Главная
Базары не отпускают провинцию
На ближайшие пару лет планы относительно развития «в глубинке» у девелоперов и сетевиков довольно пессимистичны. Из заявленного к строительству всего объема новых торговых центров на регионы придется менее 25% площадей. А большинство сетевых операторов по крайней мере до 2015 года планирует запускать торговые точки только в столице и городах с населением не ниже 700 тыс. человек.
Рисковать собственными деньгами в попытке освоения провинциальных рынков сбыта многие категорически не хотят. Не мотивирует их и то, что «на местах» украинцы продолжают оставаться обществом активных потребителей - в регионах около 80-85% заработка населения уходит в магазины. Для сравнения: в Европе эта доля вдвое ниже (менее 40%). С одной стороны, зарубежных сетевиков смущает успех отечественной базарной торговли, с которой fashion-ретейлеры вынуждены конкурировать в небольших населенных пунктах (с населением от 50 до 500 тыс. человек). С другой, они бы и рады попробовать свои силы в небольших, но финансово благополучных городках, однако должных торговых площадок для этого нет.
Дело в том, что даже существующие региональные ТЦ (не считая центров в городах-миллионниках) со стороны напоминают базары. Неумение подобрать качественный пул арендаторов оборачивается отпугиванием известных брендов, которые не хотят соседствовать с продукцией неизвестного происхождения. А местным компаниям зачастую приходится буквально на пальцах объяснять, как грамотно работать в цивилизованных торговых форматах. «При этом такие ретейлеры регулярно повторяют ошибки друг друга», - отмечает директор Arricano Group Алексей Струлев.
С другой стороны, нестыковка происходит на уровне брендов. По даннымруководителя отдела торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle в УкраинеАнны Чуботиной, в 2012 году на отечественный рынок пришло около тридцати новых брендов, львиная доля которых – сегмента люкс. Естественно, что такие товары не по карману украинской глубинке. В то же время бренды среднего ценового сегмента (доступный «масс-маркет») не торопятся в Украину. «Все упирается в низкую покупательскую способность – между Киевом и провинцией огромная пропасть. И, например, сегмент fast-fashion («быстрая мода», подразумевающая многократную смену коллекций) в городах 100-300 тыс. человек, не идет. Ожидать нормальных выторгов не приходится, поэтому позволить себе экспериментировать с открытием в таких населенных пунктах могут только очень крупные ретейлеры», - рассказывает совладелец компании «Маратекс» Дмирий Ермоленко.
Такая точка зрения основывается на распространенной версии о том, что развиваться fast-fashion мешают контрабандные товары – по оценкам Ассоциации предприятий легкой промышленности, в Украине нелегальный сегмент рынка одежды и обуви примерно впятеро превышает показатели официальной статистики. Руководитель ассоциации «Укркожобувьпром» Александр Бородыня уверен, что серый и черный импорт является основным тормозом для развития современных форматов розничной торговли. «Судите сами: за последний год официальный импорт обуви в Украину сократился вдвое – со 120 млн. до 70 млн. пар, при этом емкость внутреннего рынка не уменьшилась», - поясняет он. Снижение розничных продаж обуви в целом по стране подтверждает и совладелец компании «Монарх Ритейл Украина» Владислав Нечай, который планирует до конца текущего года закрыть свыше двадцати своих обувных магазинов.
Однако на самом деле у украинских регионов не все так плохо, как сетевикам кажется на первый взгляд. К примеру, как утверждает менеджер по развитию Adidas Group Богдан Гречный, порядка 85% прибыли компания зарабатывает за счет региональных магазинов. «Потенциал небольших городов в Украине серьезно недооценен», - отмечает он. Аналогичного мнения, с недавних пор, похоже, придерживаются и в Inditex. В ближайшее время эта компания откроет в Симферополе крупнейший в Украине магазин Zara.
Однако остальные ретейлеры пока опасаются идти по этому пути, а девелоперы пока только раздумывают над целесообразностью новых проектов ТЦ. В тоже время четверка крупнейших рынков страны в Черновцах, Хмельницком, Харькове и Одессе бесперебойно продолжает снабжать ширпотребом жителей близлежащих регионов. Ситуация изменится только тогда, когда в Украине повторится польский сценарий. «В этой стране количество торговых площадей значительно превысило возможности покупателей, в итоге – и ретейлеры, и владельцы ТЦ накапливают убытки», - рассказывает Дмитрий Ермоленко. В Киеве уже начинается то же самое. Каждый новый ТЦ, который открывается в последние годы, не приводит новых покупателей, а «откусывает» 5-7% от потока людей у других работающих объектов. Так что волей-неволей будущее и торговых девелоперов, и ретейлеров – это регионы.
Клуб экспертов
Директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия» Виталий Бойко
Сегодня большинство ретейлеров продолжает «снимать сливки» с продаж товара в Киеве и городах-миллионниках вместо того, чтобы искать свои ниши в других населенных пунктах. Им не хочется отвлекаться на мелочевку и учиться работать по новым схемам: строить взаимоотношения с совершенно другой категорией потребителей. Целый ряд городов (Чернигов, Кировоград, Симферополь, Запорожье, Львов) все еще остаются ненасыщенными качественными торговыми площадями и международными сетевыми арендаторами (ретейлерами). По показателю насыщенности городов торговыми центрами (площадь ТЦ на 1000 жителей) лидируют Черновцы, Днепропетровск и Киев. В то же время в разрезе розничного товарооборота к количеству торговых площадей лучше всего дела обстоят у Николаева и Херсона. Пройдет еще буквально два-три года, и девелоперы будут просто вынуждены открывать торговые точки в регионах, так как столичный рынок к этому времени окажется переполнен.
