Главная
Налоговая реформа: видимые и невидимые эффекты
На протяжении всего периода независимости украинское общество волнует целый комплекс проблем, которые, по мнению большинства, следует решать с помощью революционных реформ. Однако коренных преобразований в Украине так и не произошло, вместо того она пережила уже несколько революций как в прямом, так и в переносном смысле. Возможно, причина этих революций и заключается в отсутствии революционных реформ.
Когда говорят о комплексе проблем украинского общества, то, как правило, на ум приходит типичная, иррационально развивающаяся в условиях коррупции, олигархическая экономика, низкое качество государственных услуг, слабость защиты прав собственности и высокая налоговая нагрузка. Предметом статьи мы не случайно выбрали именно налоговую сферу, ведь она в последнее время находится в эпицентре потенциальных революционных изменений.
Сентябрь 2015 г. ознаменовался презентацией трех концепций реформирования: правительственной (Минфин), парламентской (налоговый комитет) и общественной (общественные, аналитические и другие гражданские платформы с отдельными народными депутатами).
В эпицентре налоговых инициатив оказалось налогообложение труда. Причиной этого, по мнению авторов концепций, была острая необходимость бороться с неофициальным рынком оплаты труда, размер которого объективно оценить практически невозможно. Авторы всех представленных концепций предлагают радикальное сокращение ставки ЕСВ, вплоть до его полной отмены (предложение общественных организаций).
Вместе с тем откровенно мало внимания в предложенных концепциях уделено НДС (за исключением снижения ставки этого налога до 15% — предложение налогового комитета ВРУ) и ликвидации всех льгот (предложение Минфина и общественных организаций).
Возникает вполне логичный вопрос: действительно ли снижение (отмена) ЕСВ приведет к ликвидации теневого рынка оплаты труда? С учетом высокого уровня недоверия украинского общества к государству и его реформаторским инициативам (особенно в налоговой сфере) довольно сложно найти однозначный ответ на этот вопрос. Отражением этой неоднозначности стала значительная поляризация мнений о потенциальной эффективности радикальной реформы ЕСВ в экспертной среде. Большинство чиновников и некоторый сегмент бизнес-среды (как правило, представители официальной экономики) полностью воспринимают такую идею. Однако отдельные чиновники и значительная часть бизнеса (неофициальная экономика) в такие эффекты не верят. Наемные работники уже считают свои выгоды от увеличения номинальных заработных плат за счет уменьшения ЕСВ и «бруттизации» зарплат. Аргументы и у одних, и у других довольно весомые, поэтому дискутировать с ними тяжело.
По мнению авторов, бороться с теневым рынком оплаты труда нужно не так уменьшением уровня налоговой нагрузки, как жестким контролем над трудоустройством со стороны Комиссии по охране труда, ГФС и местных органов власти. Все эти учреждения нужно наделить соответствующими полномочиями за контролем использования рабочей силы, в том числе с применением косвенных методов контроля. Конечно, часть бизнеса и все политики (особенно перед выборами) в один голос скажут о повышении административного давления на бизнес… что мы ведь идем в Европу, а там… А что там? А там, друзья, в сегменте использования рабочей силы контроль довольно жесткий. Вот, например, реальная ситуация. Украинский предприниматель перенес часть бизнеса в Румынию. По старой привычке на складе официально оформили одного человека для отгрузки товара. Наведалась налоговая с местными органами власти и использовала «косвенный метод контроля» с аргументом, что один человек в день может отгрузить пять конструкций, а у вас за день отгружаются сто. Так что, будьте добры, доплатите в бюджет разницу и, конечно, штраф.
Авторы соглашаются с утверждением, что в условиях слабости институтов власти внедрение такого вида контроля несколько опасно с позиции углубления коррупционных проявлений в контролирующих органах. Тогда как вариант можно разработать и применять государственные стандарты использования труда в экономике с четким определением (вместе с отраслевыми институтами и общественными организациями) человеко-часов, необходимых для осуществления того или другого бизнеса-процесса. Для начала достаточно их внедрить для строительства, сельского хозяйства, торговли.
Вернемся к ЕСВ. Давайте рассмотрим ближе потенциальные эффекты сокращения ЕСВ в реалиях украинской экономики. Прежде всего, немного непонятна сама мотивация работодателей к «отбеливанию» заработных плат в ответ на подобную реформу. Если у предприятия есть налаженная и гибкая схема оптимизации налоговой нагрузки, надежно работавшая при разных руководствах и форматах фискальных органов Украины, то зачем от нее отказываться в условиях нынешней политико-экономической неопределенности. Учитывая сложное финансовое положение, в котором сегодня оказалось большинство украинских предприятий, существует значительная вероятность того, что снижение ЕСВ не будет воспринято ими как сигнал от государства к снижению налоговой нагрузки и упрощению условий ведения бизнеса. Вместо вывода зарплат из «тени» сумма экономии на ЕСВ может быть трансформирована в прибыль предприятий, распределение и использование которой осуществляется на их собственное усмотрение… и, как правило, выводится за пределы Украины через фиктивные внешнеэкономические операции.
Сама концепция, положенная в основу сокращения ЕСВ, вызывает определенный скепсис. Конечно, он может быть необоснованным, и работодатели на практике выведут значительную часть заработных плат из «тени». Необходимо понимать, что стимулировать их к таким действиям в Украине могут только экономические факторы. Имеется в виду ситуация, когда выгоды от финансирования незаконных схем уклонения от уплаты ЕСВ становятся незначительными по сравнению с официальной его уплатой. В этом контексте существенное сокращение ставки, предлагаемое правительственными и общественными реформаторами, является довольно мощным стимулом.
