Главная
Семь кругов НДС
Налоговое ведомство зафиксировало рост бюджетных поступлений за период тестового функционирования системы электронного администрирования НДС. По данным службы, за март-июнь 2015-го сборы НДС от произведенных в Украине товаров и услуг увеличились почти на 30%. Но пока налоговики радуются возросшим поступлениям, бухгалтера предприятий практически не на жизнь, а на смерть сражаются с некорректной и неудобоваримой системой, которая с 1 июля начала работать уже не в тестовом, а в обычном режиме. И если проблему срочно не начать решать, то этот 30-процентный рост может выйти боком не только предприятиям и их бухгалтерам, но и всей экономике. Но, как и год назад, проблемы с системой электронного администрирования (СЭА) всерьез никого во власти не интересуют. Для чиновников налоговые поступления растут, реформы идут, проблем у фискальной службы нет… По крайней мере, пока.
Депутаты так и не нашли времени для принятия закона об отсрочке полноценной работы системы электронного администрирования, чего так ждал отечественный бизнес. Конечно, они еще могут успеть это сделать, правда, только на следующей неделе, поскольку нынешняя не была пленарной. А значит, проблем избежать уже не удастся, так как зарегистрировать налоговые накладные нужно в течение 15 календарных дней, иначе компаниям грозят штрафы.
О том, что сама программа СЭА недееспособна, говорили все, кто с ней сталкивался. Правда, каждый выражал надежду, что в течение тестового периода работы ее (программу) доработают и усовершенствуют, а в формуле устранят ошибки.
Для этого у фискальной службы было четыре месяца, которые она потратила фактически впустую. Началось введение СЭА с прискорбного недоразумения: отрицательные остатки по НДС сельхозпроизводителей, выделенных в отдельную группу, в формулу не включили — о них просто забыли. Вопрос долго и сумбурно решали, приносили извинения, но уроков из этого случая не извлекли.
«Технические ошибки и нюансы, о которых мы говорили в течение всего тестового периода, остались. Полноценное внедрение СЭА должно состояться только после того, как все системные и функциональные недостатки будут устранены, а бизнес должен иметь достаточно времени на адаптацию и переход на новую систему», — считает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации.
Минус на минус дает плюс
В формуле до сих пор куча ошибок, проблемы могут возникнуть при корректировке старых накладных, при несвоевременной регистрации новых, при зачетах любых налоговых обязательств в счет уменьшения сумм бюджетного возмещения. Все это может (и с большой вероятностью будет) искусственно формировать «минус» на счету, без покрытия которого налоговую накладную зарегистрировать не получится. Что, конечно же, обеспечит (и, судя по отчетам налоговой, уже обеспечивает) рост поступлений, но будет ничем иным, как переплатой, а в некоторый случаях — и двойной уплатой налога. Но чиновников, видимо, это не особенно беспокоит, ведь минус на минус для предпринимателей дает плюс в бюджет.
17 июня на заседании Общественного совета при ГФС начальник управления НДС Сергей Тимошенко докладывал о результатах эксплуатации системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме. Только тогда впервые представитель налоговой признал, что система далека от совершенства и нуждается в серьезных доработках. Это после того, как в течение года фискальная служба заверяла всех в том, что никаких проблем с администрированием НДС нет и не будет — формула работает как часы, корректировки в нее внесли, методологию исправили и проч.
Но вслед за признанием ошибок их устранения не последовало. А налогоплательщики, как слепые котята, пытающиеся освоить премудрости новшества с февраля, в июне получили отрицательные регистрационные лимиты, которые поставили в тупик даже бухгалтеров с многолетним стажем работы. ГФС на это не реагировала — слишком занята реформами как самой себя, так и налогового законодательства. А посему, видать, до трансформации в сервисную службу еще ой как далеко. Консультировали бизнес, как водится, профильные издания и эксперты. По их мнению, повальный «минус», сформировавшийся на 1 июля, связан с ошибками в алгоритме расчета регистрационной суммы (то есть проблемы все-таки в формуле). Но пока у предприятия «минус», зарегистрировать налоговую накладную оно не может, деятельность его и его контрагентов остановлена.
Когда бизнес начал всерьез возмущаться, фискалы заговорили о том, что добавят с 1 июля в формулу овердрафты (в размере 1/12 от объема годовых платежей НДС), чтобы сгладить негативный эффект депонирования. Но опять не получилось — кто-то увидел «овердрафт», кто-то нет, у кого-то он действительно составил 1/12, а у кого-то не дотянул. В итоге торжественное внедрение «овердрафтов» перенесли на 15-е, правда, и эта дата у экспертов вызывает ироничную улыбку.
Справедливости ради следует сказать, что и бизнес готовился к введению СЭА спустя рукава, многие до последнего надеялись, что все отменят или изменят. Тут, конечно, хочется сказать отдельное спасибо государству, которое систематически вносит изменения в налоговое законодательство, то внедряя, то отменяя новые нормы. Но даже для тех, кто был готов, работа с СЭА стала вызовом. Дело в том, что система сама по себе требует значительного отвлечения средств, а в нынешнем варианте — еще и «двойных» оплат. В итоге у фирмы просто может не быть нужного количества денег. Задепонировать «по максимуму» могут далеко не все, особенно сейчас, когда средств у компаний в принципе не густо.
