Виктор Янукович взял темп, которому мог бы "позавидовать" Леонид Кучма. Тот превратился на изгнанника в европейских кругах на восьмой год своего президентства, после смерти Гонгадзе, "Украины без Кучмы", " кассетного скандала", "Кольчуг" и так далее...
Логическим завершением упомянутых процессов постоянная позорная страница в истории украинской дипломатии, когда в ноябре 2002-го на протяжении саммита НАТО в Праге впервые была применена рассадка руководителей делегаций по французским названиям их стран. Таким образом, организаторы сделали невозможным, чтобы Леонид Кучма был соседом с Джорджем Бушем и Тони Блэром.
Но скорость, с которой нынешний президент теряет репутацию за границей, значительно опережает опыт Леонида Кучмы. Янукович рискует превратиться на "хромую утку" уже на второй год пребывания при власти. "Украинской правде" стали известные некоторые подробности усилий, которые применяет Запад для того, чтобы спасти Украину от преобразования на вторую Беларусь, а ее президента - на парию.
Избрание Януковича на должность поздравляли в западных столицах. В первые дни после второго тура ему позвонил по телефону Барак Обама, а послы Франции и Германии попросили о срочной встрече у Сергея Левочкина, чтобы вручить ему приветственные листья для Януковича со своих столиц.
Решение нового президента осуществить первый визит в Брюссель восприняли там как положительный жест. И, как всегда бывает, европейская бюрократия начала воспринимать негативные сигналы из Киева с несколькомесячной задержкой.
Гражданское общество в Украине уже на полный голос взывало о притеснениях оппозиции и свертывание свободы слова, когда западные чиновники продолжали произносить ритуальные фразы о начатом новым президентом "курсе реформ".
Янукович через ручной Конституционный суд возвратил себе власть Кучмы, а Луценко уже несколько недель сидел в тюрьме, когда в риторике Запада появилась довольно сдержанное определение - "выборочное правосудие".
Сигналом для Банковой должно было стать предоставление Чехией политического убежища Богдану Данилишину, но вместо выводов Янукович лишь обвинил эту страну едва не в получении денег от оппозиции.
Поворотной точкой в восприятии Януковича стало 5 августа 2011 года - день ареста Юлии Тимошенко. Администрация президента имела иллюзии, что Европа так же проглотит и это событие. Но злую шутку с Банковой сыграла извечная задержка в реакции Запада, которому требуется время, чтобы вся бюрократическая машина переварила информацию о новых реалиях и согласовала общий подход.
Сегодня, через полтора месяца после заключения Тимошенко, ее дело не называют иначе как "политически мотивированным", а Виктор Янукович уверенно направляется в "черный список" авторитарных политиков.
Ответ Саркози
Как это не грустно признавать на Банковой, но Евросоюз, США и Канада выработали единую позицию - будущее Януковича в отношениях с ними зависит от будущего Тимошенко.
Первым сигналом стало то, что от встречи с Януковичем в Нью-Йорку во время Генассамблеи ООН отказался президент Франции Николя Саркози. По информации "Украинской правды" в французских дипкругах, администрация президента послала запрос об организации таких двусторонних переговоров во время пребывания руководителей двух стран в Америке.
Как стало известно из сообщений Банковой, на встречу с Януковичем вместо Саркози Франция прикомандировала министра иностранных дел Алена Жюппе. Того самого Жюппе, какой первым из руководителей западных дипломатических учреждений заявил, что Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом не приобретет силу до снятия с Тимошенко всех обвинений.
"На наш взгляд, который является точкой зрения большинства, завершение процесса нахождения согласия не сможет состояться, если дело Юлии Тимошенко не будет решено положительно", - сказал Жюппе 3 сентября в польском Сопоте после неформального саммита министров иностранных дел Евросоюза.
21 сентября, когда он имел возможность увидеться с Януковичем, его позиция могла измениться только в более радикальный бок.
"Встреча" с Обамой
В условиях, когда Виктор Янукович попал в центрифугу, Банковая старается создавать информационные поводы, чтобы убедить, что ничего особого не происходит.
Так, в среду администрация президента сообщила, что "Виктор Янукович провел короткую встречу с президентом США Бараком Обамой".
Проблема в том, что, в отличие от Украины, в США на сайте президента Обамы есть его подробная повестка дня. Там детально изложен ежедневный график президента включительно с теми днями, когда, по версии Банковой, состоялась его "короткая встреча с президентом Януковичем".
20-21 сентября Обама встречался с руководителем Ливийского переходного совета Мустафой Абдель Джалилем, президентом Афганистана Хамидом Карзаем, премьер-министром Британии Дэвидом Кемероном, президентом Франции Николя Саркози и т.п.
Ни один из графиков не содержит встречи с Януковичем. При том, что на сайте Обамы обозначают двусторонки, которые длились даже на протяжении пяти (!) минут.
В пресс-службе посольства США "Украинской правде" сообщили, что между Обамой и Януковичем была не "встреча", а "короткое общение в кулуарах меры на Генеральной Ассамблее ООН".
Итак, что значит "короткая встреча президентов Обамы и Януковича", о которой сообщает Банковая? Насколько она продолжительна? И вышла ли она за границы рукопожатия и обмена ритуальными приветствиями?
Если идет именно о такой встрече, то радоваться Януковичу особо нет причин. Потому что даже на саммите НАТО в Праге в 2002 году, где Леонид Кучма был подвергнут остракизму, с ним так же поздоровался за руку Джордж Буш.
