Главная
Соратник Мороза обвиняет в краже фонд Катерины Ющенко
В пресс-релизе, разосланном пресс-службой партии, отмечается, что “Украинская кинофундация”, учредителем которой является Международный благотворительный фонд “Украина 3000″ Екатерины Ющенко, игнорирует судебный процесс по нарушению авторских прав.
В январе 2010 года генеральный продюсер художественного фильма “Оранжевое небо” Ярослав Мендусь подал в Подольский районный суд Киева иск к частному предприятию “Украинская кинофундация” - в связи с нарушением авторских прав на кинокартину “Оранжевое небо”, которую без разрешения на прокат Фонд Катерины Ющенко демонстрировал в Польше, в рамках проекта “Украинское кино в мире”.
Однако на очередное судебное заседание 4 июня 2010 года представители ответчика не явились, ходатайство о переносе слушания дела не подали. Кроме того, ответчик был обязан судом предоставить документы, являющиеся доказательствами по делу, но требование суда проигнорировал.
Иск принят к производству сразу в двух странах - Украине и Польше, согласно законодательству может привести к аресту счетов фонда Ющенко, и даже к запрету на любую деятельность “Украины-3000″ в странах Евросоюза.
- Информация о материале
Коррупция на таможне: поборы и контрабанда
О коррупции в таможенных органах сегодня не говорит только ленивый — о том, что таможня не только «дает добро», можно убедиться лично, взглянув на шикарные особняки, построенные родственниками отдельных руководителей Гостаможслужбы, и на уровень автомобилей, на которых передвигаются таможенные генералы.
Согласно опросу компаний MSI и InMind, проведенному в рамках проекта «Достойная Украина», число предпринимателей, имевших коррупционный опыт на таможне, выросло с 36% в 2007 году до 43% в 2009-м, а принципиально не дает взяток таможенникам лишь каждый пятый бизнесмен, связанный с внешнеэкономической деятельностью. Интересно, что власть имущие с такими данными не спорят. Так, экс-глава Гостаможслужбы Валерий Хорошковский считает, что содействие контрабанде — выгодный бизнес некоторых чиновников. А в июне 2009-го предыдущий президент Виктор Ющенко заявлял, что недопоступления в бюджет от таможни составляют 90—100 млрд грн. — эта сумма почти равна доходам от налогообложения экспортно-импортных операций в рекордном 2008 году.
Новый глава Гостаможслужбы Украины Игорь Калетник называет чуть другие, но не менее впечатляющие цифры: госбюджет из-за неверного обозначения таможенной стоимости и неправильной классификации товаров в 2009 г. потерял 50—60 млрд грн. Такую разницу цифр опрошенные нами эксперты объяснили тем, что остальные 40—50 млрд грн. таможенные службы «теряют» на откровенной контрабанде — товары ввозятся вовсе без какого-либо оформления и уплаты сборов и пошлин. По данным Службы безопасности Украины, львиная доля контрабанды (до 90%) ввозится в Украину через автомобильные пункты пропуска. Наибольшее уклонение от уплаты налогов осуществляется при импорте автомобилей и автозапчастей. На втором месте — ввоз/вывоз с нарушением таких товаров, как компьютеры, бытовая техника, мясо, алкоголь и табак. И лишь десятая часть товаров приходится на так называемую «черную» контрабанду: оружие и наркотики.
5 причин таможенных злоупотреблений
Инспектора, чтобы сделать прибавку к зарплате в 2—3 тыс. грн., ставят палки в колеса бизнесу и вымогают взятки
1. Неверный подход. Перед таможней ставят задачу наполнить бюджет любой ценой, тогда как в ЕС они только контролируют соблюдение нормы законодательства.
2. Высокие сборы. Размеры акцизов заставляют бизнесменов занижать стоимость товаров.
3. Устаревшее законодательство. Существующий кодекс не соответствует условиям работы (например, нужно растаможивать каждый CD-диск, не прописана работа электронного документооборота).
4. Низкие зарплаты инспекторов. На 2—3 тыс. грн. в месяц прожить сложно.
5. Общая деморализация. Давать/брать взятки не считается чем-то зазорным.
Источник данных: эксперты «Сегодня»
Контрабанда в сумках
Чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась на таможне в течение нескольких лет, мы решили просто взять несколько эпизодов, рассказанных украинцами, и из собственного опыта.
Две очереди. Предприниматель Григорий Бутенко, который месяц назад перевозил через границу для личных потребностей автозапчасти, рассказал нам, что на пункте пропуска «Чоп» (возле Ужгорода) к вечеру увидел настоящий аншлаг — выстроилась длиннющая очередь из легковых автомобилей. «По незнанию я запарковался в конце хвоста очереди, ожидая оформления, однако автомобили не двигались в течение часа», — вспоминает Григорий.