«Предприятия в ужасе. Относительно нормально чувствуют себя те, у кого небольшое расхождение в суммах. Он решают, что бог с ним, проще заплатить и продолжать работу, а потом уже решать вопросы с возвратом. Хотя все понимают, что никто ничего не вернет, — рассказала ZN.UA Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП. — Но у многих расхождения настолько большие, что им просто не хватает денег. Многие по старинке все это время перечисляли средства не на электронный счет, а напрямую в бюджет. А любое погашение налоговых обязательств, которое проходит, минуя электронный счет, дает расхождение по формуле и только увеличивает «минус» в СЭА. А теперь представьте, какие объемы этого «минуса» возникли у компаний за четыре месяца, и их нужно погасить заново, хотя деньги в бюджет уже ушли».
Общественные активисты настойчиво пытались перенести полноценное введение СЭА, но их инициативу отклонили, предложив альтернативный вариант от правительства. Он немногим отличается, но предполагает продление тестового режима не до января 2016-го, а до августа 2015-го (законопроект №2173-а). Что ж, самоуверенности правительству не занимать, но чем подкреплена надежда на то, что не решаемая с февраля проблема будет устранена за месяц, непонятно. Общественности торжественно объявили, что в рабочей группе в составе министра финансов, руководителей фракции коалиции и главы парламента договорились продолжить тестовый режим до 1 августа с.г. Договорились, успокоились и перестали что-либо предпринимать, чтобы оформить эту договоренность законодательно.
«Закон №2173-а, конечно, только отсрочка проблемы, не более. Но принять его необходимо. Уже сейчас, во время полноценной работы системы, очевидно, что не работают все составляющие формулы — полученные накладные, выданные накладные, бюджетное возмещение, даже суммы поступлений на электронные счета у многих предприятий неправильные. Мы об этом предупреждали и говорили, что с подобными проблемами придется столкнуться. Говорили с налоговой, объясняли, что раз процесс устранения ошибок затягивается, не стоит гнаться за установленными сроками. Никто нас не слушал. И самое ужасное в этой ситуации, что никто не понесет никакой ответственности за происходящее — ни правительство, ни парламент, который обсуждает все что угодно, но не этот законопроект», — справедливо отмечает Юлия Дроговоз.
Да и надежд на то, что законопроект вообще будет принят, немного. Кроме прочего, в нем содержится норма об отмене с 1 января 2016 г. спецрежима НДС для агросектора. Естественно, этот вопрос станет камнем преткновения в парламенте, в котором сплошь и рядом представители крупного аграрного бизнеса. Нельзя не согласиться, что любое исключение из правил налогообложения — от лукавого, и аграрии уж точно не самые нуждающиеся в налоговых льготах. Но прописывание этой нормы в законопроекте ставит под вопрос сам факт его принятия. Причем эта норма появилась в законопроекте в последний момент, а во время его разработки никто из рабочей группы даже не заикался о налогообложении агросектора. Реакция депутатов последовала незамедлительно, они согласились поддержать законопроект, только если эту норму из него уберут. В итоге одна эта далеко не основная деталь может повлиять на решение куда более важных и значимых вопросов.
Глас вопиющего в пустыне
«На сегодняшний день проверить, какие именно документы сформировали тот или иной показатель в системе электронного администрирования НДС, невозможно. Состояние счета можно проверить только на момент подачи запроса, а не за произвольный период или по состоянию на предыдущую дату, сервер налоговой работает очень медленно. Нет стандартного качественного программного обеспечения от ГФС, которым могли бы пользоваться все плательщики. То, что сейчас предлагает фискальная служба, не подходит компаниям с большим количеством операций. Из-за этого возникают проблемы с обменом и регистрацией расчетов корректировки к налоговым накладным, — отмечает Анна Деревянко. — И последнее. Мы считаем, что нужно на законодательном уровне предоставить возможность удалять из реестра ошибочно зарегистрированные налоговые накладные, ведь пока их невозможно откорректировать».
Юлия Дроговоз инициировала анкетирование среди предприятий-налогоплательщиков относительно работы системы электронного администрирования и проблем, которые с ней возникают. Пока анкеты заполнили бухгалтера только 265 компаний, но результаты уже неутешительные и многозначительные: 92% из опрошенных столкнулись с проблемами в работе СЭА. Комментарии, оставленные респондентами в конце анкет, говорят сами за себя:
«Підприємство з місячним обігом від 1,5 до 3 млн зупинилось. Немає можливості зареєструвати податкові накладні з 22 червня 2015 р. Контрагенти (великі торгові мережі, супермаркети) залишаться без податкового кредиту. А нас чекає закриття бізнесу???».
«Наша проблема в том, что с февраля по май мы платили НДС не путем пополнения НДС-счета, а непосредственно на реквизиты бюджетного счета, поэтому на 01.07 нам просто не засчитали суммы оплаченного НДС с февраля по май, и это отобразилось минусом на НДС-счете, как будто мы ничего не платили. И у других то же самое. И они еще говорят, что подготовились к СЭА. Это очередной позор власти, издевательство над бизнесом, неприкрытое вымогательство».
«НДС, уплаченный не на электронный счет (была задолженность, и ее сказали погашать на старый счет НДС), теперь вылезает огромным минусом. Налоговая говорит, что пока еще раз не заплатите, налоговую накладную не зарегистрируете. Где взять такие суммы по второму разу?».
