Главная
Дорогая пенсия
Ровно неделя остается до перехода в практическую плоскость пенсионной реформы — нелюбимой гражданами и сложной для страны. 8 июля 2011 года Верховная Рада приняла во втором чтении Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее — Закон), а 6 сентября — внесла в него уточнения, которые были названы «техническими».
Президентская подпись, поставленная под документом 9 сентября с.г., подытожила многомесячную бесплодную дискуссию о том, какой должна быть пенсионная реформа. Правительство, эксперты, граждане — каждый остался при своем мнении. Несмотря на гигантский маховик «всенародного обсуждения» и потраченные на него десятки тысяч человеко-дней, документ был принят процентов на 90 в первоначальной редакции от 13 декабря 2010 года.
Эксперты, наверное, еще долго будут спорить о том, насколько новые правила пенсионного страхования соответствуют нашим социально-экономическим реалиям, и скрупулезно фиксировать последствия их принятия: финансовые, социальные, политические, наконец. Но это будет больше напоминать размахивание кулаками после драки…
Пенсионный закон принят, и самое разумное сейчас — разобраться, что изменится для каждой конкретно категории пенсионеров. В качестве часа «Х» по умолчанию принимаем 1 октября 2011 года — именно с этого дня вступает в силу подавляющее большинство норм Закона. За исключением тех считанных случаев, когда законодатель отсрочил введение нормы до 1 января 2012-го, о чем мы упомянем отдельно.
Общие правила
Очень дорогая для страны пенсия (сейчас выплаты Пенсионного фонда достигают почти 18 млрд. грн. в месяц) станет гораздо дороже и для граждан. Ее придется-таки зарабатывать, участвуя в пополнении солидарной пенсионной системы.
Сразу на десять лет повышается нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии: с 20 до 30 лет — для женщин, с 25 до 35 лет — для мужчин. Но только для «новых пенсионеров».
Для тех, кому пенсия назначена до 1 октября с.г., нормативная продолжительность страхового стажа останется прежней — 20/25. Она будет использоваться при последующих перерасчетах пенсий, но только по страховому стажу (об этом позже).
Также повышается минимальная продолжительность страхового стажадля получения пенсии по возрасту — с пяти до 15 лет. Если человек не заработал минимальный стаж, он может претендовать лишь на социальную помощь.
Несмотря на все возражения, в Украине начинается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. «Счастье» выйти на пенсию в переходной период привалит нашим соотечественницам 1956—1961 годов рождения.
Закон гласит, что до достижения общеустановленного пенсионного возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше по достижении:
55 лет — те, которые родились до 30 сентября 1956 года включительно;
55 лет 6 месяцев — те, которые родились с 1 октября 1956-го по 31 марта 1957-го;
56 лет — …с 1 апреля 1957-го по 30 сентября 1957-го;
56 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1957-го по 31 марта 1958-го;
57 лет — …с 1 апреля 1958-го по 30 сентября 1958-го;
57 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1958-го по 31 марта 1959-го;
58 лет — …с 1 апреля 1959-го по 30 сентября 1959-го;
58 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1959-го по 31 марта 1960-го;
59 лет — …с 1 апреля 1960-го по 30 сентября 1960-го;
59 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1960-го по 31 марта 1961-го;
60 лет — те, которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.
Ну и как, дорогие дамы, вы довольны таблицей? «Примерили» ее на себя? Конечно же, у вас возник вопрос, по какой причине женщина, которая, к примеру, родилась 2 апреля 1957 года и должна была выйти на пенсию в мае 2012-го, благодаря реформе выйдет на пенсию уже в 56 лет, т.е. в мае 2013-го. Каким образом за шесть месяцев и два дня после вступления в действие реформы «нарисовался» дополнительный год, если нам обещали совершенно иное: на полгода в год...
В действительности же, благодаря «хитрой таблице», в которой известно кто ногу сломит, повышение будет происходить со скоростью «дважды по полгода за год». И это — свершившийся факт.
Пилюлю попытались подсластить. Женщинам, родившимся до 31 декабря 1961 года, размер исчисленной по формуле пенсии повышается на 2,5%за каждые шесть месяцев более позднего выхода в период с 55 лет до 60 лет.
Увы, это меньше, чем весьма экономные стимулы для более позднего выхода на пенсию, предусмотренные Законом с 60 лет (как для мужчин, так и для женщин): по 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа при отсрочке выхода до 60 месяцев и 0,75% — если отсрочка составила более 60 месяцев.
До 1 января 2015 года за женщинами сохраняется право выхода на пенсию в 55 лет. Но при двух условиях — при наличии не менее чем 30 лет страхового стажа и обязательном увольнении с работы. К тому же в этом случае размер их пенсии снижается на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию.
Без комментариев…
Законом вводится максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) — на уровне 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Эта норма коснется только тех, кому пенсии будут назначаться после вступления в силу Закона, т.е. после 1 октября с.г.
Так что теперь в стране появляются привилегированные пенсионеры уже не только в зависимости от того, по какому закону — общему или специальному — им назначили пенсию, но и от даты обращения за пенсией.
С 01.10.2011 года 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных составят 784 грн. х 10 = 7 840 грн.
С 01.12.2011-го — 800 грн. х 10 = 8 000 грн.
Согласно проекту закона «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», в будущем году прожиточный минимум для нетрудоспособных будет изменяться пять раз. И если на 1 января 2012-го он составит 822 грн., то на 1 декабря 2012 года — 884 грн.
Как правило, сверхвысокие пенсии — это привилегия спецпенсионеров. По данным Пенсионного фонда Украины, свыше 10 тыс. грн. в месяц получают 3882 пенсионера, из них 870 — Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, Герои Украины; 961 — депутаты; 1018 — государственные служащие; 830 — прокуроры; 517 — военнослужащие; 43 — научные работники; 81 — судьи.
Однако есть 164 случая, когда пенсии свыше 10 тыс. грн. назначены на общих основаниях, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании.
Забегая наперед, скажем, что, согласно Закону, пенсии, превышающие 10 минимумов для нетрудоспособных, будут выплачиваться без индексаций и повышений до тех пор, пока их размер не сравняется с максимальным, который, в свою очередь, будет подрастать. Или до тех пор, пока не скажет свое веское слово Конституционный суд.
* * *
Законом унифицируются правила относительно пенсий, назначаемых досрочно в связи с увольнением (сокращение штатов, состояние здоровья). Право на досрочную пенсию — и для льготников, и для нельготников — гарантируется лишь уволенным за полтора года до достижения ими нового пенсионного возраста. И только при наличии нового размера страхового стажа — 30/35 лет.
Следует иметь в виду, что, согласно Закону, выплата досрочных пенсий прекращается до достижения пенсионного возраста, если человек снова устроился на работу.
Обычные пенсии (по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании)
Целый ряд изменений коснется как порядка назначения, так и порядка перерасчета.
Базовыми при расчете размера пенсии становятся данные системы персонифицированного учета застрахованных лиц: будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года.
Данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.
С 1 января 2012 года при исчислении размера будущей пенсии будет использоваться показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одного застрахованного в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующие обращению за назначением пенсии. А не за один, как это делается сейчас и будет делаться до конца 2011 года.
То есть в 2012-м будет использоваться показатель средней зарплаты за 2009-й, 2010-й и 2011 годы.