«Так ты ж без товара, чего стоишь? Тебе не сюда», — оклик «местного» был больше похож на команду («товар» — мелкая контрабанда на местном жаргоне. — Авт.). Как он объяснил, в этом месте в назначенное время собираются «свои» машины, принадлежащие родственникам сотрудников таможни и погранслужбы (в приграничных областях все знают друг друга в лицо). По команде шлагбаум открывают, и они проезжают всей вереницей границу за 15 минут без досмотра. Уже в Ужгороде на завезенные нелегально товары делают накладные, и дальше они вполне легально следуют в украинские магазины. А вот «чужие» машины идут в другой очереди и выборочно подвергаются полному досмотру. Аналогичной является ситуация и на других пунктах пропуска, как на границах с ЕС, так и на пунктах пропуска с РФ, — для жителей приграничных районов граница является кормилицей, да и другой работы просто нет. Таможенникам и пограничникам работать со «своими» тоже выгодно: те делятся доходами и не возят оружие и наркотики (борьба с «черной» контрабандой всегда находится в приоритете).
Поборы с туристов. Практически для каждого украинца, которому довелось ездить в международный рейс на автобусе, самым страшным словом является «пересменка». Дело в том, что стоять в этом случае приходится по 2, а то и 3 часа. Новая смена со свежими силами, естественно, начинает усиленно проверять пассажиров — по времени такой процесс занимает не меньше часа, а если еще и найдут что-то недозволенное, то рейс на этом может и закончиться (законодательством предусмотрена конфискация транспортного средства за провоз контрабанды в любых количествах). Чтобы не терять время и нервы, еще перед подъездом к границе пассажиры сбрасываются по 5 евро — в этом случае автобус оформляют всего за 10 минут. Естественно, все понимают, что в каждом автобусе обязательно найдется слабое звено в виде пассажира с 2—3 блоками сигарет и сумкой водки (для жителей западных регионов перевозка этих товаров является основным средством заработка), и во избежание проблем скидываются на взятки. Иностранные таможенники настолько устали с этим явлением бороться, что просто закрывают на мелочи глаза.
Портовые проблемы автоперевозчиков
Одесский порт является главными морскими воротами Украины и, одновременно, клубком проблем и для таможни, и для дальнобойщиков. Дело в том, что технологическая процедура оформления грузов в нем настолько запутанная и затянутая, что грузовикам, уже загруженным товаром, приходится ждать оформления всех документов по несколько дней, а то и недель — фуры используются фактически как склад на колесах. Известен даже случай, когда водитель фактически прожил в кабине грузовика 3 месяца, а потом, не выдержав, устроил драку с персоналом порта. Тем же, кто хочет побыстрее, помогают снующие туда-сюда брокеры: за $50 процесс ускоряют в 5—6 раз. В то же время решить эту проблему не так уж и сложно: достаточно пристроить терминал для оформления грузов, а таможню оснастить сканерами, чтобы они проводили таможенную очистку еще в контейнере (до перегрузки на фуры). Проблема эта повторяется из года в год, но до сих пор «груз и ныне там». Опрошенные нами дальнобойщики считают, что нынешняя схема стимулирует коррупцию, и поэтому ее не меняют.
Коррупция на частных автопортах
Наверняка все знают анекдот про газетное объявление «Возьму в аренду кусок границы метр на метр». Однако для международных автоперевозчиков долгое время он был реальностью. Сейчас в это сложно поверить, но на протяжении 5 лет на украинских границах оформление грузов осуществлялось в частных терминалах, расположенных перед пунктами пропуска через госграницу, а таможня находилась не в собственных помещениях, а арендовала площади у частников, фактически захвативших въезд. Естественно, заезд в такие терминалы был обязательным и платным — с каждой «фуры» снимали по $20 (плата за оформление). Каждый год на такой операции частники только на пункте пропуска Дорохуск-Ягодын «поднимали» несколько миллионов долларов. Но главная проблема в том, что владельцы терминала диктовали таможенникам свои условия под угрозой выселения — часть грузовиков заставляли не досматривать. В 2008-м (с началом кризиса) заезд на терминал сделали необязательным (сейчас оформляют непосредственно на погранпереходе), но есть угроза, что вскоре могут вернуться к прежней схеме — автор этих строк видел соответствующий законопроект.
