Главная
В Украине отныне недвижимость оценивает компьютер
С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила оценки недвижимости. Теперь стоимость имущества, которое хотите продать, будет определять компьютер.
Из суммы, которую установит машина, придется и платить налоги, сообщается в сюжете ТСН 19:30.
"Человек заполняет анкету. Работа оценщика - перенести эти данные в компьютер, который определит цену за две недели", - заявил председатель Фонда госимущества Александр Рябченко. По его словам, со временем машина все будет считать за неделю, а еще когда-то и за три дня. "Мы хотели, чтобы не было контакта между человеком, который заказывает оценку, и тем, кто делает. Мы считаем, что это является возможностью коррупционных договоренностей", - заявил он.
Однако слова чиновника опровергает оценщик с 20-летним стажем. "Непредвиденный выезд оценщик не проверяет. Если клиент вменяемый, он скажет: "Боже, у меня руины", - сказала член правления украинского правления оценщиков Ирина Иванова.
Так, по новым правилам, продавец будет платить налог не с суммы сделки, а по стоимости, которую выдаст компьютер. Программу, которая будет оценивать имущество, разработал Украинский институт управления качеством оценочной деятельности. Разъяснить там, по какому принципу техника будет определять цену, отказались. Но программу запатентовали и будут получать вознаграждение в 80% от заработка оценщика.
Ему же пока что разрешено брать 200 гривен. "Если из 200 гривен, я 160 гривен отдам в качестве роялти? Мне остается 40 гривен", - добавила Иванова.
Также следует отметить, что перечень тех, кто завоевал право оценивать имущество по-новому, есть на сайте Фонда государственного имущества. В одном из офисов, который получил право оценивать собственность, не хотят ничего комментировать. Работники программу показать отказываются, потому что она якобы является секретной.
Председатель Фонда госимущества также сообщил, что новых сертификатов хватит на всех. К тому же, еще три месяца будет действовать переходный период.
До 1 февраля имущество можно оценивать и по-новому, и по-старому. Ранее сообщалось, что оценщики предупредили, что стоимость их услуг может взлететь чуть ли не в 10 раз. Причиной дороговизны является дорогая компьютерная программа, которую нужно "арендовать" у Украинского института управления качеством оценочной деятельности.
- Информация о материале
Какие капканы на украинцев ставят банки при выдаче кредита
Банкиры начали активней предлагать свои кредиты населению. По данным НБУ, только за июль финучреждения нарастили объемы гривневого кредитования физлиц практически в три раза: объем выданных кредитов превысил 2,45 млрд грн против 733 млн грн в июне. Нынешний бум — результат быстрого роста объемов кеш- и карточного кредитования. «В этом году наш банк уже выдал потребительских кредитов в пять раз больше, чем в прошлом году. И в ближайшие месяцы динамика будет ускоряться», — заявил «Вестям» член правления АО «ОТП Банк» Владимир Мудрый.
Армия кредиторов среди населения активно разрастается. Займы гражданам начинают выдавать банки, которые до сих пор специализировались исключительно на финансировании компаний: они запускают выдачу чужих кредитов в своих отделениях (займы выдаются за средства банков-партнеров, и на этом зарабатываются комиссионные). «К тому же финучреждения увеличивают свое присутствие в наименее «закредитованных» населенных пунктах — райцентрах и селах. Конкуренция за проживающих там заемщиков будет усиливаться», — рассказал нам директор по продажам розничных продуктов Правэкс-Банка Олег Заяц.
Финансисты настырно бомбардируют клиентов заманчивыми предложениями — от «льготных» программ кредитования пенсионеров до возможности получать бонусы и скидки при оплате товаров кредитной картой. Взяв на прицел наиболее дисциплинированных заемщиков, кредиторы наперебой предлагают им новые займы, расписывая «выгодные» условия, за которыми на самом деле скрываются комиссии, страховки и штрафы. «Вести» просчитали, во сколько на самом деле обходится заемщику кредит.
Как рассчитать реальную стоимость потребкредита
1. Можно и без справок
Граждане с готовностью откликаются на предложения банкиров. Из-за затяжного кризиса украинцы растратили денежные накопления, отложенные на черный день. И, столкнувшись с необходимостью совершать дорогостоящие покупки, охотно залазят в кредитную кабалу. Причем делают это не по одному, а по нескольку раз. Банкам выгодно, чтобы заемщики брали побольше кредитов, и они активно стимулируют получение новых кредитов. В итоге многие заемщики сейчас попали в замкнутый круг: чтобы расплатиться по старым займам, они берут новые кредиты. Зачастую такие кредиты оказываются непосильной ношей для многих из-за своей цены: «Вести» высчитали, что за кредит в 10 тыс. грн заемщик переплачивает (в виде процентов и дополнительных платежей) от 6400 до 9860 грн.
Одолжить у банка деньги без залога сейчас можно на срок до трех-пяти лет. Максимальный размер займа, в зависимости от банка, колеблется в диапазоне 25–100 тыс. грн, авансовый взнос в большинстве случаев не обязателен. Подсаживая население на кредиты, банкиры максимально упрощают условия их выдачи. Чаще всего от граждан требуют паспорт, идентификационный код, а также справки об официальном трудоустройстве и доходах за последние три-шесть месяцев. Хотя иногда кредиторы закрывают глаза и на отсутствие подтверждения официальной зарплаты. В этих случаях они выдают займы не более чем на три года и на сумму, не превышающую 20–50 тыс. грн.
