Главная
Система нащупала ручеек
На днях директор департамента финансовой стабильности НБУ Виталий Ваврищук сообщил о прекращении оттока средств населения с депозитов и банковских счетов. Так, в июне гривневые сбережения во всех платежеспособных банках выросли на 4%, а отток с валютных вкладов составил менее 1%. «Депозиты в гривне прирастают с апреля. По валютным вкладам ситуация не столь оптимистичная, но банки уже почти дошли до той точки, когда она станет стабильной, и произойдет это в перспективе одного-двух месяцев», — заявил Ваврищук.
Понять и простить
Оптимизм чиновника объясним, особенно если учесть, что с начала года банковская система потеряла в целом 17,7 млрд. грн. и $3,4 млрд. И, видимо, восстановление хоть какого-то притока средств является хорошим сигналом.
Однако следует помнить: для того, чтобы на фоне массового недоверия к отечественным финучреждениям заманить вкладчиков в банки, последним пришлось пойти на беспрецедентное повышение депозитных ставок. Так, ныне средняя доходность по годовым вкладам физлиц в гривне составляет почти 22%, в долларах — 9,4%, в евро — 8,6%.
Такие условия, кроме прочего, позволили НБУ в начале лета увеличить лимиты на снятие средств с гривневых счетов до 300 тысяч гривен в сутки. Тем не менее забрать свою валюту, как и прежде, можно лишь в сумме не более 15 тыс. грн. в эквиваленте.
Учитывая ситуацию на валютном рынке страны, регулятор рисковать не готов. Видимо, во многом именно эта осторожность и позволяет удерживать отток валютных вкладов населения на нынешнем относительно низком уровне.
Между тем тонкий депозитный ручеек воодушевил банкиров, и финансисты стали аккуратно внушать гражданам мысль о том, что банки уже не столь остро нуждаются в деньгах, как раньше, и могут начать пересматривать условия депозитов.
Безвалютная зона
Участники рынка прогнозируют снижение депозитных ставок на 3–5% в самое ближайшее время. «С 20 июля будут снижены ставки по срочным вкладам», — сообщил первый зампред правления ПриватБанка Олег Гороховский. «Продолжение повышения ставок — путь в никуда, — говорит и.о. председателя правления Укрсоцбанка Тамара Савощенко, — доходность и так высокая. Ставки для срочных депозитов должны остаться на нынешнем уровне, а по текущим счетам — снизиться».
Впрочем, в первую очередь банки пересмотрят проценты по гривневым вкладам. Валюта по-прежнему в дефиците, ведь клиенты не спешат доверять ее системе. «Введенные регулятором ограничения привели к колоссальной дифференциации депозитного портфеля в валюте. Клиентов подтолкнули к непрерывному изъятию валюты в пределах допустимых лимитов. При этом мы не наблюдаем подобной ситуации с вкладами в гривне», — отмечает член правления Пиреус Банка Илиас Музакис.
Добавим, что общеэкономические и политические риски в Украине по-прежнему велики, и, несмотря на первые признаки остановки оттока денег из банков, говорить о светлом будущем системы в сколько-нибудь обозримой перспективе достаточно сложно. «Очень немногие банки могут рассчитывать на приток депозитов от населения, — считает зампред правления Сбербанка России Ирина Князева. — Прежде всего это те финучреждения, акционеры которых явно демонстрируют желание сохранить бизнес в Украине».
«Важно, чтобы регулятор последовательно проводил политику, направленную на возврат доверия к банковской системе, и постепенно снимал ограничения, временно введенные для стабилизации национальной валюты», — добавляет начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов ВТБ Банка Марина Кшинина.
- Информация о материале
У Кернеса дають «регіоналу» 40 мільйонів на ремонт вулиць
Департамент будівництва та шляхового господарства Харківської міськради 7 липня уклав угоди з ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» про капітальний ремонт вулиць на суму 40,37 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Найбільше 18,28 млн грн. виділять на ремонт вулиці Трінклера. Довжина ремонтованої ділянки складає 1,2 км. Передбачено ремонт покриттів проїжджої частини, трамвайного шляху, тротуарів, перевлаштування перибриків, заміну люків, встановлення пандусів, кронування дерев і корчування пнів.
Ще 6,78 млн грн. піде на капремонт вулиці Лялі Убийвовк на ділянці між вул. Клочківська і вул. Олексіївська протяжністю 1 км.
Також 8,18 млн грн. коштуватиме ремонт вул. Халтуріна на ділянці від Салтівського шосе до просп. П’ятдесятиріччя СРСР протяжністю 1,3 км.
Вулицю Руставелі на ділянці від площі Руднєва до вул. Кірова ремонтуватимуть за 5,40 млн грн. Протяжність ділянки – близько 1 км.
Ремонт вулиці Маяковського від вул. Сумської до вул. Трінклера обійдеться в 1,74 млн грн. Йдеться про ділянку довжиною 160 м.