Сколько стоит проезд фуры
Даже если перевозчик везет абсолютно «белый» груз с идеально оформленными документами, на границе всегда найдут, к чему прицепиться, чтобы получить взятку. Стоит отметить, что в странах ЕС подобных проблем нет по простой причине — на границах производится лишь пропуск грузовых автомобилей, а всевозможные процедуры по оформлению груза и его контролю производятся на внутренних (а не приграничных) терминалах. В нашей же стране все происходит с точностью наоборот: оформление грузов происходит на границе, где представители всевозможных контролирующих органов просят деньги «за проезд». Суммы поборов, на первый взгляд, небольшие, однако, по подсчетам дальнобойщиков, за год каждый грузовик фактически облагают дополнительными сборами в размере 3—4 тыс. евро. Если учесть, что в Украине на международных маршрутах работает порядка 25 тыс. машин, получается 75—100 миллионов европейских денег.
Так, по словам опрошенных нами водителей-дальнобойщиков, сотрудники СМАП берут чисто символические 30—40 грн. и по «двадцатке» берут сотрудники фитосанитарного, радиологического, ветеринарного органов контроля. Ну и, естественно, 80 грн. нужно отдать таможеннику и пограничнику.
А вот если с документами не все идеально, выложить денег нужно намного больше. Например, если нет дополнительного сертификата на продукцию, на это закроют глаза за $50, а международными разрешениями (компетенция ДП «СМАП») на дефицитные направления, на границе часто торгуют из-под полы (от $50 до 300 в зависимости от дефицитности направления). Стоит отметить, что такая система поборов сложилась на границах еще с 1990-х годов и работает не только на украинских пунктах пропуска, но и погранпереходах других стран бывшего СССР. Так, по данным Международного союза автомобильного транспорта, именно тотальная коррупция в пунктах пропуска мешает развитию транспортных коридоров и восстановлению исторического Шелкового пути — европейские перевозчики в СНГ ездить просто боятся.
Почему бастовали поляки
В 2007-м году польские таможенники объявили всеобщую забастовку и на протяжении почти 3-х месяцев не пропускали товары, вызвав серьезный международный скандал. Главной причиной бунта поляки назвали низкие: зарплаты (сотрудник польской таможни в среднем зарабатывал около 500 евро). Однако возник логичный вопрос почему работали за такие деньги раньше и не возмущались? Знающие люди рассказали нам, что настоящая причина забастовки — таможенникам запретили брать взятки и начали сажать.
«Контрабанда-стоп» повышает цены
Каждая новая-старая власть начинает свою работу с обещания закрыть все лазейки для контрабанды, однако методы борьбы, которые применялись до сих пор, лишь приводили к росту цен на прилавках магазинов. Напомним, что Кабмин Юлии Тимошенко в 2005 году провел целую PR-кампанию на тему борьбы с контрабандой. Но громкие заявления привели лишь к тому, что в течение нескольких месяцев таможенники сознательно тормозили процессы оформления грузов, устраивая полный досмотр для всех без исключения грузовиков. Затем на границе подняли размеры взяток (за быстрое прохождение фуры стали брать $40—50 вместо $20—30, а если есть проблемы с документами — $500 вместо $300). Естественно, что закладывали эти издержки в стоимость товаров: мы помним, как во второй половине 2005-го начали резко расти цены. «Это больше напоминало саботаж и дискредитацию идеи борьбы с контрабандой, чем реальные действия», — вспоминает перевозчик Виталий Омельченко из Львова: груз зимой часто выгружали прямо на снег, а летом он портился из-за долгого простоя на жаре. А за мелкие нарушения таможенных правил конфисковывали транспорт.
Но никаких кардинальных изменений в работе таможни не произошло. Эксперт по логистике Александр Шульман (работает в отрасли около 15 лет) говорит, что проблема — в подходе к работе таможни. «Она должна не наполнять бюджет, а оформлять товары и контролировать законодательство», — говорит г-н Шульман. Так, таможня при определении размера сбора, который должен оплатить бизнесмен, ориентируется на базы данных, информация в которых часто взята с потолка (их редко обновляют). А пересчитать по реальной цене соглашаются лишь за взятку. «Чтобы реально решить проблемы, нужно оснастить таможню новым оборудованием (например, рентген-системами) и автоматизированными системами документооборота», — считает эксперт.
Пять ножей в спину таможенной коррупции
Побороть злоупотребления помогут техника и повышение зарплат.
1. Переориентация функции наполнения бюджета на контрольную.
Таможню не должны заставлять искать способы как можно больше стянуть денег с бизнесмена — этот госорган должен лишь объективно контролировать соблюдение законодательства. А базы данных налоговой должны обновляться в режиме реального времени. Добавим, что нынешняя система определения таможенной стоимости является слишком сложной и непрозрачной — чтобы предотвратить коррупцию, каталоги товаров нужно выложить в открытом доступе.
2. Современная техника.