* * *
Перерасчет пенсии в связи с повышением прожиточного минимума для нетрудоспособных полагается только неработающим пенсионерам. Работающим же перерасчет пенсии произведут лишь после увольнения с работы — по тому прожиточному минимуму для нетрудоспособных, который будет действовать на дату увольнения.
Вообще тема перерасчетов содержит немало новелл. Как мы уже говорили, ныне работающий пенсионер, отработав очередные 24 месяца, может обратиться в Пенсионный фонд за перерасчетом пенсии по стажу. Такого перерасчета не надо бояться: к пенсионеру, оформившему пенсию до 1 октября с.г. и не менявшему после 1 октября место работы, не могут быть применены новая норма страхового стажа или новый пенсионный возраст.
Иное дело — перерасчет по стажу и заработку, что тоже не воспрещается. Но в таком случае пенсионер должен быть готовым к тому, что к нему применят новые нормы Закона относительно нормативного страхового стажа (30/35). Кроме того, перерасчет будет производиться с применением того же показателя средней зарплаты, с которой уплачены страховые взносы, что и при предыдущем перерасчете (либо, если перерасчетов не было, — при назначении пенсии).
Вряд ли можно утверждать, что такой перерасчет по стажу и заработку априори не выгоден. Надо иметь в виду, что новый Закон увеличиваетвозможности оптимизации заработка. Если прежде разрешалось изъять заработки за «невыгодные» месяцы в пределах 10% стажа, но не более 60 месяцев подряд, то теперь можно исключить сверх этих 60 месяцев также периоды учебы, службы в армии, отпуска по уходу за ребенком, ухода за инвалидом первой группы или человеком старше 80 лет.
* * *
Еще одно новшество касается пенсий работников бюджетной сферы.Традиционно считается, что речь идет об учителях и врачах, но в пунктах «е» — «ж» статьи 55 закона о пенсионном обеспечении, на которые идет ссылка в Законе, фигурируют и спортсмены, и артисты, и некоторые другие категории. Согласно Закону, им положена денежная помощь в размере десяти назначенных пенсий, если они: а) работали в учреждениях государственной или коммунальной формы собственности; б) раньше не получали ни один из видов пенсии; в) имеют страховой стаж 30/35 лет на таких должностях.
Выплата денежной помощи предусмотрена за счет госбюджета, и ее порядок будет определяться постановлением Кабмина. Вероятно, в этом же постановлении разъяснят, что это за зверь такой — «назначенная пенсия».
* * *
Как известно, кроме пенсий по возрасту, закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании регулирует еще и пенсии по инвалидности и по потере кормильца. Здесь тоже есть изменения.
Например, пересмотрен страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. Для инвалидов первой группы его понизили по сравнению с ныне действующим законом в молодом возрасте и повысили — в зрелом. Так, 25-летнему инвалиду для назначения пенсии теперь достаточно одного года стажа, а 54—59 летним — десять лет (раньше была «вилка» с двух до пяти лет).
Специальные пенсии
Главное новшество — поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин-спецпенсионеров до 62 лет. Но, в отличие от «всеобщего» повышения пенсионного возраста для женщин, оно стартует не через неделю, а лишь с января 2013 года. И с шагом «на полгода за год».
В 60 лет выйдут на пенсию те, кто родился по 31 декабря 1952 года включительно;
в 60 лет 6 месяцев — …с 1 января 1953-го по 31 декабря 1953-го;
в 61 год — …с 1 января 1954-го по 31 декабря 1954-го;
в 61 год 6 месяцев — те, кто родился с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года. В 62 года — все, кто моложе.
То есть с 1 января 2013-го мужчины-госслужащие будут выходить на пенсию в 60 лет и 6 месяцев.
Новшество касается госслужащих и приравненных к ним категорий: народных депутатов, работников прокуратуры, суда и Нацбанка, таможенников, научных работников, журналистов государственных и коммунальных СМИ.
Институт продления пребывания на госслужбе отменяется. Однако те госслужащие и работники органов местного самоуправления, которым уже сейчас 62 года и в отношении которых было принято решение о продлении срока пребывания на госслужбе до 65 лет еще до вступления в силу Закона, смогут доработать до 65. Такое решение, дабы избежать коллапса госслужбы в стране, приняла Верховная Рада 6 сентября.
* * *
Размер специальной пенсии сокращается с нынешних 90 до 80% от заработной платы.
Эта норма вкупе с резким повышением нормативного стажа уже привела в преддверии 1 октября к массовому исходу народа с госслужбы (и приравненных видов деятельности) всеми возможными способами, в том числе и по сокращению штатов. Люди у нас продвинутые и считать умеют…
* * *
До 60 месяцев (против нынешних 24) увеличивается период, за который учитывается заработная плата для назначения специальных пенсий. Эта норма касается государственных служащих, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.
Таким образом, уже с 1 октября заработная плата для назначения пенсии будет браться не за последние два года, а за пять лет. Но чтобы эта норма начала действовать, Кабмин должен внести изменения в постановление №865 от 31.05.2000 года.
* * *
По аналогии с законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании изменяются нормы, регулирующие назначение пенсий научным работникам. По крайней мере, по двум пунктам. А именно:
— при выходе на пенсию научных работников будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года;
— данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.
Кроме того, с 1 января 2012 года при исчислении размера пенсии научным работникам будет использоваться показатель средней заработной платы за три предшествующих календарных года. Но если при назначении обычных пенсий за три года берется зарплата (доход) в среднем на одного работника в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, то при назначении научных — средняя зарплата по отраслям экономики Украины (госкомстатовская). Согласитесь, есть разница…
* * *
Новым работающим спецпенсионерам пенсия будет выплачиваться в размере обычной, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Данная норма распространяется на госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов. Но только на тех, кому пенсия назначена после 1 октября с.г., или тех, кто поменял после этой даты место работы.
После увольнения с работы пенсия будет выплачиваться в размере, предусмотренном специальным законом.
* * *
Досрочно (как чернобыльцам, участникам боевых действий и пр.)спецпенсия не выплачивается — надо ждать общеустановленного пенсионного возраста.
Эта норма касается госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.
* * *
С 20 до 25 лет повышается выслуга для назначения пенсиивоеннослужащим, работникам органов МВД, МЧС, СБУ и других силовых структур, уволенных со службы. При этом вводится календарное исчисление выслуги.
Ежегодно выслуга будет увеличиваться на шесть месяцев. И если уволенному до 30 сентября 2011 года военнослужащему на день увольнения достаточно иметь не менее 20 лет выслуги, то
с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012-го — 20 календарных лет и 6 месяцев и более;
с 1 октября 2012-го по 30 сентября 2013-го — 21 календарный год и более,
и т.д., вплоть до 1 октября 2020 года, после которого размер выслуги должен составлять 25 и более календарных лет.
Исключение — военнослужащие летного состава и плавсостава подводных лодок. Они по-прежнему будут выходить на пенсию независимо от возраста при наличии на день увольнения выслуги в 20 лет и более.
Собственно говоря, этим изменения для военнослужащих и приравненных к ним категорий и исчерпываются. Сохраняются:
— нынешний порядок, при котором за 20 лет выслуги (с учетом льготного исчисления) полагается 50% заработной платы (55% — для вышедших в отставку) и 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет;
— порядок выплаты денежной помощи при увольнении;
— действующий механизм выплаты пенсии работающим пенсионерам: в полном размере независимо от заработной платы.
