Главная
Что движет перебежчиками
Разрыв парламентария со своей фракцией, как и любой разрыв отношений, проходит несколько стадий. Первая, латентная, стадия — это внутренняя фронда, когда депутат регулярно игнорирует важные для фракции голосования, а та не поддерживает его инициативы. Не важно, с чего все началось и кто кого первый обидел. Бывает, что с самого начала чувствовалось взаимное отчуждение. Но это еще не разрыв, а лишь ослабление связи.
Вторая, острая, стадия — когда депутат в публичных выступлениях уничижительно высказывается о партийных лидерах, голосует «за» вопреки позиции фракции, которая категорически «против». Обычно далее быстро следует исключение или самостоятельный уход из фракции. Это разрыв формальный, но еще не обязательно идеологический. Депутат в ответ на обвинения в измене может заявлять, что не он предал идеалы, а партийные лидеры. В моральном проигрыше оказываются обе стороны конфликта.
Конечная стадия — когда депутат, исключенный или ушедший из фракции, переходит в другую политическую команду. Это уже полный разрыв, после чего и приклеивается к депутату ярлык перебежчика.
Однако не все конфликты доходят до такого финала. Многие из тех, кто покинул свою первоначальную фракцию, так и остаются внефракционными. Или же по прошествии некоторого времени создают собственную группу. А многие фрондеры не решаются или не считают нужным идти на разрыв и сохраняют свою фракционную принадлежность.
Если брать в расчет все стадии, то к явным или скрытым «отступникам» и «предателям» следует отнести чуть ли не половину (или даже более половины) Верховной Рады, причем любого созыва — от самого первого, провозгласившего независимость Украины, до нынешнего. И причина тут не только в личных качествах отдельных депутатов, но и в характере фракций. Иными словами, прежде чем говорить о мотивах разрыва отношений, нужно посмотреть на мотивы, по которым эти отношения создавались.
Все годы независимости в Украине конкурировали три главных мотива формирования политических объединений: интересы, лидер, идеология. Например, в Верховной Раде, избранной в 1990 году, доминировали интересы, а не идеология, хотя большинство депутатов числились коммунистами. Потому тот парламент и смог объявить Украину независимой и хоть всего на два года, но запретить деятельность КПУ.
Тем не менее вплоть до выборов 2002 года в Верховной Раде всегда имелись антагонистичные идеологические фракции — левые и правые — и группы по интересам, боровшиеся за влияние на исполнительную власть. Существовали и лидерские фракции, например «МБР», ориентировавшийся на Леонида Кучму, затем «Громада» Павла Лазаренко, но все же они еще не были типичным явлением. С 2002 года, когда появились блоки Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, лидерские партии стали набирать силу, вытесняя идеологические на маргинес.
Печальная судьба Партии регионов или «Нашей Украины», существование которых потеряло смысл вместе с утратой власти их лидерами, мало чему научила украинских политиков. В полной мере та же тенденция проявилась и в нынешнем парламенте. Здесь есть четыре фракции явно лидерского типа: Блока Петра Порошенко, «Народного фронта» (здесь даже можно говорить о триумвирате лидеров — Арсении Яценюке, Александре Турчинове и Арсене Авакове), Радикальной партии Олега Ляшко и «Батькивщины» Юлии Тимошенко. Для остальных двух фракций — «Оппозиционного блока» и «Самопомощи», — так же как и для объявившихся депутатских групп «Возрождение» и «Воля народа», главным мотивом являются интересы. Конечно, это не значит, что у всех этих партий и групп вообще нет идеологии. Но она у них на втором месте — после лидера или интересов. А партии, ставящие во главу угла именно идеологию, такие как КПУ и «Свобода», вообще не преодолели барьер.
Но в подобной ситуации теряет смысл понятие идеологического предательства. Главным мотивом фронды или разрыва становится размолвка с лидером либо конфликт интересов. И виноваты в таких раздорах обе стороны, не сумевшие пойти на взаимные уступки.
Грех «отступничества» не преодолеть шельмованием «отступников». Партиям, имеющим фракции в Верховной Раде, необходимо избавляться от собственных грехов.
Кстати, наличие у политической силы явно выраженной идеологии отпугивает от нее беспринципных «пассажиров» — и тем самым предохраняет от предательства.
- Информация о материале
Кривые дорожки децентрализации
На прошедшей неделе украинский парламент внес законодательные изменения, позволяющие органам местного самоуправления проводить ремонт и реконструкцию дорог государственного значения, которые проходят по территории соответствующих населенных пунктов и за которые ранее нес ответственность «Укравтодор». Используемое в законе слово «позволяет» не совсем корректно отображает суть вопроса.