Вскоре банки обещают и вовсе упразднить любые бюрократические процедуры. «Будет активно развиваться направление кредитов, которое мы называем pre-approved. Кредитные учреждения сами будут обращаться к клиентам с уже имеющимся на руках позитивным решением о выдаче кредита. В первую очередь на получение займов по такой упрощенной процедуре смогут рассчитывать держатели зарплатных карт, пенсионеры, постоянные клиенты», — утверждает Олег Заяц.
2. Иллюзия дешевизны: комиссии повсюду
Традиционно банкиры пытаются сыграть на жадности заемщиков, соблазняя их дешевизной кредитов. Декларируемые ставки выглядят вполне щадяще, варьируясь от 0,01 до 39% годовых: еще совсем недавно финансисты рекламировали кредиты и вовсе под 0% годовых, однако с недавних пор таких предложений стало меньше. Однако на практике обслуживание займов выливается в заоблачные суммы. Такой эффект достигается за счет введения банками различных видов сборов и платежей. Размер ежемесячной комиссии составляет в среднем по рынку 1,7–4,5% годовых, автоматически повышая ставку по «нулевым» кредитам до 20,4–54% годовых. Если сюда приплюсовать разовую комиссию за выдачу средств (от 3% до 8% от суммы займа), удорожание получится еще более существенным. Другая распространенная уловка банкиров — это оформление кеш-кредитов на пластиковые карты. Чтобы их обналичить в банкомате или кассе, клиентам приходится дополнительно платить еще порядка 1–4% от суммы операции.
Неприятной неожиданностью для заемщиков становится и необходимость оформлять страховку при получении кредита: изначально банк может говорить, что это необязательно, однако не сомневайтесь — он на этом настоит. Граждан заставляют страховать либо финансовые риски (на случай невозможности погасить кредит, например, в случае потери работы), либо покупать страхование от несчастного случая. Размер платежей по таким договорам может достигать 0,5–1,5% от суммы кредита ежемесячно, увеличивая процентную ставку на 6–18% годовых. «Но главная ловушка состоит в том, что большинство банков начисляет проценты не на остаток задолженности по кредиту, а на всю его сумму, из-за чего клиентам приходится переплачивать в несколько раз. У банков достаточн уловок, чтобы нагнать сумму платежа по кредиту. Если суммировать все дополнительные платежи и условия начисления процентов, средняя реальная ставка по кеш-кредитам и карточным займам часто достигает 70–150% годовых при декларируемом нулевом проценте», — констатирует адвокат, старший партнер Адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
3. Стоимость займа — почти тайна
Юристы утверждают, что большинство договоров потребкредитования грубо нарушают Закон «О защите прав потребителей». Они не только содержат несправедливые условия, но и не дают представления заемщикам о реальной стоимости займов. «Часто условия кредитного договора написаны таким образом, что даже сотрудник банка, который оформляет кредит, не в состоянии правильно понять их смысл и объяснить потребителю. Одни банки используют сложные формулы расчета процентов, другие — выносят условия о размере платежей в отдельное приложение или в разные разделы договора и т. д.», — рассказывает советник АО Arzinger Александр Плотников.
Все это существенно затрудняет восприятие договора и не оставляет заемщику шансов в нем разобраться. Тем не менее оспорить такой документ в суде очень непросто. «Служители Фемиды чаще всего поддерживают позицию финучреждений, принимая решения о взыскании задолженности со всеми начисленными процентами и штрафами в полном объеме. Они мотивируют такую позицию тем, что, подписав договор с кредитным учреждением, заемщик сам согласился на такие условия», — поясняет адвокат, партнер Юридической компании TIC Денис Писанный.
Чтобы избежать неприятностей, которыми чревато получение потребкредитов, можно воспользоваться альтернативным предложением банков — овердрафтами, которые оформляются под зарплатные карты. Держа под контролем зарплату заемщиков (они получают право списывать поступающую зарплату в счет погашения кредита), кредиторы могут себе позволить раздавать займы по более-менее лояльным ценам. Ставки по овердрафтным займам колеблются в диапазоне от 12% до 40% годовых, размеры кредитного лимита достигают 60 тыс. грн или держатся в рамках трех-пяти заработных плат. Правда, даже такие щедрые предложения банков могут таить неприятные сюрпризы. Главный — это комиссия за обналичку кредита в банкомате (до 4% от снятой суммы). На втором месте находятся штрафы и пени за просрочку, которые в сумме могут достигать первоначальной суммы кредита, а в некоторых случаях и значительно ее превышать. Избежать их можно, лишь если работодатель вовремя начисляет зарплату и банк своевременно совершает списание средств в счет погашения.
Советы: как сэкономить на кредите
Читайте договор. Проверьте не только ставку по кредиту, но и наличие ежемесячной комиссии (ее нужно умножить на 12, по количеству месяцев в году), разовой комиссии за оформление. Обязательно проверьте, требует ли банк купить страховку жизни и сколько взимает за снятие наличности с карты. Если вас не устроила реальная цена — посетите другие банки — у них могут быть меньше допплатежей.
Ищите альтернативу. Ею может стать овердрафтный кредит: его в размере 2–3 ваших зарплат может выделять банк, выпустивший вам зарплатную карту. Такие займы в 1,5–2 раза дешевле кэш-кредитов.
Проверьте сроки. У каждого банка свои сроки внесения платежей. Если сделать взнос по кредиту раньше срока, то банк может воспринять его как досрочное погашение и взыскать за это комиссию.
Требуйте детальный расчет платежей. Банк обязан рассчитать не только стоимость кредита и помесячные выплаты по каждой статье расходов (проценты, комиссии, страховка), но и просчитать реальный размер переплаты по итогу погашения. Соберите эту же информацию по другим банкам, и выберите лучший вариант.