«У нас минус 2 млн. Из-за неучтенных корректировок. А мы крупный плательщик налогов, 700 тыс. заплатили в июне».
«На початку місяця потрібно круглу суму перераховувати на поповнення рахунку, оскільки податковий кредит буде значно пізніше, а накладні потрібно реєструвати щодня. Податкові зобов'язання значно перевищують податковий кредит, виникає постійна переплата ПДВ. Часто, коли підписуємо ПН одним пакетом (по 10–20 шт.), обов'язково одна з них буде НЕ ЗАРЕЄСТРОВАНОЮ».
«На сьогодні, на жаль, жоден з інспекторів у податковій службі не може пояснити, чому невірно відображаються залишки на 01.02.2015 р.»...
«Робота підприємства повністю заблокована, не можемо отримати податкові накладні за червень від постачальників через те, що в них заблокована можливість їх реєструвати. Розрахуватися з нами за поставлену продукцію через те, що вони заблоковані і втратили свою платоспроможність, вони не можуть».
Это только малая часть комментариев, собранных за два неполных дня анкетирования и две неполные недели работы СЭА. Поскольку анкетирование анонимное, владельцы предприятий открыто пишут о том, что они не ограничатся сворачиванием деятельности и будут уходить в «тень», по возможности переходя к наличным расчетам.
Игра стоит свеч?
И тут самое время вспомнить, ради чего собственно фискальная служба и решила перейти на электронное администрирование. Нормально работающая СЭА гарантирует государству стабильность налоговых поступлений, хотя ZN.UA неоднократно писало, что это далеко не единственный возможный способ борьбы с уклонением от уплаты НДС. По большому счету, и ранее, до введения системы, фискалы могли выявлять и устранять так называемые ямы. Что лишь подтверждает возросшая в последние месяцы активность ведомства в этом направлении и громкие заявления руководства налоговой о выявлении и устранении многомиллионных схем с неуплатой налога и о ликвидации многочисленных налоговых «ям». То есть версия о том, что ранее фискалы не столько не могли, сколько не хотели заниматься решением этого вопроса, справедлива. Вот только зачем тогда так настойчиво продвигать неработающую систему, которая в течение месяца-двух положит оставшихся предпринимателей на лопатки?
«Я помню, что еще в 2002 г. поднимался вопрос о введении электронных счетов. Тогда, как и сейчас, главным аргументом «против» было как раз отвлечение оборотных средств компаний. В итоге после длительных обсуждений от этой идеи отказались. А ведь это был 2002 г., когда экономика росла, и бизнес мог бы намного легче воспринять данное нововведение, так как имел больший запас прочности. Сейчас же ситуация совершенно иная, компании в большинстве своем испытывают финансовые трудности. При этом одна из основных задач, которые стоят перед экономикой, — это увеличение спроса, если его не будет, экономика продолжит сжиматься. Отвлечение сейчас оборотных средств у компаний будет играть против спроса и против экономики, соответственно, — считает Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. — Идею можно обсуждать, она имеет право на жизнь, но не в данный момент. Время для внедрения системы было выбрано крайне неразумно даже при условии, что система работает, как часы, а не так, как сейчас».
Сиюминутное увеличение налогов закончится, когда предприятия либо закроются, либо найдут новые возможности обойти систему. И на смену бюджетному росту придет ожидаемое падение поступлений, а вместе с ним и падение спроса, и ухудшение экономики, и снижение доходов населения. Взвешивали ли эти риски те, кто сейчас заверяет нас в эффективности предложенного варианта? Готовы ли они впоследствии признать свою вину за происходящее? О том, что система будет готова к запуску «уже через неделю», говорил в начале декабря 2014-го еще Игорь Билоус. Очевидно, что готовность была, мягко говоря, преувеличена как тогда, так и сейчас.
Но если в декабре экспертная среда задавалась вопросом, почему фискальная служба не может бороться с налоговыми «ямами» традиционными способами, то сейчас впору задуматься, а стоит ли эта борьба тех потерь, которые уже в полной мере ощущает бизнес. Почему за деятельность «ям», которые часто покрываются самими же налоговиками, должны расплачиваться все остальные предприятия. Как можно говорить о трансформации в сервисную службу, если начальник отдела администрирования НДС в Волынской области, отвечая на вопросы бизнеса относительно того, как им работать с СЭА, прямо говорит: «Готовьте деньги на штрафы». Почему чем активнее реформаторские кульбиты Минфина и ГФС, тем сложнее вести предпринимательскую деятельность в Украине? Так, может, лучше без ТАКИХ реформ?
- Информация о материале
Жить по-новому. Почему Украине необходима майерсоновская децентрализация
Казалось бы, пляски с Конституцией — от кучмовской до ющенковской, потом обратно, а затем опять вперёд — должны были убедить всех в исключительной важности этого документа. Хотя на нём и написано чёрным по белому «Основной Закон», но никто всерьёз к этому не отнёсся. Опыт вредно больших полномочий президента или грызни между главой государства и главой правительства, обусловленной неумным распределением ответственности, не привёл к лихорадочному поиску хорошо сбалансированных моделей управления. В очередной раз решили, что дело не в форме, а в содержании: не те люди на постах. Вот были бы другие!.. И мало кто понял, что потому и не другие, раз форма такая.