- Информация о материале
Фискальная девальвация для Украины: будет ли полезен допинг?
Согласно знаменитой открытой энциклопедии "Википедия", допинг — это любое вещество естественного или синтетического происхождения, помогающее в результате приема добиться временного резкого улучшения спортивных результатов. В употреблении допинга есть два существенных момента, делающих его применение не слишком популярным. Во-первых, диапазон ответственности за использование допинга спортсменом лежит между дисциплинарной и уголовной. Во-вторых, применение допинга нетренированным и неподготовленным человеком не принесет никакого ощутимого эффекта, возможно, даже нанесет вред здоровью. Иными словами, для эффективного применения допинга все равно нужно много тренироваться и готовить организм к соревнованиям. Последний момент является ключевым в контексте нашей статьи.
Мы начали с темы допинга ввиду того, что в деловой прессе в последнее время стали появляться публикации о фискальной девальвации как о допинговом инструменте улучшения внешнеторгового баланса страны.
Зародившись в развитых странах, эта концепция сейчас активно "мигрирует" в развивающиеся. Не так давно она начала дискутироваться и в Украине, где сейчас рассматривается как перспективный инновационный инструмент стимулирования экспорта. Но представляется, что в отечественных условиях реализация фискальной девальвации ставит больше вопросов, чем дает ответов. Поэтому стоит внимательнее присмотреться к фискальной девальвации в отечественных условиях.
Наблюдаемый в мире экономический спад и ограниченность монетарной политики как инструмента регулирования экономики обусловили новый виток дискуссии о фискальных инструментах поддержки экспортеров в странах еврозоны. Поскольку такие страны имеют ограниченные возможности монетарного стимулирования (традиционный инструмент — девальвация обменного курса — не может быть использован в связи с невозможностью применения членом валютного союза традиционных инструментов влияния на обменный курс), именно здесь зародилась идея об имитации эффекта обесценивания валюты мерами налоговой политики. Эта идея получила название "фискальная девальвация".
Экономисты разработали на сегодняшний день два основных варианта такой реформы. Первый из них предложил в 1931-м еще Дж.М.Кейнс как одну из рекомендаций правительству Великобритании по стимулированию экспорта. Он предположил, что эффект, подобный девальвации обменного курса, можно сымитировать путем одновременного введения таможенного тарифа на импорт и экспортной субсидии. При разработке такой идеи Кейнс исходил, скорее всего, из экономической мощи Великобритании в тогдашнем мире и недостаточной урегулированности международной торговли. Для Украины, как и для любого другого участника мировой торговли, да еще и члена ВТО, такая реформа принципиально неприемлема. Подобная политика будет расцениваться партнерами как внешнеторговый протекционизм и вместо ожидаемых выгод сразу же отбросит страну на обочину мировой торговли.
Вторая, современная версия фискальной девальвации видит источник стимулирования экспортных секторов в структуре системы налогообложения. В академических кругах активно дискутируется механизм фискальной девальвации, состоящий из двух основных блоков: повышения НДС как основного налога на потребление и сокращения социальных взносов, уплачиваемых работодателями. Очевидно, что такой вариант реформы осуществим в современных условиях, поэтому стоит рассмотреть его более подробно.
Основная идея фискальной девальвации довольно проста, и тезисно ее можно изложить следующим образом. Социальные взносы работодателей являются обременительным налогом, деструктивно влияющим на занятость (что доказано экономическими исследованиями) и через нее — на экономический рост. Сокращение таких взносов в перспективе может стимулировать детенизацию рынка труда и, что самое важное, сократить себестоимость производства в национальной экономике (в т.ч. в экспортных секторах). А это значит, что экспортеры смогут продать свою продукцию за рубежом несколько дешевле (одновременно товары на внутреннем рынке также должны подешеветь).
Налог на добавленную стоимость как основной налог на потребление повышается с тройной целью. Во-первых, для перехода от налогообложения на основе места производства к налогообложению на основе места потребления, что отвечает принципу справедливости налогообложения. Во-вторых, НДС облагается импорт и автоматически делает его дороже, тогда как экспортеры получают бюджетное возмещение НДС. В-третьих, НДС выступает как компенсатор бюджетных поступлений, которые будут потеряны вследствие сокращения социальных взносов работодателей. При этом первоначальными условиями являются: недейственная для стимулирования экспорта денежно-кредитная политика, проявляющаяся в ужесточении (в экономике под ужесточением подразумевается неизменность или очень медленное изменение определенной величины. — Авт.) номинального обменного курса национальной валюты; ужесточение номинальной заработной платы в экономике, проявляющееся в медленной и непропорциональной реакции номинальной заработной платы наемных рабочих на изменение цен потребления. Важно отметить: это предположение свидетельствует о том, что фискальной девальвации присущи эффекты только в краткосрочном периоде. Эта черта фискальной девальвации действительно соответствует эффекту допинга.
Таким образом, фискальная девальвация действует через ценовой механизм, и все возможные выигрыши национальной экономики определяются работой этого механизма.
