Главная
Как стать миллиардером в эпоху идеального капитализма
О концепции идеального капитализма (perfect capitalism) я узнал от Митио Каку, без преувеличения - Эйнштейна нашего времени, визионера, физика и популяризатора науки, автора одной из современных теорий происхождения Вселенной.
Согласно концепции доктора Каку, идеальный капитализм – это когда информация о любом товаре и его оптимальной цене доступна любому пользователю сети, а с помощью вездесущих цифровых технологий покупатель за секунду находит во всем мире нужный ему товар от самого производителя и лучшую цену его доставки.
При этом информация о себестоимости и цене товара на каждом этапе производства/доставки доступна покупателю.
Мне кажется, что такая концепция сродни теории идеального коммунизма.
Во-первых, получая достоверную информацию о том, сколько и кто заработает на моей покупке, я необязательно от нее откажусь (разве что буду немного огорчен).
Например, вопрос заработка посредников меня будет заботить в последнюю очередь, когда я будут выбирать дорогой подарок для красивой девушки.
Во-вторых, в экономике существует концепция «экономической прибыли», включаемой в любую «наценку», этот компонент вряд ли будет доступен для компьютерного интеллекта.
В-третьих, я не очень верю в общедоступность полной финансовой информации о любом товаре или услуге – и здесь скорее вина не компьютеров, а людей.
Например, попробуйте «нагуглить» более-менее сложное понятие, чтобы понять, что оно значит, и вы увидите, сколько разных, иногда даже противоположных мнений по его определению гуляет по сети.
Что уже говорить о таких меркантильных делах, как цены и себестоимость.
Последнее наводит меня на мысль, что «лучшие цены и условия доставки» могут существовать, но такая информационная услуга будет стоить очень дорого.
То есть вполне возможно, что «идеальный капитализм» будет доступен для ограниченного круга «идеальных капиталистов».
Так что же нужно, чтоб стать миллиардером в новом мире? Вот «рецепт» от Доктора Каку:
1) Найти свою нишу или отрасль;
2) Убрать посредников;
3) Найти узкие места, неэффективности, и автоматизировать их с помощью современных цифровых технологий;
4) Собственно, стать миллиардером.
Неплохое руководство к действию, и по такой модели действительно шли многие современные миллиардеры (тут можно вспомнить опыт PayPal, Facebook, Twitter, Amazon).
Но не все так просто в этом рецепте, так как зачастую он не очень подходит нашему архаическому устройству мира. Например, тот же PayPal так и не смог легализоваться в Украине.
Если же говорить об Украине, то единственным миллиардерами, следовавшим этому рецепту, у нас стали… бывшие собственники Приватбанка.
В своей выбранной нише они упразднили посредников: для своих проектов они не прибегали к посредническим услугам банков, у которых они могли бы привлекать кредиты, а сами стали посредниками.
Все это дело они максимально автоматизировали, используя передовые технологии.
И наконец, попали в списки Forbes как миллиардеры, оставаясь в этих списках и сейчас, хотя их идея явно не нашла понимания у наших банковских регуляторов.
Возможно, наша регуляторная среда не была готова к новым концепциям, а может, наши бизнесмены слишком увлеклись цифровыми технологиями, забыв о выполнении быстро меняющихся пруденциальных норм на рынке
И как не поговорить о криптовалюте – многие надеются разбогатеть на этом.
Далекий от мира финансов Доктор Каку считает биткойн просто азартной игрой и пустой тратой времени. Инструментом, не имеющим под собой никакой фундаментальной стоимости.
Инструментом, цену которого подкрепляет лишь спрос и алчность.
Я только добавлю, что это - новомодный аккумулятор жадности, на котором, как и на разного рода МММах, мало кому удастся заработать.
Впрочем, в однозначном выигрыше от распространения биткойна останутся производители и продавцы видеокарт, а также производители и поставщики электроэнергии.
А негодование профессора физики можно понять: если бы все эти миллионы компьютеров вместо расшифровки очередного кода биткойна были заняты помощью в важных научных вычислениях, то и очередной технологический прорыв у нас бы наступил гораздо раньше.
Кто знает, может майнеры биткойнов и есть луддитами наших дней, роль которых – просто задержать прогресс на несколько лет.
- Информация о материале
«Мы все — куча дураков». Как Цукерберг обманывает своих пользователей с 2004 года
Четырнадцать лет, два месяца и восемь дней назад я допустила ошибку, пишет Джулия Кэрри Вонг. Как и многие в 20 лет, живя в общежитии колледжа, я доверилась человеку, которому не должна была верить. Но он по-прежнему влияет на меня.
Нет, Марк Цукерберг не заразил меня герпесом. Но после того, как стали известны факты о сборе личных данных 50 млн пользователей Facebook Cambridge Analytica, я стала вспоминать, как решила зарегистрироваться на сайте thefacebook.com, который в тот момент существовал всего пятый день. Конечно, Facebook не собирается убить меня, однако он проник во все мои отношения с людьми, заставил меня заразить этим «вирусом» других людей, и я никогда не смогу полностью от него избавиться.
10 и 11 апреля Цукерберг давал показания в Конгрессе США об утечке данных пользователей Facebook и скандала с Cambridge Analytica, пишет Вонг. Основатель крупнейшей в мире социальной сети пытался заверить публику, что именно пользователи «полностью контролируют» свои отношения с Facebook. Без конца повторяя эту фразу, Цукерберг утверждал, что люди могут самостоятельно контролировать свои данные в Facebook.
Но «Цукерберг 2018 года» звучит подозрительнее, чем тот же Цукерберг образца 2004 года, когда 9 февраля на Harvard Crimson с ним вышло интервью Mark E Zuckerberg '06. В нём он рассказывал о том, что создал новый сайт. Именно та статья, утверждает Вонг, заставила её и соседей по комнате доверится незнакомцу и предоставить его ноу-хау ключевую информацию о себе: имена, даты рождения, фотографии, адреса электронной почты и т. д.