Помнится, ещё в советское время, поближе к его концу, говорили, что брежневская Конституция 1977 года — самая прогрессивная в мире. Ну разве что шестой параграф о руководящей роли КПСС картинку портил. А проблема, дескать, в том, что её никто не соблюдает. Закон — что дышло, а Основной Закон — просто дышло побольше. Из чего опять-таки вытекает, что важнее, кто у руля, чем устройство, которое руль приводит в действие. Конституционный нигилизм зародился ещё при большевиках.
Большевиков уж сколько времени нет, даже дешёвые подделки под коммунистов ушли с арены, Ленины на своих постаментах, если где и остались, уже почти не держатся на ногах, но Конституция нас так и не интересует.
Характерный пример — нынешние разговоры о децентрализации. Не будь этот пункт внесён в минские соглашения, кто бы об этом говорил? И отношение к нему подозрительное: раз на этом настаивает Москва, значит, какая-то гадость. Тем более, имеется неприятный опыт, связанный с Крымом. Едва не упустив полуостров в середине 90-х, мы год назад его таки прохлопали, и сказать, что автономный статус тут совсем ни при чём, не получается. Так, может, ну её, эту децентрализацию?
Нет, не ну. Потому что нет вернее средства вернуть наконец страну народу.
Ещё весной 2014 года, сразу после Майдана, начал прощупывать дорогу в Украину профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии Роджер Майерсон. Он потом приезжал и выступал неоднократно. Главная мысль, которую Майерсон пытался донести до украинцев: без децентрализации никак нельзя. Действующая система управления настолько кривобоко выстроена, что она с неизбежностью будет порождать серьёзные проблемы. И дело не только и не столько в возможности определять культурное своеобразие региона или распоряжаться налогами на местах. Есть вещи не менее, а в чём-то даже более важные.
Дело в том, что Роджер Майерсон — лучший в мире специалист по эффективным механизмам, ему за это и Нобелевскую премию дали: «За создание основ теории оптимальных механизмов». Интерес к конституционному устройству у него специфический, научный, ему геополитика, славянское братство и вековые традиции неинтересны. А вот как решить поставленную управленческую задачу наилучшим образом — про это он знает почти всё.
Так вот, по его мнению, сброс реальных полномочий в регионы позволяет значительно повысить качество политиков и политики. Нам ведь именно этого и надо, да? Нарабатывая опыт и авторитет на местах, они затем могут выходить на национальный уровень. Что уж говорить о реальном опыте участия граждан в решении проблем на местах: иного способа заставить их уповать на свои силы, а не на справедливое начальство из центра, на «доброго царя» нет. Пока политики национального уровня нам лучше известны, чем местные функционеры, не зависящие от нашего голоса. А дефицит кадров приводит к появлению на ответственных позициях в государстве каких-то серых лошадок, пропихнутых по блату.
Не укрепив демократию на местах, сложно ожидать её эффективности в общегосударственных масштабах. И никаких префектов-надзирателей, все проблемы с местными властями решать через суд, иначе неизбежна подмена местной власти центром. И никаких регионов с особым статусом: права и обязанности административных единиц одинаковы.
В общем, американец своё дело крепко знает. Но приехал он сюда в прошлом году, когда уже вовсю шла стрельба и под влиянием внешнего агрессора происходила попытка наглой дезинтеграции. И было как-то не до децентрализации, а потом стало ещё больше не до неё. Но вот пришлось к этим идеям вернуться, в рамках послевоенного урегулирования. И если уж их воплощать, то лучше по-майерсоновски, а не по-кремлёвски.
Жизнь учит: форма имеет значение. Тех, кто не прислушивается, бьёт.
- Информация о материале
Харків купив крюківські вагони метро по мільйону доларів за штуку
КП «Харківський метрополітен» 7 липня уклало угоду з ПАТ «Крюківський вагонобудівний завод» про придбання рухомого складу. Вартість угоди складає 118,80 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель». Договір підписано до кінця 2018 року. Усього купують п’ять вагонів. З них два головних вагони моделі 81-7036і три проміжні вагони моделі 81-7037.
Вартість вагону кожної моделі не уточнюється. У середньому один вагон коштуватиме 24 млн грн. Відомо, що проміжні вагони є дешевшими від головних, оскільки останні мають ще кабіну водія. Різниця в ціні може складати близько 15%.
При цьому вартість нових вагонів від Крюківського заводу є лише трохи більшою, ніж модернізація на цьому ж заводі вагонів для Київського метрополітену, яка проводиться на гроші Японії. У лютому столиця замовилакрюківцям встановлення нових асинхронних тягових установок у старих вагонах з реконструкцією інших елементів. Тоді це коштувало 20 млн грн. за вагон.
На сайтіХарківського метрополітену повідомляється, що крюківські вагони отримали ще 1 липня. Востаннє рухомий склад оновлювали у 2004 році з відкриттям станцій «Ботанічний сад» і «23 серпня».
Тендер проведено за переговорною процедурою закупівлі з посиланням на відсутність конкуренції з технічних причин. «Крюківський вагонобудівний завод» – єдиний на ринку України вітчизняний виробник вагонів метрополітену, у тому числи моделей 81-7036 та 81-7037 з асинхронним двигуном.
