Главная
Опричнина князя Межигорского
Под шум и грохот языковых баталий в середине июня был зарегистрирован интереснейший, но практически незамеченный широкой общественностью законопроект. Назывался он «О государственной службе правопорядка». Авторы, Василий Грицак и Валерий Коновалюк, 21 июня презентовали его прессе. Суть законопроекта — превращение Внутренних войск в Государственную службу правопорядка с несколько иными — и заметно расширенными — функциями и полномочиями. По словам самого Коновалюка, этот документ — лишь один из этапов грядущей реформы правоохранительных органов. Согласно пояснительной записке, он должен приблизить украинские правоохранительные органы к евростандартам, создав в Украине аналог европейских «полицейских структур в статусе военного учреждения». Проще говоря, французской жандармерии и итальянских карабинеров.
Однако даже беглый взгляд на новый законопроект показывает: фактически нардепы-регионалы готовятся подарить президенту возможность создать если не опричнину, то как минимум послушную и надежную личную гвардию, помощнее и позубастее нынешних Внутренних войск, не говоря уже об Управлении госохраны.
Сейчас во Внутренних войсках служат 33 тыс. человек. Их статус и задачи регулируются законом «О Внутренних войсках МВД Украины«. Если не принимать во внимание поправки, то ему уже двадцать лет. Что же предлагают изменить Грицак и Коновалюк?
Для начала о самом предназначении ВВ. Сравните скромное нынешнее „охрана государственных объектов, охрана гражданского порядка, борьба с преступностью" и расширенное „охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц, интересов государства, ее конституционного порядка, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от преступных и иных противоправных посягательств". Это из статьи 1 обоих законов.
К охране стратегических объектов, конвоированию заключенных и прочим привычным задачам военнослужащих ВВ новый законопроект добавляет „участие в обеспечении защиты конституционного строя от попыток его изменения и свержения, защиту государственной власти от попытки ее захвата насильственным путем, а также от иных противоправных посягательств". А также, помимо прочего, „участие в осуществлении мероприятий" в рамках режима военного или чрезвычайного положения, противодействие массовым беспорядкам и пресечение деятельности незаконных военизированных формирований.
Однако это не исчерпывающий список. Ведь в новом законопроекте куда-то делась концовка второй статьи предыдущего — «Запрещается использование Внутренних войск для исполнения задач, не предусмотренных этим законом». Выходит, что уже не запрещается.
То есть видно — задачи перед новой организацией ставятся более широкие. Но и полномочия расширяются под стать им. Так, например, военнослужащие ГСП смогут оцеплять и блокировать территории и помещения во время розыска личностей, принимавших участие в массовых беспорядках или совершавших преступления. Для сравнения: в аналогичном пункте в действующем законе сотрудникам ВВ разрешаются подобные действия лишь для задержания личностей, совершивших побег из-под стражи. Разница тонкая, но ощутимая, если планирупредполагаетсяется использовать ГСП для пресечения массовых протестов. Также военнослужащим ГСП планируется дать право «в рамках своей компетентности временно ограничивать доступ граждан» на какие-либо территории с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. К праву военнослужащих ВВ заходить на любые объекты и территории при преследовании преступников, сбежавших из-под конвоя или совершивших нападение на охраняемый объект, предлагается добавить право на аналогичный проход «в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества» (сохранена стилистика оригинала).
По новому закону, при необходимости обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, жизни, здоровья, защиты прав и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц военнослужащие ГСП в праве ограничивать права и свободы граждан — в порядке, установленном законом. Также ГСП предусматривается дать право проводить мероприятия разведывательного характера — чего у ВВ на данный момент нет.
Изменяется и структура подчинения. Ранее уставы и численность ВВ устанавливал Кабмин, подчинялись войска министру внутренних дел, фактическое руководство осуществлял их собственный главнокомандующий. В 2007-2008 годах между президентом Виктором Ющенко и МВД развернулось целое сражение за право контроля над внутренними войсками и возможость отдавать приказы их главкому, завершившееся победой президента. По новому же закону численность ГСП утверждается Верховной Радой, а вот утверждение уставов и программных документов, равно как и назначение руководства, включая заместителей главкома, — уже компетенция президента Украины.
Что мы имеем на выходе? В случае принятия законопроекта в его нынешнем виде президент получает подконтрольную себе военную структуру с широчайшими полномочиями и обязанностью, помимо всего прочего, пресекать гражданские беспорядки и акции протеста в случае выхода последних за рамки законности. Насколько у нас нечетки рамки законности в отношении права на мирные собрания хорошо известно всем, кто следил за делом о повреждении плитки на Майдане.
Чтобы осознать привлекательность такой структуры для руководства страны, представим, что бы было, если бы она уже существовала на момент известного митинга афганцев? Осенью прошлого года президента не слишком удовлетворила позиция тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Могилева. На заседании Кабмина на вопрос «Сможет ли милиция обеспечить принятие (вызвавшего протест) закона?», под которым подразумевалось «Станет ли милиция драться с афганцами, защищая депутатов?», глава МВД честно ответил что-то в духе «Сможем обеспечить порядок на 44% — так, как финансируется сама милиция». Упомянув вдобавок, что и среди самих милицейских начальников есть бывшие афганцы. Возможно, это в конечном итоге стало одним из аргументов в пользу смены Анатолием Могилевым должности и отправки его в Крым: для Виктора Федоровича, должно быть, спокойнее видеть возле себя силовиков, всегда готовых в рамках «защиты конституционного строя» пресечь новый Майдан в любом из его проявлений.
Другое дело, что доселе Внутренние войска тоже жаловались на критическое недофинансирование. Так, в январе 2012 года Счетная палата заявила, что несмотря на предоставленные ВВ в 2010 и 2011 годах финансовые средства в размере 2,2 млрд. гривен, в стране так и не было создано мобильное и оптимальное по численности воинское формирование. «Ситуация с обеспечением внутренних войск вещевым имуществом критическая. Личный состав ежедневно выходит на патрулирование, обеспечивает общественный порядок, охраняет особо важные объекты, осуществляет конвоирование подсудимых и осужденных, должного обмундирования не имеет », — сообщала тогда пресс-служба Счетной палаты.