«В Thefacebook конфиденциальность персональных данных на высшем уровне, — рассказывал Цукерберг в 2004 году Harvard Crimson. — Люди без проблем могут контролировать, кто может видеть информацию о них».
«Всё, чем вы делитесь в Facebook, под вашим контролем», — ответил Цукерберг в 2018-м сенатору Дину Хеллеру после того, как не смог дать чёткого ответа на вопрос о том, собирала ли социальная сеть информацию о телефонных звонках пользователей. «Вы можете отказаться оставлять подобную информацию на платформе. У вас есть все возможности для понимания, какой информацией Facebook владеет о вас. Конечно, пользователь может убрать её оттуда».
По мнению Джулии Вонг, Цукерберг, как и раньше, врёт. Она утверждает, что у нас нет «полного контроля», его никогда не было. Об этом свидетельствует тот факт, что люди, которые никогда не регистрировались в Facebook, могут иметь там «теневые профили», созданные без их согласия. Так происходит, когда социальная сеть сканирует личные сообщения телефона или почты вашего знакомого, в которых есть информация о вас. Вследствие этого человек, не давая на то согласия, попадает в теневой оборот Facebook. «Цукерберг так же манипулирует, как и 14 лет два месяца и восемь дней назад, — пишет Вонг. — Его лицемерие перед Конгрессом напоминает мне новоиспечённых студентов в одном из университетов «Лиги плюща» [ассоциация восьми частных американских университетов на северо-востоке США], которые только что закончили элитные подготовительные школы к колледжу и, нагло смотря в глаза профессору, высказывают мнения о книгах, которые даже не читали».
Вонг говорит, что всё ещё помнит волнение и любопытство перед новым веб-сайтом, который обещал заменить книги Гарварда, которые выдавались первокурсникам. «Те тонкие твёрдые обложки были частым источником полезной информации и различных активностей. Однако Thefacebook дал нам возможность узнавать без проблем имя парня из группы Х или девушки с субботней вечеринки. Сами того не понимая, мы занимались своего рода киберпреследованием, узнавая информацию о других людях, не спрашивая об этом их напрямую», — констатирует Вонг.
Шаблоны вместо индивида
В течение первых недель и месяцев существования социальной сети его пользователи поняли весь потенциал Facebook по изменению социальных взаимодействий и переориентирования их из плоскости уникальности в плоскость шаблонов и стандартов. На Facebook, в отличие от реальной жизни, пользователи превращались либо в друзей, либо нет, в отношениях появлялся статус «одинок» или «всё сложно», а популярность человека стала измеряться количеством френдов в соцсети. Те, кто не регистрировался на Thefacebook, считали себя выше всего этого. И это неудивительно, ведь вся красота и боль человеческого бытия сводилась к шаблонной графе «О себе».
«Мы приняли такую классификацию социальных отношений, не задумываясь, кто или что на самом деле скрывается за ширмой графы «О себе», — пишет Джулия Вонг. — Наше суждение о незнакомце в Facebook начинается с фотографии профиля, которое незаметно переходит в формулировку субъективного мнения о человеке, подкреплённое информацией с его странички. Как же мне неловко теперь вспоминать, что я принимала заявки в друзья и отсылала свои, основываясь на шаблонной графе потенциального френда «О себе», самоутверждаясь таким образом».
Правда в том, что для Facebook важно, чтобы мы утратили контроль над нашей информацией. Конечно, мы можем решить, какие фотографии или биографические данные размещать в социальной сети, однако на самом деле мы даже не подозревали, что отдаём Facebook.
«Эта социальная сеть знает, что я читаю в интернете, куда я хочу отправиться в отпуск, как поздно вернусь ночью и на каких постах платформы я задержалась на мгновение, а на каких «зависла», — пишет Джулия Вонг. — Facebook знает, что я отправилась в Монтану или Сиэтл, хотя разрешения отслеживать себя по GPS я не давала. Facebook также знает номер мобильного телефона моего отца лишь потому, что я при регистрации имела неосторожность оставить там свой личный номер. Он знает всё то, что не должен».
В течение первых нескольких недель, когда Марк Цукерберг уверял нас, что мы можем доверить ему наши персональные данные, он вёл онлайн-общение со своим другом, рассказывает Вонг. Переписка вскоре просочилась и была опубликована компанией Silicon Valley Insider. Вот её содержимое:
ЦУКЕРБЕРГ: — Если вам когда-нибудь понадобиться информация о ком-нибудь в Гарварде?
ЦУКЕРБЕРГ: — Просто спроси.
ЦУКЕРБЕРГ: — В моём распоряжении 4 тыс. электронных почт, изображений, адресов и т. д.
ДРУГ: — Что!? Как это у тебя появилось?
ЦУКЕРБЕРГ: Люди сами предоставили мне эту информацию.
ЦУКЕРБЕРГ: — Не знаю почему.
ЦУКЕРБЕРГ: — Они «доверяют мне».
ЦУКЕРБЕРГ: — Придурки.
Я также узнала, что о своей неприкосновенности Цукерберг печётся настолько, что у него есть даже охранники, наблюдающие за его мусором. Он также купил четыре соседних дома, окружающие его личный, чтобы избежать соседства. Но я не знала и не видела в 2004 году, как Цукерберг относится к пользователям Facebook. Facebook — это мир Цукерберга, а все мы — куча дураков, живущих в нём.
- Информация о материале
Церковь единства и борьбы противоположностей
Петр Порошенко объявил, что обратился к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви, и убедил парламентариев поддержать это обращение.