Вследствие детенизации номинальные заработные платы работников вырастут, а налоговая нагрузка на оплату труда для работодателей сократится. Теоретически вырисовывается идеальная картина типа «выигрыш—выигрыш». Однако за ней могут скрываться угрозы для национальной экономики, которые следует коротко охарактеризовать:
1. Повышение номинальной заработной платы необязательно будет означать рост реальных доходов работников. Это связано с тем, что раньше ЕСВ начислялся только на часть заработной платы (в лучшем случае, на треть). После реформы заработная плата, которую работник получал «в конверте», будет облагаться налогами ЕСВ, хотя и по новой сниженной ставке. А это означает, что работодатель для выплаты аналогичной суммы будет вынужден насчитать более высокую сумму. Поэтому вполне естественно, что следствием такого новшества является установление номинальной зарплаты на уровне ниже предыдущей заработной платы, содержавшей теневую составляющую. Реальная заработная плата, которую получает работник, сократится, однако будет официальной.
2. Сокращение ЕСВ, что приведет к повышению реальных доходов работников, не всегда будет полезным для экономики. Отдельные механизмы сокращения ЕСВ (например, детенизация заработных плат благодаря применению понижающих коэффициентов ставки ЕСВ в пределах определенных лимитов повышения официальной заработной платы) могут способствовать росту реальных доходов работников. Но дополнительные средства, полученные работниками, будут трансформированы в традиционные для Украины блага: потребление пищевых продуктов, оплату коммунальных услуг, покупку товаров кратко- и среднесрочного потребления. Это в лучшем случае, а в худшем — пойдут на теневой валютный рынок, который снова будет увеличивать уровень долларизации экономики Украины. В условиях украинской экономики, с ее значительными объемами критического импорта и высокой импортной энергозависимостью, с угрожающими инфляционными и курсовыми рисками, без создания соответствующих компенсаторных механизмов, такое повышение доходов населения может обернуться не повышением уровня жизни или стимулом к экономическому росту, а наоборот.
3. Самым важным с точки зрения эффективности реформы является решение работодателей об использовании высвобожденного финансового ресурса. Если вследствие сокращения ЕСВ предприятия получат свободные финансовые ресурсы, перед ними возникают разные альтернативы их использования. В случае, если предприятие добровольно или согласно законодательству направляет свободные средства на повышение заработных плат работников, эффект сокращения ЕСВ на себестоимость является нейтральным. Фактически затраты просто «мигрируют» из одной статьи в другую. Или же предприятие может принять решение об отнесении свободных финансовых ресурсов к прибыли, а дальше или распределить, или реинвестировать ее (для этого тоже нужны соответствующие налоговые стимулы). Существует также третья альтернатива — это сокращение на сумму высвобожденных финансовых ресурсов цены продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынках.
Какая из этих альтернатив использования суммы, оставшейся в распоряжении предприятия вследствие сокращения ЕСВ, является наилучшей с позиций национальной экономики, вопрос довольно дискуссионный. Необходимо подчеркнуть, что любая экономическая реформа должна ставить целью укрепление конкурентных позиций национальной экономики в средне- и долгосрочной перспективе, а не преследовать краткосрочные цели, которые, как правило, являются популистскими.
В этом контексте следует ожидать, что повышение официальных заработных плат, которое очень хорошо воспринимается избирателями, не приведет к существенному повышению реальных заработных плат. Дополнительные средства работники трансформируют в платежеспособный спрос: будут покупать потребительские товары, бытовую технику (в большинстве импортную), а также будут подогревать валютный рынок Украины, таким образом не создавая долгосрочный инвестиционный ресурс, являющийся драйвером экономического роста. Аналогичная ситуация — с распределением прибыли предприятий, которая в украинских реалиях может с успехом отправиться в офшоры или быть размытой с помощью незаконных схем.
Однако снижение налоговой нагрузки на труд может рассматриваться как альтернативный инструмент решения стратегической задачи — усиления конкурентных позиций национальных товаропроизводителей на мировом рынке. Этот тезис является неизменным и активно используется в предвыборных программах всех без исключения украинских правительств, но на практике дело не идет дальше популистского повышения зарплат и пенсий на смешные несколько или несколько десятков гривен в месяц для граждан и колоссальные дополнительные дефицитные финансовые ресурсы для бюджетной системы.
Идея использования снижения ЕСВ как инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики заключается в следующем. Путем уменьшения уровня налогообложения заработной платы государство предоставляет возможность бизнесу уменьшить себестоимость своих товаров и увеличить уровень занятости в экономике. В случае внедрения этой налогово-социальной реформы экономика имеет существенный резерв к снижению цен на произведенную продукцию. Как следствие, производители получают на мировом рынке преимущество в виде снижения цены, то есть национальный экспорт становится более дешевым по сравнению с иностранными товарами-субститутами. А если принять во внимание наличие сырьевых ресурсов, немалый по объему потребительский рынок — Украина будет выглядеть достаточно привлекательно с точки зрения инвестиционных вложений, которые на сегодня переполняют Польшу и, возможно, нуждаются в новых рынках и новых субъектах.
Однако и здесь не все так просто. Мы уже подчеркивали, что значительная доля критического импорта конечного потребления может нивелировать положительное влияние роста реальных доходов населения на национальную экономику. Как ни странно, отечественный экспорт тоже очень зависим от импорта. Однако этот импорт несколько иного характера — он представляет собой промежуточные узлы и агрегаты, сырье, энергетические материалы, которые необходимы для производства единицы национального экспорта. По нашим расчетам, среднее значение импортной составляющей в экспорте Украины колеблется от
30 до 38%. Наибольшая зависимость во вторичном секторе (перерабатывающая промышленность) — почти 40%.