Всі ці підряди дісталися ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» яке заснували депутат Чугуївської райради Валерій Пєвнєв, обраний від Партії регіонів, та компанія з управління активами «Фінекс-капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман.
- Информация о материале
Перемирие с коррупцией. Как Порошенко замял конфликт прокуроров
14 июля, президент Украины подписал поправки к закону «О прокуратуре Украины», посадив по левую руку от себя генерального прокурора Виктора Шокина, а по правую – его заместителя Давида Сакварелидзе, и объявив их единой командой. Так был заморожен конфликт между представителями старой команды ГПУ и прокурорами-реформаторами.
Это решение позволяет временно сохранить порядок внутри ведомства, но не устраивает общественность и политиков, наблюдавших вчера на пике противостояния явную попытку команды генпрокурора развалить уголовное дело против его коллег-взяточников.
За время, прошедшее после Майдана в Украине не сел ни один обвиняемый в тяжких преступлениях высокопоставленный чиновник, не расследованы дела о расстрелах на Институтской. Зато поменялись три генеральных прокурора.
О первом, постмайданном руководителе ГПУ, свободовце Олеге Махницком до сих пор ходят легенды. Мол, несколько месяцев в кресле генерального прокурора помогли ему приобрести пятизвездочную гостиницу Hyatt в столице. Махницкий их, конечно же, опровергает.
Предыдущий генпрокурор Виталий Ярема ушел в отставку, не доведя до суда ни одного резонансного дела. Запомнился разве что тем, что неистово защищал своего заместителя и по совместительству близкого друга Александра Даниленко, когда вокруг него разгорелся коррупционный скандал, связанный с незаконным завладением большого земельного участка.
Вслед за ним эту должность занял Виктор Шокин, и ряд громких расследований получили ход. Но появилась другая тенденция – как только вероятность наказания становится реальной, фигуранты криминальных дел беспрепятственно покидают страну.
Примеры бежавшего экс-главы Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко и народного депутата Сергея Клюева стали серьезным ударом по доверию к новому составу ГПУ.
Поэтому неудивительно, что известие о задержании двух прокуроров по подозрению во взяточничестве вызвало большой общественный резонанс, а факты препятствования следствию – негодование и призывы к отставке руководства ведомства.
Новые против старых
Обыски у замглавы главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина и заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца состоялись утром 5 июля.
У первого было найдено 500 тысяч долларов, у второго 65 бриллиантов. Оба были задержаны по подозрению во взяточничестве.
Расследование и спецоперация инициировала «новая команда» в Генеральной прокуратуре: заместители генпрокурора Давид Сакварелидзе и Виталий Касько. Для проведения обыска в кабинетах прокуроров пришлось привлечь спецназ СБУ «Альфа».
Тогда же в СМИ появилась информация о распоряжении первого заместителя Генпрокурора Владимира Гузыря – возбудить уголовное производство против Давида Сакварелидзе по статье 341 УК: «захват государственных или гражданских зданий или сооружений».
Владимир Гузырь – представитель «старой команды».
Как и Виктор Шокин, он работает в органах прокуратуры с начала 1980-х. Вместе с ним в ГПУ работает его сын Дмитрий, у Виктора Шокина среди родственников в прокуратуре есть экс-падчерица, ее муж и тесть Татьяна, Алексей и Николай Горностаевы.
Шапакина и Корнийца тоже нельзя назвать случайными людьми в органах.
По словам народного депутата Мустафы Найема, Александр Корниец – «близкий товарищ и Владимира Гузыря и Виктора Шокина» (его жена работает в его же подчинении в областной прокуратуре), а Владимир Шапакин «считается человеком Шокина».
После встречи с президентом шестого июля Владимир Гузырь заявил, что не возбуждал уголовное дело против Давида Сакварелидзе.
Но противостояние между старой и новой командами в ГПУ продолжало нарастать.
Восьмого июля господин Гузырь подписал приказ о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей прокуроров Шапакина и Корнийца в связи с проведением служебного расследования их «позорного поступка».
То есть, подозреваемых не только не уволили, сохраняя им заработную плату, но и дали оценку их действиям без какого бы то ни было упоминания уголовной ответственности.
А уже девятого июля суд отпустил Владимира Шапакина под залог в размере 3,2 млн грн.
Это вызвало возмущение Давида Сакварелидзе – он назвал эту сумму «бесспорно, ничтожно малой для людей такого уровня».
В понедельник 13 июля в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано дело, возбужденное старшим следователем управления по расследованию особо важных дел ГПУ Дмитрием Сусом.
Согласно его фабуле, «служебные лица Генпрокуратуры по предварительному сговору с сотрудниками СБУ и работниками Апелляционного суда Киева внесли недостоверные сведения в официальные документы».
