Скандал вокруг отчета в парламенте Валерии Лутковской приводит к закономерному выводу: института уполномоченного по правам человека в Украине нет!
В наличии имеется нечто типа «омбудсмена по вызову», у которой в мае 2012 года провластное большинство Рады прошлого созыва кое-как где-то в проходе между рядами приняло присягу. В итоге как назначили, так Лутковская и работает… В отставку бы ее! Но кто же тогда будет отстаивать права Семьи?!
События в парламенте лишний раз доказывают правильность выводов Парламентской ассамблеи ОБСЕ и профильного комитета Верховной Рады, которые предупреждали власть перед и после назначения Лутковской о ее профнепригодности.
Депутаты жестко и основательно раскритиковали «правозащитника» с ее бездарной писаниной, озвученной с трибуны «под куполом». Как только не острили народные избранники по поводу рапорта Лутковской: называли его то докладом Министерства юстиции, то отчетом Министерства внутренних дел. И видимо, попали в точку. Учитывая тесные связи омбудсмена с действующим министром юстиции Лавриновичем, вполне допустимо, что доклад готовился именно там.
Парламентарии и правозащитники назвали выступление Лутковской бездушным. В ее словах не было малейших переживаний за судьбу конкретных людей, чьи права нарушила власть, — одни формальные фразы. Что можно говорить, если в докладе отсутствует раздел с анализом обращений граждан. Такого в мире еще не было! И за этот позор всецело отвечают депутаты от Партии регионов и коммунисты, которые в предыдущем созыве пропихнули непропихиваемую Лутковскую на освободившуюся должность омбудсмена. Лутковская — это позор не только для власти, но и всего украинского государства!
Доклад чиновницы содержал уйму правильных общих фраз, но отличался практически полным отсутствием конкретики, как и вся ее деятельность за отчетный период.
Самые вопиющие и резонансные нарушения прав человека не нашли отражения в документе. Ни слова о политически мотивированном избирательном правосудии, ни слова о преследованиях лидеров оппозиции и их соратников, ничего об отсутствии свободы слова, преследованиях и нападениях на журналистов. Ни одного факта защиты жертв пыток или требований привлечь к ответственности тех, кто виновен в 22 смертях в милиции за прошлый год. Таким образом Лутковская фактически выбеливала нынешнюю власть — главного нарушителя прав человека. Она говорит, что стоит вне политики, но при этом ретиво обслуживает власть во главе с президентом Януковичем, перед которым омбудсмен давно стоит в хорошо известной позе.
Избегая конкретных примеров, чиновница заявила, что за прошлый год к ней обратились с жалобами 100 тыс. человек, но в докладе, как обнаружили оппозиционеры, проскакивает другая цифра — 16 тыс. 933 обращения! Налицо явный обман.
Наконец, в докладе ничего не было сказано об издевательствах над Юлией Тимошенко. За это Лутковская получила огромную порцию уничтожающей критики от оппозиции. Депутат от «Батьківщини» Александра Кужель публично вручила омбудсмену обращение руководителей оппозиционных фракций о нарушении прав экс-премьера.
Председатель парламентского комитета по правам человека Валерий Пацкан в своем выступлении вынужден был констатировать, что «этот доклад не может быть барометром ситуации с правами человека».
Выступление Лутковской в Верховной Раде закончилось полным разгромом: проект постановления об утверждении доклада поддержали только 130 нардепов. Парламент оценил деятельность уполномоченного по правам человека на «двойку с минусом»! После ее выступления не проголосовали не только половина депутатов от Партии регионов, которые год назад протянули ее на эту должность, но и сами авторы этого проекта постановления.
Поскольку Лутковская в должности прошла первый отчетный рубеж (год работы), можно сравнить ее «бурную деятельность» с достижениями предшественницы — первого омбудсмена Украины. Работу Нины Карпачевой, избиравшейся на пост уполномоченного по правам человека трижды, эксперты оценивают по-разному. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Карпачева создала институт с нуля, включая нормативно-правовую базу деятельности омбудсмена.
И не просто создала, а добилась впечатляющих успехов, которые вынуждены признавать даже ее заклятые враги. Впрочем, их у Нины Ивановны было немного, поскольку экс-омбудсмен умела находить общий язык со всеми политическими силами, у нее никогда не было и быть не могло таких жалких выступлений в Раде, как у Лутковской. Оканчивая свою каденцию и утрачивая иммунитет, Карпачева не побоялась навлечь на себя гнев власти и передать в Генеральную прокуратуру фотодокументы, подтверждающие факт избиения в колонии Юлии Тимошенко. Это был достойный финал многолетней деятельности уполномоченного по правам человека.
Трудно переоценить достижения экс-омбудсмена в международном аспекте. Карпачева избрана и остается членом правления Европейского института омбудсмена, куда Лутковскую не подпускают на пушечный выстрел. Ряд докладов и экспертных оценок Нины Ивановны до сих пор используются в Организации Объединенных Наций и Европейском суде по правам человека в качестве нормативных документов и хрестоматий для обучения. Наконец, именно стараниями Карпачевой должность омбудсмена Украины получила в Совете ООН по правам человека наивысший статус «А», что позволяет уполномоченному по правам человека выступать наравне с главами государств. А такой статус, поднимающий престиж страны, дается далеко не всем.
Сравнивая эти достижения с деятельностью Лутковской, приходится констатировать, что стараниями нынешнего омбудсмена институт уполномоченного по правам человека в Украине буквально за год не только утратил авторитет. Он попросту ликвидирован.