Евро-2012 уже набирало обороты. Но спортивный праздник, который должно было бы служить улучшению репутации Украины, превращается в имиджевую катастрофу. За последние недели в европейских СМИ появилась масса разгромных материалов об Украине. Сюжет о расизме, в котором легендарный защитник сборной Англии Сол Кемпбел предупреждает, что отсюда можно вернуться в гробу, наверное, наилучший пример.
Но украинские вельможи, вместо того, чтобы всеми силами исправлять ситуацию, дают все больше поводов призадуматься об адекватности самой большой страны Европы.
Дело Юлии Тимошенко и "Межигорье" Виктора Януковича дали повод иностранцам думать об Украине, как о заповеднике коррупции и авторитаризма.
Но не только это. Европейские телеканалы начали распространять информацию о возможной коррупции во время подготовки к самому Евро-2012. В частности, Первый телеканал Германии сделал сюжет о связи генподрядчика реконструкции НСК "Олимпийский" "АК Инжиниринг" с вице-премьером Борисом Колесниковым.
Как известно, эта компания, без всякого тендера, решением Нацагентства с Евро-2012, подконтрольного вице-премьеру, освоила больше 2 миллиардов гривен государственных средств, выделенных на реконструкцию главной арены Евро-2012.
"Украинской правде" удалось установить связи "АК Инжиниринг" и фактического собственника этой компании Владимира Артюха с самым Борисом Колесниковым.
Сам Колесников неоднократно и категорически отрицал свои связи с "АК Инжиниринг". Отрицал связи с Колесниковым и Артюх.
"Колесникова и меня связывать, в принципе, не нужно, потому что у нас никаких дружеских отношений нет. Колесников - высокий политический и бизнес деятель. Я - маленький строитель, который больше ничего не умеет", - говорил он.
Однако и это утверждения можно поставить под сомнение. Недавно нам удалось найти давние связи между Артюхом и уважаемыми людьми из Донецка, которые были близки к группе Ахметова-Колесникова.
Речь идет о фирме "Укринтерстрой", соучредителями которой были сам Артюх и покойный вице-президент ахметовского ФК "Шахтер" Жиган Такташев. Последний также фактически был партнером Колесникова по "Фирме "Юг".
Компания "Укринтерстрой" интересна тем, что была одним из соучредителей самой большой транспортно-экспедиторской компании Украины "Лемтранс", которая сейчас контролируется Ахметовым и семьей президента Виктора Януковича.
Но 6 июня произошло событие, которое породило еще больше подозрений относительно судьбы государственных миллиардов, которые шли на реконструкцию "Олимпийского". Ведь человек, который ими распоряжался, официально признал себя виновным в экономическом преступлении.
"Родовид"
Крах банка "Родовид" стал чуть ли не самым громким финансовым скандалом последних лет.
Вместе с тем спасение этого финучреждения в 2009 году стало фактически началом президентской кампании тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко.
Банк, который разрастался в геометрической прогрессии в 2005-2006 годах, не пережил криза конца 2008 и фактически завалился. Обозленные вкладчики едва не штурмовали отделения банка, чтобы забрать свои деньги.
Но Тимошенко начала грандиозную кампанию спасения почти "мертвого" банка. Государство рекапитализировало "Родовид", выкупило 99,97% акций банка.
Однако после того, как Тимошенко проиграла президентские выборы Виктору Януковичу, а власть на всех уровнях взяла Партия регионов, у уже государственного банка "Родовид" снова возникли проблемы.
15 мая 2010 года Службой безопасности Украины был задержан временный администратор банка Сергей Щербина. Ему было выдвинуто обвинение в растрате десятков миллионов гривен, выделенных государством для восстановления финансовой способности "Родовида".
В частности, уголовное дело было построено на событиях вокруг офисного здания по Рыльскому переулку в Киеве, которое принадлежало жене депутата Александра Шепелева, и в котором теперь находится офис почти легендарного регионала Юрия Иванющенко, известного как "Юра Енакиевский".