По данным Госагентства автомобильных дорог Украины, заложенная в этом году сумма на финансирование дорожной отрасли вдвое меньше объема минимально необходимых средств — выделено лишь 3 млрд грн на ямочный ремонт, а на текущий и капитальный средства вообще не предусмотрены. На работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог общего назначения (в основном государственных) расходы также не запланированы. То есть государство не позволяет, а обязывает местные власти, так как других источников для финансирования просто нет. Но в высоких кабинетах убеждены, что вследствие децентрализации поступления средств в местные бюджеты существенно возрастают, так что почему бы не переложить на них тяжкое бремя финансирования.
Ямы финансовые
В 2014 г. «Укравтодор» передал на места 117 тыс. км местных дорог общественного пользования, оставив себе лишь 52 тыс. км дорог государственного значения. Но тогда вместе с дорогами передавались и средства на их финансирование в виде субвенции. Сейчас же местные органы власти ответственны уже за 140 тыс. км дорог, а под крылом «Укравтодора» остается лишь 32 тыс. км. Субвенция в госбюджете этого года уже отсутствует, якобы денег у регионов стало больше, и без нее можно обойтись. Забавная математика: содержание дорог осуществляется за счет топливных сборов, акциз с каждой тонны импортного дизтоплива составляет 100 евро, с тонны бензина — 200 евро, к ним добавлен 5-процентный акциз с продаж подакцизных товаров на АЗС, и только он «оседает» в местных бюджетах. В сумме все вышеперечисленные сборы должны в этом году обеспечить поступление 50 млрд грн, но местный акциз составляет лишь пятую часть этой суммы — порядка 10 млрд грн. Так что местные бюджеты получают меньше денег и больше дорог, а «Укравтодор» — больше денег и меньше дорог.
При этом возможность финансирования автодорог государственного значения из местных бюджетов представляется как право и благо, которого давно ждали на местах. И это было бы правдой, если бы рост бюджетов действительно был. ZN.UA уже писало о том, что декларируемый Минфином прирост поступлений отчасти спровоцирован девальвацией, а отчасти — перераспределением поступлений специальных и общих фондов местных бюджетов. И когда правительство говорит о возросших доходах общих фондов, оно молчит о сокращении в фондах специальных, составляющей которых являются те самые бюджеты развития, аккумулирующие средства на инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе на ремонт дорог.
«В предыдущие годы финансирование частично осуществлялось за счет субвенции и государственного бюджета, а частично — за счет наших собственных средств. Сейчас же мы финансируем ремонт исключительно из собственных средств. Действительно, оперативность решения вопросов существенно улучшится по сравнению с теми годами, когда мы использовали средства субвенции. Тогда централизованно утверждался перечень дорог, подавался Кабинету министров, рассматривался — все это занимало очень много времени. Нынешний вариант быстрее. Его эффективность с точки зрения финансового обеспечения будет зависеть уже от того, насколько местные власти смогут умело сформировать расходы своих бюджетов. Понятно, что за один год решить вопрос не получится», — объяснил ZN.UA Виктор Шульга, руководитель управления бюджета и финансов Ровненского горсовета.
Действующая ранее система предполагала, что средства субвенции, которые не были использованы в текущем году (а таких было немало), возвращались в Госказначейство и переносились на следующий год, вместе с кредиторскими задолженностями. За их счет можно было обеспечить выполнение тех работ, которые ранее не успели выполнить. Винить местные власти в нерасторопности сложно, основными источниками финансирования ремонта дорожного хозяйства являются налоговые сборы, государство было вынуждено ждать, пока хотя бы часть из них поступит в бюджет, и лишь потом распределяло их между регионами. В итоге средства приходили на места уже во втором полугодии, и времени, когда погода бы способствовала продуктивному ремонту, оставалось не так много.
В нынешнем году, отменив субвенцию на содержание дорог, правительство фактически вынудило местные власти потратить прошлогодние остатки по этой статье расходов не на невыполненные в прошлом году работы, а на погашение прошлогодних кредиторских задолженностей перед подрядчиками. При этом далеко не у всех регионов такие остатки были достаточными и для этого, в итоге частично или полностью они будут платить по «прошлогодним счетам» уже из местных бюджетов. «Эта проблема связана исключительно с практикой «ручного» управления в Госказначействе, которая в 2014 г. существовала так же, как и в предыдущие годы. Все ходили и буквально просили провести тот или иной платеж в зависимости от его приоритетности. По городу Чернигову мы проплату «выпросили», и нам всю задолженность по субвенции закрыли. По Черниговской области эти платежи посчитали неприоритетными, долги оставили, а ресурса из госбюджета для их выплаты в этом году уже нет. Гасить их должны за счет областного бюджета, но, насколько мне известно, они этого не делают», — объяснил ZN.UA Виктор Быстров, начальник финуправления Черниговского горсовета.
