На ближайшие пару лет планы относительно развития «в глубинке» у девелоперов и сетевиков довольно пессимистичны. Из заявленного к строительству всего объема новых торговых центров на регионы придется менее 25% площадей. А большинство сетевых операторов по крайней мере до 2015 года планирует запускать торговые точки только в столице и городах с населением не ниже 700 тыс. человек.

Рисковать собственными деньгами в попытке освоения провинциальных рынков сбыта многие категорически не хотят. Не мотивирует их и то, что «на местах» украинцы продолжают оставаться обществом активных потребителей - в регионах около 80-85% заработка населения уходит в магазины. Для сравнения: в Европе эта доля вдвое ниже (менее 40%). С одной стороны, зарубежных сетевиков смущает успех отечественной базарной торговли, с которой fashion-ретейлеры вынуждены конкурировать в небольших населенных пунктах (с населением от 50 до 500 тыс. человек). С другой, они бы и рады попробовать свои силы в небольших, но финансово благополучных городках, однако должных торговых площадок для этого нет.

Дело в том, что даже существующие региональные ТЦ (не считая центров в городах-миллионниках) со стороны напоминают базары. Неумение подобрать качественный пул арендаторов оборачивается отпугиванием известных брендов, которые не хотят соседствовать с продукцией неизвестного происхождения. А местным компаниям зачастую приходится буквально на пальцах объяснять, как грамотно работать в цивилизованных торговых форматах. «При этом такие ретейлеры регулярно повторяют ошибки друг друга», - отмечает директор Arricano Group Алексей Струлев.

С другой стороны, нестыковка происходит на уровне брендов. По даннымруководителя отдела торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle в УкраинеАнны Чуботиной, в 2012 году на отечественный рынок пришло около тридцати новых брендов, львиная доля которых – сегмента люкс. Естественно, что такие товары не по карману украинской глубинке. В то же время бренды среднего ценового сегмента (доступный «масс-маркет») не торопятся в Украину. «Все упирается в низкую покупательскую способность – между Киевом и провинцией огромная пропасть. И, например, сегмент fast-fashion («быстрая мода», подразумевающая многократную смену коллекций) в городах 100-300 тыс. человек, не идет. Ожидать нормальных выторгов не приходится, поэтому позволить себе экспериментировать с открытием в таких населенных пунктах могут только очень крупные ретейлеры», - рассказывает совладелец компании «Маратекс» Дмирий Ермоленко.

Такая точка зрения основывается на распространенной версии о том, что развиваться fast-fashion мешают контрабандные товары – по оценкам Ассоциации предприятий легкой промышленности, в Украине нелегальный сегмент рынка одежды и обуви примерно впятеро превышает показатели официальной статистики. Руководитель ассоциации «Укркожобувьпром» Александр Бородыня уверен, что серый и черный импорт является основным тормозом для развития современных форматов розничной торговли. «Судите сами: за последний год официальный импорт обуви в Украину сократился вдвое – со 120 млн. до 70 млн. пар, при этом емкость внутреннего рынка не уменьшилась», - поясняет он. Снижение розничных продаж обуви в целом по стране подтверждает и совладелец компании «Монарх Ритейл Украина» Владислав Нечай, который планирует до конца текущего года закрыть свыше двадцати своих обувных магазинов.

Однако на самом деле у украинских регионов не все так плохо, как сетевикам кажется на первый взгляд. К примеру, как утверждает менеджер по развитию Adidas Group Богдан Гречный, порядка 85% прибыли компания зарабатывает за счет региональных магазинов. «Потенциал небольших городов в Украине серьезно недооценен», - отмечает он. Аналогичного мнения, с недавних пор, похоже, придерживаются и в Inditex. В ближайшее время эта компания откроет в Симферополе крупнейший в Украине магазин Zara.

Однако остальные ретейлеры пока опасаются идти по этому пути, а девелоперы пока только раздумывают над целесообразностью новых проектов ТЦ. В тоже время четверка крупнейших рынков страны в Черновцах, Хмельницком, Харькове и Одессе бесперебойно продолжает снабжать ширпотребом жителей близлежащих регионов. Ситуация изменится только тогда, когда в Украине повторится польский сценарий. «В этой стране количество торговых площадей значительно превысило возможности покупателей, в итоге – и ретейлеры, и владельцы ТЦ накапливают убытки», - рассказывает Дмитрий Ермоленко. В Киеве уже начинается то же самое. Каждый новый ТЦ, который открывается в последние годы, не приводит новых покупателей, а «откусывает» 5-7% от потока людей у других работающих объектов. Так что волей-неволей будущее и торговых девелоперов, и ретейлеров – это регионы.

Клуб экспертов

Директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия» Виталий Бойко

Сегодня большинство ретейлеров продолжает «снимать сливки» с продаж товара в Киеве и городах-миллионниках вместо того, чтобы искать свои ниши в других населенных пунктах. Им не хочется отвлекаться на мелочевку и учиться работать по новым схемам: строить взаимоотношения с совершенно другой категорией потребителей. Целый ряд городов (Чернигов, Кировоград, Симферополь, Запорожье, Львов) все еще остаются ненасыщенными качественными торговыми площадями и международными сетевыми арендаторами (ретейлерами). По показателю насыщенности городов торговыми центрами (площадь ТЦ на 1000 жителей) лидируют Черновцы, Днепропетровск и Киев. В то же время в разрезе розничного товарооборота к количеству торговых площадей лучше всего дела обстоят у Николаева и Херсона. Пройдет еще буквально два-три года, и девелоперы будут просто вынуждены открывать торговые точки в регионах, так как столичный рынок к этому времени окажется переполнен.