Народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко вместе с Владимиром Ландиком (ПР) и Юрием Стецем (НСНУ) предложила альтернативу законопроекту о доступе к публичной информации, ранее представленному бютовцем Андреем Шевченко.

В одном из своих интервью депутат Елена Бондаренко объяснила отказ Партии регионов рассматривать в сессионном зале законопроект Андрея Шевченко «О доступе к публичной информации» №2763 низким качеством документа. Для госпожи Бондаренко законопроект Андрея Шевченко настолько плох, что она готова рисковать международной репутацией страны, лишь бы не принимать «некачественный» закон.

«Надо быть выше обвинений, даже в ущерб своей политической репутации голосовать за такой закон нельзя. Надо разработать свой и вносить его в зал»,— сказала недавно бывший пресс-секретарь Бориса Колесникова, а ныне народный депутат Елена Бондаренко. Сказано — сделано. 2 ноября в Раде был зарегистрирован законопроект №7321. Он предлагает внесение изменений в ряд законов якобы с целью упростить доступ к публичной информации.

В таком способе подачи законодательной инициативы есть маленькая, но важная хитрость. Закон о регламенте Верховной Рады позволяет регистрировать альтернативные проекты с интервалом не более 14 дней. Если этот срок с момента регистрации первой инициативы прошел, альтернативные не могут регистрироваться до окончательного решения парламентом судьбы первого документа. «Пока не примут или не отклонят первый, в аппарате Рады альтернативный регистрировать не имеют права»,— сказал «i» член парламентского комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности ВР Сергей Сас (БЮТ). Юрий Стець уверен, что нарушения при регистрации не было. «Это не альтернативный законопроект, а поправки к уже действующим законам»,— сказал «i» господин Стець.

Инициатива Бондаренко-Ландика- Стеця была зарегистрирована на следующий день после того, как спикер Владимир Литвин заявил о неготовности законопроекта №2763 для рассмотрения во втором чтении. При этом Андрей Шевченко утверждал, что все поправки учтены и голосовать можно. «Мы на комитете учли все поправки»,— говорит Юрий Стець. Он объясняет поведение спикера стремлением тянуть время. Ведь Виктор Янукович в начале октября пообещал Парламентской ассамблее совета Европы подписать закон после принятия его в Верховной Раде. Но 21 октября во время сигнального голосования из фракции ПР за проект проголосовала одна Юлия Новикова. Еще один провал обязательно спровоцирует резкую реакцию ПАСЕ. В отличие от Елены Бондаренко, Владимир Литвин опасается негативных оценок Евросоюза.

По словам Юрия Стеця, он решил присоединиться к коллегам из фракции ПР и выступить как соавтор законопроекта, фактически альтернативного шевченковскому, после того как понял — ПР голосовать за проект №2763 не будет. «У регионов большинство, а они голосовать не будут. Поэтому надо делать то, что может принести пользу. Если поправки медиа-экспертов и журналистского сообщества не будут учитываться при работе над проектом, я от соавторства откажусь»,— говорит господин Стець. Он не исключил, что документ, под которым стоит его подпись, может быть использован властями как инструмент затягивания решения вопроса о доступе к публичной информации. Такого же мнения и регионал Владимир Ландик. «Мы подготовили закон, потому что нам поручили. Я не исключаю, что еще кому-нибудь поручат»,— сказал «i» господин Ландик. На вопрос «i», кто давал поручение разработать законопроект, депутат ответил: «Ребята из здания наискосок от Верховной Рады» (здание Кабмина.— «і»). Он добавил, что сторонники затягивания с принятием любого закона о доступе к публичной информации находятся в том же здании.

А директор Института медиа-права Тарас Шевченко после знакомства с законопроектом Елены Бондаренко отметил, что предложенный документ оставляет нерешенными проблемы, связанные с манипулированием понятия «информация, созданная на средства госбюджета», которая, по мнению авторов, является государственной собственностью. «Это одна из самых больших дырок сегодня: говорят «это наша собственность» и — до свидания»,— отметил он «i». Таким образом, ограничивается доступ к общественно значимой информации, созданной за деньги налогоплательщиков. Законопроект Андрея Шевченко такую возможность для чиновников не предусматривает. Среди откровенно реакционных инициатив Елены Бондаренко и ее соавторов Тарас Шевченко называет предложение вернуть органам власти право судиться с журналистами и требовать возмещения морального вреда. «Мы добились в 2003 г. крайне важной поправки к закону об информации — Бондаренко, сознательно или нет, не перенесла ее в свой текст»,— отмечает директор Института медиа-права.