Акціонерами Крюківського заводу є фірми «OW Capital Management GmbH» (Австрія), AS Skinest Finants та «Osauhing Delantina» (Естонія), «Transbuilding Service Limited» (Великобританія). Основним власником заводу вважається його директор Володимир Приходько.
Для порівняння у 2013 році КМДА купувала вагони метро російського «Вагонмашу» по 8 млн грн./шт, по тодішньому курсу близько $1 млн.
Аналогічна ціна на вагона була зафіксована у договорі 2009 року. Тоді Київський метрополітен домовився про придбання 100 вагонів у лізинг. Постачальником була компанія «Укррослізинг», пов’язана з оточенням Юрія Іванющенка. 25 вагонів були виробництва Крюківського заводу. Однак більшість вагонів купувалися в російського «Вагонмашу», але не напряму, а через мережу компаній-прокладок. Встановлено, що на територію України 75 вагонів були поставлені по ціні 3,6 млн грн., тобто більше ніж удвічі дешевше, аніж договірна ціна для Київського метрополітену. Держфінінспеція порахувала, що залучення посередницьких структур призвело до завищення вартості договору на суму 287,9млнгрн.
У березні цього року Петербурзький метрополітен оголосив закупівлю вагонів. Очікувана вартість одного вагону склала 80 млн руб. або 30,62 млн грн.Це на 40% дорожче ніж восени минулого року, коли цю закупівлю було оголошено вперше. Журналісти пов’язують зростання ціни з девальвацією рубля. Офіційно попередні торги скасували для доопрацювання техзавдання. Потенційним фаворитом осінніх торгів називали Крюківський завод (Україна) у партнерстві з Кіровським заводом (Росія). За версією російських ЗМІ, цю дешевшу закупівлю скасували через розповсюдження в українських ЗМІ інформаціїпро те, що Крюковський завод вже домовився про перемогу в тендері, давши хабар чиновникам.
- Информация о материале
Над Кабмином тучи ходят хмуро
Нынешний персональный состав Кабинета министров Украины, просуществовав в неизменном виде почти семь месяцев, превзошел самые оптимистические прогнозы относительно своей деятельности. Сформированное по пресловутому квотному принципу из участников далеко не самой устойчивой парламентской коалиции, правительство было рано или поздно обречено на конфликты.
Кто лишится портфеля?
Скандальная отставка руководителя СБУ Валентина Наливайченко, как становится ясно, стала лишь прологом к череде кадровых решений. По имеющейся на момент написания материала информации, практически нет шансов на сохранение министерских портфелей у Игоря Шевченко (Минэкологии) и Александра Квиташвили (Минздрав). Уже несколько месяцев муссируется тема о возможной отставке министров аграрной политики Алексея Павленко, экономического развития Айвараса Абромавичуса и энергетики Владимира Демчишина. Есть обоснованные претензии к эффективности работы министра инфраструктуры Андрея Пивоварского и министра образования Сергея Квита. 30 июня фракция Блока Петра Порошенко озвучила желание изучить деятельность представителей силового блока — министра обороны Степана Полторака и внутренних дел Арсена Авакова. Повод выбрали, как по нынешним меркам, не самый значительный: ненадлежащее обеспечение военнослужащих формой и наличие ранее судимых лиц в добровольческих батальонах МВД.
Впору говорить о скором переформатировании Кабмина (кстати, важный момент: кресло первого вице-премьер-министра по «квоте Президента» до сих пор остается вакантным). Стоит объяснить, какими причинами оно может быть вызвано.
Прежде всего отметим, что вопреки распространенному мифу нынешний состав Кабмина не был персонально согласован с заокеанскими партнерами. Вице-президент США Джо Байден в ходе знаменитого визита накануне формирования правительства согласно имеющимся данным высказывал пожелания только относительно кандидатуры премьер-министра. И те были продиктованы не столько трепетным отношением лично к Арсению Петровичу, сколько опасениями, что вся полнота власти в Украине опять может быть сконцентрирована в руках одного человека.
А принимая решение о привлечении экспатов на министерские должности (выдвинуты они были по инициативе Президента и его окружения), глава государства действовал на свой страх и риск, предоставляя им украинское гражданство в пожарном порядке. Проще уж было внести изменения в законодательство и разрешить негражданам Украины занимать министерские посты (в конце концов, речь идет всего лишь о наемных менеджерах, исполняющих волю народа Украины, выраженную в законодательной форме Верховной Радой).
Это наталкивает на мысль о том, что отставка любого из «министров-иностранцев» — вынужденный шаг, который несомненно ударит по имиджу власти в целом, продиктованный экстраординарными обстоятельствами.
В случае с Квиташвили таким основанием действительно может считаться проявившаяся некомпетентность чиновника. Да и сам министр еще в январе говорил, что масштаб проблем в украинской системе здравоохранения значительно отличается от того, с чем ему пришлось столкнуться на предыдущей должности в Грузии. Как неоднократно писали «k:» (см. «Эксперименты со шприцами и памперсами» в №20 от 19 июля 2015 года), нерасторопность и непоследовательность чиновников Минздрава уже привели к хаосу на рынке и импортных изделий медицинского назначения, и отечественных медпрепаратов. Кроме того, эксперты, специализирующиеся на вопросах децентрализации и развития местного самоуправления, упрекают Минздрав в отсутствии стандарта набора медуслуг, которые имеет право получить каждый житель страны, — без него вообще теряет практический смысл идея о передаче финансирования и развитиямедицинской сферы на места (аналогичные претензии, кстати, эксперты предъявляли и Минобразования).
