Не так давно Елена Лукаш отметила свои первые сто дней на должности министра юстиции. За это время Минюст из одного из самых спокойных мест в правительстве Николая Азарова превратился в практически непрерывный источник скандалов. Всенародное «признание» главное юридическое ведомство страны получило после того, как в начале октября в течение нескольких дней не работали системы госреестра, в результате чего была парализована вся регистрационная деятельность в Украине. Тогда министр юстиции сообщила о таинственном сломанном «маршрутизаторе», который якобы был выведен из строя предыдущим руководством Госинформюста. Однако многие эксперты сошлись во мнении, что госреестры «упали» в результате банальных разборок между старыми и новыми хозяевами кабинетов в Минюсте.
Сейчас же министерство пребывает в еще одном затяжном, но пока не перешедшем в публичную плоскость конфликте. В частности, по информации «k:», Елена Лукаш предпринимает активные действия по реформированию других влиятельных структур, смежных с Минюстом. Речь, в частности, идет о нотариате и институте арбитражных управляющих. В целом, ничего удивительного в этом нет. Стоит отметить, что Елена Леонидовна, длительное время являющаяся юристом «газовой» группы, за последние два года вошла в доверие к команде «младореформаторов». А, как известно, любой серьезный бизнес, не говоря уже о финансовых схемах, без участия «золотой молодежи» спокойно работать в нашей стране не может. К тому же стоит учитывать, что в нынешней политико-экономической ситуации «старогвардейцы» вроде экс-министра юстиции Александра Лавриновича, который еще не так давно выступал авторитетным переговорщиком между группами влияния в Партии регионов, власти больше не нужны. Их роль, по сути, сведена к статусу «свадебных генералов», находящихся вроде бы и на серьезных должностях, но по факту не имеющих уже никакого влияния на процессы даже в возглавляемых ими структурах.
Давление на нотариат началось буквально сразу после назначения Лукаш на должность главы Минюста. Уже в августе своим приказом она распустила весь состав Высшей квалификационной комиссии нотариата (ВККН), которая занимается приемом экзаменов у желающих стать нотариусами, а также применяет санкции за нарушение законодательства о нотариате. Так, ч. 2 ст. 10 Закона «О нотариате» гласит о том, что члены комиссии избираются на три года. А предыдущий состав ВККН был избран в прошлом году и должен был проработать еще в течение двух лет. Формально люди, вошедшие в новый состав комиссии, напрямую не связаны с Лукаш. Тем не менее определенные предположения можно сделать по косвенным признакам. К примеру, один из новых членов комиссии — частный нотариус Киевского городского нотариального округа Виктория Захарченко длительное время работала по одному юрадресу с другим нотариусом, Лилией Чигвинцевой, которая в сентябре была назначена главой департамента нотариата и банкротства Минюста. Для того чтобы узаконить решение министра, были подготовлены изменения в постановление Кабмина, согласно которому Минюст получал бы все права назначать членов ВККН самостоятельно, без Нотариальной палаты Украины.
Как сообщила «k:» глава Нотариальной палаты Украины Людмила Павлова, в связи с увольнением всего состава ВККН палата дважды обращалась в Кабмин по поводу таких действий со стороны Лукаш, а также просила отклонить проект постановления, предложенный Минюстом. Однако ответы Кабмина, направленные нотариусам, по их словам, были отписками. «В результате проект был поддержан. Нами же был подан иск в Окружной административный суд на решение о роспуске ВККН, однако несколько дней назад суд отказал нам в иске. Мотивы суда мне неизвестны, поскольку мы пока не получили полное решение суда», — отмечает Людмила Павлова. И добавляет: «Самым негативным моментом в данном решении является то, что орган нотариального самоуправления теперь устранен от формирования комиссии, что противоречит всем принципам международного нотариата».
Практически аналогичная история наблюдается с полным подчинением саморегулирующих организаций арбитражных управляющих (АУ), занимающихся вопросами банкротства и ликвидации предприятий. Недавно Минюст попросту проигнорировал право саморегулирующих организаций АУ делегировать своих представителей в состав Дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих. Но вернемся к нотариату. Судя по всему, его приручение продолжается. Недавно во время оглашения отчета о проделанной за сто дней работе Елена Лукаш заявила о том, что одним из важных направлений работы министерства станет «возобновление государственных нотариальных контор», которое позволит «минимизировать затраты населения». Фактически это можно расценивать как попытку Минюста максимально усилить институт государственных нотариусов, который, к слову, на Западе уже давно стал анахронизмом, поскольку там, наоборот, выводят нотариат из-под государственного финансирования.
Интересно, что тем самым Лукаш, по сути, противоречит концепции реформирования нотариата, утвержденной Минюстом после обсуждений с народными депутатами, нотариусами, а также научными сотрудниками ведущих вузов еще в 2010 году. Согласно концепции, количество государственных контор и государственных нотариусов должно быть сокращено, а к 2015 году необходимо обеспечить плавный переход к единому нотариату. При этом все нотариусы должны быть уравнены в полномочиях, а цены на их услуги стать одинаковыми. В этом контексте движение Лукаш в сторону усиления государственных нотариальных контор можно рассматривать как продолжение давления на частный нотариат. Официально данную ситуацию нотариусы не комментируют. Однако не исключают, что результатом военных действий между министерством и «частниками» в обозримом будущем могут стать изменения в ценовой политике. Причем не в пользу клиентов. Шутя называют это «моральной компенсацией» за потенциальные неприятности со стороны Елены Лукаш.