Речь идет о подчиненных Давида Сакварелидзе, проводивших все процессуальные действия по задержанию прокуроров Шапакина и Корнийца.
Одновременно следователь Сус затребовал у руководства СБУ личные данные всех сотрудников, принимавших участие в обысках у прокуроров.
В ответ на следующий день,14 июля, в 9 утра под стенами ГПУ собрался митинг гражданских активистов, организованный «Автомайданом» и Центром противодействия коррупции под общим лозунгом: «Гузыря на нары, а не на Канары» и с требованием отставки первого замгенпрокурора, который «оказывает давление на следствие против прокуроров-взяточников».
Принуждение к миру
В течение 14 июля напряжение стремительно возрастало.
Около часа дня Дмитрий Сус отправился в Печерский районный суд Киева требовать санкции на обыск у следователей Сакварелидзе. Виктор Шокин, по сообщениям народных депутатов и активистов, тем временем поехал в Апелляционный суд Киева, попытаться признать незаконными обыски у Шапакина и Корнийца.
Сам Виктор Шокин в своем комментарии «Украинской правде» опроверг визит в Апелляционный суд, как и всякое вмешательство в расследование.
В это же время Виталий Касько подтвердил факт давление на следствие в деле прокуроров-взяточников.
«Руководство ГПУ продолжает оказывать давление на команду следователей и прокуроров. – заявил Касько. – Звучат угрозы увольнения процессуального прокурора, который давал разрешения на все аресты и обыски».
В Верховной Раде возобновился сбор подписей за отставку Виктора Шокина, в соцсетях – «шторм» комментариев с требованием назначить на должность нового Генпрокурора Давида Сакварелидзе.
Поскольку назначает на эту должность президент, к вечеру Петр Порошенко оказался в ситуации, когда должен был принимать решительные меры.
С одной стороны, уволив Виктора Шокина, он признал бы свою очередную кадровую ошибку.
С другой – позволив генпрокурору развалить дело прокуроров-взяточников, он спровоцировал бы волну протестов.
Из этой ситуации Петр Порошенко решил выйти с нейтральным решением, никого не увольняя. В половину седьмого вечера вторника он усадил за один стол Виктора Шокина и Давида Сакварелидзе.
В их присутствии подписал поправки к Закону Украины «О прокуратуре», позволяющие реформировать прокуратуру. В частности проводить открытый конкурс на должности в ведомстве и независимые расследования преступлений, совершаемых самими прокурорами.
Президент несколько раз подчеркивал, что Виктор Шокин и Давид Сакварелидзе – одна неделимая команда, руководствующаяся общими целями и общим видением идей их реализации.
«Главное, что вы оба пользуетесь твердой поддержкой президента и твердой поддержкой общества», – заявил Петр Порошенко.
Он добавил, что дело прокуроров-взяточников будет доведено до конца. «Это принципиальная позиция генерального прокурора», – сказал президент.
Генеральный прокурор послушно закивал.
Пока Давид Сакварелидзе и Виктор Шокин находились у президента, уголовное производство против следователей Сакварелидзе исчезло из реестра.
Так примирение двух команд состоялось на бумаге
На своей страничке в Facebook в семь вечера господин Сакварелидзе назвал подписание поправок «победой Украины», напомнил о словах президента про «нулевую толерантность к коррупции», и выразил благодарность «простым людям, общественным активистам, журналистам».
«Всем тем, кто постоянно поддерживает нас и нашу команду следователей и прокуроров, оперативных работников подразделения «К» при СБУ в нашей борьбе против коррупционеров».
Осталось неясным, какую оценку получат действия Виктора Шокина и Владимира Гузыря в поддержку подозреваемых Шапакина и Корнийца, за которыми вчера в течение всего дня наблюдали «простые люди, общественные активисты и журналисты».
После заседания у президента блогосфера наполнилась шутками, вроде «президент заявил о полной поддержке Горбатого и Шарапова».
Сегодня утром народные депутаты разных фракций обращались к президенту с трибуны Верховной Рады с требованием уволить Виктора Шокина.
Глава парламентского комитета по борьбе с коррупцией Егор Соболев заявил корреспонденту УП, что уверен – расследование против прокуроров-взяточников «будут тянуть, тянуть и тянуть, пока мы не устанем об этом говорить, а вы – писать».
«Давида будут пытаться на чем-то поймать и дискредитировать – это то, что они задумали. – считает Соболев. – Гузырь – разоблаченный взяточник, Порошенко и Шокин крышуют разоблаченных взяточников. Значит, очистить Генпрокуратуру мы должны путем гражданского и парламентского давления».
- Информация о материале
Чем испугало государство потенциальных фальсификаторов местных выборов?
Массовые фальсификации, подкуп, административный ресурс на местных выборах 2010 г., парламентских выборах 2012-го и промежуточных выборах народных депутатов в пяти округах 2013 г. привели к неспособности режима Виктора Януковича убедить общество в том, что его можно отстранить от власти посредством института голосования. И общество взорвалось осенью 2014 г. — зимой 2015-го известными революционными событиями.
