потому что украинская власть в большей степени заботятся об интересах крупного олигархического бизнеса страны.

На прошлой неделе Киев посетил комиссар Европейской комиссии по вопросам торговли Карел де Гюхт. Он встретился с премьером Николаем Азаровым и президентом Виктором Януковичем. Однако этот визит не был очередным раундом переговоров о вхождении Украины в ЗСТ и об ассоциации с ЕС - Гюхт “налаживал личные контакты”.

“Недавно у нас была встреча” ЕС - Украина “, на которой мы решили, что во время моего визита надо поговорить не только о традиционных и” красивые “темы. Мы сфокусировались на соглашении о глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Обсуждали в основном два разделы: об энергетике и сельском хозяйстве … Мы пытались определить проблемы и решить их. Встреча прошла в хорошей атмосфере “, - сообщил Гюхт корреспонденту” Экономической правды “сразу после встречи с Януковичем.

На вопрос, о каких проблемах идет речь, еврокомиссар ответил, что стороны говорили о доступе украинской сельскохозяйственной продукции в Европу.

“80% украинской сельскохозяйственной продукции будут экспортироваться в ЕС беспошлинно и без квот Мы также обсуждали квоты на экспорт Экспорт сверх квот будет облагаться существующими пошлинами. В любом случае, это существенное открытие рынка ЕС для украинской продукции”, - заявил еврокомиссар.

После одиннадцати раундов переговоров между Украиной и ЕС наладить отношения, похоже, было крайне необходимо, потому что, судя по некоторым данным, эти переговоры идут совсем не гладко, и Гюхт частично это признал.

К сожалению, стороны держат в секрете не только детали переговоров, но и текст соглашения. То есть ЕС и Украины пытаются наладить торговлю, договориться о взаимном экспорт, но об этом, кроме чиновников, никто не знает. Между сторонами переговоров существует взаимное обещание соблюдать конфиденциальность.

О чем они говорили

По данным “ЭП”, соглашение о зоне свободной торговли состоит из 20 глав, каждая из которых посвящена тому или иному сектору экономики.

Источники, близкие к переговорной группы между ЕС и Украиной, сообщили, что во время приезда еврокомиссара обсуждались как минимум четыре вопроса: ответственность Украине за перебои с поставками транзитного электроэнергии в Европу доступ европейских автоперевозчиков в Украину, упрощение ввоза в Украину автомобилей из ЕС, а также квоты на поставки в Европу украинского зерна.

Перечень вопросов и тон переговоров свидетельствуют, что Украина не спешит безоговорочно выполнять требования ЕС. В частности, Украина заставляют открыть банковский депонент, из которого списывать средства, если Киев признают виновным в срыве поставок тока.

Однако глава украинской переговорной группы с ЕС, заместитель министра экономики Валерий Пятницкий днях заявил, что электроэнергией торгуют частные компании, поэтому украинский госбюджет за них отвечать не должен, кроме того, деньги могут быть списаны с депонента в безусловном порядке, не устраивает Украину .

ЕС также настаивает на допуске в Украину европейских автомобильных перевозчиков и упрощении режима пересечения границы. В ответ правительство Украины потребовал того же. Однако европейцы говорят, что их не устраивает используемая украинскими перевозчиками техника, а также режим работы украинских водителей.

“Мы знаем, что в Украине водители могут проводить за рулем 10-12 ч. Это ненормально и опасно, поэтому ЕС пока не готов открыть Украину доступ перевозчикам”, - говорят европейские источники “ЭП”, близкие к переговорам.

Поскольку ЕС требует неравных условий, Украина не согласовала этот пункт.

Еще одна тема переговоров - упрощение и удешевление ввоз в Украину новых и подержанных машин из Европы. К сожалению, деталей об этой части переговоров нет. Однако один из представителей ЕС сказал: “Вы же имеете Васадзе! (Тариэл Васадзде, владелец корпорации “Укравто”, один из сильнейших автомобильных лоббистов Украина - “ЭП”).

И, наконец, обсуждалась проблема экспорта зерна. По словам Гюхта, ЕС и Украине дискутируют о размере квот. По некоторым данным, Киев не устраивают предложенные квоты, и он хочет их увеличить. Договориться об этом не удалось.

Источники “ЭП”, близкие к переговорам, сообщили, что в повестке дня переговоров по вопросам зоны свободной торговли является цена на газ и его транзит через Украину.

И, что немаловажно, чиновники ЕС, обычно дипломатические на публике, таки ставят Украину перед выбором: или зона свободной торговли с Евросоюзом, или таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Гюхт заявил, что во время его визита об этом не шла. Однако он считает, что таможенный союз с этими государствами несовместим с будущей ЗСТ с Европейским союзом.

“Здесь действительно есть противоречие. Объединение невозможно, ибо с одной стороны у вас есть таможенный союз, с другой - потенциальный благоприятный режим с ЕС … Впрочем, это не означает, что таможенный союз и соглашение о зоне свободной торговли должны быть одинаковыми, что невозможно. Это не вполне естественно, нельзя смешивать“, - сказал он.

Украинский интерес

Еврокомиссар признал, что Украине всеми силами пытается защитить свои интересы. Именно по этой причине ни одна из сторон не может назвать переговорный процесс легким.

“Украина хочет сбалансировать интересы и получить выгоду”, - заявил Гюхт.

Источники “ЭП” отмечают, что Украина упорно защищает интересы не столько своего рынка, сколько своего олигархического слоя. Упоминание имени Васадзе была показательным примером в связи с разделом соглашения о ввозе в Украину авто из Европы.

При этом европейские переговорщики удивлены доступ к Украине китайских машин: “Вас не беспокоит, что их в Украине все больше, и они опасны?”

Однако ассоциация с ЕС и соглашение о зоне свободной торговли имеют целью и системные изменения внутри страны. В частности, речь идет об органах правосудия и защиту частной собственности.

Все это - тоже часть соглашения, но здесь представители ЕС готовы подождать.

Гюхт не ответил на вопрос, сколько времени понадобится Украине, чтобы привести свое законодательство к европейским нормам. Он лишь сказал, что законы должны быть простыми. Следующий раунд переговоров состоится в конце ноября.