Главная
Арифметика сытого либерала
Продолжаются настырные попытки властей через подконтрольные СМИ внушить гражданам простецкую обывательскую мыслишку: после 20 лет «самостийного» развития жить стало если и не лучше, то во всяком случае сытнее. Там, где идет сравнение физических единиц, невозможно незаметно для гражданина закинуть ему за уши лапшу. Другое дело манипулировать процентами, индексами, средними зарплатами…
Недавно пролистывая еженедельные «толстушки» (работа у меня такая – готовить обзоры прессы), наткнулся на очередные изыскания на тему «жить стало лучше, жить стало веселее». Автор аналитического материала высчитал, что на сегодняшний день средняя зарплата свободного украинского гражданина в пересчете на советские рубли составляет 285 рублей, в то время как обычная получка советского трудящегося в 1990 году равнялась 244 рублям. Исследователи, не мудрствуя лукаво, пользовались официальным обменным курсом купона-карбованца и гривны в 1996 году (100 000 к 1) и официальными данными по индексу потребительских цен.
В результате «обвеса» получили неплохие результаты по покупательской способности нынешней средней зарплаты. Например, на неё можно купить в 5 раз больше водки и коньяку, чем в 1990 году; яиц в 2,9 раза; картошки, лука, гречки, капусты в 1,7-1,8 раза; масла растительного в 1,3 раза; муки и мяса птицы в 1,1 раз; мяса свинины столько же и т. д. Правда, сахарком, маслицем и хлебушком сейчас можно разжиться меньше. С мороженой рыбой и молоком незадача получается – соответственно в 2,3 и 3,9 раза меньше. Но в целом картина вполне благостная. Зря ругаем капитализм. Он совсем не хуже кормит и даже дает возможность народу алкать водку в количествах, неслыханных для «совка». Не говоря уж о том, как изобильно выглядят прилавки сейчас и как аскетично смотрелись тогда – 20 лет назад.
Подобные материалы рассчитаны на тех, кто не жил в 80-е годы прошлого века взрослой жизнью и в силу возраста не обязан знать или помнить практику бытия гомосоветикуса. В таких случаях товарищ Ленин говорил: «По форме – правильно, а по сути – издевательство».
Пройдемся по издевательствам.
Инфляция инфляции рознь
Не стану цепляться по мелочам – к ценам на те или иные товары. Не стану проявлять неудовольствие и от того, что для сравнения берется кризисный 1990 год, когда компартийная братва в открытую перешла к разрушению государства и цены стали быстро расти. Пик развития СССР пришелся на 1988 год.
Кроме официального показателя инфляции (индекса потребительских цен), которая попадает на скрижали истории и включается в рапорты очередного премьера о «снижении роста падения», существует ещё реальная инфляция, бьющая наотмашь по кошелькам граждан. Когда же возможности в кармане совсем не гармонируют с цифирью властей, то слуги народа бывает стыдятся и начинают изрекать горькую матку-правду.
Так, полистав отчеты правительства за первое полугодие 2005 года (тогда хозяйством заправляла пани Тимошенко), спикер парламента Литвин взвился коршуном, подобно осерчавшему Льву Толстому, с его гласом «Не могу молчать!», и рубанул: «Есть правда, есть ложь и есть статистика. По данным Госкомстата Украины, инфляция составляет одну цифру, но Международный валютный фонд подсказал нам, что у нас инфляция в пределах 15 %». Т. е. в 2 раза выше.
У нас любят осыпать электорат правдой те, кто хотя и во власти, но непосредственно не отвечает за дело, кто пребывает в сытой «конструктивной оппозиции» или кто временно не удел. В 2009 году Гарант – главный печальник Украины (тогда печалился-чалился отравленный врагами Ющенко) – в пылу правдолюбия попытался привлечь генпрокурора к борьбе с ненасытным очковтирательством товарища по Майдану. «Я обратился к Генеральной прокуратуре по поводу изучения на предмет законности тех решений правительства, которыми была скрыта реальная статистика», – ожесточался президент. Ага, держи карман шире! Ежели за манипуляции со статотчетностью привлекать к ответственности премьеров, то они у нас быстро закончатся.
Злопамятная Тимошенко, уйдя в отставку, припомнила оппонентам конъюнктурную тягу к правдоискательству. Теперь уже она с трибуны парламента жгла глаголом и несла в массы суровую истину: «Фактический индекс потребительских цен в декабре 2010 года составил 142,3 % к декабрю 2009 года против 109,1 %, официально обнародованных Госкомстатом».
Заметим, что к «сравнительно честными способам» подтасовок власти прибегают в относительно спокойное время. Что тогда говорить про первую половину 90-х годов? То было время всеобщего хаоса. Все кругом летело в тартарары. Продавцы по три раза на дню меняли ценники. Бюджетники, получавшие зарплату с огромными задержками (излюбленный либералами-монетаристами метод борьбы с гиперинфляцией), на неё не могли купить и трёх килограммов мяса. Кто тогда мог определить истинную инфляцию?
Когда журналюги в статейках напускают на себя вид девственников, появившихся на свет в процессе непорочного соития, и оперируют официальной статистикой, хочется воскликнуть словами литературного персонажа Гоголя: «Это уже подло!»
Однако нарисованным «ростом» потребительской возможности зарплаты автор не вполне удовлетворяется. Чует, сермяжный, что расчеты попахивают туфтой. Потому прикрепляет к своим размышлизмам текст: «К тому же, как утверждают эксперты, примерно треть зарплат украинцев находится в тени (выдается в конвертах). Т. е. украинец сегодня – в переводе на советские деньги – получает в среднем около 400 рублей».
Зачистка зарплат
Первое, что должен сделать «исследователь», если, конечно, он не занимается явной пропагандой, – это отфильтровать начисленную зарплату от сора обязательных удержаний. Ведь мы идем в магазин за снедью не с расчетным листом, а с «чистой» получкой.
Первыми в ряду неизбежных вычетов стоят налоги. В этом мире неизбежны только смерть и налоги. Богатым можешь ты не быть, но государство содержать обязан.
Смотрю на свой расчетный лист – вычеты на круг составили без «копейки» 19 %. Т. е. будь у меня средняя зарплата, то она бы «похудела» примерно на 500 грн. На руки я получил бы не 2708 грн., а 2208 грн. или 232,42 руб., если пересчитать по коэффициенту, указанному в статье. Почувствуйте разницу: 285 рубликов «грязными» и 232 «чистыми».
С тоской вспоминаю шкалу «советских налоговых ценностей»: подоходный налог = 8,2 рубля + 13 % от суммы, превышающей 100 рублей. То бишь со средней зарплаты в 244 рубля выдернули бы в пользу государства 26,92 рублей (11 %). В современной Украине, свободной от коммунистических пут, и миллиардеры, паразитирующие на бывшей общественной собственности, и гопота платят 15 %. Если к советскому подоходному налогу добавить 10 рублей прочих изъятий (профсоюзные, комсомольские или партийные взносы), то в сумме вычеты уложатся в 15 %. Таким образом, советский середняк в кассе получал 207 руб.
Теперь важное дополнение. «Аналитики» не включают в среднее денежное довольствие такой могучий фактор, как выплаты из общественных фондов. Сейчас такого понятия нет. Однако, капитализм на дворе. В СССР это была отнюдь не мифическая надбавка. Объясню для тех, кто не жил в советской империи: кроме заработной платы трудящиеся в СССР получали значительные выплаты из т. н. фондов общественного потребления (в натуральной форме или как субсидии).
Общественные фонды – это смешные цены на путевки в пионерские лагеря, дома отдыха и турбазы. Смехотворная оплата услуг детских садов. Помню, я платил за путевку в хорошо оборудованный пионерлагерь 12 рублей. За путевку на ведомственную турбазу под Одессой, на которой отдыхал 21 день, с трехразовым качественным питанием от пуза, выкладывал в профкоме 40 рублей. Слабо сейчас отправить своего отпрыска в детский летний лагерь за 120 грн. или оттопыриваться три недели на море за 400 грн.?