В идеале для экономики хорошо, когда все экспортные товары производятся с использованием отечественного сырья и технологий. Высокая импортная зависимость украинского экспорта, с одной стороны, оказывает давление на его цену, а с другой — связывает руки правительству в контексте использования традиционных протекционистских механизмов. Такое ценовое давление (а особенно в условиях нынешнего валютного кризиса) может нивелировать ценовой эффект сокращения ставки ЕСВ для украинских товаропроизводителей.
Следовательно, сокращение ЕСВ можно использовать как протекционистский инструмент, если найти механизм снижения зависимости национального экспорта от импортного промежуточного потребления.
В начале статьи неслучайно акцентировалось на недостаточном внимании к НДС в концепциях экономических реформ. Именно НДС может быть, с одной стороны, инструментом сокращения зависимости украинской экономики от импорта, а с другой — компенсатором влияния сокращения ставки ЕСВ на государственный бюджет.
Возможной опцией реформы налогообложения труда, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики, является одновременное повышение ставки НДС. Этот налог платит в бюджет конечный потребитель товаров, услуг, а не бизнес. Производитель импортирует товар и платит НДС на импорт в бюджет (происходит частичное отвлечение оборотных средств). Создавая из такого импорта украинскую продукцию и экспортируя ее, производитель получает возмещение уплаченного НДС из бюджета. Поэтому последний вариант более выгоден бизнесу, а потери бюджета страны минимизируются. Вместе с тем такие меры (повышение ставки НДС) не противоречат интеграционным и международным обязательствам Украины.
В результате имеет место ряд положительных эффектов для экономики:
1. Такими действиями мы защищаем национальную экономику от импорта, поскольку увеличивается ставка НДС, в т.ч. и на импорт. Кстати, меры по внедрению дополнительных ставок импортной пошлины были несколько преждевременными и вредными для экономики Украины, и не только исключительно с позиции экономической составляющей, но и репутации. Поскольку Украина является членом ВТО, то такие действия однозначно наносят ущерб нашему имиджу.
2. С другой стороны, мы стимулируем национальную экономику к экспорту, поскольку уплаченный в цепочке экспортера НДС вернется ему из бюджета.
3. Частично решается проблема с налогообложением богатых, которая до сих пор почти игнорировалась. Увеличение ставки НДС приведет к тому, что с более дорогих товаров будет платиться и большая сумма НДС. Произойдет определенное перераспределение налоговой нагрузки на более обеспеченные слои населения (хотя это момент дискуссионный, однако не безальтернативный).
4. Уменьшая налогообложение труда, государство обеспечивает целевое использование средств: бизнесу предоставляется право снижать цену собственной продукции, реинвестировать средства или повышать занятость.
Безусловно, такая реформа является весьма дискуссионной, поскольку создает дополнительную налоговую нагрузку на потребление в национальной экономике за счет повышения НДС. Она не будет популярной с электоральной точки зрения, а ее конечные эффекты могут вызвать оживленную дискуссию среди широкого круга экспертов. Но не следует забывать, что косметические реформы, следствием которых являются ситуативные повышения социальных стандартов в условиях отсутствия качественных сдвигов в реальном секторе экономики, ведут страну в пропасть.
- Информация о материале
Суд залишив людям Кернеса безкоштовну землю у центрі Харкова
Суд відмовив у позові прокурору Дзержинського району м. Харкова та залишив у власності обслуговуючого кооперативу «Житлово-будівельний кооператив «Сапсан» земельну ділянку по вулиці Динамівській площею 0,38 га. Про це йдеться у рішенні Господарського суду Харківської області від 14 вересня.
В 2010 році Харківська міськрада безкоштовно передала кооперативу ділянку площею 0,38 га між вулицями Динамівській та Сумській поряд з Університетом повітряних військ ім. Кожедуба.
Але у 2015 року прокуратура звернулася до суду з позовом, в якому вимагала скасувати рішення депутатів та повернути земельну ділянку у комунальну власність. В позові прокуратури відмічалося, що «Сапсан» отримав землю з порушенням вимог Земельного кодексу України та Житлового кодексу УРСР.
Суд вирішив, що прокурор не довів, що на момент заснування кооперативу його члени не потребували необхідності у покращенні житлових умов. Крім того, суд побачив підстави для застосування позовної давності й відмовив у позові у повному обсязі.
Засновниками кооперативу «ЖБК «Сапсан» є Віталій Печура, Ігор Тирнов та Андрій Челобітчиков.
Всі троє є також серед співвласників ТОВ «Діамант-2006» – фірми, яка надає в оренду техніку КП «Газета «Харьковские известия» ХМР». Серед акціонерів «Діамант-2006» також є Ольга Кириллова – бенефіціар ТОВ «Торговий дім «Пушкінський». Ця фірма є одним з засновників ТОВ «Національ» – підприємства, яке володіє однойменним готелем – резиденцією мера Харкова Генадія Кернеса.
Крім того, Челобітчиков є партнером дружини Генадія Кернеса Оксани Гайсинської у ТОВ «Рівлад ЛТД». Цим підприємством» до 2015 року володів особисто Кернес. Нещодавно він переписав бізнес на дружину.
Ігор Тирнов був відомий, як начальник технічного відділу «НПК Холдінг», власником якого раніше також був Кернес.
Варто відзначити, що у держреєстрі юридичних осіб телефонний номер 7314403 вказано як контактний для ОК «ЖБК «Сапсан». Цей номер належить такожАТ «НПК-Холдінг».