Проверьте методику расчета. Ежемесячный процент по кредиту должен насчитываться не на всю сумму займа, которую вы изначально брали в банке, а только на его остаток. По мере погашения кредита размер долга перед банком будет сокращаться.
Экономия: дешевле всего— овердрафты
«Дешевле всего сегодня овердрафтные кредиты, — сказала нам заведующая сектором по вопросам кредитной экспертизы розничного бизнеса City Commerce Bank Ольга Гаркуша. — К тому же там могут быть и льготные периоды погашения».
Штрафы: доказывать незаконность приходится в суде
«Подписывая договор, на всякий случай всегда интересуйтесь размерами штрафов, которые взыскивает банк за просрочки в платежах, — советует старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. — Размеры штрафов, начисляемых впоследствии банками, могут превышать 50% суммы займа, а в некоторых случаях и 100% его размера. Чтобы доказать неправомочность таких взысканий и превышение банком полномочий, ведь штраф не может превышать сумму кредита, приходится судиться».
Без переплат: за сроки заставят доплатить
«У каждого банка свои условия погашения кредита и даты выплат, и, чтобы не платить лишнего, нужно изучать кредитный договор, — отметил в беседе с «Вестями» заместитель председателя правления, директор розничного банка «VAB» Антон Шаперенков. — В одном банке нужно вносить платежи до 10 числа, а в другом — до 20 числа каждого месяца. Это важно: ведь если сделать взнос по кредиту раньше срока, то банк может воспринять его как досрочное погашение и взыскать за это комиссию».
- Информация о материале
В Украине продают "чистые" паспорта под кредиты всего за $ 500
В Украине намного проще и дешевле прописать бездомного в Одесской мэрии, чем официально получить паспорт, доказывает сюжет программы "Гроші". Как узнали журналисты "Грошей" в Украине сотни тысяч людей, которые не могут получить паспорта, и на них охотно зарабатывают все, кому не лень.
В официальном учреждении стоимость прописки, если вы не имеете собственного места проживания, составляет около $ 2000, однако иметь дело с официальными учреждениями не всегда надежно - даже при условии предоставления необходимых средств могут не прописать. Гораздо легче обратиться в неофициальные конторы, которые оформляют настоящий украинский паспорт всего за сутки и дешевле. Адреса таких дельцов легко найти в Интернете.
Они торгуют потерянными паспортами, которые по каким-либо причинам не были засвечены в милицейских базах. "Если вы хотите паспорт для взятия кредита, это будет стоить больше $ 500, если паспорт на который вы не планируете брать кредит - это в районе $ 300-400. Все зависит от того, чистый он или нет. Был ли он в реестре украденных, потерянных и так далее", - говорят в подпольной "паспортной" конторе.
"Чистые" паспорта не проходили по милицейским ориентировкам, где другие уже могут быть "засвеченными", это может быть паспорт утерянный, или принадлежащий погибшему человеку, но они остаются настоящими документами гражданина Украины.
В зависимости от потребностей в нем делают "необходимые корректировки". В таком псевдо-паспортном столе можно сделать себе и прописку по вкусу, в зависимости от пожелания клиента штамп о прописке могут оставить чистым, поэтому вписать туда можно любой адрес.
- Информация о материале
Лукаш начала новую войну
Не так давно Елена Лукаш отметила свои первые сто дней на должности министра юстиции. За это время Минюст из одного из самых спокойных мест в правительстве Николая Азарова превратился в практически непрерывный источник скандалов. Всенародное «признание» главное юридическое ведомство страны получило после того, как в начале октября в течение нескольких дней не работали системы госреестра, в результате чего была парализована вся регистрационная деятельность в Украине. Тогда министр юстиции сообщила о таинственном сломанном «маршрутизаторе», который якобы был выведен из строя предыдущим руководством Госинформюста. Однако многие эксперты сошлись во мнении, что госреестры «упали» в результате банальных разборок между старыми и новыми хозяевами кабинетов в Минюсте.
Сейчас же министерство пребывает в еще одном затяжном, но пока не перешедшем в публичную плоскость конфликте. В частности, по информации «k:», Елена Лукаш предпринимает активные действия по реформированию других влиятельных структур, смежных с Минюстом. Речь, в частности, идет о нотариате и институте арбитражных управляющих. В целом, ничего удивительного в этом нет. Стоит отметить, что Елена Леонидовна, длительное время являющаяся юристом «газовой» группы, за последние два года вошла в доверие к команде «младореформаторов». А, как известно, любой серьезный бизнес, не говоря уже о финансовых схемах, без участия «золотой молодежи» спокойно работать в нашей стране не может. К тому же стоит учитывать, что в нынешней политико-экономической ситуации «старогвардейцы» вроде экс-министра юстиции Александра Лавриновича, который еще не так давно выступал авторитетным переговорщиком между группами влияния в Партии регионов, власти больше не нужны. Их роль, по сути, сведена к статусу «свадебных генералов», находящихся вроде бы и на серьезных должностях, но по факту не имеющих уже никакого влияния на процессы даже в возглавляемых ими структурах.
