Государственная машина нуждается в капремонте. Хотелось бы купить новую, но не на что и негде, поэтому будут модернизировать старую. Государство готовит реформу системы госслужбы и структуры органов исполнительной власти.

Оказывается, в этом году завершается пятилетняя программа развития госслужбы, и надо принимать новую. Интересно, что украинское государство еще только готовится отметить в этом году свое 19-летие, а чиновники уже написали пятитомную «Историю госслужбы», досконально изучив в веках национальную традицию этого нелегкого ремесла. Последние 5 лет не пропали даром, и ряды чиновничества пополнились тремя тысячами «агентов изменений» — госслужащих, прошедших подготовку по стандартам Евросоюза (заметьте, на их же европейские деньги). Все «агенты» — чиновники высшего эшелона, уровня министров и замминистров. Воплощая программу в жизнь, украинцы подготовили план модернизации госуправления и электронное министерство. Пока только в модели. И вот вопрос: после всего этого почему мы так плохо живем?
Увы, признают специалисты кадровой политики, в обществе сложилось не самое лучшее представление о государственном служащем. «Слово «чиновник» стало ругательным, с подтекстом, что это нехороший человек», — говорит начальник управления госслужбы главного управления госслужбы в Крыму и Севастополе Владимир Артеменко. Вероятно, виноваты в этом сами чиновники. По рейтингу госуправления Мирового банка, Украина занимает 143-е место среди 212 стран. И это еще хорошо, потому что по качеству госинститутов у нас вообще 120-е место из 133, а в рейтинге коррумпированности Украина каждый год опускается на 10 — 15 пунктов, как бы мы ни демонстрировали борьбу с этим злом. В мировом рейтинге сейчас это 146-е место из 180. «Либо мы создадим новую систему госорганов, либо мы придем к этому же, но с большими потерями», — говорит Артеменко.
План действий на следующую пятилетку уже подготовлен. Прежде всего необходимо принять новую редакцию закона о госслужбе, утверждают специалисты. Она пылится в парламенте уже 6 лет и, вероятно, тоже нуждается в обновлении. Судя по тому, что последний раз еще в 2008 году законопроект вносил сам Виктор Янукович, теперь его ждет более счастливая судьба. В числе нововведений чиновникам обещают ужесточение ответственности за подлог документов (купленный диплом о высшем образовании) вплоть до уголовной. Актуальный вопрос об оплате труда тоже обещают решать по-новому. «Бытует представление о том, что у чиновников большие зарплаты и множество льгот, — говорит Артеменко. — На самом деле это касается только высших руководителей. А рядовой специалист нижнего звена получает оклад в тысячу гривен, и живи как хочешь». Новая редакция закона попытается найти компромисс между размером зарплаты и перспективой карьерного роста. Если клерк засиделся на должности Акакия Акакиевича, а перспективы продвижения по службе никакой, ему обещают гарантированное ежегодное повышение оклада на определенный процент. Сокращения штатов и ведомств тоже не избежать. По крайней мере, на бумаге. В следующей пятилетке госпрограмма модернизации управления предусматривает сокращение центральных органов власти на 25% (сейчас их 111 в стране), а местных администраций на 30%. Количество самих чиновников тоже обещают уменьшить на 20%, при этом, правда, признавая, что все сокращения, увы, заканчиваются только ростом рядов канцеляристов. И уже совершенно в европейском духе к 2013 — 2014 годам украинцам сулят открыть единый web-portal и половину всех услуг оказывать в online-режиме. И вот еще, задуманная модернизация госуправления предусматривает «разграничение политических и административных должностей, то есть отделение профессиональной госслужбы от политической деятельности».
Хотелось бы знать, как, потому что на практике морально устаревшую редакцию закона о госслужбе на ближайшие 5 лет следовало бы дополнить, например, таким пунктом: «при приеме на должность в органах управления преимуществом пользуются соискатели донецкого происхождения». Потому что практика перечеркивает любую теорию. Последний пример — новый глава Рескомзема Крыма Александр Чабанов. Напомним, экс-секретарь Ялтинского горсовета Чабанов прославился тем, что, отсидев в родном Владивостоке 1 год и 4 месяца (тогда его звали Писаренко, и, по данным нардепа Кармазина, он был осужден на 6 лет за мошенничество и хищения в особо крупных размерах), всплыл в Крыму. Под фамилией жены Чабанов стал доверенным лицом тогда еще кандидата в президенты Ющенко, начальником его ялтинского штаба, успел посидеть в кресле и.о. мэра южной столицы и пережил покушение на свою персону. И оказывается, лучшего кандидата на эту должность в Крыму не нашлось. «Решение принято Советом министров, решение базируется на том, что нет специалистов. Многим кажется, что скамейка запасных на каждую должность длинная, что можно выбирать, но, когда садишься в кресло спикера, я в этом убедился на себе, очень сложно подобрать в этот комитет людей, которые знают всю ситуацию досконально, могут в этом разбираться», — прокомментировал журналистам это назначение Владимир Константинов. Заметим, этот «досконально знающий свое дело специалист» был назначен в рескомзем только в начале апреля. По данным «Нового региона», своим карьерным ростом Чабанов обязан дружбе с главой президентской администрации Сергеем Левочкиным.
И вот ведь как получается, украинцы знают, что реформировать, знают, как, пробуют и… Вот черт, опять автомат Калашникова получается.