Установка специализированного современного оборудования в пунктах пропуска и в портах в 10—15 раз ускоряет процедуры прохождения товаров и упрощает работу таможни, одновременно снижая коррупционный фактор. Неплохо, если бы еще и в момент загрузки товара за инспектором следила видеокамера, а все данные передавались в автоматическом режиме на центральный сервер.
3. Автоматизировать процессы.
Существующее законодательство было разработано 10 лет назад и уже устарело. В новой редакции Таможенного кодекса необходимо расписать процедуры электронного документооборота, чтобы максимально автоматизировать процессы.
4. Повышение зарплат таможенников и повышение контроля.
Человек, представляющий интересы государства, должен ценить свою работу, а за злоупотребления и взяточничество нужно наказывать жестче — лишением свободы (сейчас за это просто увольняют).
5. Изменение технологических процедур в портах.
В морских портах на грузовики должны загружать товар, который уже прошел предварительную таможенную очистку — это позволит избежать такого явления, как «склад на колесах», когда грузовик простаивает месяцами в ожидании какой-либо бумажки. И хозяин груза хочешь не хочешь должен давать на лапу таможенникам. Сегодня в Украине есть так называемые «сухие порты», однако толку от них немного, пока не изменят технологию обработки грузов.
- Информация о материале
Почему переполнены украинские СИЗО?
Украинские следственные изоляторы переполнены. Сейчас там находится больше 40 тысяч человек, тогда как реальных «койка-мест» в украинских СИЗО всего 36,4 тысяч. Это значит, что примерно 3 600 человек или спит на полу, или стоя ждут оглашения приговора. В госдепартаменте по вопросам исполнения наказаний объясняют сложившуюся ситуацию тем, что численность заключенных растет. При этом «новой волны преступности», судя по отчетам МВД, не наблюдается. Тогда почему только за последние пол года численность взятых под стражу возросла более чем на 8 тысяч?
Посадив человека в СИЗО, его, по нашим законам, можно удерживать под стражей годами. Даже самое примитивное дело может быть в досудебном следствии больше полугода. При этом у следователей часто практикуется сокрытие фактов, которые доказывают, что человек не совершал преступление. А пока «милиция разбирается», с арестантом происходят «разные вещи», авось сломается человек и возьмет на себя вину, тем самым и свою участь облегчит и уровень раскрываемости повысит. Ведь по нашим законам недоказанность вины – это еще не повод освободить из-под стражи. Для правоохранительных органов проще, чтобы расследование было в процессе по несколько лет, чем закрывать его за недоказанностью. Потому что прошли времена, когда человек, какое-то время просидевший в камере, ограничится извинениями в свой адрес. За незаконное содержание под стражей теперь придется платить компенсацию не словами, а деньгами. И еще звездами на погонах и карьерными перспективами. Вот и маринуют обвиняемых в надежде, что они напишут следователю явку с повинной.
Казнить нельзя помиловать
Далее, кое-как «сшитое дело» попадает в суд. И начинается судебное следствие. Уголовно-процессуальным Кодексом у нас регламентированы сроки предварительного рассмотрения дела. Согласно ст.241 дело должно быть принято к предварительному рассмотрению не позднее 10 дней, а в случае особой сложности дела – не позднее 30 дней со дня передачи его в суд. Что это значит? Это значит, что обвиняемый будет ждать от судьи следующее решение: или дело будут слушать в суде, или дело вернут прокурору, чтобы он четче сформулировал обвинение, или дело вернут следователю, чтобы он аккуратней подшил результаты своей работы, переписал отдельные протоколы или дополнил дело новыми доказательствами. Есть еще вариант – судья может закрыть уголовное дело. Тогда и следователь, и прокурор должны будут вымаливать у бывшего постояльца СИЗО прощение за бесцельно прожитые дни, или месяцы, а может быть годы заключения. Кроме этого они должны будут объяснить своему начальству: почему так нехорошо вышло с отдельно взятым «непосаженым преступником» и со статистикой раскрываемости по району, городу, стране?.. Отвечать на эти вопросы правоохранители не любят, поэтому предпочитают кого-то сажать.
Чтобы отправить человека из СИЗО в тюрьму или на свободу с чистой совестью, необходимо решение суда. По закону у нас нет четкого ограничения сроков рассмотрения уголовного дела в суде. Законодатели ограничились формулировкой «разумные сроки». Это значит, что для кого-то «разумно» слушать дело месяц, для кого-то – пять лет. Все это время обвиняемый спит на казенных нарах, ест казенную еду. За ним кто-то присматривает, кто-то обеспечивает санитарные условия. Иными словами, люди «проживают» бюджетные деньги, причем не по своей воле, а по воле Закона и тех, кто его особо «ревностно блюдет».