Абромавичус, заступая на пост министра экономического развития, обещал вообще как можно быстрее ликвидировать порученное ведомство за ненадобностью, мотивируя это огромным количеством ненужных для развития бизнеса разрешительных функций, возложенных на Минэкономики. Однако за прошедшие семь месяцев больше запомнился скандалами с увольнениями собственных советников-заместителей. Прогресс же в дерегуляции бизнеса пока просматривается с большим трудом.
А вот причины для недовольства деятельностью министров экологии и энергетики находятся в плоскости так называемой деолигархизации. И если Шевченко напрямую обвиняют в лоббировании интересов Александра Онищенко (министр и миллионер опровергают все обвинения), то Демчишин, мягко говоря, не нашел общий язык с крупнейшим частным оператором энергорынка — Ринатом Ахметовым. А, как говорят знающие люди, богатейший человек Украины довольно тесно контактирует с премьер-министром.
Тем не менее и некомпетентность отдельных чиновников высшего уровня, и перманентные «олигархические войны» не следует рассматривать в качестве основной причины для перестановок на правительственном уровне.
Ключевое слово — реформа
Украина вплотную подошла к черте, за которой неизбежно внесение существенных изменений в Конституцию. Ради того, чтобы ускорить этот процесс, власть в лице спикера ВР и председателя Конституционной комиссии (КК) Владимира Гройсмана даже пошла на рискованный шаг — отправила на экспертизу Венецианской комиссии «самопальный» проект изменений в Основной закон (члены КК признавались впоследствии, что впервые увидели его уже в готовом виде). Европейские правоведы не просто приняли пас, но и беспрецедентно быстро отреагировали, за считанные дни признав такой вариант реформы вполне соответствующим евростандартам. Более того, генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд выступил с отдельным обращением, в котором призвал как можно скорее имплементировать предложенные изменения.
Подобная спешка европейского сообщества вполне объяснима: в реформе видят ключ к разрешению конфликта в Донбассе, тратить силы и средства на которое в самом ЕС желанием особо не горят (там сейчас разгорелся собственный пожар — в Греции). В то же время проект конституционной реформы предусматривает весьма оригинальное перераспределение властных полномочий в пользу президентской власти (право на роспуск местных советов). Венецианцы, по имеющимся сведениям, этот момент в своих рекомендациях отметили (сверхконцентрация власти никогда ни к чему хорошему не приводила), но и внимание на нем не акцентировали.
В итоге Президент заинтересован в принятии изменений в Основной закон (для него лично это вопрос не только расширения полномочий, но и подтверждения собственной договороспособности с Западом).
А для этого требуется 300 голосов парламентариев.
Формально в коалиции столько и насчитывается, а на практике не всегда удается собрать даже простое большинство в 226 депутатов (даже в именном президентском блоке есть группы депутатов, не всегда «шагающих в ногу»). Заинтересовать партнеров по коалиции можно как раз кадровыми решениями. Ради возможного профита в виде конституционной реформы Президент может позволить себе пожертвовать отдельными министрами.
И здесь появляется еще один нюанс. Условный «вес» партий, сформировавших коалицию, за истекшие семь месяцев заметно изменился. «Народный фронт» ныне балансирует на грани прохождения в парламент, «Самопомощь» укрепила позиции, «Батькивщина» и РПЛ уж точно их не сдали. В действующем Кабмине и так наблюдался явный перекос в пользу президентских кандидатур, а позиции Яценюка уже не столь сильны как прежде. Так что в сложившейся ситуации глава государства вполне может позволить себе кадровые перестановки не только за «собственный счет», но и за счет ослабевшего НФ. Тем более — приближаются местные выборы. И одна из муссируемых идей — объединение на них усилий «фронтовиков» и «порошенковцев». Не зря ведь последние законодательные инициативы парламентариев предусматривают участие в местных выборах партийных блоков.
- Информация о материале
Спасти рядового экспортера
Украинское правительство должно создать новые условия для поддержки экспортеров, ведь наша экономика, являющаяся экспортоориентированной, падает угрожающими темпами. С одной стороны, в структуре украинского ВВП экспорт составляет около 50%, следовательно, связка "экспорт—промышленность" ключевая. С другой — резкое падение экспорта и экономики просто вынуждает правительство проявить активность и уже сегодня искать эффективные решения стратегических проблем. А проблемы чрезвычайно серьезные.
Как известно, в мае МВФ ухудшил прогноз падения ВВП Украины до 9%. И оснований для этого достаточно. В частности, за январь—май 2015 г. объем промышленной продукции сократился на 21,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А это — не только утраченные налоговые поступления в бюджет, но и рабочие места, и благосостояние населения. Кроме того, экспорт товаров за четыре месяца 2015-го сократился на 34,6 % (6,6 млрд долл. США), экспорт услуг за первый квартал — на 29,3% (0,9 млрд долл.). Падение продолжается еще с прошлого года, в 2014-м экспорт товаров и услуг уменьшился на 10,7 млрд долл., из них только товаров — на 8,4 млрд.