Однако кто знает, возможно, эта проблема будет вскоре решена? Во всяком случае, Виктор Янукович уделает Внутренним войскам серьезное внимание уже сейчас. Свидетельством тому стремительная карьера экс-замглавы УГО Станислава Шуляка, 30 марта ставшего первым замом командующего ВВ, а уже 1 июня возглавившего структуру. Шуляк довольно близок к своему экс-начальнику по УГО Игорю Калинину, а тот, в свою очередь, небезосновательно считается журналистами одним из наиболее лояльных президенту силовиков. В таких условиях следует рассчитывать, что на обеспечение внутренних войск (как бы они ни назывались) всем необходимым средства найдутся. А в качестве приятного довесочка и дополнительной гарантии лояльности рядовых бойцов закон «О ГСП» предполагает длинный и развернутый список льгот и социальных гарантий для личного состава. Так что в сохранении нынешнего строя и порядка, а также в предотвращении возможных попыток его поколебать у бойцов новой структуры будет и личная заинтересованность.
- Информация о материале
Кафедра Ваннаха: Вирус зовётся "Пламя"
Есть на свете такая организация – Международный союз электросвязи, International Telecommunication Union. Её история восходит аж к позапрошлому столетию. И у колыбели её стояли двое – Информационные технологии и Глобализация. Сообщения-то на большие расстояния люди умели передавать исстари. Долбили в тамтамы. Жгли сигнальные огни на курганах, уведомляя скифскую братию, что в их степи вломился царь Куруша. Хорошо известна роль оптического телеграфа в наполеоновских войнах. Да и в Крымскую кампанию телеграф, уже электрический, был одним из конкурентных преимуществ англичан…
Но и конные гонцы-ангары царя Кира, и греческие скороходы-эмеродромы, и латинские бегуны-курсоры (да-да, "курсор" именно от них происходит) носили вести в пределах своего государства - Персидской империи, города-государства Эллады, Римской республики. А электрический телеграф стал с 1845 года международным, провода пересекли зоны различных юрисдикций. И возникающие при этом проблемы потребовалось решать. И вот для этого двадцать государств, включая Российскую империю, приняли 17 мая 1865 года Первую международную телеграфную конвенцию и "Регламент телеграфной связи", прообраз современных ИТ-стандартов.
Ну а для их поддержания был основан "Международный телеграфный союз", Union internationale du télégraphe, как говорят французы. Его-то потомком и является нынешний Международный союз электросвязи, находящийся в системе ООН. В отличие от прочих кормушек глобальных бюрократов, организация эта весьма полезна, а её Рекомендации, хоть и не имеют никакой обязательной силы, внесли громадный вклад в прогресс ИТ-отрасли.
И вот недавно, в ходе исследования, которое инициировал Международный союз электросвязи, российскими экспертами в области кибербезопасности была выявлена очень интересная проблема. Оказывается, с марта 2010 года как минимум в некоторых странах Ближнего Востока усердно трудится небывалый вирус. Специалисты "Лаборатории Касперского" окрестили его "Пламя", Flame (Worm.Win32.Flame – классификация не по Линнею, но вполне красноречивая). Продукт этот весьма необычен. Поражает его размер – это уже не килобайты, а мегабайты. Кибероружие небывалого размера. Что же – возьмём да и сопоставим его с системой оружия индустриальной эпохи, попробовав выделить общие черты.
Специалисты Касперского назвали его "Пламя". Чудесно, выберем что-либо из зажигательного оружия. Worm.Win32.Flame имеет очень большие размеры. Ещё лучше – выберем систему оружия самого крупного калибра. И поскольку для аналогии мы говорим о делах давно минувших дней, то, не опасаясь разгласить чего недолжного, поведём речь об оружии отечественном.
Итак, возьмём для сравнения с "тяжёлым вирусом" Flame ЗАБ-500-300тш. Самый мощный зажигательный боеприпас ВВС РККА. Зажигательную авиабомбу пятисоткилограммового калибра (именно калибра, а не веса!). Снаряжённую термитными шарами весом в триста грамм каждый. Её создали инженеры А.И. Флегонтов, А.Г. Колпаков и Л.Ф. Шевелкин. Работами руководил главный конструктор завода №145 Наркомата авиационной промышленности И.И. Картуков. Принята на вооружение она была постановлением Государственного комитета обороны №193 от 18 июля 1941 года.
В чём секрет эффективности и компьютерных вирусов, и зажигательных боеприпасов? Да в том, что они используют то, что уже запасено жертвой/противником. В одном случае это компьютерные мощности, в другом – запасы горючих материалов, цепную реакцию окисления которых зажигательный боеприпас только инициирует.
Ну, вот, скажем, широко известный в кругах спецов по кибербезопасности "терморектальный криптоанализ". Он ведёт свою родословную от культовых в 90-е годы прошлого столетия утюга и паяльника. Но это всё хорошо в "спорах хозяйствующих субъектов", когда рядом в изобилии розетки. Но – "в джунглях батареек нет". В полевых условиях применяют иное.
При взятии Ташкента пленный бухарский воин показывает солдатам генерала Черняева (1900 русских против 30000 защитников города, засевших за стенами) маскированный войлоком тайный ход, позволяющий взять город с минимумом потерь и несмотря на подавляющее превосходство неприятеля. Германский "язык", забыв и про присягу Адольфу Гитлеру, и про арийскую солидарность, но и про Frontkameradschaft, радостно рассказывал, где размещены пулемёты, где – полевые орудия, а где в блиндажах спят его камерады, на которых вскоре обрушится огонь артиллерии…
Освежить память и развязать язык помогали или игольчатые штыки, или "финки", слаженные местным умельцем из рессор "шевролетов" и "студеров", с рукоятками из наборного плексигласа от сбитого мессера… Калёное железо, требующее энергии для разогрева, хорошо для садистов, которым нравится процесс. В военных же целях наиболее эффективно или то, что потребляет минимум энергии, или то, что порождает самоподдерживающийся процесс. Будь то размножение компьютерного вируса или просто горение.