Возвращаясь к вопросу затягивания дела в суде, хочется заметить, что не все зависит от конкретного судьи. Часто это происходит из-за «несовершенства» наших законов, а именно по причине отсутствия ответственности следственных органов и прокуратуры за качество доказательств вины человека.
Судья же должен вести процесс по нормам Уголовно-процессуального Кодекса. А по закону пока судья всех не послушает, решение не принимает. И если, например, прокуратура заявила 35 свидетелей – их нужно выслушать в суде. Если они в суд не являются, значит, обвиняемый будет сидеть до тех пор, пока их всех не разыщут и не доставят в суд для дачи показаний. Кто должен обеспечить явку свидетелей обвинения в суд? По логике – прокуратура. Но у них такой обязанности нет. По нашим законам – это проблема суда. И за затягивание сроков рассмотрения дела «дрючить» будут конкретного судью, который всего лишь следует букве закона и внимательно слушает дело, пытаясь установить истину.
Европейская конвенция нам не указ
Вот и бессменный Омбудсмен Нина Карпачева в своем представлении председателю Совета судей Винницкой области Игорю Вишару отмечает, что к ней ежегодно поступает около 2,5 тысяч обращений о нарушениях судами предусмотренного статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод права на рассмотрение дела на протяжении разумного срока. Уполномоченный по правам человека считает, что «чрезмерное промедление с рассмотрением уголовных дел относительно лиц, находящихся под стражей, вызывает их моральные страдания, нарушает конституционные права на свободу, личную неприкосновенность и достойное поведение».
Как сообщает пресс-служба Омбудсмана, среди регионов страны больше всего сообщений о нарушениях сроков рассмотрения дел поступает из Винницкой области. Поэтому Карпачева настаивает, чтобы Совет судей Винницкой области проверил состояние соблюдения районными судами требований статей 5, 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и по результатам проверки инициировал вопрос об ответственности тех судей, по вине которых произошла такая судебная волокита.
Кроме этого, Уполномоченный по правам человека не на шутку обеспокоена количеством дел, выигранных гражданами Украины в Европейском суде по правам человека. По состоянию на 25 мая 2010 года Европейский суд вынес 647 решений против Украины, в каждом пятом из которых констатировал упомянутое нарушение. Теперь государство вынуждено выплачивать значительные суммы из Государственного бюджета: лишь на протяжении двух последних лет по решениям Евросуда гражданам возмещены 30 миллионов гривен причиненного ущерба. Заметим, это все деньги налогоплательщиков, т.е. наши…
Welcome to Hotel СИЗО!
А пока у нас ищут крайних среди людей в мантиях, кто-то делает хороший «гешефт». Не секрет, что содержание под стражей уже давно поставлено на коммерческую основу. Арестант, который больше заплатит будет спать на койке. И соседи по камере бить его не будут. А того, кто не платит «за комфортные условия пребывания» могут слегка помять, чтобы родсвенники раскошелились. Передачи в полном объеме тоже будет получать платежеспособный заключенный. Ему даже разрешат общаться с «внешним миром» по мобильному телефону. За отдельную плату можно переселиться в люкс-камеру с телевизором и персональным санузлом. А если, не дай Б*г, здоровье подвело – медсанчасть непозволительная роскошь. Например в медицинской части Лукьяновского СИЗО на три тысячи арестованных – сорок две кровати. Арестанты рассказывают: чтобы попасть в медсанчасть, нужно в администрацию СИЗО «занести аргумент», заинтересовать. Получается, правоохранители всячески борются за наполняемость «гостиниц» сети «СИЗО» клиентами, особенно платежеспособными.
Выход там, где вход
Конечно, будет не справедливо говорить о том, что подобный способ обогащения отдельных сотрудников правоохранительных органов – это главная причина высокой наполняемости СИЗО. Такая порочная практика является следствием перекосов нашей системы правосудия и судопроизводства.
Стоит ли удерживать под стражей людей, которые не собираются никуда прятаться, скрываться? Во всем мире длительный арест на время следствия – это исключительная мера, гарантирующая, что преступник будет наказан. Чаще всего, подозреваемых отпускают под залог. Причем залог – это не сумма выкупа из-под стражи, а средства, которые будут потрачены на поимку обвиняемого, если он добровольно не явится в суд. Почему у нас нельзя использовать этот опыт? Конечно, механизм залога существует и у нас. Но только на бумаге. В реальности никто толком не знает, как его оформлять. А еще печальнее выглядит возврат залоговых денег после оглашения решения суда.