Внеочередные президентские и парламентские выборы 2014 г. сопровождались нескрываемым, но сдержанным оптимизмом международных и национальных наблюдателей.
Ключевое отличие выборов 2014 г. и выборов во времена Януковича заключается в том, что органы государственной власти, политически связанные с отдельными участниками электоральной гонки, воздержались от массового вмешательства в избирательный процесс. В 2012 г. наиболее распространенным нарушением на выборах стало злоупотребление административным ресурсом, когда вся властная вертикаль работала на одну политическую силу и ее выдвиженцев в избирательных округах. После отстранения Януковича этот тип нарушения законодательства и общепризнанных стандартов выборов отошел на второй план, но сохранились проблемы с подкупом избирателей, непрозрачностью финансирования предвыборной агитации, засильем технических кандидатов и партий, несбалансированностью влияния на деятельность избирательных комиссий.
На протяжении февраля—июня 2014 г. Гражданская сеть ОПОРА в партнерстве с Международным фондом избирательных систем (IFES), отправляя соответствующие запросы, провела промежуточный мониторинг эффективности правоохранительных органов Украины в расследовании преступлений против избирательных прав, совершенных на внеочередных выборах народных депутатов Украины 26 октября 2014 г. Кроме того, проводились постоянный мониторинг и анализ судебных решений в отношении избирательных преступлений, обнародованных в Едином реестре судебных решений.
Актуальность этой проблематики очевидна. Результативность реакции правоохранительных органов на преступления против избирательных прав граждан, зафиксированные на парламентских выборах 2014 г., определит общие условия проведения запланированных на этот год местных выборов.
Если правоохранители и суды не продемонстрируют, что неотвратимость наказания в избирательной сфере не пустой звук, то у кандидатов в местных кампаниях будут развязаны руки. Сухая статистика ярко продемонстрирует уровень политической и должностной ответственности руководителей государства в целом и руководства правоохранительной системы в частности, которые публично брали на себя ответственность обеспечить действенное наказание фальсификаторов выборов.
По состоянию на июнь 2015 г., через восемь месяцев после дня голосования на внеочередных выборах народных депутатов Украины, следует констатировать, что пугать потенциальных фальсификаторов на будущих местных выборах практически нечем. Как мыльные пузыри лопнули громкие заявления о резонансных расследованиях в отношении одиозных победителей в одномандатных избирательных округах.
На внеочередных выборах народных депутатов Украины в 2014 г. органы внутренних дел Украины начали 291 криминальное производство по ст. 157–160 Уголовного кодекса Украины, которыми устанавливается ответственность за преступления против избирательных прав общин.
Больше всего уголовных производств — 181 — было начато по ст. 157 УКУ, которая содержит широкий перечень состава преступлений, связанных с препятствованием осуществлению избирательного права. По поводу фактов фальсификации избирательных документов, предоставления ложных сведений в орган ведения Государственного реестра избирателей (ст. 158 УКУ) — 46 производств.
Третьей наиболее распространенной статьей Уголовного кодекса на парламентских выборах стала новая статья — 160 — о подкупе избирателей. По ней возбуждено 37 производств.
Значительно меньше расследований касалось незаконного использования бюллетеней, голосования избирателем более одного раза (17 производств по ст.158-1 УКУ), нарушения порядка финансирования избирательной кампании
(9 производств по ст.159-1 УКУ), незаконного уничтожения избирательной документации (одно производство по ст.158-2 УКУ).
Зато по статье 159 УКУ (нарушение тайны голосования) не было возбуждено ни одного уголовного производства.
Регионами-лидерами по количеству начатых уголовных производств в отношении избирательных преступлений оказались г. Киев (52), Донецкая (50), Одесская (41), Киевская (29), Черниговская (28) и Харьковская (20) области. Но, как известно, количество не всегда переходит в качество.
На конец июня 2015 г. только 13 из 291 уголовного производства завершились направлением обвинительных актов в суды. Это около 5% от общего количества начатых уголовных производств.
222 уголовных производства (76% от общего количества) уже закрыто без обращения в суд, то есть завершились безрезультатно. И расследование 55 (19%) уголовных производств до сих пор продолжается. Еще в одном уголовном производстве органы следствия направили ходатайство об освобождении обвияемого от уголовной ответственности.
Тенденция заключается в закрытии ежемесячно до 20 уголовных производств и неизменности количества судебных решений.
Обращает на себя внимание то, что регионы — лидеры по количеству начатых уголовных производств плетутся в хвосте по количеству доведенных до суда результатов следствия. К примеру, в городе Киеве, где был начат рекордный для страны массив уголовных производств, ни одно из них пока что не дошло до суда. Все уголовные производства уже закрыты еще в одном регионе-рекордсмене — Черниговской области. В Донецкой области лишь одно из 50 уголовных производств дошло до суда, в Киевской — ноль из 29, Харьковской — ноль из 20.