Вредоносный код для того, чтобы он самовоспроизвёлся, необходимо ввести в чужой компьютер точно так же, как и зажигательный боеприпас должен добраться до горючих материалов. Вирус "Пламя" любит пользоваться USB-устройствами. Не пренебрежёт и уязвимостью диспетчера печати. Вообще, доступ к чужому компьютеру – важнейшая задача, равно как и создатели зажигательных боеприпасов прилагали немало усилий и остроумия, чтобы их детище добралось до того, что может гореть.
Ну, что представлял собой городской дом тридцатых годов прошлого века? Кирпич стен, жесть или черепица кровель, дерево чердачных и межэтажных перекрытий. Так, конструкторы ЗАБ-500 предусмотрели у неё взрыв на высоте 300 метров. При этом трёхсотграммовые термитные шарики набирали скорость, достаточную для пробития и черепицы, и кровельной жести. Дежурный ПВО со щипцами и ящиком с песком был против них бессилен – изделия, созданные в 1939 году специалистами НИИ-6 Наркомата боеприпасов, горели в течение 18-20 секунд, развивая температуру от 2000 до 2500 градусов Цельсия. Вполне достаточно, чтобы занялось всё, что могло гореть.
Ну а в случае вируса с "многофункциональными" термитными шариками, в которых работала и кинетическая энергия, набранная при падении, и химическая энергия горения, могут быть сопоставлены функциональные модули. Они собирают информацию и с клавиатуры, и с монитора, и из массовой памяти. Да и подслушивать происходящее вокруг компьютера через системный микрофон тоже умеют. (Это что – жаждущим приватности надо покупать ноутбуки без микрофона, а болтать по Skype через внешнюю USB-гарнитуру, которую вынимать после разговора? Ой!)
Характерная черта кассетных боеприпасов, к которым относилась и ЗАБ-500, - работа по площадям, неизбирательное действие. При взрыве на высоте в 300 метров 780 термитных шариков её начинки разлетались по площади в 7000 квадратных метров. Вне зависимости от того, есть ли там горючие материалы и входят ли эти горючие материалы в состав военных или гражданских объектов. Скажем, в Иране было обнаружено 189 функционирующих копий Worm.Win32.Flame, причём большинство – у частных лиц, а вовсе не у государственных организаций, подозреваемых в тайных разработках ядерного оружия.
Данные важные – функционирование вирусов такой сложности возможно лишь в достаточно развитой инфраструктуре, когда компьютер стоит и дома, и на работе, когда через него прогоняются большие объёмы мультимедии. Тогда возникнет ситуация, когда инженер или чиновник, написав дома совсем несекретную бумажку, притащит флэшку с вирусом на службу… Вообще все 382 копии вируса, о которых сообщается, гуляют по странам Ближнего Востока.
Сверхоружием бомба ЗАБ-500-300тш, несмотря на свою эффектность и эффективность, не стала. Слишком дороги были термитные шарики, так что к концу войны приоритет был отдан другим системам оружия. И Worm.Win32.Flame не изменит кардинально стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке – иранские специалисты уже написали программу, выдирающую его с компьютеров. Хотя, как рассказывает The Independent, израильский вице-премьер и министр по стратегическим вопросам Моше Яалон в интервью Army Radio многозначительно намекнул, что "Пламя" может быть разожжено Еврейским государством, озабоченным ядерной программой Ирана.
Так что перейдём к выводам. "Горючего материала", то есть компьютерных мощностей, на планете уже накоплено достаточно, чтобы кибероружие и кибертихари могли продемонстрировать свою эффективность. Проблемы его распространения носят международный характер так же, как в позапрошлом веке – распространение телеграфа. Инфраструктура даже "стран-изгоев" достаточно интегрирована в мировую, чтобы быть уязвимой для кибератак, которые, впрочем, проблемы в целом не решают. А вот мелкие неприятности весьма возможны.
Как пишет The Guardian, специалист из Кембриджа с типично английским именем Sergei Skorobogatov вместе с коллегой из Quo Vadis Labs обнаружил уязвимость в чипах, используемых в критически важных системах аэроплана Boeing-787 Dreamliner. (Речь идёт о ProASIC3.) Вероятно, если покопать как следует, то нечто подобное найдётся и в других местах (чип-то используется и в медицинском оборудовании, и в автомобилестроении, и в бытовой технике…).
Удивляться этому не стоит – слишком уж много "топлива" накопила цивилизация, чтобы не возникло соблазна поиграть со спичками. И знать об этой "пожарной опасности" надлежит каждому, пользующемуся ИТ-технологиями, – как правила обращения с огнём важны каждому живущему в деревянном доме. Ведь в застроенной тогда деревом европейской России (Без Области Войска Донского, Остзейских и Привислянских губерний) с 1880 по 1889 гг. случилось 45006 крупных пожаров…
- Информация о материале
Не хотите голосовать за ПР? Мы придем к вам…
Моя подруга в будний день была дома.
Звонок по телефону.
- Вы такая-то?
- Нет.
Звонящая начала перечислять всех прописанных в квартире, пока не дошла до имени отчества моей подруги.
Подруга ответила : Да. Это я.
Далее последовал вопрос «в лоб»: «Вы будете голосовать за Партию регионов?»
Подруга в тихом шоке: «Я не хочу вам отвечать, это мое личное дело»
«Вы думайте. Мы еще вам перезвоним» -и повесили трубку.
Тон звонящей был такой, что подруге хотелось спросить: «А если я не буду голосовать за Партию регионов, вы мне и газ, и воду перекроете, или что-то одно?» Не успела.
Мать – пенсионерка, рассказала, что уже такой звонок был. Мать тогда ответила: «Я не знаю, я еще думаю»
Соседка – пенсионерка рассказала, что и ей звонили. После вопроса будет ли она голосовать за Партию регионов и ее невнятного ответа перепуганным голосом, спросили, хочет ли она получать ежемесячную прибавку к пенсии 10 гривен. Та ответила: «Хочу». Продиктовала им все свои паспортные данные, номер пенсионного, идентификационный код.