Для формализации правил внесения залога нужно сделать всего несколько шагов:
1. Определить перечень официальных счетов или создать единый счет, на который вносится залог
2. Определить перечень лиц, которые могут вносить залог
3. Четко сформулировать правила определения размера залога
4. Четко прописать механизм возврата залога
Сделав процедуру освобождения под залог простой и понятной, можно максимально сократить использование ареста, как меры пресечения. Соответственно, наши СИЗО значительно разгрузятся. Более того, такой подход значительно уменьшит коррумпированность в правоохранительных органах и поднимет качество судопроизводства: никто уже не скажет, что на него «психологически давили» в камере или «три года выбивали показания». Кроме этого очевидна немалая экономия бюджетных средств и на содержание арестантов, и на компенсацию по решениям Европейского суда. А главное, такой цивилизованный подход увеличит доверие общества к нашей судебной системе.
- Информация о материале
«Мы их теряем!» — любимые продукты становятся суррогатами
Кто бы мог подумать лет двадцать тому назад, что мы будем так страдать от наступившего продуктового изобилия! Огромный и внешне привлекательный ассортимент разнообразной еды с каждым годом утрачивает вкус, в нем все меньше натуральных компонентов, все больше заменителей, наличие которых призвано скрыть всевозможные ароматизаторы, красители, усилители вкуса и т.п. Дело дошло до того, что уже сейчас мы почти потеряли некоторые продукты — от них остались воспоминания и… товарные наименования.
Если ребенок заявляет, что не любит мороженое, не спешите обвинять его в том, что он избалован и перекормлен сладостями. Потому что 90% современного мороженого, которое можно купить в Крыму, сильно отличаются от того пломбира в вафельном стаканчике или эскимо на палочке, которыми вы лакомились в детстве. Оно тогда вполне отвечало описаниям из толковых словарей: «замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара, соков, ягод с добавлением вкусовых и ароматических веществ». А теперь посмотрите на упаковку того, что продают сегодня: «молочный жир, пальмовый жир, альгинат натрия, камедь гуаровая, ароматизатор идентичный натуральному…»
Вкус мороженого тем лучше, чем выше в нем процент жирности, доля молока и сливок. Но производителям сегодня не до жиру: в Украине стремительно сокращается молочное производство, потому и идут в ход всевозможные растительные добавки — обычно пальмовое и кокосовое масло и т.п. Стабилизаторы призваны как можно дольше сохранять продукт, а остальная химия придает ему товарный вид.
Заведующий лабораторией центра экологического здоровья ассоциации «Экология и мир» Эдуард Березовский пояснил, что пищевая ценность такого мороженого, в отличие от производимого из натурального молока, невелика. Растительный жир не содержит казеин — ценный белок, в нем нет молочного сахара (лактозы), а также других полезных веществ, которыми богато молоко: каротина, витаминов группы В. Загустители, используемые сегодня в производстве мороженого, раздражают слизистую оболочку кишечника со всеми вытекающими последствиями: попадая внутрь, они не перевариваются и проходят транзитом, не дав организму ничего полезного. Одна порция мороженого, может, и не окажет какого-то заметного воздействия, но дело в том, что в течение дня человек съедает много продуктов, в которых также используются те же загустители, — а они есть в майонезах, кетчупах, супах быстрого приготовления и т.п.
Украинский центр экспертиз «Тест», дважды проведя исследования образцов сгущенного молока, данные обнародовал неутешительные: 4 из 9 являлись фальсификатами, поскольку на этикетках значилось, что продукт изготовлен из молока и сахара. На самом деле 90 — 95% его составлял растительный жир. Еще несколько производителей честно указали долю заменителя, и только банки двух торговых марок содержали «честное», из молока и сахара, сгущенное молоко. Обнаружились и другие сюрпризы. Натуральный цвет соевого молока, из которого изготавливают сгущенку, не информируя об этом покупателя, недобросовестные производители — сероватый. Если используется минимум молока и максимум сыворотки, цвет выйдет желтоватый или даже зеленоватый. Поэтому чтобы отбелить продукт, в него добавляют специальную добавку, диоксид титана.
«При изготовлении суррогата неизбежно приходится добавлять загустители, отбеливатели, подсластители — сахарин, аспартам, ацесульфам калия и другие, — рассказал Эдуард Березовский. — Но не нужно вводить потребителя в заблуждение, выдавая это за сгущенное молоко, честнее дать ему иное название — например, «заменитель сгущенки». Кстати, а кто больше всего ест этот продукт, сладости, изготовленные с его применением? Дети. А на детский организм те же подсластители действуют не лучшим образом. Сахарин, в зависимости от способа его производства, может быть канцерогенным из-за содержащихся в нем примесей».