Условными передовиками по количеству доведенных до суда расследований являются Днепропетровская, Черкасская, Житомирская, Кировоградская и Хмельницкая области, в которых до суда дошло аж по два уголовных производства.
Региональный аспект расследования избирательных преступлений подталкивает к мысли, что осенью 2014 г. происходило некое соревнование по количеству начатых уголовных производств, связанное с общественным запросом на заявления политиков и чиновников о суровом наказании фальсификаторов. Достаточно сравнить Киев и Хмельнитчину. В столице начаты 52 производства, и ни одно до сих пор не дошло до суда. Зато в Хмельницкой области следствие проводилось лишь по двум делам, и оба доведены до суда.
Единый реестр судебных решений позволяет проследить основные тенденции судебного разбирательства единичных избирательных преступлений, которые органы следствия смогли довести до логического завершения.
Доступные общественности 10 решений судов свидетельствуют, что в судебном порядке больше всего было рассмотрено дел, связанных с предоставлением членами участковых избирательных комиссий избирательных бюллетеней лицам, не имевшим права на них получение (три приговора по ч. 2 ст.158-1 УКУ).
Два приговора и одно постановление об освобождении от уголовной ответственности касались незаконного получения избирательного бюллетеня, голосование больше одного раза (ч 1. ст.158-1 УКУ).
По одному из самых распространенных нарушений парламентской кампании — незаконному переписыванию протоколов членами УИК — вынесен лишь один судебный приговор и одно постановление об освобождении лица от уголовной ответственности.
Зато два приговора были вынесены в производстве о препятствовании свободному осуществлению избирательного права путем подкупа (ч.1 ст.157 УКУ). На подкупе избирателей следует остановиться отдельно.
Изменениями в Уголовный кодекс подкуп избирателей был выведен в отдельный состав преступления лишь за несколько дней до даты голосования на последних парламентских выборах. Значительная часть фактов подкупа, по которым была реакция правоохранительных органов, рассматривалась в рамках «широкой» ст. 157 УКУ, а не новой ст. 160, поскольку более суровая мера наказания не могла применяться задним числом.
Затягивание с принятием парламентом и подписанием президентом изменений в Уголовный кодекс в октябре 2014 г. в отдельных случаях определило действенность наказания за подкуп избирателей. В частности, в одномандатном округе №102 Кировоградской области, где народным депутатом был избран Олесь Довгий, уголовные производства по подкупу избирателей закрыли на том основании, что из статьи 157 Уголовного кодекса, по которой их открывали, было изъято слово «подкуп».
Логика подсказывает, что переведение подкупа избирателей из способа препятствования избирательному праву в статус самостоятельного преступления не означает его декриминализации. Впрочем, следователи толковали эту ситуацию по-другому, а потому громкие заявления о необходимости особенно придирчиво расследовать нарушения в скандальном округе завершились политическим и информационным пшиком.
А теперь о главном. Никто на сегодня не получил реального срока тюремного заключения за преступления, совершенные на последних выборах. Абсолютное большинство обвиняемых в процессе следствия признали свою вину, а почти в половине случаев было заключено соглашение о признании вины с целью смягчения меры наказания. Например, в одном из двух дел о подкупе избирателей соглашение о признании вины, утвержденное судом, предусматривало штраф 5100 грн. Очевидно, что кандидатов такое наказание не заставит отказаться от технологий подкупа избирателей.
Ни в одном из принятых судами решений не говорится о привлечении к ответственности организаторов фальсификаций. Человек, имеющий хотя бы минимальное представление о противозаконных избирательных технологиях, понимает, что «финансовые пирамиды» на выборах, массовая раздача избирателям продуктовых наборов или других благ, вбрасывание бюллетеней не могут реализовать один человек или неорганизованная группа лиц.
Отсутствие реально наказанных за фальсификации на внеочередных парламентских выборах уже провоцирует новые нарушения. На промежуточных выборах народного депутата Украины в округе №205 Чернигова изобилует «гречка», а штабы кандидатов обсуждают перспективы денежного подкупа.
Для предстоящих местных выборов безнаказанность нарушителей образца 2014 г. — это мина замедленного действия. И мы должны понимать, что безнаказанность влияет не только на политиков. Деформация правового сознания распространяется и на рядовых членов избирательных комиссий, готовых «за просто так» перерисовывать протоколы. На избирателей, которые до сих пор не знают об ответственности за получение предвыборной взятки.
Что делать при такой пессимистической ситуации? Обеспечить общественный контроль за расследованием тех уголовных производств, которые еще не закрыты. А остались, как можно думать, самые сложные дела (из 55 актуальных производств 17 касаются подкупа избирателей). И добиться накануне старта местной кампании публичного отчета Министерства внутренних дел о расследовании избирательных преступлений, совершенных на последних парламентских выборах. Общество имеет право знать, достаточные ли усилия приложило государство для наказания виновных в нарушении избирательных прав граждан. Если открытие резонансных производств широко анонсировалось должностными лицами, то и закрываться они должны с должным информированием общества. Это дело политической ответственности.