Наши пенсионеры - преимущественно несчастные, полуголодные, давно уставшие от своей жизни, и от борьбы за выживание на протяжении всей жизни. Они собственной шкурой прочувствовали и сталинизм, и «свободные» брежневские времена, хорошо понимают кто сейчас у власти.
А тут идут такие уговоры в приказном и пугающем тоне. Такой себе коллекторный метод? Многим, наверне, будет проще получить эти 10 гривен, чтобы им больше не звонили.
Вариант: записаться на деньги и вдругдействительно получить эту жалкую прибавку, а проголосовать по совести – это не для наших многолетнебитих и многолетнепуганых пенсионеров, если оппозиция не проведет разъяснительную работу, о том что власть не сможет определить кто как проголосовал.
Лучше это сделать в виде рекламы на телеканал (хоть на один):
«Дают гречку, дают деньги– бери,если хочешь, но голосуй по совести.
Отпечатки пальцев с бюллетеня снимать не будут. На детекторе лжи проверять не будут. Видеокамеры под столом не будет».
Но это будет эффективно при условии, если ПР, например, не придет к пенсионеру с заявлением (для подписи) о желании голосовать дома. 10 гривен получил? Подписывай.
- Информация о материале
Почему никто не трогает Ющенко, или цена свободы Бориса Колесникова
Почему третьему президенту Украины Виктору Ющенко после оранжевой победы 2004 года удалось на нет свести не только политический подъем его избирателей, но и один из пропагандированных им лозунгов "Бандитам – тюрьмы"? Почему после прихода к власти бело-голубой команды Виктора Януковича в начале 2010 года Ющенко чрезвычайно тихо дали не только уйти с политической арены, но и, в отличие от некоторых других членов его оранжевой команды, избежать каких бы то ни было преследований, в частности уголовных? Почему сегодня никто не трогает ни Ющенко, ни его семью? Ответ очень простой: потому, что и Ющенко никого не трогал.
21 июня Верховный Суд Украины будет рассматривать дело Бориса Пенчука.
И было бы это дело совсем неприметным в деятельности уголовной палаты высшего судебного органа государства, если бы ее рассмотрение в ВСУ явным образом не затягивалось, а в ее контексте не фигурировала фамилия нынешнего вице-премьер-министра Бориса Колесникова.
Именно из-за Пенчука в 2005 году Колесникову в уголовном плане досталось намного больше, чем некоторым его политическим соратникам и любителям бело-голубых цветов.
Напомним, что Евгения Кушнарева, неосторожно застреленного в 2007 году, в августе 2005 года задержали за превышение власти на должности главы Харьковской областной администрации (2000-2004), но через несколько дней освободили из СИЗО, быстро свернув уголовное дело.
Походить на допросы к ГПУ пришлось экс-председателю ЦИК Сергею Кивалову, бывшему руководителю Луганского облсовета Виктору Тихонову и губернатору Сумской области Владимиру Щербаню.
Игорю Бакаю, который руководил Государственным управлением делами с 2003 года, пришлось провести определенное послеоранжевое время в Москве, когда отечественное МВД объявило его в международный розыск в рамках возбужденного дела о злоупотреблении властью (закрытого в 2006 году).
Переждали "тяжкие" времена в России и бывший министр внутренних дел Николай Белоконь и экс-мэр Одессы Руслан Боделан.
Исключением в этой цепи относительно безболезненно переживших "преследование" оранжевыми явдяется только бывший министр транспорта и связи Георгий Кирпа, который застрелился в конце 2004 года…
Колесникова взяли под стражу в апреле 2005 года в рамках уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой по фактам вымогательства принадлежащих семье Пенчуков акций ОАО "Торговый центр "Белый лебедь" в Донецке.
Как было установлено следствием, в 2002 году Колесников, занимая должность главы Донецкого облсовета, угрожал убийством Борису Пенчуку, его отцу и членам их семей, требовал передачи принадлежащего им 34%-го пакета акций "Белого Лебедя".
Воспринимая угрозы как реальные, семья Пенчуков была вынуждена передать Колесникову и третьим лицам акции общества стоимостью 3,4 миллиона гривен по заниженной цене – немного больше 757 тысяч.
Уже в мае 2005 года относительно Колесникова было возбуждено еще одно дело по факту злоупотребления властью и служебным положением, обвинение в которой касалось незаконного увольнения отца и сына Пенчуков с работы.
А потом события развивались так:
В начале августа 2005 года апелляционный суд Киева не продлил срок держания Колесникова под стражей и изменил ему меру пресечения на подписку о невыезде.
Уже в середине августа подписка о невыезде заменяется личным поручительством, а 30 июня 2006 года дело по требованию закрывается Генеральной прокуратурой за недоказанностью участия обвиняемого Колесникова в совершении преступления, а по злоупотреблению – из-за отсутствия в его действиях состава преступления.
Впрочем, если для обвиняемого закрытое относительно него уголовное дело является большим достижением и облегчением, то для острого юридического глаза основание "за недоказанностью вины" является весьма ненадежным с правовой точки зрения.
То есть не совсем реабилитирующим. Ведь то, что сегодня недоказано, завтра при желании может переиграться и быть доказанным в связи с появлением новых обстоятельств.
Итак, осознав свою ошибку относительно Колесникова, ГПУ решила ее исправить. Для этого прокуратура 11 октября 2006 года восстановила досудебное следствие в деле Колесникова в части требования и … 12 октября 2006 года вынесла постановление о закрытии дела на основании пункта 2 статьи 6 УПК Украины, то есть из-за отсутствия в его действиях состава преступления.
Опять же: на практике восстановление досудебного следствия в уголовном деле, как правило, сопровождается присоединением к делу новых доказательств, причем обвинительного характера.
А в деле Колесникова, кажется, единственное логическое объяснение факта, как за один день недоказанная вина Колесникова юридически трансформировалась в отсутствие признаков состава преступления вообще, состоит в том, что 25 октября Борис Викторович праздновал день рождения.