Производители сладостей сейчас приучают молодежь именно к суррогатам. Настоящий шоколад, который может быть только черным и горьковатым, содержит масло какао, какао-продукты и, может быть, лецитин, ванилин, сахар, сегодня нелегко найти. Предлагается же в изобилии то, что за границей называется кондитерскими плитками: продукт с минимумом какао-продуктов, с большим количеством сухого молока, ароматизаторами, подсластителями, а порой и с соевыми компонентами. Настоящий шоколад содержит вещества, возбуждающие нервную систему, — в суррогате их нет либо количество микроскопическое, неспособное оказать тонизирующее воздействие. Одним из ценнейших продуктов специалисты считают твердый сыр. К сожалению, при производстве сыров, которые по карману большинству украинцев, тоже используются растительные компоненты, та же соя. Сыр, который произведен только из молочных продуктов, считает Эдуард Березовский, не может стоить меньше 60 — 70 грн./кг при нынешних закупочных ценах на молоко. Узнать же состав сыра потребитель не может, так как его в магазинах и на рынках продают не в упаковке производителя. А обнаружить соевый белок можно только в лабораторных условиях.
Точно так же печально дело обстоит со сливочным маслом — в него тоже добавляют пальмовый и кокосовый жир, облагораживают ароматизаторами. Иногда за масло выдают маргарин. Кто не знает, он производится из низкокачественного растительного масла, которое проходит гидрогенизацию, при этом оно насыщается водородом, отчего продукт становится твердым. Неприродные гидрогенизированные жиры вызывают множество заболеваний — от сердечной недостаточности и инсультов до ожирения. На самом деле рост количества таких болезней идет не только из-за злоупотребления жирной пищей, а из-за того, что многие продукты превратились в суррогаты. О чем не спешат информировать тех, кому их предстоит есть.
- Информация о материале
Заемщиков отдадут на растерзание. Банкирам хотят разрешить взыскивать залоги без суда, выселять из квартир семьи с малолетними детьми и отбирать техпаспорта у водителей-неплательщиков
Кредиторы скоро смогут делать с заемщиками практически все, что захотят. НБУ разработал законопроект, разрешающий банкирам выселять из заложенных квартир заемщиков с малолетними детьми, при непогашении займа более двух месяцев запрещать водить «кредитные» автомобили, а также взыскивать залоги без судов. Финансисты практически не сомневаются, что парламент проголосует за этот документ. Предполагается, что в ВР его внесут от имени Кабмина, чьи законопроекты сегодня без проволочек принимаются «региональным» большинством.
Разработанный НБУ по поручению правительства документ может спровоцировать настоящую революцию на финансовом рынке. Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законы Украины (в отношении защиты прав кредиторов)» вносятся существенные коррективы практически во все основные законы страны. Одна из наиболее значимых новаций — это появление у банкиров права взыскивать залоги без решений судов, если речь не идет об ипотеке. «Согласно новому документу взыскание на предмет залога — движимого имущества — может происходить на основании исполнительной надписи нотариуса», — рассказала «ДС» директор казначейства АО «Сведбанк» Мария Воложинская.
Крайне опасно, в случае принятия законопроекта, станет иметь заемщиков-родственников: в законопроекте четко прописана передача по наследству кредитной задолженности. Документом также серьезно ущемляются права малолетних детей: при непогашении кредита финучреждение, которое до сих пор не имело права выставлять из дома несовершеннолетних, сможет это делать. Одновременно заемщиков-физлиц обяжут предоставлять в банки не копии, как сейчас, а оригиналы документов, подтверждающих их права собственности на обеспечение. После чего они будут храниться у кредитора до погашения займа. «Правда, тут возникает вопрос с техпаспортами на автомобили, ведь без их оригиналов владельцы не могут эксплуатировать свои машины. Однако по ипотеке и другим объектам это положение должно минимизировать возможность, которую используют недобросовестные заемщики: предоставлять одно и то же имущество в залог в разные финучреждения», — отметил в разговоре с «ДС» директор департамента по работе с проблемными активами физических лиц VAB Банка Алексей Вуйко.
Согласно законопроекту физлицо, имеющее кредитную задолженность, не сможет зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя — физлица либо учредителя предприятия — юрлица. «Не менее важная новация: кредитор получит право запрещать заемщику использовать транспортное средство, находящееся в залоге, если тот более двух месяцев не выполняет свои обязательства по кредиту», — сообщил «ДС» управляющий партнер юридической компании «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз.
