В этом контексте весьма симптоматично выглядит заявление В.Януковича, датированное средой, 30 октября, о том, что только четверть социальной помощи сегодня направляется по надлежащему адресу — малообеспеченным или незащищенным категориям граждан. И хотя большинству пунктов еще предстоит быть проанализированными, а перед окончательными решениями предстоит их нелегкое рассмотрение и принятие, важен уже сам факт начала движения в этом направлении. Из уже принятых решений — готовящиеся изменения в действующее законодательство, упраздняющие тарифные льготы для членов многочисленных украинских садовых товариществ.

Однако ликвидация льгот для населения и бизнеса вряд ли может быть адекватно воспринята в обществе без, как минимум, адекватных мер по урезанию трат на содержание государственного аппарата. Похоже, Янукович и Ко это осознают, так как в перечне запланированных мер стабилизации госфинансов — урезание расходов на содержание госаппарата почти на 19 млрд грн, что будет означать очень жесткую экономию практически для всех ведомств и по всей вертикали.

Что же касается требования МВФ об обеспечении большей курсовой гибкости, то и здесь ранее незыблемая позиция первых лиц государства готова к корректировке. По информации ZN.UA, Янукович дал добро на тоже давно ожидаемое "прогрессивной экономической общественностью" расширение коридора колебаний курса гривни к доллару — при этом верхняя его граница определена на уровне 8,5 грн за доллар.

Факт разработки вышеупомянутой программы подтвердил и МВФ, выпустивший 31 октября по итогам работы своей последней миссии в Киеве специальный пресс-релиз. В нем в числе прочего сообщается, что правительство Украины разрабатывает "пакет предложений по экономической политике, направленный на корректировку внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста".

Согласно опубликованному заявлению, "экономика Украины демонстрирует признаки улучшения, однако остаются существенные вызовы". В их перечне: "ограниченная гибкость обменного курса, большой дефицит бюджета и значительные квазифискальные потери в энергетическом секторе", обуславливающие "существенный дефицит счета текущих операций и постоянную потерю валютных резервов". В фонде считают, что "жесткая монетарная политика и административные меры в поддержку обменного курса, вероятно, будут и в дальнейшем сдерживать инвестиции и тормозить экономический рост". Отдельно отмечается "потребность в существенном внешнем финансировании", являющаяся "одним из наиболее слабых звеньев экономики Украины".

По мнению миссии МВФ, чтобы ликвидировать слабые звенья и восстановить экономический рост, необходим комплекс всеобъемлющих и заслуживающих доверия реформ. В этот комплекс "рекомендуется" включить "меры по обеспечению роста гибкости обменного курса, дополненные политикой по укреплению финансового сектора, амбициозные усилия по консолидации фискальной ситуации, повышение внутренних тарифов на энергоресурсы, а также реализацию комплексных структурных реформ, направленных на улучшение бизнес-климата и поддержку экономического роста".

При этом в документе отдельно отмечается, что "миссия подчеркивает необходимость обеспечения существенного прогресса по всем указанным направлениям экономической политики".

Удастся ли официальному Киеву обеспечить необходимый "существенный прогресс во всех направлениях" — конечно, все еще вопрос. Однако в случае реализации вышеперечисленных намерений украинских властей действительно создается отличная база для нахождения компромисса в до неприличия затянувшихся переговорах сторон о возобновлении программы финансирования. Тем более, что в релизе МВФ заявлено и о намерении "продолжить консультации, направленные на разработку достаточно амбициозного пакета мер, призванного справиться со всеми вызовами, которые стоят перед Украиной".

Кроме того, как сообщило в четверг, 31 октября, информационное агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленные европейские источники, Евросоюз со своей стороны также ведет "развернутые дискуссии" с МВФ с целью "найти возможность подписать новое соглашение stand-by о предоставлении Украине финансирования в скором будущем". Делается это на случай, если экономическое давление со стороны России усилится. Как отмечает агентство, возникшее на почве сближения между Украиной и Евросоюзом противостояние превращается в "один из самых чувствительных геополитических моментов между Востоком и Западом со времен холодной войны".

Названные аспекты несколько повышают шансы на подписание соглашения не только с МВФ, но и в Вильнюсе. А заодно (в преддверии самого неподходящего для этого года в Украине) и на реализацию ряда непопулярных и сложных, но необходимых для оздоровления отечественных госфинансов и всей экономики реформ. Всей стране придется заплатить, в том числе и для того, чтобы Украина удержалась в статусе государства. Вот только, вынуждая граждан, бизнес и даже главную собственную опору — чиновничий аппарат, затягивать пояса, осознают ли первые лица, что все эти меры имеют шанс оказаться успешными только при условии получения доверия в обществе? Но для этого придется, причем не понарошку, начинать с себя. Ведь если МВФ не видит таких проблем, как конвертационные площадки, пожирающие не только НДС, но и налог на прибыль, но приносящие своему централизованному боссу до
2 млрд грн в месяц; налоговые ямы; контрабандно-топливные схемы ухода от уплаты НДС и акцизов; олигархические игрища с надуванием уставных фондов фальшивыми акциями; система вымывания денег из государственных фондов и т.д., то мы же все это видим. А то с реформами может получиться так, что вагончик тронется, а "шлепер" в нем останется…