И именно благодаря истории с этим зданием в информационном пространстве впервые появилось имя Владимира Артюха – генподрядчика реконструкции НСК "Олимпийский".
Задержание на три дня
В 2009 году "Родовид" перечислил фирме Артюха "АК Инжиниринг" 24 миллиона гривен за ремонтные работы в доме по Рыльскому переулку, 4, где должен был разместиться главный офис банка. По мнению следователей, это было фиктивное соглашение, благодаря которому из государственного финучреждения были выведены деньги.
Артюх, вместе со Щербиной, стал обвиняемым в уголовном деле по этому факту. 10 ноября 2010 Печерский суд Киева даже удовлетворил представление СБУ об аресте строителя.
Тогда в распоряжении "Украинской правды" оказалось это судебное постановление, из которого можно было узнать о фабуле дела.
Как утверждало следствие, в начале декабря 2009 года Артюх вступил в предварительный сговор со Щербиной и "другими неустановленными лицами, с целью растраты средств банка".
Согласно выводам правоохранителей, Щербина и Артюх приблизительно в декабре 2009 года совершили служебный подлог: составили, подписали и удостоверили печатями в офисах "Родовид Банка" и "АК Инжиниринг" заведомо поддельные документы.
В этих бумагах утверждалось, что якобы "АК Инжиниринг" по заказу банка выполнило ремонт помещений в доме по Рыльскому переулку. 24 миллиона за ремонт были перечислены банком на счет компании Артюха.
Впрочем, как отмечали следователи, в действительности строительная компания ремонт не выполнила, а Артюх "с целью утаивания и маскировки происхождения средств, полученных преступным путем" составил неправдивые документы о том, что ООО "Альта Строй" из города Донецк выполнило на основании договора подряда ремонт на те же 24 миллиона.
Затем эти деньги уже пошли на счет "Альта Строй". Но, по данным СБУ, и эта фирма ремонта не сделала. В конце концов деньги пошли третьей компании, директор которой вообще был... бомжем.
По информации "Украинской правды", Артюх провел в СИЗО лишь три дня, после чего его выпустили на подписку о невыезде. Которая, кстати, действует и до сих пор.
В интервью "Украинской правде" в ноябре 2011 года Артюх не захотел подробно рассказывать об "Родовиде". Он ограничился лишь такой фразой: "Дело в том, что сейчас, из-за подставы заказчика и по своей глупости, доверию к заказчику, я прохожу в деле".
Гуляла информация о том, что не последнюю роль в истории с домом по Рыльскому переулку сыграл депутат Александр Шепелев, который за последние годы успел побывать и в БЮТ, и в Партии регионов, а сейчас является внефракционным.
Якобы в связи с этим делом СБУ собиралась инициировать лишение Шепелева депутатской неприкосновенности и привлечение его к ответственности. Однако этого так и не произошло.
В сентябре 2011 года следователи завершили свою работу и передали дело против Щербины и Артюха Шевченковскому райсуду Киева. Досталось оно судье Елене Радчиковой.
Артюх сознается
А 6 июня 2012 состоялось почти сенсационное событие. В этот день в суде состоялся допрос Артюха, во время которого он… признал себя виновным. Более того, Артюх фактически дал свидетельство против Александра Шепелева.
Строитель рассказал, что его фирма "АК Инжиниринг" в 2008 году закончила возведение здания на Рыльском переулке, которое заказал "Европейский банк рационального финансирования" Шепелева.
Однако здание тогда так и не сдали в эксплуатацию. К тому времени, как свидетельствовал Артюх, строительство было завершено на 95%. По его словам, в августе-сентябри 2009 года зданием заинтересовался "Родовид".
Банк пожелал кое-что переделать в помещении, и "АК Инжиниринг" выполняла работы, в частности, по монтажу перегородок и светильников. Стоимость этих работ Артюх оценил в 1,5-2 миллиона гривен.
Интересно то, что за эти работы, по словам Артюха, рассчитывался не "Родовид", а Шепелев, передавая деньги наличными.