Однако за стройной теоретической картиной фискальной девальвации для развивающихся стран скрываются критические реалии, которые, в конечном счете, могут свести на нет все положительные эффекты. Прежде всего, необходимо обратить внимание на два фундаментальных предположения рассматриваемой теории: монетарная политика не может быть задействована из-за отсутствия возможностей регулировать валютный курс, это может происходить в условиях валютного союза или фиксированного валютного курса; экспортеры реагируют на фискальную девальвацию путем снижения цен, и именно эти, сниженные, экспортные цены определяют спрос на наши экспортные товары в мире. Предлагаем рассмотреть эти два положения подробнее.
Идея фискальной девальвации возникла в странах, которые входят в валютный союз и не могут свободно использовать номинальный валютный курс для краткосрочного стимулирования экономики. Причины тут лежат в институциональной сфере. Как известно, в Украине монетарная политика тоже может оказывать значительное влияние на экономику, поскольку ориентирована на удержание стабильного номинального валютного курса. На ум сразу приходят две основные причины ведения политики жесткого валютного курса: критический импорт, объем которого очень большой, а цены номинированы в иностранной валюте; растущие внешние долги правительства. Иными словами, причины ужесточения курса лежат в экономической плоскости.
Теперь представим последствия фискальной девальвации: цены экспорта снижаются, что не гарантировано; цены на импорт растут, в том числе и на тот критический импорт, от которого Украина не может отказаться или заменить внутренним производством. Таким образом, мы утверждаем следующее: структурные причины, сдерживающие валютную девальвацию, сдерживают и фискальную девальвацию. Если фискальная девальвация должна копировать влияние монетарной, то это распространяется и на негативные эффекты. Причина, в случае Украины, — большая доля критического импорта.
Теперь о работе ценового механизма. Идея о том, что экспортер, манипулируя ценами, может влиять на спрос на свою продукцию, довольно конраверсионна. Дискуссия тут выходит за пределы фискальной девальвации и переходит к вопросу: "Какие факторы вообще определяют объем экспорта страны?". Полемика по этому вопросу активно ведется с 70-х годов прошлого века и преследует цель определить, способна ли страна с малой открытой экономикой, меняя цены, корректировать объем экспорта, или экспорт определяется уровнем доходов стран-импортеров. Последняя гипотеза получила гораздо больше эмпирических подтверждений, нежели первая. Иными словами, экспортные цены стран типа Украины определяются внешним спросом, а не формированием предложения товаров внутри страны, на что непосредственно и направлена фискальная девальвация.
Дело в том, что в международной торговле Украина выполняет функции "двойного прайс-тейкера" (price-taker). С одной стороны, мы не можем, устанавливая цены, менять объем экспорта, поскольку экспорт и соответствующие цены определяются не нами, а внешним миром (спросом). С другой — по ряду торговых позиций, являющихся очень весомыми, мы не можем влиять на цену импорта, потому что он критичен для нас. Эти особенности украинской экономики приведут к тому, что эффект фискальной девальвации будет
намного слабее, чем ожидается.
Есть еще один аспект функционирования ценового механизма в Украине: концепция фискальной девальвации содержит ряд довольно сомнительных предположений относительно поведения экспортеров страны, в которой осуществляется такая налоговая реформа. Теория использует образ некоего "идеального и сознательного" экспортера, действующего вполне рационально в пределах экономических моделей поведения и, кроме собственных, в интересах всей экономики (общества).
Однако практика функционирования экономики полностью опровергает предположение рационального экономического агента. Нет никаких гарантий, что национальные экспортеры будут действовать рационально и попытаются снизить цены в связи со снижением себестоимости. Если спрос на экспорт устойчив при существующем уровне мировых цен, то у экспортеров будут слабые стимулы к снижению цены. В таком случае сокращение социальных взносов работодателей может быть трансформировано в прибыли компаний. Украинские экспортные секторы, в которых действует ограниченный круг компаний, с высокой вероятностью приближенных к административному ресурсу, по внешним признакам можно определить как олигопольные. При этом в состав фирм-экспортеров, как правило, входят зарубежные филиалы, поэтому теоретически такие фирмы могут создавать искусственный спрос на свою продукцию, таким образом экспортируя прибыль за границу, а все операционные убытки оставляя в Украине. В условиях отсутствия законодательства по трансфертному ценообразованию это сделать не так сложно. Поэтому представляется несколько странной попытка стимулировать таких экспортеров путем фискальной девальвации — полученные ценовые преимущества с легкостью могут быть трансформированы в прибыли и выведены за границу.
Представим теперь ситуацию, когда украинский экспортер оказался перед выбором по поводу снижения цен. Есть ли для него реальные стимулы снизить цену, если он понимает, что сегодня может получить сверхприбыль посредством снижения себестоимости продукции, а его будущее не является определенным и прозрачным. Учитывая реалии украинской экономики и общества, предприниматели не строят долгосрочных планов деятельности предприятия. Это значительно ослабляет стимулы к снижению экспортных цен и заставляет предпринимателей ориентироваться на получение быстрой ренты.
Существуют другие особенности украинской экономики, вызывающие много вопросов по поводу идеи фискальной девальвации в Украине.
