Главная
Свой путь. Как избавиться от выбоин на автодорогах
Последняя жалоба, которую бизнесмен из Краматорска Александр Вегерчук отправил в ГАИ, содержала почти 400 фотографий дорожных выбоин. «Документ еле влез в самый большой почтовый конверт: начальник городского ГАИ был в шоке», — улыбается 32-летний активист. Госавтоинспекция отвечает за безопасность движения, а потому обязана передавать подобные жалобы дорожным службам. В марте по запросу Александра отремонтировали всего девять участков. В остальных случаях отказали, сославшись на отсутствие денег, или ответили, что объекты находятся на балансе других учреждений. Вегерчук не сдаётся и обжалует такие отписки в прокуратуре. «Других действенных методов заставить их работать я пока не придумал», — говорит он.
Тем не менее есть как минимум четыре способа, позволяющих противостоять дорожному беспределу.
Способ 1. Все вместе
По данным Укравтодора, с начала этого года «ямочный ремонт» был проведён на 36,6 тыс. км путей. Общая стоимость работ составила 715 млн грн. Ремонт ямы размером 1 кв. м в среднем обходился в 263 грн. Сегодня изрытыми остаётся ещё 25,5 тыс. км дорог. А после майских гроз и перепадов температуры количество ям увеличилось ещё больше. Для их ликвидации понадобится 568 млн грн., поясняет Сергей Стельнякович, руководитель компании «Украинские автомобильные дороги» (подрядчика Укравтодора), которая и занимается мелким ремонтом.
За ходом ремонта следят 6000 человек — участники группы в Facebook «Я ненавижу Укравтодор». В феврале активисты провели акцию протеста возле дорожной компании. Как утверждает организатор онлайн-сообщества Андрей Черников, он и его единомышленники не остались незамеченными. «После нашей акции только на ремонт столичных путепроводов из бюджета выделили 50 миллионов гривен, а руководителя Киевавтодора уволили», — рассказывает он.
Черников отмечает, что простыми разговорами в соцсети дело уже не ограничивается: участники группы всё чаще пишут юридически грамотные жалобы в ГАИ, жалуются в прокуратуру. «Нужно, чтобы власть почувствовала себя под присмотром», — говорит Андрей.
Способ 2. Яма онлайн
31-летний киевлянин Вадим Стадник ищет дорожные ямы во время пеших прогулок с маленьким сыном. «Когда вижу разбитый участок пути, по привычке фотографирую его», — объясняет Стадник. Затем с помощью GPS и специального мобильного приложения интернет-сайта «УкрЯма» он закрепляет за снимком адрес и отправляет жалобу в ГАИ.
Вадим Стадник мониторит состояние дорог только в окрестностях собственного дома, но география «УкрЯмы» распространяется на всю Украину: энтузиастов, подобных Вадиму, на сайте зарегистрировано несколько тысяч. В сумме их «коллекция» насчитывает около 3000 дорожных дефектов, более 300 из которых уже устранили. Пользователю достаточно внести в специальную форму своё имя и месторасположение ямы — остальное сайт сгенерирует самостоятельно. «Мы предоставляем людям подготовленный текст заявления, — объясняет создатель «УкрЯмы» Павел Белоусов. — Им не нужно вникать в юридические тонкости».
Кроме того, обозначить яму на карте может один пользователь, а распечатать по ней заявление и отправить жалобу — другой. «Это повышает эффективность, поскольку в ГАИ нет электронной формы подачи жалоб, а не у всех участников сайта есть время и желание заниматься бумажной волокитой», — отмечает Белоусов. Зато в итоге всё выглядит так, будто тысячи украинцев не поленились самостоятельно разобраться в бюрократических нюансах ради ремонта дорог. По мнению Белоусова, это должно дисциплинировать чиновников.
Получив жалобу, сотрудники ГАИ составляют акт на дорожное повреждение и дают соответствующим службам предписание устранить его. Если сотрудники Укравтодора не сделают это в течение 3–7 дней, ведомство оштрафуют на 600 грн. «Бывает, что гаишники работают на опережение — мониторят наш сайт, находят жалобы по своим участкам и заставляют дорожные службы провести там ремонт», — рассказывает Белоусов.
Вадим Стадник за последние пару месяцев направил через «УкрЯму» восемь жалоб. Шесть выбоин залатали, один отказ Стаднику удалось обжаловать в прокуратуре. «Это придало мне азарта, и в будущем я хочу подготовить жалобы по всем ямам в своём дворе», — делится он планами.
Способ 3. Без посредников
В Укравтодоре работает горячая телефонная линия. «Пользователи могут к нам обратиться и письменно — с помощью формы, размещённой на нашем сайте», — говорит главный специалист по связям с общественностью Ольга Лукьян.
Принимают жалобы и городские администрации. В киевский контактный центр «1551» за последний год поступило более 12 тыс. обращений на плохие дороги, 30% из которых были решены. «Если вы пишите непосредственно в дорожную службу, о вашей проблеме знают только они. Если вы обращаетесь к нам, решение вашей проблемы контролируют сразу несколько органов», — объясняет эффективность работы центра его директор Егор Стефанович. По его словам, средний срок реагирования на обращение — две недели.