Ранее на встрече с председателями парламентских фракций Порошенко сообщил, что Украина «как никогда близка» к этой цели. «Все подробности» президент разглашать не стал — «вы же понимаете...» Зато заверил присутствующих, что епископы двух украинских автокефальных церквей в курсе и «уже подписали».
Зашелестели страницы, застучали клавиши. Сообщают, что «президент начал процесс создания единой поместной церкви» и намекают, что уже в июле — на день Крещения Руси — будем с томосом (специальным указом предстоятеля Вселенской православной церкви) об автокефалии и со «своей» церковью. Члены президентской команды не отстают — постят на своих аккаунтах реляции о завтрашних победах. В сумбурной ФБ-записи главы МИД Климкина отмечено, что «единая украинская православная церковь — это большая национальная цель, к которой должны стремиться все украинцы».
В общем, если вы не знали или забыли за повседневными делами и проблемами, вам напомнят: у нас есть «великая национальная мечта» — Единая Поместная Православная Церковь (ЕППЦ). И вот — нам ее «сбывают». Петр Алексеевич лично.
Когда церковь выходит на первые полосы — это что-нибудь да значит. Например, что с первых полос надо срочно что-то вытеснить. Или что с победами на других, более существенных фронтах откровенно туго.
ЕППЦ или «прочь от Москвы»: ребрендинг или подмена понятий?
Церковный вопрос всегда был важным элементом предвыборной кампании, а в этот раз и подавно. Петр Порошенко — не исключение. Во-первых, пора подправлять имидж. Во-вторых, нужен гол. На фронте без перемен, а электорат требует побед. И не просто каких-то, а над Москвой. До самой Белокаменной далеко, зато есть украинский филиал — УПЦ Московского патриархата. Вот здесь и будем побеждать.
Не то чтобы в этом не было необходимости. И не то чтобы УПЦ МП не подавала повода. Подавала, подает и постоянно грозится, что и дальше будет подавать. Но до сих пор, судя по всему, государственные интересы не слишком попадали в резонанс с личными интересами президента. А тут, наконец, свершилось.
Русско-православный имидж, над которым сам Петр Алексеевич немало потрудился во времена, когда московское православие было политическим трендом, утратил актуальность. Теперь совершенно необходимо подчистить карму, да так, чтобы это не прошло незамеченным. Порошенко прекрасно понимает, что «русско-православные» голоса ему не заполучить — они зарезервированы за Оппоблоком. Так почему бы не побороться за украино-православные голоса? И выдумывать ничего не нужно, всё выдумали до него — Украинскую единую поместную православную церковь. И адрес, куда следует обращаться, известен: Стамбул, резиденция Вселенского патриарха на Фанаре.
До сих пор ЕППЦ для политиков была преимущественно лозунгом, а не серьезной политической целью — власть использовала этот трейдмарк для выстраивания собственных идеологических векторов и баланса сил. Даже при Ющенко — который, казалось, искренне хотел «украинскую церковь», — не чувствовалось настоящей политической воли к ее созданию. Вполне возможно, и у нынешней власти должная воля в дефиците. Но изменилась ситуация: на фоне войны МП в Украине выглядит не просто совершенно неуместной «скрепой», но и опасным фактором. «Московские попы» граждан злят все больше. Истинной политической целью является именно это — сокращение влияния и, по возможности, маргинализация УПЦ МП.
Что первично? Что есть целью — создание полновесной ЕППЦ или реализация лозунга «Прочь от Москвы!»? Может показаться, — разницы нет, и не важно, что из этого будет сделано первым — второе обязательно воспоследует. Именно из этого исходят советники президента, подталкивающие его к созданию ЕППЦ «сверху». Но боюсь, не так все просто, и с приоритетами следовало бы определиться до того, как приступать к решительному «строительству». Подмена понятий и замыливание настоящих целей — не самый верный путь к успеху.
Но нельзя же просто сказать: «У нас тут есть нелояльная церковная структура — мы ее будем изводить». Заграница не поймет. Да и среди своих возникнет масса вопросов. То ли дело объявить о создании «единой поместной» — «сбыче вековых мечт» и т.д.
«Выдавливание» МП из Украины и создание ЕППЦ — процессы, которые пересекаются, но не заменяют друг друга. Создание ЕППЦ само по себе не избавит нас от МП, а маргинализация МП не гарантирует нам единой поместной церкви. Не стоит надеяться на то, что «мы тут сейчас порешаем, а там само образуется». Может, образуется, а может — окажется котлом новых проблем и противоречий. До сих пор попытки кого-то во что-то объединить заканчивались новыми расколами. И вовсе не потому, что «кто-то нас сталкивал лбами» — нам и самих себя хватает.
«Церковные строители» — кто они?
Чтобы что-то создать в церковной сфере, тем более кого-то во что-то объединить, нужен центр притяжения. Иными словами — авторитет. Можно спорить, что «авторитет» — анахронизм, что больше нет личностных «авторитетов», есть только «авторитет мнений», а может, и его нет — есть только интересы и противовесы. Но и «единая церковь» в том виде, в каком нам ее предлагают, «национальная церковь» в XXI веке, — тоже анахронизм.
Но для Украины это — не «церковный», а «государственный» вопрос. Еще точнее — вопрос государственной безопасности.
Впрочем, личные и государственные интересы тут входят в клинч. Чтобы создать церковную структуру, повторюсь, необходим авторитет — власти светской или церковной. У президента такого авторитета нет, точно так же не может быть подобного авторитета в демократической системе западного типа.