ЕСТЬ же такая традиция у отечественных вельмож – делать подарки друг другу постановлениями, орденами и званиями!
На сегодня юридически решение о закрытии дела относительно Колесникова не обжаловано, то есть гвоздями забито, что этот человек ни в чем не виноват.
Однако, на фоне юридически диковатых уголовных дел Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, а с ними вместе и Бориса Пенчука, которых упрямо держат за решеткой, не считаясь ни с чем, невольно возникает вопрос, кто же мог стать толчком для такого счастливого выхода Колесникова на свободу в 2005 году?
Версия "УП" сформировалась через вопрос: " Почему же никто не трогает Ющенко"?
Оказалось потому, что именно Ющенко никого не трогал, поскольку, в отличие от тогдашней премьерши, которая могла влиять на судебную власть через руководство Верховного Суда, руководство Генпрокуратуры действовало в пределах влияния именно президента страны.
История же, что на сегодня сложилась с проектом жены Ющенко "Детская больница будущего" вообще позволяет расставить в этих цепях новые акценты.
…Аккурат в середине 2005 года активизировались заявления о необходимости создания национального детского медицинского центра.
Горестные крики МОЗ по этому поводу сразу подхватил Киевский городской глава Александр Омельченко, пообещав центру свыше 20 га земли в Киеве, а в начале декабря 2005 года появился указ президента Ющенко о необходимости создания Всеукраинского центра здравоохранения матери и ребенка, определения его организационной структуры, направлений деятельности, финансирования и кадрового обеспечения.
Создание Центра возлагалось на МОЗ и Государственное управление делами, но очень плавно к его финансированию и организационным вопросам приобщился Международный благотворительный фонд "Украина 3000", главой Наблюдательного совета которого была Екатерина Ющенко – жена президента Украины.
22 сентября 2006 года был зарегистрирован Благотворительный фонд "Детская больница будущего", который уже через пару месяцев отчитывался о таких меценатах, как корпорация "Индустриальный союз Донбасса" с 15 миллионами долларов США, благотворительный фонд "Развитие Украины" с почти 13-ю миллионами долларов США, корпорация "Интерпайп" с 10-ю миллионами долларов США…
За этими названиями, как известно, стояли и стоят Ринат Ахметов и Виктор Пинчук – не совсем близкие в 2004 году к Ющенко люди…
За "ИСД" видятся фамилии Сергея Таруты и Виталия Гайдука. Но о них немного ниже.
Ирония заключается в том, что определяющим для реализации проекта "Детская больница будущего" стал именно 2005 год. Без финансовых обещаний, которые публично распространились лишь в 2006 году, а реально выполнились до 2009 года, никто бы не рискнул впустую готовить почву для многомиллионного проекта.
Проще говоря, при отсутствии у государства средств на такой весомый и необходимый проект, указ президента не был бы издан без "предварительных гарантий", которые бы фактически заменили государственные средства.
В приведенном списке самых больших спонсоров и меценатов проекта Екатерины Ющенко есть только два физических лица – Борис Колесников и Александр Ярославский. Последний вошел в Детскую больницу будущего сравнительно "скромно" – всего с одним миллионом гривен.
А вот Колесников не только пообещал, но и ответственно выполнил обещание профинансировать "Детскую больницу будущего" на 1,5 миллиона долларов США.
В комментарии "УП" Колесников подтвердил, что в конце 2006 года заключил договор о предоставлении целевого благотворительного взноса, а потом ежеквартально выплачивал свыше миллиона гривен, рассчитавшись с "Детской больницей будущего" полностью в конце 2008 года.
Как известно, "Детская больница будущего" благополучно заглохла на стадии фундамента, а собранные сотни миллионов гривен – … они как-то испарились из благотворительного фонда Ющенко.
Примечательно, что упомянутые в отчете "Детской больницы будущего" в 2006 году меценаты на сегодня никоим образом не настаивали на расследовании провала проекта, публично не выясняли у Екатерины Ющенко и руководства проекта, куда же подевалились именно их деньги и где же детский медицинский центр или хотя бы его здание?
"Я хотел помочь и помог", – сказал журналисту Колесников и добавил, что судьба его миллионов его не интересовала и не интересует.
Следует сказать, что созданный в 2008 году Фонд Бориса Колесникова благодействует не на такую широкую ногу. Например, 8 миллионов гривен этим фондом было израсходовано на благотворительность на протяжении всего 2010 года.
Удивительно, что Колесникова, который, по данным источников "Украинской правды", лично "контролирует" уголовные дела Пенчука и Луценко, по вдохновению которого в 2010 году была лишена судейской мантии судья, которая избирала ему меру пресечения в виде содержания под стражей, совсем не интересуется, что сделала с него 1,5 миллионами долларов жена его оскорбителя?
Да-да, именно оскорбителя. Народный депутат Украины Елена Бондаренко, которая в 2005 году работала у Колесникова пресс-секретарем, не скучится на слова и сегодня: по ее убеждению, именно Ющенко и Луценко в 2005 году совершали над Колесниковым политическую расправу.
Относительно того, кто именно содействовал "выходу" Колесникова из заключения и закрытию уголовного дела, обвинение в вымогательстве по которому подтверждалось не только документами, показаниями пострадавших и свидетелей, но и записями разговоров главы Донецкой облгосадминистрации с Пенчуками, то источники "УП" однозначно указывали на Раису Богатыреву.
Богатырева – верная соратница Виктора Януковича после его проигрыша на президентских выборах 2004 года заняла должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Зайдя в команду Ющенко, Богатырева, очевидно, стала тем мостиком, который объединил бывших оппонентов: тех, что одержали победу и государственные должности, и тех, что оказались в изгнании. И этот мостик был возведен именно оранжевым президентом Украины.
Сегодня Богатырева уже и не скрывает, почему она приняла предложение Ющенко относительно СНБО.