- Информация о материале
Налоговая реформа: как не довести налоговый спор до суда
Согласно распоряжению Министерства доходов и сборов Украины №369-р от 15.11.2013 «Об организации работы, направленной на наполнение бюджета», органами Миндоходов периодически проводится работа по достижению примирения в судебных делах для обеспечения поступления средств в государственный бюджет. В прошлом году департамент правовой работы Миндоходов подготовил изменения в Налоговый кодекс и порядок административного обжалования, которые предусматривали возможность решения конфликтов с привлечением медиаторов в ходе процедуры административного обжалования. Кроме того, октябрь-декабрь прошлого года ознаменовался для украинской бизнес-среды рядом встреч представителей бизнеса с руководителями территориальных органов Миндоходов областного уровня и Киева. Как показывала статистика, по результатам этого диалога компромиссные решения были достигнуты по 309 делам на общую сумму 55 млн грн. Таким образом, идея решать споры мирным путем доказала свою рентабельность.
Законодательная инициатива
На сегодняшний день в ВР зарегистрирован законопроект №1666 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно введения процедуры медиации)». Целью законопроекта является введение процедуры досудебной медиации в налоговых и таможенных спорах между налогоплательщиками и органами Государственной фискальной службы Украины. Инициатор законопроекта народный депутат Украины Андрей Киселев считает, что введение такой процедуры позволит уменьшить количество налоговых и таможенных споров, направляемых в суды, снизить нагрузку на суды и увеличить количество поступлений в бюджет за счет налогов, уплачиваемых в результате достижения примирения. Кроме того, важнейшим результатом внедрения норм законопроекта его сторонники считают снижение давления на бизнес при вынесении налоговых уведомлений-решений органами Государственной фискальной службы.
Следует отметить, что процедура медиации в налоговых делах давно используется во многих странах мира, в частности в Германии, США, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и др. Эксперты отмечают, что, например, в Великобритании медиация существует уже более 20 лет и регулируется конкуренцией и репутацией этой услуги. В Нидерландах, Германии следствием досудебного урегулирования стало то, что в суд поступает не более 10% налоговых споров. В Европейском Союзе рекомендуется применять медиацию в любых спорах с государственными органами. А поскольку в Украине также уже есть первые положительные результаты, законодательное закрепление данной процедуры многие специалисты считают необходимым.
Вышеозначенным законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, дополнив его определением понятия «процедура медиации», а также новой ст. 56-1 с установкой этой самой процедуры. Предусмотрено, что процедура медиации применяется относительно несогласованного денежного обязательства, которое определено в налоговом уведомлении-решении или другом решении контролирующего органа и подлежит обжалованию налогоплательщиком в административном порядке. Согласно этой норме, налогоплательщик, который желает урегулировать спор с контролирующим органом путем проведения процедуры медиации, вместе с жалобой должен будет подать в контролирующий орган, который ее рассматривает, соответствующее заявление.
В Уголовный кодекс Украины законопроектом также вносятся изменения, которыми устанавливается, что погашение налогоплательщиком денежных обязательств, указанных в решении контролирующего органа о достижении соглашения, исключает дальнейшее осуществление уголовного производства в отношении такого налогоплательщика и его должностных лиц. В свою очередь, Кодекс об административных правонарушениях дополняется нормой, согласно которой протокол об административном правонарушении не составляется в случае урегулирования налогового спора между налогоплательщиком и контролирующим органом путем достижения соглашения о налоговых обязательствах.
Как это работает?
Какие риски возникают при организации процедуры административного обжалования налоговых уведомлений-решений? Сколько нужно времени на подготовку специалистов по медиации? Есть ли особенности во взаимоотношениях отечественного бизнеса, которые необходимо учесть при имплементации упомянутой процедуры? На эти вопросы отвечали юристы во время пресс-конференции на тему «Налоговая реформа: эффективная модель досудебного урегулирования налоговых споров», которая состоялась 14 сентября с. г. Напомним, еще в апреле была проведена первая презентация идеи и публично озвучено видение направлений реформирования процедуры досудебного разрешения налоговых споров. Как обозначено выше, отчасти законодатель прислушался к этой идее, и она заняла свое место в плане реформ.
Медиация на практике – это когда две конфликтующие стороны вместо обращения в суд приходят к профессиональному посреднику, который, выслушав их, предлагает оптимальный путь решения проблемы. Медиатор не принимает решений – находясь на нейтральной стороне, он помогает в разрешении спора и достижении такого соглашения, при котором ни одна из сторон не чувствует себя проигравшей. Юристы акцентируют внимание на том, что бизнесу для четкого планирования использования денежных средств крайне необходимо упрощение и ускорение процедуры рассмотрения споров с фискальными органами.
В ходе пресс-конференции было озвучено несколько инициатив. В частности, предполагалось одноуровневое административное обжалование решений Государственной фискальной службы в альтернативном центральном органе исполнительной власти при системе Министерства финансов Украины. Другая позиция была направлена на применение процедуры медиации как приоритетного способа выхода из конфликта на любой стадии обжалования (административного или судебного), а также на необходимость законодательного закрепления данного принципа.
В любом случае законодательное закрепление такой процедуры дает возможность плательщику в короткий срок понять, какой суммой денег он может распоряжаться в среднесрочной перспективе, и уверенно вести свой бизнес. На сегодняшний день в Украине 80–90% обжалуемых решений поступают на рассмотрение суда, где спор разрешается в лучшем случае в течение года. В результате в судах находятся дела на общую сумму около 90 млрд грн, которые не может полноценно использовать ни одна из сторон конфликта. Государство – потому что это несогласованные налоговые обязательства, и деньги не поступают в бюджет, плательщик – потому что всегда есть риск уплаты спорной суммы в бюджет. Цель идеи – сделать так, чтобы высвободить эти финансовые ресурсы как можно быстрее, достичь понимания, кому они должны принадлежать, и заставить их работать.