Чтобы проверить работу чиновников, журналист Фокуса 30 апреля пожаловался в «1551» на огромную дыру в платформе киевской городской электрички «Зенит». «В проведении ремонта может быть отказано из-за отсутствия денег или угрозы срыва утверждённого графика работ», — оправдывается Стефанович. В случае с ямой на платформе Фокус столкнулся с классическим бюрократическим «футболом». Сначала специалисты контактного центра переслали жалобу в «Киевпастранс». Там ответили, что этот участок находится на балансе Юго-Западной железной дороги. И только в июне на платформе начались ремонтные работы.
Способ 4. Сделай сам
Действенный способ — залатать яму своими силами. Для этого можно купить холодный асфальт по 2360 грн. за тонну и арендовать виброкаток за 2600 грн. за смену. Но проще обратиться в специализированную фирму. Например, в компании «Укртрансбуд», куда журналист Фокуса позвонил как потенциальный клиент, за асфальтирование десяти «квадратов» в спальном районе столицы попросили 3500 грн. «Чем больше площадь, тем ниже цена», — уточняет директор компании Георгий Агитян.
По его словам, к ним нередко обращаются жители многоэтажных домов. «Если это многоквартирное объединение, мы заключаем договор с ним, если же дом в подчинении ЖЭКа, документ подписывает один из жителей», — рассказывает Агитян. Если скидываться, расходы будут совсем не астрономическими — 50–100 грн. с квартиры. Директор «Укртрансбуда» заверяет, что проблем с ЖЭКом обычно не возникает: «Скорее всего, инициативе жителей там только радуются».
Но бывают и уникальные случаи. В прошлом году 57-летнего Александра Лобача из Днепропетровска оштрафовали на 1700 грн. за самовольный ремонт люка. В Укравтодоре поясняют, что украинцы могут самостоятельно устранять дорожные дефекты только на тех участках дороги, которые им принадлежат. А в Киевавтодоре от финансовой помощи не отказываются. Гендиректор компании Пётр Береговой признаёт, что если на полноценный ремонт денег не хватает, привлечение средств частных инвесторов вполне возможно.
Полезные контакты
Горячая линия Укравтодора: (044) 267-11-40
Контактный центр Киевской горадминистрации: 1551, (044) 205-73-37
Составление жалобы в ГАИ на дорожные дефекты
Группа «Я ненавижу Укравтодор»
- Информация о материале
Главный юрист «Свободы»: Лавринович метит одним местом на два стула
«Комментарии» пообщались с народным депутатом от «Свободы» Олегом Махницким о ситуации с избранием членов ВСЮ и грядущих изменениях в ЦИК.
В течение этой недели парламент так и не смог решить два кадровых вопроса: избрать новых членов Высшего совета юстиции и назначить членом Центризбиркома Александра Копыленко. Оппозиция заблокировала трибуну, а у «регионалов» не оказалось нужного количества голосов для голосований. В связи с этим глава фракции ПР Александр Ефремов уже заявил, что депутаты из его политсилы будут собирать подписи для проведения внеочередной сессии. Очевидно, если удастся провести внеочередное заседание, можно ожидать, что вопросы с ВСЮ и ЦИК вновь всплывут в повестке дня.
- Олег Игоревич, от оппозиции выдвинуты две кандидатуры на пост члена Высшего совета юстиции – Сергея Власенко и Ваша. Зачем оппозиции две кандидатуры?
- Одно другому не мешает. Случаются разные голосования, когда кандидаты выдвигаются и от «Свободы», и от «Батькивщины». Кто наберет большее количество голосов, тот и будет избран на тот или иной пост. Если Власенко - то он будет избран. К Власенко, который давно в парламенте, значительное количество депутатов находится в оппозиции. В моем случае такого нет, поскольку я впервые в Верховной Раде.
- Но не стоит забывать об Александре Лавриновиче, которого многие называют фаворитом…
- Что касается Лавриновича, то тут ситуация получается очень интересная. Он действующий член Высшего совета юстиции. И голосование за его кандидатуру является незаконным, поскольку он как министр юстиции и так входит в состав ВСЮ. И если за него еще раз голосовать, то выходит, что он будет сидеть на двух креслах. А это нарушение не только закона, но и здравого смысла.
Мы можем, конечно, догадываться, какая игра ведется вокруг Лавриновича. Очевидно, у него есть определенные проблемы на посту министра юстиции. Но нужно действовать согласно закону. Если его выдвигают на пост члена ВСЮ, то перед этим он должен быть уволен. Кроме того, профильный комитет по вопросам верховенства права и правосудия во время рассмотрения его кандидатуры не получил документы, касающиеся выдвижения Лавриновича от депутатской фракции. Согласно же закону, кандидатура должна подаваться от депутатской фракции. Таким образом, нет всего пакета документов, и непонятно от какой фракции он выдвигается.
- Как Вы считаете, когда будет решен вопрос с кадровыми вопросами в ВСЮ?
- На данный момент прогнозировать, когда это случится, достаточно сложно. Я бы не сказал, что по отношению к Лавриновичу есть однозначная позиция в Парии регионов. В целом, считаю, что власть должна была бы поступить честно и демократично. Из двадцати членов ВСЮ только трое идут по квоте Верховной Рады. Двое из них – судьи. И только один может быть депутатом. Все остальные члены представляют структуры, подконтрольные Президенту. И если бы хотя бы один член ВСЮ был от оппозиции, это было бы справедливо.
- Скажем, не очень-то и демократично…
- Было бы неплохо, чтобы власть пошла хотя бы на это. А так видится желание полностью узурпировать этот орган. Один член из двадцати человек не будет играть никакой погоды во ВСЮ, но самые элементарные возможности контроля оппозиция могла бы иметь. И я думаю, если бы власть у нас была нормальной, она бы пошла на такой шаг.