В конце апреля в интервью "Корреспонденту" (№ 16-17, 27 апреля 2012 года) она признала: "Мое решение позволило за определенное время снизить политическое напряжение и шаг за шагом ликвидировать те политические репрессии, которые начались относительно моих политических соратников… Лично я видела возможность в должности секретаря СНБО минимизировать риски и сделать все, чтобы репрессии относительно членов нашей команды прекратились".
Фамилий "соратников" Богатырева не назвала. И едва ли назовет их публично. Но, по данным источников "УП", нынешний министр здравоохранения относительно Колесникова в 2005 году довольно настойчиво разговаривала именно с Ющенко.
И именно в тот период и появилась идея создать больницу будущего…
P.S.: Упомянутые выше Тарута и Гайдук, которые как совладельцы "Индустриального союза Донбасса" пообещали "Детской больнице будущего" 15 миллионов долларов США, согласно данным финансовых отчетов проекта, своих обещаний... не выполнили.
В конце 2005 года Ющенко публично планировал назначить Гайдука вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу. Но не назначил…
- Информация о материале
Украинцам вновь предложили сдать доллары государству
Поскольку ни «золотые сертификаты», ни «валютные облигации» не дали желаемого результата, в Нацбанке придумали новый способ, как пополнить государственную казну за счет сбережений украинцев. На этот раз населению предложили вложиться в долларовые Казначейские обязательства. Конструктором нового механизма наполнения бюджета выступил народный депутат, глава Совета Нацбанка Игорь Прасолов, фактически построивший когда-то бизнес-империю Рината Ахметова.
Нынешний вариант Казначейских обязательств – это попытка «переосмыслить» неудачи с валютными ОВГЗ, которые были предложены населению полгода назад. Правда, без ответной любви со стороны народа. «Действительно, несмотря на заверения чиновников и представителей коммерческих банков о том, что они упростят допуск населения к ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте, и сделают минимальный номинал по таким облигациям в размере $500, широкого распространения такие облигации не получили», – рассказал «Комментариям» руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко.
По его словам, провалу валютных ОВГЗ способствовало несколько существенных причин. Во-первых, даже при том, что доходы от продажи облигаций были освобождены от налогообложения, задекларировать доходы все-таки было нужно: «Тратить свое время на составление декларации и посещение налоговых служб мало кто захочет. К тому же, если все-таки вы решите продать такие ценные бумаги раньше срока обращения, то налог все-таки платить придется». Кроме того, при слишком слабой информационной компании, мало кто из украинцев знал о существовании такого инструмента и был откровенно не готов к определенным процедурам: помимо стоимости ценных бумаг, необходимо заплатить еще и банковскую комиссию, а также открыть специальные счета в ценных бумагах всего в 16 коммерческих банках.
«ОВГЗ, номинированные в валюте, дошли до той части населения, которая их ждала. Но потенциальный платежеспособный спрос на эти облигации со стороны украинского населения слишком мал. С одной стороны, население имеет крайне мало информации о фондовом рынке и воспринимает его, зачастую, как одно из проявлений «МММ» и прочих финансовых пирамид. С другой стороны, в памяти населения остались выпуски облигаций советских времен, которые не принесли много радости держателям», – отметил «Комментариям» Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital.
Впрочем, имеется в Украине и неудачный опыт выпуска Казначейских обязательств, правда – гривневых. «Уже были попытки выпустить Казначейские обязательства для населения, но в гривне. Выпускали их 3 раза: с 1999 под 2002 годы. Однако все они завершились фактически провалом. Их выпустили, потом их выкупил Ощадбанк, а когда пришло время погашать – предъявили Минфину. В результате, были только напрасно истрачены деньги на печать бланков Казначейских обязательств», – вспоминает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Тем не менее, сбережения населения государству сегодня весьма необходимы. И время от времени отдельные чиновники подогревают к ним интерес, озвучивая трудно воспринимаемые обычными украинцами суммы. Так, в феврале директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук заявила, что вне банковской системы аккумулировано порядка 150 млрд. грн. и от $50 млрд. до $80 млрд.
Как бы там не было, но за раз получить десятки миллиардов долларов у государства не получится даже освободив от налогообложения доходы от нового инструмента, как это предлагает Игорь Прасолов. «Сегодня большинство населения не доверяет инструментам с государственным риском, поэтому необходимо сначала выпустить краткосрочные бумаги, чтобы инвесторы зашли, получили прибыль и вышли. Если так произойдет, в следующий раз инвесторов будет больше, и они будут готовы покупать более долгосрочные инструменты. Невозможно за один раз собрать $20 млрд., но $100-200 млн. вполне реально», – поделился с «Комментариями» содиректор «Ренессанс Капитал» в Украине Роман Насиров.
«Скорее всего, в течение первого года с помощью этого инструмента можно будет привлечь около $250-300 млн., что, конечно, несопоставимо с размером валютных депозитов населения – $19,53 млрд. Однако, со временем, этот инструмент может стать более популярным, и необходимо несколько лет стабильной работы этого инструмента, – минимум 5 лет, – и хорошей информационной работы, чтобы привлечь более значительные суммы», – подчеркивает Ивченко.
«Для того, чтобы население реально скупало валютные Казначейские обязательства нужно 3-5 лет упорного приучения людей к новому инструменту. Но может так сложиться, что через 3 года уже в принципе не будет проблем с излишками валюты у населения», – соглашается с ним Охрименко. В любом случае, если законодатель не учтет все ошибки валютных ОВГЗ, новый инструмент гарантированно повторит их судьбу.
- Информация о материале
На рубеже
Перед началом второго полугодия украинская экономика и ее финансовая система оказались в достаточно шатком положении. Положительные факторы от проведения Евро-2012 нивелируются перманентными европейскими проблемами и продолжающимся снижением внешнего спроса на продукцию сталелитейной отрасли. И все же последние официальные данные свидетельствуют о том, что отечественная промышленность в мае немного приободрилась, тогда как потребительские настроения украинцев улучшаются четвертый месяц кряду. Подогреваются эти настроения низкой инфляцией, при этом нервничать заставляют возросшие девальвационные ожидания. На валютном рынке события начали разворачиваться почти в точном соответствии с прошлогодним сценарием. Нацбанку в связи с этим пришлось пойти на достаточно жесткие меры по ограничению предложения гривни на рынке, одновременно снижая привлекательность валютных депозитов.