Напротив, президент пытается использовать церковный авторитет для повышения собственного политического рейтинга. Причем это авторитет не существующей структуры — УПЦ КП, УПЦ МП, УГКЦ и т.д. Это авторитет потенциальной структуры — ЕППЦ, которой еще только предстоит состояться. Еще не став «создателем церкви», Петр Порошенко уже пытается «продать» себя электорату в этом качестве.
Нет такого авторитета и у церквей — ни у одной из них. Тут тоже любят апеллировать к будущему времени: вот, будет у нас «своя церковь» — и тогда заживем. Тем более что граждане церкви как институту действительно доверяют — результаты соцсопросов не дадут соврать.
Но неприятная правда заключается в том, что церкви доверяют не потому, что она что-то может изменить, а потому, что от нее мало что зависит в общественном бытии. Это, если хотите, «негативный авторитет» — церковь, по сложившемуся мнению, не может навредить так, как власть, которой у нас не доверяют традиционно. Президент Порошенко косвенно подтверждает «пассивный авторитет» церкви, объявляя о «создании единой поместной церкви», но призывая к себе по этому поводу не епископов, а депутатов. Даже собственные проблемы и вопрос своего статуса церковь не может решить самостоятельно. За нее это делают президент и парламент. Ведь это, в сущности, не ее, церкви, дело. Это «государственный вопрос».
Поэтому не спрашивайте, распространится ли влияние потенциальной канонической украинской поместной церкви на Крым и оккупированные территории Донбасса. Этот вопрос решается не в церкви, а штыками и флагами. Чей флаг реет на сельраде — тех и каноническая территория.
Если бы «авторитет церкви» и ее «объединительный потенциал» существовали в реальности, а не только в эфире, процесс объединения и создания единой поместной церкви шел бы полным ходом силами церкви/церквей. И все, что мог бы сделать президент, это попытаться запрыгнуть на подножку стремительно несущегося поезда. Но таким авторитетом и объединительным потенциалом не пользуется ни одна из ныне действующих в Украине церковных структур и ни один из ныне здравствующих епископов. И, кстати, это вовсе не «приговор обществу», это вполне соответствует мировым трендам.
Передел?
«Создание единой поместной церкви» — лозунг. Никто ничего не «создает». В нашей стране вполне достаточно церковных структур — даже многовато. Все, что нужно — выхлопотать для «непризнанных» структур канонический статус. Именно это мы и наблюдаем — попытку создать полноправную каноническую структуру в противовес той канонической структуре. Которая не проявляет лояльности, которой государство начало тяготиться, и которая раздражает значительную часть граждан. Называть же процесс официального признания УПЦ КП «созданием единой поместной церкви» — снова заниматься подменой понятий. То, что пытается сделать наша власть — если у нее всерьез присутствует намерение довести до конца процесс признания канонического статуса автокефальной украинской церкви, — это выдавить церковную Москву в пользу церковного Киева.
Эта подмена опасна тем, что уводит нас в сторону от сути и осознания риска, связанного с церковным переделом и сосуществованием на одной территории двух канонических православных юрисдикций. Допустим, томос будет выдан или (что скорее) будет обещан на определенных условиях (которые еще надо будет выполнить). А «непризнанным структурам» на «переходный период» будет выдан «переходный» же статус. Даже в этом случае Украина столкнется с коллизией: на одной «канонической территории» будут действовать два «законных владельца».
Конфликт может быть смягчен или даже купирован, если в действие вступят другие, вполне светские механизмы. Не может быть «двух юрисдикций» — это невозможно и с точки зрения канонов, и с точки зрения здравого смысла. Что бы ни говорил президент, в Украине не будет «единой поместной» и «свободы для тех, кто не пожелал присоединиться». Будет церковь, поддерживаемая государством, и церковь, утратившая неприкосновенность.
Думаю, никого не удивлю, если скажу, что церкви и священнослужители у нас не попадают в категорию обычных граждан, на которых распространяются все без исключения законы Украины. Нет, не де-юре, разумеется, но кого интересует де-юре? Если настоящая политическая цель — «выдавить» из Украины структуры МП, то именно этим и будут заниматься власти. В пользу «национальной церкви», само собой. В большинстве случае вопрос будет ставиться просто и ясно: либо ты присоединяешься к ЕППЦ, либо сдавай ключи от храма. Все заработанное «непосильным сотрудничеством» с админресурсом встанет УПЦ МП поперек горла — больничные приходы, приходы в тюрьмах и воинских частях, на территориях учебных заведений. А там и частные лавочки подтянутся — админресурс склонен к измене и перемене.
И это еще «в идеале». Поскольку есть опасения, что весь шум и гам направлен вовсе не на «выдавливание», а всего лишь на шантаж структур МП, слишком уж откровенно «сомкнувшихся» с политическими конкурентами действующего президента.
Если бы целью было именно «выдавливание» МП, можно было бы не тревожить ни Вселенского патриарха, ни слух украинского гражданина. Выдавить церковную Москву из Украины можно «своими силами», без всяких апелляций к «единой поместной». На то в структуре государства есть СБУ, прокуратура, разведка. Они, впрочем, тоже активизировались в последнее время на московско-церковном направлении. Но осязаемых результатов — как и в случае с единой поместной — пока нет.
«Государственная церковь» и окрестности
Есть еще один повод усомниться в искреннем желании власти все силы положить на создание единой поместной церкви — традиция. В украинской властной элите — к которой целиком и полностью принадлежит Петр Порошенко — сложилась традиция церковной многовекторности, система сдерживания и противовесов. Создать единую церковную структуру означает разрушить эту систему.
Президент мог бы себе это позволить, но только при очень твердой уверенности в том, что церковно-политическая ситуация у него под контролем. Что его авторитет выше, чем авторитет церковной иерархии. Но на месте Петра Алексеевича я бы не стала мериться с авторитетом патриарха Филарета, даже подмоченным недавней московской эскападой. Предстоятель УПЦ КП не располагает необходимым объединительным потенциалом, но его реальный вес во многом превосходит вес главы государства.