Все это — утраченные валютные поступления и дополнительное курсовое давление на валютном рынке. Возможно, кто-то скажет, что опасения необоснованны, поскольку сальдо у нас положительное. Но благодаря чему оно сформировано? За счет торговли услугами и более быстрого падения импорта по сравнению с экспортом.
В подобной ситуации времени на раскачку нет, необходимо предпринимать решительные шаги для изменения ситуации, создавать соответствующие условия, в том числе лоббировать интересы наших экспортеров на мировых рынках. Возможно, кто-то скажет: пусть выпускают качественную продукцию, не экономят и делают все для внедрения общепринятых стандартов, тогда мировые рынки с легкостью их примут. С одной стороны, это правильно, и нашим производителям есть куда расти. Но опыт развитых стран доказывает: государство не может стоять в стороне и должно активно поддерживать и стимулировать экспорт, помогая собственным производителям как в развитии их производств, так и в продвижении и реализации их продукции на мировых рынках.
В мире хорошо понимают, что экспортные и импортные потоки товаров являются лакмусовой бумажкой развития стран. Чем более высокотехнологичные товары направляет страна-экспортер, тем выше уровень ее развития и более конкурентные возможности на мировых рынках. Поэтому среди развитых стран считается "хорошим тоном" активное лоббирование интересов производителей с использованием методов прямой (пошлины, налоги, квоты, субсидии) и косвенной поддержки (консультационная и информационная помощь, организация выставочной деятельности).
К сожалению, в Украине за 24 года независимости так и не создана эффективная система поддержки экспорта. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" откровенно устарел. Принятая в 2013 г. Кабинетом министров Украины Концепция создания системы государственной поддержки экспорта Украины в полном объеме внедрена не была. Государство сосредотачивается на фискальном подходе к регулированию экспортно-импортных операций, а до остального руки чиновников не доходят.
Дискуссия вокруг вопроса комплексных механизмов поддержки экспортеров продолжается. В этом случае следует остановиться на конкретных инструментах поддержки экспорта, например, через систему экспортно-кредитных агентств, о которых говорили еще в 90-х годах прошлого века. Подобные механизмы активно используются в более чем 70 странах мира, где экспорт стимулируют путем предоставления государственной финансовой поддержки — гарантий, субсидирования, стимулирования страхования и кредитования и т.п.
В этом контексте важным шагом к решению проблемы стимулирования экспорта в Украине стало внесение в Верховную Раду законопроекта "Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта". Фактически этим документом предлагается создать страховое учреждение, которое будет работать как партнер для экспортеров, предоставляя услуги страхования и гарантирования в сферах, являющихся "слишком рискованными" для частных компаний. Прежде всего, поддержка, которая будет предоставляться учреждением, будет касаться обеспечения производства продукции перерабатывающей промышленности. На нее, с одной стороны, есть потенциальный спрос на внешних рынках (как, например, на продукцию пищевой промышленности), а с другой — она является продукцией с высокой добавленной стоимостью (т.е. машины, оборудование и т.п.), развитие которой будет стимулировать другие отрасли экономики.
Этот действенный инструмент десятки лет эффективно используется экспортерами для минимизации собственных расходов и рисков, что способствует развитию бизнеса, а также опосредованно и развитию внутреннего рынка.
И результат подобной поддержки более чем очевиден. За почти 70 лет своего существования Эксимбанк США стимулировал американский экспорт на сумму свыше 400 млрд долл., а общий объем кредитов, предоставленных только в 2012 г. банковской группой KfW для поддержки немецкой экспортной продукции, составил 13,4 млрд евро. Чешское Агентство по гарантированию и страхованию экспорта на протяжении 1993–2014 гг. при государственной поддержке застраховало экспортных контрактов на сумму почти 719 млрд чешских крон.
В мировой практике отсутствует единый подход к модели создания и функционирования учреждений по поддержке экспорта, в том числе относительно формы собственности.
Это может быть:
1) учреждение, корпорация или агентство, владельцем которого является государство, — такой подход распространен в наибольшей степени. Это Eximbank (США), NEXI (Япония), SACE (Италия);
2) частная компания как государственный агент. Самые известные — Euler Hermes (Германия), COFACE (Франция), Atradius (Нидерланды). Но влияние на их деятельность со стороны государства ощутимо, поскольку они поддерживают экспортеров именно за государственный счет и/или под государственным контролем;
3) смешанная форма собственности, а именно — SBCE (Бразилия), CESCE (Испания), SEK (Швеция), ECGE (Египет).
Системы поддержки экспорта чаще всего базируются на создании нескольких учреждений, которые работают, дополняя друг друга и реализуя единую государственную цель — стимулирование и поддержка экспорта. Это экспортно-импортные банки (функция — кредитование и гарантирование), страховые организации (для страхования коммерческих и некоммерческих рисков) и в некоторых случаях агентства, предоставляющие консультационную помощь. Например, в Бразилии государственные банки BNDES и Банк Бразилии кредитуют своих производителей, полугосударственная SBCE страхует кредиты, во Франции Bpifrance осуществляет кредитование, а COFACE — страхование, в Германии сотрудничают банковская группа KfW (кредитование) и Euler Hermes (страхование), в Чехии действует Чешский экспортный банк и Агентство по гарантированию и страхованию экспорта (EGAP) и т.п. Хотя, например, в США и Мексике такие функции объединены в одном учреждении.