Планы по наполнению госказны пока выполняются. Происходит это в основном благодаря увеличению поступлений от таможенных сборов и пошлин, растущих быстрее внешнеторгового оборота. Но как долго это может продолжаться?
Промышленное производство в Украине за пять месяцев нынешнего года выросло только на 0,7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Но май принес хоть и неуверенные, но все-таки поводы для оптимизма — рост промышленного производства превзошел прогнозы аналитиков, ускорившись до 1% после нулевого показателя в апреле и падения в марте.
Произошло это, как отмечают аналитики, в основном благодаря благоприятной динамике производства в перерабатывающей промышленности и энергетике. Так, в секторе переработки период трехмесячного падения сменился наконец приростом (+0,4%). А энергетики после апрельского «минуса» в 3,3% зафиксировали в прошлом месяце рост на 5,8%.
«Улучшились показатели роста в пищевой, химической промышленности, производстве строительных материалов. В то же время в таких ключевых отраслях, как металлургия и машиностроение, результаты были менее обнадеживающими. Производство стали падает седьмой месяц подряд — падение на 1,1% в мае по отношению к соответствующему месяцу прошлого года. Поскольку Лисичанский НПЗ до сих пор не возобновил работу, динамика нефтеперерабатывающей отрасли остается крайне негативной — падение объемов производства на 27% к маю пришлого года», — отмечается в обзоре «Райффайзен банка Аваль».
На нынешней неделе компания Gfk-Ukraine сообщила о росте на 3,5 пункта в мае по сравнению с апрелем рассчитываемого ею индекса потребительских настроений. Как отмечается в пресс-релизе компании, индекс достиг максимального значения с июля 2010 года и растет непрерывно на протяжении уже четырех месяцев. Увеличение индекса, по данным Gfk-Ukraine, произошло, в первую очередь, за счет индекса экономических ожиданий на фоне меньших опасений в отношении инфляции, несмотря на существенное увеличение ожиданий девальвации.
Как и в прошлом году, вторая половина мая принесла конец спокойствию и затишью на валютном рынке. К приезду гостей Евро-2012 стоимость валюты в обменниках подскочила на 10 коп. на каждом долларе. На межбанковском рынке пик долларовых котировок был зафиксирован в прошлую среду (13 июня), достигнув 8,13—8,14 грн./долл.
После этого взялся за серьезные меры прежде достаточно сдержанно относившийся к ситуации на валютном рынке регулятор (его вмешательство проявлялось в основном в вербальных интервенциях, тогда как валютные были незначительными).
Сначала, как свидетельствуют рыночные игроки, в конце прошлой недели вмешательство проявилось в виде более массовых интервенций. Следующим шагом стало утвержденное 19 июня постановлением НБУ ужесточение требований к резервированию по привлекаемым банками валютным ресурсам (на 1—1,5%, вступает в силу с 30 июня с.г.). При этом нормативы по гривневым депозитам остались на неизменном нулевом уровне.
Одновременно Нацбанк принял меры и по связыванию гривневой межбанковской ликвидности, повысив (с 40 до 50%) норматив по резервам, которые банки должны держать на корреспондентских счетах в НБУ на начало операционного дня (с 31 мая этот норматив уже был повышен с
30 до 40%). Процентные ставки на межбанке уже подскочили до уровня 20—30%, и как это скажется на доступности кредитов для конечных заемщиков, спрогнозировать тоже не сложно.
Но выбор из двух зол, очевидно, уже сделан. При этом регулятор не стал скрывать мотивацию этих действий, объяснив ужесточение требований к резервированию по депозитам в иностранной валюте содействием стабилизации курса гривни. По словам заместителя директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александра Арсенюка, правление Нацбанка пытается принимать превентивные меры и реагировать на те риски, которые могут отразиться на курсе национальной валюты.
В Нацбанке считают, что последние поползновения к расшатыванию курса гривни носят во многом спекулятивный характер, поэтому вынужденной ответной контрмерой будет ограничение ликвидности в системе. «Мы хотим дать четкий сигнал рынкам, четкий сигнал клиентам о том, что работать лучше с национальной денежной единицей. Она сегодня стабильна и стоит того, чтобы работать именно с ней», — распространили информагентства достаточно жесткий месседж представителя НБУ. Подслащенный, правда, оговоркой: «Одновременно для того, чтобы банкам было удобнее выполнять требования по формированию обязательных резервов, правление НБУ разрешило учитывать в покрытие обязательных резервов 10% от номинальной стоимости ОВГЗ, номинированных в инвалюте».
Привлекательность валютных ОВГЗ тут же резко выросла, и результат не заставил себя долго ждать. На состоявшемся на нынешней неделе аукционе Минфину удалось привлечь на первичных аукционах по размещению облигаций внутреннего госзайма рекордно высокую сумму — 6,652 млрд. грн., львиная доля (свыше 77%) пришлась на валютные заимствования.
Переориентация на внутренний рынок — мера, как известно, вынужденная. Уже который месяц внешний рынок для украинских эмитентов (впрочем, как и многих других) остается закрытым. Впрочем, правительственные чиновники пока излучают уверенность и оптимизм, дружно заявляя об отсутствии каких-либо оснований для невыполнения обязательств. Эта уверенность аргументируется текущей динамикой бюджетных поступлений.
Как сообщал первый замминистра финансов Анатолий Мярковский, «из общей суммы (запланированного в бюджете) дефицита в 25 млрд. грн. на
1 июня имеем дефицит по сектору госуправления 10,9 млрд. грн., то есть до годового маяка у нас есть соответствующий запас».
