«Комментарии» пообщались с народным депутатом от «Свободы» Олегом Махницким о ситуации с избранием членов ВСЮ и грядущих изменениях в ЦИК.
В течение этой недели парламент так и не смог решить два кадровых вопроса: избрать новых членов Высшего совета юстиции и назначить членом Центризбиркома Александра Копыленко. Оппозиция заблокировала трибуну, а у «регионалов» не оказалось нужного количества голосов для голосований. В связи с этим глава фракции ПР Александр Ефремов уже заявил, что депутаты из его политсилы будут собирать подписи для проведения внеочередной сессии. Очевидно, если удастся провести внеочередное заседание, можно ожидать, что вопросы с ВСЮ и ЦИК вновь всплывут в повестке дня.
- Олег Игоревич, от оппозиции выдвинуты две кандидатуры на пост члена Высшего совета юстиции – Сергея Власенко и Ваша. Зачем оппозиции две кандидатуры?
- Одно другому не мешает. Случаются разные голосования, когда кандидаты выдвигаются и от «Свободы», и от «Батькивщины». Кто наберет большее количество голосов, тот и будет избран на тот или иной пост. Если Власенко - то он будет избран. К Власенко, который давно в парламенте, значительное количество депутатов находится в оппозиции. В моем случае такого нет, поскольку я впервые в Верховной Раде.
- Но не стоит забывать об Александре Лавриновиче, которого многие называют фаворитом…
- Что касается Лавриновича, то тут ситуация получается очень интересная. Он действующий член Высшего совета юстиции. И голосование за его кандидатуру является незаконным, поскольку он как министр юстиции и так входит в состав ВСЮ. И если за него еще раз голосовать, то выходит, что он будет сидеть на двух креслах. А это нарушение не только закона, но и здравого смысла.
Мы можем, конечно, догадываться, какая игра ведется вокруг Лавриновича. Очевидно, у него есть определенные проблемы на посту министра юстиции. Но нужно действовать согласно закону. Если его выдвигают на пост члена ВСЮ, то перед этим он должен быть уволен. Кроме того, профильный комитет по вопросам верховенства права и правосудия во время рассмотрения его кандидатуры не получил документы, касающиеся выдвижения Лавриновича от депутатской фракции. Согласно же закону, кандидатура должна подаваться от депутатской фракции. Таким образом, нет всего пакета документов, и непонятно от какой фракции он выдвигается.
- Как Вы считаете, когда будет решен вопрос с кадровыми вопросами в ВСЮ?
- На данный момент прогнозировать, когда это случится, достаточно сложно. Я бы не сказал, что по отношению к Лавриновичу есть однозначная позиция в Парии регионов. В целом, считаю, что власть должна была бы поступить честно и демократично. Из двадцати членов ВСЮ только трое идут по квоте Верховной Рады. Двое из них – судьи. И только один может быть депутатом. Все остальные члены представляют структуры, подконтрольные Президенту. И если бы хотя бы один член ВСЮ был от оппозиции, это было бы справедливо.
- Скажем, не очень-то и демократично…
- Было бы неплохо, чтобы власть пошла хотя бы на это. А так видится желание полностью узурпировать этот орган. Один член из двадцати человек не будет играть никакой погоды во ВСЮ, но самые элементарные возможности контроля оппозиция могла бы иметь. И я думаю, если бы власть у нас была нормальной, она бы пошла на такой шаг.
- Вы как представитель «Свободы» в ЦИК можете оценить ситуацию с увольнением главы этого органа Владимира Шаповала? Насколько известно, оппозиция свой подготовила проект закона о ЦИК. Чем он отличается от ныне действующего?
- Проект закона уже готов. Он разрабатывался мной совместно с Русланом Князевичем. Мы его оформили под авторством трех лидеров оппозиционных фракций. Он уже был подписан Олегом Тягнибоком и Арсением Яценюком, подписи Виталия Кличко под документом еще не было.
Проект предусматривает деятельность ЦИК по европейским стандартам. Он касается, в первую очередь, количества, состава членов ЦИК, а также срока их полномочий. Нынешний закон был принят еще 15 лет назад и был полностью скопирован с аналогичного закона Российской Федерации. Но Украина и Россия – разные государства как по форме, так и по территории. Украина является унитарным государством и гораздо меньшей по территории. На фоне Европы 15 членов нашего ЦИК – это нонсенс. Если говорить о США, то там Центизбирком состоит из 3 человек. Более близкая к нам по размерам и форме Польша имеет 6 членов в комиссии, аналогичное количество и в других странах ЕС.
Мы также предлагаем, чтобы в ЦИК было 6 членов. Делается это для того, чтобы искоренить практику заказных политических решений со стороны ЦИК. У нас большинство комиссии принимает решения для нынешней власти. И мы имели примеры неадекватных решений, как это случилось с действиями ЦИК по пяти проблемным округам.
Чтобы этого не допустить, следует сделать так, чтобы у какой-либо политической силы – у власти или оппозиции – не было большинства. Должен быть паритет: три кандидата от оппозиции, три от власти. В такой ситуации ЦИК не сможет принять решение «под заказ», придется достигать консенсуса.
- Но как это будет выглядеть на практике? Ведь состав парламента может поменяться.
- Мы не отталкиваемся от нынешнего состава парламента. Если будет большее количество фракций, то кандидат может быть выдвинут от двух или трех фракций. Если говорить о руководящих органах, то и здесь найден выход, который позволит избежать постоянных торгов за должности главы, заместителей и секретаря ЦИК. Срок полномочий ЦИК, согласно нашему законопроекту, будет составлять 6 лет. И каждый член комиссии в течение одного года будет выполнять функции главы, заместителя и секретаря комиссии. Если бы этот документ был принят, это решило огромное количество проблем в избирательном процессе страны.
- Имеет ли данный документ перспективы? Общались ли Вы по этому поводу с представителями власти?
- Нас поставили перед фактом. Сейчас властью проводятся действия, направленные на узурпацию Центризбиркома. Еще в прошлом году после того, как кончились полномочия члена ЦИК Писаренко, который был избран по квоте БЮТ, власть проигнорировала механизмы квотного принципа и протолкнула в комиссию представителя Блока Литвина. Сейчас он фактически работает на Партию регионов.
Проблему с окончанием каденции главы ЦИК Шаповала можно было решить, продлив ему полномочия на один год. Вместо этого голову снимают, а вместо него Президент предлагает избрать лицо, которое идет ни от «Свободы», ни от «УДАРа» - фракций, которые не имеют своих членов в ЦИК. Даже не было никаких консультаций. Я лично отношусь к Копыленко как специалисту нормально. Но есть принцип квоты в ЦИК.Поэтому если не будет принят наш закон, мы будет требовать соблюсти принцип квотности в ЦИК.