Возможно, президент переоценивает свои силы и считает, что «покупает» таким образом всю церковь и навсегда? Так поступают многие правители, выдавливавшие, выбивавшие, выцарапывавшие для «своих» церквей независимость с одной целью — получить контроль над церковным ресурсом и использовать его в интересах власти. Правда, то были совсем не украинские президенты, скованные регулярными выборами и связанные Конституцией, а тираны, цари, императоры.
Не стоит романтизировать «единую поместную церковь» и нам, носителям «мечты». Надо понимать, что мы не получим «новую церковь». Все, что нам может дать патриарх Варфоломей, — томос об автокефалии. Новый статус не даст нам новых владык, новых священников и новых прихожан — нас с вами. Церковь останется такой, какой она была. Со своими — временами весьма специфическими — методами, людьми, убеждениями, элитами. Со своей конфликтностью. Со своими притязаниями и аппетитами. Вернее, притязания, скорее всего, возрастут. И если до сих пор конфессиональная раздробленность давала возможность сдерживать аппетиты, то после создания «единой поместной» такой возможности уже не будет.
Вероятность сращивания государства и церкви, огосударствления церкви вряд ли пугает владык УПЦ КП. Некоторых, пожалуй, даже радует. Но такая возможность способна насторожить те добрых три четверти населения страны, которые не посещают церкви даже на Рождество и Пасху. Согласно официальной статистике, недавние пасхальные богослужения посетили 6,8 млн верующих. Из них 1,6 млн приходится только на одну Львовскую область, населенную греко-католиками, которых создание «единой поместной православной», вполне вероятно, заботит меньше, чем президента. Украинские граждане, массово доверяя церкви как институту, преимущественно равнодушны к собственно церковному вопросу. Да, многих, особенно на фоне войны, раздражают «московские попы» — вот и весь их «церковный интерес». А в чрезмерном насаждении «церковной мечты» столь же многие могут заподозрить намерение власти подменить рациональные требования и обоснованные ожидания граждан иррациональными «мечтами». Ответственность за реализацию которых лежит где угодно — в Стамбуле, в Вашингтоне, в Москве, на Небеси — только не в компетенции конкретных людей, обсевших высокие кабинеты.
Так быть или не быть?
Насколько реальна «Украинская единая поместная православная церковь»? По этому поводу есть сомнения. Некоторые из них беспочвенны, некоторые — весьма реальны.
Спикеры МП из кожи вон лезут, чтобы убедить нас, что ничего не выйдет, что Вселенский патриарх не пойдет на такую «авантюру», ибо права не имеет, а еще конфликт, раскол и все казни египетские. Все это звучит несколько нервно — выдает сомнение самих говорящих. Потому что право Константинополь, может, и имеет — просто его не признают в Москве. Конфликт? Помилуйте, у нас не то что «конфликт» — у нас война. Даже если в МП ее в упор не замечают. Раскол? Еще смешнее. Не первый и не последний. Разделения и воссоединения — обычные явления в истории, в том числе церковной. Кроме того, раскол в мировом православии уже и так есть. И его инициатором выступил вовсе не Вселенский патриарх, а патриарх Московский. Когда отказался от участия во Всеправославном соборе и убедил своих сателлитов. Сам же и напросился на неприятности: если до этого демарша у Вселенского были сдерживающие мотивы, теперь их нет. «Украинский вопрос» полностью в его руках.
Но, боюсь, вопрос: «Насколько реальна ЕППЦ?» — вовсе не к тому человеку, которому мы его привыкли задавать. Не ко Вселенскому патриарху. Это вопрос, в первую очередь, к тем людям, которые будут «создавать». Вернее, это целая куча вопросов, первый из которых — как? Дьявол, как вы помните, — в деталях.
Если мы говорим о «единой» церкви, кто и как обеспечит единство? До сих пор между собой никак не могли объединиться две автокефальные украинские церкви — УПЦ КП и УАПЦ. Каждая попытка объединения заканчивалась очередным разделением и потоком взаимных оскорблений. В нынешнем же случае единство предполагает еще и присоединение хотя бы части УПЦ МП. Внутри украинского православия, увы, нет единства — даже среди условных «автокефалистов», независимо от конфессии, слишком много противоречивых мнений, кто, к кому, как и на каких условиях должен присоединиться.
Кроме того, придется преодолевать колоссальное давление со стороны Москвы и тех «западных партеров», которые будут мобилизованы ею «в связи с нарушением свободы вероисповедания» и «на защиту церкви от вмешательства государства». Украина рискует получить конфликт сродни разразившемуся после принятия Закона «об образовании» — «метили» в русский язык, а получили международный скандал.
Не говоря уж о чисто технических сложностях, с которыми столкнется и Вселенский патриарх, предоставляя автокефалию церкви, находящейся в «чужой» юрисдикции, и наша страна, когда на ее территории появится две равнозначные церковные структуры, не желающие уступать друг другу.
Еще один вопрос — что мы можем предложить Вселенскому патриарху взамен. Даже если допустить некие закулисные обещания и щедрые посулы Киева, Украина для него — не подарок, а, скорее, чемодан без ручки. Каков же приз? Союзные голоса в межправославном диалоге? Это, конечно, немало. Но ненадежно. Он достаточно имел дел с постсоциалистическими церквями и подозревает, что когда страсти немного улягутся, киевская церковь может оказаться не менее строптивой, чем московская.