В сентябре 2009 г., как утверждает Артюх, ему позвонил Шепелев и предложил составить смету ремонта здания, в которое должен был въехать "Родовид", на 12 миллионов гривен. Но этот разговор ничем не завершился.
В начале декабря того же года Шепелев еще раз вышел на связь с Артюхом и снова предложил составить смету ремонта, но уже на 24 миллиона гривен. Строитель утверждает, что работ на такую сумму он не видел, о чем и сказал депутату.
По словам Артюха, Шепелев заверил его, что ремонт предполагается грандиозный, надо принять деньги, но техническое задание на ремонт "Родовид" даст лишь в следующем году. Строитель же ответил, что его фирме сложно принять такие деньги в конце года.
Однако, рассказывает Артюх, Шепелев предложил ему перечислить деньги на счет другой фирмы – "Альта Строй" - которая будет субподрядчиком работ. Дескать, они там "полежат".
Самому же Артюху предложили 3% от суммы оставить на счете "АК Инжиниринг" в качестве "генподрядных". То есть 740 тысяч гривен.
Строитель сознался, что была составлена смета ремонта, в котором значились уже выполненные к тому времени работы. После этого было подписано соглашение между "АК Инжиниринг" и "Родовидом", и 24 миллиона пошли по предложенной Шепелевым схеме.
Вместе с тем Артюх подчеркнул, что с другим обвиняемым – временным администратором банка "Родовид" Сергеем Щербиной – он не обсуждал ремонт, и вообще познакомился с ним лишь на суде.
Артюх утверждает, что не догадывался о каких-то преступных намерениях, когда проводил эти операции. "Когда узнал, что никто не собирается делать ремонт, понял, что деньги с моей помощью были фактически украдены… Депутаты умеют убеждать. Умеют, когда им надо", - сказал он на суде.
По словам строителя, во время следствия Шепелев оказывал на него "психологическое давление", предлагая ни в чем не сознаваться. Вследствие этого строитель даже менял свои показания и писал жалобы на следователя СБУ, которые ему готовили люди депутата.
Интересно, что во время допроса Артюх рассказал о своих отношениях с Шепелевим.
Он говорит, что строил ряд объектов для этого депутата. В частности, дом по улице Панфиловцев в Печерском районе Киева, где фактически живет Шепелев. Причем, как утверждает Артюх, депутат и до сих пор должен ему 1 миллион 770 тысяч гривен за это строительство.
В конце допроса, на прямой вопрос судьи, полностью ли он признает свою вину, которую ему инкриминируют следователи, Артюх ответил: "Да, полностью. Фактически я помог совершить преступление".
Впрочем он добавил, что если бы знал о намерении украсть деньги банка "Родовид", то никогда бы на это не пошел. "Если можно, не сажайте меня в тюрьму. На воле от меня больше пользы", - грустно добавил Артюх.
"Олимпийские" дела
Конечно, само по себе дело об исчезновении 24 государственных миллионов и показания против народного депутата – это интересно. Но эта история не была бы настолько резонансной, если бы не один факт.
Люди Колесникова отдалили фирме Артюха право реконструировать "Олимпийский и распоряжаться государственными миллиардами в июне 2010 года. На это время СБУ уже полным ходом расследовала описанное выше дело банка "Родовид".
И признание Артюха становятся еще более интересными в контексте информации об уголовных делах, которые возбуждались правоохранителями по эпизодам реконструкции главного стадиона Евро-2012.
Как известно, в прошлом году следственные МВД расследовали закупку вакуумной канализации для "Олимпийского", которую организовывало "АК Инжиниринг".
В милиции утверждали, что 119 миллионов за канализацию прогнали через ряд фирм. Якобы последняя компания в этой цепочке часть этих денег израсходовала на закупку канализации на имена физических лиц, а другую часть перевела в денежную наличность.
Возбуждала интересные дела и налоговая милиция. В частности, сборщики налогов расследовали закупку стульев для "Олимпийского", которую также проводила компания Артюха.