У меня нет цифр по 1990 году, а есть данные за 1986 год. Можно с уверенностью утверждать, что к 1990 году они только увеличились. Всего в 1986 году населению из ОФП выплатили 155 миллиардов рублей. Т. е. среднегодовая ЗП с учётом этих выплат по СССР составила 278 рублей (196 руб + 82 рубля из общ.ф.).
Но не станем сильно ущемлять либеральных «аналитиков», грешно смеяться над хворыми, и приплюсуем только 80 рублей к «чистой» советской средней зарплате и получим реальную величину – 287 рублей.
Теперь для расчетов покупательской способности средних зарплат имеем:
советская – 287 руб.
«незалежная» – 232 руб.
Однако это ещё не всё. «Коммуналка» тоже является неизбежным «злом». Я прекрасно помню стоимость коммунальных услуг во времена проклятого тоталитаризма, когда мне по телевизору не показывали эротический оживляж, чем ущемляли мои общечеловеческие ценности. «Двушка» тянула на 8,5 руб., «трешка» – 11 рублей. Сейчас я плачу за «сантехуют» ежемесячно в среднем 510 грн. (54 руб.).
Снова подбиваем баланс. Советская средняя зарплата очистилась для похода на рынок до размера 276 рубля. «Самостийная» – до уровня 178 рубля.
Вот теперь можно сравнивать продуктовую ценность средних зарплат.
Ах, да! Меня дергают за руку, ведь треть зарплаты сверху украинец получает нелегально, т. е. в конвертах. Не рекомендую углубляться в эту интимную сферу. Но открою секрет полишинеля для тех, кто не жил в 1990 году или был вельми мал. К тому времени уже три лета как озорничало массовое кооперативное движение, без жестких нормативов на зарплаты. Тех, кто подрабатывал в них в свободное от казенной службы время, а зачастую и в рабочее, было миллионы. Так что не будем трогать эту тему, дабы не навредить чистосердечному заблуждению рыночных фундаменталистов.
Не могу не сказать и о таких житейских издержках, как оплата за учебу. Не лишне напомнить «общечеловекам», что денег за высшее образование, как, впрочем, и за другие виды образования, тоталитарное государство с граждан не брало. А сейчас за него дерут с родителей студентов три шкуры. Встречаю давеча удрученного соседа. Стоит, чешет репу. Ежегодно он обязан вносить по договору 11 тыс. грн. за учебу дочери в одном известном харьковском вузе. Это, естественно, без учета всяких сопутствующих поборов. Считать ли плату за учебу обязательными платежами? Если вы заботитесь о своем выводке, то безусловно.
Но и это ещё не все. Теперь беремся доказать, что средняя зарплата в современной Украине в значительной степени чиновный миф.
Миф о средней зарплате
Разумно оперировать показателем средней зарплаты, гордиться или ужасаться им, если разница в зарплатах работников в стране не столь оглушительна. В идеале, как, например, в Советском Союзе: станочник или «слюсарь» 5-6 разряда получал в 3-4 раза меньше директора крупного предприятия (топ-менеджера, по современной классификации) с числом работающих свыше 5 тысяч человек. Не сильно погрешит против объективной картины бытия разница между 10 % самых зажиточных наемных работников и 10 % самых низкооплачиваемых, что сложилась, например, в странах ЕС – децильный коэффициент в пределах 6-8.
Однако украинская действительность лишает творческого смысла понятие «средняя зарплата». По официальным данным, децильный коэффициент подтягивается к отметке 20. По сведениям директора Института мировой экономики НАНУ академика Юрия Пахомова, «соотношение в доходах богатых и бедных в Украине 40:1, что является рекордным по мировым меркам». Это без учета доходов 130 самых богатых украинцев, распоряжающихся состоянием равным размеру ВВП державы, т. е. 130 млрд. долл. В Украине 9,5 млн. душ обладают «середньодушовими загальними доходами у місяць, нижчими прожиткового мінімуму». Это уже голь перекатная.
«Среднюю зарплату» по палате «Украина» до относительно приличного уровня надувает ограниченный контингент зажиточной элиты. Их заработкам не страшны даже кризисы. Получки сих мужей жестко привязаны к евро и долларам. По данным «Ernst & Young Украина» в кризисном 2009 году у менеджерского состава компаний произошел впечатляющий скачек зарплат – от 20 до 40 %. Притом, что зарплаты рядового состав упали на те же 20-40 %.
Вы обратили внимание, что в декабре наблюдается взрывообразный подъем «средней зарплаты» по стране? Это прожорливое племя маленьких и больших менеджеров по итогам года пилят прибыли. Если комиссионных, премиальных и бонусов не достает, то за счет оптимизации зарплат холопов их подтягивают до европейского уровня.
Нет, панове, столоваться простой люд стал скромнее. И пусть никого не вводит в заблуждение «гостьба толстотрапезная» на прилавках. В СССР это могли сделать одним росчерком пера председателя правительства в постановлении Совета министров о повышении в 5 раз цен на деликатесы. Дефицит на них тут же приказал долго жить. Однако идеология правящей коммунистической партии, ориентированная на социальную справедливость, не позволяла так запросто бить по карману рабоче-крестьян.
Теперь на полках магазинов изобилие снеди, хотя производить и потреблять её стали меньше. Однако о качестве продуктов питания лучше не распространяться. Достаточно посмотреть очередную телепередачу «Что мы едим» или «Что мы пьем», чтобы окончательно потерять веру в капитализм с человеческим лицом.
- Информация о материале
Алексей Гарань: основная опасность для Украины — это авторитарный режим
Профессор НаУКМА, научный директор Школы политической аналитики Алексей Гарань рассказал Контрактам о том, что Украине не угрожает тоталитаризм, но грозит авторитаризм; власть может быть заинтересована в прохождении партии «Свобода» в ВР; нерешенные проблемы крымских татар способны породить террор.
Есть ли в Украине условия для возникновения тоталитарного режима, например, национал-социалистического характера?
Алексей Гарань: Вероятность в нашей стране тоталитарного режима крайне низкая. Тоталитаризм подразумевает полный контроль государства, как этот происходит, например, в Северной Корее. В мире таких режимов немного. Китай, хотя в значительной степени и остается тоталитарным, но все сложнее и сложнее вписывается в эту модель. Если мы возьмем Иран, как пример исламского фундаментализма, то и там есть оппозиция и пресса, которые критикуют власть. Для установления тоталитаризма необходимы особые условия, которых в Украине нет. Если говорить конкретно о национал-социализме, то это идеология, которая существовала в гитлеровской Германии и ее не следует смешивать, как это часто ошибочно делают, с фашизмом, являющимся все же менее радикальной идеологией по сравнению с нацизмом (в западной политологии это разграничение всегда проводится). Поэтому разговор о тоталитаризме уводит нас в сторону от основных опасностей. А основная опасность для Украины — это авторитарный режим, наподобие того, что можно видеть в России или Беларуси. Тоталитарные идеологии в Украине есть и представлены как правыми, так и левыми (впрочем, они существуют практически во всех странах). Но эти идеологии не имеют особой поддержки в обществе. В то же время они могут быть использованы и используются для провоцирования напряженности в стране. Это подтверждают и события 9 мая во Львове, и провокации откровенно экстремистских организаций в Крыму против крымских татар.
Какие политические силы несут наибольшую угрозу?