* * *
С 20 до 25 лет повышается выслуга для прокуроров. На день обращения за назначением пенсии, независимо от возраста, выслуга должна составлять не менее:
по 30 сентября 2011 года — 20 лет, в том числе стаж работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет;
с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года — 20 лет и 6 месяцев, в том числе стаж работы… не менее 10 лет 6 месяцев;
и т.д., по шесть месяцев увеличения за год, вплоть до 1 октября 2020-го. Начиная с этой даты для назначения пенсии потребуется 25 лет выслуги, в том числе не менее 15 лет стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры.
«Накопительная», осовременивание и прочие обещания
Немало места в тексте Закона уделено вопросам второго (обязательного накопительного) уровня пенсионной системы. Но это совсем не значит, что Украина уже на пороге его внедрения.
Тема обязательной накопительной системы обещает стать не менее «долгоиграющей», чем сама пенсионная реформа.
Если коротко, то главные мессиджи со времени первого чтения Закона остались неизменными. Внедрять обязательную накопительную систему в Украине планируется с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины. Будет это 2013-й или 2014-й — вопрос остается открытым.
Участниками накопительной системы станут те, кому на момент ее запуска исполнится не больше 35 лет. Начинать платить будут с 2% от заработка с последующим увеличением страхового взноса до 7%. Администрирование в течение первых двух лет будет осуществляться через Пенсионный фонд, а затем — через негосударственные пенсионные фонды по выбору участников.
В общем, в самом Законе — ничего принципиально нового. Новости по части обязательной накопительной, как неоднократно заявлял вице-премьер — министр социальной политики С.Тигипко, следует ждать ближе к зиме.
А вот текст проекта госбюджета на 2012 год, обнародованный на прошлой неделе, дает неплохую пищу для размышлений. Как явствует из пояснительной записки (с. 103—104), дефицит средств Пенсионного фонда составит в будущем году 2,2 млрд. грн. и снизится против плана текущего года на 87,6%.
Однако правительству для выполнения пенсионных и социальных обязательств, которые согласно законам финансируются за счет госбюджета, необходимо будет выделить очень солидную сумму — 46,1 млрд. грн. С учетом упомянутых выше 2,2 млрд. на покрытие дефицита Пенсионного фонда — 48,3 млрд. грн.
Это свидетельствует о том, что, несмотря на реально прописанное в Законе ужесточение правил пенсионного страхования, финансовая ситуация в среднесрочной перспективе остается сложной.
Сейчас очень трудная тема — осовременивание пенсий. Как известно, поправка №40, предполагавшая перерасчет пенсий по заработку 2009 года и «тянувшая» примерно на 50 млрд. грн. в год дополнительно (!), в последний момент, 6 сентября, была изъята из проголосованного Закона. Произошло это по формальному признаку — несоответствия уже существующим законодательным нормам. Однако очевидно, что на самом деле проблема — в огромных дополнительных деньгах, которых взять просто неоткуда. Ни госбюджету, ни Пенсионному фонду.
Кроме того, по большому счету, предлагаемый механизм осовременивания — не самый лучший выход. Проблема будет обостряться и в дальнейшем, с периодичностью в три-четыре года, до тех пор, пока не будет разработана, закреплена законодательно и внедрена адекв
- Информация о материале
Уникальный "п...." 2012
С момента публичного появления проекта государственного бюджета 2012 не оставляло ощущения, что этот трагикомический политический фарс очень напоминает эпизод из известного мультфильма "Ледниковый период".
Припоминаете, там был такой персонаж Скрат – бешеная крысобелка, зацикленная на стремлении завладеть желудем? Клептоманские манипуляции Скрата с желудями непременно приводят к глобальным следствиям, которые он встречает с искренним удивлением в глазах и неуместной улыбкой на лице.
Скрат не умеет говорить, изредка пищит, и в перерывах между попытками присвоить овеянный мечтой желудь, бегает сказочным миром и большей частью кричит.
Никого не напоминает?
Если верить Википедии, то почти каждая манипуляция нашего героя с желудем, а их было 22, ставила мультяшный мир вверх ногами и служила причиной катастрофы…
Если же верить арифметике главы правительства, то этот бюджет у него 18-й, и вся страна снова старается понять, как с этим "бюджетным счастьем" управиться и выжить.
Возможно, это сравнения преувеличены, но на это вдохновляет артистизм, с которым представители власти отреагировали на представленный правительством финансовый план страны.
На торжественной презентации министр финансов Федор Ярошенко назвал правительственный проект государственного бюджета на 2012 год "уникальным". Несколько дней потому, острый на язык мэр одного из областных центров, характеризуя бюджет 2012, обратился к обсценной лексики вспомнивши "п…ц", другими словами, имел в виду наступления крайне неприятных следствий.
Наиболее интересное, что оба имеют рацию.
Начнем из того, что правительство партии власти и самая партия не поделили арифметику. Лидер фракции Партии регионов нашел небольшую помарочку, величиной с распухший бюджет реконструкции НСК "Олимпийский". Оказывается, расходы составных бюджета на 4,5 миллиарда больше совокупных расходов госбюджета.
Что касается социальных статей бюджета, то они фактически заморожены.
У пенсионеров "пенсионной реформой" отобрано 15,6 миллиардов экономии за 9 месяцев, или 22,4 миллиардов за один год. На социальную защиту ветеранов войны и труда выделяется 6 миллиардов - столько же, сколько идет на субсидирование угольной промышленности (читай – металлургических и угольных магнатов). На социальную защиту безработных выделяется 0,4 миллиарда.
При этом бюджет дотирует НАК "Нефтегаз" и "Укрэнерго" на 13 миллиардов гривен, хотя с неоднократными фактическими и запланированными поднятиями цен на газ, а также обещанным поднятием эффективности и головокружительным профессионализмом эти монополии имели бы еще в этом году выйти на самоокупаемость.
В 2012 году запланировано выделения государственных гарантий на 15 миллиардов гривен. При этом, в отличие от госбюджета-2011, направления экономики, на которые предоставляются госгарантии, не определенные.
Что его определять, когда и так понятно: желудь, он и в Африке желудь, подумали члены правительства, и решили не ограничивать себя ненужными формальностями, которые лишь время забирают.
В украинских реалиях государственные гарантии - это синоним прямых затрат, а точнее - убытков бюджета. В этом году правительство превзошло сам себя - 15 миллиардов государственных обязательств, за которые украинцы будут рассчитываться не один год, будут распределяться закрыто.
Пространство вариантов - от очередного роста бюджета ЕВРО-2012 и дежурных бизнес-проектов членов правительства, до достройки чьих-то дач за забором Конча-Заспы.
Вообще, бюджет настолько туго набит явным образом лоббистскими статьями, словно фаршированный поросенок. Там и поддержка частных электростанций, частных оптовых рынков, частных шахт, приисков…
Не забывает бюджет и о традиционном улучшении.
Оно в который раз наступает для … генпрокуратуры – финансирование возросло с 2,200 до 2,500 миллиардов, МВД – с 13,858 до 14,434 миллиардов, президента с 1,388 до 1,438 миллиарда.
Добавим, что увеличение затрат этих структур регулярно длилось и в 2010, и в 2011 годах.