Учитывая мировой опыт, Украина имеет все возможности эффективно поддержать своих производителей и экспортеров. Но какое-либо законодательное закрепление особенностей деятельности государственного учреждения, которое бы осуществляло поддержку экспорта, должно учитывать рыночный статус ее деятельности и отсутствие каких-либо попыток со стороны государства вмешиваться в ее практическую деятельность, сосредоточившись только на определении направлений ее работы.
Возникает вопрос: это должен быть банк или страховая компания? Поскольку в Украине полноценно действуют государственные банки и банки с государственной долей, через которые правительство может опосредованно реализовать собственную политику, целесообразнее было бы создать страховое учреждение. Ведь государство не может оказать непосредственное влияние на формирование политики страховщиков, поскольку таких компаний в полной государственной собственности нет.
Учитывая это, в Украине целесообразно создать модель по поддержке экспорта при участии страховой компании, которая:
— будет страховать риски, которые несут экспортеры (коммерческие и некоммерческие, в том числе политические) и относительно которых ограничено предложение со стороны других страховых компаний, а также перестрахование рисков страховщиков, застрахованных экспортерами;
— будет предоставлять гарантии выполнения экспортерами обязательств для участия в международных тендерах, иностранными покупателями — обязательств по внешнеэкономическим договорам (контрактами), а также гарантии кредиторам по предоставленным экспортным кредитам.
Конечно, не следует забывать, что учреждение по поддержке экспорта — не панацея для экспортеров, а только один из необходимых факторов стимулирования их деятельности, который должен стать одним из составляющих элементов соответствующей комплексной государственной стратегии. Стратегии, которую оба возглавляемых нынешним премьер-министром правительства (при его нахождении на должности уже в течение полутора лет! — Ред.) так и не смогли даже разработать, не то что внедрить. Так не пора ли уже хотя бы начать?
- Информация о материале
Військові намагаються відібрати у «порошенківця» стрілецький комплекс, відданий йому депутатами Кернеса
Військова прокуратура Харківського гарнізону звернулася з позовом до Господарського суду Харківської області, в якому вимагає визнати недійсними рішення Харківської області про передачу в оренду фізичній особі-підприємцю стрілецько-стендового комплексу «Залютін Яр», площа якого складає 5,3 га, а вартість 8,9 млн. грн. Про це сказано у повідомленнівійськової прокуратури Центрального регіону України.
26 лютого 2014 року Харківська міськрада прийняла рішення передати в оренду земельну ділянку стрілецько-стендового комплексу, яка перебувала на обліку у квартирно-експлуатаційному відділі Міністерства оборони України. Договір оренди було укладено строком на 25 років – до 2039 року.
Нагадаємо, у день цього рішення проросійські пікетувальники підняли над мерією Харкова прапор Росії.
В прокуратурі стверджують, що «Залютін Яр» тривалий час використовувався для потреб оборони, так як він ідеально пристосований для стрілецького навчання та тренування особового складу військових підрозділів, вишколу та бойового злагодження військ. Це найбільший стрілецько-стендового комплекс Харкова.
Прокуратура в своєму повідомленні не вказує, в чому була протиправність дій Харківської міськради при укладанні договору оренди стрільбища. Але раніше військова прокуратура вже судиласяза «Стрілецько-Стендовий комплекс «Залютін Яр». В 2010 році прокуратура подала до суду, вимагаючи визнати недійсним договір, за яким в 2000 році Спортивне товариство військових мисливців та рибалок Східного регіону Збройних Сил України продало фірмі цілісний майновий комплекс стрільбища ТОВ «Хантер», основним власником якої був Валерій Дема.
Тоді в своєму позові прокурори вказали, що питання відчуження військового майна віднесено до виключної компетенції Кабінету міністрів. А, відповідно, спортивне товариство ЗСУ не мало жодного права продавати це майно. В кінці 2013 року військова прокуратура виграла справу в ТОВ «Хантер» в Господарському суді Харківської області.
За даними «Наших грошей», договір оренди стрілецько-стендовго комплексу з Харківською міськрадою уклав ФОП Дема Валерій Іванович. Він зареєстрований в Харкові, основний вид його діяльності – задача в оренду нерухомості.
Дема займав посаду віце-президента ТОВ «СігмаБлейзер Україна», яка контролюється американським інвестиційним фондом «SigmaBleyzer». На виборах в Раду Дема балотувався до Верховної Ради від «Блоку Петра Порошенка» в одномандатному окрузі на Харківщині, але програв Дмитру Добкіну – брату екс-гбернатора Харківщини Михайла Добкіна.
Крім того, в кінці 2014 року в ЗМІ Дема називався одним з кандидатів на посаду губернатора Харківської області. Але замість нього був призначений Ігор Райнін.
Дема разом з харківськими мультіміліонерами Всеволодом Кожемяко та Сергієм Політучим є засновником благодійного фонду «Мир і порядок», який був створений в травні 2014 року та займається допомогою військовим в зоні АТО та переселенцям з Донбасу.
- Информация о материале
Страница 753 из 2102