Алексей Гарань: С одной стороны, есть классические левые, исповедующие тоталитарные идеологии. Теоретически, такой силой является Компартия, которая опирается на марксизм-ленинизм. Но в действительности она играет по правилам системы, поэтому особой угрозы не представляет. Есть и откровенно шовинистические, пророссийские организации наподобие одесской «Родины». С другой стороны, есть украинские крайние националистические организации. «Свобода», несомненно, праворадикальная организация. Но говорить, что это фашистская организация, по крайней мере, с академической точки зрения некорректно. Хотя там есть разные направления и разные тенденции, поэтому она может эволюционировать как в сторону умеренности, так и в сторону большей радикальности. Сегодня в «Свободе» появились такие люди, как Юрий Михальчишин, который, как мне кажется, радикальнее Олега Тягнибока, или та же Ирина Фарион. Другие крайние националистические организации не многочисленны, но тем не менее могут использоваться и используются для провокаций, в том числе и властью.
О «Свободе» часто говорят, что она продукт политтехнологий. Насколько это справедливо?
Алексей Гарань: Об этом говорят не только в Киеве, но и во Львове. Я думаю, во Львове много людей, которые понимают опасность «Свободы». И опасность как раз в том, что действия этой политсилы могут быть использованы для раскола страны и подыгрывания власти. Но сказать о «Свободе», что это просто политтехнология, какой была, например, УНА-УНСО с Дмитрием Корчинским, — нельзя, потому что поддержка этой партии обусловлена определенной социальной базой. В обществе есть множество реальных проблем, например, недостойное положение украинцев в своем же государстве, на которых «Свобода» очень хорошо играет.
От чего будет зависеть направление эволюции этой политической силы?
Алексей Гарань: «Свобода» возникла как социал-национальная партия. В принципе, она изначально могла стать организацией фашистского плана, но она немного дрейфовала в правоконсервативную сторону, хотя и остается праворадикальной. Дальнейшая ее эволюция зависит в том числе и от планов властей по отношению к этой политсиле. До сих пор представители крайних идеологий не проходили в Верховную Раду, за исключением разве что Натальи Витренко, которая была очень выгодна власти. «Свобода» сегодня имеет шансы преодолеть проходной барьер. Часто бывает так, что когда радикальная структура оказывается в парламенте, то со временем она начинает играть по правилам системы. Думаю, сейчас на Банковой решают, пускать «Свободу» в Раду или нет. Но решающим в росте поддержки партии было колоссальное разочарование «помаранчевого» электората действиями своих лидеров. Сожалеющая масса людей должна была куда-то переориентироваться. Часть электората перешла к Арсению Яценюку, а другая — к «Свободе». Я считаю, что ее дальнейшая эволюция будет зависеть от того, будет ли в национальном движении сильное умеренное и эффективное крыло, которым когда-то был Рух, а потом Наша Украина. Если такой силы не будет или ей не будут доверять, то тогда возможна радикализация и шарахание электората в сторону «Свободы».
Можно ли говорить об угрозе терроризма со стороны внутренних радикальных политических сил?
Алексей Гарань: Такую возможность исключить нельзя. Сейчас позиция Партии регионов, учитывая противостояние с Россией, стала несколько более сбалансированной. А вот если мы вспомним 2010 год или первую половину 2011-го, то тогда игнорирование, пренебрежение и уничижающие действия по отношению к гражданам могли спровоцировать какие-то проявления насильственных действий. И сейчас иногда создается впечатление, что многие действия власти направлены на провокацию конфликтов. Я имею в виду упомянутые события 9 мая и Дня независимости. Также потенциальную террористическую угрозу несет проблема крымских татар. Сегодня в движении крымских татар доминирует умеренное крыло, поэтому оно является мирным. Но если власть не пойдет на решение их проблем — в первую очередь земельной, то возможно усиление влияния внешних сил и, как следствие, радикализация движения крымских татар. Но ответственность за это лежит прежде всего на центре, на правящей силе, а не на внешних силах.
- Информация о материале
Президент пиарится на «висяке»
В Интернет попало видео из камеры Шевченковского РОВД, в котором в мае прошлого года скончался студент Игорь Индило. После этого дело под свой контроль взял Президент. Но вряд ли это поможет родственникам погибшего узнать правду. Есть основания предполагать, что это расследование либо закончится ничем, либо найдут очередных «стрелочников».
Итак, видимо впечатлившись видеосъемкой из камеры РОВД, Президент дал распоряжение генеральному прокурору Виктору Пшонке расследовать это дело. С самого начала трагическая история, случившаяся со студентом Индило, была полна лжи и недомолвок. Сотрудники Шевченковского РОВД, где после допроса скончался студент, утверждали, что он просто несколько раз упал с лавки, в результате чего и получил множественные черепно-мозговые травмы, приведшие к смерти. При этом милиционеры постоянно подчеркивали, что задержанный был пьян. Ну действительно: кто же еще, кроме человека в крайней стадии алкогольного опьянения может упасть с низкой лавки в камере и разбиться насмерть?
В результате правды так никто и не узнал. Деснянский районный суд Киева, в компетенции которого находилось слушание этого дела, несколько раз переносил его. В результате сотрудники РОВД, которые допрашивали Игоря Индило, получили разные сроки, да и то, по «мягким» статьям – превышение власти и служебная халатность. Никаких тебе «пыток» или побоев, которые приводят к смерти. Ведь за это можно получить до десяти лет.
Даже после обнародования видео, на котором видно, как умирал студент, Деснянский суд отказался отправлять дело на дорасследование. Поэтому в ситуацию вмешался Виктор Янукович. Но на самом деле сложно не согласиться с теми, кто считает: громогласные заявления «разобраться и покарать» - это не более чем попытка в очередной раз сделать себе пиар на резонансном деле. Ведь получается, что если бы не это злополучное видео, то об этом просто бы забыли. Учитывая, сколько подобных «падений с лавки» было в разных РОВД, «всплыть» могло чье угодно видео. Но «повезло» именно Индило. И Президент вынужден как-то реагировать. Однако последуют ли за этой реакцией реальные шаги, то есть, увольнения высокопоставленных милиционеров, вплоть до самого Анатолия Могилева? Есть большие сомнения.
Могилеву уж точно нечего бояться. Хотя вполне очевидно, что кому-то очень выгодна его отставка. Не зря ведь видео появилось именно сейчас, когда министр МВД уязвим после не слишком удачной одесской операции. Однако те, кто рассчитывает, что Президент тут же отправит главного милиционера в отставку, могут жестоко разочароваться. Кадровая политика новой власти такова, что даже сильно провинившимся министрам или другим чиновникам дают второй (третий, пятый) шанс, если они демонстрируют лояльность к высшему руководству. Мы уже привыкли, что любые угрозы отправить в отставку министра заканчиваются пшиком. Вялотекущая история «увольнения» министра образования Дмитрия Табачника – яркое тому подтверждение.
По этой же причине не «слетит» с должности и начальник киевской милиции Алексей Крикун. Работая на разных должностях, он успел зарекомендовать себя как опытный, знающий и нужный человек. Что бы ни скрывалось за этими эпитетами.
Возможно, после обращения Президента пристальный взгляд Генпрокуратуры будет обращен на злополучное Шевченковское РОВД: в нем несколько дней будут проходить показательные проверки, по результатам которых, возможно, полетят чьи-то головы. А, может, ограничатся строгим выговором. Но, скорее всего, все закончится еще проще. Министр Могилев, объясняя провал ликвидации бандитов в Одессе, очень «удачно» все свалил на своего предшественника, Юрия Луценко. Дескать, при нем «Беркут» остался гол как сокол – без оружия, без обмундирования. Поэтому и не смогли достойно противостоять банде. Очень возможно, что и трагедию в Шевченковском РОВД спишут на Луценко и его подчиненных. После «масштабных проверок» дела о гибели Игоря Индило выйдет министр Могилев и скажет: да, такое случилось. Но какие кадры нам достались в наследство от предыдущего министра? И далее по тексту.
