14 июля, президент Украины подписал поправки к закону «О прокуратуре Украины», посадив по левую руку от себя генерального прокурора Виктора Шокина, а по правую – его заместителя Давида Сакварелидзе, и объявив их единой командой. Так был заморожен конфликт между представителями старой команды ГПУ и прокурорами-реформаторами.
Это решение позволяет временно сохранить порядок внутри ведомства, но не устраивает общественность и политиков, наблюдавших вчера на пике противостояния явную попытку команды генпрокурора развалить уголовное дело против его коллег-взяточников.
За время, прошедшее после Майдана в Украине не сел ни один обвиняемый в тяжких преступлениях высокопоставленный чиновник, не расследованы дела о расстрелах на Институтской. Зато поменялись три генеральных прокурора.
О первом, постмайданном руководителе ГПУ, свободовце Олеге Махницком до сих пор ходят легенды. Мол, несколько месяцев в кресле генерального прокурора помогли ему приобрести пятизвездочную гостиницу Hyatt в столице. Махницкий их, конечно же, опровергает.
Предыдущий генпрокурор Виталий Ярема ушел в отставку, не доведя до суда ни одного резонансного дела. Запомнился разве что тем, что неистово защищал своего заместителя и по совместительству близкого друга Александра Даниленко, когда вокруг него разгорелся коррупционный скандал, связанный с незаконным завладением большого земельного участка.
Вслед за ним эту должность занял Виктор Шокин, и ряд громких расследований получили ход. Но появилась другая тенденция – как только вероятность наказания становится реальной, фигуранты криминальных дел беспрепятственно покидают страну.
Примеры бежавшего экс-главы Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко и народного депутата Сергея Клюева стали серьезным ударом по доверию к новому составу ГПУ.
Поэтому неудивительно, что известие о задержании двух прокуроров по подозрению во взяточничестве вызвало большой общественный резонанс, а факты препятствования следствию – негодование и призывы к отставке руководства ведомства.
Новые против старых
Обыски у замглавы главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина и заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца состоялись утром 5 июля.
У первого было найдено 500 тысяч долларов, у второго 65 бриллиантов. Оба были задержаны по подозрению во взяточничестве.
Расследование и спецоперация инициировала «новая команда» в Генеральной прокуратуре: заместители генпрокурора Давид Сакварелидзе и Виталий Касько. Для проведения обыска в кабинетах прокуроров пришлось привлечь спецназ СБУ «Альфа».
Тогда же в СМИ появилась информация о распоряжении первого заместителя Генпрокурора Владимира Гузыря – возбудить уголовное производство против Давида Сакварелидзе по статье 341 УК: «захват государственных или гражданских зданий или сооружений».
Владимир Гузырь – представитель «старой команды».
Как и Виктор Шокин, он работает в органах прокуратуры с начала 1980-х. Вместе с ним в ГПУ работает его сын Дмитрий, у Виктора Шокина среди родственников в прокуратуре есть экс-падчерица, ее муж и тесть Татьяна, Алексей и Николай Горностаевы.
Шапакина и Корнийца тоже нельзя назвать случайными людьми в органах.
По словам народного депутата Мустафы Найема, Александр Корниец – «близкий товарищ и Владимира Гузыря и Виктора Шокина» (его жена работает в его же подчинении в областной прокуратуре), а Владимир Шапакин «считается человеком Шокина».
После встречи с президентом шестого июля Владимир Гузырь заявил, что не возбуждал уголовное дело против Давида Сакварелидзе.
Но противостояние между старой и новой командами в ГПУ продолжало нарастать.
Восьмого июля господин Гузырь подписал приказ о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей прокуроров Шапакина и Корнийца в связи с проведением служебного расследования их «позорного поступка».
То есть, подозреваемых не только не уволили, сохраняя им заработную плату, но и дали оценку их действиям без какого бы то ни было упоминания уголовной ответственности.
А уже девятого июля суд отпустил Владимира Шапакина под залог в размере 3,2 млн грн.
Это вызвало возмущение Давида Сакварелидзе – он назвал эту сумму «бесспорно, ничтожно малой для людей такого уровня».
В понедельник 13 июля в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано дело, возбужденное старшим следователем управления по расследованию особо важных дел ГПУ Дмитрием Сусом.
Согласно его фабуле, «служебные лица Генпрокуратуры по предварительному сговору с сотрудниками СБУ и работниками Апелляционного суда Киева внесли недостоверные сведения в официальные документы».