Новый закон о местных выборах, который не прошел должного профессионального анализа и полноценной дискуссии в парламенте, обостряет риски манипуляций в локальных кампаниях. В частности, на пленарном заседании Верховной Рады поправки и предложения, внесенные во втором чтении, содержательно даже не рассматривались.
Кулуарность подготовки и принятия закона не позволила экспертам и депутатам полноценно проверить избирательные процедуры на чувствительность к фальсификациям. Но предложенная для местных выборов в Украине избирательная система, учитывая опыт практического применения аналогичной в отдельных регионах Российской Федерации, не настраивает на оптимистичные прогнозы.
В России использование системы, подобной украинской, не только не привело к уменьшению коррупционности избирательного процесса, но и стало причиной массовых взаимных фальсификаций между кандидатами, выдвинутыми одной партией в разных территориальных округах.
Такая избирательная система предусматривает «закрепление» не более одного кандидата в относительно небольших территориальных округах, на которые разбивается город, район или область. Порядок очередности получения мандатов кандидатами от проходной партии определяется сравнением процентов (не абсолютного количества голосов), полученных партией в разных территориальных округах. Как показывает российская практика, кандидаты мотивированы противозаконно занижать явку и результаты в округах своих однопартийцев или завышать результативность собственной партии в своем округе. То есть в Украине к фальсификациям со стороны разных партий могут добавиться внутрипартийные манипуляции с голосами избирателей.
В России подобная избирательная система сопровождалась эффектами так называемого недопредставительства и чрезмерного представительства территорий. В одном округе могут избрать нескольких депутатов от разных партий, в другом — ни одного, в третьем победителем станет не тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов. В политически активном украинском обществе указанных эффектов избирательной системы избиратели могут не воспринять, что потенциально угрожает массовыми локальными конфликтами.
В таких условиях роль общественного контроля и независимого наблюдения на выборах многократно возрастает. С чем украинское общество и можно поздравить.
- Информация о материале
Прокуратура з третьої спроби відсудила у оточення Кернеса гектар лісу під Харковом
Суд визнав незаконним рішення Харківської міськради про передачу обслуговуючому кооперативу «Житлово-будівельний кооператив «Зеленоград» земельної ділянки площею 1,00 га. Такерішення прийняв Харківський апеляційний господарський суд.
В 2008 році ПП «Будспілка «Успіх» та Харківська міська рада уклали договір, за яким фірма отримала в оренду 1 га за адресою м Харків, пров Смарагдовий (ріг вул. Праці). Це територія Дергачівського лісгоспу і раніше цією земельною ділянкою користувалося ДП «Харківська лісова науково-дослідна станція». Будспілка «Успіх» пообіцяла побудувати тут малоповерхові житлові будівлі.
Але в 2010 році фірма добровільно відмовилась від ділянки, а міськрада передала її у власність «ЖБК «Зеленоград». Сам кооператив був створений за три тижні до отримання землі.
Прокуратура подала позов про незаконність рішення Харківської міської ради ще на початку 2013 року. В позові вона вказувала, що ділянка належить до лісогосподарських земель і міськрада не має права розпоряджатися такими. Крім того, прокуратура оскаржувала законність видачі безкоштовно землі обслуговуючому кооперативу.
Суди перших інстанцій відмовляли прокуратурі, справа двічі доходила до Вищого господарського суду, який направляв її на новий розгляд. В квітні 2015 року господарський суд Харківської області знову залишив рішення Харківської міськради в силі, але на цей раз апеляційний суд його скасував.
Колегія суддів дійшла висновку, що міськрада не мала права безкоштовно передавати землю «ЖБК «Зеленоград», адже обслуговуючий кооператив не відповідав вимогам законодавства, які встановлені для житлово-будівельних кооперативів. Наприклад, засновники «ЖБК «Зеленоград» мали житло і не перебували на квартирному обліку.
Таким чином судді задовольнили апеляційну скаргу ДП «Харківська лісова науково-дослідна станція», яка приймала участь в справі разом з прокуратурою. Апеляційний суд зазначив, що всі інші позовні заяви є похідними від позову дослідної станції, тому вважає їх обґрунтованими і такими, що підлягають задоволенню.
ОК «ЖБК «Зеленоград» заснували Олексій та Ольга Єфименко та адвокат Максим Швидченко.Номер телефону – 7312828, який вказаний у реєстраційних документах, є номером факсу КП «Таганське», що займається наданням в оренду малих архітектурних форм.