В общем, отвечать за смерть студента будет некому. Виктор Янукович, конечно, получит от наивных людей свою порцию «лавров» за то, что он так радеет за чистоту в милицейских рядах. Однако к расследованию истины – что же на самом деле случилось в Шевченковском РОВД в мае 2010 года – эти показательные выступления не приблизят ни на йоту.
- Информация о материале
Курс на стерильность
В новый политический и предвыборный сезон страна входит со старыми проблемами в медиапространстве, о которых велось много разговоров в последнее время и которые сейчас демонстрируют тенденцию к усилению. Основой для политического плюрализма и конкуренции должны быть площадки, на которых эта конкуренция могла бы проявляться. И таких площадок среди СМИ становится критически мало. Если принять во внимание, что 69 процентов украинцев основным источником информации называют телевидение, то уже сегодня можно утверждать: две трети страны просто не имеют объективной картинки действительности, не получают сбалансированной информации с разными точками зрения. Как свидетельствуют мониторинги, которые проводят разные общественные организации, такая ситуация по соблюдению базовых журналистских стандартов в телевизионном эфире не наблюдалась в течение последних семи лет. Телевизионный эфир становится все более стерильным: от критики, профессиональных дискуссий, разных точек зрения, экспертной позиции и альтернативного видения. Вместо этого телеканалы кормят своих зрителей телепродуктом совсем другого сорта.
В телеэфире новые тенденции
Развлекать, а не информировать, дискутировать, учить — тенденция номер один нового сезона на украинских телеканалах. И это касается не только телешоу, которые заполонили эфиры всех телеканалов. Это, как ни удивительно, касается и информационного продукта — новостей.
Как свидетельствует контент-анализ, проведенный Академией украинской прессы с участием исследователей Института социологии НАНУ в феврале, июне и сентябре 2011 года, на фоне возрастания политизации общества новости остаются беспрецедентно аполитичными и развлекательными. В среднем только каждое пятое сообщение касается политики (в феврале и июне — 14% сообщений, что является самым низким показателем за последние десять лет; в сентябре — 19%). О преступности в начале сентября граждан Украины информировали чаще (14%), чем об экономике и финансах (11%). В сентябре, как и на протяжении всего последнего года, в новостях доминируют события массовой культуры и разнообразные шоу (22, 15, 13 и 16% соответственно), а также сообщения о криминале и всевозможных катастрофах — 7%.
Таким образом, ведущие каналы украинского телевидения в новостях прайм-тайма формируют картину мира, в которой значительно больше внимания уделено развлечениям, власти и ее действиям, криминалу и катастрофам. И это на фоне другого ТВ-продукта с его сплошными танцами, песнями, соревнованиями кулинаров, экстрасенсов, поисками женихов и другими реалити-шоу вместо содержательных дискуссий, образовательных и культурных программ.
Тенденция номер два: о власти значительно больше и значительно лучше, чем об оппозиции. Рейтинг внимания на всех ведущих каналах, как и раньше, — в пользу правящей коалиции (64% против 26 оппозиции и 10% других политиков). Меньше всего сбалансировано распределение внимания и синхрона на Первом национальном, больше всего сбалансировано — на Новом канале, СТБ, ТРК «Украина».
В сентябре политики комментировали события 3501 секунду (в июне — 2267, апреле — 4835, феврале — 2279, декабре — 4108 секунд). Доля синхрона президента Украины В.Януковича и премьер-министра Н.Азарова составляла 30% (в июне — 47%, апреле — 37%, феврале — 36%, декабре — 28%). Синхрон президента самый большой на Первом национальном и «Интере» (352 и 128 секунд соответственно).
В целом 76% синхрона принадлежит представителям власти, 14 — оппозиции, 10% — другим политикам. Прямая речь представителей власти и правящей коалиции на Первом национальном составляла 98%.
Третья тенденция — замалчивание. Некоторые темы, имеющие незаурядную актуальность для общества, вообще проходят мимо внимания телевизионных новостей. Резонансному делу Ю.Тимошенко и газовой проблеме отводилось лишь по 5% времени в эфире новостей. На периферии внимания телеканалов — реформы в Украине (1%) и ликвидация льгот отдельным категориям граждан (0,4%).
Как свидетельствует качественный анализ контента телеканалов, который проводит ОО «Телекритика», каналы практически не уделяют внимания таким важным темам, как притеснение властью среднего и малого бизнеса, свобода слова, права людей, акции протеста оппозиции и других политических сил и действия правоохранителей по блокированию таких акций и уголовного преследования их участников; снижение уровня благосостояния населения (повышение цен на основные группы продуктов и промышленных товаров, повышение налогов, сборов и платежей, повышение коммунальных тарифов и т.п.), конфликтные ситуации, спровоцированные действиями власти в гуманитарной сфере (сокращение государственной поддержки украинского языка, закрытие школ с украинским языком обучения, притеснение или игнорирование властью непророссийских религиозных конфессий и т.п.). И это уже не так легко объяснить отсутствием хорошего образования и понимания у самих журналистов. Мониторинг ОО «Телекритика» также фиксирует устойчивую тенденцию в новостях к игнорированию таких стандартов подачи информации, как баланс мнений, разграничение фактов и комментариев, полнота, достоверность и точность, наличие экспертных оценок, бекграундов.
Тенденция четвертая — ирония относительно оппозиции и «глас народа» вместо экспертов. Негативно-ироничная тональность сопровождает преимущественно сообщения об оппозиции, в контексте оппозиции это происходит вдвое чаще, чем в контексте Партии регионов.
Лидерами отрицательно-сомнительных оценок среди политических институтов являются местные органы власти и судебная система, а среди персоналий — деятели оппозиции и отдельные министры.
Как и раньше, в эфире не хватает комментариев экспертов и сообщений о действиях организаций гражданского общества. На всех каналах, кроме «1+1», возросло количество комментариев простых граждан, значительно превышающее количество комментариев политиков и экспертов. Проблема в том, что эти комментарии по обыкновению не дают понимания того, как решить проблемы, о которых говорят люди.
В целом 20% сообщений были с несколькими точками зрения (в июне 15%, апреле — 23, феврале — 19, декабре — 18%). Пять месяцев подряд их больше всего на СТБ — 26% в сентябре, 32 — в июне, 30 — в апреле и по 27% в феврале и декабре. Меньше всего их на УТ-1 — 4%. Меньше всего сообщений с одной точкой зрения о политических событиях на ТРК «Украина» (58%), больше всего — опять-таки на УТ-1 (92%), а лидером сбалансированности остаются новости от СТБ: 60, 60, 50, 57 и 53% сообщений с одной точкой зрения на политические события с сентября по декабрь прошлого года соответственно.
Первая кнопка и общественный интерес
Особенно показательна ситуация на Первом национальном телеканале, который не является лидером телевизионных рейтингов, но является лидером по несоблюдению журналистских стандартов в эфире. Вот лишь некоторые результаты: ни один оппозиционный политик в сентябре не имел синхрона в новостях на Первом национальном. Такая же ситуация наблюдалась во время предыдущей волны исследования.
Только на Первом национальном среди тех, кто комментирует события, официальных лиц стабильно больше, чем граждан: в сентябре — 30% против 18, в июне 25 против 21%. Они — лидеры по несбалансированности подачи новостей, рейтинга внимания и синхрона между властью и оппозицией (оппозиционные политики снова не имели синхрона на этом канале).
Если на коммерческих каналах конфликтный контекст обсуждения событий составлял в сентябре 44%, то Первый национальный остается лидером бесконфликтности (конфликтный контекст имеется лишь в 28% сообщений), очевидно, таким образом демонстрируя «стабильность в стране».