Конечный эффект фискальной девальвации для национальной экономики в значительной мере зависит от качественной структуры экспорта. Стимулировать необходимо высокотехнологичные экспортные секторы национальной экономики, тем самым повышая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке. Между тем украинский экспорт трудно назвать высокотехнологичным — подавляющую его часть составляют сырье и продукты низких уровней технологической обработки. Если в результате девальвации зарубежный спрос на украинский сырьевой экспорт вырастет, то это приведет к интенсификации эксплуатации природных ресурсов и еще больше снизит стимулы к инновационной активности (особенно в этих высокорентабельных секторах, которые и так демонстрируют тенденцию к монополизации).
Повышение НДС является серьезной угрозой для экономики с несовершенной институциональной средой. НДС — это налог, имеющий "светлую" и "темную" стороны. Его безусловным преимуществом является устранение эффекта двойного налогообложения. Но, с другой стороны, бюджетные возмещения, возникающие в процессе администрирования этого налога, представляют значительный интерес для организации различных теневых схем. Необходимой мерой в рамках фискальной девальвации является повышение ставки НДС, которая безусловно будет стимулировать деятельность, направленную на уклонение от налогообложения и получение бюджетных возмещений. В Украине процесс администрирования НДС особенно сложен, поэтому реализация фискальной девальвации может иметь эффект, прямо противоположный ожидаемому, а именно — рост теневого сектора экономики и увеличение проблем с бюджетным возмещением.
Фискальная девальвация в определенных условиях может повышать социальное напряжение в обществе. Налоговая реформа, предложенная современной версией фискальной девальвации, снижает стоимость нетрудовых доходов (пенсий, стипендий, процентов на банковские вклады, дивидендов). Что это означает на практике? Пенсионеры или студенты, получающие от государства фиксированную сумму социальных выплат, потеряют часть реальной стоимости своих доходов после фискальной девальвации. Поскольку такие доходы не связаны с работой по найму, повышение НДС просто "съест" их часть. Украина, возрастная структура населения которой демонстрирует тенденцию к старению, таким образом, тоже находится в зоне риска. Фактически наблюдается эффект, аналогичный тому, который вызывает девальвация обменного курса национальной валюты, а именно — подорожание конечного потребления из-за повышения потребительских цен.
Теоретически фискальная девальвация в конечном итоге должна стимулировать краткосрочное повышение занятости в национальной экономике. Однако, опять же, такое предположение подразумевает относительную прозрачность и рациональность функционирования рынка труда. В Украине существует значительный теневой сегмент рынка труда, размер которого сложно определить. Совершенно непонятно, как именно данный сегмент отреагирует на сокращение социальных взносов работодателей: в наиболее радужной перспективе возможна частичная детенизация рынка труда. Таким образом, эффекты фискальной девальвации на рынке труда являются сомнительными.
Успешная фискальная девальвация приводит к деформации структуры рыночных активов. Условно национальную экономику можно представить как совокупность секторов, товары которых могут быть реализованы за границу (tradables), и секторов, товары которых не могут быть реализованы за границу (nontradables). Примером последних являются медицина, строительство, финансовые услуги. Успешная фискальная девальвация, создавая преференции для секторов, которые могут экспортировать свою продукцию, приводит к перетеканию капитала и рабочей силы в поисках более высокого вознаграждения именно в те секторы, которые могут работать на экспорт. Естественно, такие экономические перекосы отнюдь не способствуют гармоничному экономическому развитию страны.
Особенно важно, питая светлую надежду стимулировать экспорт фискальными методами, понимать, что эффект фискальной девальвации — краткосрочный. Фискальные действия правительства будут оказывать давление на монетарные власти, ведь если фискальная девальвация сработает, то через непродолжительный промежуток времени реальный обменный курс валюты начнет испытывать сильное влияние или со стороны спроса на национальную валюту, или со стороны внутренних цен. Относительно быстро номинальные зарплаты и номинальный обменный курс автоматически подкорректируют себя до уровня, который сведет на нет все полученные экспортерами преимущества. А высокий НДС для конечных (и не самых богатых потребителей) останется. Иначе центробанк будет вынужден, прилагая немалые усилия, удерживать номинальный валютный курс, что приведет к макроэкономической дестабилизации. Поэтому действия фискальной власти по внедрению фискальной девальвации должны четко координироваться с политикой центрального банка.
Применяя допинг в спорте или в экономике, мы должны понимать, что нам придется нести ответственность в определенной ее форме. К этому нужно быть готовыми и объективно оценивать ожидаемые выгоды и возможные потери. Тут возможны варианты получения чистого выигрыша. Однако одно точно известно: перед применением допинга нужно долго и системно работать над выносливостью мышц, техникой исполнения, инфраструктурой экономики, прозрачностью системы налогообложения, снижением административных барьеров и коррупции чиновников и т.д. Применение простых в использовании, быстродействующих, временных средств вряд ли приведет к качественно положительным результатам.
- Информация о материале
Некопеечное дело: как обойти новый запрет на расчеты наличными
Для крупных покупок украинцам осталось меньше трех месяцев. Уже в сентябре машину, квартиру или дачу за «нал» вам никто не продаст. Все расчеты свыше 150 тыс. грн придется в обязательном порядке проводить через банковский счет. Причем нет никакой гарантии, что после этого к участникам сделки не явится налоговая служба с хрестоматийным вопросом: где деньги, Зин?