- Вы как представитель «Свободы» в ЦИК можете оценить ситуацию с увольнением главы этого органа Владимира Шаповала? Насколько известно, оппозиция свой подготовила проект закона о ЦИК. Чем он отличается от ныне действующего?
- Проект закона уже готов. Он разрабатывался мной совместно с Русланом Князевичем. Мы его оформили под авторством трех лидеров оппозиционных фракций. Он уже был подписан Олегом Тягнибоком и Арсением Яценюком, подписи Виталия Кличко под документом еще не было.
Проект предусматривает деятельность ЦИК по европейским стандартам. Он касается, в первую очередь, количества, состава членов ЦИК, а также срока их полномочий. Нынешний закон был принят еще 15 лет назад и был полностью скопирован с аналогичного закона Российской Федерации. Но Украина и Россия – разные государства как по форме, так и по территории. Украина является унитарным государством и гораздо меньшей по территории. На фоне Европы 15 членов нашего ЦИК – это нонсенс. Если говорить о США, то там Центизбирком состоит из 3 человек. Более близкая к нам по размерам и форме Польша имеет 6 членов в комиссии, аналогичное количество и в других странах ЕС.
Мы также предлагаем, чтобы в ЦИК было 6 членов. Делается это для того, чтобы искоренить практику заказных политических решений со стороны ЦИК. У нас большинство комиссии принимает решения для нынешней власти. И мы имели примеры неадекватных решений, как это случилось с действиями ЦИК по пяти проблемным округам.
Чтобы этого не допустить, следует сделать так, чтобы у какой-либо политической силы – у власти или оппозиции – не было большинства. Должен быть паритет: три кандидата от оппозиции, три от власти. В такой ситуации ЦИК не сможет принять решение «под заказ», придется достигать консенсуса.
- Но как это будет выглядеть на практике? Ведь состав парламента может поменяться.
- Мы не отталкиваемся от нынешнего состава парламента. Если будет большее количество фракций, то кандидат может быть выдвинут от двух или трех фракций. Если говорить о руководящих органах, то и здесь найден выход, который позволит избежать постоянных торгов за должности главы, заместителей и секретаря ЦИК. Срок полномочий ЦИК, согласно нашему законопроекту, будет составлять 6 лет. И каждый член комиссии в течение одного года будет выполнять функции главы, заместителя и секретаря комиссии. Если бы этот документ был принят, это решило огромное количество проблем в избирательном процессе страны.
- Имеет ли данный документ перспективы? Общались ли Вы по этому поводу с представителями власти?
- Нас поставили перед фактом. Сейчас властью проводятся действия, направленные на узурпацию Центризбиркома. Еще в прошлом году после того, как кончились полномочия члена ЦИК Писаренко, который был избран по квоте БЮТ, власть проигнорировала механизмы квотного принципа и протолкнула в комиссию представителя Блока Литвина. Сейчас он фактически работает на Партию регионов.
Проблему с окончанием каденции главы ЦИК Шаповала можно было решить, продлив ему полномочия на один год. Вместо этого голову снимают, а вместо него Президент предлагает избрать лицо, которое идет ни от «Свободы», ни от «УДАРа» - фракций, которые не имеют своих членов в ЦИК. Даже не было никаких консультаций. Я лично отношусь к Копыленко как специалисту нормально. Но есть принцип квоты в ЦИК.Поэтому если не будет принят наш закон, мы будет требовать соблюсти принцип квотности в ЦИК.
- Информация о материале
Низкий старт госгарантий
Правительство приступает к реализации амбициозного плана по выведению экономики из комы с помощью механизма госгарантий по кредитам. Не постигнет ли его та же участь, что и, к примеру, широко разрекламированный проект "доступного жилья"? И есть ли возможность проконтролировать коррупционные риски, которые, как показывает предыдущий опыт предоставления госгарантий, являются очень и очень серьезными?
11 июня Кабмин обнародовал постановление №404 о критериях и порядке отбора проектов для предоставления госгарантии. Параметры оценки потенциальных претендентов на господдержку в документе выписаны довольно обтекаемо — "содействие развитию национальной экономики", "соответствие приоритетам Госпрограммы активизации экономики на 2013–2014 гг.", "создание, прирост, обновление основных средств государственной и коммунальной собственности", "повышение уровня энергосбережения и защита окружающей среды", "создание новых рабочих мест".
Как указано в постановлении, при предоставлении госгарантий для привлечения кредитов (кстати, максимальный срок — десять лет) преимущество будет у самоокупаемых проектов. Хоть они и не обязательно должны быть "классически" прибыльными. Как уточняют в правительстве и НБУ, приемлем вариант сокращения расходов объектов социнфраструктуры и, соответственно, нагрузки на бюджет. Условно говоря, если замена труб в школе и "доисторических" окон в детсаду уменьшит коммунальные платежи учреждений и, следовательно, необходимую бюджетную поддержку, такой проект может подойти.
Подобные проекты правительство готово поддерживать и "живыми" деньгами, которые могут направлять на частичную компенсацию процентов по кредитам; компенсацию процентов в полном объеме; частичную компенсацию процентов и частичное погашение заимствования; компенсацию процентов и погашение заимствования в полном объеме. Правда, на это в бюджете заложены "некосмические" 2,6 млрд грн.