Еще одна красивая, но совершенно неправдивая формулировка из закона — «софинансирование». В теории она предполагает совместные вливания инвесторов, центрального и местных бюджетов. Но инвесторов сейчас днем с огнем не найти, тем более на такие дорогостоящие проекты, а центральная власть умыла руки и денег на дороги не предусмотрела. В действительности, по крайней мере, в этом году местные власти поставлены перед весьма непростым выбором: либо ремонтировать дороги «за свой счет», либо не ремонтировать вовсе.
В Министерстве инфраструктуры убеждены, что это оптимальный выход из ситуации, мол, на местах лучше понятна приоритетность ремонта и восстановления. Да и сами местные власти давно хотели взять на себя эти функции, но из-за законодательных барьеров не могли. Пообщавшись с чиновниками на местах, ZN.UA не обнаружило ни радости от принятого парламентом решения, ни уверенности в том, что его можно будет выполнить. «По результатам выполнения бюджетов за первое полугодие будет понятно, сколько конкретно денег удастся выделить на дорожные работы, но, учитывая нынешнее состояние дорог, уже можно сказать, что хватит их лишь на ямочные ремонты, да и то далеко не в полной мере. Причем годами получалось так, что деньги поступали не раньше октября, когда погодные условия уже не способствовали ремонту, и состояние дорог от этого только ухудшалось. В этом году ситуация повторится, но уже не по вине Госказначейства, а из-за недостатка средств в местном бюджете, ведь все остатки прошлого года мы использовали для погашения кредиторской задолженности и теперь ждем поступлений», — поделилась с ZN.UA своими прогнозами Лидия Тимченко, замглавы комиссии по вопросам бюджета Запорожского облсовета.
Ямы дорожные
Несмотря на то, что в мире ямочный ремонт признан неэффективным, при отсутствии средств на другие, более капитальные виды работ, это едва ли не единственный вариант, способный обеспечить проезд транспортных средств и продлить срок службы украинских путепроводов.
Из-за крайне изношенного состояния дорожного полотна в Украине процессы разрушения значительно опережают темпы ремонта, количество выбоин растет каждый день. Сегодня остаток ям, имеющихся на автомобильных дорогах общего пользования, достигает 5,6 млн кв. м и, по прогнозам специалистов «Укравтодора», уже к концу года может увеличиться почти вдвое — до 9,5 млн кв. м. При этом в Украине порядка 4 тыс. км автомобильных дорог ямочному ремонту уже не подлежат — их структура полностью разрушена и требует либо проведения капитального ремонта, либо реконструкции. По результатам мониторинга, проведенного Центром научно-технического сопровождения дорожных работ и сертификации дорожной продукции, наибольшее количество разрушений дорожного покрытия зафиксировано в припортовых областях — Николаевской и Одесской, площадь ям в этих двух областях — это треть от общего объема выбоин на всех автомобильных дорогах государственного значения.
На самом деле около 90% автомобильных дорог Украины уже давно нуждаются в проведении капитального ремонта или реконструкции, поскольку большая их часть была построена около 30–40 лет назад по техническим требованиям того времени и из расчета тогдашних нагрузок, которые сейчас возросли в разы. По ориентировочным подсчетам специалистов отрасли, для того чтобы привести существующую дорожную сеть в надлежащее состояние, необходимы 15 лет ритмичного финансирование в объеме 40–60 млрд грн в год, то есть для восстановления нужен почти триллион гривен (!). Но который год расходов из госбюджета на развитие дорожной сети, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт не предвидится, а уровень фактического финансирования работ только по эксплуатационному содержанию не превышает 30% от минимально необходимой потребности.
В среднем ямочный ремонт 1 км дороги стоит 1,5 млн грн. В Черкасской области, например, необходимо отремонтировать свыше 32% государственных дорог, это порядка 590 км. Затраты на этот ремонт составят 800 млн грн, а доходы местных бюджетов области на 1 мая не превышали 550 млн. А ведь, кроме дорог, есть и другие, более важные статьи расходов. В Черновицкой области ремонт необходим четверти дорог государственного значения (319 км) — это около 470 млн грн. А доходы местных бюджетов области хоть и выросли на 20% по сравнению с прошлым годом, но пока не превышают 372 млн. Конечно, это весьма условные подсчеты, и стоимость работ может разниться в зависимости от состояния полотна и типа ремонта. Но если присовокупить к этому содержание муниципальных дорог, изношенность которых может составлять не 15–20, а 70 и 90%, становится ясно — денег на полноценное восстановление у регионов нет.