Попробуйте доказать недоверчивому инспектору, что 250 тыс. грн, за которые вы неделю назад купили «убитую» гостинку на Троещине, были честно отложены с вашей официальной зарплаты. А ведь она составляет – ни много, ни мало – почти 2 тыс. грн в месяц без учета налогов. Или же объясните, почему ваша дача сменила хозяина, а вы в налоговой декларации не указали дополнительный доход в размере 160 тыс. грн. А ведь доказательства имеются: банковские платежи хранятся в электронной базе не год и не два.
Первая установка
На прошлой неделе руководство Национального банка наконец-то определилось с лимитом для расчета наличными. После длительных совещаний планку установили на уровне 150 тыс. грн, сообщила на брифинге заместитель главы НБУ Вера Рычаковская. Напомним, право ограничивать наличные платежи Нацбанк получил еще в прошлом году, однако до последнего времени введение такого ограничения оставалось под вопросом. Эксперты (и сами представители НБУ) сомневались не столько в том, введут или нет «наличный рубеж», сколько в том, какими размерами ограничится максимальная сумма расчета налом. Звучали версии о двухстах, ста, пятидесяти и даже десяти тысячах гривен в день. Тем не менее, банковский регулятор решил пока что не нагнетать обстановку.
«Ограничение в 150 тыс. грн большинство рядовых украинцев практически не заметят, – комментирует решение НБУ председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. – При этом объемы денег, которые легально обращаются в экономике, все равно возрастут. По мнению Нацбанка, это позволит влить в банковскую систему дополнительно порядка 15 млрд. грн до конца этого года. Соответственно, финансовый рынок получит дополнительную ликвидность». Для простого народа слово «ликвидность» подразумевает множество плюсов, начиная от высоких процентов по вкладам и заканчивая доступным кредитованием.
«Уже осенью, как только ограничение НБУ вступит в силу, можно ожидать снижения наличных денег в обращении на 10-20%, – прогнозирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Прежде всего, это приведет к росту остатков на корреспондентских счетах банков, а как результат, на 2-3% снизятся ставки по кредитам. В будущем это шаг позволит снизить долларизацию экономики Украины, ведь людям придется для совершения покупки переводить свои сбережения в нацвалюту. В целом же лимит на расчеты налом было вводить уже давно. Если бы это было сделано еще в 2003 году, финансовый кризис-2008 не был бы для страны таким разрушительным».
Карманные цели
Пока для Национального банка на первом месте стоит не столько вопрос долларизации (хотя регулятор и не перестает искать способ прибрать к рукам валютные заначки украинцев), сколько борьба с теневой экономикой и привлечение денег в банковскую систему. По словам Рычаковской, сегодня объем денег вне банков составляет порядка 214 млрд. грн. Это в десять раз больше, чем сумма наличности, которой располагают банкиры. «Выведение хотя бы 5-10% из этой суммы в безналичные платежи – хороший источник для кредитования экономики и ускорения развития потребительского рынка. Есть результаты исследований, которые свидетельствуют, что уменьшение наличных расчетов даже на 1% дает 10% роста ВВП», – подчеркивает замглавы НБУ.
При этом многие аналитики сомневаются, что Нацбанк удовлетворится таким скромным результатом. «В течение года или максимум двух дет планка для расчетов наличными будет снижена до 50 тыс. грн», – полагает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. По мнению эксперта, нынешнее ограничение можно считать компромиссом или, скорее, «пробным шаром» для испытания реакции народа. А вот в будущем, когда люди свыкнутся с самой мыслью об ограничении, лимит нужно будет обязательно понижать. «Требования FATF, международной организации по борьбе с отмыванием денег, куда ниже планки, установленной НБУ», – дополняет исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.
Устенко напоминает, что в странах Евросоюза лимит по расчетам наличными составляет от 1 до 3 тыс. евро (в переводе на национальную валюту 10,5-31,5 тыс. грн). Поэтому для нашей страны в перспективе евроинтенграции будет логичнее стремиться именно к этой планке. С другой стороны, такое серьезное ограничение должно сопровождаться дополнительными действиями со стороны государства. В первую очередь, нужно ужесточить контроль нелегального трудоустройства и выплаты зарплат «в конвертах». Во-вторых, стоит подумать о мерах по повышению этих самых зарплат, ведь ни для кого не секрет, что наши граждане ищут «левые» источники дохода и прячут их от бдительного ока государства вовсе не от избытка фантазии.
Наличный вопрос
Этой осенью от запрета расчетов наличными пострадают не бедные, а как раз зажиточные украинцы – те, кто с помощью нелегальных схем зарабатывает на квартиры, Лексусы и норковые шубы для жены и любовницы. Остальным можно спокойно откладывать деньги под матрац, ведь большинство крупных покупок рядовых украинцев укладываются в сумму 80 тыс. грн. В случае, если лимит для расчетов «живыми» деньгами будет снижен стремительно и быстро, богатые покупатели и продавцы дорогого имущества ужен придумали несколько довольно простых способов обойти ограничение. Квартиры и автомобили будут продавать либо по заниженной стоимости, либо в короткую рассрочку на три-четыре дня.