Показательно, что такое "роскошество" происходит на фоне сокращения финансирования медицины на 0,5 миллиарда. В 2011 году через Минохраны здоровья прошло 7,548 миллиарда. В 2012 году - 7,068 миллиарда. Выходит по 154 гривны на год на человека. Однако, если сосчитать с известными своей честностью тендерами Минохраны здоровья, то граждане Украины еще и останутся должны.
При этом на агентство по обслуживанию ЕВРО-2012 тратятся невероятные средства. А все затраты с ЕВРО-2012 в 2,5 раз превосходят затраты на медицину. Похоже, власть решила, что можно окончательно забегать на отстроенных стадионах, а украинцев проще не лечить вообще.
Однако не всех. Есть в Украине и тяжелобольные, которые нуждаются в неотложной и квалифицированной медпомощи, причем их состояние прогрессирует. В 2011 году медицинское обслуживание нардепов и руководителей составляло 300 миллиона гривен. А в 2012 году будет составлять уже 465 миллиона.
На лечение ветеранов войны и инвалидов, из бюджета 2012 года выделяется 107 миллионов гривен, а на санатории президентской Дуси – 102,6 миллиона.
Для тех, кто во всем ищет позитив, есть хорошие новости – может правительство и посягает на средства страны, зато делает это честно. В частности, честно сознался, что количество бедных возрастет на 10%.
Но ключевой недостаток бюджета – это его заоблачный, ничем не подкрепленный оптимизм правительства и нежелание, возможно ли неспособность, видеть дальше собственного кабинета.
Помните, чем отличался одержимый любовью к желудям щур, о котором мы упоминали в начале – в погоне за овеянным мечтой объектом он не осознавал глобальные и катастрофические следствия своих действий. Главное – желуди, и чтобы побольше, и пусть все вокруг горит синим пламенем.
Ознакомившись с бюджетом, создается впечатление, что Украина живет в своем уникальном мире.
Это и объясняет "уникальность" бюджета, о которой говорил Федор Ярошенко, а то, что происходит вокруг, никоим образом на них не повлияет. Чем заканчиваются такие мечтания, можно быстро припомнить, взглянув на показатели 2009 года – Украина мировой рекордсмен по падению ВВП – 15 %.
К сожалению, оказывается, что уроки экономического коллапса национальной экономики нас ничему не научили. В правительственном бюджете роста ВВП в 2012 году предусмотрено на уровне 5.5%, инфляция – 7,9%. За последние десять лет такого уровня инфляции в Украине еще не было.
Между тем, МВФ и Мировой банк прогнозируют мировое замедление и рецессию. Рынки падают по всему миру. Несколько стран ЕС на границе дефолта, США – на границе рецессии, правительство Обамы прекращает накачивать экономику деньгами, китайская экономика тормозит.
Прогноз 2012 года роста экономик США, ЕС, Китаю, России снижено на 0,5-1,5%. Например, для России МВФ снизил прогноз роста в 2015 году с 4,7 к 4.1%, Мировой банк - с 4,5 до 3,7%.
А благодаря гению Азарова Украина ускорится, пока весь мир подождет? Между тем, различие в росте в 1% ВВП пробивает в бюджете 4-миллиардную дырку. А если 2%, или вообще рецессия, которую в 2008 - 2009 годах?
Если правительство не способное к качественным превращениям в украинской экономике, то он, хотя бы обязан быть более скромным в своих аппетитах.
Что изменилось в экономике с 2008 года?
Если что-то и изменилось, то лучше не стало, по крайней мере в ее структуре. Структура экспорта в Украине лишь ухудшилась.
В стране продолжает составляться завершенный колониальный тип экономики. Сырьевые товары в 2011 году составляют до 70% экспорта, в 2008 году – 67%. Между тем, во времена кризиса цены на сырье падают быстрее и глубже всего.
В 2010 году негативное сальдо торговли товарами возросло на 62%, за первые 7 месяцев в этом году – еще на 100%. И не исключено, что скоро МВФ надоест бегать за правительством и покрывать различие кредитами.
Вместо того, бюджет 2012 не предлагает никакой альтернативы тома, чтобы страна и в дальнейшем наращивала долговые обязательства. Особенно интересные на этом тли недавние заявления правительства, что Украина в 2012 году больше в долг брать не будет. Вот лишь в бюджете об этом ни слова.
Наоборот, зафиксировано увеличения заимствований на 91,871 миллиард гривен (колоссальная сумма!), при этом возвращаем лишь 59, 286 миллиардов, то есть происходит то что и в прошлом году – увеличение долга. Из этих денег внешние заимствования почти 5 миллиардов долларов.
Рост долговых обязательств происходит так же упорно, как и во время кризиса. При этом правительство чему-то заявляет, что кризис прошел.
Вопреки очевидности негативных тенденций, правительство планирует в 2012 году взять из бизнеса на 39 миллиардов больше налогов. При этом нужно учитывать, что правительство своими же грабительскими действиями лишь депрессирует экономику. Уже на протяжении этого года количество предприятий уменьшилось на 10%, а количество тех, кто открыл дело, уменьшилась втрое.
Однако наиболее интересная новация в нынешнем бюджете - его редчайший "туман". Количество статей бюджета сократилось в разы, в то время как суммы, которые проходят по ним, пропорционально возросли.
Размытые статьи – "фишка" бюджета. Большинство затрат проходят по интересным статьям на манер "улучшение повышения", "оптимизация углубления", которые невозможно проконтролировать.
Понятно, все это - для конспирации, чтобы никто не догадался. После того, как власть уничтожила парламент, ей просто нет перед кем отчитываться. Ну не перед левой рукой же Чечетова?
- Информация о материале
Право неотчуждаемое и незыблемое. Или?..
Глава КГГА Александр Попов тут же заверил, что Киевская администрация не будет принимать решений, которые хоть как-то нарушат демократические принципы. «Я посмотрю этот проект, и мы его отменим даже как проект, если там есть какие-то наступления на демократию», — пообещал он. В свою очередь пресс-секретарь главы КГГА Наталья Ильницкая подчеркнула, что проект решения касается лишь проведения различных культурных акций, но не митингов или демонстраций.
Впрочем, уже известно, как наша власть умеет «упорядочивать» разного рода акции. Прекрасное тому подтверждение — недавние события на улице Владимирской. Когда власти по совершенно непонятным причинам запретили мирное шествие граждан на День Независимости.
Или другой совсем свежий пример. Буквально вчера Окружной административный суд Киева запретил проведение массовых мероприятий в центральной части города 22 — 23 сентября. Суд аргументировал решение тем, что, согласно сообщениям о проведении мирных собраний, количество участников превышает 50 тысяч человек, а это может привести к конфликтам и нарушению общественного порядка. Напомним, что на четверг анонсировалось проведение акции «Запретим рекламу сигарет», а на пятницу — «Уничтоженный Крещатик. Мы помним».
Представители общественной организации «Всесвіт» Наталья Зубар и Александр Северин провели масштабный мониторинг, как в разных регионах Украины реализуется право граждан на мирные собрания. Их выводы, увы, неутешительны...
Право граждан собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации закреплено в статье 39 Конституции Украины, является их неотчуждаемым и незыблемым правом, гарантированным Основным Законом Украины.