Мониторинг «Телекритики» также обнаруживает самое низкое качество новостей Первого национального — от параметра игнорирования базовых стандартов информационной журналистики до замалчивания общественно важных тем и отсутствия точки зрения оппозиции.
Этот канал особенно привлекает к себе внимание, во-первых, тем, что он существует на деньги налогоплательщиков. Но при этом для него явно не существует граждан, которые голосовали за оппозицию и хотели бы услышать ее точку зрения. Во-вторых, именно этот канал якобы определен властью как площадка для перехода к общественному вещанию. Если вспомнить, что для таких вещателей во всем мире характерно соблюдение высоких стандартов качества новостной продукции (то есть сбалансированности, доступности права голоса для всех более или менее значимых групп общества), то становится понятно, что Украина и на этот раз будет оригинальным исключением, поскольку Первый национальный является фактически антиподом мировых каналов общественного вещания.
Особенно следует отметить постоянство и последовательность, с которыми на Первом национальном нарушаются новостные стандарты. Повторение ситуации в разных волнах исследования свидетельствует, что мы имеем дело не со случайностью, а с осознанным пренебрежением к общепринятым стандартам и нормам производства новостной продукции.
Потеряют все
Ситуацию 2011 года вряд ли можно назвать аналогичной жесткому регулированию информационной среды властью во времена Кучмы. Во-первых, власть не имеет достаточно большой профессиональной пропагандистской машины, способной вырабатывать содержание и навязывать исключительно свой дискурс. Во-вторых, зоной относительной свободы остаются печатные СМИ. В-третьих, достаточный вес приобретают интернет-каналы, с которых информацию получают те, кто принимает решения.
Однако очевидно, что вместо информирования и разъяснения собственных действий, публичной дискуссии по поводу актуальных проблем власть выбрала стратегию отмежевания от критики и замалчивания общественно важной информации, преобразования СМИ в типично развлекательный продукт.
Такой подход кажется эффективным в контексте понятных политических задач сохранения власти, но это видение лишь кратковременной перспективы. В более продолжительной перспективе такая политика приведет к вполне ожидаемым результатам — снижению доверия общества к традиционным СМИ, снижению их рейтинга, оттоку значительной части аудитории в Интернет, превращению интернет-изданий и социальных сетей в основной источник информации и постепенному отмиранию журналистики как профессии. Здесь не будет победителей, поскольку потеряют все. Власть потеряет важный индикатор общественных настроений и проблем, общество — качественную информацию и возможность увидеть критический взгляд, понять суть событий и процессов и сделать выводы и осознанный выбор, а журналисты потеряют не только аудиторию — они потеряют профессию. И это нужно понимать, принимая нынешние правила навязанной игры.
Мониторинг осуществлялся Академией украинской прессы (АУП) при участии ученых Института социологии НАН Украины методом контент-анализа новостей прайм-тайма семи ведущих украинских телеканалов — «Интера», «1+1», Нового канала, ТРК «Украина», СТБ, ICTV и Первого национального, мониторинга соблюдения стандартов телеканалами — ОО «Телекритика», печатных СМИ — Институтом массовой информации.
Исследование проведено в рамках проекта «У-медіа».
- Информация о материале
Типы номерных знаков
С 2004 г. и по сей день действует ДСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных средств», который определяет 10 типов номерных знаков для разных транспортных средств.
Тип 1 - для автомобилей, прицепов, автобусов.
Тип 2 - для разовых поездок на автомобилях, прицепах к ним и автобусах
Тип 3 - специальные знаки единой серии для автомобилей, используемых для передвижения лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана
Тип 4 - для автотранспорта дипломатических представительств, консульств, представительств международных организаций и членов семей их персонала
Тип 5 - для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров
Тип 6 - транзитные номера для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров
Тип 7 - номерные знаки, изготавливаемые по индивидуальному заказу
Тип 8 - для тракторов, их прицепов и самоходных машин
Тип 9 - для автотранспорта Вооруженных Сил Украины, Пограничной Службы, МЧС.
Тип 10 - для мототехники Вооруженных Сил Украины, Пограничной Службы, МЧС.
Кодификация автомобильных номеров с 2004 г.
| Код региона | Регион |
| АА, СІ | город Киев |
| АВ | Винницкая область |
| АС | Волынская область |
| АЕ | Днепропетровская область |
| АН | Донецкая область |
| АМ | Житомирская область |
| АО | Закарпатская область |
| АР | Запорожская область |
| АТ | Ивано-Франковская область |
| АІ | Киевская область |
| АК | АР Крым |
| ВА | Кировоградская область |
| ВВ | Луганская область |
| ВС | Львовская область |
| ВЕ | Николаевская область |
| ВН | Одесская область |
| ВІ | Полтавская область |
| ВК | Ровненская область |
| ВМ | Сумская область |
| ВО | Тернопольская область |
| АХ | Харьковская область |
| ВТ | Херсонская область |
| ВХ | Хмельницкая область |
| СА | Черкасская область |
| СВ | Черниговская область |
| СЕ | Черновицкая область |
| СН | город Севастополь |
| ІІ | Общегосударственный |
Буквы, которые можно использовать на номерных знаках
| АА | ВА | СА | ЕА | НА | ІА | КА | МА | ОА | РА | ТА | ХА |
| АВ | ВВ | СВ | ЕВ | НВ | ІВ | КВ | МВ | ОВ | РВ | ТВ | ХВ |
| АС | ВС | - | ЕС | НЕ | ІС | КС | МС | ОС | РС | ТС | ХС |
| АЕ | ВЕ | СЕ | ЕЕ | НЕ | ІЕ | КЕ | МЕ | ОЕ | РЕ | ТЕ | ХЕ |
| АН | ВН | СН | ЕН | НН | ІН | КН | МН | ОН | РН | ТН | ХН |
| АІ | ВІ | СІ | ЕІ | НІ | II | КІ | МІ | ОІ | РІ | ТІ | XI |
| АК | ВК | СК | ЕК | НК | ІК | КК | МК | ОК | РК | ТК | ХК |
| АМ | ВМ | СМ | ЕМ | НМ | ІМ | - | ММ | ОМ | РМ | ТМ | ХМ |
| АО | ВО | СО | ЕО | НО | ІО | КО | МО | ОО | РО | ТО | ХО |
| АР | - | СР | ЕР | НР | ІР | КР | МР | ОР | РР | ТР | ХР |
| АТ | ВТ | СТ | ЕТ | НТ | ІТ | КТ | МТ | ОТ | РТ | ТТ | ХТ |
| АХ | ВХ | СХ | ЕХ | НХ | IX | КХ | МХ | ОХ | РХ | ТХ | XX |
Коды дипломатических номеров
Первые три цифры номера обозначают код страны. Порядковые номера с 001 по 199 обозначают код государства, к которому принадлежит диппредставительство, номера с 200 по 299 обозначают код международной организации, а с 300 по 399 - код государства консульской организации. Следующие три цифры - порядковый номер транспортного средства данного диппредставительства.