Адресантами-реципиентами госгарантий определены главные распорядители бюджетных средств — министерства, облгосадминистрации, органы местного самоуправления в городах и т.д. Согласно действующему законодательству, всего таких сейчас в государстве 220.
Планируется, что банки будут принимать непосредственное участие в разработке и сопровождении проектов. Им отводится роль не просто "денежного мешка", но и контролера над реализацией инициативы.
Госотбор проектов будет осуществляться в три этапа. На первом их будет рассматривать рабочая группа Минэкономразвития (первичный анализ документации, в т.ч. ТЭО), на втором — Финансово-кредитный совет (рассмотрение по сути), на третьем — Кабмин (принятие решения на основе заключения ФКС).
Очевидно, что при такой конструкции ключевую роль будет играть Финансово-кредитный совет, который возглавил первый вице-премьер Сергей Арбузов, а его заместителем назначен министр финансов Юрий Колобов. Рядовым членом ФКС стал глава Минэкономразвития Игорь Прасолов (он возглавит и рабочую группу подопечного министерства). По согласию в ФКС может войти и глава НБУ Игорь Соркин.
Еще одна позиция (не постоянная, правда, но с правом голоса) отведена вице-премьеру "согласно распределению функциональных полномочий". То есть в работе ФКС смогут участвовать вице-премьеры Александр Вилкул, Юрий Бойко, Константин Грищенко при рассмотрении их профильных вопросов.
Контексты
Почему правительство в принципе решило запустить "госгарантийную" программу, причем именно в таком виде? По словам директора департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галины Пахачук, основная предпосылка появления идеи — ограниченность возможностей бюджета по поддержке экономики капитальными вложениями. А госстимулы для нее на фоне сокращения внешнего спроса на отечественную продукцию более чем актуальны. Хотя Госстат и улучшил оценку динамики ВВП за первый квартал до -1,1 с -1,3%, но радоваться особо нечему — по итогам второго квартала экономика, скорее всего, снова продемонстрирует нисходящую динамику. Едва ли не единственным поводом для оптимизма последнего времени можно считать разве что прогноз Всемирного банка, что в 2013-м экономика Украины выйдет на +1%. Напомним, в МВФ ожидают "ноль".
При этом кредитная активность банков остается далекой от желаемых показателей. За пять месяцев их кредитный портфель увеличился только на 15,6 млрд грн (+1,9%) при том, что объем депозитов вырос на 37 млрд грн (+6,5%). Результаты лучше, чем в прошлом году (-2,65 млрд грн и +9,5 млрд грн соответственно), но в аналогичном периоде 2012-го экономика еще сохраняла положительную динамику, и дискомфорт от кредитной пассивности банковского сектора не был настолько ощутимым.
Механизм предоставления госгарантий должен был бы разогреть кредитный рынок, устранив один из ключевых барьеров — нехватку качественных заемщиков, роль которых, по замыслу правительства, должны исполнить главные распорядители бюджетных средств, выполнение обязательств которых будет гарантировать государство.
"Это новый большой пласт платежеспособных заемщиков, который можно поднять, прокредитовать и получить доход. Возвращение же займов гарантировано правительством. Это хороший шанс для банков качественно и количественно увеличить свои кредитные портфели, а для государства — повысить уровень и качество жизни людей", — комментирует директор департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом валютном рынке НБУ Александр Дубихвост.
Могут ли эти предложения заинтересовать банки? Теоретически да, с точки зрения не только более низкой рискованности вложений, но и перспективы использования более комфортных регламентов по формированию резервов при кредитовании, возможности генерировать дополнительные сопутствующие комиссионные доходы (что, кстати, должно стимулировать банки адекватно контролировать качество реализации проектов) и т.п. Но определяющим будет то, договорятся ли государство и кредиторы о стоимости займов.
С одной стороны, Г.Пахачук указывает на желательность финансировать гарантированные проекты не более чем под 10% годовых с учетом маржи кредиторов (что, кстати, даже меньше нынешних ставок по ОВГЗ). С другой — председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин обращает внимание, что только себестоимость гривневого ресурса в комбанке при оптимальных сценариях может сейчас составлять те же 10% (усредненный показатель с учетом "смешивания" срочных депозитов, текущих остатков на счетах и др.). И даже при условии снижения потребности закладывать в стоимость кредитов риски их невозврата наименьший параметр, на который реально сегодня выйти, это 15% годовых.
В проектах "госгарантийного" постановления Кабмина предполагалось установить лимиты по стоимости заимствований на уровне учетной ставки НБУ +2–3%. Но в итоге от такой конкретики отказались. "Вопрос о ставке будет согласовываться уже при принятии решения Кабмином о предоставлении гарантий по конкретному проекту. То есть если ТЭО проекта позволяет привлечь средства по этой ставке, то будет осуществлено такое привлечение", — констатирует А.Дубихвост.
При довольно активном насыщении ресурсом банковской системы (что, впрочем, не приводит к ощутимому снижению ставок) НБУ не считает оправданным шагом применение механизмов долгосрочного рефинансирования. То есть на Институтской остаются верными позиции (по крайней мере, сейчас), согласно которой инструменты центробанка предназначены прежде всего для поддержки краткосрочной ликвидности.
Б.Тимонькин прогнозирует, что самыми активными участниками программы госгарантий выступят, прежде всего, госбанки. В свою очередь, директор департамента корпоративного бизнеса Ощадбанка Ирина Земцова констатирует, что Ощадбанк готов поддерживать проекты, которые принесут пользу государству и гражданам. При этом обязательным условием должна быть эффективность проектов.