«У нас сначала был налог с владельцев транспортных средств, потом вместо этого налога источником поступлений стала субвенция, которая частично шла на областной уровень, а частично оставалась местному самоуправлению. В этом году источником стал акциз. Но его на качественный ремонт не хватит. Даже на текущий, и уж точно не на капитальный. Тем более что в результате девальвации все составляющие для производства асфальтобетона значительно подорожали. И даже если сумма на ремонт будет на уровне прошлого года, то физические объемы ремонтных работ все равно сократятся. В итоге средства, которые мы могли бы выделить на другие нужды, придется перебрасывать на ремонт дорог, — объяснил ZN.UA Виктор Быстров. — На уровне государства на ремонт дорог ежегодно берутся значительные суммы у международных институтов под государственные гарантии, но у местных властей таких возможностей практически нет».
Ямы долговые
Действительно, «Укравтодор» не стесняется заимствовать средства доноров, приумножая государственные долги. Его желание избавится от «лишних» дорог и трат продиктовано не радением за децентрализацию, а экономической выгодой. По состоянию на начало года, кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог насчитывал около 43 млрд грн. Половина указанных средств — кредиты, заимствованные в течение 2000–2012 гг. на восстановление нескольких автомобильных дорог, которые совпадают с транснациональными коридорами. По состоянию на начало 2015 г., непогашенный остаток займов по этим проектам составил около 22,5 млрд грн. И эти обязательства «Укравтодор», скорее всего, выполнит, ведь большинство сроков погашения этих кредитов в долгосрочной перспективе — в 2019–2041 гг.
Но есть и займы, по которым пик долговой нагрузки приходится на 2015-й, — это кредиты отечественных и иностранных банков, привлеченные на развитие дорожной сети в 2005–2011 гг., а также облигации, выпущенные «Укравтодором» и размещенные в украинских банках в 2012–2013 гг. Общая сумма непогашенных остатков по этим кредитам превышает 12,5 млрд грн, а по облигационным обязательствам — 8,4 млрд. Срок действия большинства этих кредитных соглашений заканчивается в 2015-м и 2016 г. Выполнить эти обязательства будет непросто. И не потому ли центральная власть стремится избавиться от лишних статей расходов?
В госбюджете этого года на финансирование дорожного хозяйства заложено 25 млрд грн, из них только 3,4 млрд должны пойти собственно на содержание и ремонт дорог, остальные средства — на выполнение долговых обязательств «Укравтодора». По сути, мы уже давно платим не за качество дорожного покрытия, а за покрытие долгов Госагентства. Но «Укравтодор» продолжает заимствовать средства у международных доноров. В 2015–2016 гг. объем кредитных средств, предоставленных компании МБРР, ЕБРР и ЕИБ, превысит 900 млн долл., или 19 млрд грн по текущему официальному курсу НБУ. И их тоже нужно будет отдавать.
Специалисты «Укравтодора» утверждают, что в долговую яму дорожное хозяйство привела крайне изношенная дорожная сеть и отсутствие средств на ее восстановление. Однако количество претензий относительно неэффективности использования государственных финансов агентством вместе с долгами госструктуры растет год от года. Только в прошлом году Генеральная прокуратура по результатам проверок подразделений «Укравтодора» выявила нарушения на 133 млн грн. На сегодняшний день компания является вертикально интегрированным холдингом, который сам заказывает работы, сам их выполняет и сам же контролирует качество выполнения. Возможностей для злоупотреблений при такой схеме работы масса. А реформу агентства и его деятельности уже год как обещают, и не более. Пока все реформирование заключается исключительно в передаче полномочий на места. Конечно, это снизит уровень коррупции на госзакупках, осуществляемых агентством, ведь дорог стало меньше, но почему за казнокрадство столичных чиновников должны, по сути, расплачиваться в регионах — не совсем понятно.
«Если посмотреть на выполнение планов, вычесть инфляционную «надбавку» и новые налоги, то роста местных бюджетов не будет, будет спад. Рассчитывая закладываемую в бюджет сумму на ремонт дорог, мы просто заложили прогнозные сборы по топливному акцизу, — рассказал Виктор Быстров. — На сегодняшний день эти прогнозы себя не оправдывают, плановые показатели мы пока не выполняем. И проблема не в реалистичности подсчетов, а в уклонении от уплаты акциза и в «теневых» схемах на топливном рынке».
