«Наибольшее преступление - это безнаказанность», - утверждал Джордж Бернард Шоу. Понять логику англичанина нетрудно, ведь именно отсутствие ответственности обычно «вдохновляет» на новые преступления. Ведь за них ничего не будет.
Особенно «везет» с этим украинским милиционерам, ведь преступники в погонах редко несут наказание, соответствующее тяжести совершенных правонарушений. Хотя довести дело против милиционера до суда - уже невероятный успех. Об этом свидетельствует статистика: из 114 474 жалоб на действия милиции, поступивших в органы прокуратуры в 2012 году, расследование происходило лишь по 1750, из них только 320 (или 0,2%) закончились возбуждением уголовных дел.
Анализ не проводился
Вопрос Тиждень.ua о количестве сотрудников МВД, привлеченных к уголовной ответственности в течение 2012-2013 годов, прокуратуры большинстве регионов Украины решили проигнорировать. Впрочем, у некоторых время на подсчеты все же нашлось.
Как сообщили Тиждень.uа в прокуратуре Харьковской области, в течение 2012 года органами прокуратуры области и города в суд было направлено 18 уголовных дел о преступлениях, совершенных в органах МВД. Эти уголовные дела касались 30 человек. В январе-марте текущего года прокуратура Харьковской области уже направила в суд 10 уголовных производств по 10 сотрудникам органов внутренних дел.
В чем провинились правоохранители, харьковчане решили не рассказывать, потому что "информация, хранящаяся на носителях информационной базы данных Единого реестра досудебных расследований" является служебной и пока предоставлена быть не может.
В прокуратуре Черниговской области выдвинутые против правоохранителей обвинения также тактично замолчали - но уже потому, что «...квалификация преступлений не предусмотрена, анализ не проводился». Но сообщили: в течение 2012 года к уголовной ответственности в области было привлечено 5 сотрудников органов внутренних дел. В первом квартале текущего года - 4 работника.
Злоупотребление и превышения
Более открытой оказалась столичная прокуратура. Как сообщила Тиждень.uа старший прокурор области по вопросам обеспечения доступа к публичной информации госпожа Ильинская, в 2012 году в производстве следователей прокуратуры Киевской области находилось 4 уголовных дела по обвинению пяти сотрудников органов МВД Украины.
Двоих из них привлекли к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 286 УК Украины - нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта. Двое милиционеров совершили преступления, предусмотренные ст. 365 (превышение власти или служебных полномочий). Один милиционер в 2012 году решился на злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК Украины).
С начала 2013 года прокуратура Киевской области направила в суд 6 обвинительных актов по 6 работникам органов. Двоих из них обвинили в получении взятки (ст. 368), двоих - в служебной халатности (ст. 367). Пятый, как и кто-то из его коллег в прошлом году, нарушил правила безопасности дорожного движения, а шестой - "злоупотреблял".
Противоречивые показания
За простыми словами о "превышение полномочий" могут стоять самые громкие дела, которые дошли до суда только благодаря вниманию СМИ и иногда даже имитации личного контроля со стороны властей. Да, именно за превышение полномочий судили Сергея Приходько - участкового, которого считали причастным к смерти студента Игоря Индило. Игорь Индило умер в мае 2010 года от перелома черепа и внутреннего кровотечения после того, как его задержали и допросили сотрудники милиции. Деснянский суд оказался гуманным - 5 января 2012 года 5 лет условно. Инкриминировали милиционеру фактически безосновательное задержание Игоря Индило.
Второго причастного к делу милиционера - Сергея Коваленко, на глазах у которого умирал 19-летний студент - суд амнистировал еще в декабре 2011 года. Милосердие судьи проявили потому, что Коваленко имеет маленького ребенка.
Сейчас по этому делу проводится дополнительное расследование - его затребовавал Киевский апелляционный суд. Впрочем, оно - одно из десятков.
Осенью 2012 года мужчины, которые представились милиционерами, прямо на улице схватили и затолкали в машину Александра Попова. "Они надели на него наручники, завязали пластиковый пакет на голове и увезли в лес. Через мужчины пропускали электрический ток в течение нескольких часов, меняя напряжение и чередуя стопы и мизинцы рук, - рассказывает Богдан Овчарук, представитель правозащитной организации Amnesty International. - Как сообщается, его допрашивали относительно расследования убийства. Между пятым и шестым часами вечера Александр Попов был доставлен в Мариупольскую милицию, где его присутствие в отделении не было зарегистрировано, что является нарушением Уголовно-процессуального кодекса. Примерно в шесть вечера он был переведен в Ильичевское районное отделение, где его присутствие было правильно зафиксировано, а его самого формально допросили перед выпуском ".
На следующий день Александр Попов и его брат подали в Мариупольскую прокуратуру на пытки, совершенные милиционерами. 21 ноября было начато расследование по статье "превышение должностных полномочий, сопровождающееся насилием". 13 марта 2013 года прокуратура закрыла дело - потому, что показания сотрудников милиции противоречили свидетельству пострадавшего.
Условная помощь
Немного другой конец имеет история Михаила Беликова - шахтера на пенсии, который во время Евро-2012 рискнул выпить бутылку пива в одном из донецких парков. Милиционеры избили мужчину прямо на улице. Затем - доставили в отделение. Там шахтера держали трое милиционеров, а четвертый - сотрудник милиции при исполнении служебных обязанностей - совершил насильственные действия сексуального характера неестественным способом.
"Их начальник посоветовал пострадавшему забыть о случившемся и потребовал от него 1500 гривен за освобождение, - рассказывают в Amnesty International. - Михаил Беликов согласился, и его освободили, не выдвинув обвинений".
Вечером самочувствие мужчины ухудшилось. Его доставили в больницу, где врачи обнаружили тяжелые повреждения внутренних органов. В марте 2013 года сотрудника милиции, который изнасиловал донетчанина, приговорили к 10 годам лишения свободы за пытки в соответствии со статьей 127 УК Украины.
Впрочем, еще двум милиционерам - непосредственным помощникам осужденного - были вынесены приговоры в соответствии со статьей 365 УК. Условные.