"Любой процесс нужно отработать и посмотреть на риски невозврата. Обращаться в Минфин за компенсацией по гарантии — это нехорошо хотя бы с учетом того, что Ощадбанк является игроком на мировых рынках капитала, и один из озвучиваемых к нам вопросов — насколько у банка с государством прозрачные отношения, как государство и госпредприятия выполняют свои обязательства. Поэтому в этом рынке мы риски смотрим даже больше, чем где-либо", — отмечает И.Земцова.
Потенциальную экономическую эффективность госгарантийного проекта никто пока оценить не берется. Поскольку непонятно, какой в принципе объем госгарантий можно будет и удастся "освоить". "Все будет зависеть от качества подготовленных проектов", — отмечает Г.Пахачук.
В текущей версии бюджета-2013 по госгарантиям предусмотрено 50 млрд грн, из которых 10 млрд — для проектов международных финансовых организаций. То есть главные бюджетные распорядители могут рассчитывать максимум на 40 млрд грн.
Как раньше сообщало ZN.UA, МВФ выступает за сокращение лимита госгарантий до 8 млрд грн. А в случае ухудшения конъюнктуры на международных рынках правительство будет вынуждено внимательнее прислушиваться к рекомендациям фонда. Теоретически Кабмин может надеяться на смягчение требований, учитывая сокращение гарантированного долга с начала года на 10 млрд грн (до 106 млрд грн). Однако и по оптимистическому сценарию для правительства "отвоевание" хотя бы значительной части 40-миллиардной планки, наверное, уже будет считаться достижением.
Кроме того, следует учитывать, что поскольку на раздачу госгарантий осталось полгода, освоить огромные их объемы будет весьма проблематично (если, конечно, качественно подходить к разработке и отбору проектов). Это при условии, что правительство не будет раздавать госгарантии "оптом". Сегодня же якобы идет речь о том, что поддержка должна предоставляться в том числе небольшим городам, в которых нужно, скажем, модернизировать водопроводы и т.п. (т.е. цена вопроса может составлять несколько миллионов гривен).
Главные распорядители бюджетных средств пока не стоят в очереди в Кабмин со своими подготовленными проектами. Существующие же наработки далеко не всегда адекватно подготовлены. А значит, на "раскачку" системы понадобится время. "Одно министерство, например, подало проект на 56 млрд на текущий ремонт... Нам нужно будет изменить философию координаторов проектов. Сегодня никто не хочет начинать с нуля и оценить госвложения", — отмечает Г.Пахачук.
Подтексты
Главным предостережением относительно активного предоставления госгарантий правительством является, конечно же, негативный опыт 90-х годов прошлого века, когда подобные эксперименты фактически потерпели фиаско. "Когда у предлагаемого инструмента нет истории, его можно принять на веру. Но если она есть, то возникает вопрос, оправдал ли он себя. Поэтому я считаю, что прежде чем предлагать именно механизм государственных гарантий, необходимо детально проанализировать все нюансы, чтобы государственная гарантия была действительно эффективной, чтобы все эти проекты не обременили государственный бюджет снова", — констатирует экс-вице-премьер-министр Украины, советник председателя правления "Дочернего банка "Сбербанка России" Василий Роговой.
По мнению эксперта, для предотвращения подобных сценариев Кабмин должен прежде всего четко определиться с приоритетными направлениями при отборе проектов. "Запланированная сумма госгарантий влияет на макроситуацию не только с бюджетом, но и со всей макроэкономической действительностью. И она может или сработать на добро, или усилить макродиспропорции, наблюдаемые в реальном секторе", — констатирует он.
В свою очередь, Г.Пахачук отмечает, что в развитых странах существуют хорошие примеры использования госгарантий. "Это инструмент поддержки прежде всего эффективных проектов. При этом должна быть их публичная презентация. Только после этого сможем говорить, что они получат кредитные линии от банков, а как обеспечение рисков будет предоставлена госгарантия", — подчеркивает представитель Минфина.
Следует отметить, что польза от применения госгарантий в Украине может заключаться в реализации актуальных для государства проектов при одновременном "растягивании" соответствующей финансовой нагрузки на бюджет на срок до десяти лет. А также с учетом объективной потребности реализовывать те проекты, в которые коммерческий сектор без дополнительных стимулов вряд ли пойдет (в той же социальной сфере). Другое дело, что существует дюжина коррупционных рисков, которые необходимо нейтрализовать. Путь к этому должен проходить через реальное соблюдение правительством принципа предоставления поддержки именно эффективным проектам на прозрачных условиях и с адекватной системой контроля.
Крайне важным при предоставлении госгарантий будет обеспечение равного доступа регионов к этому инструменту. Каким же будет поведение власти — это уже вопрос, учитывая приближающиеся президентские выборы, из политтехнологической сферы.
"Никаких политических прожектов мы не планируем поддерживать с помощью этого инструмента. Одна лишь экономика становится краеугольным камнем. Мы надеемся, что банки помогут чиновникам правильно отбирать проекты, необходимые сегодня экономике", — подчеркивает Г.Пахачук.