Кооператив зареєстрований за адресою вул. Котлова, б. 76 Г. Балансоутримувачем цього дому є ТОВ «Теплосервіс», який належить ВАТ «Закритий недиверсифікований корпоративний інвестиційний фонд «Генакер».
Серед акціонерів фонду є ТОВ «КУА «Фінекс-Капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман, які є партнерами сина мера Харкова Генадія Кернеса – Данила Прівалова по ТОВ «Фірма «Діана». Остання фірма володіє Сумським ринком в Харкові.
Діяльність ПП «Будспілка «Успіх» була припинена в 2011 році. Його засновником була жителька села Пісочин Харківської області Тетяна Дем’яненко.
- Информация о материале
Как сдают Донбасс по сценарию Путина и Запада. Закулисье
В четверг Рада проголосовала проект изменений в Конституцию, который заложит в основу устройства Украины принцип децентрализации власти. Его отправили в Конституционный суд, после чего будет уже непосредственно голосование за изменения в Конституцию. Один из нюансов этих изменений – фиксация особого режима (в документе – «особенностей осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей») для оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
Что за этим стоит, чем грозит и кто был заинтересован в этих изменениях «ОстроВ» попытался разобраться, используя неформальное общение с власть имущими.
Несколько месяцев назад в разговоре с журналистом «ОстроВа» один из представителей Администрации Президента рассказал приблизительное виденье того, что на Банковой думают делать с Донбассом и как видят его дальнейшее будущее.
Кратко суть этого разговора сводилась к следующему: Украина сейчас не имеет ни финансовых, ни военных ресурсов, чтобы вернуть себе эти территории.
«Даже если мы все же заходим туда, то мы получаем в большинстве своем нелояльное население, а также не менее десяти лет восстановления этого региона, который фактически уничтожила Россия», - пояснил собеседник.
«Там нужно восстанавливать все. Мы экономически его не тянем сейчас, у нас и так экономика на ладан дышит. Запад тоже не готов давать много денег. Лишь год-два и то-точечно. А там не менее 5-10 лет финансовой помощи», - отмечал чиновник АП.
Поэтому на Банковой была выработана формула замораживания ситуация, оставления такой как она есть. Наступать на Донбасс у Украины ресурса нет, поэтому пусть он является головной болью Владимира Путина, а мы, не отказываемся от него и ждем удобного момента, чтоб вернуться на эти территории.
Дабы Западные партнеры не давили из-за того, что Донбасс нужно возвращать под контроль Украины согласно Минским договорённостям, на Банковой решили активнее педалировать тему Крыма, которую до этого забыли. Мол, мы то согласны, но не можем говорить о Донбассе без контекста Крыма. Зная, что для Кремля вопрос АРК - не обсуждаемый, ситуация автоматически заходила в тупик и создавала именно ту форму «заморозки» конфликта, которая выгодна Киеву.
Более того, Киев пытался показать партнерам в Европе и в США, что Москва недоговороспособна и не выполняет Минские соглашения. История с захваченными спецназовцами ГРУ – один из элементов этой кампании. По данным «ОстроВа», у украинской власти и до ГРУ-шников во время разных боевых операций была возможность показать миру пленных российских солдат, но вместо этого их тихонько возвращали Путину.
Однако, где-то около месяца назад все резко поменялось. И Банковая вновь вернулась к вопросу интеграции /возвращения Донбасса на условиях, которые ей навязывали Россия и Запад.
В чем причина этого «ОстроВу» доподлинно неизвестно. Возможно тут совокупность факторов.
«Европа очень от нас устала, от конфликта на Донбассе, ее бизнесмены из-за санкций не могут работать с рынками России, теряют деньги», - пояснял собеседник «ОстроВа» в АП.
Параллельно возобновились контакты Банковой с Кремлем, которые до этого, были столь тесны лишь летом прошлого года до наступления российских войск.
Причем, как утверждают источники «ОстроВа», знакомые с ходом новых переговоров, педалировать вопрос о проведении выборов на Донбассе в ЕС и ОБСЕ стала именно украинская сторона. Источник на Банковой утверждает, что европейский мониторинг, который был проведен в последние несколько месяцев, делал вывод о том, что в нынешней ситуации проводить выборы на неподконтрольной территории невозможно. Но представители Украины, якобы, уговорили европейцев, что вероятность проведения есть.
По данным «ОстроВа» на Печерских холмах все же приняли решение принять условия Кремля и дать двум восточным областям: Донецкой и Луганской, особый юридический статус и условия управления. Что пообещали за это Украине точно неизвестно. Но у издания есть информация об одном условии, которое является обязательным в этих договорённостях.
Как рассказал «ОстроВу» источник в руководстве ВР, знакомый с ходом переговоров, условием является то, что мы забываем о Крыме.
Как утверждает наш собеседник именно поэтому в Минской контактной группе по Донбассу поменялся переговорщик от России и представлять ее стал Азамат Кульмухаметов, сменивший посла РФ Михаила Зурабова.