Если бы Украина перешла в Константинопольский патриархат на правах митрополии, это имело бы смысл для Вселенского патриарха, поскольку гарантировало лояльность украинского епископата. Но на это не соглашаются в Киеве — это позиция патриарха УПЦ КП Филарета, неоднократно заявлявшего, что нам нужна только автокефалия, а не Рим — хоть Третий, хоть Второй. А еще проблема двойной юрисдикции, и спорная процедура предоставления автокефалии, и необходимость сохранять диалог с Москвой — каким бы хромым он ни был.
Возможно, в свете сказанного выше это прозвучит странно, но возможность получить автокефалию, причем в кратчайшие сроки, для украинской церкви не столь уж невероятна. Мы остаемся частью мира, где разворачивается не только наша Большая Игра. До тех пор, пока наша автокефалия и в целом судьбы украинского православия оставались предметом интереса только наших церквей и отчасти политических элит двух стран, у нас не было надежд на грандиозные сдвиги. Только на политику малых шагов. И сколь бы малыми они ни выглядели, оглянувшись назад, мы удивимся, насколько сильно Украина отдалилась от старта.
А теперь появилась надежда на качественный скачок — общеполитическая ситуация обостряется, игроки с обеих сторон повышают ставки. Есть повод думать, что наша церковная ситуация попала в фокус внимания Вашингтона, имеющего немалое влияние на Вселенского патриарха и всю греческую церковь. То есть на тот самый епископат, который будет решать вопрос украинской автокефалии на своем Синоде в мае. Появление украинской «канонической территории» — тот урон, который Вашингтон способен нанести Москве чужими руками и без видимых последствий для себя.
Если это так, придется признать, что Петр Алексеевич — везунчик. Почти все его предшественники немало потрудились над тем, чтобы сформировать у украинцев — независимо от церковной принадлежности и вероисповедания — потребность в «своей» единой поместной церкви. Пусть и не слишком, но все же преуспели. Порошенко, оказавшись в нужное время на нужном месте, может стать тем человеком, который сделает не то, что обещал, а то, что пообещали задолго до него. Для украинского избирателя, не избалованного закрытыми гештальтами, это будет просто грандиозное событие. Что бы оно ни значило. Что бы оно ни повлекло за собой.
- Информация о материале
У Кернеса заплатять «донецьким» три мільйони за фотоальбоми для новонароджених
КЗОЗ «Харківський міський центр здоров'я» уклав угоду з ТОВ «ВКП «ТЕРРАКОТА» щодо придбання фотоальбомів вартістю 3 млн. грн.
Про це стало відомо зі звіту про укладання договору та проведення аукціону, який розміщений на порталі системи електронних закупівель «Прозорро».
Мова йде про придбання 10000 фотоальбомів для новонароджених міста Харкова.
Організатори торгів відхилили дві більш дешевші пропозиції: ТОВ «Ренат-2009» Наталії Воронкової та київське ТОВ «Моноліт-Друк» Оксани Кузьменко та Інни Лобанової.
Пропозиція останніх була відхилена через формальні підстави, що й було доказано у рішенні АМКУ.
Але пропозицію ТОВ «Моноліт-Друк» відхили вдруге.
Учасник торгів в тендерній пропозиції надав параметри продукції аналогічні технічному завданню. Організатори торгів заявили, що воно скопійоване з техзавдання й відхилили. Фактично представники КЗОЗ «Харківський міський центр здоров'я» показали, що виграє тут заздалегідь відома фірма, яка, навіть, копійку не скинула під час аукціону. Здається вони знали, що виграють у будь-якому випадку.
ТОВ «ВКП «ТЕРРАКОТА» раніше було зареєстроване у Донецьку. Фірма записана на Ольгу Тарнавську з Донецька та киянку Олесю Константинову. Директором є Олександр Шиманович.
- Информация о материале
Порошенко хотел уволить Гройсмана: премьер уже нашел себе новых союзников
С приближением президентских и парламентских выборов Верховной Раде все сложнее принимать важные решения. Отложили нардепы и традиционный отчет правительства, который мог бы позволить запустить механизм отставки Кабмина Владимира Гройсмана, чего еще недавно хотели в окружении президента Петра Порошенко. Почему решили повременить с отчетом и каких новых союзов во власти стоит ожидать, разбирался «Апостроф».
Еще на прошлой неделе во фракции «Блок Петра Порошенко» прогнозировали, что отчет о работе правительства Владимира Гройсмана должен состояться на текущей пленарной неделе. Напомним, что 14 апреля исполнилось два года с момента назначения этого состава Кабмина.
Процедура отчета правительства предусмотрена регламентом Верховной Рады. После рассмотрения документа в комитетах его заслушивают в сессионном зале – и либо поддерживают, либо не поддерживают. Если парламент не поддерживает отчет, то работу Кабмина признают неудовлетворительной и могут выразить ему недоверие. Если это решение набирает 226 голосов, правительство могут отправить в отставку.
Именно такой сценарий до недавнего времени рассматривали в пропрезидентской партии, где растущая самостоятельность премьера Владимира Гройсмана и его заигрывание с отдельными группами в БПП и с «Народным фронтом» стали вызывать раздражение. Кроме того, как анонимно сообщил «Апострофу» один из народных депутатов, президент хотел увеличить свое влияние в Кабмине.
«Он хотел уволить Гройсмана. Были идеи, что и.о. тогда станет подконтрольный ему [первый вице-премьер-министр Степан] Кубив. Были идеи и о назначении Юрия Луценко, но тогда не договорились, и момент был упущен. Также он (Порошенко, - «Апостроф») хотел увеличить свою квоту в правительстве», - сообщил собеседник «Апострофа».
Еще недавно в президентском окружении рассчитывали заменить четырех министров: министра инфраструктуры Владимира Омеляна, министра финансов Александра Данилюка, и.о. министра здравоохранения Ульяну Супрун и министра аграрной политики Тараса Кутового. Однако пока этот вопрос решили отложить.