Насколько эффективным элементом контроля может стать участие коммерческих банков, учитывая, что и оно далеко не всегда способно послужить достаточной антикоррупционной гарантией? "Однозначного ответа на этот вопрос нет и не будет. С одной стороны, понятно, что коррупционные риски, как и в любой деятельности в Украине, существуют — всем хорошо известно, чем в нашей стране оборачивается большинство даже самых благих намерений и начинаний. С другой — времена все же меняются, и сейчас уже вовсе не "бурные 90-е". Решение о предоставление каждой значимой ссуды обязательно выносится на кредитный комитет при обязательном соблюдении сопутствующих формальностей и процедур. К тому же стало понятно, что неприкосновенных в государстве нет, и рано или поздно неприятные разговоры с правоохранителями могут состояться у каждого. Поэтому и сотрудники госбанков, особенно среднего звена, не слишком спешат выполнять сомнительные решения-поручения в чужих интересах. Чтобы не подставляться, они, прикрываясь различными инструкциями и процедурными моментами, часто тормозят подобные инициативы", — отмечает инкогнито один из ведущих отечественных финансистов.
Как ни парадоксально, едва ли не ключевыми в контексте предотвращения различных злоупотреблений при работе с госгарантиями могут стать политические факторы.
Ведь с приближением выборов внимание к этой "чувствительной" сфере со стороны оппозиционных политических сил будет становиться все более пристальным (хотя бы даже из все тех же циничных политтехнологических соображений).
Ну а для намерений представителей власти в этом контексте лакмусовой бумажкой станет готовность обеспечить обещанную публичность и прозрачность в процессе отбора проектов и предоставления госгарантий. Поскольку, как показывает не только украинский опыт, именно открытость информации — ключевое условие эффективности всех остальных антикоррупционных механизмов. Особенно в отечественных реалиях.
- Информация о материале
Сын убитого судьи Трофимова боится расправы
Единственный оставшийся в живых сын (хотя и приемный) судьи Владимира Трофимова написал пост в соцсетях. Спустя полгода после жестокого убийства отца, матери, брата и его жены Валерий Завершинский боится, что преступление могут повесить на него. Приводим дословно текст его письма:
"Я - старший сын судьи Трофимова. Мой отец был принципиальным судьей и был не удобен власти...Нет ни одного конкретного человека, который бы сказал, что Трофимов взяточник. Не верю, что их убили из-за коллекции. Не факт, что коллекция хранилась в квартире. Следствие "ведут" так, чтобы никто, никогда не нашел убийц. Квартиру разграбили милиционеры. Сейчас хотят расправиться со мной. В УБОПе мне прямо сказали, что министр МВД отдал указание меня "закрыть" по любому поводу, "неделя-две и ты в СИЗО по статье с конфискацией". В Следственном управлении в ответ на мои требования о соблюдении прав, прикрываются замом Генерального прокурора. Обзванивают мои контакты и представляют меня единственным подозреваемым, просят знакомых написать на меня заявления, устраивают обыски и прессуют тех, кто отказывается это делать. Последний актуальный опрос - не склонен ли я к суициду? Заявляю на всю страну: Я НЕ УБИВАЛ СВОЮ СЕМЬЮ! Я НЕ СКЛОНЕН К СУИЦИДУ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ! Я ХОЧУ НАЙТИ УБИЙЦ" - написал около полуночи сын убитого судьи.
- Информация о материале
Кто стоит за украинской аграрной мафией?
Во время последнего закрытого заседания правительства Премьер-министр Николай Азаров вынес строгий выговор Министру аграрной политики Николаю Присяжнюку за «провальную посевную». Стремясь выяснить причины такого провала, журналисты издания "Власти.нет" обнаружили, что масштабы и характер происходящего в стенах Министерства аграрной политики явно выходят за пределы формулировки главы правительства.
Пирятинская схема
По странному стечению обстоятельств сразу после назначения Николя Присяжнюка на должность в 2010 году в Пирятине начала осуществляться одна из самых дерзких зерновых коррупционных схем.
На зерновых складах Дочернего Предприятия ГАК «Хлеб Украины» «Пирятинский КХП», где хранилось зерно государственного интервенционного фонда урожая 2007-2010 годов, стали происходить удивительные вещи. В период с июля по август 2010 года Аграрный фонд через ряд подставных компаний ООО «Стальканат-Силур», ООО «Оил Ривер», ООО «Авиейшн Солюшн» (последняя передала зерно обратно Аграрному фонду) на бумаге переоформил пшеницу 3 класса 2007-2008 годов на пшеницу 2 класса 2010 года. При этом были изменены показатели зерновой примеси, содержание клейковины, а также год урожая.
Через месяц операцию снова повторили. На сей раз это же зерно, только уже с новым классом, годом урожая и качеством, было «прокручено» через ООО «Торговая сеть Фаворит», ООО «Станиславская Торговая компания», ООО «Союз маркет лайн», возвратившись к Аграному фонду в новом качестве.
Все эти фирмы принадлежали одному из самых закрытых миллионеров Украины, скандально известному канадскому бизнесмену донецкого происхождения Игорю Филипенко.
Естественно, все движения были оформлены только на бумаге. На самом деле это зерно никуда не отгружалось и попросту сгнило на складе. Государство потеряло 12 750 473 грн. Чтобы замести следы в 2011 году Дочернее Предприятие ГАК «Хлеб Украины» «Пирятинский КХП» начало банкротиться, передав гниющую пшеницу новому хранителю - ПАО «Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины» «Пирятинский КХП».
Именно на это предприятие решил повесить 12 миллионов убытков партнер по бизнесу и кум Николая Присяжнюка - Игорь Якубович, которого назначили на должность генерального директора Аграрного фонда в начале 2012 года. В июле 2012 года Якубович пожаловался на новых хранителей в прокуратуру. Вышеперечисленные факты Якубовича, видимо, не убедили.