«Например, при покупке недвижимости на вторичном рынке официально цена квартиры, дачи или дома будет меньше 150 тыс. грн. Остальную сумму участники сделки оговорят между собой в приватном режиме, о ней никто не узнает», – поясняет президент Союза специалистов по недвижимости Украины Александр Рубанов. На первичном рынке жилья даже не придется что-то придумывать. «Застройщики и так часто предлагают покупателю оформить беспроцентную рассрочку, при этом за ним остается право погасить задолженность в любые удобные сроки. Таким образом, люди просто будут заключать договор рассрочки, выплачивая сумму не сразу, а в течение нескольких дней», – говорит менеджер по продажам одной из новостроек столицы.
Варианты подобной рассрочки сейчас рассматривают в брендовых автомобильных салонах, а также в магазинах и бутиках, которые торгуют товарами из сегмента luxury. «Как правило, мы не используем в своей работе этот способ продаж, – утверждает сотрудник крупного автосалона Луганска. – Только если рассрочку по партнерской программе дает производитель. Но сегодня наши маркетологи и юристы уже занимаются разработкой пакета документов для короткой беспроцентной рассрочки от салона. Продукт должен быть запущен к новогодним праздникам». В общем, чем туже в нашей стране закручиваются гайки, тем больше появляется способов их ослабить. Главное, чтобы людям не пришлось применять эти способы при покупке новой микроволновки.
- Информация о материале
Угнать Lexus за 3 минуты
С этим человеком мы сошлись случайно. Почему он согласился рассказать о тонкостях своей, так сказать, профессии, я не знаю. Может, это была воровская бравада, может, что-то еще. Но детали, о которых рассказывал Андрей (так он себя назвал), показались мне по-журналистки интересны.
Андрей промышляет угоном автомобилей, и считает себя «специалистом высокого» класса. «Если есть заказ, угоняем любую машину»,- говорит он.
Команда Андрея состоит из трех человек, включая его самого. Из опыта угонного дела трое – оптимальная численность с точки зрения «цены/качества». Группа занимается исключительно угонами без разбоя, краж ключей и тем более убийств. Их задача – увести машину и доставить ее до места, где ее заберут «барыги» или представители заказчика. Продажа или разбор машины – также не их тема. Взял предоплату, угнал, получил расчет - все.
Конъюнктура «спроса» на ворованные машины формируется не угонщиками, а заказчиками. Цели угона могут быть разные, но основных сценариев три. Первый: угон ради продажи. В этом случае на машину делаются поддельные документы исключительного уровня качества, и авто продается «барыгами». Ни обыватель, ни даже инспектор на сверке номеров не отличит хорошие подделки от настоящих, и это касается даже номера кузова.
«Только эксперт в лаборатории с помощью травления и всякой химии может понять, был ли номер перебит, - объясняют в полиции - То есть нужно очень веское подозрение, а просто так - нет, не отличить».
Вторая ситуация – угон ради разбора автомобиля, например, для восстановления такого же, пострадавшего в серьезном ДТП. В этом случае заказать угон может хозяин разбитой машины, отбив гонорар угонщиков за счет продажи оставшихся запчастей.
Третий вариант – мошеннические угоны для получения страховой выплаты. Иногда хозяин такой машины получает «премию» от угонщиков в размере, скажем, 10% стоимости машины, плюс страховую выплату. Угонщики получают дело «без палева».
Соответственно, рейтинг угоняемости отчасти повторяет рейтинг популярности, но с перекосом в сторону более дорогих машин. Особым спросом пользуются японские автомобили: у них сочетание популярности, высокой цены и неустойчивости к угону наиболее удачное. Группа Андрея специализируется на авто, вроде Toyota Land Cruiser 200.
Нередко к услугам угонщиков прибегает криминалитет в «личных целях», а у них свои вкусы. Отсюда популярность у угонщиков Toyota Camry, Land Cruiser, Mazda-6, BMW X5 и т.п.
Стоит оговориться, что есть и второй тип угонщиков, которых Андрей называет презрительно «марамойками» - пацаны, купившие через интернет простейший код-граббер и упражняющиеся на старых «Ладах». Здесь принцип такой: берут, что попроще. Иногда, чтобы покататься, иногда, чтобы заработать на дозу. Среди «настоящих» угонщиков наркоманов, по признанию полицейских, нет – сплошь и рядом люди с образованием.
Гонорар угонщиков практически фиксирован и внутри криминального мира хорошо известен. Так, за угон «Крузака» стоимостью 4 млн рублей возьмут порядка 700 тысяч рублей, которые поделят затем на троих участников (скорее всего, в неравной пропорции). Поэтому угонщики предпочитают не раздувать численность бригад. Скажете много? Но и «начальные инвестиции» у угонщиков высоки: так, один девайс, называемый «удочка», который используется для угона машин с бесключевым доступом, обошелся группе Андрея в полтора миллиона рублей, а вообще, чтобы угнать хорошо защищенный объект, нужны десятки всяких приспособлений, как механических, так и электронных.
Заказчик указывает параметры машины достаточно точно. Однако угонами конкретных машин группа Андрея не занимается: может быть подстава. Они присматривают нужный вариант в удачном месте города и никогда не угоняют спонтанно. «Все тщательно планируется, - говорит Андрей. – Я могу увидеть у супермаркета нужный авто, я возьму его, а что дальше с ним делать? Нужно планировать угон вплоть до передачи заказчику».