И это тоже головная боль не местных органов власти, а центральных, которые вместе с передачей полномочий должны обеспокоиться и должными объемами финансовых поступлений для их обеспечения. По разным оценкам, до 30% рынка нефтепродуктов в Украине находится в «тени», если вывести его на свет, страна только благодаря акцизу сможет ежегодно получать порядка 70 млрд грн. Но никто не спешит с решением этой проблемы — слишком влиятельные лица заинтересованы в теневой торговле бензином. Никто не спешит с обещанным реформированием «Укравтодора», который годами безнаказанно «осваивал» государственные средства и копил долги. Никто не озаботился созданием реального механизма, позволяющего властям на местах также получать внешние займы от доноров.
Депутаты, которые в конце прошлого года били в набат, что в госбюджете не заложены расходы на ремонт муниципальных дорог, уже летом этого года без стеснения передали регионам и дороги государственные. В итоге и без того плачевное состояние дорожного хозяйства в результате реформ только ухудшится. Но шишки посыплются уже на головы местных чиновников. В этом ключе умиляют аргументы парламентариев, которые ничтоже сумняшеся заявляют, что раньше они не могли ремонтировать дороги на предвыборных участках за свой счет, так как их бы не принял на баланс «Укравтодор», а теперь, мол, смогут. Да только все дороги депутатскими средствами не отстроить, выборы в таком случае пришлось бы проводить ежеквартально.
- Информация о материале
Син заступниці Кернеса узаконив ще 10 га землі в Харкові, отримані по «кооперативній схемі»
Господарський суд Харківської області відмовив у позові прокуратурі про повернення у комунальну власність земельної ділянки площею 10,98 га в Харкові, яка зараз знаходиться у власності обслуговуючого кооперативу «ЖБК «Поляна». Такерішеннясуд прийняв 20 травня.
Державний акт на земельну ділянку був виданий кооперативу в 2009 році. Ділянка займає квартал, відокремлений вулицями Керамічною, Червоноселищною, Рельєфною та проїздом Гірським. Земля була передана для будівництва та подальшої експлуатації житлової забудови, її вартість складає 18,24 млн грн.
У своєму позові прокурор заявив, що ділянку міськрада передала з недотриманням вимог законодавства. А саме, «ЖБК «Поляна» не відповідає умовам, за якими житлово-будівельні кооперативи можуть безкоштовно і поза конкурсом отримувати замелю.
Прокуратура також заявила, що частина землі, яку використовує кооператив, не виділялася їй депутатами.
В свою чергу суд відмовив у позові прокуратурі. Вказавши, що вона в позові оскаржувала неправомірність виділення землі, а не законність створення цього кооперативу. А тому суд підтвердив, що Харківська міськрада діяла в рамках законодавства.
Засновниками ОК ЖБК «Поляна» є Олена Крюкова, Олег Шульга та Олександр Стаматін,
Останній є сином теперішнього керівника КП «Харківський метрополітен» В’ячеслава Стаматіна та віце-мера Харкова, юристки Марини Стаматіної.
Крім того, він разом з Шульгою є засновниками обслуговуючого кооперативу ЖБК «Триес», який нещодавноузаконив у суді ділянку у харківському Лісопарку.
- Информация о материале
«ЛНР» – эксперимент над глупыми людьми»
Я очень долго не был дома. Осенью 2014 года вывез вещи для семьи и две машины, которые остались от бизнеса. Бизнеса у меня теперь уже нет, прошлым летом я развозил остатки продукции, а потом бесплатно раздавал ее, чтоб не пропала. Это спасло меня от долгого заключения в подвале ОГА, где я пробыл неделю. А взяли меня как «корректировщика», но это был предлог – тогда грабили супермаркет «Метро», и нужны были рабы. Нас не кормили, давали немного воды.
Умный человек посоветовал мне: «Просись работать в ночь!», на мой немой вопрос: «Почему?»ответил: «Ночью будут бить, а мы на работе».
Били очень сильно алкоголиков и наркоманов, но это тоже предлог, били сильно двух украинских военных. Особенно старалась одна женщина, российская военнослужащая, не наемница, а именно военная – я в этом понимаю. Было несколько человек садистов, которым просто нравилось это делать.
В один из моментов я обратился к российскому следователю, звали его Василий. Так прямо и сказал: «Василий, я же помогаю «республике», продукцию развожу по больницам бесплатно!» Он подумал и почему-то отпустил меня.