Форвардный рай
Назначение Игоря Якубовича на новую должность совпало с еще одним убыточным для государства предприятием.
В мае 2012 года возглавляемый Якубовичем Аграрный фонд заключает форвардный биржевой контракт с ООО «Благовестное», по которому предприятие обязалось поставить фонду более 6 156 тонн пшеницы на сумму свыше 10 млн. гривен.
Договор заключили, 5 миллионов государственных денег в качестве предоплаты перечислили. Однако проверить данные о фирме - забыли. А данные были липовыми, как и сама фирма, которая априори не могла выполнить обязательства перед Аграрным фондом, ибо она в посевной вовсе не участвовала.
В результате сделки, совершенной ведомством Якубовича государству был нанесен ущерб в размере 3 521 862 гривен.
Как и следовало предполагать, в мошенничестве обвинили ООО «Благовестное», а господина Якубовича за успешную реализацию схемы перевели на более ответственную должность.
Также с легкой руки наших героев в 2010 году была получена государственная компенсация в 200 млн грн сельхозпроизводителям, приобретающим отечественную зерноуборочную технику, но на самом деле реализовывались комбайны Белорусского производства, но это уже совершенно другая история….
Китайские деньги
28 декабря 2012 года ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) получило первый транш в размере 1,5 млрд долл. кредита от Экспортно-импортного банка Китая. И сразу же после этого, в январе 2013 года произошла полная смена руководства ГПЗКУ.
Предшественников сменили люди Филипенко-Присяжнюка. Уже знакомый нам Игорь Якубович возглавил Государственную зерновую корпорацию, комментируя назначение И.Якубович сообщил изданию «КоммерсантЪ»: «Это для меня повышение. Я очень ценю оказанное министром высокое доверие». Видимо «успешный» пирятинский опыт и специализация на форвардных схемах стали причиной «повышения» господина Якубовича.
Заместителем председателя правления назначен Роберт Бровди - предшественник Филипенко на посту руководителя опальной компании «Хлеб Инвестбуд», а также экс-лидер Фронта Змін на Закарпатье. Скандальную известность Бровди получил благодаря сомнительным сделкам «Хлеб Инвестбуда», которая всего за два года благодаря господдержке стала самым крупным зернотрейдером в Украине. Не взирая на то, что к сельскому хозяйству никогда не имел отношения, на должность первого замглавы правления бессрочно назначен алкогольный магнат и бизнес-партнер Присяжнюка - Климец П.А. (89 место в списке Forbes самых богатых украинцев), которого СМИ неоднократно связывали с миллиардными махинациями с акцизными марками и схемах отмывания НДС. На ключевые должности в технический блок ГПЗКУ также поставлены люди Филипенко: директором техдепартамента поставили Гапона А.А., и советником руководителя Гоголя П.Н.
Понять эти назначения можно, ведь в ближайшей перспективе на счет ведомства ожидается поступление еще 1,5 млд. у.е. И осваивать их должны проверенные люди, близкие к Министру аграрной политики, разбирающиеся в «форвардных схемах» и отмывании НДС.
Властелины села
Обладая контролем над всеми ключевыми органами, а также имея доступ к огромным китайским активам, команда Якубович-Бровди-Филиппенко под прикрытием министра Присяжнюка имеют все шансы стать властителями украинского села.
Тем более, что предпосылки такого влияния появились уже давно.
Опальная компания «Хлеб Инвестбуд» был создана в 2004 году, как дочернее предприятие государственного «Хлеба Украины». Однако уже в 2010 году, сразу после назначения Николая Присяжнюка, государственная доля предприятия в один миг растворилась, и самый большой зернотрейдер в стране оказался в частных руках. Многочисленные проверки прокуратуры оказались безрезультатными.
С этого времени ХИБ начал наращивать обороты.
В том же 2010 году «Хлеб Инвестбуд» создает несколько ряд предприятий: «ГПЗКУ-МТС» (механико-технологическая станция) и «ГПЗКУ Земельный фонд». Последнее предприятие призвано аккумулировать земельные активы. По информации авторитетного издания Forbes за последние несколько лет «Хлеб Инвестбуд» собрал более 12 000 гектаров земли на правах аренды.
Кроме того, зернотрейдер, с 2012 года возглавляемый Игорем Филлипенко, организовал ООО «ГПЗКУ Украинские органические ресурсы», которая собирается добывать органические удобрения в водоемах озер Волынской области.
Таким образом «Хлеб Инвестбуд» становиться мощнейшей компанией замкнутого цикла, которая продает зерно, выращенное на земле и удобрениях компании.
Чтобы развернуться этому аграрному монстру до недавнего времени не хватало только одного - финансовых активов. Однако китайский кредит должен с лихвой обеспечить «Хлеб Инвестбуд» необходимыми средствами.
Деятельность опальной тройки Якубович-Бровди-Филипенко неоднократно взрывала общество громкими коррупционными скандалами, расшатывая кресло министра Присяжнюка. Однако им удавалось ловко направить ситуацию в выгодное для себя русло, то пустив на дно очередную компанию то перетасовав должностных лиц, но костяк оставался прежним. Как сказал классик: «ничто не вечно» и вскоре эта ситуация может обрести совершенно иной оборот…
- Информация о материале
Омбудсмен по вызову
Скандал вокруг отчета в парламенте Валерии Лутковской приводит к закономерному выводу: института уполномоченного по правам человека в Украине нет!