Давление на нотариат началось буквально сразу после назначения Лукаш на должность главы Минюста. Уже в августе своим приказом она распустила весь состав Высшей квалификационной комиссии нотариата (ВККН), которая занимается приемом экзаменов у желающих стать нотариусами, а также применяет санкции за нарушение законодательства о нотариате. Так, ч. 2 ст. 10 Закона «О нотариате» гласит о том, что члены комиссии избираются на три года. А предыдущий состав ВККН был избран в прошлом году и должен был проработать еще в течение двух лет. Формально люди, вошедшие в новый состав комиссии, напрямую не связаны с Лукаш. Тем не менее определенные предположения можно сделать по косвенным признакам. К примеру, один из новых членов комиссии — частный нотариус Киевского городского нотариального округа Виктория Захарченко длительное время работала по одному юрадресу с другим нотариусом, Лилией Чигвинцевой, которая в сентябре была назначена главой департамента нотариата и банкротства Минюста. Для того чтобы узаконить решение министра, были подготовлены изменения в постановление Кабмина, согласно которому Минюст получал бы все права назначать членов ВККН самостоятельно, без Нотариальной палаты Украины.
Как сообщила «k:» глава Нотариальной палаты Украины Людмила Павлова, в связи с увольнением всего состава ВККН палата дважды обращалась в Кабмин по поводу таких действий со стороны Лукаш, а также просила отклонить проект постановления, предложенный Минюстом. Однако ответы Кабмина, направленные нотариусам, по их словам, были отписками. «В результате проект был поддержан. Нами же был подан иск в Окружной административный суд на решение о роспуске ВККН, однако несколько дней назад суд отказал нам в иске. Мотивы суда мне неизвестны, поскольку мы пока не получили полное решение суда», — отмечает Людмила Павлова. И добавляет: «Самым негативным моментом в данном решении является то, что орган нотариального самоуправления теперь устранен от формирования комиссии, что противоречит всем принципам международного нотариата».
Практически аналогичная история наблюдается с полным подчинением саморегулирующих организаций арбитражных управляющих (АУ), занимающихся вопросами банкротства и ликвидации предприятий. Недавно Минюст попросту проигнорировал право саморегулирующих организаций АУ делегировать своих представителей в состав Дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих. Но вернемся к нотариату. Судя по всему, его приручение продолжается. Недавно во время оглашения отчета о проделанной за сто дней работе Елена Лукаш заявила о том, что одним из важных направлений работы министерства станет «возобновление государственных нотариальных контор», которое позволит «минимизировать затраты населения». Фактически это можно расценивать как попытку Минюста максимально усилить институт государственных нотариусов, который, к слову, на Западе уже давно стал анахронизмом, поскольку там, наоборот, выводят нотариат из-под государственного финансирования.
Интересно, что тем самым Лукаш, по сути, противоречит концепции реформирования нотариата, утвержденной Минюстом после обсуждений с народными депутатами, нотариусами, а также научными сотрудниками ведущих вузов еще в 2010 году. Согласно концепции, количество государственных контор и государственных нотариусов должно быть сокращено, а к 2015 году необходимо обеспечить плавный переход к единому нотариату. При этом все нотариусы должны быть уравнены в полномочиях, а цены на их услуги стать одинаковыми. В этом контексте движение Лукаш в сторону усиления государственных нотариальных контор можно рассматривать как продолжение давления на частный нотариат. Официально данную ситуацию нотариусы не комментируют. Однако не исключают, что результатом военных действий между министерством и «частниками» в обозримом будущем могут стать изменения в ценовой политике. Причем не в пользу клиентов. Шутя называют это «моральной компенсацией» за потенциальные неприятности со стороны Елены Лукаш.
- Информация о материале
Пояса придется затянуть. Всем ли?
В этом контексте весьма симптоматично выглядит заявление В.Януковича, датированное средой, 30 октября, о том, что только четверть социальной помощи сегодня направляется по надлежащему адресу — малообеспеченным или незащищенным категориям граждан. И хотя большинству пунктов еще предстоит быть проанализированными, а перед окончательными решениями предстоит их нелегкое рассмотрение и принятие, важен уже сам факт начала движения в этом направлении. Из уже принятых решений — готовящиеся изменения в действующее законодательство, упраздняющие тарифные льготы для членов многочисленных украинских садовых товариществ.
Однако ликвидация льгот для населения и бизнеса вряд ли может быть адекватно воспринята в обществе без, как минимум, адекватных мер по урезанию трат на содержание государственного аппарата. Похоже, Янукович и Ко это осознают, так как в перечне запланированных мер стабилизации госфинансов — урезание расходов на содержание госаппарата почти на 19 млрд грн, что будет означать очень жесткую экономию практически для всех ведомств и по всей вертикали.
Что же касается требования МВФ об обеспечении большей курсовой гибкости, то и здесь ранее незыблемая позиция первых лиц государства готова к корректировке. По информации ZN.UA, Янукович дал добро на тоже давно ожидаемое "прогрессивной экономической общественностью" расширение коридора колебаний курса гривни к доллару — при этом верхняя его граница определена на уровне 8,5 грн за доллар.
Факт разработки вышеупомянутой программы подтвердил и МВФ, выпустивший 31 октября по итогам работы своей последней миссии в Киеве специальный пресс-релиз. В нем в числе прочего сообщается, что правительство Украины разрабатывает "пакет предложений по экономической политике, направленный на корректировку внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста".
Согласно опубликованному заявлению, "экономика Украины демонстрирует признаки улучшения, однако остаются существенные вызовы". В их перечне: "ограниченная гибкость обменного курса, большой дефицит бюджета и значительные квазифискальные потери в энергетическом секторе", обуславливающие "существенный дефицит счета текущих операций и постоянную потерю валютных резервов". В фонде считают, что "жесткая монетарная политика и административные меры в поддержку обменного курса, вероятно, будут и в дальнейшем сдерживать инвестиции и тормозить экономический рост". Отдельно отмечается "потребность в существенном внешнем финансировании", являющаяся "одним из наиболее слабых звеньев экономики Украины".