Правовое урегулирование и осуществление реформирования этой системы не должно длиться больше, чем необходимо для принятия соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины, так как подготовка специалистов по медиации, а также поиск финансов для материально-технического обеспечения соответствующих подразделений (территориальных органов) может проходить параллельно с реализацией законотворческой инициативы. Кроме того, по мнению юристов, внедрение одноуровневой процедуры административного обжалования, осуществляемого независимым от ГФС органом, может стать одним из основных условий, которые сделают Украину более привлекательной для иностранных инвесторов. Но самое главное, как уже было сказано, медиация сделает вклад в развитие экономики страны, т. к. позволит существенно увеличить поступления в государственный бюджет.
Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника). Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны. Немаловажным при этом является снижение уровня конфликтности сторон.
- Информация о материале
Тролейбусники Кернеса переплатили 2 мільйони соратнику Кернеса за мідні проводи
КП «Міськелектротранссервіс» м. Харків 1 жовтня за результатами тендеру замовило ТОВ «Торговий дім «Південкабель» мідного дроту на 4,91 млн. грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
До кінця року «Південкабель» має поставити 15 тонн мідного дроту МФ-85 по 327 тис грн. за тонну.
Це значно дорожче від цін у відкритих джерелах. Наприклад, запорізька фірма продає такі проводи по 203 тис грн. за тонну.
Також значно дешевше цей проводу купують на тендерах інші замовники.
«Київпастранс» 11 вересня купив дріт МФ-85 по 191 тис грн. та МФ-100 – по 208 тис грн. за тонну.
А 23 вересня Донецька залізниця придбала дріт МФ-100 по 216 тис грн. за тонну. При цьому вартість цих дротів зазвичай або не відрізняється, або МФ-85 дешевший за МФ-100.
Якби харківський «Міськелектротранссервіс» купував проводи по 200 тис грн. за тонну, то вся партія коштувала б комунальному підприємству 3 млн грн., або майже на 2 млн грн. менше від вартості угоди з «Південкабелем».
Це комерційна пропозиція однієї з запоріжьких фірм,
яка майже вдвічі дешевша від тендерної ціни “Південкабелю” – 327 тис грн.
За тендером харківських комунальників передбачена відстрочка платежу на 120 банківських днів від дня поставки. Це дозволяє підняти закупівельну ціну не більше, ніж на 10%. У свою чергу основними джерелами доходу «Міськелектротранссервісу» є дотації з бюджету та оплата проїзду пересічними харківянанами.
Єдиним конкурентом переможця було ТОВ «Збірні дерев’яні конструкції» із різницею в ціні 4%. Тендерів воно ніколи не вигравало.
«Торговий дім «Південкабель» заснований у 2013 р. Владиславом Мітрохіним, керує ним Сергій Гужва. Підприємство зареєстроване по вулиці Автогенній, 7, за тією ж адресою, що й виробничі потужності заводу «Південкабель», який належить депутату Харківської міськради (обирався від Партії регіонів) Володимиру Михайловичу Золотарьову та його сину Володимиру Володимировичу Золотарьову, що у 2014 р. балотувався до ВР від партії «Сильна Україна» Сергія Тигіпка. Золотарьов-старший зараз балотується до обласної ради від партії «Відродження», яку також представляє мер Харкова Геннадій Кернес.
Нещодавно «Харківенерго» замовило «Південкабелю» кабелів та дротів на 67,38 млн грн.
Фірма «Збірні дерев’яні конструкції» зареєстрована у Вовчанському районі Харківської обл. на Ніну Буравльову, керівником є Володимир Рубінштейн.
Буравльова також значиться засновницею ТОВ «Фірма Анда», ТОВ «Дерев’яні традиції», ОК «ЖБК «Партнер Плюс», ОК «ЖБК «Екопарк «Сосновий бор», ПП «Флоріум», ТОВ «Стел-С», ТОВ «Фірма Вілона», ТОВ «Харків Акваресурс», ТОВ «Фірма Катан», ТОВ «Компанія Бласт», ТОВ «Компанія Ант», ТОВ «Компанія Інтеко», ТОВ «Дельта групп імпекс-інвест», ТОВ «Мега-стар-інвест», ПП «Віолон-експерт», ТОВ «Сінтек Сіті»,ТОВ «Телеком М», ТОВ «Парітет 2000», ТОВ «НТБ-холдінг» та ВАТ інститут «Харківагропроект».
Усі фірми зареєстровані за адресою м. Харків, вул. Мироносицька, 88, кв. 46.
Крім того, на людину з таким ПІБ, але вже на вул. Світла, 10, кв. 89 зареєстровано ТОВ «Центроград», ТОВ «Інвестиційна компанія Бестселлер», ВАТ «Харківкольормет» та ПАТ «Харківспецбуд». Ніні Буравльовій, яка прописана за цією адресою, 71 рік.
- Информация о материале
Пытки в четырех стенах: как спасти наркозависимых узников
Посещая места несвободы и общаясь с людьми, права которых нарушили правоохранительные органы, вырисовывается одна закономерность. Чаще всего жертвами становятся люди, которые в силу определенных особенностей становятся объектом повышенного внимания правоохранителей.
Как правило, это ранее судимые, наркозависимые, представители национальных меньшинств по сленгу милиционеров «имеющие не характерную славянскую внешность», чаще всего ромской национальности.
Например, если в каком-то из районов произошло преступление и по горячим следам не удалось задержать или определить лицо, его совершившее, то наши доблестные милиционеры включат «план Б»: найти того, кто возьмет на себя данное преступление.