«Он имеет опыт хорошего переговорщика. Одна из его основных задач-продавливать вопрос о Крыме», - говорит наш собеседник из ВР. И добавляет, что ужесточение контроля на переходе между Украиной и оккупированным Крымом, когда, например, дети теперь должны быть либо вписаны в загранпаспорт родителей либо иметь отдельный проездной документ для выезда за границу – это показатель того, что Украина и Россия де факто выполняют договорённости и фактически формируют границу между материком и полуостровом.
Уже на окончательном этапе вопроса о вписывании в Конституцию статуса Донбасса на горизонте появились США. Они, в лице официального уполномоченного государственного Департамента Виктории Нуланд, тоже твердо заявили о необходимости того, чтобы вопрос, касающийся Донбасса, был прописан в Конституции.
Причины такой неожиданной позиции Вашингтона «ОстроВу» неизвестны.
Нуланд прилетела на несколько дней в Киев, где встречалась с лидерами фракций, президентом и премьером.
Один из нардепов, участников встречи с Нуланд, рассказал автору, что она высказалась в том ключе, что иного решения по Донбассу, как его реинтеграция в рамках Минских соглашений – нет.
«Только она не объяснила, как так получается, что по Минским соглашениям мы должны проводить выборы после того, как восстановим контроль над государственной границей между Украиной и Россией, отведено все тяжелое вооружение, - а этого и близко нет. Но мы в авральном режиме решили поменять порядки местами и непонятно из-за чего проводить там выборы», - говорит депутат.
Несколько источников «ОстроВа» в АП и в правящей коалиции рассказали какими, приблизительно, будут следующие шаги украинской власти. Как они видят механизм реализации реинтеграции Донбасса.
Что касается вопросов, связанных с решением Конституционного суда и дальнейшим голосованием за изменения в Конституцию, в БПП уверены, что будет сложно, но с этим команда власти справится.
Обращают на себя внимания следующие моменты. После окончательного закрепления в Конституции статуса Донбасса на его территории будут проведены выборы. Причем выборы в рамках административных границ Донецкой и Луганской областей – одновременно и на контролируемых и на неподконтрольных Украине территориях.
Первая ласточка к этому – зарегистрированный вчера проект постановления об отмене местных выборов на всей территории Донецкой и Луганской областей.
Сюда же вписывается заявление лидера фракции БПП Юрия Луценко, что он против выборов на контролированной Украиной части Донбасса.
«Я, например, считаю, что в Мариуполе невозможно провести открытые, демократические и безопасные выборы. Невозможно пригласить на встречу с кандидатами граждан, с точки зрения безопасности — это очень рискованно. Это же касается и Лисичанска, а также Красноармейска», сказал Луценко. Произнесено это было во вторник, в кулуарах ВР. Автор был свидетелем этого спича и видел, как глава пропрезидентской фракции четко, взвешивая каждое слово, говорил о Донбассе.
«А почему же можно было проводить выборы на контролируемой нами территории Донбасса в прошлом году, а сейчас нельзя? Что изменилось? Ответов в БПП на это никто не дает», - говорит «ОстроВу» депутат Егор Фирсов.
Правда, парламент не принял норму об отмене выборов на подконтрольной территории Донбасса, но дал право ЦИК, глава которой недавно получил орден из рук Президента, определять, где проводить выборы, а где – нет.
Также, уже сейчас, с подачи АП, ряд специалистов по избирательному праву и проведению выборов начали разрабатывать законопроект позволяющий проведение выборов на всей территории Донецкой и Луганской областей. Ориентировочная дата – весна следующего года.
При этом, как говорят наши собеседники знакомые с ходом переговоров между Украиной и Россией, именно сейчас стороны согласовывают чуть ли не каждую кандидатуру того, кто будет идти на местных выборах весной.
«В этих ДНР/ЛНР они проведут этой осенью еще одни выборы, чтобы как бы подчистить нынешних орков там, которые ну абсолютно маргинальны и агрессивны к Украине. Потом заведут менее замаранных, которые будут от Донбасса представлять типа легитимную власть, а потом уже и тех поменяют весной. Причем поменяют на согласованные обоими сторонами фигуры», - говорит «ОстроВу» источник в коалиции.
Интересны и сами нюансы переговоров. Как утверждают наши собеседники, люди согласовываются и Киевом и Москвой одновременно. Например, если против кого-то настроен Киев, тои Москва его отвергает. И наоборот.
Тут пикантен момент, например, с Ринатом Ахметовым. Как утверждают наши источники, олигарх ведет переговоры с обеими сторонами о том, чтобы завести своих людей в местные органы власти на Донбассе. Зная, что его кандидатов может заблокировать Порошенко, Ахметов закрывает глаза на поползновения команды президента против его активов в ДЭТЕКе и «Нефтегаздобыче».
- Информация о материале
Страница 748 из 2102