По мнению миссии МВФ, чтобы ликвидировать слабые звенья и восстановить экономический рост, необходим комплекс всеобъемлющих и заслуживающих доверия реформ. В этот комплекс "рекомендуется" включить "меры по обеспечению роста гибкости обменного курса, дополненные политикой по укреплению финансового сектора, амбициозные усилия по консолидации фискальной ситуации, повышение внутренних тарифов на энергоресурсы, а также реализацию комплексных структурных реформ, направленных на улучшение бизнес-климата и поддержку экономического роста".
При этом в документе отдельно отмечается, что "миссия подчеркивает необходимость обеспечения существенного прогресса по всем указанным направлениям экономической политики".
Удастся ли официальному Киеву обеспечить необходимый "существенный прогресс во всех направлениях" — конечно, все еще вопрос. Однако в случае реализации вышеперечисленных намерений украинских властей действительно создается отличная база для нахождения компромисса в до неприличия затянувшихся переговорах сторон о возобновлении программы финансирования. Тем более, что в релизе МВФ заявлено и о намерении "продолжить консультации, направленные на разработку достаточно амбициозного пакета мер, призванного справиться со всеми вызовами, которые стоят перед Украиной".
Кроме того, как сообщило в четверг, 31 октября, информационное агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленные европейские источники, Евросоюз со своей стороны также ведет "развернутые дискуссии" с МВФ с целью "найти возможность подписать новое соглашение stand-by о предоставлении Украине финансирования в скором будущем". Делается это на случай, если экономическое давление со стороны России усилится. Как отмечает агентство, возникшее на почве сближения между Украиной и Евросоюзом противостояние превращается в "один из самых чувствительных геополитических моментов между Востоком и Западом со времен холодной войны".
Названные аспекты несколько повышают шансы на подписание соглашения не только с МВФ, но и в Вильнюсе. А заодно (в преддверии самого неподходящего для этого года в Украине) и на реализацию ряда непопулярных и сложных, но необходимых для оздоровления отечественных госфинансов и всей экономики реформ. Всей стране придется заплатить, в том числе и для того, чтобы Украина удержалась в статусе государства. Вот только, вынуждая граждан, бизнес и даже главную собственную опору — чиновничий аппарат, затягивать пояса, осознают ли первые лица, что все эти меры имеют шанс оказаться успешными только при условии получения доверия в обществе? Но для этого придется, причем не понарошку, начинать с себя. Ведь если МВФ не видит таких проблем, как конвертационные площадки, пожирающие не только НДС, но и налог на прибыль, но приносящие своему централизованному боссу до
2 млрд грн в месяц; налоговые ямы; контрабандно-топливные схемы ухода от уплаты НДС и акцизов; олигархические игрища с надуванием уставных фондов фальшивыми акциями; система вымывания денег из государственных фондов и т.д., то мы же все это видим. А то с реформами может получиться так, что вагончик тронется, а "шлепер" в нем останется…
- Информация о материале
Великая прокурорская революция
«Прокуратура — это становой хребет государства. Око государево. На нас тут все держится», — покуривая сигарету с вишневым привкусом, говорил автору один высокопоставленный сотрудник генеральной прокуратуры. Разговор этот состоялся несколько лет назад и был бы, наверное, малопонятен обывателю.
С чем ассоциируется у нас прокуратура? Пожалуй, с новостями об очередном громком процессе, в котором замешан какой-то крупный политик (отравление Ющенко, убийство Гонгадзе, дела Тимошенко, Луценко, Щербаня и т. д.). В прежние времена Генпрокуратуру часто сотрясали и внутренние скандалы — восстанавливался в должности и свергался с нее же Святослав Пискун, заместители генерального враждовали с самим генеральным и друг с другом, выплескивая дрязги в СМИ.
Но все это лишь оттеняло важнейшую роль, которую играла прокуратура все годы независимости. Играла не публично, но действенно. С момента распада Союза ей удалось не потерять, а, наоборот, нарастить свои полномочия, которые позволили ей превратиться в важнейший центр принятия решений во власти и в бизнесе. Причем в центр хотя и ориентированный на жесткое выполнение воли государственной власти, но в определенной степени автономный.
Наша страна одна из немногих в мире, где прокуратура — совершенно независимый орган власти, который не принадлежит ни к одной ветви: ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной. К примеру, в России она относится к судебной ветви, а во многих странах Европы прокуроры подчинены органам юстиции. Украинские прокуроры подвластны только своему же прокурорскому начальству. И надзирают они за всеми. Если милиция и судьи боятся, что за ними придут из СБУ, то к прокурорам не ходит никто. Ведь даже за СБУ присматривает прокуратура по надзору за соблюдением законов в военной сфере. И чекисты против своих контролеров, естественно, копать не будут.
А кто же надзирает за прокуратурой? В реальности — только та сила, которая способна уволить генпрокурора и назначить нового, то есть президент и парламентское большинство. Если же, как в 2006–2010 годах, парламент, правительство и президент не представляют собой единого политического целого, то прокуратура становится органом весьма самостоятельным, или, точнее, балансирующим на интересах всех политсил.
В общем и целом Генпрокуратура уже давно превратилась в один из системообразующих элементов украинского государства. Везде — на уровне начиная от района и заканчивая правительством — незримо присутствует фигура прокурора. Он может обжаловать любое решение, указать на любой недостаток и наслать на нерадивых проверку. И это, кстати, играет отнюдь не только отрицательную роль. Зачастую прокуратура (или же центральная власть при помощи прокуратуры) не дает пуститься вразнос местным князькам и коррумпированным правоохранителям, играет роль стабилизатора ситуации, смягчает эксцессы нашей далеко не совершенной государственной машины.