(Из решения Конституционного Суда Украины №4-рп от 19.04.01)
Диспозиция
Среди основополагающих гражданских прав, реализация которых определяет положение народа во взаимоотношениях с государством, право на мирные собрания является, «может, и не первым, но и не вторым». Статья 39 Конституции Украины устанавливает, что «граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».
При этом конституционные нормы являются нормами прямого действия и имеют наивысшую юридическую силу.
Более того, в 1997-ом году Украина ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод (Европейскую конвенцию по правам человека), в соответствии со ст. 11 которой «Каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу объединения с другими лицами Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, за исключением тех, которые установлены законом и являются необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или морали либо для защиты прав и свобод других лиц».
При этом в соответствии со ст. 9 Конституцией Украины и Законом «О международных договорах Украины» «международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины», а «если международным договором Украины, который вступил в силу в установленном порядке, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора».
Поэтому не надо быть профессиональным юристом, чтобы понять и перевести это на «простой язык»: право на мирные собрания гарантированно нам Основным Законом и может быть ограничено только судом, только в соответствии с законом и только если такое ограничение является необходимым в демократическом обществе для достижения определенной благородной цели.
Но не нужно быть и профессиональным исследователем или правозащитником, чтобы понимать, что на практике с правом на мирные собрания в Украине не так все просто: едва ли не ежедневно мы слышим и читаем о судебных запретах на проведение уличных акций, вмешательстве правоохранительных структур, задержаниях участников акций и т.д.
Постановка вопроса
Поэтому мы поставили (в форме письменных информационных запросов) перед всеми городскими советами областных центров Украины и городов Симферополь и Севастополь (всего 26 респондентов) вопрос о том, как они способствуют (если способствуют) реализации права граждан на мирные собрания, а именно:
1. Существует ли утвержденный городским советом порядок рассмотрения сообщений граждан, общественных организаций, политических партий о проведении мирных собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий (ст.39 Конституции Украины)?
Если да — предоставить копию такого акта.
Если нет — предоставить информацию, чем конкретно (какими правилами и критериями) руководствуется городская власть при определении наличия оснований для обращения в суд относительно ограничения права на мирные собрания.
2. Количество обращений городской власти в суд относительно запрещения мирных собраний (ограничения права на мирные собрания), количество решений суда о запрещении мирных собраний в течение этого года.
Ответили все. Днепропетровский горсовет предоставил ответ только на повторный запрос.
Данные о количестве обращений в суд отказались предоставить Одесский и Харьковский городские советы. Одесский — со ссылкой на неясный часовой интервал, им был послан повторный запрос. Харьковский горсовет заявил, что отдельный учет исков относительно ограничения права на собрания не ведется, на них был подан судебный иск за непредоставление информации.
В ходе исследования оказалось, что, например, в Севастополе заявки на проведение митингов требуют подавать в РГА, а не в горсовет, нам известно как минимум об одном случае судебного запрета митинга по обращению РГА, при этом горсовет показывает нули в ответах о запрещенных митингах.
Суд как ultima ratio власти
Всего за текущий год в городах Украины (без Киева, Харькова и Одессы) горсоветы подали в суд на запрещение 64 митингов. В 53 случаях суд удовлетворил эти иски (82%).
Киевский горсовет предоставил данные за 2009—2011 годы, без разбивки по годам. В суд было подано 48 раз, иски удовлетворены — 35 раз (72%).
Многие горсоветы ответили, что не обращались в суд по поводу запрещения митингов (или же ограничения права на мирные собрания). Однако эти ответы могут значить то же, что и в Севастополе (заявки подаются РГА), или то, что горсоветы вообще не утруждают себя судебными исками, как в Луганске, когда горисполком без всякого решения суда запретил (http://gorod.lugansk.ua/index.php?newsid=5047) все массовые мероприятия во время визита патриарха РПЦ. Поэтому мы можем говорить о том, что наше исследование дает минимальную оценку состоянию относительно реализации права на мирные собрания.
Утверждают, что не обращались в суд по поводу запрещения митингов горсоветы Винницы, Житомира, Ивано-Франковска, Кировограда, Луганска, Ровно, Ужгорода, Хмельницкого, Черновцов, Севастополя. Рекордсменом по обращениям в суд (кроме Киева, где естественным является и самое большое количество митингов и попыток их запрещений) является горсовет Днепропетровска, далее идут Запорожье и Симферополь. Нужно отметить, что все три города никоим образом не являются центрами протестной активности, и такой пик запрещений там статистически никак не оправдан.
Основания для обращения в суд
Ответы на вопрос «об основаниях для обращения в суд относительно запрещения мирных собраний» предоставили только 14 горсоветов из 26. Только 2 сослались на ст. 39 Конституции, чаще всего основанием называлась «угроза интересам национальной безопасности и общественного порядка» — 9, «в случае наличия нескольких сообщений относительно реализации права на мирные собрания в одном и том же месте» — 3, «если количество участников мероприятия превышает возможности территории» — 2, на несоответствие местному порядку проведения собраний, принятому советом либо исполкомом, сослались 2 горсовета.
Однако наш мониторинг показывает, что основание для обращения в суд «в случае наличия нескольких сообщений относительно реализации права на мирные собрания в одном и том же месте» является самым распространенным. У нас есть документы о решении судов на основании таких представлений из Харькова, Днепропетровска, Донецка, Симферополя, Одессы и других городов. Именно эта практика позволяет власти при необходимости запретить любой митинг. Делается это так — в ответ на заявку неугодной организации подается заявка на то же время и место от провластной организации, и горсовет подает в суд на запрещение обоих митингов. Суды такие представления чаще всего удовлетворяют. Эта практика является незаконной, в таких случаях власть должна не запрещать митинг, а предложить заявителям разные места для проведения, то есть — развести их. В Харькове осуществлена попытка обжаловать такое запрещение, однако пока еще неуспешно (дело «футболится» между инстанциями).
Какие очки?
На вопрос «Чем руководствуются при рассмотрении сообщений о проведении мирных собраний?» не ответили только Черновцы и Львов.
Ответили, что руководствуются:
· ст. 39 Конституцией Украины — 13 горсоветов;
· решением КСУ от 19.04.01 —
· 8 горсоветов;
· законом «О местном самоуправлении в Украине» — 6 горсоветов;
· указом Президиума Верховной Рады СССР от 28.08.88 №9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций в СССР» — 5 горсоветов;
· ст.182 Кодекса административного судопроизводства Украины — 3;
· ст.11 Европейской конвенции по правам человека — 2;
· законом «О благоустройстве населенных пунктов» — 2;
· положением об общих собраниях граждан по месту жительства (постановление ВРУ от 17.12.93) — 1;
· международным пактом о гражданских и политических правах — 1.
Местные акты о порядке рассмотрения сообщений о проведении мирных собраний найдены в 11 из 26 городов.
Местные девиации
Местные акты (под разными названиями) о порядке рассмотрения сообщений о проведении мирных собраний найдены в Днепропетровске, Житомире, Запорожье, Киеве, Кировограде, Луцке, Ровно, Симферополе, Сумах, Харькове, Херсоне.
В последнее время граждане обжаловали «Положение» в Житомире, упразднили через суд в Симферополе, Черновцах и Ужгороде.