Серьезно разработчики законопроекта прошлись и по взаимоотношениям банкиров с заемщиками-юрлицами. В частности, документом ставится крест на случаях, когда физлица-СПД отказываются гасить частные кредиты из-за банкротства своих предприятий. «В нем конкретизируется, что в связи с банкротством могут прекращаться обязательства физлиц-предпринимателей лишь в части обязательств, связанных с их хозяйственной деятельностью. Выплата кредитов физлиц-предпринимателей, полученных на потребительские цели, прекращаться не должна», — объяснил «ДС» ситуацию г-н Вуйко. Кроме того, по законопроекту банкиры сохраняют свои права на заложенное имущество даже после его банкротства, а также имеют право останавливать расчеты своих должников с партнерами, пока те не погасят свою задолженность по займу. «Одновременно корректируются статьи 222 и 388 Уголовного кодекса и вводится ответственность за предоставление финучреждениям неправдивой информации при оформлении кредита, а также за порчу и незаконные действия в отношении заложенного имущества», — рассказал «ДС» управляющий партнер адвокатской фирмы «Васько и Назарчук» Вадим Васько.
Разумеется, финансисты остались довольны документом, существенно расширяющим их права. «Именно сейчас важно показать рынку защищенность прав кредиторов по отношению к заемщикам, которые уверены в своей безнаказанности и не выполняют взятые на себя обязательства», — сказал «ДС» заместитель председателя правления Ощадбанка Александр Гришко. «Принятие законопроекта будет способствовать ускорению расчетов по кредитам, ведь им значительно упрощаются процедуры взыскания долгов за счет реализации залогового имущества», — дополнила его начальник управления мониторинга кредитного портфеля банка «Хрещатик» Ирина Зюзина. Согласно пессимистическим прогнозам сроки взыскания залогов, которые иногда затягиваются на годы, сократятся до шести–девяти месяцев, оптимистическим — до двух-трех. При этом финансисты не исключают, что, получив неслыханные доселе права, станут раньше обычного затевать процедуру отчуждения имущества у нерадивых заемщиков. «Сегодня банки начинают претензионную работу по проблемной задолженности где-то через 60 дней с момента возникновения просрочки, иногда этот срок варьируется в зависимости от назначения кредита и его условий», — сообщил «ДС» г-н Гришко.
Юристы же не сомневаются, что как только банкиры начнут пользоваться новыми правами, их ждет несметное количество исков. «Закон обратной силы не имеет. Но ведь отношения заемщика с финучреждением по заключенному кредитному договору будут продолжаться и после введения новых норм и станут подпадать под их действие. Возникает вопрос: а согласился ли бы заемщик взять кредит, если бы во время заключения договора действовали такие правила?» — отметил управляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.
Предполагается, что нацбанковский законопроект будет подаваться в Раду не НБУ, который давно утратил право законодательной инициативы, а КМУ. Так что эксперты не сомневаются в принятии документа «региональным» большинством парламента, хотя и допускают его корректировку.
- Информация о материале
Гепа и Добкин - о бойне в парке Горького. В чем правда?
Оба чиновника - и мэр, и губернатор почти не врали - так понимали они сами. То есть они искренне исходили из того, что дорога нужна. Неважно, нужна ли она харьковчанам - она нужна им двоим. Отсюда и мало вранья, как они сами его понимают. Хотя - любопытная деталь - когда они явно лгут, что заметно по фактам, они все равно не считают свои слова ложью. Им нужна дорога. Впрочем, я могу и ошибаться смотрите, делайте выводы, обсуждайте.
Вначале - о том, что значат все эти индикаторы. Внизу – четыре полосы уровней лжи, волнения, несерьезности (шутки, иронии, сарказма) и стресса. Они меняются от 0 до 300 процентов, за нормальное состояние взяты 100%. Согласитесь, если человек не волнуется, не переживает, не веселится – он скорее всего спит. Потому средняя норма отмечена в пределах от 75 до 125 процентов. Если больше, значит что-то ему не дает покоя, о чем-то он врет – все соответственно индикаторов. И портрет говорящего – когда его лицо заливается краской, он сказал что-то, чего говорить не хотел. Сомневается, стоит ли говорить, или лучше бы смолчать. Проговорился, вырвалось. За этим смотрите внимательно, это может оказаться даже интереснее уровня лжи.
Сразу оговорим, что никакого шоу из этой затеи не получается. Все индикаторы реагируют не на наше мнение, не на имеющиеся факты, а на отношение говорящего к собственным словам. Если он понимает, что врет – это будет видно. Но есть же и такие люди, которые истово верят в то, что сами говорят – у них никакой лжи видно не будет. Или выступление заученное, десятки раз отрепетированное, которое оратор произносит, но думает при этом совсем о других вещах… Хотя, если последний будет изображать эмоции, которых деле не окажется – это тоже будет любопытной характеристикой. То ли бездушный робот нам «втирает», то ли отъявленный лгун.
- Информация о материале
Страница 1984 из 2102