Такой объем полномочий уже давно не нравился Европе, и теперь, когда дело дошло до подписания Соглашения об ассоциации, ЕС поставил вопрос ребром — перестроить органы прокуратуры по европейскому образцу, где она в основном играет лишь роль службы государственного обвинения. Летом соответствующий законопроект был подготовлен под руководством главного идеолога правовых реформ в Администрации президента Андрея Портнова. Документ был отправлен на экспертизу в Венецианскую комиссию, и не так давно оттуда пришел ответ. В целом положительный, хотя и с рядом замечаний.
Впрочем, даже в таком виде венецианский вердикт открыл зеленый свет для принятия законопроекта в Раде. Если кратко, то его суть сводится к трем основным постулатам.
Первое. Прокуратура лишается прав общего надзора, что сужает возможности этого органа влиять на процессы в государстве и в сфере бизнеса.
Второе. У прокуроров забирают функции следствия. Но, вопреки многим прогнозам, как раз это не является большой потерей. Так, следствие забирают не сразу — до момента создания Госбюро расследований все эти функции остаются в прокуратуре (а оно может создаваться еще в течение пяти лет). Кроме того, за прокурорами сохраняется процессуальное руководство следствием, то есть они могут в любой момент на любом этапе контролировать любые следственные действия, которые ведут милиция или СБУ.
Третье. В органах прокуратуры вводится система внутреннего прокурорского самоуправления по типу судейского. Она будет в значительной степени сохранять автономию и преемственность в прокуратуре, несмотря на изменения политической ситуации в стране.
И это является самым важным моментом, который многие наблюдатели упускают из виду. Реформу прокуратуры нельзя рассматривать в отрыве от общей реформы уголовной юстиции.
Впереди у нас новый закон о милиции (с превращением ее в полицию), о пенитенциарной службе, закон об «уголовных проступках». Кроме того, грядут изменения в Конституции, которые резко снижают зависимость судей от политиков, после того как их назначил пожизненно президент по представлению Высшего совета юстиции, а также укрепляется судейское самоуправление. Кстати, этими же изменениями снимается срок полномочий генерального прокурора, что вкупе с новым законом о прокуратуре делает увольнение главы ГПУ парламентом или президентом делом очень проблематичным.
В отношении всех этих законов (включая и прокурорский) наблюдается парадоксальная картина — их разрабатывает власть, одобряет Евросоюз как соответствующие европейским требованиям по деполитизации правовой системы страны и… нещадно критикует оппозиция. Она уже заявила, что не будет голосовать за «судейские» изменения в Конституцию и вряд ли проголосует за закон о прокуратуре.
Реальная причина лежит на поверхности. Все эти документы разрабатываются с учетом норм и стандартов ЕС и имеют одну цель — не допустить масштабной реприватизации, передела активов и политических преследований при смене власти. Ведь даже если оппозиция когда-либо сможет занять не только пост главы государства, но и будет доминировать в парламенте, местных советах и сформирует правительство, она все равно не сможет посягнуть на свободу и имущество своих политических противников или крупных предпринимателей. Суды, прокуратура и правоохранительные органы будут деполитизированы, во многом самоуправляемы, и их трудно будет заставить плясать под дудку каждого нового правителя.
В этом отношении требования Европы совпадают с потребностями действующей власти и поддерживающего ее бизнеса. Как ни удивительно это для многих звучит.
«Репортер» решил подробно разобрать новый закон о прокуратуре, выделив его основные моменты.
1. Прокурорам запретят проверять власть и бизнес
Ныне действующий закон «О прокуратуре» дает право прокурорам надзирать за соблюдением и применением законов исполнительной властью — начиная от райадминистраций и заканчивая Кабинетом министров. Это значит, что прокурор может приостановить или отменить действие любого нормативного акта путем внесения документа прокурорского реагирования — представления. Согласно закону, представление может быть внесено всем учреждениям и организациям независимо от форм собственности. Оно должно быть рассмотрено в течение
10 дней, и если нарушения, указанные в нем, не устраняются, прокурор имеет 15 дней для обращения в суд.
В проекте нового закона эти функции у прокуратуры отсутствуют. Чтобы хоть как-то сохранить остатки влияния на власть, в проекте закона оставили пункт, который дает право обращения прокурора к органам местного самоуправления с так называемым «предостережением». Однако оно не будет уже подкреплено никакой реальной властью и ответственностью за невыполнение. Кстати, эту норму уже раскритиковали эксперты Венецианской комиссии как остатки «общего надзора».
Минусы. Функция надзора, по мнению «венецианцев», позволяет прокуратуре «держать под колпаком» и бизнес, и исполнительную власть, порождая коррупцию. «Общий надзор прокуратуры — это советский атавизм, — говорит Святослав Олийнык, в 2002–2004 годах заместитель прокурора Днепропетровска. — Он дает прокурору широчайшие полномочия во всех сферах хозяйственных отношений. Вплоть до „беспрепятственного доступа на предприятия и учреждения, независимо от формы собственности". И это, безусловно, коррупционная ниша, потому что под видом вмешательства в хозяйственную деятельность возникают формы крышевания — вот сюда мы вмешиваемся, сюда не вмешиваемся, это видим, а это нет. Кроме того, так сложилось исторически, что прокуратура, подменяя функции контролирующих органов, фактически ими руководила: она могла направить пожарную инспекцию проверить стройку, могла спустить хоть все 40 контролирующих органов».