Следователи утверждали, что деньги за стулья также перечислялись через несколько фирм. И одна компания из цепочки – ООО "Вайлис" - завысила свой налоговый кредит с НДС и не уплатила в бюджет 3,8 миллиона гривен. Правда, сейчас дело о стульях закрыто.
Однако, очевидно, со стульями также не все так просто. Ведь в Едином государственном реестре судебных решений можно найти ряд постановлений украинских судов, где фирма "Вайлис" фигурирует в качестве фиктивного предприятия, которое использовалось для минимизации налоговых обязательств.
Возникает логический вопрос: если еще недавно генподрядчик "Олимпийского" принимал сомнительные предложения о ремонте для банка "Родовид", то что мешало ему делать то же самое во время реконструкции "Олимпийского"?
P.S. "Украинская правда" обратилась за комментарием относительно показаний Артюха к Александру Шепелеву. Однако депутат настойчиво "уговаривал" редакцию оттянуть публикацию этого материала и интервью бывшего администратора банка "Родовид" Сергея Щербины, которое в скором времени будет опубликовано на "Экономической правде".
В ответ мы предложили Шепелеву дать интервью об описанных выше событиях, поскольку показания Артюха прозвучали на открытом процессе в присутствии журналистов "УП" и журнала "Форбс".
Впрочем, интервью Шепелев пока не дал, а ограничился лишь коротким комментарием, который мы приводим полностью:
"Начнем с того, что показания Артюха мне неизвестны, и комментировать то, что мне неизвестно, я не могу. Действительно, здание в Рыльском переулке принадлежит моей семье, и это здание арендовалось банком "Родовид". Действительно, я знаю Владимира Артюха как хорошего строителя, который для нашей семьи строил и ремонтировал ряд объектов. На этом правда в перечисленных утверждениях заканчивается.
После передачи здания в аренду банка, ни я, ни члены моей семьи никакого отношения к вопросам эксплуатации и ремонта здания не имели, поскольку эти вопросы касаются исключительно арендатора.
Мне неизвестно, как именно планировалось использовать здание и отдельные его части банком, где планировалось размещать конкретное количество сотрудников и документов, где планировалось организовывать открытые зоны, доступные для клиентов банка, а где – закрытые зоны для сотрудников.
Если, исходя со своих планов размещения сотрудников и эксплуатации дома, банк нуждался в ремонтных работах - значит он ими занимался. Как именно проходили настоящие договоренности между банком и строителями мне неизвестно, участия в этом я не принимал.
Кто и какие документы оформлял для проведения ремонта мне также неизвестно. Были ли при проведении ремонта и оформлении документов какие-то нарушения и если так, то какие, мне также неизвестно, поскольку со мной никто такие вопросы не обсуждал и с документами не знакомил.
По поводу комментариев показаний хочу напомнить вам анекдот:
"На прием во врача приходит мужчина и жалуется: "Доктор, вы знаете, мне уже 54 года и я могу с женщиной только один раз за ночь". Врач отвечает: "Так вы бы радовались, что вам 54 и вы можете с женщиной один раз за ночь". Пациент отвечает: "Доктор, вы не понимаете, у меня есть друг, ему 58, а он говорит, что может с женщиной три раза за ночь". Доктор посмотрел пациенту в рот и ответил: "Не вижу ничего, что мешало бы вам говорить тоже именно".
А если серьезно, то причины, по которым меня оговаривают, мне неизвестны, а ответственности за неправдивые показания обвиняемый не несет. Медицинского или психиатрического образования у меня нет, поэтому комментировать воображение отдельных лиц я также не буду.
Что касается уголовных и представления СБУ на снятие неприкосновенности – мне также об этом ничего неизвестно, поскольку меня с такими документами никто не ознакомливал. Допускаю, что кому-то в правоохранительных органах очень сильно хочется приобрести здание в Рыльском переулке по заниженной цене и желательно бесплатно, вот и занимаются фантазиями и сказками".