| Код | Государство |
| 1 | Российская Федерация |
| 2 | Соединенные Штаты Америки |
| 3 | Китайская Народная Республика |
| 4 | Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
| 5 | Французская Республика |
| 6 | Федеративная Республика Германия |
| 7 | Венгерская Республика |
| 8 | Литовская Республика |
| 9 | Республика Болгария |
| 10 | Республика Армения |
| 11 | Австралия |
| 12 | Государство Израиль |
| 13 | Республика Беларусь |
| 14 | Республика Польша |
| 15 | Эстонская Республика |
| 16 | Резервный код (бывший КНДР) |
| 17 | Королевство Швеция |
| 18 | Мексиканские Соединенные Штаты |
| 19 | Греческая Республика |
| 20 | Республика Индия |
| 21 | Исламская Республика Иран |
| 22 | Монголия |
| 23 | Социалистическая Республика Вьетнам |
| 24 | Австрийская Республика |
| 25 | Арабская Республика Египет |
| 26 | Аргентинская Республика |
| 27 | Япония |
| 28 | Канада |
| 29 | Португальская Республика |
| 30 | Республика Чили |
| 31 | Итальянская Республика |
| 32 | Королевство Испания |
| 33 | Словацкая Республика |
| 34 | Румыния |
| 35 | Турецкая Республика |
| 36 | Королевство Норвегия |
| 37 | Алжирская Народная Демократическая Республика |
| 38 | Швейцария |
| 39 | Республика Нигер |
| 40 | Ватикан |
| 41 | Азербайджанская Республика |
| 42 | Республика Корея |
| 43 | Федеративная Республика Бразилия |
| 44 | Королевство Дания |
| 45 | Латвийская Республика |
| 46 | Республика Хорватия |
| 47 | Республика Кипр |
| 48 | Чехия |
| 49 | Финляндская Республика |
| 50 | Сейшелы |
| 51 | ООН |
| 52 | Центрально-Африканская Республика |
| 53 | Республика Словения |
| 54 | Королевство Бельгия |
| 55 | Республика Молдова |
| 56 | Республика Куба |
| 57 | Республика Филиппины |
| 58 | Южно-Африканская Республика |
| 59 | Исламская Республика Пакистан |
| 60 | Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия |
| 61 | Международный Банк Реконструкций и Развития (Мировой Банк) |
| 62 | Ливанская республика |
| 63 | Сирийская Арабская Республика |
| 64 | Республика Сингапур |
| 65 | Ирландия |
| 66 | Королевство Нидерланды |
| 67 | Республика Казахстан |
| 68 | Грузия |
| 69 | Республика Ирак |
| 70 | Киргизская Республика |
| 71 | Республика Таджикистан |
| 72 | Республика Узбекистан |
| 73 | Туркмения |
| 74 | Королевство Таиланд |
| 75 | Тунисская Республика |
| 76 | Республика Гана |
| 77 | Сербия |
| 78 | Княжество Лихтенштейн |
| 79 | Республика Индонезия |
| 80 | Королевство Марокко |
| 81 | Иорданское Хашимитское Королевство |
| 82 | Государство Кувейт |
| 83 | Великое Герцогство Люксембург |
| 84 | ОБСЕ до 2004 |
| 85 | Восточная Республика Уругвай |
| 86 | Республика Перу |
| 87 | Международная Миссия Красного Креста |
| 88 | Исламское государство Афганистан |
| 89 | Украинский научно-технологический центр (УНТЦ) |
| 90 | Бывший Союзной Республики Югославии и Бангладеш |
| 91 | Республика Албания |
| 92 | Македония |
| 93 | НАТО: Офис связи |
| 94 | НАТО: Информационный центр |
| 95 | Международный Валютный Фонд |
| 96 | Новая Зеландия |
| 97 | Народная Республика Бангладеш |
| 98 | Комиссия Европейского экономического сообщества |
| 99 | Европейский Банк Реконструкций и развития |
| 100 | Сервисная серия |
| 206 | ОБСЕ до 2004 |
Кодификация автомобильных номеров 1995-2004 г.г.
| Цифровой код региона | Буквенный код региона | Регион |
| 1 | КО, КР, РК | АР Крым |
| 2 | ВI, BT, BX | Винницкая область |
| 3 | ВК, ВМ, ВО | Волынская область |
| 4 | АА, АВ, АЕ, АК, АН, AI, CM | Днепропетровская область |
| 5 | ЕА, ЕВ, ЕЕ, ЕК, ЕН, ЕО, ЕС | Донецкая область |
| 6 | ВА, ВВ, ВЕ | Житомирская область |
| 7 | РТ, РЕ, РА, РР | Закарпатская область |
| 8 | НА, НЕ, НО, НР, НС | Запорожская область |
| 9 | ІВ, ІС | Ивано-Франковская область |
| 10 | КК, КМ, КХ | Киевская область |
| 11 | КА, КВ, КЕ, КН, КІ, КТ, ОО, ІІ | город Киев |
| 12 | ОМ, ОН, ОС | Кировоградская область |
| 13 | АМ, АО, АР, АТ, АХ | Луганская область |
| 14 | ТА, ТВ, ТН, ТС | Львовская область |
| 15 | НК, НТ, НІ | Николаевская область |
| 16 | ОА, ОВ, ОЕ, ОК, ОТ | Одесская область |
| 17 | СК, СН, СС | Полтавская область |
| 18 | РА, РВ, РО | Ровненская область |
| 19 | СА, СВ, СЕ | Сумская область |
| 20 | ТЕ, ТК, ТІ | Тернопольская область |
| 21 | ХА, ХВ, ХК, ХР | Харьковская область |
| 22 | ХН, ХО | Херсонская область |
| 23 | ХМ, ХІ | Хмельницкая область |
| 24 | МА, МВ, МЕ | Черкасская область |
| 25 | МК, ММ, МН | Черниговская область |
| 26 | МО, МР, МС | Черновицкая область |
| 27 | КС | город Севастополь |
| 28 | НН | Общегосударственная серия |
Кодификация автомобильных номеров 1992-1995 г.г.
| Буквенный код региона | Регион |
| МЯ КО КР Р | АР Крым |
| BH ВЯ | Волынская область |
| КІ ХТ | город Киев |
| АЕ ЯА ЯВ ЯС | Днепропетровская область |
| ЯІ ЯМ ЯН ЯО | Донецкая область |
| ІО ІР | Житомирская область |
| ІК ІМ | Закарпатская область |
| ЯТ ЯХ ЯЯ ІТ | Запорожская область |
| ІА ІВ | Ивано-Франковская область |
| МІ KX | Киевская область |
| ЕІ ЕМ ЕЯ | Кировоградская область |
| АІ АЯ | Луганская область |
| ІН II | Львовская область |
| НІ НВ НЯ | Николаевская область |
| ОІ ОЯ | Одесская область |
| ІХ ІЯ | Полтавская область |
| РВ РН | Ровненская область |
| СІ СР (резерв) СЯ (резерв) | Сумская область |
| ТІ ТЕ | Тернопольская область |
| ХІ | Харьковская область |
| ХО ХЯ (резерв) | Херсонская область |
| ТЯ ХМ | Хмельницкая область |
| РК РС PI (резерв) | Черкасская область |
| РМ | Черниговская область |
| ІС | Черновицкая область |
- Информация о материале
К кому еще придут люди в масках? Власть как инструмент для обогащения
Завершение концентрации политической власти в Украине в 2010 г. положило начало процессам экономической консолидации. Таким образом, правы оказались те, кто накануне очередных президентских выборов пугал: "Подождите, вот теперь придут донецкие и все отберут". Поскольку власть у нас в стране используется лишь как инструмент обогащения, то монопольная власть дает монополию и на увеличение своих капиталов…
Впрочем, эта угроза не была и не является актуальной для большинства избирателей как Партии регионов, так и ее оппонентов. В стране, где за чертой бедности существует 26,4% населения, многим нечего терять, кроме своих цепей, как верно заметил еще Карл Маркс. Отличие от XIX века в том, что теперь терять нечего не только пролетариату.
Но исчезающе тонкая прослойка людей, владеющих экономическими активами, будь то хлебный киоск или крупное промпредприятие, уже в день инаугурации нового главы государства Виктора Януковича знала, что впереди их ждет черная полоса, никак не связанная с глобальным кризисом.
Золотой век Фемиды
Передел собственности в Украине проводила и предыдущая власть, особенно если говорить о бывшем премьер-министре Юлии Тимошенко. Как известно, по ее инициативе горно-металлургический комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. сначала вернули в госсобственность, отобрав у консорциума "Инвестиционно-металлургический союз" Рината Ахметова и Виктора Пинчука, а затем продали международному концерну "ArcelorMittal" (в то время - "MittalStеel") Лакшми Миттала.