В Луганске у меня остались родители, они у меня убежденные поклонники «русского мира», но родителей не выбирают. Папа еще более-менее вменяемый и наедине со мной иногда выдает что-то типа: «Если честно, сынок, то вся эта «ЛНР» – эксперимент над глупыми людьми», то мама, проработавшая всю жизнь помощником руководителя на одном из крупных предприятий всесоюзного значения, в спорах со мной с комсомольским задором и коммунистическим укором гневно вопрошает: «Ну почему ты не любишь Россию?» Я, честно признаюсь, не знаю, что ей отвечать и как аргументировать, ведь и так все понятно, даже на примере моей семьи, которая теперь разорвана городами: я кручу баранку в Киеве и в свои 43 снова работаю «на дядю», хотя в Луганске у меня был хороший бизнес и мы ни в чем не нуждались, а жена и дети живут у родственников в Черкассах. Так дешевле.
Мать долго не оформляла украинскую пенсию – из-за гордости и ненависти, но голод– не тетка, и ей пришлось ездить на украинскую территорию. Но, увы, она так ничего и не поняла и не хочет понимать – она продукт той системы.
Да, пока не забыл, про Россию. Моя жена русская, родом из Тамбовской области. Это глубинка России, а не Москва и Питер. Наш Луганск по сравнению с их населенным пунктом – Европа и США вместе взятые, в смысле цивилизации и уровня жизни. Но люди там хорошие, отзывчивые, последнюю рубашку, как говорится, могут снять и отдать. Очень открытые, но любят гулять и выпить лишнего, чего уж там. Так вот, летом 2014 жена с детьми там были, у ее матери. Телевизор сделал свое черное дело: жене моей не под силу было держать оборону родственников, дошло до того, что стали ее обзывать. Да и жена моя, насмотревшись ужасов по ТВ, тоже стала думать, что в Украине «хунта». Дети, в принципе, нормально там дружили с другими детьми, и сегодня даже спрашивают: «А мы поедем к бабушке в деревню?»Нет у меня в сердце ненависти и зла к народу России, но увы, к нам у них отношение поменялось: это, оказывается, мы, украинцы, во всем виноваты.
Так вот, забрал я детей и жену осенью, чтоб в Украине в нормальную школу ходили, ведь хочется им дать самое хорошее: кружки всякие, спорт. Дети у меня в международных соревнованиях участвовали и, слава Богу, вернувшись в Украину, даже в другой город, снова стали активно заниматься спортом. Чувствуется, что учителя перед их появлением в классепровели работу, объяснили, как нужно относиться. Но дети очень быстро влились в коллектив, говорят на украинском, сын даже стихи и загадки на украинском языке пишет, хотя мы с женой украинский плохо знаем. Моя жена, поверившая российской пропаганде, стала понемногу оттаивать: увидела отношение нормальное в Украине, без мата и упреков. Пошла на работу (сбылась ее мечта, раньше я ей не разрешал, хотел, чтоб детям больше внимания): на одну мою зарплату теперь не выжить.
Так вот, Луганск встретил меня как-то хмуро, я еле-еле выдержал пять дней, даже неделю не дотянул. Друзья мои и одноклассники – все как один «сепараторы» – сильно осуждают проукраинских соседей, которых уже почти и не осталось.
Учительница по украинскому языку, Ольга Васильевна, тамолодец, держит удар, не боится, чего ей это стоит, даже не знаю. Дал ей немного денег и продуктов, что дома оставались. Она взяла с достоинством и рассказала, что все равно детей по школьной программе украинской учит, некоторых талантливых ребят дополнительно готовит для поступления на подконтрольной Украине территории, хотя есть ученики, которые пытаются ей угрожать. Но она верит, что вернется Украина в Луганск, может и не скоро, но вернется.
Многие мои одноклассники в «ополчение» подались, «разбогатели»: в первый же день притащили еды мне всякой: тушенки, сгущенки. Есть среди них убежденные сильно, а в основном, плывут по течению, куда повернуло, туда и они. В «ополчение» в основном от безысходности, из-за безработицы пошли.
Мой друг и тезка Пашка, которого я вытаскивал из всяких приключений и запоев, вообще «крутой»: ездит на отжатой машине, завел любовницу-повариху «ополченскую». С женой у него совсем отношения испортились (жена теперь с любовницей соревнуются, кто больше из него денег вытащит). Жена его ко мне пришла, плачет: «Паш, ну что мне делать? Совсем озверел, пьет каждый день, руку стал на меня поднимать, хорошо, что Ваньку успела пристроить у матери. Но ты к нему не ходи, он теперь с такими «нищебродами», как ты, не водится, пальнуть может. На машине пьяный ездит, уже двух женщин сбил. Боже, прости меня, хоть бы его грохнули укропы, что ли».