В этом случае, как правило, идут по старой схеме: провести проработку потенциально опасных, по мнению милиции, элементов. Сначала под подозрение попадают ранее судимые, потом наркозависимые и так далее, по усмотрению оперативных работников.
Если не имеется доказательств, то, несмотря на новый УПК, до сих пор в ход пускается принцип прокурора сталинских времен Вышинского «Признание – царица доказательств».
Обвиняемый подвергается всевозможным видам воздействия: от психологического давления до физического насилия и пыток.
Мониторинг Национального превентивного механизма дает все основания утверждать: именно наркозависимые чаще других становятся жертвами нечеловеческого обращения и пыток.
Это находит свое подтверждение при анализе служебной документации и в беседах с задержанными, арестованными и осужденными людьми.
В этом случае правоохранителям не нужно придумывать каких-либо изощренных методов пыток – мастерить электрогенераторы или доставать противогазы, достаточно просто ограничить доступ наркозависимого к препарату, который он принимает.
В этот момент подозреваемый под действием абстинентного синдрома, готов сознаться в убийстве Джона Кеннеди и поджоге Александрийской библиотеки.
У автора нет намерения оправдывать употребление наркотиков или защищать их потребителей. У каждого наркозависимого своя причина и своя история: личная трагедия, поиск новых ощущений или простая глупость и желание кому-то что-то доказать. Это не столь важно. Одно понятно, наркотики – зло.
Однако мы, общество, должны понять одну главную вещь: если мы начнем закрывать глаза на нарушения прав человека, любого человека, даже нам неприятного, завтра столкнёмся с ситуацией, когда оперативники не найдут подходящую жертву среди них.
И тогда, поверьте, в этой роли окажется обычный среднестатический, не курящий и не пьющий, любящий и заботливый, причем не важно – мужчина или женщина. Любой из нас.
Но проблема в том, что оперативник уже морально подготовленный – не обращает внимания на крики жертвы, чувствует свою безнаказанность, плюс у него уже есть свои «success stories» – раскрытые подобным образом преступления.
Он уже предвкушает последующие хвалебные оды руководства и продвижение по службе.
Возникает резонный вопрос – что делать?
Проблематика превенции и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств охватывает обширную сферу. В процесс должны включаться не только правоохранительные органы, с их специфическим видением решения проблем, но и другие государственные органы, прежде всего, медицинского и социального направления.
Про необходимость переводить наркозависимых из сферы употребления инъекционных наркотиков на государственные программы заместительно-поддерживающей терапии (ЗПТ), в таблетированном виде, говорилось много.
Вот плюсы: получение реальной картины количества потребителей; предотвращение распространения болезней, передающихся через кровь, особенно ВИЧ-СПИДа и гепатита С.
А самое главное – пациенты ЗПТ возвращаются к нормальной жизни, находят работу, перестают выносить из дома последнее и в итоге возвращаются к нормальной жизни.
Происходит ресоциализация наркоманов. Один факт уменьшения количества использованных шприцов и иголок в парках и на детских игровых площадках уже сам по себе является достаточной мотивацией для развития этой программы.
С момента вхождения человека в программу ЗПТ, вроде, должны закончиться все его беды, но, к сожалению, так происходит не всегда.
Сайты – места, на которых идет выдача препаратов ЗПТ – стали одним из мест пристального внимания работников милиции.
Нередки случаи задержания пациентов на сайтах ЗПТ, доставления в райотдел для дактилоскопирования, дачи показаний или предъявления обвинений в каком-нибудь преступлении.
С момента задержания и дальнейших процессуальных действий участнику ЗПТ должно быть обеспечено право на получение препаратов, причем без прерывания.
Оно закреплено совместными нормативными актами МВД-ГПтСУ-МОЗ. Но именно это право пациентов ЗПТ в большинстве случаев нарушается.
В дежурной части милиции и следственных изоляторах пенитенциарной службы часто вообще не знают о существовании подобного приказа. После того, как наркозависимый попадает в руки правоохранителей, он проходит через круги ада.
Если оперативники используют уязвимость наркозависимого в своих целях – заставить дать все нужные показания и подписать соответствующие процессуальные документы, другие, ответственные за его содержание, чаще всего движимы желанием сэкономить и не тратить бензин, время конвоиров и вообще, «возиться с каким-то наркоманом».
В таком случае, задержанного заставляют письменно отказаться от продолжения программы ЗПТ. При этом не всегда проводят детоксикацию, и в результате у жертвы наступает абстинентный сидром.
Это резкие мышечные боли или судороги, «ломка» суставов. Все это, как правило, сопровождается тошнотой, рвотой или диарей.
Так как пациенты ЗПТ в своем большинстве до включения в программу были многолетними потребителями уличных инъекционных наркотиков, это не могло не отразиться на их здоровье.
Значительная часть из них страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, которые в случае прерывания приема препаратов, как правило, обостряются, иногда вплоть до смерти пациента. Также нередки случаи суицида, когда человек уже не в силах терпеть невыносимую боль.
Изменить систему можно. Для этого необходимо организовать прием препаратов ЗПТ в стенах СИЗО и изоляторах временного содержания.
Сверхзатрат не нужно. Большинство помещений данных учреждений отвечают минимальным требованиям, потребуется всего некоторые улучшения – сейф, вентиляция, сигнализация и тому подобное, чтобы получить соответствующую лицензию и организовать пункт выдачи препаратов ЗПТ и детоксикации.
Руководители МВД и ГПтСУ любят жаловаться, что в бюджете нет денег.