Действительно, несмотря на тот факт, что нынешние темпы роста экономики (последний показатель — 1,8% роста по итогам первого квартала) более чем в два раза ниже заложенных в бюджетном законе (3,9%), госказна пока наполняется исправно. Так, по данным Минфина, за пять месяцев с.г. в сводный бюджет поступило 170,9 млрд. грн. (годовой прогноз доходов — 366,6 млрд. грн.), обеспечив выполнение плановых показателей. В целом по госсектору экономики за
январь—май было собрано 242,2 млрд. грн., что на 30,7 млрд. грн., или 14,5%, больше аналогичного прошлогоднего показателя. По словам А.Мярковского, такие темпы поступления доходов в бюджет позволяют прогнозировать выполнение его доходной части и по итогам года.
За счет чего? Согласно официальной статистике, наиболее высокая динамика бюджетных поступлений регистрируется сейчас за счет роста таможенных платежей. Так, за пять месяцев текущего года Гостаможслужба перечислила в госбюджет 49,2 млрд. грн. Это почти на четверть (на 24%, или на 9,5 млрд. грн.) больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Любопытно, что рост внешнеторгового товарооборота за тот же период составил только 7%, достигнув 62,3 млрд. долл. США. При этом объем вывоза товаров составил 28,2 млрд. долл. (рост на 6%), ввоза — 34,2 млрд. долл. (+8%).
В разрезе видов таможенных платежей наибольший абсолютный прирост пришелся на НДС (+7,4 млрд. грн., или 22%), а относительных показателях — на акцизы (+46%, или 974 млн. грн.).
В товарном разрезе крупнейшие суммы были выплачены в бюджет при таможенном оформлении импорта нефтепродуктов (7,6 млрд. грн.), легковых автомобилей (4,0 млрд. грн.) и каменного угля (2,2 млрд. грн.).
Любопытна и цифра налогов и сборов, насчитанных условно в соответствии с льготами, предоставленными законодательными и другими нормативно-правовыми актами Украины. По подсчетам ГТСУ, за январь—май она составила 17,3 млрд. грн.
Одним из наиболее значимых факторов увеличения платежей, по данным ГТСУ, стала корректировка таможенной стоимости, в результате чего база налогообложения была увеличена на 9,1 млрд. грн., а сумма дополнительных поступлений в бюджет составила 2,28 млрд. грн.
Основные дополнительные поступления были обеспечены за счет корректировки таможенной стоимости сельхозпродукции (30% дополнительных начислений), текстиля и обуви (16,4%), химической продукции (15,7%), машин, оборудования и транспорта (12,5%), топливно-энергетических материалов (7,1%).
Не перегнут ли таможенники палку, в результате чего импорт окажется в глубоком ступоре, спровоцировав многочисленные дефициты на внутреннем рынке? Ведь программа импортозамещения реализуется пока в основном в программных документах и декларациях. Насколько значим запас прочности? Если говорить о легальных и добросовестных предпринимателях, то он, похоже, на исходе — здесь дальнейшее усиление фискального бремени может имеет катастрофические последствия.
Если же судить даже по официальным оценкам масштабов украинской теневой экономики, то скрытый в ней ресурс остается огромным. Согласно последним из публиковавшихся оценок Минэкономики, доля теневого сектора в 2010 году составляла около 38% официального ВВП, увеличившись после наступления кризиса более чем на десять процентных пунктов. Оценки, например, Всемирного банка были еще менее оптимистичными — по подсчетам его экспертов, доля неформальной экономики в Украине составляла на тот момент около 50%. Что произошло с теневым сектором с тех пор — достоверно оценить сложно. В том же Минэкономразвития и торговли (новая вывеска Минэкономики после начала админреформы) соответствующие материалы публиковать почему-то перестали. В ответ на запрос ZN.UA по этому поводу информацию пока не предоставили, хотя и обещали сделать это в ближайшем будущем.
Что же касается внешней торговли, то согласно данным специального правительственного отчета, подготовленного по поручению первого вице-премьера Хорошковского, объемы уклонения от налогообложения посредством операций с офшорными зонами огромны. Так, почти четверть (24%) товарного импорта в прошлом году (свыше 460 млрд. грн. в эквиваленте) была завезена в Украину именно из зон с так называемым льготным режимом налогообложения.
В связи с этим выглядит настоящей профанацией помпезная PR-кампания, развернутая вокруг введения так называемого налога на богатство, особенно с оглядкой на заявленную цену вопроса — 500 млн. грн. Поскольку речь, очевидно, идет об уклонениях на многие миллиарды через всевозможные давальческие и многие другие «оптимизационные» схемы. Не говоря уже о гигантских потерях, которые бюджет несет из-за отсутствия рентных платежей за разработку из отечественных недр многих полезных ископаемых.
Улучшить ситуацию со сбором налогов и пошлин призвано все более активное внедрение налоговиками информационно-программных методов контроля. Не далее как в мае ГНСУ и ГТСУ подписали соглашение об информационном сотрудничестве для усиления борьбы с уклонением от налогообложения предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Большие надежды возлагаются на постимпортный аудит, который с многочисленными скандалами начали активно внедрять нынешней весной. Намерения, как всегда, благие: несмотря на опасения предпринимателей, что фискалы теперь будут их проверять бесконечно, о распространенности этого метода свидетельствует мировая практика. Так, в развитых странах постимпортный аудит обеспечивает более 30% таможенных платежей, при этом непосредственной проверке на таможенных пунктах подвергаются лишь около 5—10% грузов.
Конечно, в отечественных реалиях этот метод рискует превратиться только в инструмент дополнительных поборов или дубину для «выноса» с рынка неугодных конкурентов. Но, кроме этих абсолютно обоснованных сомнений, важно и то, насколько избирательно новые методы будут применяться. То есть сможет ли нынешняя власть заставить платить все положенное бюджету не только рядовых отечественных предпринимателей или иностранцев, но и остававшихся долгие годы неприкасаемыми наиболее влиятельных бизнесменов, финансирующих крупнейшие политические партии? Сообщения о предъявленных налоговиками счетах целому ряду богатейших украинцев (в том числе и провластных) все чаще просачиваются в СМИ и выходят на публику. Вот только насколько перманентным окажется это явление и не продиктовано ли оно только нынешней предвыборной конъюнктурой?
- Информация о материале
Страница 1513 из 2102