«Плотницкий – гад и сволочь, и все они воруют. А гуманитарку знаешь какую они получают? Да они машинами везут такое, чего в мирной жизни не каждый месяц видели»
Пришли и мои друзья, которые в «верхних эшелонах власти ЛНР», «в чинах», как они сами о себе говорят. И стали рассказывать о том, что «Плотницкий – гад и сволочь, и все они воруют. А гуманитарку знаешь какую они получают? Да они машинами везут такое, чего в мирной жизни не каждый месяц видели. А то, что дают людям – крошки. Дадут, телевидение чтоб показало местное, вот и все. А хлеб дешевый, это ж все знают – из муки гуманитарной пекут! Безобразие и воровство в этом правительстве, а российские вообще охренели, нас затирают, а мы же у истоков стояли!»
«Ничего, придет Россия, она им покажет! Еще немного потерпеть осталось, и Путин поставит их на место!»
Но вместе со всеми этими признаниями прозвучала фраза, которая меня загнала в ступор: «Ничего, придет Россия, она им покажет! Еще немного потерпеть осталось, и Путин поставит их на место!»
Многие из них потеряли семьи: их жены и дети либо погибли, либо не хотят их знать. На их руках кровь таких же, как они, людей. Но, как мантру, они повторяют фразу: «Скоро придет Россия и все будет хорошо!»
Кроме того, в их поведении видна «накачка» ТВ: «Армия Коломойского», «укропы наступают», «в Украине все дорого, не то, что у нас». Они не бывают на украинской территории, поэтому верят в этот бред. Мне грустно от того, что до войны это были вполне нормальные люди, они работали (некоторые у меня), любили, строили планы. Многие из них потеряли семьи: их жены и дети либо погибли, либо не хотят их знать. Они не могут и не хотят покаяться, на их руках кровь таких же, как они, людей. Я не знаю, мучает ли их совесть и спокойно ли они спят по ночам. Но, как мантру, они повторяют фразу: «Скоро придет Россия и все будет хорошо!»
Они ждут, что кто-то более мудрый, большой и могущественный придет и одним махом сделает их богатыми и счастливыми. Раньше я пробовал осторожно с ними дискутировать, пытался анализировать, что произошло в головах этих людей, и сделал для себя такие выводы: большая часть тех моих друзей, кто тяготеет к России, – служили в армии СССР или учились в военных училищах. Они понимают только язык силы, любая демократия для них – это не ответственность в принятии решений, а безнаказанность и слабость.
Пробыв пять дней в Луганске, я видел много действительно счастливых лиц: «Скоро придет Россия, все будет хорошо» – каждый верит в то, что хочет.
Но эту радость как-то омрачила фраза моей соседки Марьи Степановны: «Все хорошо, Павел, правда, и пенсию в рублях дали. Только будущего нет у нас».
Вечером, когда люди включили свет, я видел много темных окон, половина Луганска, не меньше, уехала из города от голода, безработицы и бесправия.
А что мы, уехавшие? Нам тяжело, большая часть из нас хочет вернуться домой. Но, как это ни странно, у нас есть будущее, и, мне кажется, что, пережив все эти тяготы, мы станем сильнее.
Мои друзья, которым удалось вывезти бизнес и наладить его в других областях, готовы восстанавливать Луганск, ведь, если его освободят – это будет огромный рынок труда, услуг, строительства.
Когда я пошел записываться добровольцем, мне сказали, что пока моя воинская профессия незатребована. То есть, всех подряд, как пишут некоторые газеты, не берут. Об остальном не могу писать – военная тайна.
«ЛНР» – не более, чем миф, концерт по заявкам Кремля. Но и он кончится, хотелось бы поскорее. От этого кровавого шоу устали все: и те, кто ждет Украину, и те, кто верит в могущество России. Даже «зеленым человечкам» хочется приобрести нормальный, человеческий вид и поменять цвет.
Вспоминая свое пребывание «на подвале», понимаю, что те, кто привык пытать ни в чем неповинных людей, никогда ничего не смогут построить. Жизнь все равно возьмет свое: откат в 1937 год сменится стремительным движением вперед. Почему-то я верю в это.
- Информация о материале
Партнер екс-депутата отримає 29 мільйонів на реконструкцію вулиці
Управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради 4 червня уклало угоду з ТОВ «Вега-Буд» на реконструкцію вул.Чеботарської. Вартість договору складає 28,54 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Договір підписано до кінця 2016 року. Реконструкції підлягає 9729 м.кв. вулиці. У списку робіт – фрезерування, укладання шарів дорожнього покриття, ремонт тротуарів, встановлення бордюрів, влаштування дощової каналізації, перекладання водопровідної мережі, прокладання газопроводів, монтаж освітлення, нанесення розмітки, встановлення дорожніх знаків, благоустрій території, тощо.