Существующие положения достаточно часто направлены на осложнение организации и проведения митингов. Например, в Днепропетровске и Ровно не разрешается митинг, если «уставом организатора не предусмотрена деятельность, связанная с организацией мероприятий», в Житомире «организаторы обязаны заключать соглашения с организациями, рекомендованными исполкомом, относительно соблюдения общественного порядка, безопасности движения, противопожарной безопасности, относительно соблюдения санитарного состояния территории и т.п.», от организаторов требуют сообщения за 10 дней (Днепропетровск, Запорожье, Киев, Луцк, Ровно, Симферополь, Харьков, Херсон) или даже за 30 дней (Ивано-Франковск). В Ужгороде была предусмотрена процедура «согласования» с от 4 до 11 инстанциями.
В Киеве действует порядок, согласно которому с 2005 года запрещены мероприятия в центре города, запрещено установление палаток, использование громкоговорителей, и который, вполне очевидно, применяется избирательно.
В то же время в соответствии с частью первой ст.144 Конституции Украины «органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к выполнению на соответствующей территории». В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 «а» ст. 38 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 №280/97-ВР к ведению исполнительных органов городских советов относится: «решение в соответствии с законом вопросов о проведении собраний, митингов, манифестаций и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий; осуществление контроля за обеспечением при их проведении общественного порядка». Сегодня в Украине отсутствует закон (законодательный акт), который регулировал бы вопрос проведения собраний, митингов, манифестаций и демонстраций и т.п., а согласно ст. 39 Конституции Украины «граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».
Следовательно, ни один закон не предоставляет органам местного самоуправления и их исполнительным комитетам права самостоятельно, без решения суда, тем или иным образом ограничивать право на мирные собрания — в том числе и путем какого-то «нормативного урегулирования» этого вопроса собственными актами. Подобные решения являются выходом за пределы легитимной компетенции и нарушением конституционного права граждан на мирные собрания.
Back in the USSR
Как уже сказано, пять городских советов (это Винницкий, Ивано-Франковский, Одесский, Тернопольский и Черкасский) прямо сообщили, что при рассмотрении сообщений о проведении мирных собраний руководствуются указом Президиума Верховной Рады СССР от 28.08.88 №9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций в СССР» еще несколько ностальгирующих за совком советов (например — Харьковский) сослались на этот «порядок» в своих собственных нормативных актах, которыми они претендуют (незаконно, как показано выше) регулировать отношения относительно проведения мирных собраний.
Действительно, верховносоветские законодатели как-то не спешат отменять постановление ВРУ от 12.09.91 «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», где написано, что «до принятия соответствующих актов законодательства Украины применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины», однако:
а) с 1996 года вопрос проведения мирных собраний в Украине урегулирован ст. 39 Конституции Украины (актом прямого действия и высшей юридической силы);
б) отмеченный Указ противоречит Конституции Украины, поскольку предусматривает разрешительный характер проведения мирных собраний и вообще говорит об их проведении в несуществующем государстве «СССР», регламентируя отношения несуществующих граждан несуществующего «СССР» с такими же несуществующими «исполнительными комитетами советов народных депутатов», рассматривая проведение собраний сквозь вопрос соответствия или несоответствия «Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик» — несуществующих конституций несуществующих субъектов.
Да и вообще, по ст. 19 Конституции органы государственной власти, местного самоуправления могут действовать только в соответствии с Конституцией и законами (а не постановлениями — хоть «президиума ВС СССР», хоть собственно ВРУ), а согласно п. 1 ст. 92 Конституции права и свободы человека и гражданина, их гарантии определяются, опять-таки, только законами.
Следовательно, никаких оснований вытаскивать со свалки советские нормативные отбросы не существует, кроме, конечно, депутатско-чиновничьей ностальгии по советским временам и рефлекторного стремления власть имущих, перепуганных даже призраком свободного общества, запрещать, запрещать и еще раз запрещать.
Короткий вывод
В Украине у местной власти нет единого подхода, единой практики реализации права на мирные собрания. При попытках граждан реализовать это право власть часто нарушает Конституцию. Сверхвысокий процент удовлетворенных исков местной власти относительно ограничения права на мирные собрания вряд ли свидетельствует о непредубежденности судов при рассмотрении таких дел.
Что дальше?
Как либералы, к тому же достаточно осведомленные с отечественной практикой законотворчества, согласно которой правовые акты обычно выходят какими-то не слишком правовыми, а скорее актами законо-давства для подавления (или выхолащивания) прав и свобод, мы придерживаемся мысли о нецелесообразности принятия отдельного закона о мирных собраниях — Конституции и ратифицированных международных актов достаточно. Единственным исключением является вопрос определения «заблаговременного извещения» о проведении мирных собраний — именно это («определение конкретных сроков заблаговременного извещения с учетом особенностей форм мирных собраний, их массовости, места, времени проведения и т. п.») только и может быть, в соответствии с решением Конституционного Суда Украины №4-рп/2001 от 19.04.01, «предметом законодательной регуляции» — будь то в отдельном законе или в законодательном акте, который будет регулировать в целом административные отношения между властью и гражданином.
Вместе с тем, с нашей точки зрения, целесообразно инициировать отмену в судебном порядке (признание противоправными и недействительными) как самовольно принятых местной властью «порядков», так и одиозного советского реликта — указа давно канувшего в Лету президиума давно несуществующего органа давно усопшего тоталитарного государства. И если это кто-то сделает быстрее и эффективнее — мы только за.
Кроме того, учитывая полную правоприменяемую кашу, могут возникнуть основания («неоднозначное применение») для обращения в Конституционный Суду Украины относительно толкования ст. 39 Конституции в другом, более широком контексте, чем это было сделано в решении №4-рп/2001.
P. S. По сути, всякое нормальное (то есть правовое и демократическое) государство является продуктом «собрания граждан», проведенного в той или иной форме для легитимизации властных институций и определения принципов взаимоотношений в вехе «государство-гражданин». А всякая власть, которая в мирных и нечрезвычайных обстоятельствах стремится ограничить это основополагающее право, не только самоделегитимизируется, но и напрашивается на собрание граждан, которое поставит на такой власти крест. Или осиновый кол.
- Информация о материале
Как побеждать власть: Под высоким избирательным напряжением
В первой части серии публикаций «Как побеждать власть» портал «Комментарии» рассказал о том, как граждане для достижения своих целей могут разыграть карту внутренних противоречий во власти. В конце первой части «Комментарии» упомянули недавний «троещинский инцидент», в котором глава Киевгорадминистрации Александр Попов поддержал недовольных киевлян не столько из желания «подсидеть» своего партийного соратника, сколько из страха перед электоральными последствиями на будущих выборах, за которые отвечать придется именно Александру Павловичу. И чем ближе будут выборы, тем эффективнее можно использовать страх власти потерять поддержку.
Хотя и в избирательное «межсезонье» хватает известных случаев, когда общественность «задавила» власть своим недовольством. Так, харьковчане смогли отстоять самый старый кинотеатр города «Боммер», который облсовет дважды пытался продать, но потом оба раза депутаты отменяли решение. Первый раз народные избранники хотели лишить харьковчан старинного кинотеатра в 2007 году. Тогда облсоветом руководил «регионал» Василий Салыгин. Сначала он предложил защитникам кинотеатра судиться с облсоветом, однако потом, депутаты отменили решение о приватизации. Два года спустя, уже при новом «бело-голубом» руководителе облсовета Сергее Чернове, «Боммер» снова хотели продать, но по причине «негативного социального резонанса» в конце 2010 года решение снова отменили.