Я спрашиваю, сколько времени занимает угон. Андрей отвечает: три минуты. Я не верю – за три минуты еще можно открыть машину с помощью код-граббера, но если у нее механический блокиратор коробки…
«Три минуты – это все вместе, - говорит Андрей. – Любые блокираторы высверливаются или срываются, секретки находятся довольно быстро. Бывают внештатные ситуации, но в среднем так. Это если работает профессионал».
Естественно, угон предваряет тщательное изучение потенциальной жертвы: тип сигнализации, наличие замков и секреток – все это известно заранее. Получается, за машиной нужно следить, но значит, и владелец может почувствовать неладное…
«Вряд ли, - отвечает Андрей. – Ну если человек очень нервный, подозрительный, у него может сработать чуйка, но следить можно из запаркованной рядом машины с оборудованием. Мы считываем все коды, заранее готовимся, поэтому сам угон занимает минимум времени. Забираем обычно от дома ночью. Со стоянками связываемся при крайней необходимости».
То, что современный угонщик больше похож на инженера, объясняется просто: ему и нужно быть немного инженером. Основным инструментом работы является код-граббер – устройство для считывания кодов сигнализации или дистанционных замков. Плюс - всевозможные сверла, отмычки, гидравлический инструмент...
«Мы называем их «игрушки», - говорит Андрей.
В некоторых случаях доходит до того, что для обхода иммобилайзера используется альтернативная топливная система: условно говоря, угонщики приносят с собой топливный насос, трубопроводы, управляющий компьютер и другие элементы системы питания. Даже в этом случае счет якобы идет на минуты.
Но есть машины более удобные, есть менее удобные. При прочих равных, естественно, сложнее угнать машину с охраняемой стоянки, механическими блокираторами и особенно — с грамотно установленными противоугонными комплексами. Все это не панацея, и если именно эта машина есть в заказе, то ее заберут все равно. Но если по соседству будет аналогичный более простой вариант, отдадут предпочтение ему.
Андрей говорит, что весьма эффективным средством является оставленный в салоне сотовый телефон – якобы его группа даже угорела как-то с одной «Тойотой», владелец которой подключил к бортовой системе старенькую «Нокиа», но, главное, хорошенько ее спрятал.
А как же глушилки, спрашиваю? Широкополосные генераторы шума используются при каждом угоне для подавления радиосигналов, но, по словам Андрея, они тоже работают нестабильно, и рано или поздно есть риск, что сотовый телефон прозвонится. Главное спрятать его с фантазией, ведь традиционные места, типа под ковриком и под панелью, угонщикам хорошо известны. Опять же, сотовый телефон можно запеленговать, и более надежным средством являются радиомаячки, которые «оживают» лишь с определенной периодичностью.
Также не пользуются спросом машины с аэрографией: угонщики-то заберут ее без проблем, просто заказчики не любят такие авто.
Что происходит с машиной после угона? Если заказчики из другого города, на автомобиль устанавливаются «доски» - фальшивые номера – и он сразу покидает город. «Доски» повторяют существующий госномер аналогичного автомобиля. В дополнение к ним идет комплект заранее изготовленных документов. Расходы тут небольшие: номера с голограммами – порядка 10 тысяч, техпаспорт – 10-30 тысяч в зависимости от качества. Причем в данном случае не нужны подделки очень высокого качества, ведь проверять их в крайнем случае будут ППС-ники. Я удивляюсь: а как же номер кузова? «За мою практику ни разу не проверяли номер кузова, - отвечает Андрей. – Тем более, если угнали Lexus, за руль садится солидный человек, так что подозрений минимум».
План «Перехват»? В ответ – усмешка. «Ну, сам подумай: я в три часа ночи забрал машину, в 8 утра владелец поднял панику, в 9 утра объявлен план «Перехват». Где я буду?»
Впереди угнанной машины обязательно идет автомобиль сопровождения, который по рации или сотовым телефонам предупреждает о патрулях. «Рации прослушиваются, но есть закодированные, - говорит Андрей. – Иногда я покупаю 14 сотовых телефон с 14 симками, зарегистрированными на бомжей. После все сжигается».
Если заказчик из того же города, машина отправляется в отстойник и затем в удобное время передается заказчику. «Мы никогда не палим расположение отстойников перед барыгами. Барыги – они такие. Сегодня с нами, завтра с ними…»
Во многом на выбор угонщиков влияет наличие оборудования для данного класса машин. Так, в некоторых регионах не угоняют немецкие автомобили премиум-сегмента. Андрей прогнозирует, что волна угонов начнется через год-полтора, когда получит распространение нужное оборудование. Значит, насчет совсем уж любой машины было некоторое преувеличение: любую, но при наличии оборудования, а значит, после появления устойчивого спроса на нее.
«Конечно, при прочих равных мы заберем автомобиль с наименьшими рисками. Угон сложной машины требует вложений, поэтому «менее рентабельный». Обычно всегда находится автомобиль нужной марки, хозяин которого понадеялся на удачу».
Угонщики предпочитают богатых и самонадеянных.
- Информация о материале
Государственные учреждения — самые главные пираты в Украине
Вопрос нелегального контента, по словам экспертов, решается просто, но украинское правительство не торопится с ним разбираться. К тому же лидерами по использованию нелицензионного ПО в Украине являются государственные органы.