«Вега-Буд» зареєстрований на Сергія Колесника, який з 2005 року був директором фірми. До липня 2012 року власниками «Вега-Буд» значились Ганжа Оксана Віталіїївна і Золотарьова Лілія Михайлівна. На Сергія Колесника також записана частка у ТДВ «Спецбуд-3», яким керує екс-депутат Харківської міськради Віталій Ганжа.
Єдиним конкурентом на торгах було ТОВ «Техноспецсервіс» Анатолія та Олени Мельників.
- Информация о материале
Раскачиваясь и со скрипом
Эффективность работы Верховной Рады Украины всегда вызывала вопросы. Время от времени депутаты отчитывались о количестве принятых законов, оставляя экспертам и тем, кого эти законы касались, комментарии по поводу их качества. К тому же критерии, которыми руководствовались народные избранники при разработке новых законов, нередко были размытыми, и в итоге благие намерения так и не отливались в четкие формулировки и цифры.
Наглядная иллюстрация этого — законы, касающиеся украинской культуры. Мы выбрали их в качестве примера потому, что курс на культурную самостоятельность был объявлен сразу после того, как Украина стала независимой, и не требовал масштабных материальных затрат. Однако Верховная Рада, объявив о независимости еще 24 августа 1991 года, первые законы, закладывающие экономические основы для реальной независимости в сфере культуры, начала принимать лишь несколько лет спустя, да и то со скрипом.
Взять хотя бы отечественное книгоиздание. Казалось бы, понятно, что эта отрасль, являющаяся материальным базисом кардинальной смены идеологической надстройки, должна была обратить на себя внимание украинских законодателей в первую очередь. Тем более что в Украине в начале и середине 90-х еще существовала солидная материальная база в виде издательств, полиграфических мощностей и огромной сети книжных магазинов, а идеологическая перестройка всей этой годами отлаженной структуры не требовала колоссальных трат. Достаточно было создать соответствующее законодательное обеспечение — и украинская книга начала бы планомерно вытеснять продукцию российских издательств со своего рынка.
Однако получилось наоборот. Российские парламентарии еще в 1995 году приняли закон, который предоставлял масштабные льготы всем отраслям книжного дела. Книги российского производства хлынули на украинский рынок, заняв на нем более 90%, но наши парламентарии не особо торопились с созданием законодательной базы для исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу принять как минимум зеркальные ответные меры, Верховная Рада долго раскачивалась, перед тем как дать преференции украинской книжной отрасли на ограниченный срок без гарантии продления.
Так, в прошлом году книгоиздателям пришлось долго гадать, продлят ли им льготы, действие которых заканчивалось 31 декабря. Без них, говорили некоторые издатели, им придется резко сократить тиражи и номенклатуру книг и жить за счет распродажи товарных запасов. Естественно, планировать в таких условиях свой бизнес почти невозможно.
Абсурдной же ситуацию делало то, что выгоды для государства в случае отмены льгот были бы в масштабе страны копеечными, а идеологические потери — весьма существенными.
Та же участь постигла и украинский кинематограф. Пока наши законодатели годами раздумывали, что делать с отечественным кино, местные киностудии превращались в офисные здания, а в кинотеатрах размещались вещевые рынки. Затем инфраструктура понемногу восстановилась, но время было упущено, и фильмы отечественного производства занимают сейчас почти неуловимую долю украинского кинопроката, а за первенство в нем годами соревновались ленты американского и российского производства. И даже если украинский закон о кино наконец-то будет напоминать образцово ориентированное на национальное кино французское законодательство, уже сложившуюся ситуацию придется выправлять годами.
И примеры можно продолжать.
Происходило все это еще и потому, что за все годы независимости в Украине так и не была создана четкая концепция развития отечественной культуры — не декларативная, а детально формулирующая необходимые материальные основы для ее развития. В итоге неотложные задачи решались частично и с опозданием на несколько лет.
Впрочем, это общая беда украинского парламента, и культурой тут дело не ограничивается. Так, по предварительным подсчетам, после принятия новой Конституции Верховной Раде придется вносить изменения в полтысячи законов. И еще вопрос, как парламент будет принимать эту Конституцию. История помнит, что голосование по Конституции 1996 года продолжалось до девяти утра, постоянно шло на грани необходимых 300 голосов и завершилось благополучно в немалой степени из-за угрозы того, что в противном случае Леонид Кучма вынесет в обход парламента на референдум свой президентский проект Конституции. А в апреле 2004 года для принятия в парламенте Конституционной реформы не хватило шести голосов.
- Информация о материале
Страница 773 из 2102