И это не единственный пример, когда массовые протесты приводили к определенным результатам. Так, в Одессе акция «Я не плачу за парковки», начавшаяся этим летом, заставила даже проехаться по городу мэра Одессы Алексея Костусева, который потом громко стучал кулаком по столу. Поводом для массовой акции с говорящим самим за себя названием стало решение горсовета о повышении цен за парковку в 5 раз. Одесситы решили протестовать, воспользовавшись тем, что в городе не было практически ни одной парковки, отвечающей требованиям Кабинета министров. Общественности уже удалось добиться от власти подтверждения, что на ряде парковок шлагбаумы установлены незаконно, а также привлечь множество сторонников, которые отказываются платить «непонятно кому». Мэр пообещал лично проверять разметку на стоянках и даже провел первый рейд. И хотя пока далеко не все стоянки приведены в порядок, но все же несколько десятков парковок приобрели «цивилизованный» вид, а акция «Я не плачу за парковки» тем временем продолжается. А Костусев вынужден считаться с мнением избирателей, поскольку его победа двухгодичной давности была не слишком убедительной.
Часто добивается успеха именно давлением такая большая и организованная группа избирателей, как крымские татары. Таким примером может служить недавняя «война» за руководящие кресла Бахчисарайского историко-культурного заповедника, которая этим летом развернулась между крымской властью и Меджлисом крымскотатарского народа, закончилась победой последнего. Спор возник из-за желания Совмина автономии поменять директора заповедника. В ответ Меджлис потребовал согласовать с ним кандидатуру, пригрозив в противном случае, провести акции протеста. Несколько дней новоназначенный директор – Валерий Науменко, просто физически не мог занять свое место - вход в Ханский дворец был заблокирован. В итоге Совмин пошел на переговоры и, в конечном счете, согласился на условия крымских татар – назначить на две ключевые должности в заповеднике ставленников Меджлиса – заместителя директора по общим вопросам и директора Ханского дворца, который входит в структуру заповедника. И дело не только в том, что серьезные «проблемы» с татарами были уже «здесь и сейчас», а и в том, что со времен премьерства покойного Василия Джарты, «бело-голубая» власть по мере ухудшения отношений с пророссийскими организациями старается по возможности перетянуть на свою сторону крымскотатарский электорат, традиционно голосующий против русофилов.
Таким образом, становиться ясно, что власть очень боится организованных и, главное, массовых протестов целевых групп избирателей, особенно, в своих электоральных вотчинах. Однако далеко не всегда ущемление прав отдельных граждан или небольших групп, игнорирование властями отдельных проблем, может вызвать массовые акции протеста. Но даже в этом случае не следует опускать руки. В следующей части «Как побеждать власть» портал «Комментарии» расскажет о том, как локальные группы, общественные организации и даже отдельные граждане, не организовывая массовых акций и не будучи большой электоральной «потерей», добивались того, что власть была вынуждена идти им на встречу.
- Информация о материале
Отмена льгот – сорвана и станет предметом «согласования»
Участникам протеста против отмены льгот чернобыльцам, инвалидам, ветеранам, и другим категориям граждан пока удалось заблокировать принятие законопроекта «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» № 9127.
Штурм парламента 20 сентября помешал правительству и провластному большинству провести блицкриг. Социальный вице-премьер Сергей Тигипко дал митингующим «слово Азарова». Он заявил, что без согласования с лидерами протестующих организаций принимать законопроект во втором чтении не будут. «Это слово премьер-министра и слово главы Верховной Рады», - заверил вице-премьер.
Скандальный документ был зарегистрирован в парламенте еще в конце прошлого года под № 7562. В определенном роде это был вынужденный шаг правительства. Государство уже задолжало своему народу более 130 млрд грн социальных выплат. И дальше осуществлять их в полном объеме и тем более погашать задолженность, не собиралось.
В стране устоялась практика, когда соцфонды отказывают гражданам в предоставлении законных льгот и выплате надбавок. Населению не оставалось ничего другого, кроме как идти в суды. Но и служители Фемиды, особенно после так называемой судебной реформы, ставят палки в колеса обделенным. Рассмотрения дел затягиваются, нормы законодательства трактуются в пользу государства. И даже если удается получить позитивное решение, соцфонды отказываются его выполнять. Это привело к росту количества обращений украинцев в Европейский суд по правам человека. И 15 октября 2009 он вынес решение по делу «Иванов против Украины», которым обязал страну до января 2011 года решить проблемы с неисполнением судебных решений. Иначе к Украине могут применить санкции, вплоть до приостановки полномочий национальной делегации в ПАРЕ.
Но вместо исполнения решений национальных судов правительство решило ликвидировать сами социальные гарантии. Мол, тогда не будет и обращений в суды, а, следовательно, не будет и чего исполнять. Впрочем, законопроект № 7562, из-за своей скандальности провести через парламент не удавалось. И вот, 8 сентября правительство внесло в ВР, якобы альтернативу ему, а на самом деле тот же самый документ, под № 9127, который на следующий день и был проголосован в первом чтении.
Документ вносит изменения в 15 законов, которые предоставляют гражданам разных категорий социальные гарантии. Так, предлагается предоставить право определять объем этих гарантий Кабмину, в зависимости от наличия средств на эти цели в госбюджете. По подсчетам главы парламентского комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко, изменения коснутся 36 категорий граждан. Тут чернобыльцы, ветераны войны и труда, милиционеры и следователи прокуратуры, работники культуры, медики, шахтеры, дети войны и так далее. Очевидно, что правительство не сможет найти в госказне средства, положенные этим гражданам. Либо будет их «находить» лишь перед выборами.
В Главном научно-экспертном управлении ВР отметили, что законопроект нарушает более десятка статей Конституции. В частности, в той части, где говорится о том, что новые законы не могут сужать права граждан. Он противоречит действующим законам. Его разработчики проигнорировали ряд решений Конституционного суда. К примеру, в решении КСУ от 9 июля 2007 г. говорится, что неисполнение государством своих социальных обязательств, установленных специальными законами, ставит граждан в неравные условия, что нарушает принцип социального правового государства.
То, что сегодня в Украине существует проблема с социальными выплатами и льготами – факт очевидный. Как и наличие множества липовых льготников. И, наверное, логичная последовательность действий должна была бы выглядеть так: мораторий на введение новых льгот, за ним полная ревизия действующих льгот и выявление липовых льготников. Дальше – обеспечение прозрачности и целевого использования бюджетных денег на социальные программы, ликвидация коррупции в судах. И только потом определение приоритетов развития социальной политики исходя из возможностей бюджета.
Сегодня власть взяла тайм-аут, пообещав провести диалог с гражданами. Однако верить в ее чистые намерения пока не получается. Вспоминаются события налогового майдана. Тогда тоже правительство объявило паузу, вроде бы велись какие-то переговоры с кем-то, майдан разошелся, на площади начали готовиться к Новому году… А закон об упрощенной системе налогообложения ждем и поныне.
- Информация о материале
Жители Донбасса: так это нам спасибо?
Все напряженно ждут (перед субботним матчем «Динамо»—«Шахтер» особенно), ответят ли что-то донецкие фанаты киевским за «Спасибо жителям Донбасса»… ну, и далее согласно рифме. Или придумают нечто новое столичные футбольные «хулиганы», ведущие битву с милицией за своего арестованного товарища, которому грозит четыре года тюрьмы за выкрикивание процитированной выше речевки и драку с работником ФК «Динамо».