«Сейчас под это нет голосов. Если мы элементарно сейчас даже не можем уволить министров, которые подали заявления на отставку, то как назначить кого-то? Голосов просто не наберется. Вопросы отложили в долгий ящик, никаких назначений пока не будет. Но от идеи увеличить влияние президента в Кабмине окончательно не отказались», - сообщил «Апострофу» осведомленный нардеп от БПП.
Впрочем, на публику президент и члены правительства демонстрируют единство и согласие. Поздно вечером 17 апреля Порошенко собрал в Администрации президента почти всех министров. Отсутствовали только «проблемные» – Владимир Омелян, Ульяна Супрун (которая, говоря словами одного из министров, «формально не является членом Кабмина») и Александр Данилюк, находящийся в командировке.
На встрече, как позже рассказал «Апострофу» вице-премьер-министр Павел Розенко, говорили о единстве правительства и президента, отсутствии каких-либо кадровых перестановок, а также о создании в Украине единой поместной церкви - «горячей теме» последних дней. Министр юстиции Павел Петренко в комментарии «Апострофу» добавил, что также поднимался вопрос усиления санкций против России.
Однако еще один член правительства неофициально сообщил изданию, что причиной встречи было желание Порошенко заручиться поддержкой министров на грядущих выборах. «Собрал, чтобы показать, что у нас все хорошо, президентско-премьерская вертикаль работает слаженно, что такие встречи следует проводить чаще. Однако скрыть конфронтацию с Гройсманом не удалось», - рассказал собеседник.
Тем временем отчет правительства перенесли на конец июня. Официальной причиной стал отъезд в командировку в США главы комитета ВР по вопросам экономической политики, «фронтовика» Андрея Иванчука (на его комитете должны были заслушать отчет Кабмина). Непублично депутаты признаются, что такой шаг – элемент подыгрывания премьеру со стороны «Народного фронта», особенно со стороны спикера Андрея Парубия, с которым у Гройсмана завязывается особенно плотное сотрудничество.
«Гройсман усилился за счет «Народного фронта», Парубий по сути отправил в командировку в Штаты Иванчука по формальным причинам, чего в пленарные недели обычно не делает, чтобы Гройсман не отчитывался перед Радой», - сообщил «Апострофу» информированный источник.
Сам же Андрей Иванчук называет подобные разговоры слухами. «Конференция в Штатах длилась понедельник-вторник, два дня, и отчет правительства будет заслушан в ближайшее время. Пусть расскажут, чем они занимаются, а то опять придут и скажут, какие мы молодцы», - сказал нардеп в комментарии «Апострофу».
Но еще один депутат, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре с «Апострофом» добавил, что сейчас «Народный фронт» готов делать многое, лишь бы идти наперекор президенту.
«Они видят Гройсмана хедлайнером своей политической силы. [Арсений] Яценюк вряд ли будет первым номером и вообще [вряд ли будет] баллотироваться, он и так сохраняет большое влияние на многие процессы. А «Народный фронт» подыгрывает Гройсману, потому что тот нашел с ними контакт», - говорит собеседник.
Еще одна причина, почему в оттягивании отчета заинтересована теперь команда Гройсмана-Парубия-Яценюка, - нежелание идти на досрочные парламентские выборы, которыми еще недавно запугивали в БПП. Ведь роспуск Кабмина мог бы стать толчком к такому процессу. И ни премьер, ни «фронтовики» сейчас, разумеется, в этом не заинтересованы.
Интересно, что в четверг, 19 апреля, Владимир Гройсман опубликовал в своем Twitter следующее заявление: «Я хочу бороться за Украину и буду принимать участие в очередных парламентских выборах. Также я хочу привести с собой преданных людей, которые конкретными решениями и шагами будут менять Украину».
«Этим заявлением он четко дал понять, что никаких досрочных выборов не будет», - пояснил «Апострофу» один из приближенных к главе Кабмина депутатов.
Вместе с тем источник выразил сомнение, что премьер готов объединяться со всем «Народным фронтом». «Скорее с кем-то отдельно, иначе они могут не преодолеть проходной барьер», - сказал собеседник, намекая на сотрудничество Гройсмана и Парубия.
При этом в политических кругах пока нет понимания, как себя поведут лидер «фронтовиков» Арсений Яценюк и еще один влиятельный бенефициар «Народного фронта», министр внутренних дел Арсен Аваков, которого уже неоднократно уличали в тайных встречах с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко, о чем писал «Апостроф».
«Народный фронт» и Владимир Гройсман вместе пытаются избежать досрочных выборов, полагает политический эксперт Ярослав Макитра.
«Да, они могут много Порошенко не дать, но то, что это разрушит тандем Гройсмана-Яценюка, очевидно, учитывая их рейтинги», - говорит эксперт «Апострофу».
На Банковой в свою очередь сосредоточились на том, как бы обуздать Гройсмана и Яценюка. «Сложно представить, что будет, если Яценюк и Гройсман активно пойдут против президента, ведь это серьезные финансовые и медийные ресурсы», - продолжает Макитра.
Между тем и Гройсман, и Аваков с Яценюком сейчас готовы открыто говорить о своей позиции и в случае дальнейшего давления публично идти против президента. «Задача сейчас одна – избежать досрочных выборов и в ходе уже очередной избирательной кампании делать ставку на того или иного кандидата в президенты. И далеко не факт, что этим кандидатом будет Порошенко», - резюмировал политолог.
- Информация о материале
Як і навіщо посилювати правову спроможність громад?
Що таке «правова спроможність»?