Янукович старается разыграть в США одну и ту же карту, которую он клал на стол весной в прошлом году - отказ Украины от высокообогащенного урана. Но в Америке такие попытки выглядят удивительно - за этот широкий жест Янукович уже получил двустороннюю встречу с Обамой на саммите по вопросам ядерной безопасности в апреле 2010-го. Каких-то повторных преференций за ту же самую уступку не предоставляют.
Закрывать глаза на проблемы с демократией ради урана никто не будет - хотя бы потому, что уран уже обещан американцам. Если же Янукович хочет сказать, что отказывается от взятых обязательств по ядерному разоружению, то США - это не та страна, где воспринимают подобный шантаж. Здесь даже не поможет вездесущий Поль Манафорт, какой, не прячась, взял за привычку ходить на меры в Вашингтоне как неофициальный посланник Януковича.
Единственное, на что может надеяться Янукович с его авторитарными привычками - это на недостаточную внимательность в Белом доме. Украинскому президенту к определенной мере посчастливилось, что вопросами Украины занимается не советник Обамы по вопросам России и Евразии Майкл Макфол, который совершенно владеет украинскими реалиями, а советница Обамы по вопросам Европы Элизабет Шервуд-Рендел, которой не хватает времени следить за событиями в Киеве, поскольку в поле ее зрения весь континент от Германии до Греции.
Письмо двух разгневанных женщин
Последняя корреспонденция, полученная из Вашингтона, должна опустить Януковича с небес на землю. "Украинской правде" стали известные подробности общего письма госсекретаря США Хиллари Клинтон и верховного представителя Евросоюза Кэтрин Эштон.
Это письмо хранится в секрете, его невозможно получить официальными и неофициальными каналами, как с украинской стороны, так и со стороны подписантов. "Согласована общая позиция не распространять его содержание, поскольку оно имеет частный характер", - рассказал «Украинской правде» один из дипломатов.
Вместе с тем наш собеседник в подробностях описал, что находится внутри этого послания:
"Письмо Клинтон и Эштон к Януковичу состоит лишь из двух абзацев. Там нет длинной преамбулы и других дипломатических оборотов. Никакие фамилии, кроме Тимошенко, в письме не фигурируют. Они сразу пишут, что до недавнего времени Украина была лидером демократии в регионе, а арест Тимошенко и других оппозиционеров названы выборочным преследованием.
Далее прямо сказано, что обвинение против Тимошенко является политически мотивированным, а ее дело демонстрирует отсутствие верховенства права в Украине. Напоследок Клинтон и Эштон говорят, что дело Тимошенко неотвратимо испортит репутацию Януковича за границей. Это - чрезвычайно резкий тон, учитывая, что подписанты письма - министры иностранных дел, которые за статусом ниже, чем президент", - заметил собеседник "Украинской правды", который видел это письмо на собственные глаза.
Другая проблема Януковича в том, что он недооценил реакцию, которую вызовет дело Тимошенко в Европе. Для Банковой стало "холодным душем" решение еврочиновников блокировать Соглашение об ассоциации без освобождения Тимошенко и предоставление ей права баллотироваться.
С помощью советников у Януковича сформировалась мысль, что эта история интересует лишь президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса и пару-тройку престарелых евродепутатов. И нейтрализовать это влияние постарается с помощью новых друзей Партии регионов в Европарламенте - социалистов.
На самом деле оценка событий в Украине не отличается как среди европейских правых, так и левых депутатов. Подтверждением тому стали выступления на ялтинской конференции социал-демократов поляка Марека Сивца и австрийца Ханнеса Свободы.
"Суд разбирается с уголовными делами, но оценку политическим решениям позволительно давать населению на выборах. И криминальный суд не должен дискриминировать определенных лиц. Мы все же надеемся, что Украина найдет выход, потому что мы заинтересованы в подписании соглашения между Украиной и Евросоюзом", - заявил Свобода.
Сивец же предостерег: если Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом не парафируют в декабре в этом году, который теперь зависит от дела Тимошенко, то потеря этого шанса будет стоить... несколько лет.
Проблема в том, что Соглашение после парафирования надо перевести на все языки Евросоюза, а потом отправить на ратификацию в Европарламент. Если будет утерян шанс в декабре, это станет причиной сдвига всего графика, и в итоге очередь до ратификации дойдет в то время, когда будет происходить избирательная кампания в Европарламент.
Во-первых, самим евродепутатам будет не до Украины. А, во-вторых, они не смогут объяснить своим избирателям, которые поддерживают ассоциацию с государством, где лидера оппозиции держат в тюрьме.
"Временные рамки очень важны. Если мы парафируем в декабре, мы можем ратифицировать в этом созыве Европарламента. Дольше всего в процедурах ратификации занимает процесс перевода - год-полтора. Если мы опоздаем с декабрем, мы потеряем не месяц, или два месяца, а потеряем три года. И никто не знает, что потом может случиться", - предупредил Сивец.
"Многие в Евросоюзе считает, что Украина не может быть объединена с ЕС, что эта страна должна быть частью Советского Союза, но политическая корректность не позволяет сказать это публично. Сегодня они не должны ничего говорить, работа сделана без них. И ратификация может быть остановлена на любом этапе. Таким образом, если мы не парафируем в декабре, мы потеряем два-три года. И праздновать победу тогда будет третья сторона - Москва", - предупредил Сивец Януковича.
Но, к сожалению, Янукович его так и не услышал, потому что не имеет привычки оставаться на конференции в качестве слушателя...
Полтора года тому Януковичу даже в страшном сне под уютной крышей "Межигорья" не могло присниться, что победа над Юлией Тимошенко 7 февраля 2010 года означает не конец, а лишь начало его проблем.