Кроме того, Ю.Тимошенко в 2005 г. пыталась добиться реприватизации таких крупных предприятий, как Никопольский ферросплавный завод и северодонецкое объединение "Азот". На НЗФ тогда хозяйничали все тот же В.Пинчук и акционеры днепропетровского "Приватбанка" Игорь Коломойский с Геннадием Боголюбовым, а на "Азоте" – американский предприниматель украинского происхождения Алекс Ровт и его российский компаньон Николай Ольшанский.
Также можно вспомнить о шумной попытке отобрать у "Донбасской топливно-энергетической компании" Р.Ахметова 39,7% акций ПАО "Днепроэнерго", крупнейшего производителя электроэнергии в юго-восточном регионе Украины.
Позднее, в 2009 г., Ю.Тимошенко пыталась вернуть под управление министерства промышленной политики Украины Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК, которые в 2005 г. сдали в аренду ЗАО "Крымский титан", подконтрольный предпринимателю Дмитрию Фирташу. Премьер была близка к цели, но отставка с должности по решению Верховной Рады в марте 2010 г. помешала осуществить задуманное.
Таким образом, передел собственности в тот период зачастую проводился по инициативе государственных органов власти, будь то Кабинет министров либо Фонд госимущества Украины. В таком случае интересы преследовались не экономические, а, скорее, политические.
Целью Ю.Тимошенко был удар по представителям крупного бизнеса, поддерживавшим ее политического конкурента – В.Януковича и ПР. Подтверждением тезиса служит тот факт, что предложение В.Пинчука в 2005 г. доплатить за "Криворожсталь" до рыночной стоимости было отвергнуто ее правительством.
При этом возврат в госсобственность осуществлялся с помощью решений судов, на которые БЮТ имел влияние благодаря лояльному председателю Верховного суда Василию Онопенко, экс-депутату ВР от этой политсилы.
С помощью судебных решений в тот период осуществлялись и рейдерские захваты, то есть недружественные поглощения бизнес-активов. Фемида в 2005-2010 гг. приобрела особую значимость: постановлениями и определениями судов, чаще всего территориально не имеющих отношения к расположению предприятия, запрещалось проведение собраний акционеров либо отменялись его решения, вносились нужные рейдерам изменения в устав хозобществ, назначалось новое руководство компаний, признавались недействительными коммерческие контракты.
С этими судебными решениями рейдеры приходили на предприятие, обычно в сопровождении сотрудников частных охранных фирм, реже – госисполнителей, и брали его деятельность под свой контроль путем силового захвата административных зданий, печатей и первичной документации.
Одним из ярких и резонансных примеров передела собственности по такому сценарию стали события на крупнейшем в стране Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе.
Напомним, что там И.Коломойский с Г.Боголюбовым, изначально владея 1,154% акций ЗАО "Укртатнефть" (в уставной фонд которого внесен имущественный комплекс Кременчугского НПЗ), за год с небольшим сумели довести свою долю примерно до 43%.
Сначала через судебные решения в 2007-2008 гг. они добились возврата в госсобственность пакетов 18,3%, 8,6% и 28,8% акций принадлежавших татарской стороне, а затем приобрели их по сходной цене у НАК "Нефтегаз Украины".
При этом лояльного к татарам Сергея Глушко отстранили от должности председателя правления "Укртатнефти", а вместо него был назначен ставленник "Привата" Павел Овчаренко. Смена руководства происходила с привлечением как милицейских подразделений, так и частных охранных фирм.
Правоохранительные органы обычно не вмешивались в происходящее, поскольку с одной стороны, была соблюдена видимость законности в виде решения суда. С другой стороны, распределенность полномочий между конкурирующими властными группами не позволяла эффективно использовать силы МВД и СБУ.
Так, в 2007 г. Николай Азаров, в то время первый вице-премьер и глава межведомственной комиссии по противодействию противоправным поглощениям (рейдерству), рассказал журналистам, что к нему обратились в связи с захватом целлюлозно-бумажной фабрики и он не смог туда попасть.
"В СБУ посоветовали отменить эту поездку, сказали, что не смогут гарантировать там мою безопасность. Мою, первого заместителя главы правительства! А что говорить про остальных?", - с возмущением подчеркнул Н.Азаров.
Неудивительно, что судьи тогда могли себе позволить жизнь на широкую ногу: заказывали чартерные авиаперелеты, как глава Окружного административного суда Киева Олег Бачун. Отмечали они день рождения фейерверком за 100 тыс. долл. в Крыму и заказывали выступления мировых звезд шоу-бизнеса, как один(одна) из судей Днепропетровского апелляционного суда, фамилию которого(ой) СБУ не озвучила.
Со своей стороны, власть делала вид, что ничего не замечает – лояльный судейский корпус был нужен как инструмент.
Назад, в 1990-е…
С построением властной вертикали в 2010 г. отпала необходимость в использовании судейских решений, которые могут длительное время обжаловаться в вышестоящих инстанциях и блокироваться решениями других судов.
Это стало понятно на примере возвращения в коммунальную собственность 80% акций холдинга "Киевгорстрой". Несмотря на соответствующие решения всех судебных инстанций, забрать назад одну из крупнейших в Украине строительных корпораций из цепких рук семьи киевского мэра Леонида Черновецкого оказалось не так-то просто.
Даже замена руководства компании, происходившая в два этапа, не давала полных гарантий, что "Киевгорстрой" перешел под контроль нынешней власти. Поскольку, по факту, от холдинга почти ничего не осталось, только одно небольшое стройуправление, работающее на столичном жилмассиве "Поздняки". А все остальные активы оказались выведены в оффшоры.
Вот тогда и было принято простое, но эффективное решение по принципу "против лома нет приема". Реестр собственников "Киевгорстроя", в котором упоминались кипрские оффшорные компании, связанные, по данным СМИ, с теперь уже бывшим зятем Л.Черновецкого, депутатом Киевсовета Вячеславом Супруненко, был объявлен утерянным.
Государственная комиссия ценных бумаг и фондового рынка обязала нового регистратора (после "слива" "Киевгорстроя" в 2009 г. компания сразу же сменила регистратора на ООО "Адрем", но по инициативе нового руководства Киевской горгосадминситрации во главе с Александром Поповым вместо него функции были возложены на ООО "Финреестр"), руководствуясь решениями судов, восстановить реестр акционеров в прежнем виде, то есть до передачи акций холдинга в пользу ООО "Новый регион".
После этого попытки окружения мэра оспорить возврат в коммунальную собственность потеряли всякий смысл – в виду отсутствия доказательств, подтверждающих, что связанные с ними оффшоры действительно чем-то в "Киевгорстрое" реально владели.
Впрочем, радоваться восстановлению социальной справедливости жители столицы могли совсем недолго. Потому что прихватизированное "молодой командой" Л.Черновецкого возвращалось общине лишь для того, чтобы в дальнейшем перейти к новым собственникам - из числа тех, которые в настоящее время находятся "у руля".
Примером тут может быть ситуация с киевским аэропортом "Жуляны". Сначала Киевсовет отменил свое решение о передаче объекта в пользу компаний, связанных с окружением мэра, а затем сдал его на 49 лет в аренду ООО "Мастер-Авиа", за которой, как выяснилось, стоит не кто иной, как депутат Верховной Рады от ПР Юрий Иванющенко, известный также как Юра Енакиевский.
В этом контексте можно рассматривать и бурную деятельность Генеральной прокуратуры Украины по возврату профсоюзных санаториев, ранее приватизированных с грубыми нарушениями законодательства. Или, проще говоря, проданных "своим людям" за бесценок.