У рамках проекту «Посилення правової спроможності та правова допомога малозабезпеченим групам населення» Програми розвитку ООН в Індонезії було сформовано таке функціональне визначення цього поняття:
«правова спроможність може бути досягнута шляхом розширення доступу до правосуддя через підтримку юридичних послуг, розвиток правоздатності, правової обізнаності та здійснення відповідних заходів для бідних та інших малозабезпечених груп населення».
А у звіті генсека ООН «Правова спроможність бідних груп населення та викорінення бідності» 2009 року «правову спроможність» визначено як:
«процес систематичних змін, внаслідок яких бідні групи населення стають захищеними та мають змогу використовувати закон з метою відстоювання своїх прав та інтересів як громадян та як учасників економічних відносин».
Ці визначення об’єднує основна ідея того, що в рамках посилення правової спроможності мають забезпечуватися сприятливі умови для реалізації особами і громадою в цілому своїх прав.
Пам’ятаємо, що децентралізація владних повноважень вимагає від місцевих рад об’єднаних територіальних громад вирішувати такі питання, як планування та виконання бюджету, розпорядження землями комунальної власності, супровід договірної роботи та здійснення представництва в судах – це все потребує належної правової спроможності.
Провайдери правової допомоги
Безоплатна правова допомога в Україні надається установами державної системи безоплатної правової допомоги та недержавними організаціями.
Провайдери правової допомоги-недержавні організації представлені громадськими організаціями всеукраїнського та регіонального рівнів, метою діяльності яких є забезпечення прав людини, у тому числі надання правової допомоги.
Соціальний запит населення громад на отримання правової допомоги є достатньо високим. Так, у перші роки формування державної системи безоплатної правової допомоги, за оцінкою урядових та неурядових міжнародних організацій, запит населення на безоплатну правову допомогу значно перевищував наявні можливості.
У 2017 році мережею приймалень Української Гельсінської спілки з прав людини було проведено серію круглих столів з цієї теми. Під час обговорення учасниками було констатовано, що запит від населення на отримання правової допомоги все одно перевищує існуючі можливості.
Громадянське суспільство характеризується серед іншого й тим, що в ньому завжди знайдуться ініціативні громадяни, які мають змогу і бажання долучитися до правопросвітництва та надання правової допомоги.
В Україні вже реалізується проект із впровадження інституту параюристів (тобто громадських радників), який активно підтримують Міжнародний фонд «Відродження» спільно з Координаційним центром з надання правової допомоги, Мережа правового розвитку та інші партнери у сфері захисту прав людини.
Мережа хабів громадянського суспільства також складається з груп активних громадян, які серед іншого займаються і посиленням правової спроможності громад.
Варто зазначити, що «відцентрова» підтримка сталого розвитку спроможності установ державної системи безоплатної правової допомоги є й одним із завдань Міністерства юстиції.
Розробка державної політики доступу до правосуддя, затвердження стандартів якості, сприяння проведенню навчання, підтримка створення форматів залучення громад до правосуддя і наближення правосуддя до громад (зокрема, створення правових клубів у регіонах) є тими інструментами, які дозволять забезпечити посилення правової спроможності об’єднаних територіальних громад.
Розвиток співпраці
Ще одна проблема полягає в тому, що громади сьогодні не завжди готові співпрацювати з провайдерами правової допомоги та не до кінця довіряють такій співпраці, оскільки вони часто не розуміють, навіщо їм потрібна така співпраця – яка вигода для громади? – і як її реалізувати.
На нашу думку, необхідно побудувати своєрідний «місток довіри» між громадами та провайдерами правової допомоги – забезпечити доведення до громад інформації про провайдерів правової допомоги і сприяти усвідомленню переваг від співпраці з ними.
Першим кроком на шляху до цього стало оприлюднення Карти загальнонаціонального правопросвітницького проекту «Я МАЮ ПРАВО!», що дало змогу отримати у вільному доступі інформацію про основних провайдерів правової допомоги в Україні.
Наразі спільно з ключовими партнерами розробляються формати юридичної взаємодії Громада – Провайдер – Партнери (недержавні фонди), також необхідно мати типові Програми надання безоплатної правової допомоги, де громада виступить «замовником» правової допомоги, а провайдери – її «постачальниками» («надавачами послуг»).
Об’єднані територіальні громади та провайдери правової допомоги мають спільну мету – забезпечення громади якісною та доступною правовою допомогою. При цьому місцева влада є відповідальною за створення умов для такого забезпечення, а провайдери правової допомоги – за, власне, якість та доступність надаваної населенню правової допомоги.
Кінцеві цілі та приховані можливості співпраці
Співпраця об’єднаних територіальних громад та провайдерів правової допомоги має такі цілі:
– Посилення правової спроможності об’єднаних територіальних громад.
Завдяки вказаній співпраці більше громадян отримають правову допомогу – а відтак більшій кількості громадян буде гарантовано право на справедливий суд.
Крім того, більше місцевих рад об’єднаних територіальних громад зможуть отримати від провайдерів правової допомоги експертну підтримку своєї діяльності.
– Залучення додаткових джерел фінансування провайдерів правової допомоги.
Провайдери як виконавці Програми надання безоплатної правової допомоги зможуть отримати право доступу до коштів місцевого бюджету та інших джерел, не заборонених законодавством.
Проектні пропозиції громадських організацій зможуть брати участь у відборі на отримання грантової донорської допомоги.
Взаємодія об’єднаних територіальних громад із провайдерами правової допомоги в перспективі передбачає й інші позитивні можливості.
Так, завдяки співпраці об’єднаних територіальних громад та провайдерів правової допомоги вдасться створити платформу для постійної комунікації громади і тих, хто здійснює правосуддя чи сприяє йому.
Ми переконані, що посилення правової спроможності громад стане основою для посилення справедливості та збільшення економічного розвитку.
- Информация о материале
Страница 69 из 2102
 
											 
						