Задолженность по взятым до кризиса кредитам стала сегодня головной болью тысяч украинских домохозяйств и компаний. А в последние годы многие из них в нашей стране познакомились с такой профессией, как коллектор. «Комментарии» пообщались с Александром Хейнисом, юристом из Винницы, который знает, нужно ли бояться коллекторов, и что делать, когда банк грозиться забрать залоговое имущество.
- В чем заключается ваша деятельность?
- Многие называют меня антиколлектором, но это не совсем так. Скорее, я занимаюсь юридической помощью людям, которые набрали кредиты до кризиса 2008 года, и впоследствии оказались неплатежеспособными. Ведь мы помним, как увеличился, практически в два раза, курс доллара. В результате, у людей заработок уменьшился, а ежемесячные платежи по кредитам увеличились. К примеру, совокупный доход семьи до кризиса был 5 тысяч гривен – 1 тысяча долларов на то время. Супруги решили, что берут кредит с платежами в 500 долларов на покупку квартиры либо автомобиля. Потом курс растет и 5 тысяч гривен превращаются в 600 долларов, а ежемесячные платежи ведь остались прежними – те же 500 долларов. К слову, такая же ситуация, при которой ежемесячный платеж превышает доход заемщика, справедлива и для бизнеса. В такой ситуации люди либо перестают платить, либо оплачивают столько, сколько реально могут себе позволить, что вызывает дополнительные штрафные санкции со стороны банка.
- И как вы помогаете таким заемщикам?
- Я постоянно слежу за аналогичными ситуациями: кто-то пытается расторгнуть договора через суд, оперирует курсовой разницей либо экономическим кризисом, но все это не работает. Законодательство у нас сегодня построено исключительно в пользу банка. Единственно, что мы можем выиграть у банка – это время. В Украине не многие понимают, что проблема с задолженностью перед банком или кредитным союзом – это проблема, в первую очередь, юридическая и только уже потом проблема финансового характера. При грамотной защите своих интересов с помощью опытного юриста, от начала судебного процесса до конфискации залогового имущества Исполнительной службой может пройти несколько лет. А пока человек судится, он, во-первых, продолжает пользоваться своим залоговым имуществом, а во вторых имеет возможность найти средства для оплаты долга. При правильном подходе, дать человеку несколько лет для передышки вполне возможно. Я не говорю человеку, что мы выиграем суд – мы его не выиграем, но выиграем время. И получается, что при одинаковом кредите и равных возможностях, два заемщика в результате окажутся в совершенно разной ситуации – тот, кто не обратится вовремя к грамотному юристу, рискует в итоге оказаться, как говорят, у разбитого корыта. А человек, получивший юридическую помощь, получает шанс на своеобразные «каникулы», за время которых ситуация может кардинально измениться. К тому же, он получает и значительное уменьшение размера своего долга – юрист может договориться о реструктуризации. Кстати, в украинских реалиях чем дольше заемщик не платит, тем больше для него банк открывает программ реструктуризации. Сегодня у многих крупных банков существуют программы «60% на 40%» и даже «50% на 50%» – то есть заемщик, имеющий большую просрочку, может разово заплатить 60% либо 50% общей суммы кредита, а остальное ему спишут. Абсурдная ситуация, но те, кто ничего не платил, остаются в плюсе.
- В своей деятельности вы сталкиваетесь, в том числе, и с коллекторами – какие у них приемы?
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что 90% всех коллекторов – это бывшие сотрудники правоохранительных органов. Это люди, привыкшие общаться на языке силы – отсюда и их приемы. Они выкупают у банков «плохие» кредиты за сумму до 15% от общей задолженности по займам. Далее их цель – просто довести человека до того психологического состояния, когда он на все плюнет и отдаст долг любой ценой. Они звонят в любое время суток, пишут SMS-ки, письма. Да, это мировая практика, и ничего плохого в этом нет, но у нас это делается с перегибами. К примеру, звонят старым родителям заемщика в час ночи и говорят, что уже выехали с целью выселить их из квартиры до утра. Более того, зачатую они присылают в конвертах поддельные повестки в суд – якобы дело уже в суде. Конечно, некоторые пойдут к юристу и проконсультируются, но обыкновенный человек сразу же отдаст все, чтобы от него отстали. Многие в нашей стране не владеют даже азами юридической грамотности. Но надо помнить, что любой коллектор никакого вреда, кроме как неприятной SMS-ки, причинить не может. Забрать квартиру, машину, бизнес по закону имеет право исключительно Государственная исполнительная служба. И только по решению суда. Коллекторы же в суд не подают. Для коллектора себестоимость звонка с угрозой значительно меньше себестоимости содержания огромного штата юристов, которые бы требовали возвращения долга через суды. Я своим клиентам всегда говорю, что если банк передал ваш долг коллекторам, то вам очень повезло.