Плюсы. С другой стороны, если сейчас тот же предприниматель может пожаловаться в прокуратуру на санстанцию или экологическую инспекцию, то уже скоро искать защиты будет негде. «Если сегодня прокуратура может приструнить любой из контролирующих органов, то вскоре уже такой возможности не будет. И проверок, я думаю, станет в разы больше, — говорит правозащитник Эдуард Багиров. — Ведь контроля-то нет».
2. Стариков и бедноту отправят от прокуроров в клиники
Под нож пойдет и право прокурора вступить в любой судебный процесс, если он считает, что нарушены права человека, который не в состоянии защитить себя сам: по бедности, болезни, из-за слишком юного или пожилого возраста — не важно. Правда, в проекте закона за прокурором сохранили такую возможность в тех случаях, когда речь идет о людях частично или полностью недееспособных. Но Венецианская комиссия посчитала и это излишеством. Разработчики закона предлагают малоимущим и пенсионерам, которые ранее могли надеяться на защиту прокуратуры, обращаться в так называемые юридические клиники. То есть центры бесплатной юридической помощи, которые должны заработать по всей стране до середины 2014 года.
Минусы. Есть сомнения, что юрклиники справятся с возложенными на них функциями. Ведь нельзя сравнить авторитет и уровень представительства в суде бесплатного юриста, который абсолютно не заинтересован в выигрыше дела, и прокурора, с которого спросит начальство, если он проиграет тяжбу. Выходит, после этого нововведения пенсионеры и малоимущие, которые не смогут позволить себе платного юриста, останутся фактически без защиты государства. И если у них отнимут квартиру, не заплатят пенсию в полном объеме, объегорят с социальными выплатами или платой за коммунальные услуги — они уже не смогут пригрозить обидчикам прокурором. «Если говорить о практической работе прокуратур в регионах, где люди обращаются и получают помощь, то такая реформа парализует их работу. Это все равно, что выпустить прокурора в зал суда, кляпом закрыть ему рот, перевязать один глаз и еще руки завязать сзади», — считает Эдуард Багиров.
Плюсы. Многие прокуроры вздохнули с облегчением — меньше будет головной боли. «То, что урезали представительство до малолетних и недееспособных, даже лучше — не будут больше пенсионеры и малоимущие обивать нам пороги, — рассуждает один из сотрудников районной прокуратуры Киева. — Раньше ведь как было: приходит бабушка, жалуется на свои проблемы, и отдел представительства вступает в ее дело, занимается решением ее неурядиц в судах. Потом приезжает к нам проверка из ГПУ, и все, кто работал по бабушкиному делу, получают по шапке — мол, чего туда полезли, это работа адвоката, а не прокурора. В старом законе „О прокуратуре" ведь не было четко оговорено, когда вступаться за пенсионеров и социально необеспеченных, а когда нет».
3. Прокурорские следователи перетекут в Госбюро
С прокурорским следствием вообще получается парадокс. Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу, в перечне следственных органов нет прокуратуры. А есть только милиция, СБУ, налоговики и несуществующее Государственное бюро расследований (ГБР). Европейские эксперты неоднократно указывали на необходимость отказа от несвойственной прокуратурам стран ЕС функции по расследованию преступлений. Однако в переходных положениях УПК сказано, что прокуратура выполняет следственные функции до появления ГБР. На создание Госбюро отводится 5 лет. В новом прокурорском законопроекте следователи уже не фигурируют, однако в Генпрокуратуре считают, что все равно их структура будет расследовать дела против чиновников, занимающих особое ответственное положение, правоохранителей, судей и своих же провинившихся коллег, опираясь не только на переходные положения УПК, но и на аналогичный раздел Конституции. Эксперты Венецианской комиссии согласились с таким положением вещей и в своем заключении не сказали ни слова о временном прокурорском следствии, которое может просуществовать вплоть до цейтнота, 2017 года, — крайнего срока создания ГБР.
Плюсы и минусы. Простых граждан проблематика досудебного следствия прокуроров мало касается, так как они занимались птицами высокого полета (чиновниками и правоохранителями). Что до самих прокуроров, то там уже началась масштабная реформа по ликвидации следственных подразделений в городах и районах. Останутся только следственные отделы при областных прокуратурах. В кулуарах ГПУ говорят, что вскоре они будут преобразованы в организационные ячейки Госбюро расследований. Ну а пока ГБР нет, изменения в следствии выглядят процессом естественным. Ведь большую часть нынешних следователей (которые не попадут в отделы при областных прокуратурах) переведут на позиции процессуальных руководителей. Напомним, что после вступления в силу нового УПК за каждым уголовным производством закрепляется сотрудник прокуратуры — процессуальный руководитель, который осуществляет надзор за расследованием милиции, налоговиков или следователей СБУ. Так вот, по статистике, даже в Киеве на одного «процесрука» приходится 94 уголовных производства, а в регионах эта цифра дотягивает и до 150. Естественно, что с таким валом надзирать времени нет. Теперь же это время должно появиться. Следствие мало потеряет от сокращения рядов прокуроров. Сейчас каждый из них рассматривает в среднем менее одного дела. Другой вопрос, что каждый следователь прирос к той или иной теме и может иметь с нее определенный интерес. И пока он освоится в новой роли процессуального руководителя, пройдет время. Правда, на этой позиции у него также будут весьма большие полномочия и влияние, не уступающие, а то и превосходящие возможности и влияние прокурорских следователей.