В наличии имеется нечто типа «омбудсмена по вызову», у которой в мае 2012 года провластное большинство Рады прошлого созыва кое-как где-то в проходе между рядами приняло присягу. В итоге как назначили, так Лутковская и работает… В отставку бы ее! Но кто же тогда будет отстаивать права Семьи?!
События в парламенте лишний раз доказывают правильность выводов Парламентской ассамблеи ОБСЕ и профильного комитета Верховной Рады, которые предупреждали власть перед и после назначения Лутковской о ее профнепригодности.
Депутаты жестко и основательно раскритиковали «правозащитника» с ее бездарной писаниной, озвученной с трибуны «под куполом». Как только не острили народные избранники по поводу рапорта Лутковской: называли его то докладом Министерства юстиции, то отчетом Министерства внутренних дел. И видимо, попали в точку. Учитывая тесные связи омбудсмена с действующим министром юстиции Лавриновичем, вполне допустимо, что доклад готовился именно там.
Парламентарии и правозащитники назвали выступление Лутковской бездушным. В ее словах не было малейших переживаний за судьбу конкретных людей, чьи права нарушила власть, — одни формальные фразы. Что можно говорить, если в докладе отсутствует раздел с анализом обращений граждан. Такого в мире еще не было! И за этот позор всецело отвечают депутаты от Партии регионов и коммунисты, которые в предыдущем созыве пропихнули непропихиваемую Лутковскую на освободившуюся должность омбудсмена. Лутковская — это позор не только для власти, но и всего украинского государства!
Доклад чиновницы содержал уйму правильных общих фраз, но отличался практически полным отсутствием конкретики, как и вся ее деятельность за отчетный период.
Самые вопиющие и резонансные нарушения прав человека не нашли отражения в документе. Ни слова о политически мотивированном избирательном правосудии, ни слова о преследованиях лидеров оппозиции и их соратников, ничего об отсутствии свободы слова, преследованиях и нападениях на журналистов. Ни одного факта защиты жертв пыток или требований привлечь к ответственности тех, кто виновен в 22 смертях в милиции за прошлый год. Таким образом Лутковская фактически выбеливала нынешнюю власть — главного нарушителя прав человека. Она говорит, что стоит вне политики, но при этом ретиво обслуживает власть во главе с президентом Януковичем, перед которым омбудсмен давно стоит в хорошо известной позе.
Избегая конкретных примеров, чиновница заявила, что за прошлый год к ней обратились с жалобами 100 тыс. человек, но в докладе, как обнаружили оппозиционеры, проскакивает другая цифра — 16 тыс. 933 обращения! Налицо явный обман.
Наконец, в докладе ничего не было сказано об издевательствах над Юлией Тимошенко. За это Лутковская получила огромную порцию уничтожающей критики от оппозиции. Депутат от «Батьківщини» Александра Кужель публично вручила омбудсмену обращение руководителей оппозиционных фракций о нарушении прав экс-премьера.
Председатель парламентского комитета по правам человека Валерий Пацкан в своем выступлении вынужден был констатировать, что «этот доклад не может быть барометром ситуации с правами человека».
Выступление Лутковской в Верховной Раде закончилось полным разгромом: проект постановления об утверждении доклада поддержали только 130 нардепов. Парламент оценил деятельность уполномоченного по правам человека на «двойку с минусом»! После ее выступления не проголосовали не только половина депутатов от Партии регионов, которые год назад протянули ее на эту должность, но и сами авторы этого проекта постановления.
Поскольку Лутковская в должности прошла первый отчетный рубеж (год работы), можно сравнить ее «бурную деятельность» с достижениями предшественницы — первого омбудсмена Украины. Работу Нины Карпачевой, избиравшейся на пост уполномоченного по правам человека трижды, эксперты оценивают по-разному. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Карпачева создала институт с нуля, включая нормативно-правовую базу деятельности омбудсмена.
И не просто создала, а добилась впечатляющих успехов, которые вынуждены признавать даже ее заклятые враги. Впрочем, их у Нины Ивановны было немного, поскольку экс-омбудсмен умела находить общий язык со всеми политическими силами, у нее никогда не было и быть не могло таких жалких выступлений в Раде, как у Лутковской. Оканчивая свою каденцию и утрачивая иммунитет, Карпачева не побоялась навлечь на себя гнев власти и передать в Генеральную прокуратуру фотодокументы, подтверждающие факт избиения в колонии Юлии Тимошенко. Это был достойный финал многолетней деятельности уполномоченного по правам человека.
Трудно переоценить достижения экс-омбудсмена в международном аспекте. Карпачева избрана и остается членом правления Европейского института омбудсмена, куда Лутковскую не подпускают на пушечный выстрел. Ряд докладов и экспертных оценок Нины Ивановны до сих пор используются в Организации Объединенных Наций и Европейском суде по правам человека в качестве нормативных документов и хрестоматий для обучения. Наконец, именно стараниями Карпачевой должность омбудсмена Украины получила в Совете ООН по правам человека наивысший статус «А», что позволяет уполномоченному по правам человека выступать наравне с главами государств. А такой статус, поднимающий престиж страны, дается далеко не всем.
Сравнивая эти достижения с деятельностью Лутковской, приходится констатировать, что стараниями нынешнего омбудсмена институт уполномоченного по правам человека в Украине буквально за год не только утратил авторитет. Он попросту ликвидирован.
- Информация о материале
Страница 1266 из 2102