Так, в последнее время было оспорено отчуждение таких ценных объектов на Южном берегу Крыма, как санатории "Мисхор", "Орлиное гнездо", "Украина" а также "Дубки" (Киевская обл.). И можно не сомневаться, что уже в ближайшее время все эти объекты найдут новых хозяев.
Таким образом, к правоохранительным органам вернулось первостепенное значение при переделе собственности, как это и было во второй половине 1990-х гг. При этом наибольшее распространение получила следующая схема.
Сотрудники спецподразделений МВД и СБУ в масках врываются в офис компании и на основании постановления следователя производят полную выемку документации. А без печатей и устава деятельность любой компании можно считать парализованной.
Иначе каким образом, например, можно заключать договора с контрагентами на закупку сырья либо поставку готовой продукции, на предоставление услуг? Опять же, никто не может дать гарантию, что в изъятый устав не буду внесены нежелательные изменения, как это неоднократно практиковалась ранее.
Кроме того, если у предприятия отсутствует финансовая отчетность, это как минимум очень усложняет его взаимодействие с другими госорганами, например, с налоговой инспекцией. Могут вноситься изменения и в решения о назначении руководства компании, как это тоже нередко происходило ранее при враждебных поглощениях.
Как известно, в последнее время шумные визиты сотрудников спецподразделений МВД и СБУ, в народе именуемые "маски-шоу", пережили и ООО "Юг-Контракт", управляющее сетью супермаркетов электроники "Фокстрот", и ООО "Эпицентр К", контролирующее сеть строительных гипермаркетов "Эпицентр".
Запомнилась и масштабная операция СБУ в отношении активов группы "Финансы и кредит" депутата Верховной Рады от "БЮТ - Батькивщина" Константина Жеваго. Напомним, что 11 июля текущего года люди в масках и камуфляжных комбинезонах одновременно появились в офисе полтавского футбольного клуба "Ворскла", центральном офисе банка "Финансы и кредит" и заводоуправлении белоцерковского производителя шин "Росава".
С "визитами вежливости" представители правоохранительных органов побывали в офисе депутата ВР от БЮТБ Константина Бондарева – в июне 2010 г. и в начале июля c.г. в офисе ООО "Инвестор", которое, как известно, является базовой компанией экс-губернатора Харьковской обл. Арсена Авакова.
Силовая выемка документации предприятия в августе т.г. успешно прошла также на одесском ЧАО "Стальканат", крупном производителе метизов.
Стоит отметить, что в отдельных случаях повод для интереса у правоохранительных органов имеется достаточно серьезный. Так, в случае с банком "Велес" К.Бондарева и компаниями К. Жеваго расследуются уголовные дела об уклонении от налогообложения, а по компании А. Авакова – о незаконном присвоении земельных участков.
Но при этом бросается в глаза ярко выраженная направленность в действиях силовиков. Чаще всего они приходят к предпринимателям, так или иначе имеющим отношение к политическим оппонентам нынешней власти.
К примеру, тот же А. Аваков возглавляет областную парторганизацию "Батькивщины", а владельцы "Фокстрота", по данным депутата от БЮТБ Андрея Павловского, финансировали избирательную компанию бывшего президента Виктора Ющенко на последних выборах.
Впрочем, это совсем не означает, что принадлежность к Партии регионов автоматически делает чей-то бизнес неприкасаемым. В этом имели возможность убедиться депутаты ВР от ПР Николай Яноквский и Александр Савчук.
Первый был вынужден в 2010 г. продать крупного производителя азотных минеральных удобрений, горловский концерн "Стирол", холдингу Group DF Дмитрия Фирташа. Второму пришлось уступить уже упомянутому Ю. Иванющенко долю в 25% акций в мариупольском ОАО "Азовмаш", выпускающем оборудование для металлургии и подвижной железнодорожный состав. Здесь уже действовал принцип, кто ближе к президенту, тот и прав.
Еще одним ценным приобретением Ю. Иванющенко стал крупнейший в Украине вещевой рынок "7-й километр" под Одессой. А из последних достижений Д.Фирташа можно вспомнить о ЗАО "Морской специализированный порт "Ника-терра".
Его прежний владелец Роман Денькович объяснил, что был вынужден избавиться от данного актива, поскольку в 2010 г. резко увеличилось число проверок "Ника-тера" различными контролирующими органами. А в декабре Государственная экологическая инспекция Минприроды и вовсе запретила "Ника-Тера" ведение хоздеятельности из-за подозрений в загрязнении окружающей среды.
По словам Р. Деньковича, в условиях вынужденного простоя он потерял перевалку порядка 100 тыс. т. грузов, поэтому выбора не осталось: или отдать свой терминал в Николаевском морпорту "в хорошие руки", или продолжать наращивать убытки.
Что характерно – после того, как владелец "Ника-Тера" обратился за содействием в разрешении конфликта с управлением экологии к губернатору Николаю Круглову, тот отправился в Киев на разговор… нет, не с министром охраны окружающей среды Николаем Злочевским.
Разговор о "Ника-Тера" у руководителя области состоялся с главой Администрации президента Сергеем Левочкиным, ранее публично признавшим давние дружеские отношения с Д.Фирташем. Вернувшись в Николаев, Н.Круглов сообщил, что проблема решена. И сразу после этого стало известно о продаже терминала другу главы АП.
Продать сеть автозаправочных станций "Рось" в июле c.г. пришлось и депутату ВР от БЮТБ Анатолию Семиноге – после того, как деятельностью его компаний вплотную заинтересовалась СБУ. По ее данным, средства в сумме 4 млн грн., незаконно выведенные из бюджета через КП "Киевский городской центр занятости", пройдя через ряд посреднических структур, осели на счетах компании А. Семиноги.
Может быть, так оно и есть. Может быть, и нет. В данном случае это неважно. Важен результат – предприниматель, еще вчера имевший прямое отношение к власти, сегодня оказался в оппозиции и был вынужден расстаться со своим высокодоходным бизнесом.
Такова тенденция. И можно предположить, что цена, по которой А. Семинога уступил сеть АЗС, намного меньше реальной рыночной стоимости. Тоже самое можно сказать и про николаевский портовый терминал и про остальные объекты, за последние полтора года поменявшие собственников под давлением силовиков. Ведь всем известно - если продавать квартиру срочно, в течение трех дней, то максимум за нее могут дать полцены.
Вместе с тем очевидно, что передел собственности в Украине не завершится после того, как большая часть экономически привлекательных активов окажется в руках представителей нынешней власти, а также их ближайшего окружения.
Можно соглашаться с поговоркой "легко пришло – легко ушло", а можно и спорить. Но факты – вещь упрямая. К примеру, продал Киевсовет 80% "Киевгорстроя" за 114 млн. грн. Неплохая, казалось бы, сделка для конечного покупателя с учетом того, что реальная рыночная стоимость этого пакета акций оценивается экспертами в несколько миллиардов гривен.
Но так уж получилось, что теперь эти 114 млн. грн. просто "сгорели". В то же время никто не оспаривает у Л. Миттала законность владения "Криворожсталью". Да, у Фонда госимущества есть к нему вопросы по условиям выполнения инвестиционного договора, но никто не говорит, что индийский миллиардер незаконно хозяйничает на комбинате.
Поскольку за это предприятие на открытом конкурсе была заплачена цена, даже превышающая, по мнению экспертов, его реальную стоимость – 24,5 млрд. грн.
Поэтому едва "к рулю" в стране придут новые лица, процесс дележа начнется заново. Ведь он происходит в полном соответствии с марксистским принципом "экспроприируй экспроприаторов".
То есть объектом посягательств являются объекты, которые в свое время достались владельцам не совсем справедливо. Следует подчеркнуть – именно "не совсем справедливо", потому как видимость законности в большинстве случаев при первичной приватизации формально была соблюдена.
- Информация о материале
Страница 1693 из 2102