4. Конец спецпрокуратурам
Если законопроект вступит в силу, военная, экологическая, транспортная спецпрокуратуры (всего таких 122) пойдут под нож. Их преобразуют в отделы при региональных прокуратурах. Виктор Пшонка на последней кадровой коллегии пообещал не сокращать штаты. Часть работников спецпрокуратур перейдут в новоиспеченные отделы, а остальные переориентируются на другие направления, к примеру, станут процессуальными руководителями в уголовных производствах.
Плюсы. Есть для прокуроров. При переходе из районной транспортной прокуратуры в областную они получат прибавку к зарплате, поскольку в области оклады выше.
Минусы. В отделах будет скромный штат, поэтому дела, возможно, будут рассматриваться довольно долго. Сами военные прокуроры переживают в основном только за то, что не всем хватит места в отделах при прокуратурах областей и придется переучиваться на новое направление. Это проблематично, особенно для людей в возрасте, которые зазубрили воинские уставы наизусть. Руководители же огорчаются, что придется также переходить под начало областных прокуроров и самим становиться подчиненными, если, конечно, на Резницкой не дадут другую должность.
5. Ужесточат отбор кадров
Разработчики обещают, что если вступит в силу новый закон, то трудоустройство в органы прокуратуры станет куда прозрачнее. Ведь предусмотрено создание Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров Украины. Ее должны сформировать по образу и подобию судейской. Именно новая комиссия будет заниматься отбором кадров, а также разбирать жалобы на прокуроров и конфликты между сотрудниками разного уровня подчинения. По нынешнему закону любой человек, не имеющий судимости и проблем со здоровьем, с дипломом юридического вуза в кармане мог теоретически стать сотрудником органов прокуратуры. Среди требований были абстрактные «соответствующие морально-деловые качества». По новым правилам кандидату нужен будет юридический стаж не менее двух лет. А в Генпрокуратуру и вовсе можно будет попасть только со стажем в области права не менее пяти лет. Кроме того, соискатель должен будет пройти конкурсный отбор квалификационно-дисциплинарной комиссией, затем сдать квалификационный экзамен, и уже по результатам конкурса будет решено, проходит он на должность или нет.
Плюсы. Гражданам будет кому пожаловаться на прокурора, поскольку раньше жалобы рассматривали едва ли не сами обидчики. Впрочем, будет ли комиссия, созданная из самих прокуроров, так уж беспристрастна к коллегам — вопрос весьма спорный. Должен, по идее, повыситься качественный уровень работников прокуратуры, а также их независимость от начальства. «То, что создали квалификационную комиссию, — очень положительный момент, — говорит Святослав Олийнык. — У меня есть хороший товарищ — депутат словацкого парламента.
Я спрашиваю: „Скажи, пожалуйста, у вас генеральный прокурор — это коррумпированное лицо?" Он говорит: „Нет". „А как это может быть?" — спрашиваю. „А я не понимаю, — отвечает, — за что я буду платить взятку?" — „Ну чтобы он не расследовал какие-то дела". — „Так он их и так не расследует. Их расследует районный прокурор". — „Ну он же влияет на районного прокурора". — „Нет". — „Ну он же его назначает". — „Нет. Его на работу берет квалификационная комиссия". Да, прокурор может позвонить в комиссию и попытаться надавить, но комиссия — это коллегиальный орган. И нормальному прокурору эта комиссия дает больше возможностей качественно выполнять свою работу. Потому что зачастую расследовать резонансные дела мешает страх, что тебя уволят».
Минусы. Прокуратура может превратиться в закрытую касту, куда берут только своих. За примерами далеко ходить не надо — стоит посетить экзамены, которые сдают кандидаты в судьи, и потом посмотреть на фамилии в рейтинговом списке победителей. Сплошные родственники действующих судей и сотрудники аппаратов судов. Такой непотизм может иметь место и в прокурорской среде.
6. И уважать его заставят
В статью «Гарантии независимости прокурора» вписали норму, по которой любое влияние на прокурора и неуважение к нему влекут за собой «ответственность, установленную законом».
Минусы. Венецианская комиссия отметила, что такая формулировка может обернуться запретом для СМИ и гражданских активистов критиковать прокуроров. ВК предложила переписать эту статью.
Плюсы. Отсутствуют.
7. Прокуроров сделают самоуправляемыми
Абсолютное новшество законопроекта — прокурорское самоуправление, которое раньше ограничивалось ни на что не влиявшей общественной Ассоциацией прокуроров. Теперь на ее месте появится Всеукраинская конференция работников прокуратуры (ВКРП), которая будет созываться раз в два года, и постоянно действующий Совет прокуроров.
Новый орган планируют наделить самыми широкими полномочиями. Он будет ведать вопросами финансирования, назначать членов Высшего совета юстиции и Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, а также принимать решения о прекращении их полномочий. Причем, как сказано в законопроекте, решения Всеукраинской конференции являются обязательными для всех прокуроров.
Большими полномочиями наделят и Совет прокуроров. В него войдут 11 человек (два представителя Генпрокуратуры, три от региональных и шесть от местных прокуратур), которых тоже назначит конференция.
Совет сможет рекомендовать кандидатов на назначение и отставку, рассматривать жалобы от прокуроров и на них, решать вопросы правовой и социальной защиты сотрудников ведомств и членов их семей.
Минусы. Вкупе с созданием квалификационной комиссии это может еще более усилить тенденцию к превращению прокуратуры в закрытую касту.
Плюсы. Теоретически прокуроры должны стать более независимыми от власти и от собственного начальства (по сути, создается параллельная генпрокурорской система управления).
- Информация о материале
Страница 1171 из 2102