Проблема с пиратством является технической проблемой, а не политической. Об этом заявил генеральный директор компании "Майкрософт Украина" Дмитрий Шимкив на круглом столе "Украина — интеллектуальный пират №1, причины и последствия".
По словам гендиректора "Microsoft Украина", проблема заключается в первую очередь в государстве, которое не хочет платить за используемое программное обеспечение (ПО) и регулировать этот вопрос.
"Вопрос ведь не в том, что нет денег. На компьютеры и камеры наблюдения к выборам был выделен 1 млрд грн. Деньги есть, а решения системной проблемы с пиратством нет <...> никто ничего не делает", — заявил Шимкив.
Известно также, что украинское правительство планирует перейти на бесплатное открытое программное обеспечение (Opensource) к 2015 году, но при этом на сам переход в бюджете предусмотрены 47 млн грн для установки софта не менее чем на 150 тыс. компьютеров.
"У нас дешевле, и мы готовы участвовать в конкуренции, но не воруйте и сядьте пожалуйста за стол переговоров и измените ряд законов", — подчеркнул Шимкив.
По его словам, Украина — единственная страна, где нет соглашения по пользованию ПО госорганами и оплаты за него. "Мы стараемся вести диалог с 1999 года, но безуспешно. Каждое ведомство говорит, что денег на ПО нет. Мы написали 4 тыс. писем во все органы власти. Сначала нам говорят, что все легально, затем признаются, что нелегальное ПО все-таки есть, а потом предлагают договориться. Более 70% ПО является нелицензированым", — жалуется Шимкив.
Лидерами по использованию нелицензионного ПО в Украине являются крупнейшие государственные органы — МВД, налоговая, Вооруженные силы Украины.
Больше всего легального ПО — в Национальном банке Украины.
Компания Microsoft оценивает свои убытки от более чем 500 тыс. пиратских копий в 200 млн долларов.
- Информация о материале
МВД превратилась в главного наркодилера, - Москаль
Такое мнение высказал нардеп от «Батькивщины» Геннадий Москаль в своем блоге, комментируя задержание ряда сотрудников милиции, причастных к наркопреступлениям.
«Ниже привожу некоторые факты, зафиксированные с начала мая по 10 июня текущего года в оперативных сводках МВД», - отметил Москаль.
Так, в мае прокуратура Харькова открыла уголовное производство по ч.2 ст.365 УК Украины (превышение власти или служебных полномочий) в отношении оперуполномоченных отдела БНОН Харьковского горуправления внутренних дел, капитанов милиции (2 человека) и старших лейтенантов милиции (2 человека).
«Они обвиняются в том, что 30 апреля в помещении упомянутого горуправления, применяя меры психологического воздействия, заставили жителя села Затишье Харьковского района без постоянного места работы признаться в незаконном хранении наркотических средств. Кроме этого, с целью завладения его автомобилем «Ниссан», заставили данного гражданина подписать расписку о получении им денег в сумме 6,5 тыс. долларов от жителя города Харькова и передаче последнему упомянутого автомобиля. Работники милиции задержаны», - отмечает Москаль.
Кроме того, прокуратура Херсонской области открыла уголовное производство по ч.2 ст.307 и ч.3 ст.364 УК Украины (незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и злоупотребление властью или служебным положением) в отношении участкового инспектора Суворовского райотдела горуправления МВД, лейтенанта милиции.
«Он обвиняется в том, что на территории города Херсона занимался сбытом наркотических средств. Работник милиции задержан», - пишет Москаль.
В июне прокуратура Киева открыла уголовное производство по ч.2 ст.307 УК Украины (незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) в отношении младших помощников начальника войскового наряда 2 - го и 3-го взводов 8-й роты II батальона воинской части № 2260 по обеспечению охраны дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств Северного территориального командования ГУВВ МВД Украины, младших сержантов (2 человека).
«Они обвиняются в том, что занимались сбытом наркотических средств. У военнослужащих изъято 50 г амфетамина. Оба задержаны», - отмечает нардеп.
В Луганской области управление СБУ открыло уголовное производство по ч.2 ст.307 УК относительно участкового инспектора милиции Октябрьского райотдела Луганского горуправления МВД, капитана милиции.
«Он обвиняется в том, что на территории Луганска занимался сбытом наркотических средств. У капитана милиции изъято 6 г марихуаны, он задержан», - отмечает политик.
«Указанные факты вовсе не свидетельствуют о надлежащем уровне борьбы с наркопреступлениями. Напротив, МВД всевозможными путями пытается обелить себя, увольняя задним числом и по собственному желанию милиционеров, которые при погонах торговали наркотиками. Уголовные производства открываются только против того, кто не входил в схему, либо не делился доходами. Правоохранители же, входящие в коррупционные схемы, почти не задерживаются, не документируются и ни в коем случае не привлекаются к уголовной ответственности», - заявляет Москаль.
«Одна из самых больших проблем, которая сегодня существует в системе МВД, - тот факт, что в учебных заведениях и многих подразделениях МВД немало лиц, которые сами употребляют наркотики. Когда таких выявляют, то тихонько отчисляют с учебы или работы «по собственному желанию». В дальнейшем именно из этих освобожденных, которые вступают в сговор с действующими милиционерами, и создаются преступные группировки, занимающиеся оборотом наркотических веществ под «крышей» МВД», - подытожил нардеп.
- Информация о материале
Страница 1268 из 2102