Однако такой аргумент не уместен, так как в случае нарушений прав человека, придется выплачивать компенсации их жертвам, а в решениях Европейского суда по правам человека по делам, связанными с пытками и бесчеловечным обращением, эти суммы доходят до сотни тысяч евро.
Для реализации данной инициативы главное – политическая воля руководства МВД и ГПтСУ.
Организовав работу кабинета выдачи специальных препаратов, в свою очередь, решится также проблема незаконного оборота наркотиков в местах несвободы, и это станет существенным шагом в борьбе с коррупцией. Ведь не секрет, что это является одним из источников незаконного заработка для работников изоляторов.
Отстаивая права уязвимых групп, мы защищаем, в том числе, себя и своих близких. В защите права человека не должно быть ограничений или отступлений, и тем более оправданий и молчаливого принятия.
- Информация о материале
Дракон у ворот
Благодаря тому, что первая неделя октября впервые за последние полтора года прошла без единого выстрела вдоль линии фронта в Донбассе, наконец появились основания более уверенно произносить вслух слово «деэскалация».
Это потенциально означает, что металлурги скоро смогут починить разрушенные железные дороги и, наконец, позволить себе увеличить загрузку мощностей. Однако очередная угроза пришла с Востока более дальнего. Китайские металлурги продолжают агрессивный ценовой демпинг, из-за чего многие украинские производители уже столкнулись с необходимостью работать с минимальной рентабельностью. Если такая тенденция сохранится, то либо не будет смысла наращивать производство, либо курс гривни ожидают новые испытания.
Мир, которого ждут металлурги
К украинской металлургии сводки с ратных полей имеют прямое отношение. Война разрезала Донбасс фронтовой линией пополам. Выплавка стали по обе стороны линии соприкосновения упала на треть. Главным образом, за счет предприятий на оккупированной территории. Из-за разрушенных мостов и железнодорожных путей подвоз сырья и отгрузка готовой продукции стали более сложным, дорогим и длительным процессом. Ключевые железнодорожные узлы — в Ясиноватой и Дебальцево — превратились в поле брани и были разрушены. Срок пересечения товарами линии фронта стал более длительным — из-за осмотров, досмотров, введенных ограничений, которых не было в мирное время.
Донбасс всегда был ключевым регионом для «Укрзалізниці», в котором формировался товарооборот. Боевые действия в регионе больно ударили по деятельности железной дороги, однако возобновлять активные перевозки еще рано. Судьба вагонов, которые отправляются в зону АТО, часто под вопросом. Поэтому для предприятий, находящихся на оккупированных территориях, вагоны в особом дефиците, хотя подвижного состава не хватало всегда, и проблема не нова. Это — еще один фактор, сдерживающий производство металлопродукции.
В таких условиях производство стали на предприятиях сохраняется на уровне 1,9–2,1 млн т в месяц последние полгода. В сентябре все вместе выплавили 2,06 млн т стали (что на 14% больше, чем в сентябре 2014 г.). Это уже неплохо по сравнению осенью 2014-го или ранней весной 2015-го, когда резкая эскалация боевых действий вынудила сталеваров снизить производство до 1,6–1,8 млн т в месяц. Однако нынешние объемы еще далеки до потенциальных 2,7–2,8 млн т (а то и более), не будь войны.
Сейчас Украина сохраняет десятую позицию в мировом рейтинге крупнейших производителей. Это не седьмое место, как было долги годы независимости, и наращивающие мощности Бразилия с Турцией обошли Украину. Тем не менее сохранение текущих позиций можно назвать достижением. Ни одна другая страна из первой десятки не сталкивается с подобными проблемами.
Каждая тонна на вес железа
На самом деле все металлургические предприятия, находящиеся на захваченной земле, уже работают, хоть и с меньшей загрузкой, чем могли бы. Входящий в корпорацию «ИСД» Алчевский меткомбинат (принадлежит прогосударственным российским акционерам), простаивавший с лета 2014-го, планировал запустить в сентябре вторую доменную печь (агрегат для производства чугуна) в дополнение к первой печи, запущенной в июне.
Из-за накопившихся проблем этого не случилось, но с августа предприятие начало выпускать готовую продукцию — лист, несмотря на неритмичные поставки сырья. Лист этот отгружается в основном в Россию, где, очевидно, не стали особо придираться к юрисдикции происхождения материала. Комбинат до сих пор зарегистрирован в оккупированном городе Алчевске, и его продукция при поставках в Россию украинскую таможню и другое оформление не проходит. Весь лист в Россию, где и так избыток металла, не отгрузишь, да и рублевые цены сейчас совсем неинтересны поставщикам. Поэтому в сентябре АМК произвел стали раз в пять меньше, чем мог бы, — 91 тыс. т. Ходят слухи, что боевики «ЛНР» и их кураторы в РФ вели переговоры о поставках листа из Алчевска в Европу. Однако маловероятно, что на практике получится создать прецедент поставки металлопродукции из непризнанной юрисдикции без дополнительной регистрации в Украине.
Второй украинский меткомбинат российской группы — ДМК им. Дзержинского, занимающий сейчас пятое место в Украине по объемам производства, — работает стабильно с высокой загрузкой, выпуская 220–250 тыс. т стали в месяц. За три квартала 2015 г. предприятие незначительно (на 0,3%) нарастило выплавку стали — до 1,851 млн т. Причина такой стабильности на фоне 20-процентного падения объемов выпуска в отрасли (до 17,1 млн т) заключается в том, что комбинат находится в Днепропетровской области. Предприятие даже занимается пусконаладочными работами на новом сортопрокатном стане 400/200, который позволит выпускать уголок с большей добавочной стоимостью. Как правило, в текущей ситуации предприятия стараются экономить деньги, чтобы иметь возможность выстоять в сложных рыночных условиях, которые могут стать еще сложнее. Возможность зарабатывать больше на готовой продукции по сравнению с продажей полуфабриката (квадратной заготовки) — прямой стимул не замораживать проект.