Речь идет о подчиненных Давида Сакварелидзе, проводивших все процессуальные действия по задержанию прокуроров Шапакина и Корнийца.
Одновременно следователь Сус затребовал у руководства СБУ личные данные всех сотрудников, принимавших участие в обысках у прокуроров.
В ответ на следующий день,14 июля, в 9 утра под стенами ГПУ собрался митинг гражданских активистов, организованный «Автомайданом» и Центром противодействия коррупции под общим лозунгом: «Гузыря на нары, а не на Канары» и с требованием отставки первого замгенпрокурора, который «оказывает давление на следствие против прокуроров-взяточников».
Принуждение к миру
В течение 14 июля напряжение стремительно возрастало.
Около часа дня Дмитрий Сус отправился в Печерский районный суд Киева требовать санкции на обыск у следователей Сакварелидзе. Виктор Шокин, по сообщениям народных депутатов и активистов, тем временем поехал в Апелляционный суд Киева, попытаться признать незаконными обыски у Шапакина и Корнийца.
Сам Виктор Шокин в своем комментарии «Украинской правде» опроверг визит в Апелляционный суд, как и всякое вмешательство в расследование.
В это же время Виталий Касько подтвердил факт давление на следствие в деле прокуроров-взяточников.
«Руководство ГПУ продолжает оказывать давление на команду следователей и прокуроров. – заявил Касько. – Звучат угрозы увольнения процессуального прокурора, который давал разрешения на все аресты и обыски».
В Верховной Раде возобновился сбор подписей за отставку Виктора Шокина, в соцсетях – «шторм» комментариев с требованием назначить на должность нового Генпрокурора Давида Сакварелидзе.
Поскольку назначает на эту должность президент, к вечеру Петр Порошенко оказался в ситуации, когда должен был принимать решительные меры.
С одной стороны, уволив Виктора Шокина, он признал бы свою очередную кадровую ошибку.
С другой – позволив генпрокурору развалить дело прокуроров-взяточников, он спровоцировал бы волну протестов.
Из этой ситуации Петр Порошенко решил выйти с нейтральным решением, никого не увольняя. В половину седьмого вечера вторника он усадил за один стол Виктора Шокина и Давида Сакварелидзе.
В их присутствии подписал поправки к Закону Украины «О прокуратуре», позволяющие реформировать прокуратуру. В частности проводить открытый конкурс на должности в ведомстве и независимые расследования преступлений, совершаемых самими прокурорами.
Президент несколько раз подчеркивал, что Виктор Шокин и Давид Сакварелидзе – одна неделимая команда, руководствующаяся общими целями и общим видением идей их реализации.
«Главное, что вы оба пользуетесь твердой поддержкой президента и твердой поддержкой общества», – заявил Петр Порошенко.
Он добавил, что дело прокуроров-взяточников будет доведено до конца. «Это принципиальная позиция генерального прокурора», – сказал президент.
Генеральный прокурор послушно закивал.
Пока Давид Сакварелидзе и Виктор Шокин находились у президента, уголовное производство против следователей Сакварелидзе исчезло из реестра.
Так примирение двух команд состоялось на бумаге
На своей страничке в Facebook в семь вечера господин Сакварелидзе назвал подписание поправок «победой Украины», напомнил о словах президента про «нулевую толерантность к коррупции», и выразил благодарность «простым людям, общественным активистам, журналистам».
«Всем тем, кто постоянно поддерживает нас и нашу команду следователей и прокуроров, оперативных работников подразделения «К» при СБУ в нашей борьбе против коррупционеров».
Осталось неясным, какую оценку получат действия Виктора Шокина и Владимира Гузыря в поддержку подозреваемых Шапакина и Корнийца, за которыми вчера в течение всего дня наблюдали «простые люди, общественные активисты и журналисты».
После заседания у президента блогосфера наполнилась шутками, вроде «президент заявил о полной поддержке Горбатого и Шарапова».
Сегодня утром народные депутаты разных фракций обращались к президенту с трибуны Верховной Рады с требованием уволить Виктора Шокина.
Глава парламентского комитета по борьбе с коррупцией Егор Соболев заявил корреспонденту УП, что уверен – расследование против прокуроров-взяточников «будут тянуть, тянуть и тянуть, пока мы не устанем об этом говорить, а вы – писать».
«Давида будут пытаться на чем-то поймать и дискредитировать – это то, что они задумали. – считает Соболев. – Гузырь – разоблаченный взяточник, Порошенко и Шокин крышуют разоблаченных взяточников. Значит, очистить Генпрокуратуру мы должны путем гражданского и парламентского давления».