Эпизод, случившийся 7 августа, вышел за рамки замкнутого околофутбольного сообщества. Мнения, как водится, разделились. Одни целиком и полностью подписываются под сказанным точнее выкрикнутым. Другие указывают, что упрекать жителей целого региона в том, что происходящий оттуда глава государства… гм… стал не лучшим президентом, как-то неправильно. Третьи возмущены неоправданной жестокостью милиции по отношению к фанатам и сочувствующим. Четвертые, напротив, полагают, что за такое хамство в адрес президента все-таки надо бы и посидеть.
Примечательно, что в самом Донбассе динамовская речевка яркой и бурной реакции не вызвала. Даже в среде тех, кому, вроде бы, послание адресовалось. Фанаты донецкого «Шахтера» — от обычных любителей футбола до «хулзов» явно пропустили сие мимо ушей, никак не отнеся на свой счет. Упрек получился каким-то безадресным.
«Обычный болельщик никак на это не отреагировал. Тем более что именно группа поддержки киевского „Динамо“ всегда отличалась особым хамством, к этому все как-то привыкли и внимания не обращают. Доставалось не только донецким — в Одессе они обзывали игроков и болельщиков местного «Черноморца» жидами. Мы на футбольных полях будем доказывать, что мы сильнее. Насколько я знаю, сейчас этим делом активно занимаются правоохранительные органы, вот пусть и принимают меры», — рассказал начальник отдела по работе с болельщиками ФК «Шахтер» Андрей Гладченко.
Автор этих строк также немного поболтал с людьми, раскупавшими в кассах «Донбасс Арены» последние билеты на домашний матч Лиги чемпионов против «Апоэля». Многие недоуменно пожимали плечами: о скандальной истории они явно услышали впервые. Оно и понятно: видео скандальной речевки било все рекорды в Интернете, но в телевизор не попало. Некоторые мои собеседники ограничивались парой чрезвычайно емких, но, к сожалению, не воспроизводимых в газетной статье выражений в адрес «Динамо», киевлян вообще, Януковича и пр. Как правило, авторов и исполнителей «Спасибо» подозревали в низких умственных способностях вкупе с нетрадиционной ориентацией.
Донецкие «ультрасы» и «хулиганы», обнаружить которых удалось с большим трудом, вообще не сочли перформенс столичных фанатов имеющим хоть какое-то отношение к футболу. Соответственно, потому и не увидели в нем ничего оскорбительного для себя.
«Мы — аполитичны. Киевляне это знают, и, если бы хотели задеть именно нас, кричали бы что-нибудь вроде «Кроты должны жить в земле» или «В шахту! В шахту!». Нет, конечно, почти все участники движения, в основном, «правые». То есть можно было бы поддержать или поспорить, если б речь шла об акции, связанной с именем Бандеры. Но тут — при чем здесь мы? Мы вне политики. Как граждане мы считаем некрасивым оскорблять президента, но чтобы мы этим очень возмутились…», — заявили фанаты, при этом, однако, потребовавшие не называть ни имен, ни прозвищ.
По словам местных «хулиганов», единственной реакцией донецких фанатов на киевское «Спасибо…» стал отказ от выезда на матч с «Динамо» — мол, слишком беспрецедентные меры безопасности предпринимаются теперь милицией, и в «обезьяннике» оказаться шансов гораздо больше, нежели на стадионе или на месте т.н. махача (то есть народной забавы «стенка на стенку» в исполнении «хулзов»). На «махач» в Киев донецкие пообещали приехать позже, а матч — пропустить. «Мы и так сейчас под таким колпаком из-за Евро! Бывает, „забьемся“ с кем-то помахаться, а милиция на место приезжает раньше оппонентов!» — пожаловались донецкие «хулиганы». И выразили некоторое удивление тем, что их киевским соперникам сходит с рук практически все что угодно. Даже в ситуации со «Спасибо…» милиция задержала одного человека, да и то так называемого споук-мена, то есть того, кто только озвучивает речевки, не обязательно придуманные им самим. Хотя на самом деле лидеров фанатского движения в любом городе органы знают наперечет, и при желании могли бы взять всех разом, намертво задавив «ультрасов».
По имеющимся сведениям, столичные болельщики решили, однако, снова отличиться, запланировав во время матча массовый перформенс — встать и сложить руки за спиной, изображая арестованных. В знак протеста против действий милиции.
В самом же Донецке тема обмена приветствиями получила неожиданное продолжение. На постаменте памятника «Слава шахтерскому труду», более известного, как «мужик с камнем», появилась надпись: «Янык наш позор». Коммунальные службы надпись оперативно замазали, а милиция начала розыск хулиганов. Позже на стеле, стоящей на въезде в Донецк со стороны Мариуполя, появился слоган «Спасибо за ананаса».
Фанаты от этих акций активно открещиваются, полагая все это делом рук обычных, нефутбольных «правых». Даже в Донецке есть несколько небольших, но боевитых и одиозных организаций вроде ячеек «Тризуба» и «Патриота Украины». Последние, например, прославились факельным шествием по центру города и митингом с требованием выселить иностранных студентов из общежитий медицинского университета. Правда, бойцы правопорядка своих визави успели изучить и в лицо, и по именам, потому, как правило, вскоре после начала своих акций и футбольные, и нефутбольные «правые» оказываются в знакомых интерьерах Киевского и Ворошиловского РОВД Донецка.
Разница между ними, впрочем, прозрачна и трудноуловима. Спорт всегда пропитан идеологией. Хоть политической, хоть маркетинговой. Все эти «быстрее, сильнее, выше» призваны подчеркивать то силу арийского духа, то столичный пафос, то шахтерский характер, то просто статус владельца заведения как очень богатого человека. Не удивительно потому, что спорт время от времени создает идеи и образы, завоевывающие популярность в обществе. Не в узкой группе фанатов, а в широких, так сказать, массах.
Примеров множество. Чего, скажем, стоят сувенирные значки, выпущенные для россиян к ванкуверской Олимпиаде-2010: расторопные китайцы, у которых в языке порядок написания иероглифов смысл текста не меняет, поспешили порадовать народ надписью «Роисся вперде» на фоне триколора. С тех пор эта фраза употребляется всеми, кто желает кратко подчеркнуть, что считает имперские амбиции России нелепыми и неуместными.
В Англии, ставшей родиной не только футбола, но и движения футбольных хулиганов, на трибунах стадионов зародились несколько неонацистских партий. К счастью, власти вовремя спохватились и, презрев давние демократические традиции, лавочку прикрыли.
Оттуда же, с Альбиона, пошла мода на некоторые носильные вещи, считавшиеся культовыми у «хулиганов». Стиль одежды и манера поведения полуподпольной субкультуры стали едва ли не общепринятыми.
Видимо, и Украине пора было уже пройти через нечто подобное. Жаль, что первым «подарком» от фанатов обществу стала идея деструктивная, которая уже сломала жизнь как минимум трем людям. Уволенному функционеру ФК «Динамо», обвиняемому в хулиганстве болельщику и владельцу типографии Денису Олейникову, вынужденному, по его заявлению, уехать из страны после изготовления партии футболок с надписью «Спасибо жителям Донбасса».
- Информация о материале
Страница 1703 из 2102