Крупнейший украинский меткомбинат «АрселорМиттал Кривой Рог», принадлежащий транснациональной компании ArcelorMittal, в сентябре восстановил объемы выплавки стали до 512 тыс. т после летней просадки, когда спрос традиционно ослабевает и когда месячное производство снизилось до менее 400 тыс. т. Всего за девять месяцев 2015 г. предприятие уменьшило производство стали на 2,5% (до 4,37 млн т), что по сравнению с показателями расположенных в Донбассе коллег можно назвать стабильным результатом. Комбинат также не полностью свернул инвестиции. Приоритетный проект развития сейчас — строительство установки вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) на одной из пяти доменных печей, ДП №9, представляющей собой около трети всех доменных мощностей предприятия. Внедрение установок вдувания ПУТ — одно из самых популярных направлений по модернизации среди украинских металлургов, работающих в условиях рекордно высоких цен на природный газ. Проект готов на 75% и, по мнению экспертов, позволяет сократить расходы на выпуск чугуна примерно на уровне 20 долл. за тонну.
Такие же проекты холдинг «Метинвест» (принадлежит Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому) планирует реализовать на своих Енакиевском метзаводе и «Азовстали». На Мариупольском меткомбинате им. Ильича и на «Запорожстали» установки вдувания ПУТ уже действуют на всех доменных печах. Быстрая окупаемость таких проектов и прямая экономия, в том числе за счет снижения расхода кокса, являются сильным аргументом для того, чтобы активные работы возобновились сразу же после стабилизации обстановки в регионе. Кроме того, переход на ПУТ еще нескольких комбинатов в перспективе снизит общие потребности Украины в газе.
Метпредприятия «Метинвеста» способны еще нарастить производство стали в случае, если инфраструктура региона будет отремонтирована, а узкие места в логистике сырья и готовой продукции будут устранены.Оба мариупольских меткомбината работают с загрузкой около 70–80%, Енакиевский загружен примерно на 60–65%, хотя руководство компании считает, что сами предприятия могут производить больше. Находясь в процессе реструктуризации своего долга (около 3 млрд долл.), «Метинвест» прямо заинтересован в способности увеличить объемы производства. Для того чтобы ускорить этот процесс, компания участвует в восстановлении инфраструктуры, например, взорванного в декабре моста в Мариуполе, через который проходили поставки продукции. Вопрос юридического местонахождения Енакиевского метзавода, который де-факто работает на оккупированной территории, решен следующим образом: предприятие перерегистрировалось в Мариуполе и работает в украинском законодательном поле. Таким же путем пошел входящий в «Метинвест» Харцызский трубный завод, выпускающий трубы большого диаметра.
Планы владельца Донецкого металлургического завода (ДМЗ) Виктора Нусенкиса в этом отношении неизвестны. Сам завод пока наращивает производство чугуна, испытывая периодически перебои с поставками сырья. Если летом выпускалось 46–54 тыс. т продукции в месяц, то к сентябрю месячный выпуск составил 94 тыс. т. Правда, за счет длительного простоя в первом квартале 2015 г. пока годовой результат выглядит провальным — снижение по чугуну около 44% (до 426 тыс. т). Стабильность и реальное перемирие окажут позитивное влияние на ДМЗ, так как чугун в чушках пользуется хорошим спросом на рынке, позволяя работать с привлекательной рентабельностью.
Цены на металл обваливаются
Если обобщить ситуацию на отдельных производствах, получается, что за счет мариупольских, енакиевского и алчевского предприятий Украина в целом может потенциально нарастить выпуск стали еще на 500–600 тыс. т в месяц, или на 6–7 млн т в годовом выражении. Это позволит вернуть утраченные позиции в мировой табели о рангах стран — крупнейших производителей металла. Сейчас отрасль работает на уровне 24 млн т стали по году, а в 2014-м она произвела 27,2 млн т, то есть сокращение составило 17%.
Как показывает практика, объемы — это сейчас еще не самое главное. В отличие от ситуации, которая была на рынке еще полгода-год назад, когда цены на сталь были более стабильными, одного наращивания объемов будет недостаточно. Сейчас котировки сталелитейной продукции просаживаются практически каждую неделю. Цены на сляб упали с начала лета на 50 долл. за тонну (до 255 долл./т), цены на заготовку обвалились на 80–90 долл. (до 270 долл./т). И конца-края этому падению не видно, так как китайские поставщики очень агрессивно демпингуют. Как только продавцы из региона СНГ соглашаются на очередное снижение цен, китайские конкуренты делают предложение на 10–15 долл. выгоднее.
Китайским металлургам деваться особо некуда. Их внутренний рынок сокращается из-за замедления роста экономики, оставляя местным производителям только один выход — продавать больше на экспорт. В результате такой ценовой политики производители из Украины по многим товарным позициям уже вплотную приблизились к уровню своей безубыточности. А значит, еще месяц-другой такого падения цен, и выпуск стали станет убыточным. Это означает, что наращивать производство метпредприятиям в текущих условиях будет неинтересно. И тогда представители отрасли могут пытаться лоббировать очередной виток девальвации национальной валюты. И хотя их влияние в нынешних коридорах власти далеко не то, что в былые времена, объективно падение экспортной выручки может оказать негативное воздействие на все еще очень шаткий платежный баланс страны. Особенно в традиционно непростом заключительном квартале года.
- Информация о материале
Страница 689 из 2102
